Савелий Викторович Крамаров
Савелий Крамаров
Путь к славе был для Савелия Крамарова тернистым. Он начал экранную карьеру с эпизодов, но играл настолько талантливо, что его было невозможно забыть. Неудивительно, что в Советском Союзе артист стал всенародным любимцем, а после переезда сумел покорить и американских зрителей.
Детство и юность
Савелий Викторович Крамаров был москвичом. Он появился на свет в октябре 1934 года в одном из столичных роддомов. Семья на тот момент считалась благополучной. Папа — талантливый адвокат, мама занималась домашним хозяйством. Но все рухнуло в один момент.
Когда Савелию исполнилось 4 года, отца арестовали. Он был осужден на 8 лет по обвинению в агитации против советского строя и отправлен на лесоповал в один из северных лагерей. Выживать семье без единственного кормильца было тяжело. Устроиться на работу мама не могла до тех пор, пока не развелась с осужденным мужем.
Отца Савелий почти не помнил. Он видел его лишь раз, когда в конце 50-х того освободили и он ненадолго приехал в Москву, чтобы повидаться с родными. Но оставаться в столице ему не позволили и отправили в Бийск. Там Виктора Савельевича арестовали и осудили повторно, выслав в Красноярский край. Вскоре он умер. По некоторым сведениям, покончил жизнь самоубийством.
В 16 лет Савелий остался полным сиротой — умерла мама. Парня, еще ученика школы, взял на попечение родной дядя. Крамаров был сложным подростком. Учиться он не хотел, сбегал с уроков, дрался. Единственным местом, где мальчик чувствовал себя счастливым, был кинотеатр.
После окончания школы Савелий попробовал поступить в один из столичных театральных институтов, но провалил экзамены. Пришлось отнести документы в лесотехнический вуз. Но уже на втором курсе молодой человек сумел поступить в театральную студию при Центральном доме работников искусств.
По окончании Лесотехнического института в 1958 году Крамарову пришлось работать по специальности. Но вскоре он бросил работу, к которой никогда не лежала душа.
Фильмы
Савелий рано понял, что действовать надо более решительно. Он разослал свои фото во все киностудии страны. К счастью, на одно из писем начинающий артист дождался ответа и вскоре дебютировал в картине «Им было девятнадцать». Это была небольшая роль, но с нее началась актерская биография знаменитости.
А заметили исполнителя после ленты «Ребята с нашего двора», в которой он появился в образе Васьки Ржавого. Актеру сразу же предложили похожую роль хулигана Пименова в картине «Друг мой, Колька!». Вот тогда Крамаров и получил долгожданное признание. Более того, впоследствии эту ленту Савелий Викторович называл одной из лучших и любимых в творческой карьере.
Ошеломительный успех обрушился на артиста после выхода «Неуловимых мстителей», хотя там он появился мельком. Зато фраза про мертвых с косами вдоль дороги мгновенно превратилась в крылатую.
В 1967-м исполнитель получил приглашение в Театр миниатюр. Он с удовольствием его принял и играл на этой сцене. Но кино, а не театральные подмостки превратило Крамарова в легенду. В 70-х он был наиболее популярным артистом в СССР.
Уже будучи звездой экранов, Савелий Викторович поступил в ГИТИС и получил актерское образование. Удивительно, но при сумасшедшей славе у исполнителя, окончившего вуз, не получалось устроиться на работу ни в один театр. Да и душа к сцене у него не лежала.
Крамарова по праву считали «королем эпизодов», ведь главные роли он играл крайне редко. Большинство персонажей очаровывали глупостью, нелепостью, простотой. Часто ему предлагали играть хулиганов и маргинальных личностей, хотя в жизни актер не был похож на своих героев. Он слыл интеллигентом и всегда был одет с иголочки.
Самой масштабной работой актера считается роль вора-рецидивиста Феди Ермакова из культового кинофильма «Джентльмены удачи». Комедия была тепло принята зрителями, а фразы Косого в исполнении Крамарова стали крылатыми. Примечательно, что многие из них он придумал сам.
После премьеры картины предложения сниматься сыпались на артиста как из рога изобилия. Без него не обошлись обе постановки «Двенадцати стульев». У Леонида Гайдая Савелий Викторович был одноглазым председателем шахматного клуба в Васюках, у Марка Захарова — слесарем-интеллигентом Полесовым.
1974 год принес Крамарову звание заслуженного артиста РСФСР, тогда же прошли съемки его театрального бенефиса. Отвечая журналистам на вопрос о дальнейших планах, исполнитель с юмором ответил: «Буду копить на народного!» Этому не суждено было сбыться.
Эмиграция
С годами Крамаров начал больше задумываться о жизни, философских вопросах бытия, о вере. Он вел сомнительный для того времени образ жизни. Артист увлекся йогой, сыроедением и вегетарианством, регулярно посещал синагогу и даже отказывался сниматься в субботу. На него косо посматривали, а когда родной дядя решил переехать в Израиль, репутация в глазах советских властей была окончательно испорчена. Предложения новых ролей начали поступать все реже и вскоре иссякли.
Крамаров это понял как молчаливый намек о своем нежелательном присутствии в стране. Тогда актер решился подать документы на выезд, утверждая, что желает присоединиться к дяде, но ему отказали. По правилам того времени в случае эмиграции нужно было изъять из оборота все картины, где появлялся Савелий Викторович. А их было больше сорока, и большинство — популярные.
Осенью 1981 года Крамаров вместе с Александром Левенбуком написал письмо президенту США Рональду Рейгану, где пожаловался на судьбу. Послание прочитали по «Голосу Америки» (в России сайт издания заблокирован), случился международный скандал. После этого держать артиста не стали, в октябре он отправился в Америку.
В США Савелий Викторович выбрал местом жительства Лос-Анджелес, где поселился у Ильи Баскина, актера, вместе с которым играл в «Большой перемене». Позже артист арендовал квартиру неподалеку.
Спустя некоторое время Крамаров вместе с Баскиным снялись в драматическом фильме «Москва на Гудзоне». Савелий появился в образе сотрудника КГБ Бориса. А в финале этой картины герой знаменитости попал в кадр вместе с лотком, полным хот-догов. Так на родине возник слух, что он в США торгует сосисками.
В эмиграции исполнитель не страдал от отсутствия работы. Его фильмография регулярно пополнялась, хотя главных ролей не было. Но он появлялся в кадре вместе с голливудскими звездами, среди которых Робин Уильямс и Уоррен Битти. На съемочной площадке боевика «Красная жара» артисту составил компанию Арнольд Шварценеггер.
На родине Крамаров бывал редко. В 1992-м он был приглашен как почетный гость на кинофестиваль «Кинотавр». Позднее снялся сразу в двух фильмах — «Насте» и «Русском бизнесе», которые не были популярны. В последний раз Савелий Викторович наведывался в Россию за год до смерти.
Личная жизнь
Во время учебы в ГИТИСе Крамаров влюбился в однокурсницу Людмилу. Вскоре они поженились, но этот союз оказался краткосрочным. После этого у артиста был роман с архитектором по имени Мария, но они так и не оформили отношения. На закате жизни Савелий Викторович с нежностью вспоминал о бывшей избраннице, считал себя виноватым перед ней.
Во второй раз актер официально женился уже в США. Супруга родила знаменитости единственную дочь, которую он назвал Бенедиктой в честь матери. Но вскоре последовал развод, после чего артист видел наследницу не так часто, как ему хотелось бы.
Бенедикта или, как ее звали в семье, Бася, пробовала связать судьбу с модельным бизнесом, но в итоге стала бухгалтером. В 2013 году она вышла замуж и взяла фамилию супруга, став Басикой Хеллер. Встреч с журналистами, разговоров об отце и личной жизни она избегает.
Последней любовью исполнителя стала Наталья Сирадзе, которая была младше на 21 год. Она была рядом с артистом, когда он боролся с тяжелой болезнью.
Болезнь и смерть
Больше всего на свете Савелий Викторович боялся заболеть раком, от которого умерла мама. Отсюда такая рьяная приверженность ЗОЖ. Актер ежедневно занимался спортом, придерживался диет, проводил чистки организма. Но по злой иронии судьбы в итоге у него обнаружили опухоль сигмовидной кишки.
Исполнитель выполнял все поручения врачей. Его карьера тем временем шла в гору, без проб утвердили в крупный проект. Но на съемочную площадку Крамаров так и не попал. Он умер в начале июня 1995 года в больнице Сан-Франциско. Причиной смерти стал инсульт, случившийся на фоне тромбоза.
Знаменитость похоронили на еврейском кладбище в городке Колма. Через некоторое время на могиле появился памятник авторства скульпторов Михаила Шемякина и Вячеслава Бухаева.
Фильмография
- 1959 — «Ребята с нашего двора»
- 1961 — «Друг мой, Колька!»
- 1966 — «Неуловимые мстители»
- 1976 — «12 стульев»
- 1971 — «Джентльмены удачи»
- 1972-1973 — «Большая перемена»
- 1975 — «Не может быть!»
- 1983 — «Москва на Гудзоне»
- 1986 — «Вооружен и опасен»
- 1987 — «Двойной агент»
- 1988 — «Красная жара»
- 1993 — «Русский бизнес»
- 1994 — «Любовная история»
Интересные факты
- На пике популярности актер мог позволить себе отказаться от роли, которая не нравилась. В их числе Петруха из «Белого солнца пустыни», о чем Крамаров позднее пожалел.
- Для артиста сделали исключение, разрешив ему приобрести белый «Фольксваген-жук». Это случилось, когда управление делами дипломатического корпуса СССР распределяло оставшиеся после отъезда работников посольств машины.
- В американской картине «2010: год вступления в контакт» исполнитель сыграл летчика-космонавта из СССР. Примечательно, что от него требовался злой шарж на советскую действительность, но Крамаров всячески этому сопротивлялся, утверждая, что «в Советском Союзе космонавтами могли быть только образованные и отважные люди, и уж никак не идиоты».
- Изюминкой внешности актера считалось косоглазие, которое позволяло ему лучше обыгрывать комические образы. Но после переезда в США он решил избавиться от этой особенности, понадеявшись, что сможет играть драматические роли. Они привлекали знаменитость куда больше.
Савелий Викторович Крамаров
У этого актера нет ни одной главной роли, но он все равно был любимцем целой страны. У него не было вредных привычек, но причиной смерти стал рак, который всегда вызывал в нем страх. Всю свою жизнь он искал одну единственную женщину, хотя сам был объектом обожания многих. В жизни он был собранным и серьезным, зато его экранные герои заставляли смеяться до слез. Этот неповторимый и непредсказуемый актер – Савелий Крамаров.
Первый успех пришел к актеру Савелию Крамарову после съемок в картине «Друг мой, Колька!», а всенародная слава и любовь накрыла его после выхода фильма «Неуловимые мстители».
Детство и юность
Родился Савелий Крамаров 13 октября 1934 года в столице, в очень благополучной семье. Отца звали Виктор Савельевич, он был известным в Москве адвокатом, мама Бенедикта Соломоновна — домохозяйка. Как оказалось позже, быть в те времена адвокатом, означало находиться под прицелом НКВД. За Виктором Савельевичем пришли в 1938-м, обвинили в антисоветской деятельности и отправили на восемь лет валить лес в Усвитлаг. Так из мальчика из вполне приличной семьи, Савелий в один момент стал сыном врага народа, а это «звание» не обещало впереди ничего хорошего.
Саве с мамой пришлось что называется, выживать, перебиваясь с хлеба на воду. Работать мама не могла, потому что жен врагов народа не брали нигде. Женщине пришлось подать на развод, чтобы найти себе хоть какое-то место. Мальчику так и не удалось поближе узнать папу. У них была всего одна встреча после его освобождения, но мужчине запрещали поселяться в Москве, и ему пришлось снова уехать в Бийск. За ним снова пришли, уже в 50-м, он получил второй срок, который отбывал в Красноярске. В семью он больше не вернулся, некоторые источники писали, что он сошелся с другой женщиной, и вскоре его не стало. По одной из версий это было самоубийство.
Но самое страшное ждало Савелия впереди. Его мама умерла от рака, когда парню было всего шестнадцать. Он еще учился в школе, и опекуном назначили дядю, Леопольда Соломоновича, маминого брата. В школьные годы учителя намучились с Савой, он совершенно не хотел учиться, прогуливал уроки и не пропускал ни одной драки. Единственное, что ему нравилось, было кино. Он мог часами сидеть в кинотеатре, куда он попадал благодаря сердобольной соседке тете Дусе. Женщина была котроллером, и позволяла Саве бесплатно проходить почти на все сеансы. Сидя перед экраном, парень не сводил с него восторженных глаз, он как будто впитывал в себя все, что там происходило. В такие моменты он становился другим человеком, появлялось ощущение счастья, которое хотелось продлить на всю жизнь. Именно в это время появилась мечта стать артистом.
Окончив школу, Савелий Крамаров пошел реализовать свою юношескую мечту. Он сдал документы в театральный вуз, но испытания не прошел. У него появилась идея стать адвокатом, как отец, но сыну врага народа дверь в юридический была закрыта наглухо. Тогда он прислушался к совету дяди, и стал студентом факультета озеленения столичного лесотехнического института. Но о своей мечте парень не забыл, и после первого курса института попробовал свои силы в театральной студии, носившей символическое название «Первый шаг». Претендентов на место было очень много, но Савелий сумел поступить с первой попытки.
Диплом об окончании института Крамаров получил в 1958-м, и сразу устроился на работу по специальности озеленитель. А душа по-прежнему жаждала большего, он понял, что нужно начинать что-то менять в своей жизни, и ушел с работы.
Фильмы
Крамаров понимает, что продвигаться придется самостоятельно, и предпринял решительные шаги. Первым делом он отправил свои фото по всем киностудиям Советского Союза, и стал ждать результата. Вскоре ответ пришел, его пригласили на съемки фильма «Им было по девятнадцать». Роль была незначительной, но именно она дала старт кинематографической биографии будущего великого артиста Крамарова.
Более заметной работой в карьере Савелия стала картина «Ребята с нашего двора», где ему пришлось перевоплотиться в Ваську Ржавого. После этого буквально сразу пришло новое предложение, на этот раз он тоже стал хулиганом Пименовым в фильме «Друг мой, Колька!». И после выхода этой картины Крамарова наконец-то заметили, и оценили его талант. Спустя много лет, Савелий Викторович скажет, что именно этот персонаж его самый любимый и лучший, за всю долгую творческую жизнь.
Первый грандиозный успех пришел к актеру после проката ленты «Неуловимые мстители». И хоть его роль была очень незначительной, и мелькнул он только в одном из эпизодов, но именно она принесла ему всенародную любовь. Чего только стоила одна его фраза «И мертвые с косами стоят…» — она сразу ушла в народ.
В 1967 году актера пригласили в труппу Театра миниатюр. Он согласился, и некоторое время выступал на его подмостках. Но артист понимает, что настоящая популярность ждет его в кинематографе, а не в театре. 70-е годы стали пиком его популярности, и актер решился снова попробовать поступить в театральный вуз. В 1972 году Крамаров пополнил ряды студентов актерского факультета ГИТИСа. Он уже имел диплом, был на пике популярности, но ни в одном театре для него места не нашлось.
У Савелия Крамарова была очень специфическая внешность, благодаря которой было легко и одновременно трудно найти себе работу. С его внешними данными о роли главного персонажа можно было не мечтать, особенно в советские времена. Самая большая роль, которую он сыграл в кино, был Федя Ермаков, вор-рецидивист из комедии «Джентльмены удачи». Фильм сразу вошел в разряд культовых, и принес всем актерам славу и признание. И снова фразы крамаровского героя разошлись на цитаты, которые использовались повсеместно.
Эта картина стала очень успешной в карьере Савелия. После ее проката артист начал получать приглашения на съемки регулярно. И он начал более придирчиво относится к предложениям, даже отказывался от некоторых. Он отказался и от роли Петрухи в ленте «Белое солнце пустыни», а потом сильно жалел о своем решении.
Потом Крамаров дважды снимался в картине «Двенадцать стульев». В ленте, которую снял Гайдай, Савелий сыграл одноглазого председателя шахматного клуба, а в одноименном фильме режиссера Захарова перевоплотился в слесаря-интеллигента Полесова.
Крамаров стал невероятно популярным. Он получил официальное разрешение купить иномарку – «Фолькваген-жук» белого цвета, на которой разъезжал по столичным улицам.
В 1974-м Крамаров стал Заслуженным артистом РСФСР, и когда журналисты спрашивали его, как он планирует свою дальнейшую карьеру, то он сказал, что собирается стать народным. Но эти планы остались только в мечтах.
Эмиграция
Слава и всенародная любовь не вскружили голову великому артисту. Он становился взрослее, мудрее, и все чаще задумывался о смысле жизни, философии и вере. По национальности он был еврей, и стал остро чувствовать свое одиночество, когда остался в Союзе один. Его дядя, единственная родная душа, уехал в эмиграцию в Израиль. Савелий полностью изменил свой образ жизни, и это вызывало непонимание, а иногда и осуждение его окружения. Он занимался йогой, перешел на сыроедение и вегетарианство, ходил на службу в синагогу. Согласно вере, у иудеев суббота выходной день, поэтому он отказывался от съемок в эти дни. И как результат, его уже не засыпают предложениями, а вскоре и вовсе перестали приглашать.
Савелию Крамарову стало понятно, что без вмешательства власти тут не обошлось. Он решается на эмиграцию и подает документы в соответствующие органы. Причиной он назвал желание воссоединиться с родным дядей. Но внезапно получил отказ. В то время существовали правила, если артист эмигрирует, то все фильмы, в которых он был задействован, должны быть сняты с проката. А фильмография Савелия Крамарова насчитывала более четырех десятков картин, причем они были очень популярными.
В 1981-м Крамаров и Левенбук сочинили послание, которое назвали «Письмо Президенту США Рейгану», в котором рассказали о своей незавидной судьбе. Это письмо прозвучало на волне «Голос Америки», и только после этого Крамарову разрешили уехать. В октябре 1981-го он оказался в Лос-Анджелесе.
Его приютил у себя актер Илья Баскин, его партнер по фильму «Большая перемена». Вскоре Крамаров снял квартиру в этом же районе. Крамарова и Баскина пригласили на съемки картины «Москва на Гудзоне», в которой Савелий стал Борисом из КГБ. Финальная сцена ленты снималась на улице, и за спиной актера находился лоток, на котором красовались хот-доги. В России немедленно подхватили эту информацию, и пустили слух, что известный советский актер стал в Америке обычным продавцом сосисок и гамбургеров.
Как актер, Крамаров был постоянно задействован лучшими студиями Америки. Работа у него была постоянно, он снялся во многих проектах, но по-прежнему во второстепенных ролях.
Савелию предложили работу в фильме «2010», где он должен был стать советским летчиком-космонавтом. По сценарию, актер должен был сыграть такого себе простоватого и глуповатого персонажа, но Крамаров не согласился, и пытался всем доказать, что советские космонавты никогда не были идиотами, туда берут только смелых людей с исключительными способностями.
После этого у него было много проектов, среди которых можно особо отметить фильмы «Вооружен и опасен», «Возвращение Моргана Стюарта», «Красная жара». Савелий Крамаров, один единственный из всех эмигрантов состоял в Гильдии киноактеров. Он выходил на съемочную площадку с прославленными западными артистами, сотрудничал с Уоррен Битти и Робин Уильямс.
Личная жизнь
В личной жизни артиста всегда было много женщин, но он стремился найти ту единственную, с которой бы счастье было полным. И он ее нашел, но, к сожалению, слишком поздно, всего за год до своей смерти.
Первой женой Савелия Крамарова стала однокурсница Людмила. Они быстро оформили свои отношения, и так же быстро расстались. Потом артист встретил архитектора Марию, которая тринадцать лет была его гражданской женой. Савелий называл ее святой женщиной, и признавался, что чувствует вину перед ней.
В 1986-м в личной жизни артиста снова случились перемены. Он официально женился на женщине по имени Марина, в браке с которой родился единственный ребенок Крамарова – дочка Бенедикта, которую назвали в честь матери актера. В 1988-м, когда Басе исполнился год, Марина бросила Крамарова, и уехала с дочерью в Лас-Вегас.
Свой единственный идеал женщины актер встретил за год до смерти. Ею стала Наталья Сирадзе, с которой он вступил в брак в октябре 1994-го. Избранница была моложе на 21 год, но именно она смогла сделать его счастливым.
Болезнь и смерть
В Россию Крамаров смог приехать только после развала СССР. В 1992 году он получил приглашение, и стал почетным гостем фестиваля «Кинотавр». Следующее посещение родины состоялось в 1994 году, незадолго до его смерти.
Савелий Крамаров оставался очень востребованным до последних дней. Буквально за год до смерти его позвали в очень перспективный проект, он дал согласие. Но доктора поставили неутешительный диагноз – онкология. Савелия Крамарова не стало 6 июня 1995 года. Это случилось в одной из клиник города Сан-Франциско. Местом упокоения актера стало еврейское кладбище «Холмы Вечности» в Колме. В октябре 1997-го могилу артиста украсил памятник, авторами которого были Михаил Шемякин и Вячеслав Бухаев.
Избранная фильмография
- 1960 — Прощайте, голуби
- 1962 — Ход конём
- 1965 — Чрезвычайное поручение
- 1966 — Неуловимые мстители
- 1966 — Формула радуги
- 1966 — Чёрт с портфелем
- 1967 — Звёзды и солдаты
- 1968 — Трембита
- 1971 — 12 стульев
- 1975 — Афоня
- 1976 — 12 стульев
- 1978 — Живите в радости
- 1984 — Москва на Гудзоне
- 1988 — Красная жара
- 1993 — Настя
- 1994 — Любовная история
Ссылки
- Как умирал Савелий Крамаров…
- Савелия Крамарова вогнал в могилу здоровый образ жизни
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Крамаров Савелий Викторович
Крамаров Савелий Викторович (13.10.1934 – 06.06.1995) – советский актер кино, комик. Обладатель звания заслуженный артист РСФСР. После эмиграции в 1981 году снимался в Голливуде, был членом Американской гильдии актеров. Сыграл более чем в шестидесяти пяти полнометражных советских и американских фильмах. Обладал яркой запоминающейся актерской манерой игры.
Биография Савелия Крамарова: 12 мин. на чтениеРанние годы
Савелий родился в интеллигентной семье. Отец окончил юридический факультет Киевского университета и имел адвокатскую практику в Москве. Мать занималась воспитанием детей. В семье кроме мальчика росла дочь – Татьяна, старше Савелия на четыре года. В марте 1938 году отец был осужден на восемь лет за контрреволюционную деятельность без права вернуться в столицу после отбывания срока.
С началом войны семья эвакуировалась на Урал, после мать с детьми вернулись в Москву. В 1946 году отец был освобожден, но спустя четыре года повторно осужден и приговорен к ссылке на поселение в Красноярском крае. Какое-то время работал дворником, снимал комнату. В марте 1951 года покончил жизнь самоубийством. Через несколько месяцев мать Крамарова умерла от рака. В 1956 году отец был оправдан.
Образование
После смерти матери Крамарова с сестрой взяли на воспитание родственники. Получив аттестат, Савелий сдал экзамены и поступил в Лесотехнический институт, который окончил в 1958 году. Параллельно с учебой стал ходить в театральную студию. Впервые снялся в кино в 1959 году у начинающего режиссера Юрий Челюскина. Позже, в 1972 году поступил в ГИТИС на актерский факультет.
Кинокарьера в СССР
Хотя в 1967 году Савелий какое-то время трудился в театре, но предпочитал работу в кино. После успешного дебюта в 1959 году, Крамарова стали часто приглашать на различные кинопроекты. Талант актера проявлялся в том, что даже маленькие и эпизодические роли он умел превратить в яркие и запоминающиеся зрителю. Первое время режиссеры предлагали только небольшие роли, «дозируя» актера своих в картинах.
В следующие несколько лет Савелий играл однотипных героев: глуповатых, страшных и смешных парней. Так получилось, что Крамаров сыграл узнаваемый в то время типаж, который в народе назывался «безотцовщиной». Такими стали роли в: мелодраме Якова Сегеля «Прощайте, голуби!», драме Александра Митты и Алексея Салтыкова «Друг мой, Колька. », приключенческом фильме Эдмонда Кеосаяна «Неуловимые мстители» и др.
Сценарий к комедии «Джентльмены удачи», Георгий Данелия писал месте с Викторией Токаревой и Александром Серым. Главные роли создавались под конкретных актеров: Доцент под Евгения Леонова, Хмырь – Георгия Вицина, Косой – Савелия Крамарова. Для Савелия Викторовича – это была первая главная роль. Фильм был феноменально успешен. Только в 1965 году его посмотрело более шестидесяти пяти миллионов человек.
Еще одной яркой работой в 1971 году стала роль одноглазого председателя шахматной секции в Васюках в криминальной комедии Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». Главные роли сыграли: Арчил Гомиашвили, Серей Филиппов, Михаил Пуговкин, Наталья Крачковская, Наталья Воробьева, Гликерия Богданова – Чеснокова, Нина Гребешкова, Юрий Никулин, Наталья Варлей и др.
Яркой и самобытной стала работа в фантастической комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». По сюжету, главные герои пенсионер Иван Васильевич и вор-домушник Жорж Милославский (в исполнении Юрия Яковлева и Леонида Куравлева) меняются местами с царем Иваном Грозным. Оказывается, что пенсионер Иван Васильевич как две капли воды похож на царя.
Пока инженер-изобретатель чинит машину времени, героям нужно как-то выживать в новых для себя обстоятельствах. Савелий Викторович сыграл дьяка Феофана, который помогает новоприбывшим гостям из будущего, принимая их за своих соотечественников. На экраны фильм вышел в 1973 году и стал очень популярным. Входит в топ-250 лучших фильмов по версии крупнейшего русскоязычного интернет-сервиса о кино.
В 1973 году Крамаров снялся в музыкальной фантастической комедии Юрия Саакова и Юрия Цветкова «Эта веселая планета». Сюжет строится вокруг прибытия в карнавальную ночь инопланетян в один из советских домов культуры. Проникаясь атмосферой праздника, пришельцы учатся чувствовать, испытывать эмоции и быть немного землянами. В фильме снимались: Савелий Крамаров, Леонид Куравлев, Виктор Сергачев и др.
В 1975 году Савелий Крамаров продолжил сотрудничество с Леонидом Гайдаем и снялся в новелле «Свадебное происшествие», вышедшего в рамках кинофильма «Не может быть!». Фильм снят по произведениям советского писателя и драматурга Михаила Зощенко. Актер работал на площадке с уже знакомыми партнерами: Леонид Куравлев, Михаил Пуговкин, Нина Гребешкова, Светлана Крючкова и т.д.
Через год сыграл в остроумной музыкальной интерпретации известной истории про Волка и Семерых Козлят. Режиссером стала Элизабета Бостан. Фильм создавался совместными усилиями трех стран: СССР, Франции и Румынии. В главных ролях снялись: Людмила Гурченко, Михаил Боярский, Олег Попов, Валентин Монохин и др. Савелий Крамаров досталась роль Волчонка – одного из шалопаев из команды Серого Волка.
В 1978 году принял участие в съемках омнибус-фильма «По улицам комод водили», состоящий из девяти новелл. Актер сыграл старшего преподавателя, принимающего экзамен у студента в новелле «Экзамен». В тот же год он снялся в комедии «Живите в радости». Фильм о доверчивом изобретателе (Леонид Куравлев), которого при строительстве моста обманывают жулики (Савелий Крамаров и Владимир Басов).
Стоит отметить крошечные и эпизодические, но невероятно выразительные роли, которые актер сыграл в: комедии «Тридцать три», приключенческом фильме «Неуловимые мстители», комедии «Большая перемена», военной драме «На семи ветрах», семейном фильме «Сказка о потерянном времени», семейной исторической картине «Город мастеров», трагикомедии «Афоня», трагикомедии «Мимино» и др.
Переезд в США
Модель поведения Крамарова выделялась среди советских актеров. Он большое внимание уделял здоровью: не употреблял алкоголь, был вегетарианцем и занимался йогой. Кроме того, Крамаров посещал синагогу и отказывался от работы и съемок по субботним дням. После того как родственник Савелия Викторович эмигрировал в Израиль, актер стал персоной нон грата.
К началу восьмидесятых ему почти перестали предлагать сниматься в кино. Крамаров подал документы на выезд из страны, но получил отказ. Покинуть СССР актер смог только в 1981 году, после того как написал письмо американскому президенту Рональду Рейгану. В письме Крамаров обратился к Рейгану как к бывшему коллеге (в прошлом тот был актером) и попросил у него помощи в организации своего отъезда из СССР в США.
Письмо Крамарова было зачитано на международной американской радиостанции. В конце октября 1981 года Савелий Викторович получил документы и уехал из страны. Обосновался в Лос-Анджелесе, первое время жил у своего знакомого, потом снимал квартиру. Съемки в Голливуде и регулярный заработок позднее позволили ему приобрести в собственность недвижимость в Калифорнии.
Кинокарьера в США
Первой заметной работой в кино на западе для актера стала роль советского космонавта Владимира Руденко в научно-фантастическом фильме режиссера Питера Хайамса «Космическая одиссея 2010 года». По сюжету, членам космического экипажа предстоит активировать выведенный из строя суперкомпьютер. Фильм участвовал в нескольких номинациях на Оскар в 1985 году.
Кроме того, в 1984 году актер снялся в успешной комедийной мелодраме «Москва на Гудзоне». Крамаров сыграл агента КГБ, который пытается убедить советского музыканта вернуться на родину, между делом приторговывая хот-догами на улицах Нью-Йорка. С Крамаровым на площадке играли: Робин Уильямс, Мария Кончита Алонсо, Александр Бениаминов, Кливант Деррикс и др.
Летом 1986 года на экраны вышла еще одна картина с участием актера. В криминальном боевике Уолтера Хилла «Красная жара» Крамаров сыграл сотрудника консульства, который сообщает главному герою – отважному капитану милиции Ивану Данко о недовольстве начальства ходом и результатами его оперативных действий. В боевике снялись: Арнольд Шварцнеггер, Джеймс Белуши, Питер Бойл, Лоренс Фишберн, Джина Гершон и др.
В 1993 году Савелий снялся в романтической драме Гленна Гордона Кэрона «Любовная история». Случайно встретившись, Майк и Терри влюбляются друг в друга. Будучи несвободными, они решают испытать свое чувство. В мелодраме Крамарову досталась эпизодическая роль – русского матроса-телефониста. Это был одиннадцатый и последний иностранный фильм с его участием. Состоял в Американской гильдии актеров.
Фильмография
- 1964 — «Сказка о потерянном времени» (Режиссер Александр Птушко)
- 1965 — «Тридцать три» (Режиссер Георгий Данелия)
- 1966 — «Неуловимые мстители» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
- 1968 — «Новые приключения неуловимых» (Режиссер Эдмонд Кеосаян)
- 1971 — «Джентльмены удачи» (Режиссер Александр Серый)
- 1971 — «12 стульев» (Режиссер Леонид Гайдай)
- 1973 — «Иван Васильевич меняет профессию» (Режиссер Леонид Гайдай)
- 1975 — «Афоня» (Режиссер Георгий Данелия)
- 1975 — «Не может быть!» (Режиссер Леонид Гайдай)
- 1976 — «Мама» (Режиссер Элизабета Бостан)
- 1977 — «Мимино» (Режиссер Георгий Данелия)
- 1984 — «Космическая одиссея 2010» (Режиссер Питер Хайамс)
- 1988 — «Красная жара» (Режиссер Уолтер Хилл)
- 1989 — «Танго&Кэш» (Режиссеры: Андрей Кончаловский, Альберт Магноли)
- 1993 — «Настя» (Режиссер Георгий Данелия)
Семья
С первой супругой Савелий Викторович познакомился во время учебы в ГИТИСе. Молодые люди развелись, пробыв в браке меньше года. Начав сниматься в кино, у актера начались отношения с Марией Шатинской, она работала гримером. Отношения между ней и Крамаровым продлились около тринадцати лет. За это время у них родилась дочка, которая в младенчестве погибла.
В 1986 году Савелий Крамаров женился на Марине Зборовской. Через два года у них родилась дочь. Девочку назвали в честь матери актера – Батия. Крамаров развелся с Мариной, но сохранил с ней приятельские отношения ради дочери, которую обожал. Третьей супругой стала Наталья Сирадзе. Они поженились в октябре 1994 года и прожили в браке чуть более полугода.
Смерть
Хотя Крамаров уделял своему здоровью пристальное внимание и вел здоровый образ жизни, в январе 1995 года у него обнаружили злокачественное новообразование толстого кишечника. Спустя месяц была сделана операция и он прошел курс химиотерапии. В результате проведенной операции возникли осложнения в сердце, что привело к инсульту. 6 июня 1965 года он умер в клинике от повторного кровоизлияния в мозг.
Был похоронен на еврейском кладбище в маленьком городе штата Калифорния, неподалеку от Сан-Франциско. В 1997 году друзья – скульпторы Вячеслав Бухаев и Михаил Шемякин установили на его могиле монумент. За несколько лет до смерти актер смог дважды побывать на родине. Сначала в 1992 году в качестве почетного гостя российского кинофестиваля в Сочи, а потом в 1994 году.
Награды и звания
- 1974 — Заслуженный артист РСФСР
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/605-savelii-kramarov.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/saveliy-kramarov/
- https://vsepersony.ru/biography/kramarov-saveliy-viktorovich