Кристоф Виллибальд Глюк жизненный и творческий путь

Кристоф Виллибальд Глюк — краткая биография

Кристоф Виллибальд Глюк

Кристоф Виллибальд фон Глюк – великий композитор, значимый представитель классицизма в музыке. В творческом мире признан как реформатор и талантливый автор около 50 произведений.

Детство и юность

Родился 2 июля 1714 года в Эрасбахе в Верхнем Пфальце (Бавария). Его родителями были Александр Йоханнес Глюк и Мария Вальпурги. Увлечение музыкой возникло с ранних лет и постоянно росло. Семья переехала в Богемию в 1717 году и здесь же, ему преподавали музыкальную грамоту на дому. Глава семьи был лесничим, а это означало, что ремесло вынуждало к частым переездам. Примерно 5-6 лет мальчик учился в мужском духовном ордене Римской-католической церкви в Комотау. Иезуитская гимназия помимо служения Богу и папе римскому, вкладывала в детей важность проповедования, науки.

Будущий композитор догадывается, что не пойдет по стопам отца и в жизни не получит одобрения как музыкант. Юноша уходит из дома, держа путь в Прагу, где поступает в местный университет и учась там некоторое время. Слушая лекции по логике и математике, параллельно зарабатывает на жизнь талантливой игрой на виолончели и скрипке и неплохим пением.

К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)

К. В. Глюк (Ф. Э. Феллер)

Краткая биография

  1. Глюк по-настоящему интересовался науками и читал много книг. Самым любимым инструментом считал виолончель. Непреодолимая тяга к познаниям, спустя годы приведет к статусу одного из образованных людей Европы среди современников.
  2. Будучи молодым талантливым человеком, пел в хоре собора имени святого Якуба. Прославленный чешский композитор Богуслав Черногорский берет под свое попечительство К. В. Глюка. Их выступления проходили в Пражской области.
  3. В 1735 году был приглашен в качестве камер-музыканта во владения князя Филиппа Лобковица. На данном выступлении произошел важный поворот событий.
  4. Заинтересовав итальянского аристократа А. Мельци, в 1736 году Глюк получает от него приглашение участвовать в своей капелле. Молодой, но способный юноша не смог отказаться от переезда на родину оперы.
  5. В Милане происходит его становление как оперного композитора. Глюк знакомится с творчеством величайших мастеров музыки того времени. Под началом представителя гомофонной музыки Дж.Сам­мар­ти­ни, ученик совершенствуется и готовится 5 лет.
  6. И 26 декабря 1741 года ставится первая опера «Артаксеркс» на либретто П. Метастазио, показанная на сцене «Реджо дукале».
  7. Его дебют имел достаточный успех, хоть и был подобен произведениям своего учителя. К тому же, до 1745 года получал заказы на оперы-сериа из театров Милана, Венеции, Турина.
  8. В указанный период пишет не менее успешные творения: «Демофонт» и «Деметрий» (1742), «Тигран» (1743), «Гипермнестра» (1744), «Федра» (1745) и др. Глюк пытался раскрыть тему античности и мифологии, что ему удавалось, судя по радушной итальянской публике.
  9. В конце 1745 года английский театр просит его сочинить 2 оперы. Здесь, знакомится с Г. Ф. Генделем, чьи сочинения были отличными от итальянских. В них нет оттенка поверхностности и напыщенности, романтики. Музыка Генделя была глубоко драматичной, простой и насыщенной. Труды зарождают в душе исключительного автора резонанс и иное восприятие творчества.
  10. В марте 1746 года покидает Британскую столицу и в качестве 2 дирижера отправляется в турне по Европе. Далее посещает Копенгаген, Дрезден, Прагу, Гамбург и снова возвращается в Вену. Вместе с труппой братьев Минготти гастролирует в течении 5 лет.
  11. В это время, начинает уделять внимание и увлекаться французской комической оперой, популярной среди австрийских ценителей. Произведения были естественными в эмоциональном выражении.
  12. В похожем стиле записываются «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760) и др.
  13. В конце 50-х годов находит своего сторонника по выражению искусства. Известный поэт и драматург Италии – Раньеро Кальцабиджи, так же как и Глюк превозносят простоту и правдивость в творчестве.
  14. В 1751 году стал капельмейстером в труппе Джованни Локателли.
  15. 5 октября 1762 года состоялась премьера совместного произведения – оперы «Орфей и Эвридика» в Вене.
  16. В 1767 году выходит «Альцеста» и в 1770 году – «Парис и Елена».
  17. Революционер стремился к максимальному сближению музыки и драматургии. Полностью исключает захватывающие зрелищные сюжеты, в пользу героических эпопей.
  18. Уже опытный композитор приблизился к своей реформаторской деятельности.
  19. Глюк отвергал присутствие арии, а увертюры должны, по его словам, подготавливать к действию, которое сейчас предстанет перед взорами посетителей.
  20. В середине 1773 года ставится «Ифигения в Авлиде» на сцене «Королевской академии музыки».
  21. В конце 1773 года оперный композитор уезжает в Париж.
  22. «Орфей» и «Альцеста» составляются на французский лад и предстают перед зрителями.
  23. Слушатели театра и великие композиторы начинают разделяться на группы. Группа «глюкистов» искренне привержена старой школе музыки, классицизму, а их «противники» — «пиччинисты». Последователи Николло Пиччини признавали употребление арии, пышности, интригующих зрелищных картин.
  24. Мастер воссоздает и реконструирует свои самые популярные оперы-сериа по принципам реформаторских замечаний.
  25. Триумфальные успех и популярность сопроводили премьеры «Армиды» (1777) и «Ифигении в Тавриде» (1779). Новое веяние в оперном искусстве с овациями признается современниками и обретает популярность. Так «глюкинисты» одержали художественную победу.
  26. Несмотря на тяжелую болезнь и возраст, не переставал мечтать о создании новых шедевров. Даже намеревался написать оперу на основе Ф. Клопштока «Битва Германа».
  27. 15 ноября 1787 г. Кристоф Виллибальд фон Глюк умирает в городе Вена. Был изначально похоронен на церковном кладбище вблизи Матцлайнсдорфа, позже прах был перенесен на Центральное кладбище Вены.

К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)

К. В. Глюк (худ. З. Беллиар)

Личная жизнь

Классик женился на богатой наследнице купца, 18-ти летней Марианне Бергин.

Их брак описывают счастливым и долгим. У них не было своих детей, но не отчаявшись, пара удочерила ближайшую родственницу-сироту.

Вклад реформатора-композитора

Всю жизнь – со школьной скамьи и до самой смерти, Глюк был влюблен в музыку и стремился к научным познаниям. Считался прогрессивным и со всех сторон развитым человеком. Его никто не мог сбить с пути, повлиять на его мнение. Все его произведения по стилю героические, но в то же время просты и лаконичны. Нет излишней роскоши, не приветствуется виртуозное направление. Хоровые формы восходят к античной мифологии.

Бюст К. В. Глюка

Своим новым «старым» видением и реформаторскими сочинениями перевернул современную традиционную оперу. Его опыт был объемным и противоречивым, благодаря многочисленным знакомствам с коллегами и выступлениям по всей Европе.

Многие превозносят как спасителя искаженной современниками классической оперы. Принципы «чистой трагедии» перенимали для своих шедевров Л. Бетховен, Г. Берлиоз, Л. Керубини и другие маэстро XIX века.

Кристоф Виллибальд Глюк жизненный и творческий путь.

Детские годы Глюка. Крйстоф Виллибальд Глюк ро­дился 2 июля 1714, года в Эрасбахе (Верхний Пфальц) недалеко от чешской границы.

Отец Глюка был "крестьянин" в молодости служил:Солдатом, а затем сделал своей профессией лесничество и работал лесничим в богемских лесах на службе у гра­фа "Лобковица". Таким образом, с трехлетнего возраста, (с 1717 года) Кристоф Виллибальд жил в Чехии, что, впоследствии сказалось на его творчество. В музыке Глюка пробивается струя чешской народной песеннности.

Детство Глюка было суровым: семья обладала скуд­ными средствами, и ему приходилось помогать отцу в трудном лесническом деле. Это способствовало выработ­ке у Глюка жизненной стойкости и твердого характера, помогавших ему впоследствии при проведении в жизнь реформаторских идей.

Годы учения Глюка. В 1726 году Глюк постудил в иезуитскую коллегию в, чешском городе Домотау, где он проучился шесть лет и пел в хоре школьной церкви., Все преподавание в коллегии было проникнуто слепой верой в церковные догматы и требованием поклонения началь­ству, что, однако, не могла подчинить,себе юного музы­канта, в будущем передового художника.

Положительной стороной обучения явилось овладе­ние Глюком греческим, и латинским языками, и античной литературой, композитору в ту эпоху, когда оперное искусство во многом основывалось на античной тематике, это было необходимо.

Во время обучения в коллегии, Глюк занимался так­же игрой на клавире, органе и виолончели. В 1732 году он переехал в столицу Чехии Прагу, где поступил "в уни-, верситет, одновременно продолжая свое музыкальное об­разование. Временами, ради заработка Глюк вынужден был оставлять занятия и странствовать по окрестным деревням, где он играл на виолончели различные танцы, фантазии на народные темы.

В Праге Глюк пел в церковном хоре, руководимом выдающимся композитором и органистом Богуелавом Черногорским (1684—1742), прозванным «чешским Ба­хом». Черногорский и был первым настоящим учителем Глюка, преподававшим ему основы генерал-баса (гар­монии) и контрапункта.

Глюк в Вене. В 1736 году, наступает новый период в жизни Глюка, связанный с началом его творческой дея­тельности и музыкальной карьеры, Граф Лобковиц (у которого на службе находился отец Глюка) заинте­ресовался незаурядным дарованием молодого музыкан­та; взяв Глюка с собой в Вену, он назначил его придвор­ным певчим, в своей капелле и камерным музыкантом., В Вене, где музыкальная жизнь била ключом, Глюк сра­зу окунулся в особую музыкальную атмосферу, создав­шуюся вокруг итальянской оперы, господствовавшей тогда на венской оперной сцене. В это же время в Beнe жил и работал знаменитый в XVIII веке драматург и либреттист Пьетро Метастазио. На тексты Метастазио Глюк написал свои первые оперы.

Учение и работа в Италии. На одном из бальных ве­черов у графа Лобковица, когда Глюк играл на клавире, сопровождая танцы, на него обратил внимание итальян­ский меценат граф Мельци. Он взял Глюка с собой в Италию, в Милан. Там Глюк провел четыре года (1737—1741), совершенствуя свои знания в области му­зыкального сочинения под руководством выдающегося итальянского композитора, органиста и дирижера Джованни Баггиста Саммартини (1704—1774). Познакомив­шись с итальянской оперой еще в Вене Глюк, разумеет­ся, ближе и теснее соприкоснулся с ней в Италии.

Начиная с 1741 года он сам стал сочинять оперы, исполнявшиеся в Милане и в других городах Италии. Это были оперы seria, написанные в значительной своей части на тексты П. Метастазио («Артаксеркс», «Дсметрий», «Гипермнестра» и ряд других), Почти ни одна из ранних опер Глюка целиком не сохранилась; из них до нас дошли лишь отдельные номера, В этих операх Глюк, находясь еще в плену условностей традиционной онеры seria, стремился, преодолеть ее недостатки. Достигалось это в различных операх по-разному, но в некоторых из них, особенно в «Гипермнестре», уже появились призна­ки будущей оперной реформы Глюка тендеиция к пре­одолению внешней вокальной виртуозности, стремление повысить драматическую выразительность речитативов, придать увертюре более значительное содержание, орга­нически связав ее с самой оперой. Но стать в своих, ран­них операх реформатором Глюк еще не смог. Этому противодействовала эстетика оперы seria, а также не­достаточная творческая зрелость самого Глюка, еще полностью не осознавшего необходимость реформы оперы.

И все же между ранними операми Глюка и его ре­форматорскими операми при их принципиальных отли­чиях нет непроходимой грани. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что Глюк использовал музыку ран­них опер в сочинениях реформаторского периода, пере­нося в них отдельные мелодические обороты, а иногда и целые арии, но с новым текстом.

Творческая работа в Англии. В 1746 году Глюк пе­реехал из Италии в Англию, где продолжал работу над итальянской оперой. Для Лондона он написал оперы seria «Артамена» и «Падение гигантов». В английской сто­лице Глюк встретился с Генделем, творчество которого произвело иа него большое впечатление. Однако Гендель не сумел оценить своего младшего собрата и однажды даже сказал: «Мой повар Вальц лучше знает контра­пункт, чем Глюк». Творчество Генделя послужило Глюку стимулом для осознания необходимости коренных изме­нений в области оперы, так как и в операх Генделя Глюк заметил явное стремление выйти из рамок стандартной схемы оперы seria, сделать ее драматически более прав­дивой. Влияние оперного творчества Генделя (особенно позднего периода)—один из важных факторов в подго­товке оперной реформы Глюка.

Между тем в Лондоне для привлечения на свои кон­церты широкой публики, падкой до сенсационных зре­лищ, Глюк не чуждался и внешних эффектов. Например, в одной из лондонских газет 31 марта 1746 года было опубликовано следующее объявление: «В большой зале г. Гикфорда, во вторник 14 апреля, г. Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием луч­ших артистов оперы. Между прочим он исполнит в сопро­вождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды: это — новый инструмент его собственного изобретения, на котором могут быть ис­полнены те же вещи, что и на скрипке или клавесине, Он надеется удовлетворить таким образом любопытных и любителей музыки.

В эту эпоху многие артисты вынуждены были прибе­гать к такому способу привлечения публики па концерт, в котором наряду с подобными номерами исполнялись и серьезные произведения. После Англии Глюк посетил множество других евопейских стран, где выступал с концертами и дирижировал.

Французские комические оперы Глюка. Следующий важный период в Творческой деятельности Глюка связаны с "работой в области французской комической оперы для французского театра в Вене, куда он приехал после ря­да лет пребывания в разных странах. К этой работе Глюка привлек Джакомо Дураццо, бывший интендан­том придворных театров. Дураццо, выписывая из Фран­ции различные сценарии комических опер, предлагал их Глюку. Таким образом возник целый ряд французских комических опер с музыкой Глюка, написанных между .1758 и 1764 годами: «Остров Мерлина» (1758), «Исправ­ленный пьяница» (1760), «Одураченный кади» (1761), «Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки» (1764) и другие. Некоторые из них по времени совпа­дают с реформаторским периодом в творческой деятель­ности Глюка.

Работа в области французской комической оперы сыграла в творческой жизни Глюка весьма положитель­ною-роль. Он стал более свободно обращаться к подлин­ным" истокам народной песенности. Нового типа быто­вые сюжеты и сценарии обусловили рост реалистических элементов в музыкальной драматургии Глюка. Фран­цузские комические оперы Глюка включаются в общий поток развития этого жанра.

Работа в области балета. Наряду с онерами Глюк работал и над балетом., В 1761 году в Вене был постав­лен его балет «Дон-Жуан»,

В начале 60-х годов XVIII века в разных странах Де­лались попытки реформировать балет, превратить его из дивертисмента в драматическую пантомиму, обладаю­щую определенным 'развивающимся сюжетом.Большую роль в драматизации балетного жанра сыг­рал выдающийся французский балетмейстер Жан Жорж Новерр (1727—1810), В Вене в начале 60-х годов компо­зитор работал с балетмейстером Гаспаро Аиджолини (1723—1796), создавшим наряду с Новерром драмати­ческий балет-пантомиму. Совместно с Аиджолини Глюк написал и поставил свой лучший балет «Дон-Жуан». Драматизация балета, выразительная музыка, передаю­щая большие человеческие страсти и обнаруживающая уже стилистические особенности зрелого стиля Глюка, как и работа в области комической оперы, приблизили композитора к драматизации оперы, к созданию боль­шой музыкальной трагедии, явившейся венцом его твор­ческой деятельности.

Начало реформаторской деятельности. Начало ре­форматорской деятельности Глюка ознаменовалось его сотрудничеством с жившим в Вене итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раииеро да Кальцабиджи (1714—1795). Метастазио и Кальцабиджи представляли собой два различных направления в оперной либреттистике XVIII века. Выступая против придворно-аристократнческой эстетики либретто Метастазио, Кальцабиджи стремился к простоте и естественности, к правди­вому воплощению человеческих страстей, к свободе ком­позиции, диктуемой развивающимся драматическим дей­ствием, а не стандартными канонами. Избирая для своих либретто античные сюжеты, Кальцабиджи тракто­вал их в возвышенно-этическом духе, свойственном пере­довому классицизму XVIII века, вкладывал в эти темы высокий моральный пафос и большие гражданские и нравственные идеалы. Именно общность передовых уст­ремлений Кальцабиджи и Глюка привела их к сбли­жению.

Реформаторские оперы венского периода. 5 октября 1762 года явилось знаменательной датой в истории опер­ного театра: в этот день впервые был поставлен в Вене «Орфей» Глюка на текст Кальцабиджи. Это было на­чало оперпо-реформаторской деятельности Глюка. Через пять лет после «Орфея», 16 декабря 1767 года, состоялась там же, в Вене, первая постановка онеры Глюка «Альцеста» (тоже на текст Кальцабиджп). Партитуре «Альцесты» Глюк предпослал адресованное герцогу То­сканскому посвящение, в котором изложил основные по­ложения своей оперной реформы. В «Альцесте» Глюк еще более последовательно, чем в «Орфее», осуществил и провел в жизнь музыкально-драматические принципы, окончательно .сложившиеся у него к этому времени. По­следней оперой Глюка, поставленной в Вене, была онера на текст Кальцабиджи «Парис и Елена» (1770). По цельности и единству драматургического развития дан­ная опера уступает двум предшествующим.

Живя и работая в 60-е годы в Вене, Глюк отразил в своем творчестве особенности складывающегося в этот период венского классического стиля 4 , окончательно сформировавшегося в музыке Гайдна и Моцарта. Увертюра к «Альцесте» может служить характерным образцом для раннего периода в развитии венской классической школы. Но черты венского классицизма органически сплетаются в творчестве Глюка с влияния­ми итальянской и французской музыки.

Реформаторская деятельность в Париже. Новый и последний период в творческой деятельности Глюка на­ступил с его переездом в Париж в 1773 году, Хотя оперы Глюка имели в Вене значительный успех, его реформа­торские идеи не были там до конца оценены;, он на­деялся именно во французской столице —этой цитадели передовой культуры того времени —найти полное пони­мание своих творческих замыслов. Переезду Глюка в Париж— крупнейший в то время центр оперной жиз­ни Европы— способствовало также покровительство Ма­рии-Антуанетты, супруги дофина Франции, дочери авег-.рийской императрицы и бывшей ученицы Глюка.

Парижские оперы Глюка.. В апреле 1774 года состоя­лась в Париже в «Королевской Академии музыки»" пер­вая-постановка новой оперы Глюка «Ифигепия в Лили-де», французское либретто которой написано Дю Рулло по трагедии Расина того же названия. Это был тот тип оперы, о котором мечтал Дидро почти двадцать лет назад. Энтузиазм, вызванный постановкой «Ифигении» в Париже, был велик. В театре находилось значительно большее-количество". публики, чем он мог вместить, Вся журнальная и газетная пресса была полна впечатления­ми от новой оперы Глюка и борьбой мнений вокруг его оперной реформы; о Глюке спорили, говорили, и, есте­ственно, его появление в Париже приветствовали энци­клопедисты. Один из них, Мельхиор Гримм, писал вско­ре после этой знаменательной постановки «Ифигении в Авлиде»: «Вот уже пятнадцать дней, как в Париже толь­ко и говорят, только и грезят о музыке. Она —предмет всех наших споров, всех наших бесед, душа всех наших ужинов; кажется даже смешным — интересоваться чем-либо другим. На вопрос, относящийся к политике, вам отвечают фразой из учения о гармонии; на моральное размышление— мотивом ариетки; а если вы попытае­тесь напомнить об интересе, вызываемом той или иной пьесой Расина или Вольтера,— вместо всякого ответа обратят ваше внимание на оркестровый эффект в пре­красном речитативе Агамемнона. Нужно ли после всего этого говорить, что причина подробного брожения умов. «Ифигепня» кавалера Глюка. Это брожение-тем более сильно, что мнения крайне разделились, и все партии в равной мере охвачены яростью. Из спорящих особенно резко выделяются три партии: приверженцы старой французской оперы, давшие клятву не признавать иных богов, нежели Люлли или Рамо; сторонники чисто италь­янской музыки, которые почитают лишь арии Иомелли, Пиччини или Саккини; наконец, партия кавалера Глюка, которая полагает, что им найдена музыка, наиболее по­добающая театральному действию, музыка, принципы которой почерпнуты из вечного источника гармонии и внутреннего соотношения наших чувств и ощущений, му­зыка, которая не принадлежит никакой отдельной стра­не, но для стиля которой гений композитора сумел вос­пользоваться особенностями нашего языка»

Сам Глюк развернул активнейшую -деятельность в те­атре ради того, чтобы уничтожить господствующую там рутину, нелепые условности, покончить с закоренелыми штампами и добиться драматической правды в поста­новке и исполнений опер: Глюк вмешивался в сцениче­ское поведение актеров, заставлял хор действовать и жить на сцене, Во имя осуществления своих принципов Глюк не считался ни с какими авторитетами и признан­ными именами: так, о прославленном балетмейстере Гастоне Вестрисе он выразился весьма непочтительно; «Ар­тисту которого все знание в пятках, не имеет права брыкаться в опере подобной «Армнде».

Продолжением и развитием реформаторской деятель­ности Глюка в Париже была постановка в августе 1774 года оперы «Орфей» в новой редакции, а в апреле 1776 года — постановка оперы «Альцеста» тоже в новой , редакции. Обе оперы, переведенные на французский язык, подверглись значительным изменениям примени­тельно к условиям парижского оперного театра. Были расширены балетные сцены, партия Орфея передана тенору, в то время как в первой (венской) редакции она была написана для альта и предназначена для кастра­та 2 . В связи с этим арии Орфея пришлось транспониро­вать в другие тональности.

Последние оперы Глюка. Последними реформатор­скими, операми Глюка, поставленными в Париже, были «Армнда» (1777) и «Ифигения в Тавриде» (1779). «Армида» написана не на античный (подобно другим опе­рам Глюка), а на средневековый сюжет, заимствован­ный -из знаменитой поэмы итальянского поэта XVI века Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим»'. «Ифи­геиия в Тавриде» по сюжету является продолжением «Ифигении в Авлиде» (в обеих операх действует одна и та же главная героиня), но музыкальной общности между ними нет.

Через несколько месяцев после «Ифигении в Таври­де» состоялась постановка в Париже последней оперы Глюка «Эхо и Нарцисс», представляющей собой мифоло­гическую сказку. Но эта опера имела слабый успех.

Последние годы жизни Глюк находился в Вене, где творческая работа композитора протекала преимуще­ственно в области песни. Еще в 1770 году Глюк создал несколько песен на тексты Клопштока. Свой замысел — написать немецкую героическую оперу «Битва Армииия» па текст Клопштока — Глюк пе осуществил.

Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787 года.

Источники:

  • https://kratkoebio.ru/christoph-willibald-gluck/
  • https://www.boutique-project.ru/reading/articles/267
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.