Жизнь и смерть Жан-Люка Годара: в последние годы стал затворником
Жан-Люк Годар
Жан-Люк Годар — знаковый французский и швейцарский режиссер, один из участников кинематографического движения «Новая волна». Фильмы, снятые им, в 1960-е годы отразились на последующей истории мировой кинематографии, особенно сильный след оставив в европейском кино.
Детство и юность
Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 4 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.
В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм — семья была верующей.
Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик крал даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.
В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.
В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год он вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Жан-Люка стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.
Начало карьеры
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу.
Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером и Жаком Риветтом он даже основал журнал Gazette du cinéma, выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы — он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.
Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме — брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм.
В 1954 году ленту «Операция “Бетон”», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
«На последнем дыхании»
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «новой волны» кинематографа.
С этого периода Годар начал включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из картин Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Следующий год для постановщика ознаменовался выходом картин «Замужняя женщина» и «Посторонние» (она же — «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
«Алиса в Стране чудес встречает Франца Кафку».
На волне социальных изменений в мировом сообществе Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.
К 1980-му, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет, с 1988 по 1998 год, Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд — документальный сериал «История кино: только история».
Не все проекты именитого режиссера были успешными. «Новая волна» с Аленом Делоном в главной роли была представлена зрителям на Каннском фестивале 1990 года, но публика картину освистала.
В 2004-м в искусство постановщика вновь вернулась социальная тема: Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из трех частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
2010-е годы в творчестве Годара — период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
В 2022-м в рамках Берлинале прошла ретроспективная выставка, одним из экспонатов которой стал фильм Годара «Книга образов» (2018), обладатель специальной «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода они прекратили общение.
Embed from Getty Images Анна Карина и Жан-Люк Годар
В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера не было.
В начале 80-х Годар познакомился с Анн-Мари Мьевиль, которая фактически стала его третьей женой, пусть и без официальной брачной церемонии. Как и остальные женщины, оставившие след в жизни Жан-Люка, Анн-Мари имела отношение к кино: она режиссер и неоднократно помогала возлюбленному в работе.
Политические взгляды
Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».
В мае 2018 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицал факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну «раковой опухолью Ближнего Востока».
Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.
Смерть
Режиссер до последних лет жизни продолжал творческую карьеру. Годар был занят работой над двумя последними проектами — «Сценарий» и «Смешные войны», после завершения которых, как заявлял сам Жан-Люк, он собирался «закончить свою кинематографическую жизнь».
13 сентября 2022 года Жан-Люк Годар умер, ему был 91 год. О кончине знаменитости изданию Liberation сообщили близкие. Друг, комментируя причину смерти, сказал, что режиссер был не болен, а истощен. Тогда Годар принял решение прибегнуть к эвтаназии, запрещенной во Франции и разрешенной в Швейцарии. Он умер в своем доме на берегу озера Леман.
Фильмография
- 1954 — «Операция бетон»
- 1960 — «На последнем дыхании»
- 1960 — «Маленький солдат»
- 1963 — «Карабинеры»
- 1963 — «Презрение»
- 1964 — «Посторонние»
- 1965 — «Альфавиль»
- 1966 — «Сделано в США»
- 1967 — «Китаянка»
- 1972 — «Письмо Джейн»
- 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)»
- 1982 — «Страсть»
- 1987 — «Король Лир»
- 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида»)
- 1996 — «Моцарт — навсегда»
- 2004 — «Наша музыка»
- 2010 — «Социализм»
- 2014 — «Прощай, речь 3D»
- 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь»
Интересные факты
- В 2018 году в интернете появилась ложная информация о смерти режиссера. Позже выяснилось, что аккаунт в «Твиттере», удачно стилизованный под официальную страницу Министерства культуры Швейцарии, принадлежал скандальному итальянцу Томмазо Де Бенедетти, который до этого неоднократно публиковал фейковые заявления от лица популярных персон.
- Режиссер был двоюродным братом экс-президента Перу Педро Пабло Кучински Годара.
Жизнь и смерть Жан-Люка Годара: в последние годы стал затворником
13 сентября в Швейцарии на 92-м году жизни умер Жан-Люк Годар — последний великий режиссер нашего времени, вечно молодой бунтарь и представитель «французской новой волны», снявший фильмы «На последнем дыхании», «Китаянка», «Безумный Пьеро», «Мужское-женское», «Имя: Кармен», всего более ста картин. Он не был болен, просто устал и выбрал эвтаназию. Об этом сообщили родственники режиссера. Его последние фильмы — «Прощай, речь 3D» и «Книга образов» — участвовали в 2014-м и 2018 годах в Каннском кинофестивале в ту пору, когда Годар уже стал затворником и окончательно переехал на родину матери в Швейцарию.
Последние годы жизни Жан-Люк Годар провел в небольшом городке между Лозанной и Женевой на берегу Женевского озера, где его запросто можно было встретить в местном баре, на улице во время прогулки. Туристы и киноманы ради этого устремлялись туда. А Годар не любил вторжения в свою жизнь. На фестивали он не ездил, продолжая при этом снимать кино. Он презирал Канны, любую киносуету. В 2011-м отказался от поездки за «Оскаром», присужденным ему за вклад в мировой кинематограф. Его вручению предшествовала бурная общественная дискуссия. Тогда перетряхнули высказывания Годара разных лет, обвинив классика в антисемитизме. А он всегда шел поперек общей линии. В 2018-м из своего швейцарского далека призвал Каннский фестиваль и весь западный мир проявить по отношению к Москве доброту, процитировал слова Достоевского о милосердии, заявил, что в России есть что-то такое, что его трогает.
Покоя Годару не давали и в затворничестве. Самая удивительная история связана с французским режиссером Мишелем Хазанавичусом, написавшим мэтру письмо о том, что он начинает съемки фильма, где главным героем станет сам мэтр в молодые годы. Хазанавичус оговорил, что это будет Годар, каким он его представляет, а не документальное повествование. В ответ мэтр попросил прислать ему сценарий, после чего воцарилось молчание. Когда картина была готова, Хазанавичус вновь обратился к Годару с тем, чтобы ее показать. В ответ опять — тишина. Режиссер Филипп Гаррель — отец Луи Гарреля, исполнившего главную роль, сказал тогда Хазанавичусу: «Снимать о Годаре — все равно что предложить неистовому католику сыграть Иисуса».
В 2017-м «Грозный» показали в конкурсе Каннского кинофестиваля. Позднее он вышел в российском прокате под названием «Молодой Годар». Жан-Люку Годару тогда было 86 лет. Картина основана на автобиографической книге «Год спустя» второй жены Годара — актрисы с русскими корнями Анн Вяземски, происходившей из княжеского рода Вяземских по линии отца, внучки французского писателя Франсуа Мориака по линии матери. С Годаром они встретились в 60-е, прожили 12 лет, работали на шести картинах, включая «Китаянку» и «Ветер с востока». Анн позднее получила Большую премию Французской академии за роман «Горстка людей», посвященный русской революции, а в 2017-м умерла в Париже после онкологического заболевания в 70-летнем возрасте. В фильме Годар появляется голым в самых откровенных сценах, какие только можно вообразить.
Относительно недавно команда Федора Бондарчука, затеявшая проект «Бондарчук. Battle» к 100-летию со дня рождения Сергея Бондарчука, тоже отправила посыльного с письмом к Годару с предложением принять участие в картине. В ответ мэтр прислал ссылку на свой монолог о кино. Казалось бы, зачем они вообще к нему обратились? Дело в том, что классик в 87-летнем возрасте снял «Книгу образов» — инсталляцию из кадров своих и чужих картин, где использовал фрагменты из «Войны и мира» Бондарчука. Это был самый свободный и безумный фильм Годара на Каннском кинофестивале в 2018-м. Он мог себе позволить все. Интересно, что до последних дней он оставался радикалом, как и во времена своей молодости. Его предпоследняя картина «Прощай, речь», снятая в 84-летнем возрасте, была сделана в 3D, и зрителям пришлось закрывать то левый, то правый глаз ради получения дополнительного эффекта.
Жан-Люк Годар родился в 1930 году в Париже в семье врача. Его мать принадлежала к роду швейцарских банкиров. С 4-летнего возраста будущий режиссер жил в швейцарском Нионе, а в 1940-е учился в Париже, поступил там в Сорбонну. Во Франции он увлекся кино, считал его не менее важным, чем хлеб, говорил, что благодаря ему открыл целый мир. Годар начинал как кинокритик. Вместе с другими будущими режиссерами — Эриком Ромером и Жаком Риветтом — основал киножурнал, писал рецензии, работал как редактор в журнале «Кайе дю Синема». Своей первой кинопрофессии он не изменил, выпустив в 90-е киноантологию «История кино». А 60-е он стал участником группы «Дзига Вертов», придерживался принципов социализма. Кстати, одна из последних его картин называлась «Фильм-социализм».
Только сняв несколько короткометражек, в том числе и документальных, Годар пришел в большое кино. В 1960-м вышел его первый фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо и Джин Сиберг в главных ролях. Сценарий он сочинял с Франсуа Трюффо непосредственно перед началом съемочного дня. Диалоги рождались прямо на площадке. Это был фильм, изменивший ход кинематографа, ознаменовавший начало «французской новой волны». Картина получила «Серебряного медведя» Берлинале за режиссуру, но это капля в сравнении с тем, чем он стал для истории мирового кинематографа. Происходящее на экране воспринимается как документальная съемка, запечатленное мгновение, жизнь улиц, а не постановочное кино. Картину восприняли как манифест 60-х, подхватив идею равенства полов и свободы как таковой — от всего, что можно себе представить. Таким Годар и остался для нас навеки, чтобы позднее ни происходило, какие бы принципы он ни исповедовал, возмущая общественное спокойствие.
Умер французский режиссер Жан-Люк Годар: последние фото легенды мирового кино
Смотрите фотогалерею по теме
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/21301-zhan-liuk-godar.html
- https://www.mk.ru/culture/2022/09/13/zhizn-i-smert-zhanlyuka-godara-v-poslednie-gody-stal-zatvornikom.html