Владимир Святославич

Владимир I Святославич

Владимир Святославич – великий князь новгородский и киевский, известный под именем Владимир Красное Солнышко. К главным заслугам деятеля относят расширение территорий русского государства и Крещение Руси.

Фигура князя Владимира Святославовича или Владимира Великого, стала одной из ключевых в российской истории. Из школьной программы все мы знаем, что Владимир Ясное Солнышко был бескомпромиссным воином и талантливым политиком, сделавшим многое для объединения русских территорий. Важной вехой в биографии князя стало знаменитое Крещение Руси.

Ранние годы

Великий князь предположительно родился в период с 955 по 960-е годы в деревне Будятино неподалеку от Киева. Предки Владимира происходили из знаменитого рода Рюриковичей, а сам он был незаконнорожденным отпрыском князя Святослава и простолюдинки Ольги Малуши.

Узнав о любовной связи сына с простой ключницей, княгиня-мать разгневалась и отослала беременную Ольгу подальше от глаз. Однако от внука женщина не отказалась и все детство принимала активное участие в его судьбе. В возрасте трех лет Владимир был отдан на воспитание воеводе Добрыне – родному брату княгини, проживавшему в Киеве.

Становление

Во время сражений с печенегами князь Святослав погиб, и его сыновья вошли в полноправное владение своим наследством. Вскоре отношения братьев испортились, начались междоусобицы. Это произошло после гибели друга Ярополка, виновным в которой оказался Олег.

Владимир I Святославич

После потери соратника Ярополк был вне себя от ярости. Он решил наказать брата, отобрав у него земли древлян. Первый же бой закончился для Олега плачевно: его войско было разгромлено, сам он погиб. Ярополк объединил захваченные территории со своими и начал подумывать о взятии Новгорода.

Когда об этом стало известно Владимиру, он покинул родные места и поселился в Скандинавии. Воспользовавшись ситуацией, Ярополк объявил себя единоличным правителем всех русских земель. Это продолжалось недолго, ведь у Владимира уже созрел план отмщения и возврата подаренных отцом владений.

Заручившись поддержкой союзников, молодой человек собрал армию и после ряда сражений смог вернуть себе новгородские территории. Жители встретили возвращение князя с огромной радостью, все мужчины стали членами его дружины. Воодушевившись успехом, Владимир начал строить планы по дальнейшему захвату земель брата.

Смерть Ярополка

В первую очередь Владимир Святославович устремился в Древлянскую область, некогда принадлежавшую покойному Олегу. Воевода не прогадал – местные жители не любили Ярополка и его наместников, а оттого быстро перешли на сторону новгородского князя.

Владимир I Святославич

Чтобы укрепить свое влияние на захваченной территории, Владимир Ясное Солнышко решил взять в жены дочь Рогволда Рогнеде, князя полоцкого. Юная княгиня не спешила бросаться в объятья завоевателя, назвала его «сыном простолюдинки» и объявила, что предпочла бы в супруги Ярополка. Строптивую красавицу и ее семью ждала жестокая месть: Владимир напал на Полоцк, не оставив в городе камня на камне. Рогволда и его семью убили, а перед этим князь прилюдно изнасиловал непокорную Рогнеду.

Расправившись с Полоцком, завоеватель двинул свое войско на Киев. Ярополк здорово испугался такого напора, ведь он не был готов к такому масштабному сражению. Приготовившись к длительной осаде, старший брат стал ожидать наступления младшего. Однако у последнего были другие планы – он хотел взять великий город максимум за пару дней.

Ярополк пошел на хитрость, чтобы выманить старшего брата из Киева. Подкупив одного из военачальников оппонента, он устроил для Ярополка засаду, где и разделался с ним. После этого завоеватель женился на беременной жене брата, которая вскоре разродилась сыном. Таким образом князь стал единоличным государем всей Руси.

Правитель Киева

Присоединив к своей дружине воинов убитого Ярополка, князь захватил Киев. К тому моменту в его войске было уже достаточно опытных бойцов, и он вполне мог отказаться от участия варягов, отрицательным качеством которых была склонность к мародерству. А разграблять прекрасный Киев Владимир Святославович совсем не хотел. По этой причине он сослал варягов в Константинополь, пообещав им богатую жизнь и безбедное существование. Сам же договорился с византийским императором, чтобы тот взял их к себе на службу и разделил по разным территориям. При себе князь оставил только самых проверенных, доказавших свою преданность ратников.

Владимир I Святославич

После реформы дружины Владимир Ясно Солнышко занялся укреплением своих внутриполитических позиций. В качестве государственной религии правитель решил ввести язычество, которое во многом оправдывало его разгульную жизнь. Сохранились сведения, что помимо пяти законных супруг князь имел несколько сотен наложниц.

В центре Киева Владимир воздвиг капище с огромными языческими идолами. На этой площади проходили регулярные жертвоприношения во имя укрепления власти князя. До наших лет сохранился лишь один идол – бог Перун с головой человека в шлеме ратника, судя по всему изображающий самого правителя.

Первое десятилетие властвования Владимира ознаменовалось рядом ярких побед над соседними государствами и присоединением многочисленных земель к территории Руси.

Владимир I Святославич

После расширения территорий государь задумался о смене государственной религии, ведь язычество постепенно теряло свою актуальность и становилось помехой для развития передового государства. На присоединенных землях уже тогда проживало множество христиан, к числу которых относилась и бабушка правителя – княгиня Ольга.

Над этим вопросом Владимир раздумывал не один месяц. Посовещавшись с видными представителями разных религий, князь сделал выбор в пользу христианства. Это решение дальновидный политик принял главным образом в надежде установить хорошие отношения с Византийской империей.

Креститель Руси

Когда все было решено, первым делом Владимир обратил в христианство своих наследников, а после состоялось историческое крещение народа на берегу величественного Днепра. Приняв христианскую веру, Красно Солнышко уничтожил всех идолов на капище, а вместо них велел построить храм Пресвятой Богородицы. В пользу церкви жертвовалась десятая часть доходов государства, поэтому нередко ее называли Десятинной.

Владимир I Святославич

На всех своих владениях государь разместил священнослужителей и богословов, задачей которых было распространение новой веры среди жителей Руси. Князь распрощался с четырьмя женами и наложницами, объявив единственной супругой Анну. Женщина помогала ему в просветительской деятельности и с организацией учебных заведений для будущих священников. Вскоре был разработан церковный устав, впоследствии получивший название «Кормчая книга». Владимир не скупился, выделяя лучшие земли под строительство храмов и монастырей, он даже купил для своих священнослужителей скит на легендарной горе Афон.

Владимир Святославович запустил чеканку первых на Руси золотых и серебряных монет, многие из которых сохранились до нашего времени. Благодаря этим артефактам современные исследователи имеют представление о внешности великого князя.

Следуя христианским традициям, правитель оказывал помощь неимущим и обездоленным, щедро раздавал милостыню, открывал медицинские и образовательные учреждения.

Владимир I Святославич

Киев превратился в оплот христианской веры довольно быстро, а вот в других регионах дело обстояло не так хорошо. Во многих областях жители были против новой религии и выражали свое несогласие посредством повсеместных восстаний. Впрочем, эти мятежи быстро подавлялись силовыми методами.

В целом вторая половина правления Владимира была достаточно миролюбивой. Он отказался от захватнических походов и занялся укреплением рубежей. Вдоль границ повсеместно вырастали целые города-крепости, которыми впоследствии управляли княжеские наследники.

Поднимать ратников князю приходилось лишь для борьбы с печенегами, неустанно совершавшими набеги на русскую землю.

Личная жизнь

Владимир сумел наладить хорошие отношения с Константинополем, оказывая им военную поддержку. Когда князь попросил руки их подданной Анны Византийской, правители с радостью согласились, но взяли с жениха обещание, что тот обратится в христианство. Сама же принцесса, считавшая русского князя варваром и бастардом, от такой перспективы была не в восторге. Несмотря на давление со стороны братьев, девушка ответила отказом.

Униженный Владимир бросил свое войско на Тавриду и атаковал Корсунь (современный город Херсонес). Затем он вновь обратился с предложением о женитьбе, пригрозив подобной расправой и городу Константинополь, где проживала принцесса. Византийские правители опасались вторжения разгневанного князя, поэтому уговорили гордую родственницу принять его предложение.

Перед свадьбой Владимир принял крещение в городе Корсунь. Как гласит легенда, к тому времени правитель уже практически ослеп, но после обряда крещения вдруг полностью прозрел. Посчитав это чудом и Божьей благодатью, Владимир Ясно Солнышко немедля крестил всех своих приближенных.

В том же городе состоялась церемония бракосочетания русского князя и византийской принцессы. На радостях Владимир (после крещения Василий) вернул константинопольским императорам их подношения и даровал город Корсунь.

Распри между наследниками

В конце царствования Владимир был крайне опечален постоянными междоусобицами, возникавшими между его сыновьями. Всего у государя было двенадцать наследников, каждому из которых он выделил территории. На склоне лет князь объявил, что намерен завещать трон своему любимчику Борису, что вызвало гнев со стороны старших отпрысков Ярослава и Святополка.

Владимир I Святославич

Святополк не был родным сыном Владимира – он был усыновлен после убийства Ярополка, оставившего после себя беременную вдову. Молодой человек с детства ненавидел отчима, поэтому, когда речь зашла о престолонаследии, решил наконец отомстить. Святополк взял в жены дочь польского князя и вступил в сговор с новыми родственниками, с помощью которых намеревался захватить власть. Заговор быстро раскрыли, а самого наследника бросили в темницу.

Спустя некоторое время мятеж поднял правитель Новгорода Ярослав, заявив, что не станет больше платить дань в пользу Киева. Разъяренный Владимир собрал войско и лично отправился усмирять взбунтовавшегося сына. По дороге пожилой князь тяжело заболел и вскоре скончался.

Память

Дата 15 июля стала большим религиозным праздником, во время которого русские люди отдают дань памяти великому князю.

Владимир I Святославич

Самого же Владимира за заслуги перед государством причислили к лику святых.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Владимир Святославич

Крещение князя Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.

Области знаний: Древнерусское государство Другие наименования: Василий Святославич; Владимир Креститель; Владимир Святой; Владимир Красное Солнышко Дата смерти: 1015 год Историческое государство: Древнерусское государство Современное государство: Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь Сфера деятельности: Государственное управление, Военная деятельность, Религиозная деятельность Династия: Рюриковичи

Династические правители Династические правители

Владимир Святославич

Влади́мир Святосла́вич (Владимир Святой, Владимир Креститель; в крещении Василий) (ум. 15.7.1015, село Берестово близ Киева, ныне в черте Киева), князь новгородский (около 969 – 978), киевский (978–1015); русский святой. Из династии Рюриковичей . Сын Святослава Игоревича . Брат Ярополка Святославича и Олега Святославича . Отец Ярослава Владимировича Мудрого , Мстислава Владимировича , Бориса Владимировича и Глеба Владимировича . Приёмный отец Святополка Владимировича .

Матерью Владимира Святославича, согласно «Повести временных лет» (ПВЛ; основной источник сведений о нём), была Малуша – «ключница» киевской княгини Ольги , а его «дядькой» (воспитателем) – Добрыня, брат Малуши.

Биография до 978 г.

Около 969 г., когда его отец выделил сыновьям уделы, Владимир Святославич получил Новгород (второй по важности стол после киевского), что свидетельствует о том, что княжич, вероятно, был следующим по старшинству после Ярополка Святославича, получившего Киев.

Возможно, Владимир Святославич и Олег Святославич (погиб около 977) в 970-х гг. участвовали на стороне чешского князя Болеслава II и польского князя Мешко I в длительной и ожесточённой борьбе германского императора Оттона II против чешско-польской коалиции, а их брат Ярополк Святославич оказался на стороне германского императора. И Владимир Святославич, и Ярополк Святославич стремились привлечь каждый на свою сторону Полоцк , где правил тогда независимый от Киева князь Рогволод. Опасаясь старшего брата, Владимир Святославич бежал «за море», после чего Новгород оказался в руках киевского князя. Однако около 978 г. вернулся с наёмным варяжским войском и снова овладел Новгородом, после чего совершил успешный поход против Ярополка, изгнав его из Киева. Осадив Ярополка в г. Родень (по одной из версий – городище Княжая гора вблизи г. Канев ), заставил его сдаться, после чего убил и вокняжился в Киеве (11 июня 978).

На киевском княжении

Военные походы конца 970-х – середины 980-х гг.

Междоусобица 970-х гг. сопровождалась ослаблением, а возможно, и полным прекращением даннической зависимости от киевского князя ряда восточнославянских племён. В связи с этим Владимир Святославич предпринял успешные походы против вятичей (981/982 и 982/983) и радимичей (984/985). К 979 г. относится захват киевским князем Червенских городов . Примерно в 983/984 г. он победил балтское племя ятвягов . Поход Владимира Святославича против Волжско-Камской Булгарии завершился заключением долгосрочного русско-булгарского мира (около 985/986).

Языческая религиозная реформа

Возведение деревянных статуй Перуна и других языческих божеств по повелению князя Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.

Принял меры по внутренней консолидации Древнерусского государства . Осуществил т. н. языческую религиозную реформу: на Старокиевской горе, рядом с княжеским двором, были возведены «кумиры» – Возведение деревянных статуй Перуна и других языческих божеств по повелению князя Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. БАН. 34.5.30. Л. 45. Возведение деревянных статуй Перуна и других языческих божеств по повелению князя Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. БАН. 34.5.30. Л. 45. деревянные статуи Перуна , Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши , им были установлены жертвоприношения, в том числе человеческие. С этим святилищем ряд современных археологов отождествляет обнаруженную в 1975 г. близ фундаментов Десятинной церкви каменную вымостку (1,75×7 м) с 6 полукруглыми выступами (по числу идолов) и остатками большого кострища. Капище было вынесено за пределы княжеского дворца, тем самым богослужение из частного, династического, стало публичным государственным актом.

Крещение Руси

Важнейшим событием княжения Владимира Святославича стало Крещение Руси . В связи с мятежом Варды Фоки , вспыхнувшим в Византийской империи в 987 г. после катастрофического поражения от болгар летом 986 г., император Василий II Болгаробойца отправил посольство к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи. Киевский князь согласился, но настаивал при этом на заключении брака с принцессой Анной – родной сестрой императора. Василий II был вынужден принять условие киевского князя, однако, в свою очередь, Владимир Святославич должен был принять христианство. Источники сообщают противоречивые сведения о месте и времени крещения Владимира Святославича [согласно «Корсунской легенде», в 988 в г. Херсонес (Корсунь; ныне в черте г. Севастополь), по другим данным, в 986 в Киеве, и др.].

Летом 988 г. отправил в Византию русское войско и у Днепровских порогов до осени дожидался принцессы Анны. Однако она не прибыла, и разгневанный Владимир Святославич выступил к Херсонесу, который захватил после продолжительной осады между апрелем и июлем 989 г., после чего Василий II был вынужден выполнить своё обязательство. Принцесса Анна прибыла в Херсонес, где состоялось её бракосочетание с Владимиром Святославичем (по-видимому, в том же 989).

Не позднее 996 г. в Киеве учреждена митрополия Константинопольского патриархата, что, очевидно, предусматривалось договором Владимира Святославича и Василия II или явилось его непосредственным следствием. Одновременно с митрополичьей кафедрой учреждено несколько епископских кафедр: в Новгороде, также, вероятно, в Белгороде (Киевском; ныне село Белогородка Бучанского района Киевской области, Украина) и Чернигове, а возможно, и в Полоцке и Переяславле (Русском, ныне г. Переяслав ).

Беседа «Крещение Руси князем Владимиром». Ведущие: доктор исторических наук Михаил Бибиков, научные редакторы издательства «Православная энциклопедия» Елена Романенко и Илья Попов

Беседа «Крещение Руси князем Владимиром». Ведущие: доктор исторических наук Михаил Бибиков, научные редакторы издательства «Православная энциклопедия» Елена Романенко и Илья Попов. Беседа «Крещение Руси князем Владимиром». Ведущие: доктор исторических наук Михаил Бибиков, научные редакторы издательства «Православная энциклопедия» Елена Романенко и Илья Попов.

Кинокомпания «Православная энциклопедия» Кинокомпания «Православная энциклопедия»

Златник Владимира Святославича, золото. 988–1015

При Владимире Святославиче началось деревянное храмостроительство, вероятно, возникли и первые русские монастыри. В 990/991 г. (или в 991/992) в Киеве заложена первая каменная Десятинная церковь во имя Пресвятой Богородицы (освящена в 995 или 996); в неё были переданы мощи святого Климента Папы Римского , вывезенные Владимиром Святославичем из Херсонеса; в ней служили греческие священники. Для обеспечения Церкви русскими священнослужителями Владимир Святославич насильственно отбирал детей знати, чтобы отдать их «на оученье книжное» [Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т. 1. Москва, 2001. Стб. 118–119 ]. В ведение церковного суда перешли нарушения в области брачного и семейного права, преступления т. н. церковных людей (в эпоху Владимира Святославича прежде всего клириков и членов их семей), преступления против нравственности, ведовство. Златник Владимира Святославича, золото. 988–1015. Златник Владимира Святославича, золото. 988–1015. После крещения начал чеканку в Киеве золотой и серебряной монеты, которая по внешнему оформлению воспроизводила современные ему византийские образцы, а по весу была ориентирована на привычный для Руси арабский чекан.

Уделы сыновей

На рубеже 10–11 вв. Владимир Святославич посадил 12 своих сыновей на княжение в ключевых центрах Древнерусского государства, что, с одной стороны, соответствовало представлению о государственной территории как о коллективном владении княжеского семейства, а с другой – служило своеобразным способом административного управления территориями из Киева (княжич выступал в качестве посадника, наместника сидевшего в Киеве отца) и способствовало их христианизации. Первоначально, вероятно около 988 г., владения получили четыре старших Владимировича: Вышеслав – Новгород, Изяслав – Полоцк, Святополк – Туров , а Ярослав – Ростов . Позднее Глеб был посажен в Муроме , Святослав – в Древлянской земле, Всеволод – во Владимире (Волынском), Мстислав – в Тмутаракани . После смерти Вышеслава в Новгород перешёл Ярослав, а в Ростов – Борис. Первоначальные владения Станислава, Судислава и Позвизда в источниках не зафиксированы.

Укрепление рубежей государства

Строительство Белгорода по повелению Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.

В течение всего правления Владимира Святославича продолжалось русско- печенежское противостояние. В связи с этим предпринял строительство по берегам притоков Днепра как на правобережье (по реке Стугна), Строительство Белгорода по повелению Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. БАН. 34.5.30. Л. 67об. Строительство Белгорода по повелению Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в. БАН. 34.5.30. Л. 67об. так и на левобережье (по рекам Десна, Сула, Трубеж, Остёр и др.) грандиозной фортификационной системы, состоявшей из крепостей («градов»), соединённых сплошными земляными валами с деревянным тыном. Обновлялись и расширялись крепостные укрепления в Белгороде, Переяславле; были основаны города Василёв (ныне г. Васильков ), Городец-Остерский , Воинь и др. В Киеве были возведены новые крепостные стены, при этом серьёзно увеличилась площадь города (новая часть Киева получила название «город Владимира»).

Внешняя политика

Последние годы. Попытка реформы столонаследия

В конце правления предпринял неудачную попытку «византинизации» киевского столонаследия. По всей видимости, задумывал учреждение сеньората – номинального политического главенства одного из братьев – и планировал передать киевский стол одному из своих младших сыновей – Борису. Вероятно, этим были вызваны почти одновременные выступления против Владимира Святославича туровского князя Святополка Владимировича (около 1012/1013; оказался в заключении по приказу отца) и новгородского князя Ярослава Владимировича (1014). Осуществление задуманной реформы было прервано скоропостижной смертью Владимира Святославича в разгар конфликта с Ярославом.

Семья и дети

Языческий период

Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770

Источники (не только древнерусские, но и латиноязычная «Хроника» Титмара Мерзебургского ) уделяют много внимания женолюбию Владимира Святославича языческого периода. Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Антон Лосенко. Владимир и Рогнеда. 1770. Помимо многочисленных наложниц в загородных резиденциях киевского князя ( Вышгороде , Белгороде и Берестове) летописный перечень сыновей Владимира Святославича называет также «водимых» к князю, ставших матерями его сыновей. Смысл слова «водимыя» не вполне ясен; во всяком случае оно означало отнюдь не только жён по браку. Полонянками (несвободными) были Рогнеда, дочь полоцкого князя Рогволода (мать князей Изяслава, Ярослава и Всеволода), и, вероятно, «болгарыня» (мать князей Бориса и Глеба). О «грекине», вдове князя Ярополка и матери князя Святополка, летописец прямо говорит, что Владимир «залеже ю не по браку» (ПСРЛ. Т. 1. Москва, 2001. Стб. 78 ). Таким образом, собственно жёнами Владимира-язычника были, видимо, две неизвестные по имени «чехини»: 1-я – мать князя Вышеслава и 2-я – мать князей Святослава и Мстислава.

Христианский период

После принятия христианства также был дважды женат: 1-м браком (вероятно, с 989) на Анне (ум. 1011/1012), сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII ; 2-м браком на неизвестной по имени княгине (матери княжны Добронеги-Марии, впоследствии жены польского короля Казимира I ). Был похоронен в Десятинной церкви в Киеве.

Церковное почитание

Церковное почитание Владимира Святославича как равноапостольного (день памяти – 15 июля ст. ст.) прослеживается по крайней мере с середины – 2-й половины 13 в.; к этому времени (вероятно, вскоре после 1240) относится древнейшая церковная служба святому Владимиру. Однако уже в Похвале князю Владимиру Илариона (1040-е гг.) киевский князь сравнивается с апостолами и равноапостольным императором Константином I Великим. Возможно, в первое время почитание Владимира Святославича пребывало в тени рано установившегося празднования святым Борису и Глебу, так что церковное поминовение его происходило не самостоятельно, под 15 июля, а в дни памяти его сыновей-страстотерпцев. В «Слове похвальном на перенесение мощей святых страстотерпец Бориса и Глеба» (2-я половина 12 в.) наряду со святыми князьями Борисом и Глебом произносится похвала «святому Володимеру, приведъшу къ Богу тысяща тысящами и тьмы тьмами душь праведных» ( Памятники литературы Древней Руси : XII век. Москва, 1980. С. 338). Житие князя Владимира под 15 июля появляется в Прологах уже в 1-й половине 13 в. (старший древнерусский список, по палеографическим наблюдениям А. А. Турилова, датируется началом – серединой 13 в.: Сводный каталог славяно-русских рукописных книг . Вып. 1. Москва, 2002. Прил. 2. № д60. С. 653). Первое известие о храме, посвящённом Владимиру Святославичу, относится к 1311 г., когда архиепископ Давид поставил в Новгороде «на воротех» каменную церковь «святого Володимира» ( Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. 1950. С. 93 ). В начале 15 в. на княжеском дворе «в садех» за Москвой уже существовала каменная церковь во имя равноапостольного князя Владимира (упоминается во второй духовной грамоте великого князя московского Василия I Дмитриевича , составленной около 1417; см.: Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. Москва ; Ленинград, 1950. № 21. С. 58), в 1514–1516 гг. построена заново с тем же посвящением (архитектор Алевиз Новый ; см.: ПСРЛ. Т. 30. Москва, 1965. С. 141 ). Церковь во имя равноапостольного князя Владимира была возведена также в Кирилловом Белозерском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре (1554). В 1766–1789 гг. в Санкт-Петербурге построен Князь-Владимирский собор.

Давид Гримм. Собор Святого Владимира в Херсонесе. Строился с 1861, освящён в 1891

Давид Гримм. Собор Святого Владимира, Херсонес. Строился с 1861, освящён в 1891. Давид Гримм. Собор Святого Владимира, Херсонес. Строился с 1861, освящён в 1891.

В 1854, 1862–1888 гг. Владимирский собор построен в Севастополе (архитекторы А. А. Авдеев , К. А. Тон ). 15(27) июля 1862 г., в год празднования 1000-летия России и в день памяти князя Владимира, в Киеве был заложен собор равноапостольного князя Владимира (1862–1882, освящён в 1896; архитектор А. В. Беретти ). Как памятник 900-летию Крещения Руси Владимирский собор построен в Астрахани (1895–1902, архитекторы Вас. А. Косяков , Н. Э. Икавитц, П. И. Коржинский). В 1850 г. в Херсонесе открыт мужской монастырь во имя равноапостольного князя Владимира (упразднён в 1924), в нём с 1861 г. строился Владимирский собор (освящён в 1891; архитектор Д. И. Гримм ). В 1903 г. был учреждён иркутский Князь-Владимирский мужской монастырь (закрыт в 1922, восстановлен в 1990-х гг.). В 2014–2015 гг. близ деревни Дудкино Смоленской области основан Свято-Владимирский мужской монастырь на истоке Днепра. В 2022 г. в г. Туран Пий-Хемского района Республики Тыва основан мужской монастырь в честь равноапостольного князя Владимира.

Историческая память

Уже в первые столетия после смерти Владимира Святославича вокруг его образа сложился былинный цикл. Народная память сохранила представление о нём как о радушном, хлебосольном князе, «Красном Солнышке», стольный город которого охранялся от нападений кочевников богатырскими заставами; среди богатырей наряду с Ильёй Муромцем выделялся Добрыня Никитич , в котором угадываются черты дяди Владимира Святославича, брата его матери. Первый памятник князю Владимиру установлен в Киеве на высоком правом берегу Днепра в парке, впоследствии получившем название Владимирская горка (1853, скульпторы П. К. Клодт , В. И. Демут-Малиновский , архитектор Ал. А. Тон). Фигура Владимира Святославича дважды помещена на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (1862, автор проекта – М. О. Микешин ). Памятники князю установлены в Москве (1988, скульптор А. И. Рукавишников – в московском Данилове во имя преподобного Даниила Столпника мужском монастыре ; 2016, скульптор С. А. Щербаков, архитектор И. Н. Воскресенский – на Боровицкой площади), Астрахани (2013, скульптор Н. К. Алиев, А. Н. Ковальчук ), Батайске (2015, С. М. Исаков), Белгороде (1998, скульптор В. М. Клыков ), Владимире (2007, скульптор С. М. Исаков), Новосибирске (2018, скульптор О. В. Песоцкий), Новочебоксарске (2003, скульптор М. А. Виноградов), Севастополе (1994, скульптор В. М. Клыков), Смоленске (2015, скульптор В. С. Гращенков), Туле (2012, скульптор Ю. А. Уваркин) и др.

Памятник князю Владимиру. Боровицкая площадь (Москва)

Памятник князю Владимиру. Боровицкая площадь (Москва). Памятник князю Владимиру. Боровицкая площадь (Москва).

Кинокомпания «Православная энциклопедия» Кинокомпания «Православная энциклопедия»

Памятники Владимиру Святославичу, помимо Киева, также установлены в ряде других городов Украины, в том числе в Днепре (2010, скульптор А. А. Зобенко), Коростене (2015, скульпторы В. Н. Рожик и В. И. Фещенко) и Кривом Роге (2018, В. И. Токарь). В 1988 г., в год празднования 1000-летия Крещения Руси, были открыты монументы в Буэнос-Айресе (скульптор А. И. Рукавишников), Лондоне (скульптор Л. Мол), Торонто (скульптор Л. Мол) и Брисбене [скульптор Дж.-М. Вирин (Ю. М. Езерский)]. Памятники князю есть также в Гданьске (2015, скульптор Г. А. Ершов) и Риме (2015, скульптор Л. Мол). В 1782 г. императрицей Екатериной II был учреждён орден Святого равноапостольного князя Владимира . В 1957 г. Русской православной церковью учреждён орден Святого равноапостольного князя Владимира. Образ князя Владимира нашёл отражение в кинематографе: художественных фильмах «Илья Муромец» (1956) и «Руслан и Людмила» (1972) режиссёра А. Л. Птушко , с А. Л. Абрикосовым в роли князя Владимира, и мультипликации: «Василиса Микулишна» (1975; режиссёр Р. В. Давыдов), «Князь Владимир» (2006; режиссёр Ю. Л. Кулаков) и др. В художественных фильмах «Владимир Святой» (1993; режиссёр Ю. В. Томошевский, в роли Владимира В. И. Стржельчик ) и «Викинг» (2016; режиссёр А. Ю. Кравчук, в роли Владимира Д. В. Козловский ) предпринята попытка представить событийную канву жизни Владимира Святославича, в большей степени основываясь на летописных известиях. Назаренко Александр Васильевич . Первая публикация: Большая российская энциклопедия, 2006. Актуализация: редакция отечественной истории, 2023.

Опубликовано 3 ноября 2023 г. в 00:36 (GMT+3). Последнее обновление 3 ноября 2023 г. в 00:36 (GMT+3). Обратная связь

Информация

Крещение князя Владимира Святославича. Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец 15 в.

Области знаний: Древнерусское государство Другие наименования: Василий Святославич; Владимир Креститель; Владимир Святой; Владимир Красное Солнышко Дата смерти: 1015 год Историческое государство: Древнерусское государство Современное государство: Российская Федерация, Украина, Республика Беларусь Сфера деятельности: Государственное управление, Военная деятельность, Религиозная деятельность Династия: Рюриковичи

  • Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»
    Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС77-84198,
    выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15 ноября 2022 года.
    ISSN: 2949-2076
  • Учредитель: Автономная некоммерческая организация «Национальный научно-образовательный центр «Большая российская энциклопедия»
    Главный редактор: Кравец С. Л.
    Телефон редакции: +7 (495) 917 90 00
    Эл. почта редакции: [email protected]
  • © АНО БРЭ, 2022 — 2023. Все права защищены.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.
  • Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
    Медиаконтент (иллюстрации, фотографии, видео, аудиоматериалы, карты, скан образы) может быть использован только с разрешения правообладателей.

Источники:

  • https://biographe.ru/politiki/vladimir-svyatoslavich/
  • https://bigenc.ru/c/vladimir-sviatoslavich-b4d7c6
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.