Иванов Борис Владимирович
Борис Иванов
Борис Иванов — актер театра и кино, находивший в каждом из героев, даже в отъявленных злодеях, человеческие черты. Артист трепетно относился к гриму и на фото в разных ролях выглядел по-разному.
Детство и юность
Актер родился в конце зимы 1920 года в Южной Пальмире в русско-еврейской семье. Неславянская внешность Бориса способствовала утверждению артиста на роли иностранцев (в том числе шпионов) и криминальных антагонистов главных героев.
Родители — слесарь Владимир Григорьевич и домохозяйка Евдокия Романовна — были далеки от искусства, а поклонником Мельпомены и Талии мальчика сделала соседка, работавшая в театре и дававшая Иванову контрамарки на спектакли.
В 14 лет подросток, насвистывавший арии, устроился работать статистом в Одесский оперный театр, а в 17 поступил в театральное училище под крыло к педагогу Михаилу Тилькеру. Премьера дипломного спектакля Иванова состоялась 22 июня 1941 года.
Уже в июле актера призвали в армию. Сначала парень прошел краткосрочные курсы в Харьковской интендантской академии, которая вскоре после выпуска Бориса была эвакуирована в Ташкент. Лейтенанту Иванову довелось служить и в штабе батальона, и на передовой.
В апреле 1942 года Бориса нашли среди груды погибших. У парня были травмы обеих ног, головы и позвоночника, но особенно тяжелой оказалась рана плеча. Над рукой Иванова несколько месяцев висела угроза ампутации. Осенью 1942-го актера демобилизовали, и Борис после ряда приключений осел в Рыбинске, где быстро стал ведущим артистом драматического театра.
Личная жизнь
То, что супругой Иванова была коллега по театру Наталья Богданова, не новость. Любовь к немолодому, не вышедшему ростом и лысоватому актеру, которого все называли дядей Борей, зародилась у девушки, когда мужчина на сцене поцеловал ее руку.
Однако в передаче «Чтобы помнили» Наталья Сергеевна поведала, что до встречи с ней Иванов уже состоял в браке. Первая жена Бориса Владимировича тяжело болела, артист трогательно ухаживал за ней и брался за любые роли, чтобы оплатить лекарства и сиделок.
Все знавшие Иванова отмечали манеры и хлебосольность актера. Борис Владимирович элегантно одевался и вкусно готовил.
Театр и фильмы
С 1944 года и до кончины Иванов играл сцене Театра имени Моссовета. Вокальные данные актер реализовал в постановке мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда». Некоторые спектакли с участием Бориса Владимировича стали телефильмами. Так было с постановками «Эдит Пиаф», «Дальше — тишина» и с лебединой песнью Иванова — трагикомедией «Комики», премьера которой состоялась за несколько месяцев до смерти актера.
В кино Борис Владимирович дебютировал в 41 год, но успел сняться и у стареющего Григория Александрова (в картине «Скворец и Лира») и у молодого Эльдара Рязанова (в фильме «Гусарская баллада»). Одна из самых значительных лент в фильмографии Иванова — мини-сериал «Мираж», снятый прибалтийскими кинематографистами по произведению Джеймса Х. Чейза «Весь мир в кармане». Зрители сочувствовали персонажу актера — взломщику сейфов Джузеппе Мандини.
С артистом Георгием Тараторкиным Иванов пересекся сначала на съемочной площадке в детективе Самсона Самсонова «Чисто английское убийство», в котором первую большую роль сыграла Ирина Муравьева. Затем Борис Владимирович и Георгий Георгиевич повстречались на моссоветовских подмостках в спектакле по мотивам романа Федора Достоевского «Преступление и наказание».
Иванов охотно дублировал иностранные фильмы. Среди картин, прошедших озвучивание Бориса Владимировича, есть такие лидеры проката, как «В джазе только девушки», «Высокий блондин в черном ботинке» и «Игрушка».
Смерть
Борис Владимирович скончался в начале декабря 2002 года. Причиной смерти Иванова стал инсульт. За 2 часа до смерти мужчина, как и при зарождении любви, поцеловал руку Натальи Богдановой. Актер похоронен на Ваганьковском кладбище Москвы — погосте, где обрели последний приют Сергей Есенин, Владимир Высоцкий и Владислав Листьев.
Фильмография
- 1961 - «Ночной пассажир»
- 1962 - «Гусарская баллада»
- 1971 - «Вся королевская рать»
- 1971 - «Следствие ведут ЗнаТоКи. Черный маклер»
- 1974 - «Скворец и Лира»
- 1974 - «Чисто английское убийство»
- 1974 - «Агония»
- 1976 - «Бешеное золото»
- 1978 - «Отец Сергий»
- 1978 - «Версия полковника Зорина»
- 1978 - «Дальше — тишина»
- 1983 - «Мираж»
- 1984 - «Букет мимозы и другие цветы»
- 1984 - «Веселая вдова»
- 1985 - «Тевье молочник»
- 1986 - «Суд над судьями»
- 1997 - «Графиня де Монсоро»
Интересные факты
- Борис Иванов и Ростислав Плятт устраивали за кулисами Театра имени Моссовета турниры по рассказыванию анекдотов.
- В сериале «Вечный зов» наряду с Борисом Владимировичем, перевоплотившимся в белогвардейского генерала, играли еще два Ивановых — Владимир Владимирович в роли следователя НКВД Тищенко и Николай Николаевич в роли Ивана Савельева.
- Детали биографий персонажей Иванова порой совпадали с эпизодами из личной жизни актера. Так, в картине 1984 года «Букет мимозы и другие цветы» герой Бориса, тапер в ресторане, на вопрос посетителя, воевал ли он, показывает на ранение в плечо — именно то место, куда был ранен артист.
Иванов Борис Владимирович
Борис Иванов
Кадр из фильма «Версия полковника Зорина»
' alt="Иванов Борис Владимирович">
Советский и российский актер театра и кино
Народный артист РСФСР
Один из ведущих артистов театра им. Моссовета (с 1944 г.)
Фильмография актера насчитывает 119 киноролей
***
Участник Великой Отечественной войны, боев на новгородской земле
Ст. лейтенант, начштаба батальона 14-го гвардейского полка 7-й гвардейской дивизии (Северо-Западный фронт). В апреле 1942 года, в ходе боев в районе Демянского плацдарма, был тяжело ранен у новгородского п. Лычково
«Я как-то сообразил, что живу «в премию»
Народный артист России Борис Владимирович Иванов. В течение полувека, с 1944 года – один из ведущих артистов прославленного театра им. Моссовета. Любимый наш киноактер – наверняка, каждому запомнился в его исполнении самодовольный джентльмен сэр Джулиус Уорбек, несостоявшийся пэр Англии из телефильма «Чисто английское убийство», или бедный, трогательный итальянец-эмигрант Джипо в невероятно красивом и печальном детективе «Мираж», прибалтийской киноверсии чейзовского «Весь мир в кармане».
Многие, кто видел его на сцене и на экране, даже не могли себе представить, что за плечами этого жизнерадостного, такого уютно-округлого, обожавшего все изящное человека – фронт, тяжелейшие ранения, госпитали, лагерь. Что его левая рука не поднимается выше уровня ранения, а все тело – в осколочных отметинах. «Когда болею, стараюсь никому не мешать. Просто ложусь к стенке и знаю, что все могло кончиться значительно раньше. Лет шестьдесят назад…» (из интервью).
Про то, что все могло кончиться значительно раньше – это актер про 8 апреля 1942 года, когда в бою у новгородской деревни Михайловка близ Лычково практически убитый старший лейтенант Иванов, с тяжелейшими ранениями в голову, спину, ноги и руки сутки пролежал в снегу, пока был не найден среди мертвых и не отправлен в госпиталь…
Он родился в Одессе, в очень простой семье слесаря и домохозяйки, мечтавших, чтобы их мальчик выучился на врача. Но на их беду, в соседях оказалась артистка Одесского оперного театра, которая оделяла весь двор контрамарками. И судьба Бориса была решена: в 14 лет он уже ходил в статистах Одесского театра, а после школы отправился в Одесское театральное училище.
Выпускной, дипломный спектакль, это был Мольер, пришелся на 22 июня 1941 года. На следующий день они всем курсом подали заявление на фронт, а пока служили в сформированном в училище истребительном батальоне – ловили диверсантов и корректировщиков огня. Две недели спустя все актеры-одесситы ушли на фронт.
Борис Иванов попал на краткосрочные интендантские курсы при Военной академии тыла и транспорта им. Молотова в Харькове, откуда выпустился лейтенантом интендантской службы. В начале ноября 1941-го 7-я гвардейская дивизия, в которой служил 21-летний «артист», встала у деревни Крюково, рядом с панфиловцами. Наступавшая с севера, с ленинградского направления, армия фельдмаршала Буша стремилась «оседлать» Октябрьскую железную дорогу, по которой шло снабжение 5-ти наших фронтов. Поэтому бои за узловую станцию Крюково и деревню, превращенную вермахтом в опорный пункт с ДОТами и танковыми засадами, развернулись особенно жестокими – деревня переходила из рук в руки восемь раз. Потери были ужасающими (в полку, где служил Иванов, долго были уверены, что в могиле Неизвестного солдата у Кремля лежит их, крюковский солдатик).
А потом был Северо-Западный фронт. После переподготовки в Рыбинске Борис Иванов был отправлен строевым командиром в 14-й гвардейский полк 7-й гвардейской дивизии, где вскоре стал начштаба батальона. 7-я гвардейская в январе-марте 1942 принимала участие в Демянской наступательной операции по окружению основных сил группы армий «Север» – шести пехотных дивизий 16-й армии вермахта общей численностью 95 тысяч человек, загнанных в Демянский котел. Затем стояла у Рамушевского коридора, когда в апреле фашисты прорвали здесь кольцо окружения.
Новгородская зима 1942-го запомнилась лейтенанту Иванову бесконечными, методичными немецкими авианалетами и бомбежками в районе Демянского плацдарма: «начинали бомбить ровно в восемь утра. В час они обедали. В два опять летели. Хоть часы проверяй. Ночью они не летали. Бомбили ровно до 18 часов. В пять минут седьмого вечера уже можно было знать, что выжил до следующего утра… Еще бывало, идешь по дороге один – он летит. Так ему, скоту, не лень развернуться и пострелять в тебя. Ну, воюешь ты, гад, с огромной страной, а ловишь на своей махине маленького человечка. И ведь горючее не лень было тратить. ».
Его накрыло 8 апреля 1942-го, в одном из боев у деревни Михайловка, что в районе Лычково. «Взрыва я не слышал. Это довольно странное ощущение: как будто из печки сзади на тебя угарным газом ударило – только во сто крат плотнее, так мягко, но сильно толкнуло. Лежу и вижу: капитан, с которым мы только что разговаривали, уходит. Я ему крикнул что-то… А дальше все как у Толстого – небо, тишина и я один. Провалялся всю ночь. Капитан этот, когда пришел в часть, сказал: «Там вашего лейтенанта убило». Я и сам думал, что меня уже нет. Тепло, хорошо, ничего не надо. Кровищи столько, что когда меня все-таки подобрали, пришлось отдирать от земли – намерзло. Среди приличных ранений было и неприличное – в задницу. А так все пробито – ноги, руки, шея, плечо».
Бросившего его капитана убило через две недели, тоже во время бомбежки. А лейтенант Иванов выжил. Его нашли на поле боя среди мертвых. С тех пор Борис Владимирович всегда считал, что у него два дня рождения.
В госпиталь везли в санитарной машине, которую немцы, невзирая на красный крест, бомбили на всем протяжении пути. Ходячие выскакивали из машины и прятались в траншеях, лежачие, среди которых был Борис, лежали и ждали, когда их убьют. В госпитале тяжело раненного лейтенанта поместили у входа – мест не было. Вместо воды на губы клали снег. Плечо нагноилось, рука висела коричневой плетью. Хирург, объявивший о срочной ампутации руки, утешал: «Скажи спасибо, что хоть левую, а не правую, можно работать бухгалтером».
Резать руку 22-летний лейтенант не дал. Ее спасли, но после гипса сухожилия атрофировались, надо было заново восстанавливать. Врач предупредил: «На сколько сейчас сможешь руку поднять, на столько и всю жизнь поднимать будешь. Будет очень больно, так что ори, сколько влезет». Но какое орать, когда рядом стояла хорошенькая медсестра! «Стали поднимать мне руку – выше, выше. В общем, когда я после обморока пришел в себя, на табуретке стояла выигранная на спор с врачом тарелка супа». Рука поднялась невысоко. Но для человека, вернувшегося с того света, и это было подарком судьбы.
Иванов все-таки бежал, и в Рыбинске беглого артиста объявили во всесоюзный розыск.
В Москве его принял в труппу театра имени Моссовета Юрий Завадский. Как был счастлив недавний фронтовик после бомбежек, ранений, госпиталей сидеть в теплом зале, а на сцене – первые имена России, сплошные звезды: Раневская, Орлова, Марецкая, Плятт, Мордвинов, Ванин. И он с ними будет работать! Первое время жить было негде, и Борис ночевал то в театре, то на Павелецком вокзале в ресторане под роялем. Потом снимал угол, да и в театре постепенно все наладилось: пошли вводы в спектакли, первые роли, и он быстро набрал репертуар.
------------
Всесоюзный розыск никто не отменял, и за ним пришли ночью. Он сидел на Петровке, с ворами. Артисту выделили лучшее место в камере: сентиментальные до чрезвычайности, уголовники полюбили веселые анекдоты и трагические истории в его исполнении. В жанре душераздирающих историй Иванов пересказал сидельцам всю театральную классику; после «Отелло» вся камера рыдала. Он еще писал от их имени эмоциональные, полные крика души прошения товарищу Калинину. Срок Иванову дали 3 месяца, и он отбыл его лагере под ст. Гривно. В театре «каторжанина» встретили совершенно спокойно – на фоне страшных 10-ти лет без права переписки 3 месяца были не сроком.
------------
В театре, перенаселенном звездами, надо было соответствовать, держать марку. Талантливый, неунывающий, остроумный и веселый, Борис Иванов быстро стал душой театра, любимцем всей труппы, непременным участником всевозможных капустников и дружеских розыгрышей. И вскоре сама великая Фаина Раневская, неистощимая выдумщица немыслимых рассказов из серии «Я нелепая, а все надо мной глумятся», нередко взывала: «Уберите Иванова, а то я умру от смеха!».
Но в работе Борис Владимирович, обожавший свое дело как никто, был необычайно строг и требователен, был работягой в самом прямом смысле слова. В театре Моссовета он проработал более пятидесяти лет и переиграл всю отечественную и зарубежную театральную классику. И не только: он пел партию Понтия Пилата в нашумевшем спектакле, рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда», вот как пригодились природная музыкальность и стаж Одесского оперного театра!
В кино Борис Иванов начал сниматься в 1961 году, и его первой ролью стал Жорж Прадье в фильме «Ночной пассажир». Парадоксально, но у крайне доброжелательного актера в кино сложилось амплуа харизматичных и предприимчивых негодяев различных национальностей. Они убивали, интриговали, устраивали заговоры, но делали это как-то насмешливо, с утонченным изяществом и даже с неким таким французским шармом – недаром он был из города, основанного дюком Ришелье! Это был эффект, когда за легким существованием в кадре стоял высочайший профессионализм и редкостный актерский труд.
Все кинороли Б.В. Иванова перечислить просто немыслимо – их более ста. Своим участием он украсил фильмы, оставившие заметный след в отечественном кинематографе: «Гусарская баллада», «Вся королевская рать», «Россия молодая», «Время желаний», «Версия полковника Зорина», «Жизнь и смерть Фердинанда Люса», «Возвращение резидента», «Мираж», «Чисто английское убийство», «Вечный зов», «Черный маклер» – первый фильм из телесериала «Следствие ведут Знатоки» и еще многие и многие.
При всей актерской жизнерадостности кумиром Бориса Иванова был сумрачный Жан Габен. Он его просто изучал, стараясь постичь загадку великого француза: в кадре ничего не делает, а глаз не оторвать! Со своим кумиром Иванов встретился на озвучивании франко-итальянского фильма «Двое в городе» – последнего фильма Габена в блистательном дуэте с Аленом Делоном.
Мастером дубляжа Борис Иванов был первоклассным. Это он озвучил Дафну, роль Джека Леммона, в легендарном фильме «В джазе только девушки».
Уникальный его голос, который невозможно спутать ни с каким другим, был крайне востребован на радио: в радиоспектаклях, так популярных на рубеже 1960-70 гг., в замечательных детских радиопередачах, ставших радиоклассикой – «КОАПП» (Комиссия по охране авторских прав природы, если кто не знает), «В стране литературных героев», где одного из ведущих, Архипа Архиповича, на протяжении многих лет озвучивал Иванов.
Борис Владимирович Иванов прожил долгую и хорошую жизнь. До последнего дня играл на сцене своего однажды избранного театра, стал артистом, на которого специально ходит зритель. Обожал публику, особенно в провинции – за честность и целомудренность. Был очаровательным партнером на сцене и в кадре. Любил возиться с машинами, сам разбирал и собирал свой автомобиль по винтику. Любил классическую музыку, Левитана и Нестерова, а еще готовить затейливые коктейли. Много путешествовал, с женой они объехали всю Европу.
Помнил лишь эпизоды, врезавшиеся в эмоциональную память: молоденького лейтенанта, подошедшего со словами: «Вот, возьми мои часы. Меня завтра убьют. Носи», и это случилось. Как тяжело раненный лежал в санитарной машине под бомбежкой, не имея возможности встать, в беспомощном ожидании неминуемой гибели. От того времени осталась у Бориса Владимировича органическая неприязнь к немцам – за подлую психологию стервятников-падальщиков: бомбежки Красного креста, беззащитных барж с убегающими от войны женщинами и детьми, уклонение в небе от лобовых атак и предпочтение добивать поврежденные машины – это ему рассказывали летчики.
В одном из своих, кстати редких, интервью знаменитый артист сказал однажды: «Я как-то сообразил, что живу «в премию» – за то, что не остался лежать там, на окровавленной, промерзшей новгородской земле, а был найден и вытащен из мертвых. И Борис Владимирович Иванов очень постарался, чтобы на эту премию жить полной жизнью, в радости самому и на радость окружающим. Не грузиться своим прошлым, предпочтя остаться для всех легким, ироничным, почти легкомысленным, заниматься любимым делом и долгие годы дарить людям свой нестареющий, очаровательный талант.
Литература к статье:
1. Над чем работают мастера // Советская Россия. – 1982. – 6 мая.
2. Борис Иванов: наш любимый негодяй: интервью // Совершенно секретно. – 2001. – № 11 (150).
3. Иванов Борис Владимирович // Кто есть кто в современной культуре: в 2-х вып. – М.: МК-Периодика, 2006-2007.
Публикация: 2018-09-21 Обновление: 2019-08-13 Возрастное ограничение:
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/17913-boris-ivanov.html
- https://ant53.ru/article/121/