Анатолий Смелянский о Романе Козаке

Козак Роман Ефимович

Окончил МХАТ в 1982 году (курс ). С 1983 года с перерывами работал во МХАТе им. Чехова. Играл в спектаклях: «Дни Турбиных» (Шервинский), «Чайка» (Треплев), «Амадей» (Моцарт) и др. Параллельно работал в «Человек». Как актер играл в пьесе С. Мрожека «Эмигранты». Поставил два культовых спектакля того времени: «Чинзано» Л. Петрушевской (1987) и «Елизавета Бам на елке у Ивановых» по пьесам Д. Хармса и А. Введенского (1989).

В 1990 году основал театр «Пятая студия МХАТ», где поставил спектакль «Маскарад» .

В работал главным режиссером в театре Станиславского. Поставил спектакль «Дон Кихот» Булгакова по Сервантесу. В Рижском театре русской драмы поставил спектакли: «Самое главное» Н. Евреинова (1995), «Пляска смерти» А. Стринберга (1996), «Отелло» У. Шекспира (1997). Во МХАТе им. Чехова поставил: «Любовь в Крыму» С. Мрожека, «Маленькие трагедии» , «Женитьба» , «Лесная песня» Л. Украинки и др. Среди постановок в разных театрах и антрепризах: «Банан» по пьесе С. Мрожека «Вдовы», «Смуглая леди сонетов» Б. Шоу, «Золото» . Среди работ за рубежом: «День рождения Смирновой» в Старом театре, г. Краков, «Чинзано» Л. Петрушевской в театре «Трон», г. Глазго, «Мера за меру» У. Шекспира в «Театре в Нижней Саксонии» и др. (более 20 спектаклей в театрах Германии, Великобритании, Бельгии, Польши, Швеции, Швейцарии, Латвии).

С 1983 года преподавал в МХАТ. Среди его учеников: Н. Негода, Н. Высоцкий, Н. Рогожкина, Д. Корзун, С. Лазарев, А. Урсуляк, А. Арсентьев. Принимал участие в создании дипломных спектаклей: «Последняя встреча», «Чудо св. Антония», «Буря», «Сцены из „Отелло“», «Синяя птица», «Носорог», «Любовные сцены».

С 17 апреля 2001 — художественный руководитель Театра имени Пушкина. Поставил спектакли: «Академия смеха» (2001), «Ромео и Джульетта», «Черный принц» (2002), «Трое на качелях», «Наваждение» (2003), «Поздравляю с будним днем!» (2004), «Косметика врага», «Самоубийца», «Джан» (2005),«Девичник club», «Девичий источник», «Январь» (2006), «Оffиc», «Саранча» (2008), «Бешеные деньги» (2010).

Обладатель Международного фестиваля в Мюнхене (спектакль «Чинзано»), Международного театрального фестиваля в Риге (спектакль «Пляска смерти»).

28 мая 2010 года скончался после тяжелой болезни.

Анатолий Смелянский о Романе Козаке

27 мая ушел из жизни художественный руководитель Театра имени Пушкина, режиссер и актер Роман Ефимович Козак

1 Июля 2010 Записала Екатерина ВАСЕНИНА

Он занимался театром и педагогикой до последней черты. Премьера «Бешеных денег» прошла за несколько недель до его ухода

Рома, ученик Олега Ефремова, появился во МХАТе в начале 1980-х годов. Он начал с высшей ноты – с Треплева в «Чайке». Тогда же в первые свои актерские годы он и Феклистов сыграли «Эмигрантов» Мрожека, который поставил другой ученик Школы-студии Михаил Мокеев. Может быть, та работа стала одной из главных в жизни Романа Козака. Студия «Человек», «Пятая студия МХАТа», «Чинзано», «Маскарад» – он мощно развивался, был надеждой той театральной Москвы.

Я видел его в некоторых его мировых странствиях, когда они показывали «Чинзано», прекрасный спектакль по Петрушевской. Где они только не были с этим «Чинзано» – и в Лос-Анджелесе и в Латинской Америке…

Потом он долго выбирал между актерской и режиссерской карьерой, много ставил в странах Европы. Об этих работах я мало знаю, но видел многое из того, что Роман позднее поставит в Рижской Русской драме. Мне кажется, что его режиссерская жизнь в течение многих лет гораздо более счастливо складывалась на краю империи. Там ему было свободнее, там ему воздавалось больше актерской любви и понимания.

Год или около того он был главным режиссером Драматического театра им. Станиславского – что-то там не сложилось, Роман на какое-то время исчез из моего поля зрения. А потом мы уже серьезно и навсегда встретились в Школе-студии. Он там начал преподавать задолго до того, как я стал ректором. Олег Ефремов очень ценил его как педагога. Так вот, в Школе-студии он обрел себя, сплотил вокруг себя команду творчески близких ему людей. Он был, конечно, из породы лидеров, был одним из самых читающих педагогов, думающих над природой профессии.

В начале нулевых годов я пригласил его в совместную аспирантскую программу Гарварда и Школы-студии, и он в ней участвовал, каждое лето начинал эту программу своим мастер-классом. Он был прекрасен в этой программе, любим студентами. И расцветал от этого еще больше. Там, в Кембридже, мы и по-человечески сблизились. И с ним, и с Аллой Сигаловой, и с Мишкой, их одаренным сыном. Когда Ромы не стало, американский репертуарный театр и институт разослали печальное сообщение всем, кто закончил нашу совместную программу, а это порядка 200 человек, которые работают в американском театре, в кинематографе. Прислали уйму цветов, выставили в фойе портрет Ромы. Для американских актеров это стало таким же потрясением, как и для нас в Москве.

Десять лет он работал в Драматическом театре им. Пушкина. Трудно работал, потому что надо было доказать и себе, и Москве, что это не проклятое место. И он доказал. За 10 лет Театр Пушкина, как бы там к нему ни относиться, стал одним из явно успешных московских театров. И Роман прекрасно понимал, что планку художественную надо поднимать. Сделал несколько очень хороших работ – «Академию смеха», «Оffис». Он, кстати, прекрасно работал в малом пространстве, но не боялся и большой сцены. Шел на эту Голгофу. Он держал удар: во всех смыслах. Школа-студия, мне кажется, была для него важнейшей внутренней творческой опорой. Ведь он был не просто одним из руководителей курса, на его курсе собралась замечательная команда преподавателей – Дмитрий Брусникин, Алла Покровская, Борис Дьяченко, Евгений Писарев, который сейчас пришел в Театр Пушкина на место художественного руководителя. И ученики Школы и Ромы уже преподают на его курсе и прекрасно проявились. Четверть, если не треть нынешней труппы Театра Пушкина – тоже выпускники Школы. Козак стал одним из коренных педагогов Школы-студии, которые не просто ведут и выпускают, но и дают работу. Он очень заботился о ребятах и очень ревновал, когда кто-то из его любимчиков уходил в другие театры. Последним его важным делом было создание студии при театре, куда он пригласил своих выпускников 2007 года. Очень надеюсь, что Женя Писарев их будет опекать и продолжит дело Романа Козака.

Он начал болеть много лет назад в Америке, первые признаки болезни были купированы. Потом много лет никто про эту смертельную опасность не вспоминал. Он продолжал играть в футбол, работал как вол, по ночам залезал по уши в Интернет и выуживал разные тексты и идеи для своих будущих спектаклей. В начале 2009 года болезнь вернулась. И безжалостно стала его уничтожать. В день своего 50-летия он был в полном порядке, окружен чудесными друзьями, шутил. Он не потерял себя и во время угасания. Он иногда мог шутить даже на тему «раковой шейки». Потрясал меня своим мужеством. Он занимался театром и педагогикой до последней черты. Премьера «Бешеных денег» прошла за несколько недель до ухода. На шее его был намотан черный шарф, но мы разговаривали так, как будто у него годы и годы впереди. Он уходил, если можно так сказать, в рамках матрицы русского театрального сознания. В понимании того, что смерть есть последний творческий акт, дарованный художнику. Так Рома жил и так ушел из этой жизни.

В июне на Новой сцене МХТ Алла Сигалова с ребятами Ромы, третьекурсниками, выпускает спектакль «Жизель. Вариации». Случилась беда, и педагогам, и ребятам надо теперь выстоять.

ПОДДЕРЖАТЬ «ТЕАТРАЛ» -->

Дорогие друзья, спасибо, что читаете наш журнал и наш сайт! Мы работаем для вас. Мы делаем все, чтобы вы получали актуальную, объективную и всестороннюю информацию. Сегодня это дается особенно непросто. Мы можем рассчитывать только на свои силы. И на вашу помощь. Самим нам не выжить. Поэтому, если у вас есть возможность и желание нас поддержать в любой форме – будь то добровольное пожертвование, реклама или подписка, мы будем вам очень благодарны. И будем понимать, что не просто честно делаем журнал и сайт для вас. Мы делаем это вместе!

Источники:

  • https://teatrpushkin.ru/persona/detail/kozak-roman-efimovich/
  • https://teatral-online.ru/news/2125/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.