Клод Дебюсси
Биография Клода Дебюсси
Клод Дебюсси (фр. Achille-Claude Debussy, 1862-1918) — известный французский композитор, один из ярчайших представителей импрессионизма. Его произведения отличаются необыкновенным музыкальным изяществом, поэтичностью, изысканностью музыкальных образов.
Дебюсси нередко называют отцом музыки XX века за способность по-новому передавать звучание каждого аккорда и тональности. Музыкальный талант Дебюсси был настолько широк, что позволял проявить себя в качестве прекрасного исполнителя, дирижера и музыкального критика.
Ранняя биография
Под ее руководством мальчик проявлял невероятные успехи и в 11-летнем возрасте был зачислен в Парижскую консерваторию. Здесь юное дарование проходило обучение у светил французской музыкальной сцены А. Ф. Мармонтеля, А. Лавиньяка и Э. Гиро. Клод учился очень прилежно и старательно, но особенно ничем не выделялся. Будучи студентом, Дебюсси в течение нескольких лет подрабатывал в летний сезон у пианистки Н. Фон Мекк, а также обучал музыке ее детей. Благодаря этому он побывал в России и даже проникся расположением к сочинениям композиторов «Могучей кучки».
Первый взлет
К завершению долгого 11-летнего обучения Клод представил свою дипломную работу — кантату «Блудный сын», написанную на библейский сюжет. Позднее он был награжден за нее Большой Римской премией. Ее создание было навеяно личным обращением автора к Богу. После исполнения произведения в стенах консерватории Ш. Гено назвал 22-летнего Клода гением. Последующие несколько лет Дебюсси как лауреат премии провел в Италии на вилле Медичи. По условиям контракта он должен был заниматься музыкальным творчеством, но композитора постоянно мучили глубокие внутренние противоречия. Находясь под колпаком академических традиций, Клод стремился найти свой музыкальный язык и стиль. Это вызывало многочисленные конфликты и даже споры с преподавателями.
В результате итальянский период не стал самым запоминающимся в творчестве Дебюсси, хотя именно здесь он начал работать над поэмой для голоса с оркестром «Дева-избранница». В этом произведении проявились первые черты собственного музыкального стиля композитора. В дальнейшем на творческое становление Дебюсси оказали большое влияние посещенные им вагнеровские торжества и Парижская всемирная выставка, где он познакомился со звуком яванского гамелана и попал под сильное впечатление от сочинений М. Мусоргского. Кроме того, Клод увлекся творчеством французского поэта-символиста С. Маларме и нередко посещал его кружки. Находясь в этой среде и общаясь со многими поэтами, Дебюсси взял их стихи за основу ряда своих произведений — «Бельгийские пейзажи», «Лунный свет», Мандолина», «Пять поэм» и других.
Время музыкальных экспериментов
В 1890 году композитор взялся за написание оперы «Родриг и Химена», однако завершить ее так и не смог. Главная причина — у него нередко заканчивалось вдохновение, и найти в себе силы вернуться к начатому он так и не смог. В 1894 году Клод пишет наиболее известное свое произведение — «Послеполуденный отдых фавна». Эта прелюдия для большого оркестра создана на основе поэмы С. Маларме, написанной по мотивам мифологического сюжета. Через некоторое время эта музыка вдохновила С. Дягилева поставить балет, хореографией которого занимался сам В. Нежинский. Еще не завершив предыдущее произведение, Дебюсси принялся за написание трех «Ноктюрнов» для симфонического оркестра. Впервые они были исполнены в декабре 1900 года в Париже. Правда, тогда прозвучали только две части «Облака» и «Празднества», а третий «Ноктюрн» под названием «Сирены» был представлен только через год.
Сам автор пояснял, что «Облака» олицетворяли образ неподвижного неба с медленно плывущими облаками. «Празднества» демонстрировали танцующий ритм атмосферы, сопровождающийся вспышками яркого света, а в «Сиренах» представлен образ моря, где посреди освещенных луною волн заливается смехом и исчезает загадочное пение сирен. В этом произведении отчетливо проявилось стремление автора воплотить в музыке жизненно-реальные образы. «Музыка — как раз то искусство, которое ближе всего к природе», — утверждал Дебюсси.
В 90-е годы XIX века композитор создает единственную завершенную до конца оперу «Пеллас и Мелизанда». Она была показана в Париже в 1902 году и имела неплохой успех у публики, хотя критики выражали довольно негативные оценки. Автору удалось добиться удачного сочетания психологической утонченности музыки с вдохновленной поэзией, что позволило задать новое настроение музыкального выражения. В 1903 году появляется музыкальный цикл «Эстампы», в которых автор попытался синтезировать музыкальные стили различных культур мира.
Период высшего творческого подъема
Начало XX века стало самым плодотворным временем в творчестве Дебюсси. Он постепенно покидает плен символизма и уходит в жанр бытовых сцен и музыкальных портретов. В 1903-1905 годах Клод пишет крупнейшее из своих симфонических сочинений — «Море». Он задумал написать это произведение по мотивам глубоких личных впечатлений, полученных от наблюдения за огромной водной стихией. Кроме того, на него вновь оказали влияние художники-импрессионисты и японский мастер ксилографических пейзажей Хокусаи. «Море относилось ко мне хорошо», — однажды произнес Дебюсси.
Масштабное сочинение состоит из трех частей. Первая «От зари до полудня на море» начинается неторопливо, но затем начинают перекликаться деревянные инструменты, и появляется движение морских волн. Далее в «Игре волн» сохраняется радужное настроение, подчеркнутое оркестровыми эффектами и звонкими колокольчиками. В третьей части «Диалог ветра и моря» море показано совсем иным — бурным и грозным, его облик дополняют драматические образы, обозначающие мрачное и тревожное настроение.
Имя Дебюсси неразделимо с фортепианной музыкой. Он не только прекрасно сочинял, но и был блестящим пианистом и даже выступал в роли дирижера. Известная пианистка М. Лонг сравнивала игру Клода с манерой Ф. Шопена, в которой угадывалась плавность исполнения, а также полнота и густота звука. Нередко именно в этой воздушности он и искал вдохновение, находясь в долгих колористических поисках.
Также композитор пытался нащупать прочную связь с национальными музыкальными истоками. Подтверждением этому стала серия фортепианных произведений «Сады под дождем», «Вечер в Гранаде», «Остров радости».
Начало прошлого века было ознаменовано поиском новых нетрадиционных средств музыкальной выразительности. Многие авторы были убеждены, что классические и романтические формы бесперспективны исчерпали себя. Пытаясь обнаружить новые средства, композиторы стали все чаще обращаться к истокам неевропейской музыки. Среди жанров, привлекших пристальное внимание Дебюсси, оказался джаз. Именно с его подачи это музыкальное направление стало очень популярно в Старом свете.
Поздний творческий период
Несмотря на начавшуюся тяжелую болезнь, это время запомнилось активнейшей композиторской и исполнительской деятельностью Дебюсси. Он участвует в концертных поездках по Европе и России, где был принят с большими почестями и размахом. Клод лично встречался с рядом российских музыкантов, отчего стал испытывать еще больший пиетет к русской музыке.
Автор вновь обращается к фортепианному творчеству. В 1908 году он закончил сюиту «Детский уголок», которую посвятил собственной дочери. В этом произведении Клод попытался представить с помощью музыки мир глазами ребенка, используя узнаваемые образы — игрушечного слона, куклы, маленького пастуха. В 1910 и 1913 годах были созданы тетради прелюдий, где слушателю полностью открывается образный мир Дебюсси. В «Дельфийских танцовщицах» Клод сумел найти уникальное сочетание строгости античного храма и обрядовой языческой чувственности, а в «Затонувшем соборе» отчетливо перекликаются мотивы старинной легенды.
В 1913 году Дебюсси удалось выразить свою любовь к балетному искусству. Он написал музыку к балету «Игры», который труппа С. Дягилева представила в Лондоне и Париже. В годы Первой мировой творческая активность автора пошла на спад, его охватывают глубокие патриотические чувства. Он поставил перед собой задачу воспеть красоту в пику масштабным разрушениям войны. Эта тема прослеживается в ряде произведений — «Ода Франции», «Героическая колыбельная», «Рождество детей, лишенных крова». В 1915 году он решил создать Двенадцать этюдов в память о Ф. Шопене, но закончить их до конца не сумел.
Клод был чрезвычайно подавлен всем происходящим в стране. Ужас войны, кровь и разрушения вызывали глубокую душевную тревогу. Усиливала тяжкое восприятие действительности тяжелая болезнь, поразившая композитора в 1915 году. Однако до своих последних дней Дебюсси был верен музыке и не прекращал творческих исканий. Композитор скончался в Париже 26 марта 1918 года во время бомбардировки города немецкими войсками.
Личная жизнь
Знаменитый французский музыкант вел активную личную жизнь, но женат был лишь дважды. Первой его супругой стала Лили Тескье, брак с которой был заключен в 1899 году. Их союз продлился всего пять лет. Новой пассией Дебюсси станет обольстительная мадам Бардак, с сыном которой Клод занимался композицией. Спустя некоторое время у пары родилась дочь Эмме.
Клод Дебюсси
Клод Дебюсси был одним из самых неоднозначных французских композиторов конца 19 – начала 20 веков. Член общества «художественных изгоев», не признававший классических традиций, стал автором целого ряда новаторских произведений и был признан главным представителем музыкальной ветви европейского импрессионизма.
Детство и юность
Ашиль Клод Дебюсси родился на северо-западной окраине Парижа 22 августа 1862 года и был старшим из 5 детей Мануэля-Ахилла Дебюсси и его жены Викторины Манури. До 1870 года семья будущего композитора жила во французской столице, а потом переехала в Канны, в дом родственницы по материнской линии. Там маленького Клода начали обучать игре на фортепиано под присмотром итальянского музыканта Жана Черутти.
Дебюсси оказался талантливым учеником и в юном возрасте поступил в Парижскую консерваторию, где в течение 11 лет изучал технику игры на клавишных инструментах, сольфеджио, композицию, историю и теорию музыки. В 1874 году Клод получил премию за исполнение концерта Шопена и заслужил репутацию прекрасного пианиста.
Во время летних каникул 1879 года Дебюсси развлекал гостей замка Шенонсо и быстро пристрастился к роскоши. Через год в поисках красивой жизни юноша устроился музыкантом и преподавателем в дом покровительницы Петра Ильича Чайковского, Надежды фон Мекк, и 2 лета путешествовал по Франции, Швейцарии, Италии и России. К 1882 году Клод сочинил миниатюры "Ballade à la lune", "Madrid, princesse des Espagnes" и фортепианное «Трио соль мажор».
В консерватории Дебюсси неоднократно вызывал гнев преподавателей, нарушая классические каноны композиции. Тем не менее, в 1884 году он получил престижную «Римскую премию» за кантату «L'enfant prodigue» и продолжил обучение в Италии. Местная музыка не вдохновляла Клода, предпочитавшего воплощать собственные творческие идеи, не попадая под влияние знаменитых коллег.
Именно поэтому произведения итальянского периода жизни Дебюсси, согласно учебному контракту представленные в консерваторию, педагоги сочли причудливыми, витиеватыми и непонятными. Вернувшись в Париж, Клод ненадолго потерял «музыкальную свободу», попав под влияние чувственных мелодий Рихарда Вагнера, но вскоре понял, что у творчества прославленного немца нет будущего.
Музыка
Ранние произведения Дебюсси несколько раз исполнялись на публике, но не принесли ему громкого успеха и популярности. Несмотря на это, коллеги-композиторы признали талант молодого автора и в 1893 году приняли его в комитет Национального музыкального общества, где Клод представил только что сочиненный «Струнный квартет», который впоследствии оказал влияние на музыку Мориса Равеля.
В том же году произошло событие, имевшее ключевое значение для творческой биографии Дебюсси. Композитор посетил премьеру спектакля по пьесе Мориса Метерлинка "Пеллеас и Мелизанда" и решил, что эта постановка должна переродиться в оперном жанре. Вскоре Дебюсси получил согласие бельгийского автора на музыкальную адаптацию произведения и, не теряя времени, принялся за работу.
Основные наброски будущей оперы композитор завершил в декабре 1894 года. Тогда же в Национальном музыкальном обществе была представлена симфоническая поэма-прелюдия Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна», которая получила публичное признание.
В 1890 году Мари разорвала отношения с Дебюсси и вернулась к супругу. От любви композитора остались 27 песен, посвященные прекрасной исполнительнице, последней из которых стала лирическая композиция «Мандолина».
Вскоре после расставания с мадам Васнье Клод познакомился с дочерью портного из Лизье, которую звали Габриель Дюпон. Через 3 года после начала отношений Клод и Габи начали совместную жизнь в Париже. В то же время Дебюсси завел роман с певицей Терезой Роже и в 1894 году официально предложил ей руку и сердце. Друзья и знакомые осудили легкомысленное поведение композитора и поспособствовали расторжению этой помолвки.
Спустя 5 лет Клод, наконец, женился на своей подруге Мари-Розали Текстье по прозвищу Лилли. Интересен тот факт, что согласие невесты композитор получил под угрозой самоубийства. Молодая супруга была ласковой, практичной и прямолинейной, она очень понравилась людям, окружавшим Дебюсси.
Однако Лилли не блистала умом и совершенно не понимала музыку, поэтому Клод, жаждущий возвышенных отношений, отправил супругу к родителям и начал роман с замужней певицей Эммой Бардак. Законная жена композитора узнала об измене и попыталась покончить с собой. Этот поступок привел к публичному скандалу, который лишил Дебюсси поддержки и уважения коллег и друзей.
В 1905 году беременная любовница Клода ушла от мужа, и пара укрылась от общественного мнения в Лондоне. Когда разговоры утихли, влюбленные вернулись во Францию и купили дом в Париже на авеню Фош, где вскоре родилась единственная дочь композитора, получившая имя Эмма и ласковое прозвище Шушу. Спустя 3 года после появления ребенка Бардак и Дебюсси поженились и провели вместе остаток жизни.
До сих пор неизвестно, любил ли Дебюсси кого-нибудь по-настоящему. Одержимый музыкой, он совершенно не думал о собственной личной жизни. Можно предположить, что композитор испытывал теплые чувства к дочери, ставшей объектом многочисленных фото, обнаруженных в архиве знаменитого француза.
Смерть
В 1908 году Дебюсси поставили диагноз – колоректальный рак, впоследствии ставший причиной смерти композитора, который 10 лет провел в борьбе со страшными болями. В 1915-м врачи прооперировали Клода, но результатом было лишь временное улучшение.
Когда болезнь отступала, знаменитый француз продолжал сочинять музыку и выступать с концертами, в последний раз его видели в обществе на премьере «Сонаты для скрипки и фортепиано» 14 сентября 1917 года.
В начале 1918-го Клод оказался прикованным к постели и жил только благодаря заботам жены Эммы и дочери Шушу. Лечение больше не помогало, и 25 марта 1918 года Дебюсси умер в Париже, в собственном доме на авеню Фош.
События Первой мировой войны помешали организовать торжественные похороны. Тело композитора пронесли по пустым столичным улицам и временно погребли на кладбище Пер-Лашез. Это место противоречило последней воле покойного, который хотел «отдохнуть среди деревьев и птиц», поэтому через год гроб Дебюсси перенесли на тихий погост на правом берегу Сены, неподалеку от Булонского леса.
Музыкальные произведения
- 1882 – Сюита «Триумф Вакха»
- 1882 – Ноктюрн и скерцо для скрипки и фортепиано
- 1887 – Сюита «Весна»
- 1891 – Прелюдия «Послеполуденный отдых фавна»
- 1893-1895 – Опера «Пеллеас и Мелизанда»
- 1994 – «Образы»
- 1906-1908 – Сюита «Детский уголок»
- 1910 – Прелюдии (Тетрадь 1)
- 1911-1913 – Прелюдии (Тетрадь 2)
- 1914 – «Героическая колыбельная»
- 1916-1917 – Соната для скрипки и фортепиано
Биография Клода Дебюсси
Французский композитор — импрессионист, более всего известный по опере «Пеллеас и Мелизанда».
Отец: Мануэль-Ашиль Дебюсси
Мать: Викторина Манури Дебюсси
Дети: Клод-Эмма Дебюсси
Дата смерти: 25 марта 1918 г.
Умер в возрасте: 55 лет
Место смерти: Париж, Франция
Учился в: Парижской Высшей национальной консерватории музыки и танца
Город: Сен-Жермен-ан-Ле, Франция.
Ашиль — Клод Дебюсси — известный французский композитор, считавшийся, так же как и Морис Равель, одним из самых видных деятелей музыкального импрессионизма. В 1903 г. он был удостоен Ордена Почётного легиона за вклад в развитие музыкальной культуры. Его категорически не устраивала существовавшая на то время система созвучий и тональностей, и он положил начало новому этапу в развитии современной Западной музыки.
Поскольку при сочинении музыкальных произведений Дебюсси не ограничивался одним ладом и регистром, в используемых им приемах присутствует лишь небольшая доля логики, и нет ни определенного ритма, ни темпа. К созданию именно такого типа музыки Дебюсси побудило распространенное тогда течение «символизм», а его произведения относят к жанру импрессионизма в классической музыке, сходного с направлением в изобразительном искусстве.
Работы Дебюсси — музыкальное выражение всех происходивших в его биографии радостей и горестей. Неудачные любовные романы, постоянно выводившие его из равновесия, находили зеркальное отражение в его произведениях. Его знаменитые произведения, включая такие революционные работы, как «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна» и «Пеллеас и Мелизанда», а также многие другие в большой степени повлияли почти на каждого композитора 20-го века.
Детство и юность
Биография Клода Дебюсси начинается 22 августа 1862 г.(дата рождения) в Сен-Жермен-ан-Ле, во Франции. На момент его рождения его отец, Мануэль-Ашиль Дебюсси, был владельцем посудной лавки, а его мать, Викторина Манури Дебюсси, работала швеей. Клод был старшим из пятерых детей в семье. У него была сестра Адел — Клементина и три младших брата: Эмманиуэль, Альфред и Эжен-Октав, умерший от менингита в возрасте четырех лет.
В 1864 г., когда Адел — Клементине был годик, бизнес отца развалился, и им пришлось переехать в Париж. Некоторое время семья жила у бабушки Клода, Эдми Манури. А в 1868 г., когда Мануэль Дебюсси был принят на работу в типографию Поля Дюпонта, семья сняла собственное жилье в доме номер 69 на Рю Сент-Оноре, находившемся недалеко от его работы. Однако, неудачи продолжали преследовать семью Дебюсси.
В 1870 г., с началом Франко-прусской войны, Викторина Манури перевезла детей в Канны, к своей свояченице Клементине. Клементина сумела разглядеть потенциал Клода, и наняла ему учителя игры на фортепиано, итальянского скрипача, Жана Черутти. Вскоре после начала его занятий семья поняла, что Клод станет музыкантом. Оставшись один в Париже, Мануэль Дебюсси в 1871 г. вступил в ряды Национальной Гвардии, и соответственно, принял участие в Восстании Парижской Коммуны.
После поражения восставших, он был заключен под стражу, где и познакомился с композитором Шарлем де Сиври. Тот предложил Клоду брать уроки игры на фортепиано у его матери, Антуанэтты Моте. В середине 1871 г. Викторина Манури Дебюсси вернулась с детьми в Париж, поселившись в квартирке на Рю Пигаль. Клод начал брать уроки у мадам Моте. В отличие от своих братьев, Клод не посещал школу.
Парижская консерватория
В октябре 1872 г., год проучившись у мадам Моте, Клод Дебюсси успешно сдал вступительные экзамены в Парижскую консерваторию. Он начал с уроков игры на фортепиано с Антуаном Мармонтелем трижды в неделю, и проучился в консерватории одиннадцать лет, одновременно посещая уроки сольфеджио Александра Жака Альбера Лавиньяка.
Сначала Клод Дебюсси не был прилежным учеником, и постоянно опаздывал на занятия. Но через год Мармонтелю все — таки удалось дисциплинировать его. 13 января 1874 г. Мармонтел написал в ученической характеристике Дебюсси: «Великолепный ребенок с характером настоящего музыканта; непременно станет выдающимся музыкантом; его ждет великое будущее».
16 января 1876 г. Дебюсси впервые выступил на сцене, аккомпанируя певице Леонтине Мендес, на концерте, организованном ансамблем местного сообщества в Шони (Эна). Он, должно быть, произвел хорошее впечатление, так как Клода пригласили выступить и на втором концерте 18 марта в том же месте. В июне 1876 г. он получил первую премию по сольфеджио.
Не смотря на то, что Дебюсси успешно сдавал экзамены по фортепиано, вторую премию по специальности он смог получить только 23 июля 1877 г. Затем с 27 ноября 1877 г., он начал посещать уроки гармонии Эмиля Дюрана. В июне 1879 г. Дюран писал о Клоде, что «что касается уроков гармонии, он был невероятно способным ребенком, но его подводила его невнимательность», и соответственно, награды снова от него ускользали. Но несмотря на это, Клод все же был у учителей на хорошем счету.
В 1879 г. Мармонтель устроил Клода на летнюю стажировку к Маргерит Уилсон Пелуз, страстной поклоннице произведений Флобера и Вагнера. Во время нахождения с ней в Замке Шенонсо в Вале де ла Луар, молодой Дебюсси понял, что его призвание — композиторская деятельность, и отодвинул игру на фортепиано на второй план. Согласно правилам, для того, чтобы поступить в класс композиции, необходимо получить первую премию по одному из теоретических предметов.
Поэтому, по возвращении в консерваторию, в октябре 1879 г. Дебюсси поступает в класс аккомпанирования Огюста Базиля. Получив первую премию, в 1880 г., в декабре он поступает в класс композиции Эрнеста Гиро. А в июле Мармонтель устроил его еще на одну летнюю стажировку, на этот раз к мадам Надежде фон Мекк. С ней он посетил такие места, как Интерлакен, Аркашон, Ница, Генуя, Неаполь и Флоренция, расширив тем самым свой кругозор.
Продолжая обучение в консерватории, Дебюсси путешествовал вместе с фон Мекк. В 1881 г. и 1882 г. они посетили Россию. Одновременно он начал давать частные уроки, а также написал некоторое количество песен, многие из которых были посвящены Мари — Бланш Васнье, в которую Клод был влюблен.
Начало карьеры
В 1884 г. Клод Дебюсси получил Римскую премию за кантату «Блудный сын», либретто к которой было написано Эдуардом Гинаном, выиграв также стипендию в Академии изящных искусств. Согласно условиям контракта, Дебюсси должен был проживать на Вилле Медичи, Французской академии в Риме в течение пяти лет. 28 января 1885 г. он переехал в Рим. Сначала Клоду показалось, что обстановка на Вилле Медичи слишком угнетающая, чтобы сочинять музыку.
Но постепенно он завел друзей и тогда начал вести композиторскую деятельность. Дебюсси также начал изучать музыку Рихарда Вагнера, уделяя особое внимание его опере «Тристан и Изольда». Вскоре он становится большим поклонником творчества Вагнера, однако, Клоду не нравился его вывернутый наружу эмоциональный подход. Дебюсси периодически оформлял академический отпуск и приезжал в Париж, и в итоге 2 марта 1887 г., надолго оставил Рим.
Вернувшись в Париж, он поселился в доме у родителей, и с удовольствием проводил время со своим младшим братом Эмманиуэлем. Продолжая сочинять музыку, Клод Дебюсси часто посещал такие кафе как «У Пуссе», «У Томмена» и кафе «Коровья кожа», где он мог пообщаться с другими музыкантами. Он также много путешествовал заграницу, и побывал в Байроте, Риме, Бретани.
Во время посещения Всемирной выставки в 1889 г. он познакомился с Яванским гамеланом, музыкальным ансамблем, состоящим из множества колокольчиков, звенящих чаш, ксилофонов и металлофонов, иногда сопровождаемые голосом. Позднее Дебюсси внедрил Яванский гамелан в свой стиль, тем самым создав новое музыкальное направление.
Одними из основных работ этого раннего периода стали «Забытые песни» (1888 г.), «Prélude à l’après-midi d’un faune» (Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна (1892 г.), «Струнный квартет» (1893 г.), «Благословенный Дамозель» (1893 г.). Не смотря на то, что эти произведения несомненно являются шедеврами, они были не такими зрелыми, как его последующие работы.
Зрелые работы
Весной 1893 г., Дебюсси приобрел копию «Пеллеаса и Мелизанды» и начал ее читать, намереваясь поставить по ней оперу. И хотя закончил он ее в августе 1895 г., он не стал сразу выпускать ее в свет, постоянно совершенствуя ее, параллельно сочиняя другие произведения. В сентябре 1895 г. известный драматург и издатель музыкальной литературы Жорж Артман назначил Дебюсси ежемесячный гонорар в размере 500 франков.
Не смотря на это, с целью улучшения собственного материального положения, в феврале 1896 г., он был вынужден вернуться к еженедельным музыкальным вечерам Вагнера, проводимым в салоне мадам Годар Декре. В апреле 1900 г. Артман умер, и соответственно, прекратились и выплаты Дебюсси. В апреле 1901 г. он стал критиком журнала Revue Blanche, но уже в декабре бросил эту деятельность.
Возможно, причиной стала уже запланированная тогда постановка «Пеллеаса и Мелизанды». Репетиции оперы начались 13 января 1902 г. Дебюсси посещал каждую. Наконец, 30 апреля 1902 г., состоялась премьера оперы, ставшая прорывом. Затем ее показали еще четырнадцать раз. Дебюсси в то время уже был известным музыкантом, а успех «Пеллеаса и Мелизанды» сделал его известным всему миру.
Последующие десять лет он был главным действующим лицом французский музыки. В это время он пишет такие шедевры как «La Mer» («Море») и «Образы для оркестра» в 1905 г.
Также, в 1905 г. вышла в свет «Бергамасская сюита». Он написал ее в 1890 г., в возрасте 28 лет, но затем, перед тем, как представить ее широкой аудитории, он ее полностью пересмотрел. Сюита состоит из четырех частей: «Прелюдия», «Менуэт», «Лунный свет» и «Паспье». «Лунный свет» признается на сегодняшний день одним из лучших его произведений.
Дебюсси продолжил сочинять, и в 1908 г. написал еще два шедевра: «Иберия» — для оркестра и «Детский уголок» для фортепиано соло. К сожалению, через год его здоровье начало ухудшаться, и проявились первые признаки рака. Но Дебюсси продолжил работать, не смотря на болезнь, продолжая сочинять произведения и давать концерты до конца 1917 г. Последней самой масштабной его работой стала ‘Шесть сонат для разных инструментов», завершенная в апреле 1917 г. и известная своей лаконичностью. Обычно произведение длится 13 минут.
Основные произведения
Наверное, Клод Дебюсси более всего известен по своей единственной опере «Пеллеаса и Мелизанды». Являясь адаптированной версией символистской пьесы Мориса Метерлинка, имеющей такое же название, ее часто сравнивают с «Фиделио» Бетховена. Премьера ее состоялась 30 апреля 1902 г. в Национальном Театре Комической Оперы в Париже. Сейчас оперу называют одним из величайших произведений 20 — го века.
Дебюсси в равной степени известен и по «Лунному свету», третьей части «Бергамасская сюита». Написанная в ре миноре, — это воспроизведенная на фортепиано одноименная поэма Поля Верлена. Есть еще два произведения Дебюсси, благодаря которым его будут помнить вечно — это «Прелюдия к Послеполуденному отдыху фавна», симфоническая поэма для оркестра продолжительностью около 10 минут, и «Море» — выразительное и трогательное отображение жизни под водой.
Награды и достижения
23 апреля 1893 г. Дебюсси был избран членом комиссии Société nationale de musique (Национальное музыкальное общество). В 1894 г. он присоединился к Société des auteurs (SACEM) (Общество авторов). В январе 1903 г. Дебюсси стал обладателем Chevalier de la Légion d’honneur (Орден Почётного легиона). В том же году он стал научным руководителем в управлении Консерваторией.
Личная жизнь и наследие Клода Дебюсси
Помимо двух браков, у Клод Дебюсси было большое количество внебрачных связей. Его первой любовью была Мари — Бланш Васнье, супруга парижского чиновника Анри Васнье. Любовная связь, начавшаяся, когда ему было 18 лет, закончилась его переездом в Рим. За эти восемь лет он написал в ее честь большое количество произведений.
По возвращении в Рим у него началась любовная связь с Габриэль (Гэбби) Дюпон, дочерью портного. В конце концов, с июня 1891 года они стали жить вместе, в доме номер 42, на Rue de Londres. Вскоре у Клода началась краткосрочная любовная связь с певицей Терезой Роже, но когда она закончилась, Дебюсси вернулся к Дюпон.
В конце 1898 г. он расстался с Дюпон, и в апреле 1899 г. начал встречаться с Мари-Розали Тексье, также известной как Лилли. В конце концов, 19 октября 1899 г. они поженились; но очень скоро Клод почувствовал, что отдаляется от нее, и причиной тому послужили ее преждевременное старение, музыкальную бесчувственность и отсутствие интеллекта.
В июне 1904 г., будучи женатым на Лилли, Дебюсси познакомился с Эммой Бардак, матерью одного из его студентов. Она была умудренным опытом человеком с прекрасной способностью поддержать беседу, а также талантливой певицей. Вскоре у них завязались отношения, они вместе путешествовали на остров Джерси и в Лондон.
В конце концов, 2 августа 1905 г. он развелся с Лилли и стал жить с Эммой в Париже. Их дочь, Клод-Эмма, которую он ласково называл «Шушу», родилась 20 декабря 1905 г. вне брака. Клод и Эмма продолжили жить вместе и 20 января 1908 г. поженились. Едва ли не через год после женитьбы у Дебюсси был диагностирован рак прямой кишки. Не смотря на это, он продолжил работать. Последние 2 его концерта состоялись 11 и 14 сентября 1917 г.
И хотя в декабре 1915 г. ему и была проведена операция, ситуацию это не спасло. 25 марта 1918 г. он умер во время немецких бомбардировок. В связи с тем, что в городе в то время шли боевые действия, сначала его похоронили на Кладбище Пер Лашез. Но по его предсмертной просьбе, в 1919 г. его останки позднее были перезахоронены на Кладбище Пасси. Клод Дебюсси был одним из самых выдающихся композиторов 20 — го века. Его работы повлияли практически на каждого композитора по всему миру. А в 1997 г. его изображение было нанесено на купюру в 20 франков.
Источники:
- https://stories-of-success.ru/kloda-debyussi
- https://24smi.org/celebrity/24879-klod-debiussi.html
- https://galabiography.ru/muzykanty/biografiya-kloda-debyussi