Бастер Китон

Комедийный актер Китон Бастер: биография с фото

Китон Бастер – знаменитый американский комик, режиссер и продюсер, Великое каменное лицо немого экрана. Известен своими невозмутимыми комическими выражениями, которые блистательно продемонстрированы в сложных сценах.

Как и многие великие актеры немого кино, Бастер оставался неизвестным и невостребованным в течение нескольких лет. Только к концу жизни его деятельность была по праву вознаграждена. Психологически проницательный актер, Китон создал десятки короткометражных фильмов, которые подтверждают, что он был одним из самых талантливых и инновационных художников своего времени.

китон бастер

Бастер Китон: дата рождения и ранние годы

Джозеф Фрэнк Китон родился 4 октября 1895 года в г. Пикуа, штат Канзас, США. Он был старшим из трех детей Джозефа Хэлли Китона и Майры Катлер. Отец был директором бродячей труппы Mohawk Indian Medicine Company, в которой блистательно выступал вместе со своей женой и известным фокусником Гарри Гудини.

По легенде, Китон получил свое прозвище «Бастер», когда ему было 18 месяцев, после падения вниз с лестницы. К счастью, Гарри Гудини успел тогда его подхватить и, обратившись к родителям, сострил, что Джозеф-младший падал, как «настоящий удалец» (buster с англ. «удалец»).

Ранний выход на сцену

Уже в трехлетнем возрасте он начал выступать на представлениях со своими родителями. Во время комедийного акробатического выступления его отец проделывал с ним невероятные трюки (даже опасные бросания). После этого его семья была обвинена американскими властями в жестоком обращении с детьми. Но, как вспоминает сам Китон, он фактически никогда не страдал от падений, поскольку просто играл роль «человека-швабры». Уже тогда Бастеру очень нравилось, что все зрители смеялись над ним.

В столь юном возрасте будущий комик заметил, что, когда он весело подражал своему отцу, аудитория никак не реагировала. Тогда Китон Бастер и придумал использовать свое невозмутимое выражение лица для увеселения публики. Так он стал на путь комедийного актера. Его талант привел семью в Нью-Йорк в 1909 году.

бастер китон лучшие фильмы

Начало карьеры

В 1917 году у его отца Джозефа Китона начались серьезные проблемы с алкоголем, из-за чего семья распалась. Актер Бастер Китон долгое время не появлялся на сцене. Но во время этого перерыва ему была предложена роль в Бродвейском шоу с ошеломительным на то время гонораром – 250 долларов в неделю. Однако случайная встреча с комиком Роско Арбаклом привела к разрыву данного контракта. Его убедили сыграть главную роль в короткометражном фильме «Помощник мясника» (1917 г.).

После этого Бастер заметил, что его невозмутимое выражение лица на пленке смотрится очень хорошо. Единственный раз он засмеялся в фильме Роско «Кони-Айленд» (1917 г.).

Еще в 14 короткометражных лентах своего друга снялся Бастер Китон, лучшие фильмы - «Его брачная ночь» и «Коридорный». Его прекрасная кинокарьера была прервана, когда Бастер в 1918 году поступил на службу в стрелковую дивизию во Франции во время Первой мировой войны.

После возвращения в США в 1919 году он сыграл главные роли еще в нескольких фильмах Роско. Они имели колоссальный коммерческий успех. В 1920 году Бастер Китон – комедийный актер - делает свой первый полнометражный художественный фильм «Балда», где играет вместе с Берти Элстином. Его работа была достойно оценена, благодаря приятным отзывам зрителей. Этот фильм считался основой для дальнейшей карьеры Китона.

бастер китон фильмография

Режиссерская деятельность

В 1920 году Роско Арбакл перестал снимать комедийные фильмы, и Бастер стал новой главой компании, которая принадлежала Джозефу Шенку. Его первые режиссерские усилия не увенчались успехом. Тогда он решил упорно работать как за камерой, так и перед ней. Его партнер Эдди Клайн утверждал, что Китон всегда брал на себя большую часть работы.

Кинокритик Питер Хог писал, что Бастер поражает всех своей идеальной и выразительной работой, а также гармонией между ролями исполнителя и режиссера. Это равновесие вступило в силу с фильмом «Театр» (1921 г.). Он самостоятельно разрабатывал инновационные спецэффекты, что сделало его одним из первых лидеров в этой области. Китон начал использовать движущиеся камеры, в то время как многие из его коллег продолжали пользоваться стационарными.

актер бастер китон

Пик карьеры

31 мая 1921 года Бастер женится на актрисе Натали Толмэдж. У них рождаются два сына – Иосиф и Роберт. Вскоре благодаря великолепным достижениям Бастера и его неоспоримым успехам компания "Комик Филмз" была переименована в "Китон Бастер Продакшнз". Важно отметить, что ему не принадлежала никакая часть акций. Актер стал художественным руководителем проектов, в постановке которых разрабатывал свою собственную рабочую методику, снимая два фильма в год.

В 1923 году он начинает производить только полнометражные фильмы. Бастер Китон делает пародию на известную картину Д. У. Гриффита «Нетерпимость» (1916 г.) под названием «Три века». В 1924 году были сняты два его лучших фильма. Первый – «Шерлок младший», в котором он играет роль мечтательного киномеханика, желающего стать настоящим детективом. В процессе съемок все трюки Китон выполняет самостоятельно. Он даже травмирует себе шею, но обнаружит это только через 10 лет. Второй фильм – «Навигатор»: по сюжету Бастера расстреливают на океанском лайнере.

На пике своей карьеры Китон стал знаменитостью. Его зарплата составила 3500 долларов в неделю. Упорно работая, он смог построить себе особняк за 300000 долларов в Беверли-Хиллз.

фильмы бастер китон

Бастер Китон: фильмография середины 20-х годов

Благодаря интересным сюжетам и гениальной игре, фильмы Бастера продолжают пользоваться большой популярностью. Картины «Семь возможностей» (1925 г.), «На запад» (1925 г.) и «Батлинг Бастер» (1926 г.) имеют колоссальный коммерческий успех. Фильм «Генерал» (1926 г.) о героях Гражданской войны был высмеян многими критиками, однако вскоре его стали считать технически безупречным. Во время съемок Китон потратил 42000 долларов на отправку поезда через горящий мост.

В 1928 году он делает последний фильм с "Китон Бастер Продакшнз" – "Пароход Билл-младший". Он порадовал критиков, но не имел коммерческого успеха.

"Падение вниз"

В 1928 году Джозеф Шенк, владелец "Китон Бастер Продакшнз", продает свои акции компании "Метро-Голдвин-Майер". Китон никогда не обращал особого внимания на деловую сторону киноиндустрии и заплатил за это немалую цену. Он потерял контроль над творческим процессом своих картин. Первый фильм с новыми владельцами был довольно хорош («Кинооператор», 1928 г.), однако последний – «Брак назло» (1929 г.) - стал настоящим провалом в карьере Бастера. Приход «звуковой эры» в кинематографе не сработал в пользу Китона. И в 1933 году компания разрывает контракт с ним.

Из-за неудач в работе он пережил и несколько личных кризисов – развод с Натали Толмэдж, начавшиеся проблемы с алкоголем. Вскоре он женится снова - на медсестре Элизабет Мэй Скривен. Однако этот брак не был долговечным, и в 1935 году он снова разводится.

бастер китон фото

И снова «белая полоса»

После непродолжительного путешествия по Европе Бастер смог побороть свою алкогольную зависимость. В 1937 году он вновь подписывает контракт с "Метро-Голдвин-Майер", но только как сочинитель острот. Ему удается снова поразить всех своим бесподобным талантом.

В 1938 году новым художественным руководителем в компании "Юнайтед Артистс" становится Бастер Китон. Короткометражные комедии, которые были сделаны под его руководством, имели невообразимый успех.

В 1940 году Китон женится в последний раз на танцовщице Элеонор Рут Норрис.

В 1949 году он впервые появляется на телевидении и даже начинает сниматься в рекламных роликах. Бастер даже выступал в таких шоу: "Playhouse-90", "Rut-66" и "Twilight-show". Китон проводит в 1949 году собственные концерты «Бастер Китон Камеди Шоу», а в 1951 году - «Бастер Китон Шоу». Корреспондент "Нью-Йорк Таймс" Кэрин Джеймс писал, что телевизионные выступления Китона были тепло восприняты зрителями. Ему удалось после десятилетней безвестности увековечить свои комические образы, охватывая новую среду.

В середине 50-х годов снова на экранах появляется Бастер Китон. Лучшие фильмы с его участием: «Вокруг света за 80 дней» (1956 г.), «Этот безумный, безумный, безумный мир» (1963 г.), «Войны в итальянском стиле» (1966 г.) и другие.

бастер китон короткометражные комедии

1 февраля 1966 года актер умирает от рака легких в Вудленд Хиллз, Калифорния.

Подводя итоги, стоит отметить, что секрет прочного успеха актера кроется в его изумительном мастерстве и таланте. Мало кто из артистов тоже смог бы так забавно упасть, чтобы все зрители смеялись до слез, либо сделать невозмутимое выражение лица, которое никогда больше не забудешь. Так умел только гениальный Бастер Китон (фото, представленные выше, это подтверждают). И даже через 50 лет после его смерти фильмы с участием Китона кажутся зрителям забавными и актуальными.

Бастер Китон

Бастер Китон – американский актер, известный в мире кинематографа как «комик без улыбки». Популярность артиста на пике карьеры была сравнима с востребованностью Чарли Чаплина. «Каменное лицо» американского немого кино, Бастер Китон развлекал людей без звуков и мимики. Тонкий и проницательный артист заставлял публику плакать от смеха.

Бастер Китон - комик без улыбки

Он был трюкачом, актером, режиссером и настоящим художником эпохи становления кино. Авторству Китона принадлежат фильмы «Шерлок-младший», «Навигатор» и «Генерал». В 1960 году он получил почетный «Оскар» за вклад в развитие кино.

Детство и юность

Настоящее имя комика – Джозеф Фрэнк Китон. Он родился 4 октября 1895 года в американском городе Пикуа в штате Канзас и был первенцем Джозефа Китона и Майры Катлер. Позднее в семье появились еще двое детей.

Бастер Китон в детстве с родителями

Отец владел бродячей труппой под названием Mohawk Indian Medicine Company, где выступал в дуэте с супругой. Он танцевал, выполнял акробатические номера и показывал смешные этюды. Мать играла на музыкальных инструментах, в числе которых был и саксофон, что стало большой редкостью для того времени. С компанией выступал и известнейший фокусник Гарри Гудини.

Любопытно, что именно Гудини, друг семьи, придумал прозвище Бастер. Однажды мальчик упал с лестницы и чудом уцелел, оказавшись подхваченным фокусником. Тот воскликнул: «What a buster!», что означало «Вот это удалец!». С тех пор Китона-младшего звали Бастером.

Бастер Китон в детстве

Его биография с детских лет была полна драматических происшествий: он оказывался в эпицентре пожара, умудрился размозжить сустав на пальце, побывал в железнодорожной аварии, получал травму головы от удара кирпичом и даже попадал в смерч. Удачливости Бастера можно было позавидовать.

Родившись в артистической семье, мальчик не мог избежать сцены. Его дебют состоялся в 3 года. Бастер участвовал в номере под названием «3 Китона» вместе с родителями. Отец бросал его в мать, акробатические трюки завершались падениями и веселили зрителей, потому что мальчик оставался невозмутимым.

Бастер Китон в молодости

Добропорядочные граждане жаловались на жестокое обращение с детьми властям и эксплуатацию труда мальчика, но, судя по воспоминаниям Китона, он не испытывал неприятных ощущений. Ему нравилось, что люди смеются и получают удовольствие от шоу. Со временем Бастер начал копировать отца, который развлекал публику мимикой, но сыну это удавалось хуже. Тогда юноша придумал новый образ: его лицо теперь не выражало ровным счетом ничего, и это возымело эффект.

Фильмы

В 1917 году родители Китона развелись из-за привязанности отца к алкоголю. Бастер перестал появляться на сцене родительского шоу, но сумел получить роль в бродвейской постановке с неслыханным гонораром. Директор платил ему $250 за неделю. Плодотворное сотрудничество прервало знакомство со знаменитым комиком Роско Арбаклом.

Бастер Китон и Роско Арбакл

В то время артиста считали вторым после Чаплина. Он, как и многие, верил в волшебную силу кино. Роско предложил Бастеру участие в короткометражке «Помощник мясника». Лента вышла на экраны в 1917 году и имела успех.

За дебютом последовали еще 14 картин. Начинающуюся карьеру прервал призыв в армию. Во время Первой мировой войны Китон стал служащим стрелковой дивизии и был направлен во Францию. Вернувшись на родину в 1919 году, он вновь стал заниматься любимым делом и сотрудничал с другом. Проекты двух комиков регулярно собирали большую кассу.

Бастер Китон в армии

В 1920-м Бастер решил попробовать силы в режиссуре. Первой работой стал фильм «Балда» с участием Берти Элстина. К тому моменту Арбакл отошел от съемок комедий, поэтому Китон возглавил компанию Джозефа Шенка. Упорство и трудолюбие помогали создавать проекты, приносящие успех.

Бастер с высокой отдачей работал за камерой и перед ней. Критики отмечали выразительность и одинаково тщательную работу в режиссуре и актерском деле. В 1921 году на экраны вышла лента «Театр», в которой Китон продемонстрировал удивительные для того времени спецэффекты. Вопреки традиции, постановщик применил для съемок движущиеся камеры и стал настоящим новатором.

Бастер Китон в фильме «Шерлок-младший»

Следующая лента «Навигатор» произвела фурор. После нее Бастер стал настоящей знаменитостью. Его зарплата возросла до $ 3,5 тыс., и актер приобрел дорогостоящий особняк в Беверли-Хиллз. В 1927-м Китон снял «Генерала», картину о героях Гражданской войны. Этот фильм – яркое воплощение отличительной манеры комика. Он выполняет невероятные трюки с безэмоциональным лицом, завлекая зрителей не сентиментальными приемами, свойственными Чаплину.

Новаторский взгляд на постановку, дух эксперимента, опыты со множественными изображениями и наложением кадров – все это отличало фильмы Бастера Китона. Техническая уникальность давала режиссеру фору перед конкурентами в борьбе за внимание публики. Сцена с отправкой локомотива через горящий мост в «Генерале» обошлась Китону в баснословные $ 42 тыс.

Бастер Китон в фильме «Генерал»

Сотрудничая с «Бастер Китон продакшенз», в 1928 году актер выпускает финальную картину «Пароход Билл-младший». Джозеф Шенк продал акции «Метро Голдвин Майер», и Китон перестал быть художественным руководителем. Тогда же на экраны вышел «Кинооператор», сохранявший присущий режиссуре Бастера стиль, но следующая лента «Брак назло» уже потерпела фиаско.

К этому моменту свет увидели первые звуковые фильмы. Это сыграло против комика. В 1933 году студия разорвала контракт с ним. Постановщик пережил развод и искал утешение в алкоголе. Затем последовало европейское путешествие, после которого он сумел восстановиться. Компания «Метро Голдвин Майер» предложила Китону контракт как автору гэгов. И он вновь удивил всех находчивостью.

Бастер Китон и Чарли Чаплин в фильме «Огни рампы»

В 1938 году Китон стал художественным руководителем студии «Юнайтед Артистс» и выпустил несколько остроумных комедий, вновь имевших большой кассовый успех. Постепенно возобновившаяся популярность шла на спад. В 1949-м режиссер стал работать на телевидении, снимался в рекламе, становился приглашенной звездой нескольких ТВ-шоу. В 1949-1951 годах комик провел концерты «Бастер Китон камеди шоу» и «Бастер Китон шоу». Зритель помнил его и высоко ценил талант актера.

В 1960-е Китон вновь оказался звездой телеэкрана. Его фильмография пополнилась лентами «Вокруг света за 80 дней», «Этот безумный, безумный, безумный мир» и другими.

Личная жизнь

Бастера Китона можно было назвать асоциальным. Популярность его не прельщала, а знакомых он выбирал скрупулезно. Если кому-то доводилось стать приятелем Китона, в адрес нового друга начинались тонкие остроты. Романтические отношения с актрисами Бастер не строил. Его привлекали обычные девушки и короткие интриги. Он слыл бабником и интересовал всех женщин вокруг. Комик был привлекателен, а его тело оставалось в форме благодаря акробатическим трюкам.

Бастер Китон и Натали Толмадж

Бастер любил бейсбол, предпочитал утром горячие питательные завтраки и не любил давать интервью.

В 1921 году, стремясь наладить личную жизнь, Китон женился на юной Натали Толмадж. Скромное бракосочетание положило начало созданию семьи. В ней родились 2 сына: Иосиф и Роберт. Жену, детей и родителей режиссер снял в картине «Наше гостеприимство». Постепенно благополучию в паре пришел конец.

Бастер Китон и Мэй Скривен

После заявления Натали о завершении их интимной жизни Бастер начал изменять. Расставание с супругой завершилось запоем и поспешным браком с медсестрой Мэй Скривен.

Следующий запой не оставлял надежд друзьям актера, вскоре он промотал деньги. К 1934 году пришлось вновь приняться за работу и вернуться к гонорару в $ 100 и обед. Через 2 года Бастер развелся со второй женой.

Бастер Китон и Элеанор Китон

Обстоятельства вынудили его пересмотреть жизненную позицию, отношение к женщинам, актерам и гонорарам. Вечеринки с игрой в бридж стали его единственной радостью. На одной из них Китон познакомился с Элеанор Норрис, которой был 21 год. В 1937-м состоялась их свадьба.

Девушке удалось вернуть актера к жизни. О Китоне вспомнили публика и профессиональное сообщество. Экономность Элеанор и возросший гонорар Бастера позволили им приобрести дом, дружелюбие вернуло общение с сыновьями и появившимися внуками.

Смерть

О том, что актер болен раком легких, он не подозревал до последних дней жизни. Болезнь послужила причиной смерти. Китон продолжал работать до последнего вздоха, а симптомы заболевания принимал за бронхит. Смерть настигла его дома в объятьях жены 1 февраля 1966 года.

Могила Бастера Китона

На память о великом комике и режиссере остались постановочные фото и его кинокартины. Бастер так и не улыбнулся ни в одной ленте за исключением фильма «Кони-Айленд», вышедшего в 1917 году.

Критики до сих пор сравнивают Бастера Китона и Чарли Чаплина, анализируя их партнерство в дуэте «Пианист и скрипач», фильмах «Огни рампы», «Ужимки гольфа», «Звезды перед глазами». Их связывали негласное соревнование, теплые приятельские отношения и большой след в кинематографе, оставленный актерскими и режиссерскими работами.

Фильмография

  • 1917 – «Помощник мясника»
  • 1920 – «Пугало»
  • 1920 – «Одна неделя»
  • 1922 – «Морозный север»
  • 1924 – «Навигатор»
  • 1924 – «Шерлок-младший»
  • 1927 – «Генерал»
  • 1928 – «Пароход Билл-младший»
  • 1928 – «Кинооператор»
  • 1952 – «Огни рампы»
  • 1956 – «Вокруг света за 80 дней»
  • 1963 – «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир»

Китон Бастер биография, новости, фото

Бастер Китон ✦ Buster Keaton

Поиск по сайту
Навигатор

Бастер Китон ✦ Buster Keaton

Поиск по сайту

Детство в водевиле

Бастер Китон появился на свет 4 октября 1895 года в маленьком городке Пиква (штат Канзас) в семье бродячих артистов - Джозефа Хейли Китона и Майры Эдит Китон (Катлер), когда они остановились там с палаточным «медицинским шоу», продававшим зрелища и "индейские" лекарства от всех болезней. Отец Бастера был комиком, танцором и акробатом, исполнявшим трюки со столом, а мать с юных лет играла на нескольких музыкальных инструментах и стала одной из первых в Америке женщин-саксофонисток.


Родители Бастера до его рождения

При рождении малыша назвали Джозеф Фрэнк. "Бастером" он стал в возрасте примерно полутора лет, когда скатился с лестницы отеля провинциального городка, не поранившись. Знакомый Китонов, комедиант Джордж Парди, увидев это, якобы воскликнул нечто вроде «What a buster!» Это очень многозначное слово тут можно перевести как «падение» или «нечто изумительное», и оно так понравилось Джо Китону, что раз и навсегда стало мальчику именем. В начале 1921 года, на старте своей звездной карьеры в кино, Бастер заменил неизвестного "крестного" Парди в этой истории на знаменитого иллюзиониста Гарри Гудини, бывшего другом Китонов с тех пор, когда он выступал вместе с ними в палаточных шоу, еще до рождения "крестника".

Родители Бастера до его рождения

При рождении малыша назвали Джозеф Фрэнк. "Бастером" он стал в возрасте примерно полутора лет, когда скатился с лестницы отеля провинцильного городка, не поранившись. Знакомый Китонов, комедиант Джордж Парди, увидев это, якобы воскликнул нечто вроде «What a buster!» Это очень многозначное слово тут можно перевести как «падение» или «нечто изумительное», и оно так понравилось Джо Китону, что раз и навсегда стало мальчику именем. В начале 1921 года, на старте своей звездной карьеры в кино, Бастер заменил неизвестного "крестного" Парди в этой истории на знаменитого иллюзиониста Гарри Гудини, бывшего другом Китонов с тех пор, когда он выступал вместе с ними в палаточных шоу, еще до рождения "крестника".

Во время выступлений следить за неугомонным малышом, рано научившимся ходить и говорить, частенько было некому. В три года, оставшись без присмотра, Бастер лишился фаланги правого указательного пальца, из любопытства сунув его в шестерни сушилки для белья. По легенде, примерно тогда же его, как Элли с Тотошкой, унес ураган — вытащил из окна второго этажа, перенес через два квартала и невредимым опустил на землю. Родителям приходилось постоянно держать сына при себе, за кулисами, так что и на сцене он оказался очень рано. Майра сделала Бастеру костюм для выступлений — копию "ирландского" костюма его отца, с такими же огромными ботинками, мешковатыми брюками, "лысым" париком и рыжими бакенбардами, и в три года он уже с успехом развлекал публику танцами и фокусами с монетками в летних парках и палаточных представлениях. Однако, путь к славе маленькому вундеркинду преграждало общество Джерри, которое тогда боролось за права детей и запрещало эксплуатировать их на сцене.

Без Бастера номер Джо и Майры особым спросом не пользовался, и Китоны безуспешно стремились попасть в мир большого водевиля, пока удача не улыбнулась им в октябре 1900 года. Тогда владелец крупного театра «Страна чудес» в Вилмингтоне, несмотря на риск преследования, решился выпустить Бастера, которому только что исполнилось пять, на свою сцену. Это стало его первым оплаченным выступлением - малыш получил целых $10 (около $300 на современные деньги), и официальным началом его профессиональной карьеры. Вскоре представление «Трех Китонов» прославилось, а Бастер стал его ключевым элементом, звездой и главным кормильцем семьи.


Бастер в сценическом и повседневном наряде, 1903

В марте 1901 года он впервые выступил в Нью-Йорке. Для того, чтобы избежать гонений Общества Джерри, управляющий тамошнего театра предложил Джо повысить возраст сына — теперь ему было не пять лет, а семь. Джо писал в Общество письма, уведомляющие, что на сцене его сын не делает ничего запрещенного (не поет, не танцует, не занимается акробатикой и так далее), а только участвует в комических диалогах.

Бастер в сценическом и повседневном наряде, 1903

В марте 1901 года он впервые выступил в Нью-Йорке. Для того, чтобы избежать гонений Общества Джерри, управляющий тамошнего театра предложил Джо повысить возраст сына — теперь ему было не пять лет, а семь. Джо писал в Общество письма, уведомляющие, что на сцене его сын не делает ничего запрещенного (не поет, не танцует, не занимается акробатикой и так далее), а только участвует в комических диалогах.

На самом деле представление вместе с импровизированными диалогами, пением, танцами и пародиями на соседей по афише, включало немало опасной акробатики: отец швырял Бастера по сцене, в декорации и даже публику, для чего в его куртку вшили специальную ручку. Бастер, очень гордившийся своим умением терпеть, казалось, не испытывал боли, и вскоре получил прозвище «Мальчик, который не может пораниться». Чтобы он казался старше, Бастера одевали в сшитую на заказ миниатюрную взрослую одежду, у него были свои золотые часы, трость и именной чемодан, так что в некоторых штатах его якобы даже удавалось выдать за взрослого карлика.


Бастер на обложке New York Clipper, 8 апреля 1905

К середине 1900-х Бастер стал настоящим принцем водевиля. Вместо «Трех Китонов» в афишах часто значилось «Бастер и его ассистенты, Джо и Майра», пресса называла его "великим Бастером", "его маленьким высочеством" и "лучшим ребенком-артистом в мире". Он активно участвовал в постановке номеров и сам придумывал себе материал. Его фотографии публиковали на обложках крупнейших театральных изданий, у него брали интервью, его костюмы продавались для карнавалов, а в шутливом списке «12 величайших детей» он конкурировал только с сыном президента Рузвельта, китайским императором Пу И и вымышленными персонажами вроде Оливера Твиста.

Бастер на обложке New York Clipper, 8 апреля 1905

К середине 1900-х Бастер стал настоящим принцем водевиля. Вместо «Трех Китонов» в афишах часто значилось «Бастер и его ассистенты, Джо и Майра», пресса называла его "великим Бастером", "его маленьким высочеством" и "лучшим ребенком-артистом в мире". Он активно участвовал в постановке номеров и сам придумывал себе материал. Его фотографии публиковали на обложках крупнейших театральных изданий, у него брали интервью, его костюмы продавались для карнавалов, а в шутливом списке «12 величайших детей» он конкурировал только с сыном президента Рузвельта, китайским императором Пу И и вымышленными персонажами вроде Оливера Твиста.

В 10 лет он владел собственным пони с повозкой, а в 13 купил себе на свои деньги первый — детский, но вполне настоящий — автомобиль, редкую и по тем временам очень дорогую ($250, или около $8000 на современные деньги) игрушку. К этому времени Бастер прекратил улыбаться во время выступлений — отсутствие улыбки стало фирменным элементом его образа, который он тщательно охранял, в том числе и за сценой, до конца своих дней.

Бастер с младшим братом в собственной машине, 1910

Из-за постоянных гастролей по стране, Бастер остался без школьного образования. Единственная попытка отвести его в школу во время пребывания в Нью-Джерси провалилась: по его собственным воспоминаниям, он весьма успешно выступил с остротами перед новыми одноклассниками прямо во время урока, однако, после этого Китонов попросили сына в школу больше не приводить. Чтению, письму и счету его сначала учила мама, а позже родители нанимали ему учителей, которые путешествовали вместе с Китонами, занимаясь с Бастером по утрам, до выступлений. Все детство Бастер редко общался со сверстниками — детей в водевиле было не так уж много, а местная детвора там, где Китоны останавливались, часто воспринимала его как удивительную диковинку, а не как равного.

Пять Китонов, 1907

Ответственность Бастера с каждым годом росла - с 12 лет он стал "менеджером" семейного шоу, отвечавшим за бронирование отелей и покупку железнодорожных билетов, а заодно и нянькой: в 1904 году у него родился брат Гарри, а в 1906 — сестра Луиза. Джо Китон пытался привлечь к выступлениям и их, но младшие дети не проявляли исключительных талантов своего брата, а Общество Джерри ничуть не утратило бдительности, так в конце концов отец отказался от этой идеи. Осенью 1906 года, пока Майра временно не могла выступать, Бастер попробовал свои силы в драме, сыграв серьезные главные роли в спектаклях Дорожной Компании Фенберга — «Маленький Лорд Фаунтлерой» и «Ист-Линн».
В 1908 году, после долгих лет странствий по поездам и отелям, Китоны обрели свой первый почти настоящий дом — летний коттедж в Маскигоне, штат Мичиган, где под предводительством отца Бастера, Джо, водевильные актеры основали поселок Блаффтон. Год за годом Китоны проводил там летний отпуск, после единодушно вспоминая эти каникулы как самое лучшее время в жизни. В Маскигоне Бастер увлекся бейсболом, лодками и изобретательством, оснащая замысловатой механической автоматизацией как собственное жилище, так и дома соседей.


«Три Китона», 1916

Следующие несколько лет «Три Китона» выступали с таким успехом, что в 1913-м году газетный магнат Уильям Рэндольф Херст предложил им сниматься в экранизации популярных комиксов Джорджа МакМануса «Воспитывая папочку». Увы, Джо Китон, презиравший кинематограф как низкопробное развлечение, от предложения наотрез отказался, а вскоре дела у Китонов пошли на спад. Джо, и так отличавшийся непростым характером, впав в кризис среднего возраста, пристрастился к алкоголю и стал срываться на жене и подросшем сыне. Сценические потасовки Бастера с отцом из шуточных превратились в реальные, которые, тем не менее, все еще должны были комично выглядеть, чтобы публика ничего не заметила.

«Три Китона», 1916

Следующие несколько лет «Три Китона» выступали с таким успехом, что в 1913-м году газетный магнат Уильям Рэндольф Херст предложил им сниматься в экранизации популярных комиксов Джорджа МакМануса «Воспитывая папочку». Увы, Джо Китон, презиравший кинематограф как низкопробное развлечение, от предложения наотрез отказался, а вскоре дела у Китонов пошли на спад. Джо, и так отличавшийся непростым характером, впав в кризис среднего возраста, пристрастился к алкоголю и стал срываться на жене и подросшем сыне. Сценические потасовки Бастера с отцом из шуточных превратились в реальные, которые, тем не менее, все еще должны были комично выглядеть, чтобы публика ничего не заметила.

В конце концов, в апреле 1916 года Джо поссорился с управляющим крупнейшего театра в Нью-Йорке, и Китоны были изгнаны из центра в провинцию. 8 января 1917 года, по инициативе Майры, они с Бастером тайно сбежали от отца в Лос-Анджелесе прямо перед началом недели запланированных выступлений, и уехали к родне в Детройт. Оттуда Бастер вскоре отправился в Нью-Йорк, на поиски новой работы. С водевилем было покончено, хотя сам он этого еще не понял.

Источники:

  • https://fb.ru/article/267858/komediynyiy-akter-kiton-baster-biografiya-s-foto
  • https://24smi.org/celebrity/81099-baster-kiton.html
  • https://busterkeaton.ru/bio
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.