Голубые Гитары биография, новости, фото
Голубые гитары
В начале 2020-го в печать вышла книга Романа Лейбова, Олега Лекманова и Елены Ступаковой «Господь, прости Советскому Союзу!», где авторы разложили по полочкам поэму концептуалиста Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы». Три филолога объяснили современным читателям значение непонятных слов, прокомментировали отсылки и разобрали символы СССР, не пропуская ни единой строки. Среди прочих упоминались и «Голубые гитары» — популярный в 1970-х ВИА.
История создания и состав
В конце 1960-х Игорь Гранов вместе с организованным специально для заграничных поездок небольшим оркестром советского мюзик-холла гастролировал по Латинской Америке. Турне стартовало с Чили и закончилось Мексикой. Коллектив состоял сплошь из звезд — вокалистов и народных исполнителей, чьим непререкаемым авторитетом считалась Надежда Казанцева.
Во многих странах, которые посетили музыканты, до них ни разу не бывали граждане СССР, это Коста-Рика, Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго, Эквадор. Выступление перед членами правительства последней республики и теплый прием после него поспособствовали укреплению дипломатических отношений между государствами.
Во время пребывания на родине яркой представительницы наивного искусства Фриды Кало артисты узнали, что по соседству с ними работал сам Луи Армстронг. И, конечно, не упустили возможность познакомиться и попасть к нему на концерт. Именно встреча с маэстро и его совет, а также опыт, приобретенный в путешествии, подтолкнули Игоря Яковлевича к замыслу нового жанра на отечественной эстраде.
«Репертуар должен быть построен так, чтобы он был доступен для аудитории, для которой вы выступаете. Сегодня здесь собралась аудитория, для которой джаз был бы непонятен, так как джаз — это трудная музыка, требующая специальной подготовки. Поэтому мы исполняли сегодня легкие эстрадные номера», — сказал тогда знаменитый трубач.
Так, отчасти благодаря «отцу джаза», началась история создания «Голубых гитар» — вокально-инструментального ансамбля, обзаведшегося столь необычным названием по двум причинам. Во-первых, в такой цвет были окрашены первые немецкие электрогитары заводского типа, а во-вторых, данный оттенок символизировал романтику и мечты.
Первый состав группы получился немаленьким. Вокалистами назначили Николая Агутина и Вячеслава Кузина, за клавишные отвечали Игорь и Юрий Грановы, ударными заведовал Владимир Колобов. Гитарами различных видов и фасонов владели Николай Сахаров, Альфред Быков, Вячеслав Аронов, Владимир Царев, электроорганом — Георгий Розенвассер, Станислав Борисов — саксофоном.
Позднее ВИА неоднократно менял свое «внутреннее содержание». И в разные годы его солистами оказались Игорь Крутой, Роксана Бабаян, Вячеслав Малежик, Аида Ведищева, Александр Малинин и т. д.
Музыка
«Голубые гитары» старались угодить каждому слушателю. Поэтому их репертуар хранил в себе и шлягеры советских композиторов, и русские народные песни в новаторских аранжировках, и зарубежные хиты. Популярность коллектива, где каждый член имел отдельный сценический образ и запоминающуюся «фишку», росла как на дрожжах. Концерты проходили с неизменными аншлагами, билеты раскупались молниеносно.
Уже через год после образования ВИА получил первую престижную награду и записал дебютную пластинку, содержавшую четыре композиции («Романтики», «Скачки», «Простая песенка» и «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи Сергея Есенина).
Дискография исправно пополнялась, и вскоре огромная страна пыталась постичь тайну «О чём плачут гитары», почувствовать «Ветер северный», не промокнуть под «Дождем» и вспомнить «Первый поцелуй». Гастроли, в том числе и за границей, продолжались, первый громкий триумф случился в Чехословакии в 1973-м.
ВИА "Голубые гитары" - "Ветер северный"
В упомянутом выше печатном издании, названном по последней строчке поэмы Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы», точно и емко показано то, чем являлся и о чем пел ансамбль:
«Мотивы песен “Голубых гитар” и подобных им групп беззастенчиво, хотя иногда и талантливо имитировали западные рок- и поп-образцы (прежде всего, “Битлз”), однако в репертуар таких ВИА в обязательном порядке входили не только слащавые баллады о любви, но и песни об отчизне».
Чтобы оставаться на плаву и угождать чаяниям публики, Гранов придумал рабочую схему — усиливать творческий потенциал музыкального детища за счет новичков из подполья. В разные годы в «Гитарах» «служили» «Скифы», двое из «Веселых ребят» и будущий основатель «Чарівні гітари».
В 1978-м «Мелодия» выпустила предпоследний сборник, куда попал мюзикл «Красная шапочка, Серый волк и “Голубые гитары”». Над сценарием трудились небезызвестные Лион Измайлов, Михаил Задорнов и Аркадий Хайт, а хореографию ставил Петр Гродницкий.
Распад
В 1980-х интерес к некогда гремевшему на весь Советский Союз коллективу резко ослаб. И чтобы хоть как-то удержать внимание публики, он решался на эксперименты. Например, исполнял популярную музыку с беспощадным хеви-металом и регулярно менял состав и названия, становясь то «Группой Игоря Гранова», то его же «Синтез-труппой», то короткой «Игрой».
Мнение по поводу деятельности ансамбля у пребывавших в нем солистов кардинально разнились. И если одни с благодарностью вспоминали опыт сотрудничества, то экс-клавишник «Машины времени» и «Воскресения» Петр Подгородецкий откровенно «плевался».
ВИА "Голубые гитары" - "Первый поцелуй"
Артист рассказывал, что при шикарной аппаратуре и инструментах, с которыми бы «Алиса» «разрывала» стадионы, «Голубые гитары» умудрялись создавать откровенную «нудятину», при этом практически не играя на гитарах. К тому же певцы должны были облачаться в обязательную униформу.
В итоге, явив миру в 1984-м последний альбом, ВИА распался окончательно, а многие его бывшие исполнители решили строить сольную карьеру. В том числе и основатель, занявшийся организацией гастролей советских юмористов.
Дискография
- 1970 — «Романтики»
- 1971 — «О чём плачут гитары»
- 1972, 1973 — «Ветер северный»
- 1973 — Modré Gitary. Karavan / Kazačok
- 1974 — Ansambel Plave Kitare. Golubie Gitari. SSSR
- 1975 — «Почтальон»
- 1977 — «Преддорожная»
- 1978 — «Весенняя бессонница»
- 1978 — «Красная шапочка, Серый волк и “Голубые гитары”»
- 1984 — «Я тебе пригожусь» (песни на стихи Леонида Дербенева)
Интересные факты
- На советской и российской эстраде нашлось немало групп, в чьих названиях имелось указание на нежный небесный цвет. Это и «Голубые ритмы», существовавшие во второй половине 60-х и начале 70-х, и «Голубоглазый таракан», исполнявший шансон, и «Голубые береты» — коллектив Министерства обороны РФ в составе Ансамбля песни и пляски Воздушно-десантных войск.
- Любопытная информация и мудрый авторский взгляд на «Голубые гитары» содержатся и в 7-й главе «Рич & Бьюти. История мира в 9 найт-клабах». Создатель — Илья Стогов, получивший почетное звание «Писатель года» за бестселлер «Мачо не плачут» в 2001-м.
- Вокалист ВИА Николай Агутин приходится отцом Леониду Агутину и, соответственно, тестем Анжелике Варум.
- Вместе с подробным объяснением, чем являлись «Голубые гитары» для Советского Союза, в книге «Господь, прости Советскому Союзу!», содержащей и архивные фотоиллюстрации, читатель узнает значение слов «бикса», «суперрайфл», «Солнцедар», «рейганомика» и иных.
- 19 февраля 2020-го во владивостокском Fesco Hall состоялась ретровечеринка «Мой адрес — Советский Союз», ведущими которой были назначены участники «Веселых ребят», «Аракса», «Самоцветов», «Поющих сердец», «Голубых гитар» и «Лейся, песня».
Голубые Гитары биография, новости, фото
ВИА "Голубые гитары"
год создания - 1967
руководитель -
Игорь Гранов
Один из первых (наряду с ВИА "Веселые ребята") ВИА в Москве. Ансамбль был создан в 1967 году композитором и пианистом Игорем Грановым. Игорь Яковлевич Гранов родился 09 февраля 1938 года в Москве. В 1956 году окончил музыкальное училище имени Октябрьской революции по специальности дирижер-хоровик. Руководил хором в музыкальной школе им. И. Дунаевского, а с 1957 года начал работать в ВГКО (Москонцерте) как пианист-аккомпаниатор, а также в составе концертного ансамбля трубача М.Волоха. Увлекался джазовой импровизацией. Тогда же начал писать первые песни - "Колыбельная", "Березки русской стан белоснежный". В 1958 году Игорь Гранов создал небольшой джазовый коллектив (фортепиано, контрабас, ударные, гитара). Репертуар ансамбля составили произведения советских композиторов в обработке И. Гранова и джазовая классика. В 1962 году ансамбль Гранова вместе с певицей Тамарой Миансаровой становится лауреатом VIII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки. С ансамблем Гранова певица подготовила и песню "Пусть всегда будет солнце" (А.Островский-Л.Ошанин), которая принесла ей лауреатство в Сопоте в 1963 году. В ансамбле Гранова получили известность сменившие Тамару Миансарову певцы Лев Барашков и Аида Ведищева. Плодотворным оказалось сотрудничество Игоря Гранова с эстрадным автором и конферансье Эмилем Радовым, которое продолжалось почти целое десятилетие (с 1961 по 1969 год). Особую популярность получили такие песни Игоря Гранова на стихи Эмиля Радова как "20-й век" в исполнении квартета "Аккорд" и Эмиля Горовца; "Балалайка, гитара и я" в исполнении Людмилы Гурченко и другие. В исполнении Аиды Ведищевой особым успехом пользовалась песня Игоря Гранова на стихи Леонида Дербенева "Человек придумал песню". В качестве дирижера и музыкального руководителя Игорь Гранов много гастролировал с группой Московского мюзик-холла по Латинской Америке, Мексике и Канаде.
Когда в Ленинграде появился первый в стране вокально-инструментальный ансамбль "Поющие гитары", Игорь Гранов решил создать в Москве свой ВИА. Ансамбль получил название "Голубые гитары" (все гитары в ансамбле были синего цвета). Инструментальную группу ансамбля составили три гитары, ударные, клавишные, тем самым как бы узаконив жанр ВИА. Вскоре ансамбль завоевал популярность среди слушателей и стал одним из ведущих эстрадных коллективов в нашей стране. Песня И. Гранова на стихи П. Леонидова "Романтики-мечтатели" стала заставкой концертов "Голубых гитар". В репертуар ансамбля вошли песни советский композиторов: Я. Френкеля, О. Фельцмана, В. Шаинского; собственные песни участников ансамбля, а также западные поп-хиты. "Голубые гитары" одними из первых в нашей стране записали на пластинку песню I Saw Her Standing There (Когда я увидел ее) группы BEATLES на языке оригинала. Оригинальные аранжировки народных песен "Коробейники", "Вдоль по Питерской", "Калинка", "Во кузнице", сделанные Игорем Грановым с использованием народных инструментов (бубен, трещоток, ложек) расширили палитру красок ансамбля. Высокий профессиональный уровень исполнителей, разнообразие репертуара, интересное режиссерское решение каждого произведения - вот характерные черты ансамбля "Голубые гитары".
В январе 1970 года ансамбль "Голубые гитары" за участие в фестивале "Русская зима" был награжден Большой золотой медалью. Летом того же года в "Голубые гитары" полным составом влились музыканты самодеятельной, но уже довольной известной в Москве группы "Скифы". Именно экс-гитаристы "Скифов" Юрий Валов и Сергей Дюжиков в составе "Голубых гитар" записали на пластинку I Saw Her Standing There (Когда я увидел ее). На той же пластинке была записана песня, популярность которой в народе была и остается настолько велика, что, наверное, ни одна песня "Голубых гитар" не может с ней сравниться по этому показателю. Имеется ввиду песня Я.Френкеля на стихи И.Гофф "Ветер северный" в исполнении Юрия Валова.
В 1973 году ВИА "Голубые гитары" стал лауреатом Международного конкурса эстрадной песни "Братиславская лира" с песней О.Фельцмана на стихи Р.Гамзатова "Будь как совесть". А руководитель ансамбля Игорь Гранов окончил Высшие Режиссерские курсы при ГИТИС. В 1975 году на место эмигрировавшего Валова и перешедшего в "Цветы" Дюжикова из "Веселых ребят" пришли два замечательных музыканта - вокалисты и гитаристы Вячеслав Малежик и Алексей Пузырев. Вообще, нужно отметить, что "Голубые гитары" - это ансамбль солистов. Все его участники были синтетическим исполнителями: они пели, играли на нескольких музыкальных инструментах, танцевали. Видимо, поэтому "Голубые гитары" - один из первых ВИА, устремившихся на путь театрализации.
В 1976 году Игорь Гранов поставил мюзикл "Красная шапочка, серый волк и "Голубые гитары", который имел стойкий успех в течение нескольких лет. Авторами сценария этого спектакля были Л.Измайлов, М.Задорнов, А.Хайт. Танцы поставил балетмейстер П.Гроднецкий, с которым Гранов сотрудничал и в дальнейшем. Роли исполняли солисты ансамбля, ставшие впоследствии известными исполнителями: Волк - Вячеслав Малежик; Баба-Яга - Роксана Бабаян; Красная шапочка - Наталья Киреева. Отдельные номера из спектакля вошли и в концертную программу ансамбля и были изданы Мелодией на диске-гиганте ансамбля. В 1978 году в составе ансамбля произошли некоторые изменения: ушел в "Пламя" Вячеслав Малежик, занялась сольной карьерой Роксана Бабаян. На роль Серого волка пришел из "Поющих сердец" великолепный певец Игорь Офицеров (он и записал партию Волка на диске-гиганте), а вот Баба-Яга с тех пор стала мужской ролью, которую блестяще исполнял Виктор Рафаэлов.
В связи с тем, что в творчестве "Голубых гитар" начала преобладать театральная тема, и концерт представлял собой полноценный спектакль со сквозным динамичным сюжетом, в начале 80-х Игорь Гранов переименовывает свой ансамбль в Синтез-Труппу.
В 1983 году И.Гранов поставил мюзикл "Телешоу" - цикл стилизаций и остроумных пародий на тогдашнее телевидение. Все эстрадные номера получили названия передач Центрального телевидения: "Новости", "Служу Советскому Союзу", "Музыкальный киоск", "Очевидное-невероятное", "Человек и закон", "Вокруг смеха", программа "Время". Вот что писала в то время пресса об этом мюзикле: "Каждая песня подготовлена соответствующей телевизионной заставкой, антуражем, текстом, и она не просто поется: сменяются мизансцены, вокалисты и музыканты играют как драматические актеры, танцуют как артисты балета или хореографический ансамбль. Еженедельник "Неделя". Октябрь 1983 года. "Цельный, современный музыкальный спектакль - яркий, живой, запоминающийся - газета "Советская Россия". "Здесь надо сказать добрые слова в адрес художественного руководителя ансамбля, заслуженного артиста РСФСР И.Гранова, написавшего ряд интересных песен гражданского звучания - о любви к родной земле, о сыновнем долге перед ней, о защитниках Отечества - газета "Советская культура". Заслуженный деятель искусств РСФСР Композитор В.Шаинский". Вслед за мюзиклом "Телешоу" последовал мюзикл "Панорама", который также получил высокую оценку зрителей и прессы.
Закончить рассказ о творчестве "Голубых гитар" хочется выдержкой из статьи в газете "Труд" от 12 августа 1984 года: Одна из причин многолетнего успеха ансамбля "Голубые гитары" - стремление к поиску, разнообразию, стремление не отставать от времени. В 1990 году Игорь Гранов создал экспериментальный театр-студию "Музыка". Первый спектакль-мюзикл "Музыкальный гороскоп", в котором наряду с ансамблем И.Гранова были заняты известные артисты И.Отиева, Л.Вайкуле, Е.Петросян и другие шел в зале гостиницы "Космос". В программе "Музыкальный аукцион" наряду с С.Ротару, М.Муромовым, И.Николаевым, А.Розенбаумом, джаз-ансамблем "Аллегро" были задействованы молодые артисты. В силу ряда причин в 1993 году театр был преобразован в "Дом эстрады, сценографии и менеджмента", художественное руководство которым еще долгое время продолжал осуществлять Игорь Яковлевич Гранов. Гранов И.Я. - Заслуженный артист РФ; доктор искусствоведения (1997); почетный профессор Международной академии наук (Сан-Марино).
Список музыкантов, работавших в ВИА "Голубые гитары" (в алфавитном порядке):
Леонид Абрамов (вокал, 1983-86),
Николай Агутин (вокал, 1971-75),
Станислав Ариевич (бас, 1978-79),
Вячеслав Аронов (гитара, 1969-71),
Рафаэль Аюпов (вокал, 1971-73),
Павел Бабаков (вокал, 1973-78),
Роксана Бабаян (вокал, 1975-78),
Лев Барашков (вокал),
Руслан Беликов (клавишные, 1979),
Владимир Большаков (гитара, 1976-82),
Игорь Борисов (Гейзенцвейг) (бас, клавишные, вокал 1978-82),
Станислав Борисов (саксофон, флейта, тамбурин, вокал, 1969-75),
Игорь "Джованни" Браславский (вокал, 1984-87),
Альфред Быков (бас, вокал, 1969-71), Юрий Валов (Милославский) (гитара, вокал, 1970-75),
Владимир Васильев (бас, вокал, 1982),
Борис Волгин (бас, 1971-73),
Сергей Глухарев (вокал, 1982-84),
Игорь Гранов (руководитель, клавишные, 1969-89),
Юрий Гранов (клавишные, 1969-89),
Сергей Грачёв (вокал, 1970-71),
Евгений Грицышин (ударные, звукорежиссёр, 1969-89),
Виктор Дегтярёв (ударные, 1971-73),
Андрей Денисов (клавишные, 1985-89), Игорь Джавад-Заде (ударные, 1989),
Сергей Дюжиков (гитара, вокал, 1970-75),
Александр Евдокушин (бас),
Василий Изюмченко (ударные, 1983-89),
Валентин Ильенко (саксофон, флейта, 1976-77),
Евгений Казанцев (бас, вокал, 1975-78),
Алексей Казанчев (бас, вокал, 1982-89),
Наталья Киреева (вокал, 1976),
Владимир Колобов (ударные, администратор, 1969-81),
Дмитрий Коновалов (вокал),
Виктор Коняев (саксофон, флейта, 1977-82),
Андрей Костюченко (гитара, вокал, 1979-80),
Юрий Крашевский (клавишные, вокал, 1983), Игорь Крутой (клавишные, 1980-81),
Юрий Крючков (звукорежиссёр),
Сергей Кудишин (гитара, 1985),
Вячеслав Кузин (вокал, 1969-82), Владимир Куклин (клавишные, саксофон, вокал, 1980-82),
Игорь Луцив (ударные, вокал)
Владислав Лынковский (вокал),
Глеб Май (музыкальный руководитель, 1982-83),
Сергей Макеев (клавишные, 1985-89), Валерий Маклаков (клавишные),
Вячеслав Малежик (вокал, гитара, 1975-78), Александр Малинин (Выгузов) (вокал, 1982-83),
Михаил Мелик-Дадаев (труба, 1977-81),
Алексей Милославский (гитара, вокал, 1977-80, 1982),
Борис Миронов(Максаков) (вокал),
Владимир Новиков (ударные, 1982-83),
Игорь Новиков (гитара, вокал, 1985-89),
Николай Образумов (ударные, 1985-89),
Владимир Осинский (клавишные, 1983-89),
Игорь Офицеров (вокал, 1977-80),
Пётр Подгородецкий (клавишные, 1977),
Алексей Пузырёв (гитара, клавишные, 1983-84),
Виктор Рафаэлов (клавишные, вокал, 1978-82),
Георгий Розенлассер (клавишные, 1969-71), Василий Ротарь (вокал, 1981-83),
Игорь Саруханов (гитара, вокал, 1982),
Николай Сахаров (гитара, 1969-73),
Валерия Сёмина (вокал),
Александр Слизунов (клавишные, 1982),
Иван Смирнов (гитара, 1983),
Леонид Смирнов (гитара, 1969-?),
Елена Соколова (вокал, 1985-?),
Сергей Соколов (клавишные, 1985-?),
Aлександр Соловьёв (вокал)
Олег Сорокин (клавишные, 1982-85),
Тамара Сорокина (вокал, 1982-85),
Олег Тверитинов (вокал),
Юрий Тугаринов (вокал, 1975),
Ирина Уварова (вокал, 1983-89),
Михаил Файбушевич (вокал, 1984-85),
Михаил Файнзильберг (ударные, 1982),
Юрий Финк (ударные, 1977-82),
Евгений Фокин (гитара, 1985-89),
Владимир Царёв (гитара, 1969-71),
Сергей Цирес (гитара, вокал, 1981-85),
Наталья Шеманкова (вокал, 1976-78),
Алексей Щербаков (гитара, вокал, 1979).
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/65287-golubye-gitary.html
- https://sssrviapesni.info/golubyegitary.html