Кальянов Александр Иванович

Собутыльник Пугачевой и звукорежиссер звезд: чем запомнился Александр Кальянов

Смерть исполнителя хита «Старое кафе» стала настоящим ударом не только для друзей, но и поклонников творчества. Кальян Иванович (так ласково называли музыканта коллеги) до последних дней работал и вел активный образ жизни. Журналист Михаил Садчиков поделился воспоминаниями об артисте, и рассказал о его дружбе с Пугачевой и Николаевым.

4 октября 2020 06:30 0 13 643

«Впервые я увидел Кальяна Ивановича в 1984 году, когда Алла Борисовна приезжала в тогда еще Ленинград на гастроли. О молодом и перспективном музыканте я был наслышан от Игоря Николаева, вот и представился случай пообщаться лично», — вспоминает журналист.

Кальянов в те времена играл вместе с Пугачевой, которая настойчиво советовала ему заняться сольной карьерой. А за несколько лет до этого нечто подобное предлагал ему Владимир Высоцкий. «Мы много общались с Владимиром Семеновичем, я впитывал его рассказы, его советы. Когда он спрашивал что-то о звукорежиссуре, то я робко подавал голос. Он еще тогда заметил: «Александр, вы не поете? У вас такой характерный тембр! Попробуйте!» — признался Кальянов.

По свидетельству Садчикова, Александр был душой компании, приятным человеком, который всегда мог поддержать любой разговор. Кроме того, в те времена он любил выпить — вместе с Аллой они запирались в студии и под рюмочку другую творили музыкальный материал.

«Алла любила говорить мне: «Мы с тобой собутыльники, а это круче, чем друзья!» Были в этом и минусы, например, это не могло исчезнуть бесследно — у всех уже проблемы со здоровьем, но я продолжаю выпивать в меру, нахожу в этом особенное удовольствие», — вспоминал Александр.

В одну из последних встреч, когда Кальянов приезжал в Петербург, музыкант рассказал Садчикову, что сейчас уже не является «собутыльником» Пугачевой, поэтому и видится с ней реже, но при этом нередко приезжает в замок, где она живет с Максимом. «Наш круг общения изменился, мы иногда перезваниваемся, общаемся, но как я любил ее, так очень и люблю в хорошем смысле этого слова, как женщину», — рассуждал исполнитель «Старого кафе».

Не пропустите
  • Режиссера «Рождественских встреч» Аллы Пугачевой упекли в психушку после работы с ней

«Кальянов был скромным человеком, который не любил выпячивать себя. До сих пор не понимаю, как такой человек начал выступать на сцене и добился немалых успехов. Но надо отдать ему должное — он многое сделал для становления российского шоу-бизнеса. Если вы слышите советский хит, 90% он прошел через руки звукорежиссера Кальянова», — говорит Садчиков. Он один из первых создал студию, где записывал и сводил записи.

Журналист считает, что творческому успеху Кальянов обязан не только Пугачевой, но и Игорю Николаеву, который сыграл немаловажную роль в его становлении. «Все знают, что Игорь — первоклассный музыкант, композитор, который знает себе цену. Я как-то его спросил, почему он не пишет мюзикл, на что услышал: «Миша, будет заказ — будет и мюзикл». Это говорит о том, что Николаев — достаточно прагматичный человек, и то, что он бесплатно написал для Кальянова целый альбом, куда вошли хиты «Жена-жена», «Старое кафе», говорит о многом».

К слову, Николаев в социальных сетях оставил прощальное послание другу: «Горе. Умер мой друг и часть меня. Он молодец, сильный человек, и долго сражался за жизнь, но болезнь оказалась сильнее». Соболезнования также выразил и Михаил Шуфутинский, отметив, что смерть Кальянова — невосполнимая потеря для российской песенной культуры.

Фото: Legion-Media, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация)

Кальянов Александр Иванович

Кальянов Александр Иванович

Александр Иванович Кальянов – звукорежиссёр, певец, аранжировщик, актёр и продюсер – родился 26 августа 1947 г. в г. Унече (Брянская область). Вместе со своей старшей сестрой он учился в школе № 2, в которой преподавали его родители. Отец Иван Ефимович Кальянов за личные заслуги в преподавательской деятельности был удостоен почётного звания заслуженного учителя. В последние годы своей учительской работы он был директором школы.

Детство и юность

Александр с детства увлекался техникой. Уже в 6 лет он впервые собрал радиоприёмник. Другим его интересом была музыка. Задумываясь о том, кем бы он хотел стать во взрослой жизни, юноша надеялся соединить свои хобби в одну профессию. Окончив школу с серебряной медалью, он поступил в Таганрогский радиотехнический институт. После получения диплома молодой специалист стал радиоинженером на Брянском заводе полупроводниковых приборов.

Здесь он занимался разработкой музыкальных инструментов и оборудования. Творческий дар Александра проявился в создании нескольких изобретений в этой области. Одним из своих важнейших достижений он считал создание прибора, который при выступлении исполнителя автоматически включает фонограмму в тот момент, когда артист не попадает в ноты или срывает голос. Также он усовершенствовал колонки, благодаря чему они стали компактнее, легче, но мощнее в звучании.

Звукорежиссура

Однако работа на заводе наскучила творческому молодому человеку, и он решил заняться звукорежиссурой. В 1978 г. по рекомендации брянских музыкантов Кальянов был принят звукооператором в вокально-инструментальный ансамбль «Шестеро молодых». Работа в этом коллективе стала важной вехой в творчестве многих известных исполнителей: Николая Расторгуева, Валерия Кипелова, Александра Розенбаума, Татьяны Марковой и др.

В конце 1970-х группа сотрудничала с Владимиром Высоцким, давая в месяц по 6 – 7 совместных концертов. Выступления проходили с аншлагами, поэтому конная милиция осуществляла усиленную охрану. Личное знакомство с советским кумиром оказало большое влияние на Кальянова. Позже в 1998 г. он организовал в СК «Олимпийском» концерт к 60-летию барда. Александр бесплатно записал в своей студии кавер-версии песен, прозвучавших на мероприятии и выпущенных на CD-дисках.

Позже звукорежиссёр работал в музыкальных коллективах «Лейся, песня», «Красные маки», «Карнавал», «Феникс». Но за свой труд звукорежиссёр получал немного денег – всего по 5 рублей за концерт. Переехав в Москву, он был вынужден снимать квартиру за 120 рублей в месяц, в то время как его зарплата составляла лишь 80 – 100 рублей. Чтобы дополнительно заработать на жизнь, Александр изготавливал, ремонтировал и продавал музыкальную аппаратуру.

В начале 1980-х звукорежиссёра с выдающимся творческим талантом и потрясающем знанием техники заметила Алла Пугачёва. По приглашению примадонны советской эстрады Александр вступил в её коллектив и посвятил ему 12 лет работы. Сотрудничество с Аллой Борисовной переросло в крепкую дружбу, сохранившуюся на всю жизнь. В 1984 г. на её репетиционной базе в спорткомплексе «Олимпийский» Кальянов одним из первых в Москве создал частную студию звукозаписи «Тон-сервис».

Александр стал саунд-продюсером. Хорошая музыкальная аппаратура в те годы была редкостью, а профессиональные звукорежиссёры ценились на вес золота. Поэтому студия Кальянова пользовалась успехом. У него записывали песни Алла Пугачёва, Андрей Макаревич, Борис Моисеев, Валерий Леонтьев, Лев Лещенко, Михаил Круг, Лариса Долина, группы «Наутилус Помпилиус», «Моральный кодекс», «На-на», «Непара», «Стрелки» и десятки других музыкантов и коллективов.

В частную студию приходили люди с хорошими деньгами, но Кальянов сотрудничал лишь с одарёнными. Многим начинающим певцам он помог пробиться на сцену. Здесь были впервые записаны песни Вики Цыгановой. Среди открытых им звёзд был и Григорий Лепс, которого Александр встретил поющим в ресторане города Сочи. Позже, когда Кальянов занялся гастролями, ему стало некогда заниматься студией звукозаписи. Он сдал её в аренду, а потом закрыл, оставив лишь студию на своей даче.

Сольная карьера

В процессе совместной работы композитор и певец Игорь Николаев обратил внимание на интересный тембр голоса Александра Кальянова и предложил записать песни в его исполнении. Проблема в том, что у звукорежиссёра было нарушение дикции – он нечётко произносил шипящие и свистящие звуки. Но, благодаря великолепному владению музыкальной аппаратурой, он искусственно дорабатывал произношение. В студийных записях его песен почти невозможно уловить нечёткую дикцию.

В 1984 г. был создан его первый сольный альбом «Свежий запах лип» с композициями, созданными Игорем Николаевым. Песни исполнителя имели успех у слушателей – пластинки быстро разошлись неофициальным тиражом. Затем последовали сборники «Золотая аллея» (1985), «Старое кафе» (1986), «Таганка» (1987) и др. Премьера его первого видеоклипа «Карабас Барабас» состоялась в 1986 г. В 1988 вышли клипы на композиции «Ты танцуешь», «Живём мы недолго» и др.

Особую популярность обрела песня «Старое кафе» малоизвестного автора Вячеслава Горбатова. Хотя сначала друзья-музыканты отговаривали Александра её брать, убеждая, что это будет самая неудачная композиция в его альбоме. Но Кальянову, знающему толк в музыке, она так понравилась, что он не смог от неё отказаться. И не ошибся. Песня, ставшая его визитной карточкой, была хитом 1980-х и 1990-х годов. Она звучала по радио, по телевидению, в ресторанах, её пели за столом.

В 1988 г. Марта Могилевская бесплатно сняла видеоклип на эту песню, в котором вместе с Кальяновым собралась компания друзей: Алла Пугачева, Игорь Николаев, Владимир Пресняков – старший, Владимир Кузьмин и другие. Видео было показано в передаче «Утренняя почта», редактором которой была Могилевская. Это принесло исполнителю известность во всём Советском Союзе, его стали звать на гастроли. Позже композиция «Старое кафе» вошла в репертуар Михаила Шуфутинского.

Несмотря на успех песен, Александр, не мечтавший стать артистом, стеснялся выступать на сцене. Но примадонна настаивала на том, что он должен выйти на публику. Выпустив первый сборник в 1984 г., он лишь в декабре 1988 г. впервые предстал перед зрителями в сборном концерте Аллы Пугачёвой «Рождественские встречи – 89», которая позже до 2012 г. ежегодно выходила в телеэфир в январе в канун религиозного праздника (хотя снималась в декабре). Кальянов был её частым гостем.

Артист записывал песни в собственной студии звукозаписи, но никогда не сочинял их сам. Создателями его композиций были Игорь Николаев, Александр Морозов, Игорь Крутой и др. Олег Газманов написал песню «Путана», которая была впервые исполнена Кальяновым. Позже её пели Михаил Шуфутинский, поп-группа «Отпетые мошенники» и сам Газманов. Также в творческой копилке Александра есть композиции, созданные малоизвестными, но талантливыми авторами.

Имея свою звукозаписывающую студию, певец мог выпускать по 2 – 3 альбома в год и иметь огромную дискографию. Но он никогда не рвался за огромными деньгами, а требовательно подходил к качеству музыкального материала. Он относился к песням, как к своим детям. Александру было комфортно давать лишь по 2 – 3 концерта в месяц, относясь к выступлениям как к хобби, а не работе. Своей основной профессией он считал звукорежиссуру.

Первые его альбомы выходили без имени и фамилии – лишь с названием группы Пугачёвой «Рецитал». Также песни появлялись на кассетах эмигрантской музыки, чему, в частности, послужила композиция «За кордон». С ней в 1991 г. певец стал лауреатом фестиваля «Песня года». К этому времени в СССР ездил на гастроли Михаил Шуфутинский, эмигрировавший в США в 1981 г. В сознании людей схожесть ностальгического творчества и голосов артистов объединила их в один лагерь эмигрантов.

Несмотря на то, что в репертуаре Кальянова нет блатных песен, его имя часто указывалось в таковом разделе, что удивляло самого Александра. Хотя он благосклонно относился к тюремным и хулиганским песням, если они созданы качественно и талантливо. Публика, любящая это направление музыки, уважала композиции певца. Несколько раз он выступал в местах лишения свободы, на банкетах и днях рождения криминальных авторитетов, ощущая благодарное внимание зрителей.

С 1984 по 2008 г. он издал альбомы: «Музей любви» (1989), «Плохая примета» (1993), «Ночной патруль» (1995), «Два по двести» (2002), «Любка-однолюбка» (2004), «Улыбайтесь» (2008) и др. В 1986 – 1999 гг. было создано несколько десятков клипов на его песни «Плохая примета», «Эмигранты», «Блудный сын», «В бокале с вином», «Здорово, старина», «Музей любви» и пр. Артист был на гастролях в России, СНГ, Израиле, Германии, 6 раз выступал в США.

Душевные, ностальгические песни Кальянова прочно вошли в музыкальную сокровищницу лучших образцов жанра. Его творчество неоднократно было удостоено премии «Шансон года» (2010, 2015, 2019 гг.). В 2012 г. исполнитель получил статус легенды русского шансона, приняв участие в одноимённом проекте. Многие его композиции достойно прошли испытание временем, а песня «Старое кафе» стала не просто хитом сезона, а шлягером, пронёсшим популярность сквозь десятилетия.

За свою звукорежиссерскую и сольную практику Александр видел немало людей, которых испортили деньги и знаменитость. Многие из них взлетели высоко, но упали так, что не могут подняться выше пивного бара. Зная это, артист не стремился к славе и богатству. «Звёздная болезнь» его не коснулась. При этом на концертах певца залы всегда были заполнены публикой разного возраста и социального статуса: интеллигентами и бритоголовыми ребятами, пенсионерами и их внуками.

Дискография

  • 1984 — «Свежий запах лип»
  • 1985 — «Золотая аллея»
  • 1986 — «Старое кафе»
  • 1987 — «Таганка»
  • 1989 — «Музей любви»
  • 1991 — «За кордон»
  • 1993 — «Плохая примета»
  • 1995 — «Ночной патруль»
  • 1998 — «Не поговорили»
  • 2001 — «Избранное»
  • 2002 — «Два по двести»
  • 2004 — «Любка-однолюбка»
  • 2008 — «Улыбайтесь»

Участие в кино

Помимо звукорежиссерской и сольной деятельности Кальянов проявил себя в качестве киноактёра. Он сыграл папу Карло в музыкальной комедии Дина Махаматдинова «Новейшие приключения Буратино» (1997). Действие переосмысленного сюжета происходит в конце XХ века. Буратино – гастролирующая певица, которой в борьбе за престижную музыкальную премию противостоят мафиози Дон Карабас, хозяин ночного клуба Дуремар, мелкие бандиты Алиса и Базилио.

Съёмки фильма, состоящего из 7 клипов, проходили на Канарских островах. В проекте участвовали прославленные артисты: Кристина Орбакайте, перевоплотившаяся в певицу Буратино, Наталья Королёва (Мальвина), Игорь Верник (Пиноккио – сводный брат Буратино и американский супермен), Лариса Долина, Сергей Мазаев, Аркадий Укупник, Сосо Павлиашвили и другие звёзды. Кроме этой комедии Кальянов также сыграл роль камео в одном из эпизодов сериала «Братаны – 2» (2010).

Фильмография

  • 1997 — «Новейшие приключения Буратино»
  • 2010 — «Братаны 2»

Личная жизнь и смерть

Александр тщательно оберегал свою семью от общественных пересудов и не посвящал журналистов в подробности своей личной жизни. Известно, что Кальянов женился ещё в те годы, когда работал в Брянске. Его жену, как и его самого, и его мать, зовут Александрой. Поэтому у супругов не возникло сомнений по поводу того, как назвать наследника. Ему дали семейное имя – Александр. Он пошёл по стопам отца и тоже стал звукорежиссёром, работал в студии своего родителя «Тон-сервис».

В последние годы жизни здоровье Кальянова ухудшилось. У него диагностировали онкологическое заболевание 2 степени. Началась химиотерапия. Будучи человеком скрытным, он не афишировал недуг и старался как можно меньше общаться с людьми, ограничившись кругом самых родных и близких. Перед смертью, приближение которой Александр отчётливо ощущал, он планировал завершить последнее дело – записать музыкальный альбом Аллы Пугачёвой к её 70-летию в 2019 г.

3 года артист безуспешно боролся с болезнью, которая оказалась сильнее его. 2 октября 2020 г. Александр в возрасте 73 лет скончался в городе Асукека-де-Энарес (Испания). Церемония прощания состоялась 4 октября 2020 г. в Москве на Хованском кладбище в храме Иоанна Предтечи. Проститься с ним пришли Николай Расторгуев, Игорь Николаев, Диана Гурцкая, Аркадий Укупник с супругой, а также родные, близкие и поклонники, в чьих сердцах навсегда осталось творчество певца.

Алла Пугачёва и Максим Галкин не были на отпевании Александра – они подъехали позже прямо к крематорию. Примадонна сказала: «Я думаю, что Сашина жизнь удалась». Певец и звукорежиссёр внёс масштабный вклад в развитие советской и российской музыки, помог многим артистам найти своего зрителя и оставил неизгладимый след в душах поклонников его душевного творчества. А ныне урна с его прахом покоится в колумбарии на московском Востряковском кладбище.

Интересные факты

  • Имя Александр/Александра популярно в семье Кальяновых. Его носят сам певец, его мать, жена и сын.
  • Певческий голос исполнителя – бас.
  • Игоря Николаева и Аллу Пугачеву, благодаря которым Кальянов занялся сольной деятельностью, он назвал своими творческими папой и мамой.
  • Во время концернов певца всегда был включен свет в зрительском зале, чтобы исполнитель видел глаза поклонников. Иначе у него возникало ощущение, что он поёт «в тёмной бочке» и только для себя.
  • Для Александра существовало лишь 2 типа музыки: хорошая и плохая. Жанр и стиль хорошей значения не имел: певец любил слушать и джаз, и классику, и блатные песни. При этом во время прослушивания он не мог параллельно заниматься чем-то другим: его профессиональный слух полностью погружался в композицию, подмечая детали.
  • Несмотря на свою публичную деятельность, Кальянов не любил светские рауты и музыкальные тусовки. Ему больше нравилось посещать театр.

Награды и звания

  • 2002 — Шансон года
  • 2010 — Шансон года

Главное дело жизни Александра Кальянова было тайной для широкой публики

2 октября 2020 года умер Александр Кальянов. Советский российский звукорежиссёр, аранжировщик, артист, певец-преподаватель-актёр.. И хоть слова из «Старого кафе», вынесенные в заголовок, принадлежат не Кальянову (авторы песни: Логинов—Олев), мелодия стала в некоем роде символом 1990-х. Своею душевностью, всепониманием и — низким бархатным голосом её исполнителя, разумеется.

«Да, ребята, ничего нельзя вернуть…»

Её пел кабацкий, филармонический, клубно-поселковый Советский Союз. Пел нарождающийся класс новоявленной братвы в устрашающих кожанах. Вся эмиграция. Подпевал магнитофонно-бобинным записям «глубинный» замкадовский народ — на свадьбах-праздниках, посиделках: радостных-грустных, не суть.

Но впрочем, и все наши так называемые «звёзды» (не люблю это определение) российской эстрады — Газмановы (мл.-ст.), Агутин, Распутина, Шуфутинский, Орбакайте, Овсиенко, Агузарова; всяческие «Иванушки» с беззубыми «Шурами», «Божьи коровки», «Вирусы» — взорвались ярким галактическим светом именно на крутой волне лихих 90-х. Многих из них поднял из небытия и озвучил — Александр Иванович Кальянов.

Макаревич, А. Агурбаш, Драгилев, Моисеев, Курас, В. Леонтьев, Сюткин, Вика Цыганова, Винокур, Пресняков-мл., мн-мн. др. Не счесть.

Из этого списка выпадают лишь действительные столпы советской эстрадной сцены — Пугачёва, Кобзон, Магомаев. Ставшие для сонм юных исполнителей локомотивом на творческой стезе: как Пугачёва для Николаева. В том числе, под мощным пугачёвским крылом, — А. Кальянов. Начавший свой студийный путь с конца 1970-х. Лично знавший Высоцкого. Работавший с популярнейшими в СССР ВИА «Красными маками», «Фениксом», «Шестеро молодых» etc. «Встреча с двумя великими, я считаю, людьми — Высоцким и Пугачёвой, многое изменили в моей жизни», — говорит Кальянов.

Перечисление музыкантов, солистов поп, рок-групп, которым ставил саунд (звук) Александр Кальянов займёт несколько газетных страниц. Ведь известен он стал в Союзе как профессиональный техник-инженер.

Его имя воссияло как имя артиста-исполнителя, шансонье — в приснопамятных 90-х. И беспокойные обитатели той эпохи уже не видели Кальянова иначе, чем концертирующего певца. (В том числе и по зонам-лагерям.)

Кассеты с его печальными, весёлыми, трогательными балладами — непременный атрибут в шустрых «восьмёрках» и «девятках» постперестроечной братвы. Подражавшей героям Аль Пачино и де Ниро. Слушавшей в навороченных, с прокачанной акустикой тачках Шуфутинского, Токарева, Кальянова, Северного Аркашу.

В конце 1980-х, после 15 лет насыщенной звукорежиссёрской деятельности его совершенно случайно по дружбе попросил спеть одну «басовую» партию Игорь Николаев. К тому моменту уже купающийся в лучах славы: как композитор (пугачёвский «Паромщик».) И — певец («День рождения»).

В песенный жанр К. вошёл довольно трудно, несмело — будучи с детства крайне скромным. И в отношении больших масс зрителей — попросту закомплексованным. [Никогда не выряживался в смешные перья, чудовищные пиджаки со стразами и блёстками.]

К середине 90-х записано с Николаевым 7 совместных альбомов. Кальянов — уже раскрученный (не без материнской помощи Аллы Борисовны) певец. Шансонье.

Удивление вызывало то, что, в общем-то, не имея собственно «блатного», тюремного репертуара, его почему-то упорно причисляли к когорте исполнителей «блатняка». Хотя темы его песен всецело светские, жизненные: отцы и дети, женщины, счастье, веселуха-выпивка; любовь и страсть, несомненно. [В той же «Таганке» он поёт не про тюремные дела. А — про условную «девчонку-хулиганку», как бы очеловечивая любимый московский район. Поёт про Пугачёву и Высоцкого.]

Думаю, на шансонный флюгер популярности повлияло веяние плотного, по-настоящему мужского брутального тембра голоса. Также — ностальгические, эмигрантские нотки в его произведениях, творчестве. Тем более что поначалу никаких имён на магнитоальбомах не было вовсе. А нарисовано название — лейбл пугачёвской шоу-группы «Рецитал». (К. в «Рецитале» с 1983 г. Там знакомится с будущими монстрами русского рока, эстрады Барыкиным, Кузьминым, Горобцом, першим другом Пресняковым-ст. «Петровичем». С Холстининым-Сарычевым-Дубининым из «Альфы».) Когда увлечение песней находилось ещё лишь в ранге тривиального хобби.

«В нашей стране около 30-40 % народа прошло через тюрьму. Вот откуда тяга к лагерной Музе», — отмечает он в одном из интервью на украинском ТВ. [В программе «Звезда по имени»-97.]

Чрезвычайно технически подкованный, Кальянов удачно и вовремя перепрыгнул с аудиокассет — на компакт-диски: «лазерные пластинки», как тогда говорили. Что только подлило масла в распаляющийся огонь всероссийского признания. В том числе в ближнем и, бесспорно: — дальнем зарубежье. США, Канада. Где дисковые воспроизводящие устройства не были в ту пору диковинкой, как в РФ.

К 1995-му году «лазерные» альбомы (всего их будет 13) «Плохая примета»-93, «Будь здоров, дружок»-94, «Старое кафе»-86 незамедлительно возглавили (за счёт огромных тиражей по всему миру) «шансонные» музыкальные чарты в России. И русскоязычные чарты — за рубежом.

А пугачёвские «Рождественские встречи», — где К. принимал непосредственное участие, — переплюнули по количественным рейтингам останкинские «Голубые огоньки».

Кальянов принципиально мало посещал «богемные» тусовки. Мало давал интервью. Оттого личность его была овеяна ну, если не тайной, то загадками — абсолютно точно. [В интервью «РГ» от 12 апреля 1997 г. К. рассказал, — мол, всех членов его семьи зовут Сашами. И только собаку, фр. бульдога: — Филя.]

И да, он практически первый звукорежиссёр в СССР высочайшего мирового уровня. Так его по праву прозвало проф. артистическое сообщество.

На входе в первую (легитимно-официальную) советскую звукозаписывающую студию в 1988 г. перерезал ленточку зампредседателя Мосгорисполкома Ю. Лужков. Став для предпринимателей тогда крёстным отцом — в прямом и переносном смыслах: открыл дверь выдающемуся творческому коллективу в капиталистическую круговерть денежных отношений.

Дорогостоящую фирменную аппаратуру предоставила «крёстная мать» — Алла Пугачёва (а это львиная доля расходов). Во главе свежеиспечённого кооператива — стал «физик и лирик» инженер-изобретатель Кальянов: «Я не певец, — говорил он: — Я — задушевный рассказчик».

(К слову, первая репетиционная база А. Пугачёвой, совместно с Кальяновым, была оборудована в СКК «Олимпийский» (1984). Там же Юрий Лоза сводил созданный в 1982 г. «Плот», — визитную карточку «на века».

Притом что родоначальником сего студийного движения — супер-«мастеринга» — считается композитор А. Зацепин. Писавший и распространявший музыку на бобинах, далее кассетах (частным образом, втихаря — то было противозаконно). Аж с увертюры 1970-х! А это, скажу я вам, гигантская по финансовому объёму отрасль. Теневая мануфактура — похлеще Philips или Sony. Шутка, конечно).

Кстати, в юбилейный есенинский год (125-летие) присовокупим, что Кальянову нередко предлагали сделать музыку, обработку-аранжировку к стихам великого поэта: заманчиво же — некая «лёгкая» незатейливая конъюнктурщинка.

Воспитанный на Пушкине, Лермонтове, он отговаривался-отшучивался тем, что слишком обожает Есенина, чтобы играть его на танцах. Посему, дескать, пусть уж «Сергунька» лучше останется в своём девственно-нетронутом текстово-бумажном виде. (Не очень комплиментарно относясь к рок-экспериментам. Наподобие той же вышеупомянутой модной в 80—90-х группы «Альфа» с её «Обманывать себя не стану».)

Любил театры — «На Таганке», «Ленинского комсомола». Любил жизнь — в её немыслимом многообразии-непредсказуемости. Любил друзей. Инструментально-импровизационные джем-сейшены, — переходящие в шумные журфиксы-застолья. Зрителей, фанатов-почитателей. Любил, любил, любил…

«Все песни — это мои дети, — любил повторять Александр Кальянов. Добавляя шутя: — Моё кредо, как изрекал Остап Бендер: — “Всегда!!”»

КАЛЬЯНОВ
Александр
Иванович

КАЛЬЯНОВ Александр Иванович

Александр Кальянов – известный певец, исполнял песни в стиле «шансон». Был одним из самых популярных представителей этого музыкального направления.

Александр Кальянов

Детство и юность

Будущая знаменитость родился в августе 1947 года на Брянщине, Унеча. Ни отец, ни мать артиста не были связаны с творческой деятельностью. Они посвятили жизнь педагогике и работали преподавателями в средней образовательной школе. В ней и учился Кальянов. Он отличался хорошей успеваемостью и окончил школу с серебряной медалью. Отец короля шансона отлично проявил себя и стал директором общеобразовательной школы. Кроме того, Иванку Ефремовичу Кальянову вручили награду Заслуженного учителя Российской Федерации. Помимо певца, в семье воспитывалась и старшая сестра.

В свободное время артист увлекался не только музыкальным искусством, но и техникой. Будущий певец разрывался между двух огней и не мог выбрать единое подходящее направление. В конечном итоге он все же получил образование в Таганроге в радиотехническом институте. После окончания высшего учебного заведения на протяжении семи лет работал на Брянском заводе. В обязанности Кальянова входила сборка радиоаппаратуры.

Благодаря полученным навыкам, в свободное время будущий певец изобретал разные приспособления для музыкальных исполнителей. В результате он осознал, что обладает настоящим изобретательским талантом. Многие представители отечественной эстрады использовали технику именно Александра Кальянова.

Самое оригинальное и необычное изобретение этого артиста - микшерный пульт «Электроника». Это приспособление использовалось для подключения фонограммы во время исполнения песен вживую. Такой прибор Кальянов представил на начальном этапе карьеры звукорежиссера. Она началась после того, как парень покинул завод. Прибор легко настраивался. Благодаря этому устройству музыканты могли дотянуть голос до необходимых высот либо скрыть фальшивость. Точные звуки производились именно тогда, когда это было нужно. Стоимость устройства была относительно невысокой.

Также Кальянов изобрел специальные колонки. Они имели небольшой вес и маленькие габариты. Однако звук усиливался достаточно мощно и быстро.

Творчество

В период семидесятых талант Александра Кальянова был замечен известной музыкальной группой «Шестеро молодых». Команда работала на базе Элистинской филармонии. В последующие годы музыкант сотрудничал с такими представителями российской эстрады, как Александр Розенбаум, Валерий Кипелов, Татьяна Маркова, Николай Расторгуев и многими другими. Коллектив «Шестеро молодых» гастролировал по многим городам России. Они нуждались в талантливом музыканте. Им и стал Кальянов.

Однажды музыкальный коллектив отправился на гастроли в Казань. Там талантливых ребят заприметил Владимир Высоцкий. Он предложил им работать в творческом тандеме. Теперь новый состав группы давал всесоюзные гастроли. Музыканты давали десятки концертов каждый месяц. Каждый из них был проведен с аншлагом, билеты раскупали, как «горячие пирожки». Более того, коллектив был настолько популярным, что пришлось нанимать охрану.

В период восьмидесятых Кальянов работал и в других музыкальных коллективах. Среди них группа «Красные маки», «Феникс», «Лейся, песня» и многие другие. В тот же период начал сотрудничать с Примадонной. Алла Пугачева пригласила его в свою группу «Рецитиал», которая как раз была создана в 1980 году. Она работала на базе инструментального коллектива Примадонны «Ритм». В группу вошли такие участники, как Игорь Николаев, Александр Левшин, Павел Жагун, Руслан Горобец и Юрий Шахназаров. Они были и исполнителями, и продюсерами.

В 1984 году вместе с Пугачевой Кальянов создал собственную звукозаписывающую студию «Тон». Она работала на частной основе. Одновременно он стал и саунд-продюсером многих представителей отечественной эстрады. Друзья Александра Кальянова, Алла Пугачева и Игорь Николаев, порекомендовали ему начать сольную карьеру. Он прислушался к коллегам и выпустил дебютный альбом под названием «Свежий запах лип». На пластинке появились песни Игоря Николаева, среди которых: «Будь здоров, дружок», «Ангел», «Голая богиня». Эти хиты композитор сочинил специально для Кальянова.

Этот диск мгновенно стал пользоваться популярностью. У Кальянова появились многотысячные армии поклонников со всех городов России. После этого начинающий исполнитель стал называть Николаева и Примадонну родителями в мире искусства. Параллельно он записал несколько альбомов в составе группы «Рецитал». В 1992 году он официально начал сольную карьеру. Выпустил такие альбомы, как «Музей любви», «Старое кафе» и «Таганка».

В 1988 году он дебютировал на телевидении и исполнил песню «Старое кафе» на «Рождественских встречах» Примадонны. После этого Кальянов стал одним из самых востребованных исполнителей отечественной эстрады. Кстати, композицию «Старое кафе» написал Вячеслав Горбатов. Одной из самых популярных работ Кальянова стала песня «Таганка», которую написал Павел Жагун. В тот период он также работал в музыкальной группе «Рецитиал» и был трубачом. После ухода из коллектива Примадонны Жагун стал директором «Морального кодекса».

Музыкальная карьера

На собственной студии Александр Кальянов записал все музыкальные альбомы. Самостоятельно он никогда не писал тексты песен. Эту работу на себя брали другие авторы. Среди них Игорь Крутой, Игорь Николаев, Роман Горобец, Владимир Пресняков-старший и другие.

Кальянов, Филипп Киркоров, Игорь Николаев и другие

Также Александр Кальянов выступал и с композициями неизвестных начинающих авторов. Они знакомились с музыкантом на концертах и говорили с ним о сотрудничестве. Таким образом, была выпущена песня «Кукушечка». Ее написал Папа Радж, который познакомился с Кальяновым в Екатеринбурге.

В период творческой деятельности артист занимался не только исполнением песен, но и проявлял себя как звукорежиссер. На своей студии он сотрудничал со многими певцами. С Кальяновым работало более пятидесяти исполнителей и двадцать музыкальных коллективов. Среди них Борис Моисеев, Валерий Сюткин, Владимир Кузьмин, Диана Гурцкая, Ирина Аллегрова Андрей Макаревич и другие. Также работал с группой «Белый орел», «Браво», «Непара», «А-Студио», «Моральный кодекс». В 2016 году Кальянов выпустил юбилейную программу «Старое кафе». В нее вошли самые известные музыкальные композиции артиста.

Личная жизнь

Александр Кальянов связал себя узами брака лишь однажды. Со своей супругой Александрой он прожил более тридцати лет. В браке родился сын, которого также назвали Александром. Мальчик пошел по стопам папы и стал звукорежиссером. На протяжении длительного времени работал на «Тон-студии». В семье Кальяновых был только один сын.

О личной жизни звукорежиссер предпочитал не распространяться. Известно, что все свободное время его семья проводила на дачном участке, который они сами и построили. Их соседом является Сергей Жуков из коллектива «Руки вверх».

Смерть

2 октября 2020 года Александр Кальянов ушел жизни. Печальное известие сообщила его близкая подруга и коллега Алла Пугачева. Примадонна призналась, что на протяжении многих лет артист боролся с онкологическим заболеванием.

Источники:

  • https://www.starhit.ru/novosti/sobutyilnik-pugachevoy-i-zvukorejisser-zvezd-chem-zapomnitsya-aleksandr-kalyanov-222620/
  • https://persons.life/persons/kalyanov-aleksandr-ivanovich
  • https://www.mk.ru/social/2020/10/05/glavnoe-delo-zhizni-aleksandra-kalyanova-bylo-taynoy-dlya-shirokoy-publiki.html
  • https://globalmsk.ru/person/id/9454
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.