Наталья Гундарева
Биография Натальи Гундаревой
Гундарева Наталья Георгиевна (1948-2005) – российская актриса театра и кино, в советском кинематографе она считалась одной из самых популярных. В 1986 году ей было присвоено звание Народной артистки РСФСР. Неоднократно становилась лауреатом Государственных премий. Около тридцати лет была ведущей актрисой Московского академического театра имени Маяковского. Миллионы зрителей любят её за непревзойдённое исполнение ролей в фильмах «Осенний марафон», «Однажды двадцать лет спустя», «Одиноким предоставляется общежитие», «Труффальдино из Бергамо», «Хозяйка детского дома».
Детство
Наташа появилась на свет в Москве 28 августа 1948 года.
Её папа, Георгий Макарович, родился и вырос под Тулой. В подростковом возрасте ему приходилось батрачить, а в четырнадцать лет парень собрался и уехал в Москву. Здесь он начал свой трудовой путь в качестве обыкновенного рабочего и прошёл его до должности инженера завода малолитражных автомобилей.
Мама, Елена Михайловна, окончила строительный институт, где получила специальность инженера-проектировщика. Руководила группой проектно-конструкторского бюро, занимавшегося строительством промышленных и торговых сооружений. В научно-исследовательском институте, где работала Елена Михайловна, был самодеятельный театр, и в свободное время она с удовольствием в нём играла, а ещё замечательно читала стихи и пела.
Первое слово, которое сказала Наташа, было «сама». Такой она и получилась, с раннего детства всегда старалась обходиться без посторонней помощи и делать всё самостоятельно. Были у маленькой Гундаревой и детские страхи, которые потом перенеслись во взрослую жизнь. Она до ужаса боялась пугающих и дышащих туманов. Дикий страх у неё вызывало слово «смерть», Наташа могла в мыслях представить себе, что когда-то умрёт, и от этого горько расплакаться.
Родители Натальи развелись, когда она была маленькой. Мама воспитывала её одна, денег часто не хватало, и им приходилось жить в долг. Так появился ещё один страх из детства – быть должницей. Как только Гундарева начала самостоятельно зарабатывать хоть и небольшие, но стабильные деньги, она установила для себя правило – пусть немножко, но откладывать в заначку.
Мама часто брала маленькую Наташу с собой на репетиции и спектакли, так девочка с детства полюбила театр. А когда она в пятилетнем возрасте впервые побывала на постановке МХАТ «Синяя птица», то, придя домой, сказала маме: «Я не знала, что делать мне в театре, – ступать по полу или летать».
Школьные годы
В семилетнем возрасте девочка пошла в общеобразовательную школу № 497. Учёба подогрела её интерес к театру. На уроках литературы преподаватель часто устраивала чтение пьес «по ролям», Наташе это безумно нравилось. Как вспоминала о Гундаревой её учительница по литературе, особой эрудицией и начитанностью Наталья не блистала, выше «четвёрок» отметок не получала, но было в ней какое-то особенное обаяние. А после уроков девочка бежала в районный Дом пионеров, здесь она занималась в кружках драматического искусства, пения и художественного слова.
Она была рослой и ширококостной, за счёт чего казалась взрослее и мудрее одноклассников. Несмотря на то, что была полноватой для своих лет, эдакой толстушкой, абсолютно своих форм не стеснялась, а наоборот, росла очень активной, кокетливой и озорной. Занималась бальными танцами, посещала баскетбольную секцию, принимала участие в зимних лыжных походах.
Когда Наталья училась в восьмом классе, во Дворце пионеров на Ленинских горах открылся театр юных москвичей (ТЮМ). Гундарева сразу же в него записалась, и в скором времени состоялся ей первый выход на сцену. Так как девушка имела крупное телосложение, она играла старших персонажей – маму в «Дикой собаке Динго» или Смеральдину в сказочной постановке «Король-Олень». Такое времяпрепровождение ей нравилось гораздо больше, чем бегать с девчонками по вечерам на танцы.
Её актёрские данные отметили руководители театральной студии, тем не менее Гундарева намеревалась поступать в Строительный институт, как мама. Отец, с которым Наташа всегда общалась, настаивал на том, что в жизни необходимо получать практичную и серьёзную профессию. Девушка после десятого класса даже перевелась в вечернюю школу и устроилась работать чертёжницей, чтобы к моменту поступления у неё был трудовой стаж.
Институт
Строительная профессия всерьёз заинтересовала Гундареву, она с увлечением реконструировала на бумаге керамические и железобетонные комбинаты.
Получив аттестат о среднем образовании, в 1967 году девушка подала документы в МИСИ. Ей оставалось сдать всего один экзамен, но как-то вечером к Наталье в гости заглянул приятель Виктор Павлов, с которым она занималась в Театре юных москвичей. Парень ей с порога заявил: «Наташка, это правда, что ты в Строительный институт поступаешь? Сумасшедшая…Немедленно забирай документы и неси к нам в Щукинское».
Гундарева поддалась его уговорам и уверенно отправилась в театральное училище имени Щукина. Точно сумасшедшая, помимо строгих экзаменаторов в учебном заведении был конкурс 247 человек на одно место. Прослушав Наташу на вступительных экзаменах, преподаватели разошлись во мнениях: одним она показалась слишком полной, другие отметили пластику в её движениях. Всё рассудил председатель комиссии, который хоть и заметил недостатки абитуриентки, но увидел в ней очень обаятельную девушку.
Так Наталья стала студенткой знаменитой Щуки. Руководителем её курса был замечательный педагог и актёр Юрий Катин-Ярцев.
Во время учёбы Гундарева по три часа в день занималась танцами и сценическими движениями. Она хотела доказать свою профессиональную пригодность преподавателям, которые говорили, что полнота не даст ей полностью раскрыться в актёрской профессии. И у Гундаревой это получилось, она очень здорово танцевала в спектаклях училища и обладала потрясающей пластикой в отличие от многих худых актрис.
На втором курсе Наташа сдавала экзамен по мастерству, где ей пришлось играть Домну Платоновну в постановке «Воительница» по пьесе Лескова. Увидев её на сцене, ректор училища Борис Евгеньевич Захава с восхищением сказал: «Я уже сейчас готов ей выдать диплом!»
После училища дипломированную актрису пригласили сразу в четыре столичных театра. Она пошла в театр имени Маяковского, в котором проработала до конца жизни.
Театр
Первое время Наталья была задействована на вводах в текущие театральные постановки (это когда приходит новый актёр и его постепенно вводят в репертуар). Вскоре режиссёр Андрей Гончаров взялся за постановку нового спектакля «Банкрот, или Свои люди – сочтёмся». Актриса Татьяна Доронина, которая репетировала роль Липочки, уехала в командировку за границу. Через десять дней должна была состояться премьера, а главную роль играть некому. Режиссёр просмотрел актёров второго состава и остановился на Наташе.
Первые репетиции показали, что она не только знакома с ролью, но и делает всё, как хотелось бы режиссёру. Оказалось, что во время репетиций прежней актрисы Гундарева тихо сидела в зале, смотрела и записывала в свою тетрадочку все замечания режиссёра. А дома потом разбирала их и репетировала перед зеркалом. В театре такая прилежная новенькая сначала вызывала усмешки. Но после того как состоялась блестящая премьера, на Гундареву взглянули совсем по-другому.
Следующие премьерные постановки «Бег» и «Я стою у ресторана» стали в театральном мире настоящим событием, собрав ошеломительные аншлаги. К концу 1970-х годов Гундарева уже была в театре ведущей актрисой.
В 1979 году Наталья была назначена в постановку «Леди Макбет Мценского уезда» на главную роль Катерины Измайловой. В истории театра Маяковского спектакль стал одним из самых значимых и ставился в течение тринадцати лет.
Кино
Одновременно с началом работы в театре Наташа пробовала себя в кино. В 1972 году она сыграла буфетчицу Надежду Сергеевну в кафе «Улыбка» в фильме «Здравствуй и прощай». Прежде чем она получила главную кинороль, было ещё несколько эпизодических:
- продавщица биноклей в ГУМе в картине «В Москве проездом…»;
- Клава в фильме «Ищу человека»;
- жена следователя Машуня в «Смешных людях»;
- Дуся в фильме «Осень».
Настоящий успех к актрисе пришёл в 1976 году после исполнения роли Ани Доброхотовой в картине «Сладкая женщина». Её героиня – деревенская женщина, которая поняла, что пользуется успехом у мужчин и пытается за счёт этого пробиться в жизни. В поисках своего счастья ей наплевать на всех, кроме себя. Добившись всего – квартиры, денег, работы, эта эгоистичная и бездушная женщина осталась одна, всех тошнило от её «сладости».
В 1977 году журнал «Советский экран» признал Гундареву лучшей актрисой. Предложения о съёмках посыпались на неё одно за другим, фильмы с участием Натальи навсегда вошли в золотой фонд советского кинематографа:
- «Личное дело судьи Ивановой»;
- «Уходя – уходи»;
- «Зимний вечер в Гаграх»;
- «Вас ожидает гражданка Никанорова»;
- «Отпуск в сентябре»;
- «О бедном гусаре замолвите слово»;
- «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ушёл и не вернулся».
В знаменитом российском историческом фильме «Виват, Гардемарины!» Наталья играла императрицу Елизавету.
Последней её ролью в кино стала Василиса Саввична в картине «Саломея» в 2001 году.
За свои творческие достижения актриса награждалась премией Ленинского комсомола (1978), Государственной премией РСФСР (1980), Государственной премией СССР (1984), премией Москвы (1994).
Личная жизнь
В 1973 году на съёмках телеспектакля «Обрыв» Наташа познакомилась с театральным режиссёром Леонидом Хейфецом, который стал её первым супругом. Лёня был старше Гундаревой на четырнадцать лет, после съёмок они сразу расписались. Брак просуществовал шесть лет, Наталья на тот момент стала слишком востребованной актрисой и не смогла совмещать работу с ролью примерной жены и хозяйки.
Сразу после развода у Гундаревой возник новый роман со сценическим партнёром по спектаклю «Леди Макбет Мценского уезда» Виктором Корешковым. Отношения развивались быстро и бурно, молодые люди расписались, но в скором времени расстались.
Следующей любовью Гундаревой стал молодой актёр Сергей Насибов, он был моложе Натальи на десять лет. Во время гастролей театра в Кишинёве актриса поселилась в один номер с Сергеем, после чего об их отношениях узнали все. Приехав домой, он развёлся с женой Екатериной Дуровой (дочерью актёра Льва Дурова). Гундарева с Насибовым прожили в гражданском браке три года. После расставания Сергей заявил, что в разрыве отношений виноват он, так как ввиду своей молодости не оценил выпавшего на его долю счастья.
Наталья была уже примой театра, когда к ним в труппу пришёл молодой актёр Михаил Филиппов. Сначала он учился на филологическом факультете МГУ, где увлёкся игрой в студенческой театральной студии «Наш дом». А после четвёртого курса перевёлся в ГИТИС, который окончил в 1973 году и сразу же был принят на работу в театр имени Маяковского.
После десяти лет знакомства между Гундаревой и Филипповым стали развиваться серьёзные отношения, которые закончились браком. Для Натальи это официальное замужество было третьим. Михаил тоже имел за плечами первый брак с дочерью Генерального секретаря ЦК КПСС Юрия Андропова Ириной.
Первое время Михаил очень ревностно относился к Наташиной славе, на этой почве возникали разногласия, но со временем они нашли общую тональность. У них было всё – квартира, дача, машина. Казалось, что Наталья создана для семейного очага: она обожала вязать, готовить на кухне, заниматься домом, рисовать акварельными красками натюрморты и цветы. Тем не менее театр всегда оставался для неё на первом месте. Из-за работы ей порой не хватало времени на дом, мужа, семью. Не хватило его и для того, чтобы родить ребёнка, хотя со здоровьем не было никаких проблем. Актриса сама признавалась: «Я не испытываю потребности в детях, никогда не чувствовала, что мне их не хватает. Детей мне заменил театр».
От работы её смогла оторвать только серьёзная болезнь. Летом 2001 года актриса перенесла кому в результате ишемического инсульта. Спустя месяц она пришла в себя, постепенно к ней вернулась речь и движения конечностей. Через год Наталья восстановилась, и её выписали домой.
Больше она не снималась и не выходила на сцену, занималась благотворительностью.
15 мая 2005 года у Гундаревой повторился геморрагический инсульт, в результате которого она скончалась. Её похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
Наталья Гундарева
Наталья Гундарева — легенда театра и кино, актриса Театра им. Вл. Маяковского, народная артистка, любимая миллионами. За годы творческой картеры эта яркая, колоритная женщина успела представить на экране и на сцене галерею незабываемых образов. Среди них нашлось место и жительницам села, и представительницам высшего света. Артистка полностью отдавала себя работе, результатом чего стала всесоюзная популярность.
Детство и юность
Родилась Наталья Георгиевна 28 августа 1948 года в Москве. Ее детство прошло на Таганке, в коммунальной квартире. Родители по профессии оказались далеки от мира искусства — оба работали инженерами. Правда, мать увлекалась театром. После развода супругов девочка осталась с мамой.
В школьные годы Наталья посещала кружки чтения, пения и драматического искусства в Доме пионеров, выступала в Театре юных москвичей. При этом серьезно связывать жизнь со сценой она не планировала. Еще учась в выпускном классе, Гундарева начала работать чертежницей в конструкторском бюро и планировала в дальнейшем стать проектировщиком. Однако, когда пришла пора выбора вуза, в биографии будущей знаменитости произошел счастливый случай: друг Натальи Виктор Павлов уговорил ее попробовать сдать экзамены в театральное училище им Бориса Щукина.
Неординарной внешностью, пышными формами и пестрым одеянием Гундарева с ростом 168 см сразила наповал строгую комиссию «Щуки», блестяще сдала вступительные экзамены и была без проблем зачислена на курс актера Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году молодая артистка получила приглашение на работу сразу из нескольких театров, но отдала предпочтение Театру им. Маяковского, сцена которого оставалась ее домом до последних дней жизни.
Театр
В молодости, в первые годы театральной карьеры, актриса играла на втором плане. Все изменилось, когда в 1974-м в спектакль «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» потребовалась срочная замена на роль Липочки (ее играла Татьяна Доронина). Режиссер театра Андрей Гончаров рискнул и взял Гундареву. Она оказалась так органична и убедительна на сцене, что вскоре о новой артистке заговорили и зрители, и критики.
Затем последовали и другие постановки, которые благодаря Гундаревой становились событием в культурной жизни столицы и собирали ошеломительные аншлаги.
В 1979 году Наталья Георгиевна сыграла главную роль в пьесе «Леди Макбет Мценского уезда». Гончаров признавался в интервью, что хотел представить эту постановку еще в 50-х, но идея провалилась. Позже режиссер говорил, что произошло это только потому, что в 50-х у него не было Гундаревой, а никакая другая актриса не вытянула бы роль Катерины Львовны. Этот спектакль принес особый успех Наталье Георгиевне, стал знаковым и для нее, и для Театра им. Маяковского. Он регулярно шел в течение 13 лет.
В начале 90-х годов коллеги и знакомые стали замечать у актрисы проблемы со здоровьем, проявлявшиеся в регулярных гипертонических кризах. Она сама усугубляла ситуацию курением. Однако полностью отдавала себя работе, блистательно доигрывала сцены при плохом самочувствии, отказываясь прервать спектакль. Часто за кулисами дежурил врач скорой помощи.
В 2001-м Гундарева получила роль в «Кабале святош» на сцене МХТ им. А. П. Чехова. Она была очень рада сыграть интересного персонажа в известном коллективе, но все же отвергла это предложение. По одной версии, актриса не могла предать режиссера Гончарова, раскрывшего и отшлифовавшего ее актерский талант. По другой версии, знаменитость сначала согласилась и серьезно подошла к репетициям, но не смогла примириться с уже сложившимися в театре порядками и в конце концов отказалась от роли.
Последней работой артистки в театре стала роль Леттис в постановке «Любовный напиток».
Фильмы
В кино Гундарева сниматься начала еще с 1966 года и сыграла первую роль в картине «Хмырь». При этом триумф в кинематографе молодой актрисе принесла роль буфетчицы в киноленте «Здравствуй и прощай». После этого фильмография Натальи Георгиевны стала пополняться фильмами разных жанров.
В 1976-м на экраны вышел фильм Владимира Фетина «Сладкая женщина», снятый по одноименной повести Ирины Велембовской. На главную роль героини, живущей в свое удовольствие и равнодушной к чувствам близких, режиссер сперва хотел пригласить свою жену Людмилу Чурсину. Но та отказалась, предложив снять вместо себя Гундареву.
Сама Наталья Георгиевна поначалу не соглашалась, но в итоге оказалось, что роль Анны принесла ей всесоюзную славу и определила дальнейшее амплуа в кино — простую женщину из народа. Воплотить на экране образ одного из мужчин героини, Тихона, должен был Владимир Высоцкий, но тот, уже пройдя пробы, изменил решение, так как был сильно загружен в театре. Зрители увидели на его месте Олега Янковского.
В 1977-м, по данным опроса журнала «Советский экран», Наталья Георгиевна была признана лучшей актрисой года. Пик ее славы пришелся на конец 70-х — середину 80-х. В 90-е главным образом актрисы стала уже не простая русская женщина, а дворянка. В 1991 году Гундарева появилась в роли Елизаветы в картине «Виват, гардемарины!», а спустя год — в ее продолжении.
В 2001 году Наталья Георгиевна сыграла последнюю роль в кино, появившись на телеэкранах в образе Василисы Саввичны в сериале «Саломея».
Личная жизнь Натальи Гундаревой
Личная жизнь Гундаревой, так же как и творческая карьера, оказалась яркой и насыщенной. Актриса успела трижды побывать замужем, детей у нее не было. Знакомые с горечью замечали, что многие избранники знаменитости недотягивали до ее уровня.
Первый муж легенды советского кино и театра появился в ее жизни в 1973 году. Им стал известный режиссер Леонид Хейфец, который был старше на 14 лет. Леонид Ефимович видел в возлюбленной домохозяйку и мать их будущих детей. Но полная занятость в театре и высокая востребованность не позволяли Наталье Георгиевне справляться с семейным бытом, на фоне чего по истечении шести лет брак распался.
В 1979 году, сразу после развода, Наталья Георгиевна влюбилась в актера Виктора Корешкова, за которого вскоре вышла замуж. Но брак оказался несчастливым: по данным прессы, Виктор открыто изменял супруге.
Зная о предательстве супруга, женщина не проявляла громкой ревности, так как в тот период была увлечена актером Сергеем Насибовым, который был моложе ее на десять лет. Следствием яркого романа стало два развода: Сергей ушел от жены Екатерины, дочери Льва Дурова, Гундарева развелась с Корешковым. Однако новый союз оказался быстротечен и вскоре распался из-за потухших чувств.
Любовью всей жизни Натальи Георгиевны стал ее третий муж Михаил Филиппов, с которым они поженились в 1986 году. Сохранились архивные фото супругов. В том момент актриса начала задумываться о семейном счастье, однако после нескольких неудачных попыток она выяснила, что не может иметь детей по причине неудачного аборта, сделанного в молодости.
В этот же период Гундарева познакомилась с Ириной Дегтевой, которая стала ей самой близкой подругой. Муж актрисы в воспоминаниях называл Ирину приемной дочерью, но сама Наталья Георгиевна не говорила о ней так. Дегтева тоже считала артистку подругой, хотя и признавала, что та общалась с ней скорее как мама со взрослой дочерью, которой ей, несмотря на всю силу и стойкость, все же не хватало.
С Михаилом Филипповым знаменитость прожила до последнего дня жизни.
Болезнь и смерть Натальи Гундаревой
В июле 2001 года Наталья Георгиевна резко почувствовала себя плохо и была экстренно доставлена в Институт Н. В. Склифосовского с диагнозом «нарушение мозгового кровообращения». Через два дня актриса впала вкому, причиной которой стал ишемический инсульт. Медики опасались за жизнь Гундаревой и приняли решение перенаправить ее в НИИ нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. На протяжении десяти дней врачи боролись за жизнь женщины, и их старания увенчались успехом — 1 августа пациентка пришла в сознание и пошла на поправку.
Летом 2002 года легенду российского кинематографа после болезни выписали из больницы домой, где она продолжила проходить курс реабилитации и заново училась ходить. В это время Гундарева занялась благотворительностью и в рамках акции «Во имя здоровья» помогала в лечении другим актерам.
Четыре года медики пытались помочь актрисе побороть недуг. Однако 15 мая 2005 года Наталья Георгиевна умерла по дороге в клинику Св. Алексия. Причиной смерти стал повторный геморрагический инсульт. Похороны артистки прошли на Троекуровском кладбище Москвы.
Память
После смерти Натальи Георгиевны ее имя не осталось забытым. О жизни и творчестве актрисы написан ряд книг. Некоторые из них вышли еще при ее жизни. Среди них — рассказ Виктора Мережко, который вошел в состав сборника «Мой любимый актер: Писатели, режиссеры, публицисты об актерах кино». А в 2008-м свет увидела книга «Наталья Гундарева», автором которой стала театральный критик и писатель Наталья Старосельская. Годом ранее издательство «Время» выпустило сборник «Наталья Гундарева глазами друзей».
В 2013-м в эфир вышел выпуск программы «Сегодня вечером», приуроченный к 65-летней годовщине со дня рождения Натальи Георгиевны. В том же году на канале «Культура» прошла телеверсия вечера-посвящения в честь актрисы. Событие прошло в Московском академическом театре им. Вл. Маяковского. Почтить память знаменитости пришли Карен Шахназаров, Валентина Талызина, Михаил Швыдкой и другие. А в 2018-м на экранах появился документальный фильм «Наталья Гундарева. О том, что не сбылось», включивший рассказы об артистке близких ей людей.
Фильмография
- 1972 — «Здравствуй и прощай»
- 1976 — «Сладкая женщина»
- 1977 — «Обратная связь»
- 1978 — «Уходя - уходи»
- 1979 — «Осенний марафон»
- 1981 — «Проданный смех»
- 1983 — «Хозяйка детского дома»
- 1985 — «Дети солнца»
- 1991 — «Виват, гардемарины!»
- 1991 — «Небеса обетованные»
- 1993 — «Альфонс»
- 1993 — «Личная жизнь королевы»
- 1994 — «Петербургские тайны»
- 1998 — «Райское яблочко»
- 2000 — «Любовь.ru»
- 2003 — «Криминальное танго»
Интересные факты
- По словам кинопродюсера Александра Малыгина, Гундарева отличалась ответственностью и не раскидывалась словами. Получив предложение от очередного режиссера, она долго думала, прежде чем согласиться, «но если уж соглашалась, ее слово — кремень». В этом, как утверждал Малыгин, Наталья Георгиевна отличалась от коллег по творческому цеху, в частности от Армена Джигарханяна, который сразу давал положительный ответ, но в итоге не приезжал на съемки.
- По воспоминаниям Малыгина, во время съемок в Ростове актриса предложила ему пройти вместе на рынок — она договорилась с кем-то о покупке двух баночек икры. С собой Наталья Георгиевна взяла две большие корзины. Александра удивил этот факт, но вскоре он понял, для чего это нужно. Несмотря на то что артистка надела темные очки и шляпу с полями, торговцы ее сразу узнали и начали дарить продукты. Пока пара дошла до нужного места, корзины уже оказались заполнены. Вернувшись, Гундарева попросила отдать подарки (кроме икры) съемочной группе.
Источники:
- https://stories-of-success.ru/natali-gundarevoi
- https://24smi.org/celebrity/341-natalia-gundareva.html