Леонид Иович Гайдай

Леонид Гайдай

Леонид Гайдай — советский режиссер, актер и сценарист, который был удостоен звания народного артиста СССР в 1989 году. Он известен прежде всего своими кинокомедиями, большинство из которых вошли в золотой фонд российского кинематографа. Картины, снятые Леонидом Иовичем, наполнены искрометными шутками, ушедшими в народ, забавными трюками, в которых кинокритики находили перекличку с работами Чарли Чаплина и Гарольда Ллойда, и, конечно, прекрасными песнями, которые радуют и сегодня.

Детство и юность

Будущая легенда отечественного кино родилась в поселке Свободном, расположенном в Амурской области. Но ему еще не было и года, когда семья перебралась в Читу, а затем в Иркутск, где и прошло детство мальчика. Он рос вместе с двумя старшими детьми — братом Александром и сестрой Августой. Родители Гайдая были простыми тружениками, служащими железной дороги. При этом ведомстве учился и Леонид, окончивший железнодорожную школу накануне войны.

В итоге Гайдая перевели на Калининское направление в разведку, где он геройски проявил себя во время одного из сражений, а позднее получил тяжелое ранение, наступив на вражескую мину. Молодого человека комиссовали, и до конца войны он находился в тылу. После Великой Победы Гайдай окончил в Иркутске театральную студию, немного поработал в драматическом театре актером и осветителем, а затем отправился в Москву покорять ВГИК, куда поступил на режиссерский факультет.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера сложилась счастливо и гармонично. С будущей женой, актрисой Ниной Гребешковой, Леонид Иович познакомился во ВГИКе — девушка была его однокурсницей. Они поженились в 1953 году и дружно прожили 40 лет. Кстати, режиссер был расстроен нежеланием супруги официально брать его фамилию, но Гребешкова объясняла свой отказ тем, что не сразу понятно — мужчина или женщина скрывается под фамилией Гайдай, а для актрисы это важно. В семье родилась дочь Оксана, которая впоследствии подарила Леониду и Нине внучку Ольгу.

Фильмы

В кино Леонид дебютировал в 1955 году, причем как актер. Он сыграл Алешку в комедии «Ляна». Но актерская биография у Гайдая не задалась, чего не скажешь о работе по другую сторону камеры. Уже через год случился его режиссерский дебют: он выпустил драматический фильм «Долгий путь». Картину отметил лично знаменитый Михаил Ромм, который каким-то образом в чистой драме сумел рассмотреть задатки Гайдая-комедианта. Именно Ромм посоветовал Леониду Иовичу присмотреться к юмористическому жанру.

Леонид Гайдай в молодости

Тогда Гайдай выпустил сатирическую ленту «Жених с того света», из-за которой чуть было не лишился карьеры. От фильма после цензуры осталась едва половина, но даже после такой беспощадной нарезки начинающему режиссеру запретили снимать. Тогда Гайдай в первый и последний раз пошел на сделку с «Мосфильмом»: он поставил идеологическую драму о пароходе «Трижды воскресший», благодаря которой ему было разрешено работать дальше. Но сам режиссер стеснялся этого фильма до конца жизни.

В 1961-м Иван Пырьев создал киноальманах «Совершенно серьезно», в котором молодые режиссеры могли представить собственные комедийные короткометражки. Леонид Иович к тому моменту успел снять забавную картину «Пес Барбос и необычный кросс», которую позднее номинировали на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах в категории «Лучший короткометражный фильм». С этой ленты началось шествие по гайдаевским лентам знаменитой троицы: Труса (в исполнении Георгия Вицина), Балбеса (Юрий Никулин) и Бывалого (Евгений Моргунов).

Вскоре на экраны вышла еще одна зарисовка из жизни трио жуликов — «Самогонщики». А спустя несколько лет герои вновь появились в ленте Гайдая, но теперь уже как второстепенные персонажи. На первый план комедии «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» вышел обаятельный незадачливый студент, в котором многие увидели сходство с самим режиссером.

В трех новеллах этого героя блистательно сыграл Александр Демьяненко, хотя на Шурика пробовались Олег Видов, Виталий Соломин и другие артисты. В каждой из серий Леонид Иович использовал любимые приемы: трюки, звуковые эффекты, а также позволял артистам импровизировать. Так, сцена, где Балбеса «кусает» скелет, получилась благодаря шалости Никулина, которую успела запечатлеть пленка.

Полюбившиеся зрителям персонажи (студент и жулики) предстали и в следующей комедии Гайдая «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — в исполнении тех же актеров. А вот барышня нужна была новая. В героине, позаимствовавшей имя у жены режиссера, должны были органично сочетаться черты лермонтовской Бэлы, Кармен из новеллы Проспера Мериме и Павлины из софроновской «Стряпухи». Пробы проходили Лариса Голубкина, Марианна Вертинская и другие красавицы советского кинематографа, но не соответствовали типажу.

Случайно ассистентка Гайдая узнала, что под задуманный образ подходит молодая актриса Наталья Варлей, ранее выступавшая в цирке. Познакомившись с исполнительницей, Леонид Иович, помимо непосредственно пробных сцен, спросил исполнительницу, может ли та играть перед камерой в купальнике. Для Варлей это не составило труда — раскрепощенность Натальи объяснялась тем, что в цирке купальный костюм был для нее своего рода привычной рабочей одеждой.

Выйдя на экраны, лента сразу полюбилась зрителям, в том числе благодаря чудесным песням, написанным Александром Зацепиным, с которым у постановщика сложился прекрасный творческий союз.

Наталья Варлей и Леонид Гайдай

После режиссер решил обратиться к жанру криминальной комедии, сняв фильм «Бриллиантовая рука». В основу картины легла история о контрабандных перевозках, участившихся в то время в Союзе. Роль Семена Горбункова, простого советского гражданина, по стечению обстоятельств вовлеченного в операцию по разоблачению преступников, писалась специально под Юрия Никулина — артиста утвердили без проб.

В комедии появилась вся семья Юрия Владимировича — жена сыграла экскурсовода, а сын отметился в морской сцене. Гайдай снял в фильме и свою супругу — Нина Гребешкова появилась в образе Надежды Горбунковой, верной спутницы главного героя. При этом актриса отбиралась на общих основаниях, пройдя кастинг. Особый колорит картине придали контрабандист Гена Козодоев и его напарник Лелик в блистательном исполнении Андрея Миронова и Анатолия Папанова, а также управдом Варвара Сергеевна Плющ (Нонна Мордюкова).

Как и в ранних комедиях Гайдая, здесь не обошлось без прекрасной дамы в купальнике. Роль соблазнительной пособницы контрабандистов, исполняющей завораживающий танец под мелодию специально написанного для фильма танго «Помоги мне», досталась Светлане Светличной. Для того времени эпизод с полуобнаженной героиней на экране был по-настоящему скандальным, но режиссеру удалось сохранить сцену.

В 1970-х Леонид Иович экранизировал классические произведения русских авторов. В коллекции режиссера появились знаменитые комедии «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию», без которых сегодня сложно представить фильмографию мастера. Кстати, сам Гайдай нередко появлялся в собственных фильмах в маленьких эпизодах. Последними его работами стали перестроечные картины «Частный детектив, или Операция “Кооперация”» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди», в которых главную роль сыграл Дмитрий Харатьян.

Смерть

В последние годы жизни Леонид Иович сильно болел. У фронтовика осталась незаживающая рана на ноге, а затем из-за пристрастия к курению режиссера стали беспокоить дыхательные пути. В 1993 году мастер заболел воспалением легких и попал в больницу, где и скончался. Причиной смерти медики назвали тромбоэмболию легочной артерии. Похоронен Гайдай на Кунцевском кладбище в Москве.

Память

Имя Гайдая присвоили крупнейшему кинотеатру Иркутска, а на доме, где вырос кинорежиссер, разместили мемориальную доску. Памятные доски появились и на школах, где учился маэстро и где в 1943–1944 годах располагался госпиталь, в котором он проходил лечение после ранения, а также на первом корпусе дома № 5 на московской улице Черняховского, где Леонид Иович жил после переезда в Москву.

Леонид Гайдай и Нина Гребешкова

В Перми перед кинотеатром «Кристалл» в 2010 году появилась скульптурная композиция «Трус, Балбес и Бывалый», состоящая из трех знаменитых героев, переходивших у Гайдая из фильма в фильм. Комедийные персонажи изображены в полный рост в движении и без постамента, поэтому сливаются с толпой, когда вокруг кинотеатра собираются люди.

Через 2 года подобная композиция была открыта и в Иркутске. Но здесь, кроме знаменитой троицы, присутствовал также и сам Гайдай на режиссерском стульчике. Не забыли о легенде советских кинофильмов и в Москве — одна из площадей на территории киностудии «Мосфильм» носит имя Леонида Гайдая.

К 90-летнему юбилею режиссера компания «Красный квадрат» подготовила документальный фильм «Леонид Гайдай. Великий пересмешник». В картину вошли яркие эпизоды из творческой биографии сценариста, а также интервью с артистами, снимавшимися в гайдаевских лентах. Публика увидела редкие фото из семейных архивов, услышала рассказы о знаменитом муже от его вдовы.

Фильмография

  • 1961 — «Пес Барбос и необычный кросс»
  • 1965 — «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1966 — «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
  • 1968 — «Бриллиантовая рука»
  • 1971 — «12 стульев»
  • 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию»
  • 1975 — «Не может быть!»
  • 1982 — «Спортлото-82»
  • 1989 — «Частный детектив, или Операция «Кооперация»
  • 1992 — «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди»

Интересные факты

  1. Многих интересовал вопрос о национальности Леонида Иовича. Отца режиссера звали Иов Исидович, что намекало на семитские корни, однако сам Гайдай не мог считаться евреем, так как наследование в этом случае передается по матери, а мама творца Мария Ивановна Любимова была русской, родившейся на Рязанщине.
  2. На отборочной комиссии на фронт военком искал добровольцев для перевода в горячие точки, и на каждый вопрос — «Кто в артиллерию?», «В кавалерию?», «Во флот?» — юный Гайдай выкрикивал: «Я!». Тогда офицер и сказал знаменитую впоследствии фразу «Подождите вы! Дайте огласить весь список!», которую позднее режиссер включил в киноновеллу «Напарник».

Леонид Иович Гайдай

Леонид Гайдай – советский кинематографист, сценарист и актер. Народный артист РСФСР, создатель бессмертных шедевров «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука» и многих других.

Мечтой детства Леонида Гайдая была актерская профессия, и некоторое время он действительно служил в театре. Однако прославила мэтра отнюдь не сцена, а режиссерская работа, плодами которой стали шедевры кинематографа, любимые всеми.

Гениальные комедийные фильмы «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Операция «Ы» стали самыми любимыми в Советском Союзе и собрали более двухсот миллионов просмотров за весь период проката.

Детство и юность

Будущий режиссер родился 30 января 1923 года на Дальнем Востоке – в городке Свободный Амурской области. Его отец, Иов Гайдай, оказался в этом далеком регионе не по своей воле – он был сослан сюда за ведение революционной деятельности. Когда закончился срок ссылки, Гайдай-старший решил остаться в Свободном и устроился рабочим на железную дорогу. Вскоре к нему переехала невеста Мария и молодые люди поженились. В браке родилось трое детей: сын Саша, дочь Августа и младший ребенок Леня.

После появления Леонида семейство перебралось в Читу, а через несколько лет и в Иркутск. В этом сибирском городе маленький Гайдай пошел в первый класс.

Леонид Иович Гайдай

Мальчик был прилежным учеником, обожал читать книги. Правда, дисциплина будущего режиссера хромала: он часто попадал в эпицентр драк со сверстниками и любил задирать девчонок.

В школьные годы Леня был членом кружка художественной самодеятельности при местном ДК. Вместе с коллективом в качестве балалаечника он объездил всю Восточную Сибирь. Гайдай увлекался творчеством Владимира Маяковского и Михаила Зощенко, а с их произведениями даже успешно выступал на литературных конкурсах.

К началу Великой Отечественной войны будущий кинематографист был уже выпускником школы. Как вспоминал сам мэтр, известие о нападении фашистов он и его ровесники приняли с воодушевлением – все мальчишки рвались на фронт, чтобы уничтожать врага. Однако, на тот момент Гайдай и его друзья еще немного не дотягивали до призывного возраста.

Фраза «Да подождите вы, дайте огласить весь список!» из кинофильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» возникла неслучайно. Когда набирали добровольцев на фронт, военком выкрикивал вопросы: «Кто во флот?», «Кто в разведку?», «Кто в артиллерию?», «Кто в кавалерию?». Каждый раз молодой Гайдай выкрикивал «Я!» и делал шаг вперед, что вынудило офицера немного осадить пылкого юношу. В дальнейшем этот забавный инцидент режиссер адаптировал для знаменитого фильма.

Юноша стал ожидать призыва, устроившись в Иркутский драмтеатр им. Охлопкова. Сюда в те годы был эвакуирован Московский театр сатиры. Он был простым разнорабочим, в чьи обязанности входила уборка сцены, работа с осветительными приборами и установка декораций. Но и ему позволялось свободно посещать все спектакли театра, которые он вскоре выучил на зубок.

Леонид Иович Гайдай

В начале 1942-го Леонид Гайдай был призван в армию и отправлен служить на территорию Монголии. Его главной задачей был уход за армейскими лошадьми: он кормил их, объезжал, готовил на фронт. Парень окончил полковое училище, после чего был переведен в Московскую область сражаться на Калининском фронте.

В декабре 1942 года Леонид участвовал в военной операции под Великими Луками. Леониду удалось забросать гранатами огневой дот фашистов, уничтожить троих противников и взять несколько пленных. Уже в конце года молодого бойца удостоили награды «За боевые заслуги» и назначили командовать отделением. Военного руководство службой Гайдая было довольно – команды он отдавал четко, среди бойцов пользовался уважением.

Работа в драмтеатре и ВГИК

Во время выполнения разведывательного задания в 1943 году Леонида тяжело ранило – он подорвался на вражеской мине. В госпиталях он провел более полугода, и все это время передвигался на костылях. Ему дали инвалидность и в начале 1944 года комиссовали в Иркутск.

Вернувшись домой, будущий режиссер поступил в студию актерского мастерства при местном театре. Отучившись, молодой человек стал работать по профессии и играл роли на сцене Иркутского драмтеатра. Поначалу это были эпизодические персонажи, но вскоре начинающему актеру предложили сыграть в постановке «Молодая гвардия» по роману А. Фадеева. В постановке Гайдаю досталась роль Ивана Земнухова – одного из ключевых персонажей. Спектакль долго обсуждался в местных газетах, а Леониду стали предлагать все больше интересных образов.

Леонид Иович Гайдай

Проработав в сибирском театре два года, Гайдай решил отправиться в столицу, чтобы стать студентом театрального института. Молодой человек подал документы сразу в два ВУЗа – во ВГИК и ГИТИС. Во втором учебном заведении парень экзамены провалил, зато ВГИК принял его с распростертыми объятиями.

У Гайдая была привычка – он любил подшучивать над однокурсниками и учителями. Не все понимали юмор, поэтому студента отчислили после первой же сессии. Однако, Леониду удалось восстановиться, и совсем скоро он попал на обучение к Григорию Александрову.

Кинематограф

Еще в студенческие годы Леонид Иович начал подрабатывать на киностудии: помогал режиссеру, выполнял различные поручения руководства. А в 1955-м в актерской биографии Гайдая произошло яркое событие: ему досталась одна из главных ролей в фильме «Ляна» режиссера Бориса Барнета.

Леонид Иович Гайдай

На киностудию «Мосфильм» молодой человек попал благодаря именитому режиссеру Ивану Пырьеву. Там родилась его дебютная картина «Долгий путь», основой для сценария которой стали рассказы В. Г. Короленко. Фильм показали Михаилу Ромму, который очень заинтересовался талантом начинающего режиссера. В тот период Ромм добился разрешения открыть на территории «Мосфильма» свою студию, куда он и пригласил работать Гайдая. Было решено снимать комедию, и Леонид немедля приступил к творческому процессу. В 1958 году на экраны вышла комедийная лента «Жених с того света», главных персонажей в которой сыграли Георгий Вицин и Ростислав Плятт.

Леонид Иович Гайдай

Картина высмеивала бюрократию, которой обросли советские номенклатурные работники. Это не понравилось «большим людям», которые распорядились подвергнуть ленту жесткой цензуре. В итоге из отснятых полутора часов осталось всего 47 минут, а остальные сцены были безжалостно вырезаны. Как позже вспоминал однокурсник Гайдая — Иван Фролов, режиссер очень переживал случившееся и даже зарекался больше никогда не снимать комедии.

Иван Пырьев посоветовал Леониду Иовичу снять что-нибудь патриотическое. Так в 1960 году появилась картина «Трижды воскресший» — экранизация произведения «Пароход зовут Орленок» писателя Александра Галича. Это был настоящий кинематографический провал: зрители и критики приняли картину негативно, и Гайдай вполне мог лишиться профессии. Несмотря на хорошие отношения с директором «Мосфильма» Пырьевым, Леонида практически отстранили от съемок фильмов.

После такой серьезной неудачи режиссер на некоторое время покинул Москву и отправился к родителям в Сибирь. В Иркутске он отдыхал, общался с родственниками и много читал. Однажды, читая старый номер «Правды», Леонид Иович наткнулся на фельетон «Пес Барбос», написанный Степаном Олейником. Тут же пришла в голову мысль экранизировать это произведение, и Гайдай принялся писать сценарий. Тогда же родились Трус, Балбес и Бывалый, которых на экране представили Г. Вицин, Ю. Никулин и Е. Моргунов. Это была короткометражка – лента «Пес Барбос и необыкновенный кросс» длилась всего 10 минут.

Леонид Иович Гайдай

Коротенькую ленту впервые продемонстрировали в 1961 году на Московском кинофестивале. Благодаря «Псу Барбосу» режиссер стал знаменитым не только в СССР, но и за рубежом: картина была переведена на несколько языков и удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.

Успех воодушевил автора, и он решил снять продолжение фильма с теми же героями – «Самогонщики». Гайдай вновь был и режиссером, и сценаристом картины. Работа вошла в «Сборник комедийных фильмов», созданный на киностудии «Мосфильм».

Новым проектом режиссера стала картина «Деловые люди» — экранизация новелл О. Генри. Сюжет объединил три самостоятельных рассказа писателя: «Дороги, которые мы выбираем», «Родственные души» и «Вождь краснокожих». В 1962 году фильм был признан одним из самых популярных: количество его просмотров перевалило за 20 миллионов зрителей.

«Деловые люди» вывели мастера на новый уровень популярности. Он решил снять комедийный фильм со злободневным сюжетом, героями которого станут обычные советские люди. Подходящий сценарий режиссер отыскал у авторов Костюковского и Слободского, которые назвали свое произведение «Несерьезные истории». Вместе со сценаристами Гайдай переделал сюжет, добавив третий рассказ, в котором вновь появились персонажи его короткометражных фильмов Трус, Балбес и Бывалый. Съемки продолжались девять месяцев, и за это время неоднократно менялся как сценарий, так и имя главного героя. Изначально интеллигентный студент был Владиком, но в экранной версии зрители увидели уже Шурика.

Леонид Иович Гайдай

Режиссер решил дать актерам карт-бланш: были разрешены импровизации, собственные шутки. Заучивать роли слово в слово Гайдай не требовал. Фильм, появившийся на экранах страны летом 1965 года, обрел название «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В первый же год проката картину посмотрели порядка семидесяти миллионов зрителей, она была удостоена «Серебряного дракона Вавеля» на международном фестивале кино в Кракове.

Леонид Иович так увлекся приключениями Шурика, что решил не останавливаться и снять продолжение. В фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» зрители в последний раз увидели Труса, Балбеса и Бывалого. Как и в предыдущих работах, многие сцены этой картины появлялись спонтанно, по ходу творческого процесса. Он экспериментировал, по нескольку раз заставляя артистов переигрывать одни и те же эпизоды. По задумке автора, «Кавказская пленница» должна была стать зрелищным фильмом, наполненным динамикой и яркими трюками. К музыкальному сопровождению режиссер отнесся с особым вниманием: в итоге зрители получили не только захватывающий фильм, но и настоящие хиты того времени. В их число вошла знаменитый шлягер поэта Леонида Дербенева и композитора Арно Бабаджаняна «Песенка о медведях», которую многие жители нашей страны знают наизусть.

Леонид Иович Гайдай

«Кавказская пленница» была готова к прокату уже осенью 1966-го, но чиновники не спешили ее одобрять. Худсовет «Мосфильма» жестко раскритиковал комедию, назвав ее невыразительной и небрежно снятой. Отдельного порицания удостоились операторы и специалисты монтажа, которым выговорили за наличие «нежелательных акцентов». На переделку работы ушел почти год, и в начале 1967-го картина наконец увидела свет. Советские зрители были в восторге от нового фильма: билеты в кинотеатры раскупались мгновенно. Интересным фактом стало то, что перед очередным полетом советские космонавты попросили поставить им «Кавказскую пленницу», другие предложенные фильмы они смотреть отказались.

Соавторами Гайдая по сценарию для «Бриллиантовой руки» вновь стали Слободской и Костюковский. Идею творческие люди почерпнули из журнала «За рубежом», где рассказывалось о реальной истории контрабандистов, перевозивших похищенные ценности в гипсовой повязке. Главная роль в картине досталась Юрию Никулину, а его коллегами по съемкам стали Андрей Миронов, Нина Гребешкова, Нонна Мордюкова и Анатолий Папанов. В прокат фильм поступил весной 1969-го, и вновь его ждал ошеломительный успех. Через год Юрия Никулина и Леонида Гайдая наградили Государственной премией РСФСР за вклад в создание популярной кинокомедии.

Леонид Иович Гайдай

Был момент, когда Леонид Иович собирался разнообразить свой репертуар и начать снимать немного другое кино. Он планировал работу над экранизацией пьесы «Бег» Михаила Булгакова, но Государственный комитет по кинематографии не одобрил это. Тогда мастер решил снять фильм по другому произведению – роману «Двенадцать стульев» автором Ильфа и Петрова. Чтобы добиться разрешения на экранизацию, Гайдаю пришлось обойти десятки инстанций и месяцами ждать от них ответов. На помощь пришел Георгий Данелия, которому, как оказалось, уже одобрили съемки «Двенадцати стульев». Он предложил коллеге взяться за эту работу вместо него – сам он уже перегорел и не хотел снимать этот фильм. Так режиссером картины стал Леонид Гайдай.

С самого начала возникла масса трудностей, одна из которых – подбор актеров. Легендарного сына лейтенанта Шмидта пожелали играть 22 претендента, среди которых были Евгений Евстигнеев, Никита Михалков и Владимир Высоцкий. Но роль проходимца Бендера режиссер выбрал малоизвестного артиста из Грузии Арчила Гомиашвили. Премьера фильма состоялась в 1971 году.

По популярности лента заметно уступала предыдущим работам Гайдая, но все же она стала одним из лидеров проката. Картина «Двенадцать стульев» получила специальные премии на кинофестивалях в Сорренто и Тбилиси.

Леонид Иович Гайдай

Далее режиссер занялся работой над новым проектом по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич». В центре сюжета – рядовой советский инженер, которому удалось создать машину времени. Леонид Иович долго не мог собрать актерский состав: многие не решались соглашаться на съемки, боясь попасть в опалу из-за юмора в адрес Ивана Грозного.

Когда картину согласовывали на «Мосфильме», худсовет потребовал вырезать несколько эпизодов, в том числе тот, где самодержец жарит котлеты. Некоторые вырезанные сцены вошли в короткометражку под названием «Черные перчатки». Фильм стал еще одной яркой работой Гайдая, после выхода которой он был удостоен звания народного артиста РСФСР. Об этой награде режиссер узнал во время съемочного процесса фильма «Не может быть!», который появился на экранах в 1975 году.

Не все работы автора стали популярными у телезрителя. «Золотыми» стали кинокомедии, созданные им в период с 1965 по 1975 год. Последнюю из его картин «Инкогнито из Петербурга» ждал сокрушительный провал в прокате. Сам матер объяснял неудачу действиями цензоров, которые самые лучшие сцены фильма отправили в мусорное ведро. А киноведы продолжали критиковать Гайдая, который перестал сотрудничать со Слободским и Костюковским, начав писать сценарии исключительно сам.

Личная жизнь

Свою единственную жену и спутницу на всю жизнь Нину Гребешкову Леонид Иович повстречал в далеком 1949-м, когда учился во ВГИКе. Девушка была его однокурсницей, поэтому они часто виделись на занятиях. После четырех лет романтических отношений пара официально расписалась в ЗАГСе.

Леонид Иович Гайдай

Как вспоминает Нина Павловна, во ВГИК ее будущий супруг пришел после фронта и госпиталей – израненный и невероятно худой. Актриса честно признается, что любви с первого взгляда не было, это сильное чувство пришло постепенно. Поначалу Нина даже побаивалась Леонида – все-таки фронтовик, да еще и старше ее на восемь лет.

Свадьба была скромной: в коммуналке собрались родственники и самые близкие друзья. Также Гребешкова рассказала, что супруг очень обиделся, когда она отказалась менять фамилию.

Единственная дочь Оксана родилась в 1957 году. По словам Нины Павловны, режиссер активно занимался ее воспитанием, но никогда не ругал и не заставлял делать что-то против ее воли. В настоящее время дочь мастера работает экономистом в банке.

Леонид Иович Гайдай

Этот брак продлился почти сорок лет, до самой смерти Гайдая. Кинорежиссер снял свою супругу в нескольких картинах, но главными ролями не баловал. Талантливую игру Нины Гребешковой можно увидеть в картинах «Спортлото-82», «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука».

Последние годы жизни

В 1980 годы режиссер продолжил снимать кино, а так же начал сотрудничать с журналом «Фитиль» и создавать для него сюжеты. Он создал экранизацию повести «За спичками» финского писателя-революционера Майю Лассила и снял комедию «Спортлото-82». Эти картины стали последними яркими работами автора.

Леонид Иович Гайдай

Появившиеся позже киноленты «Частный детектив, или операция «Кооперация» и «Опасно для жизни!» особого успеха не обрели – зрители и кинокритики остались к ним равнодушными. Вспоминая о провалах картин, Нина Гребешкова писала, что муж всегда болезненно реагировал на это. Режиссер изучал афиши кинотеатров, пытаясь найти на них созданные им фильмы.

В конце 80-х за заслуги перед отечественным кинематографом Леонид Гайдай был удостоен звания народного артиста РСФСР.

Смерть

В 90-х давно напоминавшие о себе проблемы с сердцем обострились, и здоровье Леонида Иовича резко ухудшилось. В тот сложный период «Мосфильм» почти не финансировал новые проекты, и режиссер был вынужден сидеть без работы.

Леонид Иович Гайдай

Его последним проектом стал фильм «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди». Начавшиеся до распада Союза съемки велись в России и Соединенных Штатах, а закончились они в 1993 году. В год премьеры Гайдая госпитализировали в столичную клинику, где 19 ноября он скончался. Как известно из официального заключения, причиной стала тромбоэмболия лёгочной артерии. Знаменитый режиссер похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Интересные факты

Фильмография режиссера

  • 1956 Долгий путь
  • 1958 Жених с того света
  • 1960 Трижды воскресший
  • 1961 Пёс Барбос и необычный кросс
  • 1961 Самогонщики
  • 1962 Деловые люди
  • 1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • 1966 Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика
  • 1968 Бриллиантовая рука
  • 1971 12 стульев
  • 1973 Иван Васильевич меняет профессию
  • 1975 Не может быть!
  • 1977 Инкогнито из Петербурга
  • 1980 За спичками
  • 1982 Спортлото-82
  • 1985 Опасно для жизни!
  • 1989 Частный детектив, или операция «Кооперация»
  • 1992 На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди
Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

ГАЙДАЙ
Леонид
Иович

ГАЙДАЙ Леонид Иович

Леонид Гайдай – популярный советский режиссер, сценарист, актер. В 1989 году был удостоен звания Народного артиста СССР. Прежде всего, он популярен своими комедийными проектами, большая часть которых вошла в летопись отечественных фильмов классического жанра. Наиболее известными картинами стали «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «12 стульев» и «Иван Васильевич меняет профессию».

Детские и юношеские годы Леонида Гайдая

По слухам, Гайдай Леонид считал себя русским, однако отца режиссера звали Иов, что указывало на семитские корни. По иным источникам, отец Гайдая имел украинское происхождение, однако сам режиссер не считается евреем, так как наследование данной национальности передается по линии матери.

Леонид планировал пойти добровольцем на фронт, однако из-за совсем юного возраста ему отказали. Тогда Гайдай устроился на работу в Московский театр, который в тот момент находился в Иркутске, так как попал под эвакуацию. Уже через год молодой парень был мобилизован, но изначального его отправили на службу в тихую Монголию. Сам парень был весьма возмущен эти и постоянно требовал перевода на фронт.

В результате Гайдая Леонида перевели в разведку на Калининское направление, где он проявил себя геройски во время одного из сражений. Позднее он получил сильное ранение, наступив на мину врага. Молодой человек был комиссован, и до самого окончания войны находился в тылу.

Фильмы Леонида Гайдая

В кино Гайдай Леонид дебютировал в 1955 году, причем не в роль режиссера, а в роли актера. Гайдай сыграл тогда парня Алешку в комедийной ленте «Ляна». При этом его актерская карьера совершенно не удалась, чего нельзя сказать о работе по другую сторону камеры. Примерно через год Леонид совершил дебют в сфере режиссуры и выпустил драматическую картину «Долгий путь». Картина была отмечена лично знаменитым Михаилом Роммом, который каким-то образом в драме рассмотрел задатки комедианта. Именно Ромм посоветовал Гайдаю Леониду присмотреться к более юмористическому жанру.

Тогда режиссер решает выпустить сатирическую картину «Жених с того света», из-за которой чуть не потерял работу и не завершил карьеру режиссера. После цензуры от проекта осталось менее половины, однако даже после подобной нарезки режиссеру запретили на некоторое время снимать. Тогда Гайдай решился пойти на сделку с «Мосфильмом». Он сделал идеологическую драму, которая способствовала дальнейшему разрешению на продолжение работы. При этом сам режиссер стеснялся данного проекта до конца своих дней.

В 1961 году Гайдай Леонид снимал короткометражные ленты «Самогонщики», «Пес Барбос и необычный кросс». Данные ленты принесли всесоюзную славу не только режиссеру, но и Трусу, Балбесу и Бывалому в исполнении Юрия Никулина, Евгения Моргунова и Георгия Вицина.

Экранизировав несколько проектов американского юмориста в картине «Деловые люди», Гайдай Леонид решает вернуться к советской действительности, поэтому дарит публике одну за другой популярные в последствие картины «Бриллиантовая рука», «Не может быть!», «Кавказская пленница», «Операция «Ы», «Иван Васильевич меняет профессию», Все эти проекты стали настоящим лицом кинематографа советского времени для следующих поколений.

В 1970-х годах режиссер вновь обратился к литературе, однако, на этот раз к родной. Гайдай Леонид решил экранизировать произведения авторов России: Евгения Петрова, Ильи Ильфа, Михаила Зощенко, Михаила Булгакова и Николая Гоголя. Так образовался еще один бриллиант в коллекции Гайдая Леонида: «12 стульев».

Как известно, сам Гайдай Леонид неоднократно появлялся в собственных картинах в маленьких ролях. Самой популярной ролью стала – архивариус в проекте «12 стульев». В 1980-х годах режиссер снял еще одну комедию классического назначения «Спортлото-82». Также он снимал несколько выпусков киноальманаха «Фитиль».

В 1989 году Гайдай Леонид был награжден званием Народного артиста СССР.

Последними проектами великого режиссера стали перестроечные картины «Кооперация», «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибассовской хорошая погода», где главную роль исполнил известный актер Дмитрий Харатьян.

Добавим, что легендарный режиссер был довольно консервативен в подборе актеров для своих фильмов. Большая часть артистов снималась у него в проектах неоднократно. Например, Георгий Вицин, Сергей Филиппов, Виктор Уральский, Нина Гребешкова и т.д. Также Гайдай Леонид любил работать с Александром Демьяненко, Натальей Крачковской и Леонидом Куравлевым.

Не менее узнаваемой деталью проектов режиссера становились композиции, которые были исполнены персонажами картин. Например, самыми культовыми песнями стали «Песня про зайцев», которую исполняет Никулин Юрий в «Бриллиантовой руке» и «Теряют люди друг друга» с ленты «Иван Васильевич меняет профессию». Также не менее популярной стал композиция «Трутся спиной медведи о земную ось» их фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика».

Личная жизнь Леонида Гайдая

Со своей будущей женой, известной актрисой Ниной Гребешковой, Гайдай Леонид познакомился во время получения высшего образования во ВГИКе. Как известно, артистка была однокурсницей режиссера. Они оформили официальные отношения в 1953 году и прожили в браке около 40 лет. Кстати, Гайдай был весьма расстроен, что жена отказалась брать его фамилию, Но Гребешкова объяснила ему, что не сразу понятно, кто именно, мужчина или женщина скрывается под подобной фамилией, а для нее это было весьма важно в актерской карьере.

В семье появилась дочь Оксана, которая позднее подарила Нине Гребешковой и Леониду Гайдаю внучку Олю.

Смерть Леонида Гайдая

На протяжении последних лет Гайдай Леонид сильно болел. У него была рана на ноге, которая не заживала, а позднее из-за пристрастия к курению, у него появились проблемы с дыхательными путями. В 1993 году режиссер заболел пневмонией, попал в медицинское учреждение, где и умер от тромбоэмболии артерии легких. Похоронен популярный режиссер был на Кунцевском кладбище в столице.

В память о Гайдае Леониде в городе Свободный Амурской области, который является его родным поселком, его именем был назван местный театр. Имя Гайдая присвоили и одному из театров Иркутска, где вырос режиссер. На доме, где жил артист расположили мемориальную доску.

В Перми в 2010 году появился памятник известному режиссеру, актеру Гайдаю Леониду – скульптурная композиция «Бывалый, Балбес и Трус», которая состоит из трех героев кинорежиссера, переходящих из проекта в проект. Скульптура установлена перед кинотеатрам, который называется «Кристалл». Герои изображены в полный рост, без постамента, именно поэтому они сливаются с толпой, когда возле кинотеатра собираются люди.

В 2012 году подобная композиция была установлена в Иркутске. Однако здесь, кроме героев проектов появился и сам Гайдай Леонид на режиссерском стульчике.

Также и в столице не забыли о легенде советских кинолент. Так, одна из столичных площадей на территории киностудии «Мосфильм» названа в честь артиста.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/2103-leonid-gajdaj.html
  • https://biographe.ru/znamenitosti/leonid-gayday/
  • https://globalmsk.ru/person/id/5475
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.