Сергей Королев: жизнь и достижения человека, чья душа была в космосе
Сергей Королев
Сергей Королев — выдающийся советский конструктор и ученый, академик АН СССР, основоположник космонавтики и крупнейший специалист в области космического кораблестроения. Сегодня достижения исследователя используются в современном ракетостроении.
Детство и юность
Сергей Павлович родился 12 января 1907 года (по старому стилю — 31 декабря 1906-го) в Житомире. Отец, из разночинцев, работал учителем. После распада семьи мальчика отправили к родителям матери в Нежин, где он воспитывался в купеческой семье. С 1917 года будущий ученый жил в Одессе с матерью Марией Николаевной и отчимом Григорием Михайловичем Баланиным. Школьную программу осваивал дома, с 1922 по 1924 год учился в строительной школе.
Начало карьеры
В 1921 году Королев познакомился с летчиками гидроотряда и участвовал в авиационной жизни, а уже в 16 лет читал лекции об авиации. Первое изобретение, созданное юношей в 17 лет, — безмоторный самолет К-5, рекомендованный к постройке. Окончив строительную школу, молодой конструктор поступил в Киевский политех.
В 1926 году Сергей перевелся в высшее техническое училище в Москве. В столице парень участвовал в организации планерной школы, стал инструктором и испытателем планеров, закончил школу летчиков, посещал аэродинамический кружок и разрабатывал легкие самолеты. Начиная с четвертого курса Королев работал в конструкторском бюро.
В 1929-м в биографии конструктора состоялась знаковая встреча с Константином Циолковским, который посоветовал Сергею заняться полетами в космос, подарил книгу «Космические ракетные поезда» и рекомендовал обратиться к Фридриху Артуровичу Цандеру — инженеру ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).
В феврале 1930 года под руководством Андрея Туполева Королев защитил проект самолета СК-4. Одновременно с этим молодой ученый создал планер СК-3 «Красная звезда», на котором в свободном полете выполнялись петли Нестерова. В марте 1931 года он начал работу в ЦАГИ старшим инженером по летным испытаниям. Главное событие этого периода — встреча с Цандером, который занимался испытаниями двигателя ОР-1.
Позднее Королев возглавил научно-технический совет московской Группы изучения реактивного движения. Первостепенное внимание в ней уделялось ракетному оружию, необходимому для укрепления обороноспособности страны. Сергей Павлович создал первое КБ, вошедшее в историю ракетостроения.
В сентябре 1933 года 26-летнего Королева назначили заместителем директора Реактивного института. Надежды гирдовцев о переходе к серьезным проектам не оправдались, тематика разработок сократилась, и в 1934 году Королев был освобожден от должности. Он остался работать в институте рядовым инженером, сосредоточив усилия на разработке крылатых ракет.
В 1936 году Сергей Павловича назначили главным конструктором отдела РНИИ, разрабатывавшего ракетные летательные аппараты. Ученый обладал удивительной интуицией, энциклопедическими знаниями и опытом. В частности, он первым обосновал концепцию ракетного истребителя-перехватчика, достигающего за несколько минут большой высоты и атакующего самолеты, угрожающие защищаемому объекту.
Арест
Летом 1938 года Королева арестовали. Поводом для задержания стали показания инженеров, работавших в ракетостроении. Коллеги конструктора сообщали, что тот якобы вел деятельность, результатом которой стало ослабление оборонной мощи страны в угоду фашизму. Ученый получил обвинение по двум пунктам 58-й статьи — следствие указывало, что с 1935 года он намеренно тормозил отработку и сдачу новых образцов оружия для РККА.
Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях, а также к 5 годам поражения в правах. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат скоро негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. Только благодаря ходатайству Михаила Усачева Королева выходили в местной санчасти.
Тем временем родственники боролись за освобождение Сергея Павловича, в результате чего дело конструктора пересмотрели, и в 1939-м его отправили в Москву. Только в марте 1940-го, задержавшись в пути из-за болезни, ученый попал в столицу, где прошел новые судебные разбирательства. Теперь его приговорили к 8 годам, после чего перевели в спецтюрьму, где он смог продолжить научную деятельность.
Находясь в заключении, Королев выступал ассистентом Льва Термена в отделе, занимавшемся проектированием беспилотных летательных аппаратов. Позже, уже под руководством Андрея Туполева, разрабатывал несколько объектов, среди которых оказались бомбардировщики и аэроторпеды. В декабре 1941 года коллектив Туполева эвакуировали в Омск. Здесь самолет Ту-2 был запущен в производство.
Успехи конструктора способствовали его переводу в Казань, где Королев занялся усовершенствованием ракетных двигателей, которые затем применялись в авиации. В 1943-м совершил полет пикирующий бомбардировщик Пе-2 — Сергей Павлович приложил руку к улучшению характеристик этой модели. Через год инженер был досрочно освобожден по приказу Иосифа Сталина, а после начал работать преподавателем в Казанском авиационном институте.
Конструктор МБР
В мае 1946 года советское руководство приняло постановление, положившее начало развитию ракетостроения. В подмосковном Калининграде (сегодня — Королев) создали Государственный союзный НИИ реактивного вооружения (НИИ-88). Сергея Павловича назначили одним из главных его конструкторов.
Далее события развивались стремительно. По указанию Сталина создали копию немецкой ракеты. Проводились испытания ракет А-4, собранных из трофейных узлов в институтах Нордхаузен и НИИ-88. Испытывались первые ракеты Р-1, воспроизводившие А-4 уже из своих материалов и по отечественной документации. Королев оказался не только талантливым конструктором, но и организатором, сумевшим скоординировать работу всех подразделений.
Освоение вершин военной техники началось с создания ракеты с дальностью 300 км. В 1948 году была создана ракета Р-2 с дальностью 600 км, способная достичь некоторых американских баз. В результате дальнейших разработок появилась РДД Р-5М с дальностью 1200 км и ядерной боевой частью. Испытания стратегической ракеты проводились на Семипалатинском полигоне 2 февраля 1956 года.
Основным направлением деятельности Королева стала разработка многоступенчатых межконтинентальных ракет. Созданная им баллистическая ракета (МБР) Р-7 имела дальность 8 тыс. км, а модернизированный вариант Р-7А — 12 тыс. км. Жидкостные МБР проигрывали американским твердотопливным, поэтому создали экспериментальную ракету РТ-1 на твердом топливе.
Космонавтика
Военные разработки стали для Королева условием для дальнейшего освоения космоса. 4 октября 1957 года впервые в истории землян запустили искусственный спутник. Спустя месяц, 3 ноября, на орбиту был отправлен второй спутник, на борту которого находилась собака Лайка. 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Алексеевич Гагарин. В реализации этих проектов были задействованы специалисты Совета главных конструкторов, созданного Королевым.
При жизни исследователя успешно осуществили еще семь полетов пилотируемых кораблей, запустили спутники, космические научные станции и системы. Также инженер разрабатывал идеи покорения Луны и Марса.
Личная жизнь
Личная жизнь конструктора оказалась относительно спокойной и гармоничной. Сергей Королев был дважды женат. Первый раз инженер зарегистрировал отношения в августе 1931 года с одноклассницей Ксении Винцентини, в 1935 году супруга родила ему дочь. В 1948 году семья распалась.
Со второй женой Ниной Ивановной Котенковой, переводчицей в НИИ-88, исследователь познакомился на работе.
Смерть
Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Причиной смерти была признана остановка сердца во время хирургической операции. При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства (у больного обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование). Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в конце 30-х годов была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки.
Память
В память о конструкторе дом в Житомире, в котором родился Сергей Павлович, переоборудовали в музей. Также мемориальный музей открылся в Москве. Имя инженера носит город, где он работал, а также многие улицы и проспекты не только в России, но и в странах СНГ. В разных уголках Земли открыты памятники ученому (некоторые скульптуры запечатлели Королева вместе с Юрием Гагариным, например в Таганроге, перед корпусом радиотехнического института). В честь покорителя космоса названы и космические объекты.
Фамилию исследователя носит самый большой конференц-зал в компании SpaceX, возглавляемой Илоном Маском. Этого американского предпринимателя, миллиардера и инженера многие сравнивают с Сергеем Павловичем по прогрессивности предлагаемых идей и созданных объектов для покорения космоса. В 2021-м американец устроил экскурсию по заводу, производящему корабли Сrew Dragon, для внука и правнука советского конструктора. Маск отметил, что вместе с командой при инновационных разработках обращался к достижениям Королева.
Фигура Сергея Павловича (или же его прообраз) появляется в советских и российских фильмах. В разное время образ конструктора успели примерить на себя актеры Георгий Жженов, Кирилл Лавров, Владимир Ильин и другие. Также биографии ученого посвятила книгу дочь Наталия Сергеевна.
Интересные факты
- По пути в Москву в 1939 году Королев должен был сесть в Магадане на пароход «Индигирка». Этот рейс числился последним, после чего закрывалась навигация. Сергей Павлович задержался в дороге и опоздал на посадку, но это спасло жизнь ученого — пароход попал в шторм в Японском море и затонул.
- Конструктор оставался человеком, ратующим за строгую дисциплину. В 1963 году в космос отправилась первая женщина Валентина Терешкова. По окончании полета, который продлился трое суток, Терешкова успешно приземлилась, однако после нарушила должностные обязанности: съела продукты, которыми ее угостили местные жители, а также раздала тюбики с «космической» едой. После этого, уже в Москве, Королев устроил Валентине строгий выговор и заявил, что при его жизни больше ни одна женщина не полетит в космос.
- В апреле 2020-го сборная России по футболу разместила в аккаунте в «Твиттере» пост, в котором представила символическую национальную команду. На фото к посту Юрий Гагарин предстал в роли вратаря, а Королев — главного тренера.
Сергей Королев: жизнь и достижения человека, чья душа была в космосе
"Он и был озабочен, когда смотрел в небо. Там, в небе, была его работа. Когда из солнечного кома огня поднималась космическая ракета, он не был сторонним наблюдателем. В эти короткие секунды укладывалась вся жизнь его, страсть его, боль неудач, и восторг перед мощью человека, и горячая волна благодарности людям"
(Я. Голованов в воспоминаниях о С. Королеве)
Без Сергея Павловича Королева не было бы полета Гагарина в космос, не было бы луноходов и орбитальных станций, которые исследуют и дальние миры, и наблюдают за тем, что происходит на Земле. Выдающийся конструктор прожил не очень долгую жизнь, но успел сделать так много, что стал одной из самых незаурядных фигур XX века в области космонавтики. О главных изобретениях гениального конструктора — в материале РЕН ТВ.
Вундеркинд из Житомира
Известный американский журналист Том Вульф писал:
"Советскую программу окружала аура волшебства. Советы практически не публиковали цифр, фотографий или диаграмм. И никаких имен. Было лишь известно, что советскую программу возглавляла загадочная личность, известная как "главный конструктор". Всякий раз, когда Соединенные Штаты объявляли о масштабном космическом эксперименте, главный конструктор успешно осуществлял его первым".
Выдающийся конструктор и легенда отечественной космонавтики Сергей Королев, как и многие известные ученые, родился в учительской семье. Произошло это 12 января 1907 года в Житомире. Позже Сергей переехал в Одессу и еще подростком понял, что его жизнь будет связана с небом.
Летом он часто пропадал в Одесском порту, где базировался отряд главного управления военно-воздушного флота. Учился собирать и разбирать авиамоторы, ремонтировать фюзеляжи. Иногда летчики брали любознательного парня в полет. А дома он чертил схемы собственного планера.
Первые проекты Сергея Королева
После школы будущий отец советской космонавтики поступил в Киевский политех, а в 1926-м перебрался в Москву, в МВТУ имени Баумана. Андрей Туполев, который был руководителем диплома у Королева, прочил ему большое будущее как авиаконструктору.
Дипломным проектом студента стал самолет СК-4 (по первым буквам имени и фамилии). И беспрецедентный факт: Осовиахим одобрил проект еще до защиты и выделил деньги на его постройку.
Свой первый планер Королев сконструировал в 17 лет. На втором — "Коктебель" — летчик Константин Арцеулов установил всесоюзный рекорд дальности парящего полета.
Еще больше шума наделал в 1930 году планер СК-3: впервые в мире на нем были сделаны сразу "три мертвых петли" без буксировки на высоту три километра. Конструктору тогда исполнилось лишь 23 года.
Ракетная техника
Для того, чтобы интерес Королева с авиастроения переключился на реактивное движение, оказалось достаточно всего одной встречи с создателем теоретической космонавтики Константином Циолковским у него дома в Калуге.
В 1930-е годы Королев вместе с единомышленниками основал Группу изучения реактивного движения (ГИРД), которая затем выросла в Реактивный научно-исследовательский институт.
До 1938 года при участии и во многом под руководством Сергея Королева были созданы первые советские жидкостно-баллистические ракеты, крылатые ракеты (зенитные и дальнобойные), разработаны проекты ракет дальнего действия авиационных ракет и зенитных твердотопливных ракет. 27 июня 1938 года по доносу коллеги Королев был арестован.
Почему Королев сидел в тюрьме
Ученый получил обвинение по двум пунктам 58-й статьи — следствие указывало, что с 1935 года он намеренно тормозил отработку и сдачу новых образцов оружия для РККА.
Сергея Павловича приговорили к 10 годам в исправительно-трудовых лагерях. В апреле 1939-го инженера этапировали на Колыму, в лагерь, где он занимался тяжелыми работами на золотых приисках. Плохие бытовые условия и суровый климат негативно сказались на здоровье конструктора — он заболел цингой. С большим трудом его все же выходили в местной санчасти.
Летом 1940 года Королева судили повторно, и после приговора (теперь ему дали 8 лет) оставили в Москве и направили в спецтюрьму НКВД ЦКБ-29.
Ее возглавляли четверо также осужденных главных конструкторов, в том числе и Андрей Туполев — бывший научный руководитель Королева в Бауманском училище. Именно в ЦКБ-29 был создан лучший (с точки зрения технических характеристик) советский бомбардировщик Ту-2 и пикирующий бомбардировщик Пе-2, самый распространенный в массовом производстве.
В 1942 году Королева перевели в Казань, где он продолжил работу над ракетными двигателями.
Баллистические ракеты
Через два года по личному указу Сталина Сергей Королев был освобожден раньше срока со снятием судимости (но реабилитировали его только в 1957 году).
В 1946 году он был назначен главным конструктором Особого конструкторского бюро-1 (ОКБ-1) в подмосковном Калининграде, теперь это город Королев. Основной задачей бюро стало создание аналога немецкой ракеты Фау-2, а так как все чертежи были утеряны, расчеты нужно было производить заново.
В 1948 году были произведены первые летные испытания Р-1, но можно сказать, что Королев одновременно занимался разработкой сразу нескольких поколений ракет.
В 1954 году была закончена работа над Р-5 — первой баллистической ракетой с ядерным зарядом, а спустя два года в конструкторском бюро Королева была создана первая межконтинентальная двухступенчатая баллистическая ракета Р-7, способная доставить ядерный боезаряд практически в любую точку планеты. Именно она открыла перспективу покорения космоса и легла в основу всех существующих и сегодня ракет-носителей.
Первый искусственный спутник Земли
В 1955 году Сергей Королев вместе с учеными Мстиславом Келдышем и Михаилом Тихонравовым обратился в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли. Инициативу ученых поддержали.
На базе боевой ракеты Королев разработал систему трех- и четырехступенчатых носителей. 4 октября 1957 года первый в истории человечества искусственный спутник Земли, который носил простое название "Спутник-1", был запущен на орбиту.
Аппараты для полета на Луну
В 1959 году советские ученые под руководством Королева создают и запускают три автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй — для доставки на Луну вымпела СССР, третий — с целью фотографирования обратной (невидимой) стороны Луны.
Первым аппаратом, пролетевшим рядом с Луной, стала советская автоматическая межпланетная станция "Луна-1". Это произошло 2 января 1959 года. А первым аппаратом, достигшим Луны, стала станция "Луна-2" — это случилось 13 сентября 1959 года.
Таким образом, Королев обеспечил Советскому Союзу лидерство в лунной гонке.
Первые полеты человека в космос
Неутомимая энергия и энтузиазм Сергея Павловича Королева не иссякали, и на протяжении первой половины 1960-х годов под его руководством совершались многочисленные космические прорывы.
12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе, в 1962 году был совершен совместный полет двух космических кораблей "Восток-3" с Андрияном Николаевым на борту и "Восток-4" с Павлом Поповичем, в 1963 году в космос впервые полетела женщина, Валентина Терешкова.
В 1964 году в полет отправился новый корабль — "Восход", и впервые экипаж составили сразу три человека: ученый, проектант космических кораблей Константин Феоктистов; командир экипажа летчик Владимира Комарова; третьим был врач Борис Егоров.
И, наконец, 18 марта 1965 года Алексей Леонов стал первым в мире космонавтом, вышедшим в открытый космос.
Проект орбитальной станции
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полетов, Королев начал реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Ее прообразом явился принципиально новый космический корабль "Союз".
В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полета предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей "Союз" и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах.
Королев ушел из жизни раньше, чем его идеи были воплощены в космических кораблях "Союз".
Смерть конструктора
Главного конструктора не стало 14 января 1966 года. Его сердце остановилось во время хирургической операции.
При оперативном вмешательстве для удаления полипов в кишечнике внезапно выявились непредвиденные обстоятельства — у Королева обнаружили опухоль, возникла необходимость экстренного введения общего наркоза, чтобы убрать новообразование.
Возникли сложности и с интубацией (по некоторым сведениям, у ученого после допросов в 1938 году была сломана челюсть, которая оставалась малоподвижной). Организм Королева не выдержал такой нагрузки. Сергею Павловичу было 59 лет.
Нереализованные замыслы Сергея Королева
Проект освоения Марса
Королеву принадлежит приоритет в деле практического начала работ по пилотируемым полетам на Марс. По сведениям американских источников, в 1959 году конструктор убедил советское руководство поддержать разработку проекта по посылке марсохода на Марс.
Четвертого июня 1960 года, под грифом "Совершенно секретно. Особой важности" было принято постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР "О плане освоения космического пространства на 1960 год и первую половину 1961 года".
Как правило, основную долю внимания историков космонавтики привлекает первый пункт приложения к этому постановлению. И это вполне объяснимо. Он касался космического корабля "Восток", на котором именно что "в первой половине 1961 года" состоялся первый полет человека в космос. Однако следом шло еще шесть пунктов. И один из них, второй по счету, гласил:
"Создание на базе ракеты Р-7 четырехступенчатого носителя, который позволит осуществить полеты автоматических станций к ближайшим планетам… В сентябре или первой половине октября 1960 года осуществить запуск объекта "М" с целью достижения района Марса, фотографирования его поверхности, передачи изображения на Землю, проведения ряда научных исследований".
В том же июне 1960 года Королев продавливает еще одно постановление ЦК КПСС и Совмина СССР — "О создании мощных ракет-носителей". Знаменитая "лунная" ракета Н-1 в момент рождения замысла и эскизных проектов была не лунной, а "марсианской". Главной ее задачей становилась доставка на орбиту блоков, из которых собирался Тяжелый межпланетный корабль — ТМК.
К 1964 году проект подготовки полета на Марс был выполнен примерно наполовину. Для его полного осуществления нужно было немногое — нормальная плановая работа без авралов и резких поворотов.
Однако все произошло с точностью до наоборот. В том же 1964 году руководство СССР, впечатленное успехами американцев в продвижении Лунной программы, дало задание опередить США именно на Луне. Марсианская экспедиция сначала забуксовала, а после смерти Королева прекратилась вовсе.
Лунный проект
Королев вынашивал идеи запуска человека на Луну еще в середине 1950-х годов. Соответствующая космическая программа разрабатывалась при поддержке Хрущева. Основным содержанием ее было осуществление советской пилотируемой экспедиции на поверхность Луны на основе применения сверхтяжелой ракеты Н-1.
Однако эта программа так и не была реализована ни при жизни Сергея Павловича, ни позже из-за совокупности причин, среди которых называются, например, отсутствие единоначалия (программа разрабатывалась под руководством Минобороны СССР, к которому Королев не имел отношения), разногласия с главным конструктором ракетных двигателей В.П. Глушко, а также смена руководства КПСС — Брежнев не придавал Лунной программе такого значения, как Хрущев.
Основные технические решения проекта советской лунной пилотируемой экспедиции были разработаны под непосредственным руководством Королева. После смерти Сергея Павловича и нескольких неудачных попыток запуска Н-1 советская программа пилотируемого полета на Луну была постепенно свернута в пользу исследования Луны беспилотными космическими аппаратами.
Сергей Павлович Королев
Сергей Королев – советский конструктор, разработчик ракетно-космических комплексов. Внес огромный вклад в отечественное ракетостроение и покорение космоса.
Имя выдающегося конструктора Сергея Королева известно во всем мире. В историю он вошел, как талантливый ученый, положивший начало развитию отечественной космонавтики. Результаты изысканий Сергея Павловича по сей день применяются в ракетостроении и ряде смежных областей.
Детство и юность
Конструктор родился 31 декабря 1906 года в украинском городе Житомир, входившем тогда в состав Волынской губернии Российской империи. Отец мальчика, учитель по профессии, рано покинул семью, после чего Сережу передали на воспитание к родственникам со стороны матери в город Нежин. В 1917-м будущий ученый воссоединился с матерью, которая к тому времени повторно вышла замуж. Семья перебралась в Одессу, где Королев поступил в строительную школу.
Начало трудовой деятельности
В начале 1920-х Сергей увлекся авиацией, познакомившись с членами летного отряда. В 17-летнем возрасте начинающий конструктор представил модель безмоторного самолета К-5, который вскоре рекомендовали к постройке. После строительной школы талантливый юноша стал студентом Киевского политехнического института, откуда в 1926 году перевелся в столичное техническое училище. В Москве молодой человек активно участвовал в авиационной жизни: был одним из организаторов планерной школы, в аэродинамическом кружке изобретал легкие самолеты, испытывал модели и инструктировал летчиков. На четвертом курсе Королев поступил на работу в конструкторское бюро.
В конце 1929-го изобретатель познакомился с Константином Циолковским, и это стало самым знаковым событием в биографии молодого конструктора. Ученый подарил коллеге книгу «Космические ракетные поезда» и посоветовал ему заняться изучением космических полетов. По рекомендации Циолковского Сергей стал сотрудничать с инженером Центрального аэрогидродинамического института Фридрихом Цандером.
В начале 1930-го, работая под началом Андрея Туполева, Королев представил модель самолета СК-4. Параллельно вел работу над проектом планера «Красная звезда», который мог виртуозно выполнять петлю Нестерова. В 1931 году конструктор получил должность старшего инженера по летным испытаниям в Центральном аэрогидродинамическом институте. В тот же период Сергей возобновил сотрудничество с Цандером, который проводил испытания двигателя ОР-1.
Позже инженер стал руководителем научно-технического совета столичной Группы изучения реактивного движения. Эта организация занималась разработкой ракетного вооружения, необходимого для обороны молодой страны. Королев стал основателем первого в СССР конструкторского бюро, получившего мировую известность.
Осенью 1933 года Королев занял пост заместителя руководителя Реактивного института. Успехи ученых в области аэрогидродинамики на тот момент были весьма скромными, серьезные проекты воплощать в жизнь не удавалось. Финансирование разработок постепенно сократилось, а самого конструктора освободили от занимаемой должности. Тем не менее, Королев остался в институте на посту рядового инженера и продолжил разрабатывать крылатые ракеты.
В середине 1930-х Сергей Павлович возглавил конструкторский отдел РНИИ, где разрабатывалась ракетная техника. Современники инженера отмечали, что это был человек с поразительной интуицией и колоссальным опытом, подкрепленным энциклопедическими знаниями.
Репрессии
В 1938 году Королева, как и многих его коллег, арестовали по доносу «доброжелателей». Кляуза содержала сведения о том, что, якобы конструктор вел антисоветскую деятельность, умышленно ослабляя обороноспособность страны в пользу нацистской Германии. Судили ученого по пресловутой 58-й статье, так или иначе сломавшей жизни тысяч советских людей.
Конструктор получил 10 лет лишения свободы с отбыванием в исправительно-трудовом лагере и поражение в правах сроком на 5 лет. Весной 1939 года Сергей Павлович был этапирован в лагерь на Колыму, где заключенные работали на золотодобывающих приисках. Нечеловеческие условия труда и проживания подорвали здоровье инженера – его сразила цинга. Лагерным докторам с трудом удалось спасти ему жизнь.
Пока Королев находился в неволе, его близкие не переставали бороться за его освобождение. В итоге дело разработчика было пересмотрено, и в 1939 году его перенаправили в столицу. В Москве ученый оказался только через год – в дороге его болезнь обострилась, из-за чего пришлось проходить лечение в госпитале. После нового судебного разбирательства Сергей Павлович получил 8 лет лишения свободы, но с отбыванием в спецтюрьме. В этом учреждении конструктор получил возможность продолжить свои изыскания в области самолетостроения.
Годы войны
В тюрьме Королев работал под руководством Льва Термена, занимавшегося разработкой беспилотников. Позже стал сотрудничать с Андреем Туполевым и проектировать такие виды военного вооружения, как аэроторпеды и бомбардировщики. В начале войны заключенных спецтюрьмы перевезли в Омск, где вскоре был запущен легендарный самолет Ту-2.
Королев был на хорошем счету, и через некоторое время его перевели в Казань. Здесь изобретатель совершенствовал ракетные двигатели, которые впоследствии широко применялись в гражданской и военной авиации. В 1943 году Сергей Павлович руководил запуском пикирующего бомбардировщика ПЕ-2, над усовершенствованием которого он трудился несколько месяцев. В следующем году конструктора освободили по приказу самого Сталина, после чего он поступил на службу в Казанский авиационный институт.
Создание баллистических ракет
Весной 1946-го по распоряжению советского правительства был создан Государственный союзный НИИ реактивного вооружения. НИИ-88 располагалось в подмосковном городе Калининград, позже переименованный в Королев. Сергей Павлович вошел в руководящую группу нового научного центра.
Ракетостроительная область в те годы развивалась стремительно. В соответствии с указом Иосифа Сталина была создана копия германской ракеты, велись испытания ракеты А-4, собранной из трофейных механизмов. Ученые запускали и ракеты, полностью состоявшие из отечественных узлов. Сергей Павлович проявил себя не только грамотным инженером, но и талантливым руководителем, четко координировавшим деятельность всех отделов.
В 50-х Королев вел активную деятельность по разработке многоступенчатых ракет межконтинентальной серии. Конструктор разработал баллистическую ракету Р-7 дальностью 8000 км., а позже и ее модернизированный вариант – Р-7А, способную преодолевать расстояние до 12000 км. Американцы были тогда на шаг впереди: на смену жидкостным ракетам у них уже пришли твердотопливные, тогда как в СССР все еще производили старые образцы. Это стало толчком для создания твердотопливной ракеты, получившей название РТ-1.
Освоение космоса
День 12 апреля 1961 года стал для каждого советского гражданина огромной гордостью и одним из самых больших праздников. Королев и его команда отправили в космос Юрия Гагарина, чье имя сегодня известно любому землянину.
При жизни конструктор поучаствовал в еще семи запусках пилотируемых космических аппаратов. Помимо этого, в космос были отправлены десятки спутников, позволивших собрать бесценные научные данные. В конце трудовой биографии Сергей Павлович разрабатывал программы по покорению Марса и Луны.
Личная жизнь
У Королева была довольно спокойная и благополучная личная жизнь. Первой супругой инженера стала одноклассница Ксения, которая в 1935 году подарила ему дочку. После войны в семейных отношениях пары произошел разлад, и семья распалась.
Вторую избранницу – Нину Котенкову – ученый встретил среди коллег по работе. Женщина трудилась на должности переводчика в НИИ-88.
Смерть
Советский конструктор скончался 14 января 1966 года. По сообщению врачей, смерть наступила в результате остановки сердца во время операции по удалению полипов. Во время хирургического вмешательства выяснилось, что в кишечнике ученого образовалась опухоль, которую требовалось незамедлительно удалить.
Возник ряд сложностей, в том числе с интубацией (во время допросов в 30-е годы Королеву сломали челюсть). Нагрузка, которой подвергся организм Сергея Павловича, оказалась для него слишком тяжелой.
Интересные факты
- Добираться из Магадана до столицы в 1939 году инженеру предстояло на пароходе «Индигирка», выполнявшем последний рейс перед закрытием навигации. В силу личных обстоятельств ученый пропустил посадку, что в итоге спасло его от смерти. Позже выяснилось, что судно попало в серьезный шторм в Японском море и затонуло.
- Занимая руководящие должности, Королев требовал от своих подопечных строгой дисциплины. В 1963 году, после успешного полета первой женщины-космонавта Валентины Терешковой произошел курьезный случай, о котором мало кто знает. Приземлившись в населенном пункте, Валентина, вопреки должностным инструкциям, поела угощения от местных жителей. В свою очередь, героиня раздала людям космическую еде в тюбиках, что также запрещалось уставом. Узнав об этом, шеф устроил ей серьезную взбучку и сказал, что больше никогда не отправит в космос женщину.
Память
В родном городе Королева – Житомире – открыт музей его имени. Подобный комплекс функционирует и в столице. Именем конструктора назвали город, где он трудился во благо отечественной науки. Десятки улиц и площадей по всей стране переименованы в честь этого гениального человека.
Дань уважения советскому ученому отдал и знаменитый Илон Маск, назвав в его честь главный конференц-зал своей компании «SpaceX». Вообще, миллиардера часто сравнивают с Сергеем Павловича, и считают его современным продолжателем дела великого ученого.
Прообраз инженера можно встретить во многих советских и российских кинокартинах. В разные годы в Королева перевоплощались Кирилл Лавров, Георгий Жженов и Владимир Ильин. Биография конструктора отражена в книге воспоминаний его дочери – Натальи Сергеевны.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/3744-sergei-korolev.html
- https://ren.tv/longread/1065603-sergei-korolev-zhizn-i-dostizheniia-cheloveka-chia-dusha-byla-v-kosmose
- https://biographe.ru/uchenie/sergej-korolev/