Ефим Захарович Копелян

Ефим Копелян

Ефим Захарович Копелян — советский актер театра и кино, который мог безмолвно передать эмоции и чувства своего персонажа: ему было достаточно взгляда и жестов. Мастер внес неоценимый вклад в кинематограф и театральное искусство, а его работы и по сей день с удовольствием пересматривают представителя разных поколений.

Детство и юность

Ефим Захарович родился в белорусском городе Речице (ныне Гомельская область) 30 марта (12 апреля) 1912 года. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери Мордух Френкель владел лесопильным заводом. Отец, Залман Давидович, работал заготовителем леса. Мать, Мария Френкель, заботилась о семье, в которой росли шестеро детей, и все — сыновья.

Родные мальчика были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак Копелян даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист, он мечтал о профессии архитектора.

Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды мальчику попался в руки том Уильяма Шекспира. Он прочитал «Короля Лира» и был сражен красотой произведения. В считаные дни Ефим перечитал все, что написал великий британец. Тогда юный читатель даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.

После окончания средней школы в родном городе юноша отправился в Ленинград. Тогда, в 1929-м, он хотел поступить в художественное училище, однако ему это не удалось. После этого Копелян некоторое время трудился токарем на «Красном путиловце».

Ефим Копелян в молодости

В 1930-м ему удалось стать студентом Института пролетарского изобразительного искусства (сегодня — Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина), где на тот момент уже получали образование два его брата. Ефим Захарович, как и хотел, попал на архитектурное отделение.

В молодости по совету однокурсника Копелян с целью подзаработать пришел в Большой драматический театр — здесь как раз требовались люди для массовки. Молодому человеку настолько понравилась сцена, что в 1932-м он бросил вуз и поступил в студию при БДТ.

Первое время начинающий артист получал невысокие оценки на экзаменах. Его хвалил только художественный руководитель БДТ Константин Тверской. А вскоре мастер пригласил молодого протеже сыграть лорда Грея в собственном спектакле «Жизнь и смерть короля Ричарда III».

Дипломной работой студента стала постановка «Свои люди — сочтемся» по одноименной пьесе Александра Островского. Один из основателей БДТ Николай Монахов, который присутствовал на премьере, высказался о начинающем исполнителе:

«Ну что ж, лет через двадцать будет актер».

Театр

В 1935-м Ефим Захарович завершил обучение был принят в труппу БДТ. Он дебютировал в постановке «Не сдадимся». В первые годы работы молодому актеру доверяли эпизодические роли.

Ефим Копелян и его сын Кирилл Копелян

После окончания войны актер вернулся в родной БДТ. Ему по-прежнему доверяли малозначительных персонажей. Но в 1956-м на должность главного режиссера пришел Георгий Товстоногов, сумевший увидеть в Копеляне скрытый потенциал.

Ефим Захарович впоследствии сыграл множество интересных и сложных героев. Товстоногов задействовал его в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» по Александру Володину, «Горе от ума» по Александру Грибоедову, «Три сестры» по Антону Чехову, «Ханума» по Авксентию Цагарели. За непревзойденный талант исполнителя даже называли «нашим Габеном».

Фильмы с Ефимом Копеляном

Кинематографическая биография Ефима Захаровича началась в начале 30-х. Дебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но следующие появления на экране состоялись только спустя девять лет. Это были эпизодические образы в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер “Дербент”».

С началом войны кинокарьера Копеляна приостановилась. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом» и «Любовь Яровая». Затем последовала работа в мелодраме «Искатели», созданной по мотивам одноименного романа Даниила Гранина.

В военной ленте Яна Фрида о революции 1917-го «Балтийская слава» исполнитель предстал в качестве одного из вершителей революции. Главные персонажи достались Иосифу Кутянскому и Павлу Кадочникову. В том же 1957-м Ефим Захарович был задействован в первой экранизации романа Алексея Толстого «Хождение по мукам».

В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян предстал в образе Рубена Григорьевича. Примечательно, что съемки начались еще до первого полета человека в космос, а заканчивалась лента кадрами торжественного приема Юрия Гагарина в Кремле.

Владимир Высоцкий и Ефим Копелян

В киноповести «До свидания, мальчики», где центральных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь и Михаил Кононов, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Драму Михаила Калика посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что повлияло на популярность артистов, участвовавших в съемках.

Успешен был и приключенческий фильм «Неуловимые мстители» по повести Павла Бляхина «Красные дьяволята», в котором Копелян перевоплотился в атамана Гната Бурнаша. Постановщик адаптации Эдмонд Кеосаян удостоился премии Ленинского комсомола.

В дальнейшем Ефим Копелян поработал на площадке фильма-мюзикла «Интервенция» вместе с Владимиром Высоцким. Литературным синопсисом проекта стала одноименная пьеса Льва Славина. Экранизация была готова в 1968-м, но из-за цензуры не попала в прокат. Она вышла в свет только в 1987-м.

В 1973-м Копелян получил звание народного артиста Советского Союза. В это же время он предстал в роли Михайло Лукича Кафтанова в многосерийном фильме «Вечный зов».

Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух известных кинолентах того времени — водевиле «Соломенная шляпка» и восьмисерийной драме «Ольга Сергеевна». Александр Прошкин, режиссер последней, во время съемок вдохновлялся телеповестью Эдварда Радзинского «Воспоминания. ».

Личная жизнь

Первый брак Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе пять лет и рассталась в 1940-м. А через год мастер сцены встретил любовь всей жизни — актрису Людмилу Макарову. Молодые люди познакомились в БДТ и поженились за месяц до начала войны.

Ефим Копелян и Людмила Макарова

Личная жизнь исполнителя сложилась счастливо. С женой его связывали нежные и трогательные отношения. На публике Ефим Захарович не любил проявлять чувства, но супруга всегда была уверена, что избранник обожает ее. Влюбленные прожили вместе 34 года. В браке родился единственный сын Кирилл Копелян, продолживший актерскую династию. Он ушел из жизни в 2005-м, а Людмила Иосифовна — в 2014-м.

Смерть Ефима Копеляна

Последние годы жизни мастер сцены много работал. Постоянные гастроли, переезды и плохие бытовые условия во время поездок измотали силы и подорвали его здоровье.

Кончина Копеляна стала внезапной. Причиной смерти народного артиста ССР оказался второй инфаркт. Первый он сумел пережить, но после лечения в больнице пациента направили поправлять здоровье в санаторий в Мельничном Ручье. 6 марта 1975 года ему стало плохо. Но так как у медперсонала уже начинались выходные перед Международным женским днем, то скорую помощь пришлось вызывать из Ленинграда. Сердце Ефима Захаровича не выдержало нагрузки, и врачи по приезде констатировали смерть.

Могила Ефима Копеляна находится на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 2012-м к столетию со дня рождения актера были выпущены почтовые марки с его портретным фото.

Фильмография

  • 1955 — «Овод»
  • 1957 — «Хождение по мукам»
  • 1964 — «До свидания, мальчики!»
  • 1965 — «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
  • 1966 — «Неуловимые мстители»
  • 1967 — «Николай Бауман»
  • 1968 — «Новые приключения неуловимых»
  • 1968 — «Интервенция»
  • 1968 — «Ошибка резидента»
  • 1969 — «Опасные гастроли»
  • 1971 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
  • 1973-1983 — «Вечный зов»
  • 1973 — «Крах инженера Гарина»
  • 1974 — «Соломенная шляпка»
  • 1975 — «Ольга Сергеевна»

Интересные факты

  1. Копелян обладал замечательным голосом, за что его ценили многие режиссеры. Проникновенный голос звучал во многих фильмах как закадровый текст автора. Самая знаменитая работа исполнителя в озвучивании — лента «Семнадцать мгновений весны». За это он был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых посмертно в 1976-м.
  2. В годы Великой Отечественной войны Копелян за работу в Театре народного ополчения был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Ефим Захарович Копелян

Этого актера всегда ставили в один ряд с прославленным французом Габеном. Выразительное молчание Ефима Копеляна на сцене иногда говорило больше, чем слова. Он был сдержанным, простым и очень талантливым. Именно эти качества разглядел в нем Г. Товстоногов, и оставил Копеляна в театре, тогда как с многими актерами труппы безжалостно распрощался.

Фильмография Ефима Копеляна насчитывает несколько десятков фильмов. Ему редко доставались главные роли, но его второстепенные герои были яркими и незабываемыми. Даже отрицательные герои в его исполнении выглядели не такими плохими, как к примеру атаман Бурмаш из «Неуловимых мстителей».

Детство и юность

Родился Ефим Копелян 12.04.1912 года в небольшом городишке Речица, в Белоруссии. У них была зажиточная еврейская семья. Дед по материнской линии был владельцем лесопильного завода, отец заготавливал лес, а мама окружала заботой свое многочисленное семейство, в котором подрастало шестеро сыновей.

Ефим Копелян в молодости

Искусство нравилось мальчику с детства, а еще он очень любил читать, причем все подряд – от классики до современных произведений. Однажды он наткнулся на книжку сочинений Шекспира и на одном дыхании прочел «Короля Лира». Ефима поразила красота изложения, и он не отрываясь прочел все, что принадлежало перу великого британца. В те времена он не мог знать, что в недалеком будущем он будет изображать на сцене тех героев, которые так поразили его воображение.

Окончив семь классов в родной Речице, Ефим уезжает в Ленинград. Крепкого парня взяли на работу на завод «Красный Путиловец» токарем. Попутно он осматривается в незнакомом месте и решает поступать учиться.

Вскоре Копелян стал студентом архитектурного факультета Академии художеств. Парню было всего семнадцать лет.

Чтобы заработать деньги на карманные расходы, Ефим не отказывается от любой работы. Как-то он узнал, что в Большом драматическом театре нужны молодые люди для участия в массовке. Он пришел… и остался в этом театре на всю жизнь.

Театр

После этого в биографии Ефима Копеляна наступают большие перемены. Он бросает свою архитектуру и начинает учебу в Театральной студии при Большом драмтеатре. По окончании учебы талантливого парня приняли туда же на работу. Дебютной работой стала постановка «Не сдадимся», в которой речь шла о героях-челюскинцах. Копелян был задействован в основном в эпизодах.

Ефим Захарович Копелян

Фильмы

Свою биографию в кинематографе Копелян начал еще в 30-х годах. Его первой работой стала картина «Ошибка героя», в которой он стал балалаечником. Потом Ефима не видно было на экране на протяжении девяти лет. И только в 1939-м он сыграл второстепенных персонажей в фильмах «Боксеры» и «Танкер»Дербент».

Ефим Захарович Копелян

Во время войны Копелян не снимался вообще. Первые киноработы датированы 50-ми годами, когда уже известный театральный актер был приглашен на съемки картин «Разлом» и «Любовь Яровая». После этого он снимался в «Оводе» и «Прологе».

Артист обладал колоритной внешностью, поэтому его герои были очень разноплановыми – поп Гапон, буровой мастер, казачий есаул. В картине «Балтийская слава» Ефиму досталась роль одного из организаторов революционного переворота 1917 года. В фильме «В дни Октября» актер стал Львом Троцким, в «Кочубее» — Григорием Орджоникидзе.

Ефим Захарович Копелян

После этого Копелян снимается в культовых проектах «Неуловимые мстители», «Преступление и наказание», «Даурия», «Николай Бауман», после которых к нему пришла настоящая слава. Игра актера была настолько талантливой, что даже самые незначительные персонажи оставались в памяти навсегда.

Еще одно достоинство актера – его голос, с незабываемыми выразительными оттенками. Он озвучил множество фильмов и даже получил прозвище Ефима Закадровича. Когда снимались «17 мгновений весны», режиссер Т. Лиознова хотела дать роль Копеляну. Но не дала, и как оказалось впоследствии, очень правильно поступила. Зато его голос звучит постоянно, голос, который не похож ни на чей другой. Ефим озвучивал внутренний голос разведчика Штирлица, он был взвешенным и спокойным, даже когда над Штирлицем надвигалась явная угроза. Он говорил, когда Штирлиц спал, ел, брился и даже молчал.

Заслуги актера Ефима Копеляна были отмечены в 1973 году, когда он стал Народным артистом СССР. Его последняя заметная работа в кинематографе — картина «Вечный зов», где его герой Кафтанов. Актер продолжал сниматься в кино до тех пор, пока позволяло здоровье. Перед самой смертью он снялся еще в двух фильмах «Соломенная шляпка» и «Ольга Сергеевна».

Личная жизнь

Первой женой Ефима Копеляна стала актриса Татьяна Певцова. Их брак длился всего пять лет, развелись они в 1940 году. Спустя год в жизнь Ефима навсегда вошла Людмила Макарова. Их знакомство состоялось в театре, а свадьбу они сыграли буквально перед самой войной.

Ефим Копелян - личная жизнь

Свою личную жизнь актер считал счастливой. Они не только любили друг друга, но и были настоящими друзьями, сумели понести свои чувства через 34 года совместной жизни. Ефим никогда не давал волю чувствам в присутствии посторонних, но жена всегда знала, что муж ее просто обожает. Они родили сына Кирилла, который тоже стал актером. Сына не стало в 2005-м, Людмилы Макаровой в 2014-м.

Смерть

Ефиму Копеляну было немногим за 60, а он уже был очень больным человеком. Сказались фронтовые будни, многочисленные гастрольные поездки и отсутствие нормальных бытовых условий. Он умер внезапно, после того, как случился второй инфаркт. После первого приступа он поехал на восстановление в санаторий. И вдруг актеру снова стало плохо. Карета скорой помощи, вызванная из Ленинграда, не успела, и докторам осталось только констатировать смерть. Это случилось 06.03.1975 года.

Могила Ефима Копеляна

Похоронили известного актера на Волковском кладбище в Ленинграде. В память о великом артисте, и в связи со столетием его рождения, в 2012-м появились почтовые марки, на которых изображен неподражаемый Ефим Копелян.

Избранная фильмография

  • 1941 — Танкер «Дербент»
  • 1956 — Искатели
  • 1958 — Мистер Икс
  • 1963 — Два воскресенья
  • 1967 — Бабье царство
  • 1967 — Софья Перовская
  • 1968 — Интервенция
  • 1969 — Её имя — Весна
  • 1970 — Чайка
  • 1973 — Вечный зов
  • 1975 — Ярослав Домбровский

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ефим Копелян

В детстве Ефим Копелян мечтал стать архитектором. Но в художественном институте он проучился всего два года, а затем ушел в театральную студию. Копелян прославился благодаря ролям в спектаклях Большого драматического театра ​

и фильмах «Неуловимые мстители» ​ , «Преступление и наказание» и «Даурия».

«Лет через двадцать будет актер»

Ефим Копелян в роли Зозули в спектакле Бориса Бабочкина «Кубанцы». 1938. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: rg.ru

Ефим Копелян в роли Дона Цезаря де Базана в спектакле Ивана Ефремова «Рюи Блаз». 1952. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян в роли Гречки в спектакле Владимира Вильнера «Дума о Британике». 1937. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян родился 12 апреля 1912 года в белорусском городе Речица в еврейской семье. Его родственники владели лесозаготовительным заводом, который поставлял древесину государственным ведомствам Российской империи. Отец будущего актера Залман Копелян занимался семейным делом. Мать Маша Френкель — дочь крупного промышленника — воспитывала сыновей, которых в семье было шестеро.

Отец будущего актера любил рисовать сам и передал эту любовь детям. Ефим Копелян мечтал быть архитектором, а его старший брат Исаак Копелян стал художником.

После революции Копеляны потеряли завод и другое имущество — им пришлось перебраться на съемную квартиру. Чтобы помочь семье, Ефим Копелян устроился в местный кинотеатр художником: он оформлял афиши для фильмов, которые там показывали.

В 1929 году Копелян окончил среднюю школу в Речице и уехал в Ленинград (сейчас — Санкт-Петербург ​) — поступать в художественное училище. Но в этот год поступить не удалось, поэтому первое время будущий актер работал токарем на заводе «Красный путиловец». В 1930 году Копеляна все же приняли в Институт пролетарского изобразительного искусства (сейчас — Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина ​

), где уже учились два его брата. Он, как и хотел, попал на архитектурное отделение. По совету однокурсника Копелян пришел в Большой драматический театр (БДТ) ​

, где набирали актеров массовки и платили им за участие в постановках. Копеляну так понравилось играть в театре, что в 1932 году он бросил Академию художеств и поступил в студию при БДТ. Первое время начинающему актеру ставили невысокие оценки на экзаменах. Его хвалил только художественный руководитель БДТ Константин Тверской. От него Копелян единственный на курсе получил пятерку на экзамене. А вскоре Тверской пригласил его сыграть лорда Грея в своем спектакле «Жизнь и смерть короля Ричарда III».

Дипломной работой Копеляна стала постановка «Свои люди, сочтемся» по одноименной пьесе Александра Островского ​

. Основатель БДТ Николай Монахов, который был на премьере спектакля, сказал об артисте: «Ну что ж, лет через двадцать будет актер».

Актер Большого драматического театра и Театра народного ополчения

Ефим Копелян (слева) в роли Горича и Сергей Юрский в роли Чацкого в спектакле Георгия Товстоногова «Горе от ума». 1962. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян (справа) и режиссер Георгий Товстоногов на репетиции спектакля «Три сестры». 1965. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян в роли Адмирала Нельсона в спектакле Андрея Соколова «Флаг адмирала». 1950. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян окончил студию при Большом драматическом театре в 1935 году. Почти сразу его позвали в основную труппу коллектива. В том же году на сцене БДТ актер дебютировал в роли кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся» о героях-челюскинцах.

В конце 1930-х Копелян много играл в театре, но главных ролей не получал. Среди известных спектаклей этих лет с его участием — «Король Лир», «Дума о Британке», «Царь Потап».

, труппу БДТ эвакуировали в Киров ​

. Ехать с ними Копелян отказался. Он остался в Ленинграде и записался добровольцем в армию. Артисту предложили присоединиться к коллективу Театра народного ополчения и выступать с концертами и спектаклями перед бойцами. Часто актерам приходилось выступать даже под обстрелами. В 1944 году за работу в Театре народного ополчения Ефиму Копеляну вручили медаль «За оборону Ленинграда». Коллектив просуществовал до конца войны.

В 1956 году художественным руководителем БДТ стал Георгий Товстоногов ​

. Режиссер начал давать Копеляну роли разного плана. Артист играл и в постановках классики, в том числе «Горе от ума» и «Три сестры», и в новых спектаклях — «Прошлым летом в Чулимске» и «Пять вечеров». Критики хвалили Копеляна за особую манеру игры, которую они называли сдержанной и лаконичной. Артист умел показать чувства и переживания героя без переигрывания.

Он не выделялся ни высоким ростом, ни красивой внешностью, ни громким голосом. На сцене он был прост и, казалось, маловыразителен, однако его персонажи всегда жили насыщенной внутренней жизнью. Каждая из его ролей была откровением, но все его персонажи были похожи только на одного человека — на Ефима Копеляна.

Актер Олег Басилашвили ​

Из-за особой манеры игры Копеляна сравнивали с французским актером Жаном Габеном. Зинаида Шарко вспоминала: «Копеляна иногда называли «нашим Жаном Габеном», находя, что он похож на французского актера и внешне, и масштабом личности. А я бы сказала: «Жан Габен — это их Фима Копелян!»

Своей любимой ролью Ефим Копелян называл Вершинина из постановки пьесы «Три сестры» ​ . Всего же актер сыграл в БДТ около ста спектаклей и проработал в театре почти 40 лет.

Фильмы Ефима Копеляна

Ефим Копелян (справа) в роли Елисея Каргина и Аркадий Трусов в роли Андрея Улыбина в художественном фильме Виктора Трегубовича «Даурия» (1971)

Ефим Копелян (слева) в роли Саввы Морозова и Игорь Ледогоров в роли Николая Баумана в художественном фильме Семена Туманова «Николай Бауман» (1967)

Ефим Копелян в роли Аркадия Свидригайлова в художественном фильме Льва Кулиджанова «Преступление и наказание» (1969)

В кино ​ Ефим Копелян начал сниматься еще в 1930-х. Дебютировал он в роли балалаечника в картине «Ошибка героя». Как и в театре, играть ему чаще всего приходилось отрицательных персонажей.

Как киноактер Копелян стал известен в 1967 году благодаря роли купца Саввы Морозова ​ в фильме «Николай Бауман». Кроме него в картине снялись Элина Быстрицкая ​

. Через год за фильм «Николай Бауман» Копелян получил вторую премию за лучшую мужскую роль на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде.

В 1960-х Копелян снялся в нескольких популярных фильмах — «До свидания, мальчики!», «713-й просит посадку», «Интервенция». Сыграл он и в трех частях советского вестерна «Неуловимые мстители» ​

. Актеру досталась роль атамана Бурнаша — предводителя анархистов. Его банда грабила крестьян, сражалась с красноармейцами. Атамана Бурнаша Копелян исполнил в своей манере — почти без эмоций и с иронией. Из-за этого зрителям казалось, что его атаман не охотится за неуловимыми мстителями, а подшучивает над ними. Актриса Татьяна Доронина ​

писала: «Ефим Копелян ― один из самых скупых на внешние обозначения актеров. Копелян никогда не играл «слова», он играл то, что за словами, за всем видимым и слышимым, то, что таят сердце и подсознание».

Атаман Бурнаш стал одним из самых популярных героев Копеляна. Артист позднее вспоминал, что на улицах его часто останавливали дети, которые хотели познакомиться с киногероем. А иногда они подражали неуловимым мстителям и устраивали на Копеляна охоту — актера забрасывали снежками, преследовали на улице.

Другой известной ролью Копеляна был Свидригайлов из экранизации романа ​ «Преступление и наказание». Критики писали, что актер сумел убедительно показать переживания героя.

Сыграл Копелян и в экранизации романа Константина Седых «Даурия» о судьбе казаков Забайкалья во время Первой мировой ​

и Гражданской войны. Персонажем актера был атаман Елисей Каргин.

Лаконизм… отнюдь не противопоказан психологической глубине. Это еще раз доказал Е. Копелян. В немногих сценах он создал совершенно «полнометражный» образ, принципиально важный для этого фильма самостоятельным подходом художника к материалу. Здесь уже не ощущаешь потребности свериться с первоисточником: живой экранный характер исчерпывающе полно несет свою тему. И мы надолго запоминаем трагедию человека, всю жизнь свою честно отдавшего ложной идее, трагедию, с пронзительной силой и ясностью раскрытую актером.

Журнал «Советский экран», 1972 год

Известен Ефим Копелян был и как актер дубляжа. Он читал авторский текст — мысли Штирлица — в сериале «Семнадцать мгновений весны». Изначально Татьяна Лиознова хотела дать актеру небольшую роль, но отказалась от этой идеи и специально для Копеляна написала закадровый текст.

На озвучивание «Семнадцати мгновений весны» Копелян ездил каждые выходные после вечерних спектаклей из Ленинграда в Москву ​. О работе над этой картиной актер позднее говорил: «Я не Ефим Захарович, а Ефим Закадрович — я же все время за кадром».

За «Семнадцать мгновений весны» Ефим Копелян получил Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых. А в 1973 году актеру присвоили звание народного артиста СССР.

Личная жизнь актера

Ефим Копелян со второй женой — актрисой Людмилой Макаровой. 1940–1950-е. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян со второй женой — актрисой Людмилой Макаровой. 1940–1950-е. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян в роли Ильина и Людмила Макарова в роли Кати в спектакле Георгия Товстоногова «Пять вечеров». 1959. Ленинградский академический Большой драматический театр имени М. Горького, Ленинград. Фотография: fontanka.ru

Ефим Копелян был женат дважды. Со своей первой супругой — актрисой Татьяной Певцовой — он познакомился в середине 1930-х. Их брак продлился всего пять лет. Копелян и Певцова расстались в 1940 году.

Уже в мае следующего года Копелян женился вновь. В Большом драматическом театре он познакомился с актрисой Людмилой Макаровой. Вместе они прожили более 30 лет. Артисты играли в спектаклях «Шестой этаж» и «Девушка с кувшином» в БДТ.

Мы… дома никогда не были актером и актрисой — не вели творческие споры и дискуссии, не обсуждали роли друг друга. Конечно же, следили друг за другом, но издали, ненавязчиво. Я улавливала тончайшие нюансы его настроения — видела, например, что он смущается. Никто не замечал, а я понимала: что-то его здесь задело! В нашей жизни вообще не было ничего театрального или показного. Так, Фима никогда не проявлял ко мне нежности на людях, был очень застенчивым. Когда я была беременной, стеснялся ходить со мной рядом, говорил: «Я чувствую себя быком-осеменителем!» Муж во всем умел находить смешное, и это нам очень облегчало жизнь».

Людмила Макарова. Из интервью для интернет-издания «Бульвар Гордона» В 1948 году у Копеляна и Макаровой родился сын Кирилл. Как и родители, он стал актером.

Последние фильмы и спектакли

Ефим Копелян в роли Михаила Кафтанова в многосерийном фильме Владимира Краснопольского и Валерия Ускова «Вечный зов» (1973–1983)

Ефим Копелян со второй женой — актрисой Людмилой Макаровой. 1960–1970-е. Фотография: bdt.spb.ru

Ефим Копелян в роли месье Бопертюи в художественном фильме Леонида Квинихидзе «Соломенная шляпка» (1974)

В 1970-х Ефим Копелян много снимался в кино. Он сыграл генерала КГБ Сергеева в детективе «Ошибка резидента» и его продолжении «Судьба резидента», обманутого мужа де Бопертюи в комедии «Соломенная шляпка».

На съемки Копелян продолжал ездить из Ленинграда в Москву. Часто он даже не спал: ехал на ночном поезде сразу после вечернего спектакля, а уже утром снимался. Из-за этого у артиста начались проблемы с сердцем.

Накануне премьеры спектакля «Три мешка сорной пшеницы» в БДТ Копелян почувствовал себя плохо. Сыграть в постановке актер не смог. Он попал в больницу, где и умер 6 марта 1975 года. Людмила Макарова вспоминала: «Это случилось перед праздниками, врачи ушли домой, он оказался почти без присмотра». Похоронили Ефима Копеляна на Литераторских мостках Волковского кладбища Санкт-Петербурга.

Незадолго до смерти Копелян снимался в сериале «Вечный зов» Владимира Краснопольского и Валерия Ускова. Несколько эпизодов с участием актера снять не успели. В заключительных сериях картины Копеляна заменил дублер, которого снимали только со спины.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/2842-efim-kopelyan.html
  • https://biographe.ru/znamenitosti/efim-kopelyan/
  • https://www.culture.ru/persons/1157/efim-kopelyan
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.