Валерий Гергиев

Биография

Искусство Валерия Гергиева востребовано во всем мире. Маэстро – ярчайший представитель петербургской дирижерской школы, ученик легендарного профессора Ильи Мусина. Еще студентом Ленинградской консерватории Гергиев одержал победу на конкурсе имени Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего был приглашен в Кировский (ныне Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера. Его дирижерским дебютом в театре 12 января 1978 года стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 году Валерий Гергиев был избран музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996 году – его художественным руководителем-директором (приняв руководство оркестром, оперной и балетной труппой).

С приходом Валерия Гергиева в театр традицией стали крупные тематические фестивали, приуроченные к юбилеям композиторов. В 1989 году прошел фестиваль, посвященный 150-летию Модеста Мусоргского, в 1990-м – 150-летию Петра Чайковского, в 1991-м – 100-летию Сергея Прокофьева, в 1994-м – 150-летию Николая Римского-Корсакова. В рамках таких фестивалей звучали не только хорошо известные партитуры, но и редко исполнявшиеся или вообще прежде не видевшие сцены сочинения. Традиция юбилейных фестивалей продолжается и в XXI веке празднованием 100-летия Дмитрия Шостаковича в 2006 году, 175-летия Петра Чайковского в 2015-м, 125-летия Сергея Прокофьева – в 2016-м.

Усилиями маэстро Гергиева на сцену Мариинского театра вернулись оперы Рихарда Вагнера. В 1997 году прозвучал «Парсифаль», не видевший российской сцены более 80 лет, в 1999-м возрожден «Лоэнгрин», а к 2003 целиком поставлена грандиозная оперная тетралогия «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России – на языке оригинала. Тетралогия с успехом шла на гастролях Мариинского театра в Москве, а также за границей – в США, Южной Корее, Японии, Великобритании и Испании. В репертуаре театра закрепились постановки «Тристана и Изольды» (2005) и «Летучего голландца» (1998, 2008).

Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева вышел на новый уровень, освоив не только новые оперные и балетные партитуры, но и обширный симфонический репертуар – все симфонии Бетховена, Брамса, Чайковского, Малера, Сибелиуса, Прокофьева, Шостаковича, сочинения Берлиоза, Брукнера, Римского-Корсакова, Р. Штрауса, Скрябина, Рахманинова, Стравинского, Мессиана, Дютийё, Уствольской, Щедрина, Канчели и многих других композиторов.

Под руководством Валерия Гергиева Мариинский театр превратился в масштабный театрально-концертный комплекс, не имеющий аналогов в мире. В 2006 году был открыт Концертный зал, в 2013 году – вторая сцена театра (Мариинский-2). С 1 января 2016 года у Мариинского театра появился филиал во Владивостоке – Приморская сцена, а с апреля 2017 года – во Владикавказе: Национальный государственный театр оперы и балета Республики Северная Осетия - Алания и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Среди проектов Валерия Гергиева, реализованных в Мариинском театре – организация медиавещания, проведение on-line трансляций концертов, создание звукозаписывающей студии. В 2009 начал свою работу лейбл «Мариинский», на котором к настоящему моменту вышло уже более 30 дисков, получивших признание критики и публики во всем мире: симфонии и фортепианные концерты Чайковского и Шостаковича, оперы Вагнера, Массне, Доницетти и целый ряд других произведений. Записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок» выпущены на DVD.

Международная деятельность Валерия Гергиева не менее насыщенна и активна. Дебютировав в 1992 году в Баварской государственной опере («Борис Годунов» Мусоргского), в 1993 – в Ковент-Гардене («Евгений Онегин» Чайковского), в 1994 – в Метрополитен-опере («Отелло» Верди с Пласидо Доминго в заглавной роли), маэстро успешно продолжает сотрудничать с ведущими оперными театрами мира. Он работает со Всемирным оркестром мира (которым руководит с 1997 года, после кончины основателя коллектива – Георга Шолти), с филармоническими оркестрами Берлина, Парижа, Вены, Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, симфоническими оркестрами Чикаго, Кливленда, Бостона, Сан-Франциско, Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам), а также многими другими коллективами. С 1995 по 2008 год Валерий Гергиев занимал пост главного дирижера Роттердамского филармонического оркестра (сегодня он почетный дирижер этого коллектива), с 2007 по 2015 – Лондонского симфонического оркестра. С осени 2015 года маэстро возглавляет Мюнхенский филармонический оркестр.

Валерий Гергиев – основатель и руководитель престижных международных фестивалей, в числе которых «Звезды белых ночей» (c 1993), Московский Пасхальный фестиваль (c 2002), «Гергиев-фестиваль» в Роттердаме, фестиваль в Миккели, «360 градусов» в Мюнхене. С 2011 он возглавляет оргкомитет международного конкурса имени П.И. Чайковского. Валерий Гергиев уделяет огромное внимание работе с молодыми музыкантами. По его инициативе было возрождено Всероссийское хоровое общество, на базе которого создан Детский хор России, выступавший в Мариинском-2, Большом театре и на закрытии XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи. С 2013 года маэстро руководит Национальным молодежным оркестром США, регулярно выступает с молодежными оркестрами фестиваля в Шлезвиг-Гольштейне, фестиваля в Вербье и Тихоокеанского музыкального фестиваля в Саппоро. С 2015 года в Мариинском театре проходит ежегодный фестиваль «Мариинский NEXT», в котором участвуют детские и молодежные оркестры Санкт-Петербурга.

Музыкальная и общественная деятельность Валерия Гергиева отмечена тремя Государственными премиями Российской Федерации (1993, 1998, 2015), званиями Народного артиста Российской Федерации (1996) и Героя Труда (2013), орденом Александра Невского (2016), высокими государственными наградами Армении, Германии, Италии, Нидерландов, Польши, Франции, Японии.

Валерий Гергиев

Валерий Гергиев — художественный руководитель Мариинского театра, талантливый дирижер и не менее успешный руководитель. Мастерство музыканта восхищает, ведь маэстро удалось открыть русскую музыку западному зрителю.

Детство и юность

Валерий Абисалович родился 2 мая 1953 года в Москве. Единственного сына Гергиевы назвали в честь летчика-испытателя Валерия Чкалова, который первым совершил беспересадочный перелет через Северный полюс. Родители — осетины по национальности, отец Абисал Заурбекович Гергиев командовал батальоном во время войны.

К сожалению, когда Валерию исполнилось 13 лет, отца не стало. Детей воспитывала мать Тамара Тимофеевна Лагкуева. У Гергиева есть две сестры: Лариса, которая стала признанной пианисткой, оперным режиссером, получила звание народной артистки России, и Светлана.

Владимир Путин и Валерий Гергиев

В 2012 году состоялась масштабная международная акция с участием Валерия Абисаловича и Джеймса Кэмерона — 3D-трансляция «Лебединого озера» на весь мир. Через год маэстро вошел в число номинантов на премию «Грэмми» после исполнения «Симфонических танцев» Сергея Рахманинова с музыкантами Лондонского симфонического оркестра.

В 2014 году Гергиев участвовал в концерте, посвященном творчеству Майи Плисецкой. Дирижер вместе с музыкантами оркестра Мариинского театра выступил с произведением Мориса Равеля «Болеро». В концерте прозвучали также Adagietto из Симфонии № 5 Густава Малера и сюита «Кармен» Жоржа Бизе и Родиона Щедрина.

В 2017-м в курортном поселке Репино, рядом с Финским заливом, открылся концертный зал, построенный на средства Гергиева. Авторами проекта выступили архитектор и реставратор Ксавье Фабр и инженер акустического проектирования Ясухиса Тойота.

Осенью того же года маэстро организовал дружескую встречу с финалистами проекта «Ты супер! Танцы», прибывшими из стран постсоветского пространства. Маленькие артисты встретились с маститым дирижером после просмотра оперы «Рождественская сказка».

В декабре Гергиев вместе с музыкантами Мюнхенского филармонического оркестра провел заключительные концертные выступления года. В это же время в филармонии «Гастайг» прозвучала опера Родиона Щедрина «Очарованный странник». Фестиваль в честь композитора, где также выступил оркестр Мариинского театра, прошел позднее в Москве, в зале Петра Чайковского.

Все подробности творческой жизни дирижер освещал на официальном сайте. На концертах музыканта часто присутствовали главы государств, в том числе Владимир Путин.

Мариинский театр

После окончания консерватории Валерий работал ассистентом дирижера в Кировском театре (в 1992 году вернувшем историческое название Мариинский). Через год, в 1978-м, он впервые встал за главный пульт. Дирижерским дебютом Гергиева стала опера Сергея Прокофьева «Война и мир».

Через десятилетие Валерий Абисалович стал главным дирижером Кировского театра. В первый год на новой должности он организовал тематический фестиваль по произведениям Модеста Мусоргского. В дальнейшем проведение таких мероприятий стало традицией.

Для постановки русских оперных шедевров маэстро приглашает режиссеров и сценографов с мировым именем. Фестиваль 1990 года Гергиев посвятил творчеству Петра Чайковского, 1991-го — Сергея Прокофьева, а 1994-го — Николая Римского-Корсакова. В 1996 году в биографии маэстро произошло знаковое событие: Валерий Абисалович занял пост директора Мариинки. С приходом Гергиева на сцену вернулись многие произведения Рихарда Вагнера, входившие в афиши театра еще в начале XX столетия. Расширился и симфонический репертуар.

При новом директоре изменения коснулись не только художественно-исполнительской части, но и архитектурной. В 2006 году прошло торжественное открытие Концертного зала, в 2013-м — второй сцены (Мариинский-2), а с 2016-го театр расширил границы, создав 2 филиала: во Владивостоке и Владикавказе.

Дирижер Симфонического оркестра Мариининского театра Валерий Гергиев

Еще не будучи директором, Гергиев стремился обеспечить труппе театра комфортные условия для работы. Так, едва получив пост худрука, Валерий Абисалович отвоевал у Ленинградского горкома КПСС строившийся для артистов дом, который планировали передать «афганцам». В 1995 году, в сложный для страны перестроечный период, не побоялся выбить у Виктора Черномырдина $ 10 млн для сохранения Большого и «Мариинки».

Вместе с оркестром театра Гергиев появлялся не только на торжественных мероприятиях и международных гастролях — выступления проводились и в связи с трагическими событиями. Так, в 2004 году, после террористического акта в Осетии, дирижер организовал цикл концертов «Беслан. Во имя жизни». Через 4 года исполнители появились в полуразрушенном Цхинвале, чтобы воздать дань памяти невинно погибшим людям. 5 мая 2016 года в амфитеатре Пальмиры прямо под открытым небом оркестр Мариинки исполнил классические произведения.

За годы работы в должности директора Мариинского театра маэстро воспитал многих музыкантов мировой величины. Валерий Гергиев тесно сотрудничает с Юрием Башметом. Кроме того, симфонический оркестр регулярно проводит интересные коллаборации с другими музыкантами мирового масштаба. Так, в 2020 году в парке Зарядье прошел совместный концерт с пианистом Мао Фудзитой.

С 1993 года на базе Мариинского театра проводится фестиваль «Звезды белых ночей». В тот год Анатолий Собчак выделил на мероприятие 1 тыс. рублей. Приглашение получили 10 журналистов, работали 2 камеры, а в качестве фуршета были несколько бутылок шампанского и конфеты. С тех пор многое изменилось — сейчас проект вошел в число крупнейших музыкальных фестивалей мира.

В 2021 году маэстро продолжил творческую деятельность. По традиции весной в Мариинском театре начался XXIX фестиваль «Звезды белых ночей», представивший публике яркую и насыщенную афишу. Среди участников — Денис Мацуев, Рудольф Бухбиндер, Пласидо Доминго и другие звезды. Сам дирижер появился в качестве гостя в «ленинградских» программах «Вечернего Урганта».

1 марта 2022 года стало известно, что Гергиева отстранили от должности дирижера Мюнхенского филармонического оркестра, которую он занимал с 2015-го. По словам руководства, это произошло из-за «положительной оценки российского правителя» на фоне развернувшейся в Украине российской спецоперации.

Кроме этого, от сотрудничества с российским музыкантом отказались еще несколько организаций в Германии. Комментируя происходящее, дирижер напомнил, что с момента начала СВО не делал никаких политических заявлений. 

Личная жизнь

У Гергиева были увлечения в молодости, в основном оперными певицами. Но мать каждый раз просила сына подумать, какой та будет матерью и женой, поэтому дирижер не спешил к кардинальным переменам в личной жизни.

Валерий Гергиев с женой

С будущей женой он познакомился в 1998 году на музыкальном конкурсе в Санкт-Петербурге. Осетинка Наталья Дзебисова, выпускница музыкального училища имени Валерия Гергиева во Владикавказе, попала в число лауреатов и, сама того не ведая, завоевала сердце маэстро. Роман вспыхнул сразу, но первое время молодые встречались тайно. Наталья была вдвое моложе Валерия.

В 1999 году влюбленные поженились — свадьбу праздновали во Владикавказе с размахом. На торжество съехались более тысячи гостей из разных уголков России и СНГ. Через год в семье родился первенец Абисал. В 2001 году появился на свет второй сын Валерий, а в 2003 году — дочь Тамара. Семейные фото маэстро нередко появляются в Сети. Журналисты писали также, что у Валерия Гергиева есть внебрачная дочь Наталья, которая родилась в 1985 году от связи с филологом Еленой Остович.

Валерий Гергиев сейчас

В конце марта 2023 года Симфонический оркестр Мариинского театра провел трехдневные гастроли в столице Поднебесной. Валерий Абисалович на пресс-конференции отметил, что это первый акт культурного сотрудничества между странами за последние 3,5 года. Такой перерыв был вызван пандемией коронавирусной инфекции. Теперь, высказался дирижер, пришло время восстанавливать и наращивать связи.

А 2 мая Мариинский театр отмечал сразу 2 юбилея — 10-летие со дня открытия Новой сцены и 70-летие художественного руководителя и генерального директора. В честь этих событий состоялся грандиозный гала-концерт, в котором поучаствовали Ильдар Абдразаков, Денис Мацуев, Хибла Герзмава и другие знаменитости.

В ноябре СМИ сообщили, что Гергиев возглавит Большой театр. Официально о назначении Валерия Абисаловича объявили 1 декабря. В этот же день его представили коллективу. В подписанном Михаилом Мишустиным распоряжении было указано, что дирижер возглавит Большой театр сроком на пять лет. Сам он пообещал сделать все возможное для успеха ближайших театральных сезонов.

До конца года Гергиев также был избран сопредседателем Союза театральных деятелей России. Организацию в декабре возглавил Владимир Машков, однако актер сразу предложил Валерию Абисаловичу разделить с ним обязанности. Идею поддержало большинство делегатов.

Награды и звания

  • 2000 — Орден Дружбы за заслуги перед государством, многолетнюю плодотворную деятельность в области культуры и искусства, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • 2001 — Почётный доктор Санкт-Петербургского государственного университета
  • 2001 — Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова
  • 2003 — Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга»
  • 2003 — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающийся вклад в музыкальную культуру
  • 2008 — Почётный дирижёр Роттердамского филармонического оркестра
  • 2008 — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного и мирового музыкально-театрального искусства, многолетнюю творческую деятельность
  • 2009 — Благодарность Президента Российской Федерации за проведение концерта Большого симфонического оркестра Мариинского театра под руководством Валерия Гергиева в поддержку пострадавших в период грузино-осетинского конфликта жителей города Цхинвала
  • 2010 — Медаль преподобного Сергия Радонежского I степени
  • 2011 — Член Шведской королевской музыкальной академии
  • 2013 — Герой Труда Российской Федерации за особые трудовые заслуги перед государством и народом
  • 2014 — Почётный гражданин Беломорска
  • 2016 — Орден Александра Невского за особые заслуги в подготовке и проведения гуманитарных внешнеполитических акций, способствующих укреплению мира и дружбы между народами
  • 2017 — Почётный доктор наук Национальной музыкальной академии имени профессора Панчо Владигерова
  • 2019 — Почётный гражданин Северной Осетии
  • 2019 — Орден «Адæмы Хорзæх»

Проекты

  • Фестиваль «За мир на Кавказе» во Владикавказе
  • «Миккели Фестиваль» в Финляндии
  • Фестиваль Красного моря в Эйлате
  • Киров–Филармония
  • Роттердам Филармоник
  • Московский пасхальный фестиваль
  • «Звезды белых ночей» в Санкт-Петербурге

Интересные факты

  1. Валерий Абисалович снялся в небольшой роли в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег».
  2. В честь дирижера назван сорт бахромчатых тюльпанов.
  3. Однажды вместе с Юрием Башметом музыкант попал в «обезьянник» — служители закона, остановив машину последнего после концерта, обнаружили в багажнике много букетов и приняли артистов за продавцов цветов.

Гергиев Валерий Абисалович

Гергиев Валерий Абисалович фото

Валерий Гергиев — дирижер, художественный руководитель и гендиректор Мариинского театра, директор Большого театра.

  • Юность и образование
  • Карьера в Мариинке
  • Работа за рубежом
  • Отказ мировых театров от сотрудничества
  • Назначение директором Большого театра
  • Доходы и активы
  • Общественная деятельность
  • Санкции
  • Личная жизнь

Юность, родители, образование

Отец назвал сына в честь советского летчика-испытателя Валерия Чкалова. «Это был великий летчик, и отцу хотелось, чтобы сын был знаменитым на весь мир», — рассказывала сестра дирижера Лариса Гергиева.

Детство Гергиев провел в Орджоникидзе (сейчас Владикавказ) в Северной Осетии. Он играл в футбол, настольный теннис, занимался вольной борьбой. По словам Ларисы Гергиевой, в детстве родители выписывали большое число газет и журналов, а специально для брата — «Советский спорт». «Он знал поименно составы всех футбольных команд в стране, результаты разных чемпионатов. И меня старался к этому приобщить», — говорила она.

Сам Гергиев отмечал, что его воспитание со стороны родителей и педагогов было «спокойным»: «Никакого вундеркинда из меня никто не пытался сделать».

Сам Валерий Гергиев рассказывал, что именно после потери отца определился с выбором профессии. На тот момент он учился в музыкальном училище по классам фортепиано и дирижирования. «Я почувствовал, что мне не хочется видеться со многими людьми. А вместо этого хочется все время быть наедине с какими-то музыкальными произведениями. И я стал очень много тогда играть. Даже уходил на ночь в училище. <. >Наверное, мой юный организм тогда нуждался в такой вот защите. <. >В тот момент почувствовал, что определился с выбором», — рассказывал он.

С Ларисой и Валерием Гергиевым занималась Зарема Лолаева — первая профессиональная пианистка Осетии, которая тогда была молодым педагогом, рассказывала сестра дирижера. Лолаева привела детей в класс Анатолия Брискина, ученика Ильи Мусина — одного из основоположников отечественной школы дирижирования. «Это был феноменальный музыкант-педагог <. >, всю свою душу вложил в Валерия. Он стал заниматься с ним симфоническим дирижированием, хотя такого предмета в училище тогда еще не было. Занимался с ним много часов, иногда каждый день, и, кажется, даже не получал за это денег», — рассказывала Лариса Гергиева. По ее словам, Брискин был эмоциональным и очень требовательным к качеству исполнения. К концу учебы у ее брата было «большое число выступлений с симфоническим оркестром училища, и на эти концерты приходил буквально весь город».

Карьера Гергиева в Мариинке

В 1972 году в возрасте 19 лет Гергиев поступил в Ленинградскую консерваторию на факультет симфонического дирижирования. Учился в классе Ильи Мусина.

Студентом победил на конкурсе им. Герберта фон Караяна в Берлине и на Всесоюзном конкурсе дирижеров в Москве, после чего его пригласили в Кировский (сейчас Мариинский) театр на место ассистента главного дирижера.

Дирижерский дебют Гергиева в театре состоялся 12 января 1978 года, это была опера Сергея Прокофьева «Война и мир». Через десять лет, в 1988 году, Гергиева избрали музыкальным руководителем Мариинского театра, а в 1996-м — его худруком-директором. Он принял руководство оркестром, оперной и балетной труппой.

Как говорится в биографии на сайте Гергиева, с его приходом в Мариинку стало традиционным проведение крупных тематических фестивалей, приуроченных к юбилеям композиторов. Такие мероприятия проводились в честь юбилеев Мусоргского, Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, Шостаковича. Гергиев также вернул на сцену театра оперы Вагнера — «Парсифаль», не исполнявшийся в России более 80 лет, «Лоэнгрин», а к 2003 году в Мариинке целиком поставили «Кольцо нибелунга». Это было первое после почти столетнего перерыва полное исполнение тетралогии на российской сцене и первое в России на языке оригинала. Мариинский театр гастролировал с «Кольцом нибелунга» как в России, так и за границей — в США, Великобритании, Японии, Южной Корее и Испании.

Симфонический оркестр театра существенно расширил репертуар. А сама Мариинка выросла в масштабный театрально-концертный комплекс. В 2006 году у нее открылся концертный зал, в 2013-м — вторая сцена театра. В 2016 и 2017 годах появились филиалы во Владивостоке и Владикавказе.

При Гергиеве в Мариинском театре появились медиавещание, онлайн-трансляции концертов, звукозаписывающая студия. В 2009 году появился лейбл «Мариинский». На нем вышли свыше 30 дисков — симфонии, фортепианные концерты, оперы и другие произведения. На DVD выпущены записи балетов Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Золушка» и оперы «Игрок».

Работа за рубежом

В 1992 году Гергиев дебютировал в Баварской государственной опере (опера «Борис Годунов»), на следующий год — в Ковент-Гардене («Евгений Онегин»), в 1994-м — в Метрополитен-опере («Отелло» с Пласидо Доминго в заглавной роли).

Сотрудничал со Всемирным оркестром мира, филармоническими оркестрами Берлина, Вены, Лос-Анджелеса, Нью-Йорка, Парижа, симфоническими оркестрами Бостона, Кливленда, Сан-Франциско, Чикаго, «Консертгебау» (Нидерланды) и другими коллективами.

В 1995–2008 годах Гергиев был главным дирижером Роттердамского филармонического оркестра, с 2007 по 2015 год — Лондонского симфонического оркестра.

С сентября 2015 года Гергиев стал главным дирижером Мюнхенского филармонического оркестра. Контракт был рассчитан до 2025 года, но в марте 2022-го музыкального деятеля с этого поста уволили.

Отказ мировых театров от сотрудничества с Гергиевым

В конце февраля 2022 года мэр Милана Джузеппе Сала призвал Гергиева осудить действия России в отношении Украины, заявив, что в противном случае дирижер не сможет сотрудничать с театром «Ла Скала». Там он дирижировал «Пиковой дамой». Сала отметил, что Гергиев «неоднократно говорил, что близок к президенту Владимиру Путину», и потребовал от него «определить свою позицию».

В итоге Гергиева в постановке заменили. Сотрудничество с дирижером также прекратили концертный зал Карнеги-холл в Нью-Йорке, Баварская государственная опера, Роттердамский филармонический оркестр.

От сотрудничества с дирижером отказался его европейский менеджер, руководитель Felsner Artists Маркус Фелснер. «Он больше не является клиентом компании Felsner Artists. Для нас стало невозможным защищать интересы маэстро Гергиева, одного из величайших дирижеров всех времен, выдающегося артиста, который не хочет или не может публично прекратить свою давнюю поддержку режима», — написал он в Facebook (принадлежит Meta, компания признана экстремистской и запрещена в России).

Были и другие отмены за рубежом. Так, Люцернский фестиваль отменил запланированные на август 2022 года концерты оркестра Мариинского театра, сообщила газета «Музыкальное обозрение». Гергиева уволили с поста музыкального руководителя Фестивального оркестра, который он занимал с 2018 года. В отставку с поста почетного президента фестиваля Гергиева также отправил попечительский совет Эдинбургского международного фестиваля.

Также были отменены выступления оркестра Мариинского театра на ежегодном музыкальном фестивале в финском Миккели и в Большом зале имени Пьера Булеза Парижской филармонии.

Назначение директором Большого театра

25 марта 2022 года Путин встретился с лауреатами премий в области культуры и искусства. На этой встрече президент осудил «атаку на русскую культуру» на Западе, заявив о «прогрессирующей дискриминации всего, что связано с Россией». Тогда же Путин предложил Гергиеву подумать о создании объединенной дирекции Большого театра и Мариинки. «В свое время у нас была дирекция императорских театров, которая позволяла заботиться о самых лучших коллективах соответствующим образом и развивать, если не в одном ключе, то оказывая им поддержку таким образом, чтобы они наилучшим образом друг друга дополняли», — заявил президент.

Гергиев ответил, что обсуждение объединения Большого и Мариинского театров шло еще в середине 1990-х, добавив, что обсуждал эту тему с тогдашним премьером Виктором Черномырдиным. Создание такой дирекции может иметь «далеко идущие и самые полноценные благоприятные возможности», отметил деятель культуры. «Я прежде всего думаю о молодых артистах, музыкантах, артистах оркестров и хоров и, конечно, солистах. Им нужна поддержка», — заявил Гергиев.

С 2013 года Большой театр возглавлял театральный режиссер Владимир Урин. 17 ноября от источников стало известно, что он написал заявление об увольнении по собственному желанию и премьер Михаил Мишустин просьбу удовлетворил.

30 ноября 2023 года Урин попрощался с коллективом Большого театра, сообщив, что работает последний день. На следующий день, 1 декабря, Гергиева назначили новым директором Большого сроком на пять лет.

О том, что Гергиев может стать руководителем Большого театра, еще в ноябре сообщал источник РБК, а также собеседники «Известий» и «Фонтанки». Спецпредставитель президента по международному культурному сотрудничеству и бывший министр культуры Михаил Швыдкой уточнял, что объединять этот театр с Мариинским не будут, но дирижер может возглавить оба.

Сам Гергиев, комментируя тогда сообщения о возможном назначении главой Большого и Мариинского театров, говорил, что «не искал возможности работать еще больше». «Я достаточно занят и не искал возможности работать еще больше, вот, работать в своей стране, я уже об этом говорил, мы считаем необходимым, нужным», — отмечал он.

Доходы и активы

В 2013 году Гергиев занял третье место в рейтинге Forbes «50 главных российских знаменитостей». Издание тогда оценило годовые доходы дирижера в $16,5 млн. По этому показателю Гергиев обошел певцов Григория Лепса и Стаса Михайлова. В 2014 году, согласно аналогичному рейтингу, стал самым состоятельным деятелем культуры в России с оценкой состояния в $18 млн.

Гергиеву принадлежали 15% акций крупнейшей в России компании по производству мяса индейки «Евродон». В 2013 году глава и основной владелец компании Вадим Ванеев рассказал Forbes, что предложил дирижеру долю еще в самом начале становления предприятия, в знак благодарности за помощь. По его словам, он не мог найти финансирование и попросил друга познакомить его с Гергиевым в надежде, что тот сведет его с кем-либо из крупных банкиров, кто согласится рискнуть и дать денег на новый проект. В результате Гергиев познакомил бизнесмена с главой ВТБ Андреем Костиным, а спустя год банк предоставил фирме Ванеева кредит на €20 млн для строительства птицекомплекса в Ростовской области (при общей стоимости проекта €30,9 млн). Ванеев подчеркивал, что Гергиев не получает дивидендов со своей доли и не имеет отношения к управлению компанией.

Сам Гергиев заявил, что не получал долю в подарок. «Нет, он [Ванеев] мне не дарил. Мне подарки не нужны. Я гораздо более известный, [чем Ванеев, ] такие подарки я не принимаю. Я ему [Ванееву] помог на первых порах. Когда ситуация была критическая и трудно было найти [финансирование]», — сказал он.

В конце 2010-х компания разорилась, а против Ванеева возбудили уголовное дело.

Общественная позиция

  • В январе 2003 года по инициативе Гергиева была создана благотворительная организация «Фонд Валерия Гергиева». Среди задач фонда — «возвращение классической музыке статуса необходимой духовной составляющей российского общества, сохранение и продвижение музыки русских композиторов, поддержка талантливой молодежи» и «усиление культурного влияния России в мире». Как сообщается на его сайте, фонд занимается созданием объектов социально-культурной сферы, поддержкой творческих проектов и гастролей Мариинского театра, сопровождением работы его лейбла, адресной благотворительной помощью в сфере образования, культуры и искусства.
  • В августе 2008 года Гергиев с оркестром Мариинского театра выступил в Цхинвале с концертом. Это произошло всего через десять дней после окончания боевых действий в регионе.
  • В 2012 и 2018 годах был доверенным лицом кандидата в президенты Путина.
  • В марте 2014 года среди ряда прочих деятелей культуры подписал письмо «Деятели культуры России — в поддержку позиции президента по Украине и Крыму».
  • В мае 2016 года с оркестром Мариинки дал концерт на площадке амфитеатра в сирийской Пальмире, освобожденной от боевиков. Освободить город удалось при участии российской авиации. Концерт был посвящен памяти казненного боевиками «Исламского государства» (ИГИЛ, организация признана террористической и запрещена в России) смотрителя Пальмиры Халеда Асаада и погибшего российского офицера и героя России Александра Прохоренко. Поездка считалась опасной, поэтому дирижер предложил поехать туда только мужчинам.
  • Среди тех, кто выступил в Пальмире, также был виолончелист Сергей Ролдугин. Западные СМИ назвали этот концерт демонстрацией «мягкой силы». «Идея была совместная — и мастеров искусств, и ответственных за безопасность, и людей, которые видят, как Россия сегодня может и как должна себя вести в международном поле — как сверхдержава, как страна, ответственная за свои международные поступки», — говорил Гергиев.
  • С 2018 года дирижер входит в совет при президенте по культуре и искусству.
  • Комментируя отказ мировых театров от сотрудничества, Гергиев в июне 2022 года отметил, что со дня начала военной операции России на Украине «не сделал ни одного» политического заявления. Дирижер также высказал мнение, что Россия «вступила в период истории, который открыл громадный новый потенциал и новые смыслы».

Санкции

В марте 2022 года Латвия запретила Гергиеву въезжать в страну. В октябре того же года санкции против дирижера ввела Украина.

Личная жизнь

Жена

Гергиев женился в сентябре 1999 года. На тот момент дирижеру было 46 лет, а его избраннице — 18. Женой Гергиева стала аккордеонистка, выпускница владикавказской музыкальной школы им. В.А. Гергиева Наталья Дзебисова, писал «Коммерсантъ».

Японский журналист и писатель Кадзуо Кобаяси, с 1970 года работавший корреспондентом телекомпании NHK в Москве, в биографии «Валерий Гергиев. Симфония жизни» писал, что дирижер впервые увидел будущую супругу на фольклорном фестивале в Санкт-Петербурге. «Встретив Наташу, Валерий еще год ждал ее совершеннолетия, после чего они сыграли свадьбу у него на родине», — рассказывал Кобаяси.

Он также пишет, что Гергиева было важно осетинское происхождение Дзебисовой: «Говорят, когда в семье Валерия зашла речь о потенциальной супруге, его мама, Тамара Тимофеевна, шепотом спросила: «И на каком же языке ты будешь говорить с ней дома? На русском?» Несмотря на то что ее сын, выросший в осетинской глубинке, теперь успешный человек, который живет в большом городе и общается с людьми высшего света, видимо, ей все равно хотелось, чтобы в семейной обстановке он и его жена говорили на осетинском языке». В частности, Кобаяси вспоминает случай, когда гостил у семьи в Петербурге. «Во время застолья Наташа — тогда уже супруга Валерия — исполняла на баяне народную осетинскую музыку, чем однозначно доставила большое удовольствие своей свекрови», — пишет он.

Свадьбу сыграли во Владикавказе, сообщал «Коммерсантъ». По данным издания, в числе гостей были Александр Дзасохов (на тот момент президент Северной Осетии), режиссер Никита Михалков, альтист и дирижер Юрий Башмет. На церемонии к жениху невесту вел Теймураз Баллоев — президент пивзавода «Балтика». Он же был учредителем одноименной премии в Санкт-Петербурге и спонсором школы, где училась Дзебисова, отмечал «Коммерсантъ».

Дети

В 2000 году у Гергиева и Дзебисовой родился сын Абисал, которого назвали в честь отца дирижера. Через год — второй сын Валерий (в честь самого музыканта). В 2003 году у пары родился третий ребенок — дочь Тамара, ее назвали в честь матери дирижера.

У Гергиева также есть внебрачная дочь, писал The Guardian. Она родилась за 14 лет до брака дирижера с Дзебисовой. Матерью была «молодая преподавательница иностранных языков из Ленинградской консерватории по имени Елена Остович», сообщало издание. В то же время сестра Гергиева Лариса в беседе с The Guardian отметила, что «ничего об этом не знала»: «Валерий никогда ничего мне об этом не рассказывал».

Как пишет «Фонтанка», внебрачную дочь зовут Наталия. Она занимается музыкой. По информации «Фонтанки», Наталия — профессиональная певица.

Старший сын Гергиева Абисал также занимается музыкой — он пианист. В его биографии на сайте Мариинского театра говорится, что он начал обучаться музыке с четырех лет. В 2019 году окончил среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, в 2023-м — бостонскую Консерваторию Новой Англии (класс Хва Гён Бён).

В 16 лет Абисал Гергиев впервые выступил с симфоническим оркестром Мариинского театра. Это произошло в 2016 году на открытии филиала театра — Северо-Осетинской филармонии. Пианист давал сольные концерты на международных фестивалях, сотрудничал с дирижерами Заурбеком Гугкаевым и Артемом Маркиным.

В интервью журналу «Собака» в сентябре 2021 года Абисал Гергиев рассказывал, что стал пианистом по собственному желанию. «Давления не было. Конечно, музыка была вокруг меня с самого детства и это имело определенный эффект, что папа — дирижер. Я слушал его лет с трех, наверное», — отмечал он.

На вопрос, хочет ли он стать дирижером, старший сын Гергиева тогда говорил, что это возможно, но пока он об этом не думает. «Слушаю много симфонической музыки, разных дирижеров и, естественно, много записей папы. Да, хотелось бы попробовать точно. Но пока я не стану пианистом такого высокого качества, какого мне хочется, нет смысла и начинать. Может, это произойдет через пять лет, может — через 10. Тогда я буду готов, наверное, и попробовать», — пояснил он.

Источники:

  • http://www.valery-gergiev.ru/index.php
  • https://24smi.org/celebrity/2514-valerij-gergiev.html
  • https://www.rbc.ru/person/655786369a794720d550f37a
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.