Александр Борисович Годунов
Александр Годунов
Ценители балета и критики называли Александра Борисовича Годунова уникальным танцовщиком. В нем соединились все три составляющие, которые превращают артиста в звезду: безупречная техника, драматическая выразительность лица и тела, а также актерский талант. В СССР его имя на десятилетия попало в списки предателей родины, а на чужбине невозвращенец не нашел счастья.
Детство и юность
Родился будущий артист балета 28 ноября 1949 года в Южно-Сахалинске в семье инженера-строителя. Родители, Лидия Николаевна Студенцова и Борис Илларионович Годунов-Водуков, познакомились в блокадном Ленинграде. Когда Александру исполнилось три года, они расстались. Мать с двумя сыновьями, первенцем Олегом и Сашей, переехала в Ригу к брату.
В восьмилетнем возрасте Александра отдали в Рижское хореографическое училище. Ему понравилось танцевать, педагоги хвалили воспитанника за удивительную пластику и гибкость. Здесь же он познакомился с Михаилом Барышниковым.
В 1967-м Годунов окончил училище. К тому времени его уже ждал хореограф Игорь Моисеев в ансамбле «Классический балет». В 18 лет талантливый юноша еще обладал невысоким ростом (впоследствии он вытянулся до 192 см), из-за чего мог быть принят только в кордебалет. Так Лидии Николаевне сказал руководитель труппы Александр Лемберг.
В «Классическом балете» Александр Годунов на протяжении четырех лет взаимодействовал с элитой советской сцены. В классах Асафа Мессерера и Александра Руденко он совершенствовал технику. Молодой артист солировал в «Мимолетностях» Касьяна Голейзовского, «Гран-па» Мессерера и «Поэзии чувств» Моисеева. Кроме того, танцевал в «Адажио», поставленном впервые в Советском Союзе Игорем Чернышевым.
Уроженец Южно-Сахалинска гастролировал с коллегами по всему земному шару, однако он грезил о Большом театре. В 1971-м мечта артиста осуществилась, и с легкой руки балетмейстера Юрия Григоровича он стал частью коллектива.
Балетный танцовщик Александр Годунов
На Годунова вскоре обратили внимание именитые примы. Правом выбирать партнера воспользовалась Майя Плисецкая, и Александра ввели на роль Принца в «Лебединое озеро», которое ставил Григорович. Искушенные зрители по достоинству оценили талант артиста.
Он проснулся знаменитым, карьера стремительно развивалась, а в творческой биографии со временем появились образы Хозе в «Кармен-сюите», Альберта в «Жизели» и Солора в «Баядерке».
В Большом театре танцовщика обожали и ненавидели одновременно. Коллеги, партнеры и зрители обожествляли его, а у начальства и служащих компетентных органов он вызывал раздражение независимым характером и «неправильным» поведением на гастролях. Годунов не слушал советов, которые давали в КГБ гастролерам, встречался и разговаривал с теми, с кем запрещалось.
Своенравного и непокорного артиста всегда ждали в Америке и Европе. На постановки с фотографиями Александра на афишах билеты раскупали за месяцы вперед. Бдительным служащим органов такая популярность не нравилась, они видели в нем потенциального невозвращенца.
После того как отказался возвращаться с гастролей в Канаде Барышников, Александру запретили выезжать. Мысль повторить поступок коллеги все чаще посещала артиста — Барышников на Западе купался в лучах славы.
В 1974-м режиссер Маргарита Пилихина сняла фильм-балет «Анна Каренина», где главные роли достались Плисецкой и Александру Годунову. В основу ленты лег одноименный балет Родиона Щедрина, премьера которого прошла на сцене Большого двумя годами ранее. Примечательно, что костюмы для Майи Михайловны смоделировал и сшил сам Пьер Карден.
В 1979-м Григорович доверил Александру партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», а на август того же года были запланированы гастроли в Штатах. Танцовщика в списки не включили, но американская сторона поставила ультиматум: или спектакль с Годуновым, или отмена тура. Отказ от выступления мог обернуться немалыми финансовыми потерями, и артиста отпустили в США.
Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. На первое время его приютили друзья Иосифа Бродского.
Карьера в США
Вскоре Александр Годунов вышел на сцену Американского театра балета, руководимого Барышниковым. В 1982-м он не стал продлевать контракт, поскольку у него возникли разногласия с Михаилом. Затем создал свою труппу, которую назвал «Годунов и друзья». Спектакли имели огромный успех, и артисты отправлялись со спектаклями в Японию, Аргентину, Израиль и другие страны.
В 1985-м танцовщик ушел со сцены, однако продолжал поддерживать физическую форму. Он занимался в академии Давида Лишина под началом Татьяны Рябушинской, здесь же проводил собственные мастер-классы.
Embed from Getty Images Александр Годунов и Михаил Барышников с Лайзой Миннелли
Кроме того, Годунов строил карьеру в американском кино. Голливудский дебют актера состоялся в мелодраме с элементами триллера «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Фильм не прошел мимо жюри Американской академии кинематографических искусств и оказался в восьми номинациях на «Оскар», в двух из которых выиграл («Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший монтаж»).
В 1988-м Александр снялся в культовом боевике «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом. Он сыграл второстепенного персонажа Карла. Литературным первоисточником блокбастера стал роман Родерика Торпа «Ничто не вечно», написанный им под впечатлением от кинокартины «Ад в поднебесье».
Спустя два года Годунову достался один из центральных героев, Сигвальдсон, в полнометражном дебюте режиссера Уилларда Кэрролла под названием «Камень викингов». Проект создан по мотивам произведения Марка Роджерса, которое опубликовали ограниченным тиражом.
В 1994-м артист пополнил каст семейной фэнтези-комедии «Норт», экранизации книги Алана Цвайбеля, поставленной Робом Райнером. Компанию на площадке ему составили будущие голливудские звезды, в их числе оказались Элайджа Вуд и Скарлетт Йоханссон. Для десятилетней на тот момент актрисы лента являлась первой работой в большом кинематографе.
Личная жизнь Александра Годунова
В СССР Годунов делил личную жизнь с Людмилой Власовой, примой Большого театра. Жена отказалась оставаться с ним в США — не хотела покидать мать. Самолет с Власовой и труппой, возвращавшейся после гастролей «Ромео и Джульетты» домой, в международном аэропорту имени Джона Кеннеди задержали на три дня.
Embed from Getty Images Александр Годунов и Жаклин Биссет
Сотрудники ФБР потребовали выпустить Людмилу на нейтральную территорию, где она смогла бы принять самостоятельное решение. Артистка отказалась покидать родину. Все это время ее с надеждой ждал Александр. В течение года он пытался уговорить избранницу переехать к нему, но так и не смог. Пара официально расторгла брак в 1982-м через посольство.
Жаклин Биссет
Второй любимой женщиной Александра Годунова стала британская киноактриса Жаклин Биссет. Однако даже на официальных приемах, куда артист приходил с ней, на вопрос о жене он отвечал, что та осталась в Советском Союзе. Творческая пара прожила вместе семь лет, после чего распалась.
Смерть
Сердце 45-летнего танцовщика остановилось 18 мая 1955 года, он умер в своей квартире. Врачи назвали причиной смерти осложнение гепатита, ставшего следствием алкоголизма. Вердикт медиков шокировал родных покойного, которые встречались с ним за месяц до кончины и никаких признаков болезни не заметили.
Прах Годунова после кремации развеяли над Тихим океаном. Эпитафия на могиле артиста в Лос-Анджелесе гласит:
«Его будущее осталось в прошлом».
На Введенском кладбище российской столицы есть кенотаф Александра Годунова с надписью:
«Ты всегда с нами».
Партии
- П. И. Чайковский. «Лебединое озеро»
- Р. Щедрин. «Анна Каренина»
- Ф. Шопен. «Шопениана»
- Ц. Пуни. «Конёк-горбунок»
- Л. Минкус «Дон Кихот»
- А. Адан. «Жизель»
- А. Хачатурян. «Спартак»
- Т. Хренников. «Любовью за любовь»
- С. Прокофьев. «Иван Грозный»
- И. Стравинский. «Весна священная»
- Л. Минкус. «Баядерка»
- С. Прокофьев. «Ромео и Джульетта»
Фильмография
- 1972 — «Московская фантазия»
- 1985 — «Свидетель»
- 1986 — «Долговая яма»
- 1988 — «Крепкий орешек»
- 1990 — «Камень викингов»
- 1992 — «Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени»
- 1994 — «Норт»
- 1996 — «Зона»
Интересные факты
- Еще до карьеры в Голливуде, в 1978-м, артист снялся в двухсерийном ТВ-мюзикле «31 июня» с Натальей Трубниковой и Владимиром Зельдиным. Премьера экранизации одноименной повести Джона Бойнтона Пристли состоялась под конец года, однако из-за переезда танцора в Штаты картину после этого семь лет не показывали по телевидению.
- По мотивам истории, произошедшей в аэропорту имени Кеннеди, в Союзе в 1985-м вышел фильм «Рейс 222». Правда, вместо представителей балета в сюжет поместили спортсменов.
- Иосиф Бродский в некрологе об Александре Годунове написал, что он «не прижился и умер от одиночества».
Александр Борисович Годунов
Александр Годунов – известный артист балета, киноактер. В 1976 году получил звание Залуженного артиста РСФСР. Был партнером Майи Плисецкой, другом Михаила Барышникова, коллегой по съемочной площадке Харрисона Форда и Брюса Уиллиса.
История русской культуры знает немало примеров, когда человек не смог реализовать свой талант, данный ему природой. То ли в силу личных обстоятельств, то ли из-за властной системы, которая неусыпно следила за ним. Александр Годунов относится именно к таким талантам, которым пришлось пробивать себе дорогу в жизни тяжелым трудом и даже решиться на побег за границу. Но ему не повезло. Несмотря на безупречность его танца, невероятный талант актера, потрясающую внешность викинга, он так и не прижился в чужой стране и умер в одиночестве.
Детство
Родился Александр Годунов 29 ноября 1949 года в городе Южно-Сахалинск. Отца будущей звезды балета звали Борис Годунов-Водуков, он работал инженером-строителем. Мама – Лидия Годунова (до замужества Студенцова), по профессии инженер-железнодорожник. На момент рождения Саши в семье уже подрастал старший сын Олег 1947 года рождения.
Лидия училась в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, после окончания которого осталась работать в Ленинграде. Борис тоже жил в блокадном городе на Неве, восстанавливал здания и коммуникации разрушенные в результате бомбежек. Молодые люди встретились, влюбились и вскоре поженились.
После войны супруги получили направление на Сахалин, перебрались с маленьким Олегом в Южно-Сахалинск, где и родился младший сын.
Семья распалась, когда Саше было всего три года. Мать перевезла сыновей к своему брату в Ригу, сама вернулась на Сахалин, отработала еще один год до завершения контракта. После этого тоже поселилась в Риге, нашла себе работу на Прибалтийской железной дороге, получила от места службы комнату в коммуналке.
Оба мальчика отличались невысоким ростом, возле балетного станка стояли последними. Чего они только не делали, чтобы подрасти, спали на полу, пили томатный сок в невероятных количествах. В росте они не прибавили, но в лучшие танцоры училища выбились однозначно.
В семнадцатилетнем возрасте Александр из невысокого парнишки превратился в атлетически сложенного молодого человека. Буквально за одно лето он вырос на 13 см, и его рост достиг отметки в 1,9 м. Барышникову не повезло, его рост остался прежним – 1, 68 м.
В 1967-м Годунов окончил балетное училище и начал свою творческую биографию в престижном хореографическом ансамбле «Молодой балет», организованном Игорем Моисеевым годом ранее. Александр отдал этому коллективу четыре года, после этого его приняли в Большой театр. Теперь его непосредственным руководителем стал балетмейстер Алексей Ермолаев, который и отшлифовал технику молодого танцора до филигранности.
Балет
Дебютной постановкой Годунова в Большом театре стала партия Принца из «Лебединого озера». Это был настоящий успех, после которого имя молодого танцора прогремело с невероятной силой. Александр сумел завоевать не только сердца публики, но и внимание театральных прим. Именно в тот момент начался роман 21-летнего Годунова и 28-летней Людмилы Власовой, на тот момент замужней женщины. Они стали самой красивой балетной парой Большого театра, им доверили танцевать ведущие партии в балетах «Иван Грозный», «Спартак», «Ромео и Джульетта».
В те годы ведущие актрисы театра имели право сами выбирать себе партнера, и этой возможностью воспользовалась Майя Плисецкая. По ее настоянию Годунову доверили партию Принца в «Лебедином озере», постановке Юрия Григоровича. Зрителям очень понравился молодой танцор и вскоре у него появилась своя публика, ходившая в Большой «на Годунова». К Александру пришла настоящая слава, его карьера резко взметнулась ввысь, копилка работ пополнилась партиями Альберта в балете «Жизель», Хозе в постановке «Кармен-сюита», Солора в «Баядерке».
В Большом театре Годунов успел нажить себе как друзей, так и врагов. Он пользовался любовью и уважением коллег по театру и партнеров, тогда как начальство и служащие КГБ никак не могли смириться с его независимостью, и тем, как «неправильно» он ведет себя во время гастролей. Александр игнорировал советы, которые гастролеры получали в КГБ перед каждым выездом за рубеж, он устраивал встречи и вел беседы с теми, кто считался «предателем» родины, находился в списках «невозвращенцев».
Руководство настаивало, чтобы танцор расстался со своими длинными белокурыми волосами, но Годунов отказал им. С такой прической он больше походил на звезду Голливуда, чем на артиста из СССР. Непокорный и своенравный Александр Годунов пользовался успехом в Европе и США. Билеты на спектакли Большого театра раскупались мгновенно, за несколько месяцев до начала гастролей. Западные импресарио настаивали на приезде Годунова, грозились отменить гастроли театра, если не приедет их любимый танцор.
Бдительные работники КГБ были не в восторге от такой популярности Годунова, они пытались найти массу предлогов, чтобы не выпустить его за границу, пребывали в уверенности, что он тоже не вернется в СССР, как другие знаменитости.
После того, как из канадских гастролей не вернулся Михаил Барышников, на выезд Годунова за рубеж наложили запрет. Мысль о том, чтобы тоже уехать из СССР, засела в голове танцора, и он начал усиленно думать, как воплотить ее в жизнь. Тем более, когда узнавал об успехах друга Барышникова, который сумел добиться популярности в США, в то время когда более талантливый Годунов терял свои лучшие годы в Советском Союзе.
В 1974-м начались съемки фильма-балета режиссера Марины Пилихиной «Анна Каренина», где главные партии исполняли Майя Плисецкая и Александр Годунов (Вронского). Гастроли без Годунова были невозможными, да и заменить его не мог никто, в США требовали, чтобы талантливого танцора включили в труппу. Уже сидя в самолете, Александр сказал Майе, что решил не возвращаться обратно в СССР. Плисецкая начала уговаривать его отказаться от задуманного плана, хотя бы до тех пор, пока смонтированная лента не выйдет на экраны, в противном случае, ее никогда не увидят зрители, она окажется на полке. Александр согласился и на время отказался от своей затеи.
В 1979 году Годунов получил партию Тибальда в постановке «Ромео и Джульетта». В августе того же года должен был состояться гастрольный тур в США, но Александра в списках актеров не оказалось. Американские импресарио рассердились не на шутку, они предъявили ультиматум, или Годунов все-таки приедет, или тур отменится совсем. Не желая терять миллионный контракт, советская сторона решила выпустить знаменитого танцора на гастроли.
С Годуновым провели беседу сразу два министра, они обещали ему квартиру в столице по возвращению и звание Народного артиста СССР. Александр выслушал их, даже не скрывая своего недоверия. Когда он станцевал последнюю партию в завершающем гастроли балете, артист просто исчез из гостиницы, и добрался до американского посольства, где и попросил политического убежища. Некоторое время Годунов жил в доме Иосифа Бродского.
Большую роль в судьбе танцора сыграл его друг – Михаил Барышников. Именно он предложил Александру работу в своем балетном театре. Годунов сотрудничал с этим театром на протяжении года, потом ушел. Причина ухода банальная, артист не захотел учиться современному американскому балету, ему больше нравилось танцевать русский классический балет. Немного поразмыслив, Александр создает собственную труппу под названием «Годунов и друзья». Их постановки пользовались невероятным успехом, артисты гастролировали в Аргентине, Японии, Израиле. Буквально за полтора месяца им удалось заработать миллион.
Фильмы
В те годы Александр сблизился с известной американской актрисой Жаклин Биссет, которая и посоветовала ему штурмовать высоту под названием Голливуд. Годунов отказался от балета и ушел в кинематограф. Он дебютировал в картине «Свидетель», где главную роль сыграл Харрисон Форд.
Потом фильмография начинающего артиста пополнилась ролями в фильмах «Крепкий орешек», «Камень викингов», «Норт». Однако ни одной главной роли Александр так и не получил, а довольствоваться второстепенными ему надоело. Единственный раз он сделал исключение, согласился на эпизодическую роль в ленте «Зона», которую снимали в Будапеште, только потому, что он мог попасть в Ригу и иметь возможность повидаться с родными
В 1995 году артист прилетел в Ригу, надеясь на встречу с матерью, отцом и братом. Однако отец так и не появился, мама сказала, что теперь у нее нет младшего сына, а брат Олег попросил дать денег и купить машину. Саша выполнил все просьбы родного брата, но после этого немедленно вернулся в Штаты. У него началась депрессия и длительный запой.
Личная жизнь
Супруга Александра – Людмила Власова, прекрасно знала о намерении мужа остаться в США, но не поддерживала эту идею. Поэтому, после того, как Годунов попросил политического убежища, решила вернуться на родину, где у нее были брат и мать. Власова и труппа Большого театра погрузились в самолет, но американские власти не выпустили этот борт. Они решили, что советские власти специально удерживают Людмилу, не отпуская ее к мужу. Три дня самолет с пассажирами провел в аэропорту «Кеннеди», и только после того, как Власова в который раз подтвердила, что не собирается оставаться с мужем, им дали разрешение на взлет.
На протяжении этих трех дней возле самолета стояла машина, в которой находился Годунов, он надеялся, что жена захочет с ним поговорить и остаться в США. Но Людмила отказалась. Они по-прежнему оставались мужем и женой, официальный развод состоялся только в 1982 году.
Спустя некоторое время в личной жизни танцора появилась актриса Жаклин Биссет, но даже во время официальных приемов, где они бывали вместе, он всем говорил, что его супруга в России. Годунов продолжал любить свою Людмилу. О них говорили, что они «Ромео и Джульетта холодной войны».
Александр и Жаклин жили вместе восемь лет, после этого разошлись.
Смерть
Известный танцор умер 18 мая 1995 года в собственной квартире в Лос-Анджелесе. Его бездыханное тело обнаружила горничная через три дня после трагического финала. Он умер прямо в любимом кресле. Доктора выяснили причину преждевременной смерти, Александр умер от осложнения гепатита, вследствие бесконтрольного приема алкоголя.
Тело Годунова кремировали, прах развеяли над океаном. Могила артиста находится в Лос-Анджелесе, на ней выгравирована надпись: «Его будущее осталось в прошлом». В Москве на Введенском кладбище установлен кенотаф, на котором есть такая надпись: «Ты всегда с нами».
Избранная фильмография
- 1972 Московская фантазия
- 1974 Анна Каренина
- 1978 31 июня
- 1978 Кармен-сюита
- 1985 Свидетель
- 1986 Долговая яма
- 1988 Крепкий орешек
- 1990 Камень викингов
- 1992 Музей восковых фигур 2: Затерянные во времени
- 1994 Норт
- 1996 Зона
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Александр Годунов
Александр Годунов (Фото: кадр из фильма «Крепкий орешек», 1988)
Способности юного танцовщика оказались настоящим талантом, и Александра заметил Игорь Моисеев – в те годы директор Государственного хореографического ансамбля «Классический балет» («Молодой балет») – и, не раздумывая, пригласил в Москву в свою труппу. С 1967 по 1971 год Годунов танцевал в этом коллективе, где работали выдающиеся педагоги – Суламифь и Асаф Мессерер. Подготовив первую программу и показав ее в 1968 году в Смоленске, ансамбль много гастролировал по стране и за рубежом, а Александр вскоре стал солистом.
В 1971 году после конкурсного экзамена Годунов был принят в балетную труппу Большого театра. Здесь его наставником и педагогом-репетитором стал легендарный актер и танцовщик Алексей Ермолаев, которого впоследствии Александр назвал любимым учителем. Дебютом Годунова на сцене Большого была партия в балете «Лебединое озеро» в редакции Горского – Мессерера. В 1972 году он получил Первую премию во Всесоюзном конкурсе артистов балета.
Вскоре молодого танцовщика заметила Майя Плисецкая и пригласила к себе в партнеры. Их первая совместная работа – балет «Лебединое озеро» – сразу же сделала Годунова звездой Большого. Он стал ее постоянным партнером и в других балетах. В 1973 году он получил Первую премию и золотую медаль на Втором Московском международном конкурсе артистов балета, а в 1976 году ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
Популярность Годунова росла, особенно за границей, практически на всех гастрольных афишах Большого театра за рубежом красовалось его имя. Но с 1974 года Александра перестали выпускать за границу, видимо, боясь, что он повторит судьбу своего друга Барышникова, который в 1974 году не вернулся с гастролей в Торонто и стал успешно работать в США.
Примерно в течение 5 лет Годунов был «невыездным», зато он много танцевал на сцене Большого театра, и его репертуар был на редкость разнообразным (поскольку в это время другие премьеры много времени проводили на гастролях). Роли, исполненные Александром в этот период – партии в таких знаменитых балетах, как «Анна Каренина», «Шопениана», «Конек-горбунок», «Дон Кихот», «Кармен-сюита», «Жизель», «Спартак», «Иван Грозный», «Паганини», «Баядерка», «Ромео и Джульетта», «Гибель розы» и других. Плисецкая говорила о нем: «Александр Годунов был могуч, горделив, высок. …Он лучше танцевал, чем держал партнершу. Человек был верный, порядочный, совершенно беззащитный, вопреки своей мужественной внешности».
Помимо выступлений на сцене, Александр снялся и в нескольких картинах – это фильмы-балеты «Московская фантазия» (1972) и «Кармен-сюита» (1978), экранизация балета «Анна Каренина» (1974) и художественный фильм «31 июня» (1978). Счастлив он был и в личной жизни – Годунов женился на женщине, которую полюбил всей душой, – на балерине Людмиле Власовой. Но вскоре все изменилось…
В американском турне Большого театра в 1979 году участие Годунова вновь не планировалось. Тем более, что в гастрольной труппе была его жена. А власти выпускали творческие семьи за границу только в исключительных случаях. Но американский импресарио заявил, что без Годунова гастроли не состоятся. Советские чиновники терять выгодный контракт не захотели, и Александр полетел в США.
23 августа 1979 года, во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке, Годунов обратился к американским властям с просьбой о предоставлении политического убежища. Тогда советские власти попытались в срочно порядке вернуть его жену в СССР. Но это событие привлекло внимание мировой прессы, и американскими властями был задержан самолет, на котором Власова летела домой, поскольку считали, что это делается против ее воли. В инцидент оказались вовлечены даже лидеры СССР и США Л. Брежнев и Д. Картер. До последней минуты Годунов надеялся, что жена останется с ним. Но Людмила отказалась и вернулась в Москву.
В течение года Годунов безуспешно пытался добиться возвращения жены. Эта пара стала известна как «Ромео и Джульетта» холодной войны. Их брак был расторгнут в 1982 году. Американское гражданство Александр получил в 1987 году. В последствии он жил с известной актрисой Жаклин Биссет, но их союз (семилетний) не был официально оформлен и распался в 1988 году.
В США Годунов сразу же был принят в Американский Балетный Театр (АБТ), лучший репертуарный театр Америки, которым руководил Михаил Барышников. Но в связи с некоторыми разногласиями с танцовщиками труппы, он впервые вышел на сцену только спустя полгода. В этой прославленной труппе Годунов выступал как ведущий танцовщик, исполняя главные партии в «Дон Кихоте», «Жизели», «Лебедином озере», «Теме с вариациями», «Корсаре». А его партнершами были Н. Макарова, Е. Евдокимова, С. Грегори и другие балерины.
Но уже в 1982 году из-за конфликта с Барышниковым Годунов был вынужден покинуть труппу. Он собрал собственную балетную компанию «Годунов и друзья» и стал гастролировать по стране самостоятельно. Всего за полтора месяца выступлений Александр заработал больше миллиона и начал успешные гастроли по Израилю, Аргентине, Японии. Несколько лет он выступал на различных сценах мира. Как приглашенная звезда, Годунов много гастролировал в Канаде, Латинской Америке, Австралии, Израиле, Европе, Японии.
Дальнейшая его работа в балете была сопряжена с рядом разочарований, не состоялись несколько турне, и он решил изменить свою жизнь. По совету Жаклин Биссет Годунов пошел в актеры. Его выигрышная фотогеничная внешность, актерское дарование, блестящая фигура и пластика были большим плюсом для успеха в кино. Тем более, что начиная с 1981 года он периодически брал уроки актерского мастерства и речи в Джульярдской школе искусств и студии легендарной Стеллы Адлер.
В 1985 году Годунов ушел из балета и продолжил кинокарьеру, начатую еще в СССР. Его дебют – роль в фильме «Свидетель» (1985), с Г. Фордом в главной роли, – был удачен и отмечен критикой. Однако приглашений на главные роли не последовало, и в дальнейшем он снимался только на вторых ролях. За 10 лет Годунов снялся в восьми фильмах – «Денежная яма» (1986), «Крепкий орешек» (1988), «Музей восковых фигур 2» (1992), «Зона» (1995) и других.
Хотя Александр и прекратил выступать как танцовщик, но продолжал поддерживать атлетическую форму, занимаясь в балетной академии Дэвида Личина, там же проводил балетные мастер-классы. В Голливуде он подружился с работающими в США танцовщиками Большого театра Аллой Ханиашвили и Виталием Артюшкиным, которым помогал в работе.
Годунов был прирожденным танцовщиком, он обладал исключительной фактурой, уникальными природными данными и всегда стремился к мастерству в своей профессии. Легкость его прыжка, блестящее виртуозное вращение, мягкое и динамичное, графические позы, выразительность жеста, красота линий, завершенность формы, и просто феноменальное владение телом – безоговорочно ставят Годунова в число первых мастеров балета мирового уровня. Ведь как отмечали знатоки, он обладал тремя качествами, которые одновременно не встречаются у танцовщиков практически никогда: беспредельной виртуозностью в сочетании со стройностью и красотой линий и тонкой и очень современной актерской индивидуальностью.
Скончался Александр Борисович Годунов 18 мая (по другой версии – 12 мая) 1995 года на своей вилле в Лос-Анджелесе (Калифорния, США). Ему было 45 лет. Его нашли только спустя несколько дней сидящим в кресле. Врачи не обнаружили ни следов насилия, ни признаков алкоголя или наркотиков в крови. Городской шериф констатировал смерть, вызванную естественными причинами.
Прах Годунова был развеян над Тихим океаном, его мемориал находится в Лос-Анджелесе, а эпитафия на могиле гласит: «His future remained in the past» («Его будущее осталось в прошлом»). На Введенском кладбище Москвы находится кенотаф актера с эпитафией: «Ты всегда с нами». Иосиф Бродский назвал Годунова «великим одиночкой» и написал в некрологе: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».
Чужой среди своих. Гений балета Александр Годунов умер от одиночества
28 ноября 1949 года родился Александр Годунов — одна из ярчайших звёзд в истории мирового балета.
Когда на экранах советских видеосалонов времён перестройки появился боевик «Крепкий орешек», многие вздрагивали, увидев в титрах русские имя и фамилию — «Александр Годунов». Для непосвящённых это был просто русский, невесть каким образом пробравшийся в Голливуд. А те, чей кругозор был шире, впивались глазами в экран, чтобы увидеть одного из лучших танцовщиков в истории советского и мирового балета.
Будущую звезду в балет отдали насильно
Александр Годунов родился на Сахалине, в семье военного. Вскоре маленький Саша вместе с родителями переехал в Ригу. Ему было три года, когда семья распалась. Сашу вместе с братом воспитывала мама.
В его истории есть что-то от сказки о гадком утёнке — когда Александр пришёл в училище, то был самым маленьким, стоял в ряду у балетного станка последним. В этот момент вряд ли кому-то могло прийти в голову, что этот мальчик, загнанный в балет мамой, станет высоким и статным красавцем, артистом, которому будет рукоплескать весь мир.
У Саши в хореографическом училище очень быстро появился друг, который, как и он сам, вскоре стал выделяться среди других учеников. Звали друга Миша Барышников, и ему, как и Годунову, суждена была всемирная известность.
К моменту окончания училища о Годунове уже говорили как о восходящей звезде. В 1967 году молодого артиста пригласил к себе Игорь Моисеев, руководивший Государственным хореографическим ансамблем «Классический балет».
Успех, любовь и интриги
Набравшись опыта, в 1971 Годунов переходит в труппу Большого театра и дебютирует в партии Принца в «Лебедином озере» в постановке Юрия Григоровича. 21-летний танцор срывает овации публики и восторги критиков. После этого слово «восходящая» отбрасывается — теперь Годунов полноценная звезда.
В том же году молодой артист познакомился с 28-летней ведущей балериной Большого театра Людмилой Власовой. Пылкая влюблённость Годунова не знала преград — его не остановила ни разница в возрасте, ни то, что его избранница была замужем. Вскоре они поженились.
Главные роли, зарубежные гастроли. Но у успешности Годунова была и обратная сторона. Балетный мир всегда был полон интриг. Александр, не примкнувший ни к одной из существующих группировок в Большом театре, умудрился нажить недоброжелателей в каждой из них.
Посыпались анонимки, изобличавшие «гнилую сущность артиста Годунова». Его обвиняли в том, что он собирается остаться за рубежом.
В 1974 году у Годунова начались настоящие проблемы. В США остался друг детства Михаил Барышников. После этого КГБ к каждому сигналу в отношении Годунова относилось чрезвычайно серьезно.
Самого артиста беспокоило другое — из-за всей этой возни он перестал получать роли, о которых мечтал. Эмоциональная и порывистая натура Годунова приводила к тому, что он в сердцах начинал рассуждать о возможности поступить «так же, как Барышников». Такие фразы, становясь известными, только ухудшали его положение.
Побег
Впрочем, не всё было так плохо. В 1976 году Годунов сыграл главную роль в балете «Спартак», о чём давно мечтал. В том же году ему присвоили звание заслуженного артиста РСФСР.
В 1978 году Александр Годунов сыграл роль в культовой советской картине «31 июня». Если не считать фильмов-балетов, то эта роль стала единственной для Годунова в советском кино. В фильме он снимался с супругой Людмилой Власовой. По сюжету картины их герои расставались. Ни Александр, ни Людмила не догадывались, что этот сюжет окажется пророческим.
Летом 1979 года балет Большого театра был на гастролях в США. 19 августа Годунов исполнил партию Тибальда в «Ромео и Джульетте», написанную Юрием Григоровичем специально для артиста.
Впереди у Годунова были три выходных дня, и его исчезновение не заметила поначалу даже жена, посчитавшая, что он заночевал в гостях у друзей. На следующее утро Александр не появился, и стало понятно — случилось то, чего опасались ответственные люди в СССР.
Руководители делегации спросили Людмилу: что она намерена делать? «Отправьте меня домой, к матери», — ответила артистка.
А вокруг уже разворачивалась большая политическая игра. Ещё до того, как американские СМИ сообщили о том, что советский артист балета Александр Годунов попросил в США политического убежища, вокруг отеля, где жила Власова, появились агенты ФБР и невесть откуда взявшиеся «протестующие» с плакатами: «Свободу Людмиле Власовой!».
Рейс 222
Из отеля Людмилу вывозили со всеми предосторожностями, сумев перехитрить американские спецслужбы. Артистку доставили на борт самолёта «Аэрофлота», вылетавшего в Москву.
Когда американские власти поняли, что Власова в самолёте, они пошли на крайние меры: советскому авиалайнеру запретили вылет, его блокировали на полосе. На борт буквально ворвались представители властей США с переводчицей, заявившие: Власову вывозят насильно, мешая ей соединиться с мужем, «выбравшим свободу».
Противостояние в аэропорту растянулось на трое суток. Всё это время на борту находились 112 пассажиров, лишённых нормальных человеческих условий (в 35-градусную жару в самолёте не работал даже кондиционер).
Коса нашла на камень — яростное желание американцев развить пропагандистский успех от побега Годунова наткнулось на русское упрямство.
Американские СМИ надрывались, разоблачая «варварство Кремля», лишающего жену любимого мужа. К делу подключили даже поэта Иосифа Бродского, выступавшего в качестве переводчика и переговорщика с американской стороны.
На третьи сутки состоялась решающая встреча Власовой с представителями США. На неё американцы привели даже врача, дабы убедиться, что Советы не накачали артистку наркотиками.
Людмила Власова заявила: я хочу уехать назад, в СССР, вернуться к матери.
Для американцев это был удар. Они вынуждены были отпустить самолёт.
Эта история стала основой для снятого в СССР спустя шесть лет фильма «Рейс 222».
Цена свободы
О том, почему сбежал Годунов и почему осталась Власова, спорят и по сей день. Людмила Власова и спустя много лет говорила: несмотря на любовь к Александру, бросить мать в одиночестве она не могла.
Поверить в это простое объяснение готовы далеко не все. Одни настаивают: запугали люди из КГБ. Иосиф Бродский полагал, что артистка не осталась из практических соображений: ей к тому времени было 37 лет, балетная карьера на излёте, и начинать с нуля Власовой было гораздо труднее, нежели Годунову, находившемуся в расцвете сил.
Если мотивы Власовой обсуждают охотно, то мотивы Годунова объясняют просто и однозначно — «выбрал свободу».
Но что значит «выбрал свободу»? Политика для Годунова была чем-то далёким, диссидентом он не был по определению, что же касается проблем с коллегами по искусству, то они неизбежны везде, что очень скоро доказала жизнь артиста в Америке.
Скорее можно говорить о том, что эмоциональный Годунов поддался порыву, не слишком думая о последствиях данного шага. Тем более, что доброхоты обещали — любимая супруга останется с ним.
Разрыв с Людмилой стал первым потрясением в новой, американской жизни Годунова. Первым, но далеко не последним.
По дороге в Голливуд
Через несколько месяцев Александр Годунов впервые вышел на американскую сцену в качестве солиста Американского балетного театра. Выступал с успехом, однако вскоре вынужден был уйти из-за конфликта с руководителем труппы. Михаилом Барышниковым.
Одни называют это обычным конфликтом начальника с подчинённым, другие считают, что Барышников стал испытывать ревность к успехам друга детства. Как бы то ни было, Годунову было предложено перейти с классического балета на современный американский. Это требовало кардинального изменения техники, и Годунов наотрез отказался, покинув труппу.
Он создал собственный балет «Годунов и друзья», который с успехом гастролировал по городам Америки и странам мира.
В 1985 году, на пике своей карьеры, Александр Годунов ушёл из балета. Это решение он принял под влиянием своей новой подруги — актрисы Жаклин Биссет, романтические отношения с которой продолжались несколько лет. Жаклин посоветовала возлюбленному сменить амплуа, став киноактёром, и Годунов загорелся этой идеей.
У него были великолепные внешние данные, но хромало знание английского языка. Однако Годунов старательно занимался и делал большие успехи.
Он хотел большего
В 1985 году он снимается в романтическом триллере «Свидетель» с Харрисоном Фордом. Картина имела успех и у публики, и у критиков, была номинирована на «Оскар» в шести категориях и взяла награды за лучший оригинальный сценарий и лучший монтаж.
Дальше была «Долговая яма» с Томом Хэнксом и «Крепкий орешек» с Брюсом Уиллисом — оглушительный успех последней картины сделал Годунова популярным на Родине даже у тех, кто понятия не имел о нём как об артисте балета.
За 10 лет он снялся в восьми картинах, и для русского актёра в Голливуде это был блестящий результат. Но Годунов, привыкший быть на первых ролях в балете, оставался неудовлетворённым. Он считал, что его потенциал гораздо выше, чем роли второго плана, которые доставались артисту.
Творческая неудовлетворённость накладывалась на личные проблемы. Восьмилетний роман с Жаклин Биссет завершился ничем. Годунов мечтал о детях, Жаклин не была готова жертвовать карьерой ради материнства. Затем она взяла на воспитание дочь погибшей подруги, но становиться отцом для чужого ребёнка Годунов не хотел. Жаклин и Александр расстались.
Те, кто знал Годунова в американский период его жизни, отмечают, что он избегал встреч с соотечественниками. Одни говорят, что причиной было желание «американизироваться». Другие, наоборот, утверждают, что каждая такая встреча приводила к острому приступу ностальгии, который Годунов гасил способом, традиционным для русского мужика, — изрядной дозой спиртного. Но и без встреч с русскими Годунов всё чаще и чаще прибегал к этому «антидепрессанту».
Одиночество — сволочь.
В апреле 1995 года Годунов снимался в фильме «Зона». Съёмки проходили в Будапеште, и оттуда артист внезапно для всех отправился в Ригу, решив повидать мать и брата. Но встреча с родными получилась вовсе не такой, как он мечтал. Они были друг для друга уже чужими людьми.
По возвращении в Будапешт Годунов запил. Друзьям удалось образумить Александра, но состояние его оставалось угнетённым.
В середине мая друзья и знакомые обратили внимание на то, что Александр перестал им звонить и отвечать на телефонные звонки. Его нашли в своей квартире в Лос-Анджелесе, сидящим в кресле в комнате, оформленной пейзажами русской природы. Следствие пришло к выводу, что смерть наступила от естественных причин, по меньшей мере, трое суток назад.
Годунову было всего 45 лет, и далеко не все согласились с выводами полиции. Друзья обращали внимание на странное поведение секретаря и помощницы Годунова Арлин Медани, которая по завещанию стала его душеприказчицей — женщина очень спешила с похоронами, даже перенесла на более раннее время кремацию тела. Однако каких-либо весомых доказательств того, что смерть Александра Годунова могла иметь криминальный характер, нет и, вероятно, уже не будет.
Прах танцовщика был развеян над океаном. Кенотафы (символические надгробия) артиста находятся в Лос-Анджелесе и в Москве, на Введенском кладбище. Американская эпитафия гласит: «Его будущее осталось в прошлом». Русская звучит так: «Ты всегда с нами».
Поэт Иосиф Бродский, с которого начиналась американская жизнь Александра Годунова, в некрологе написал: «Я считаю, что он не прижился и умер от одиночества».
И этот диагноз кажется наиболее точным.
Смотрите также:
- Екатерина Вуличенко: «Ребёнок - самое главное, что я сделала в своей жизни» →
- «Вас много, а Райкин - один!» Какой была настоящая жизнь великого артиста →
- Прыжок в свободу. Звездой балета Рудольфа Нуриева сделала русская школа →
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/13051-aleksandr-godunov.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/aleksandr-godunov/
- https://www.calend.ru/persons/6529/
- https://aif.ru/culture/person/chuzhoy_sredi_svoih_geniy_baleta_aleksandr_godunov_umer_ot_odinochestva