Николай Афанасьевич Крючков
Николай КРЮЧКОВ
Николай Крючков родился 24 декабря 1911 года в Москве, в так называемых Покровских казармах, что на Красной Пресне. Как он сам позднее вспоминал: «Я почему такой живучий? Наверное, потому, что мамаша моя пошла в погреб за квашеной капустой и там меня семимесячного родила, а потом выходила, вырастила…» Справедливость этих слов можно проверить на таком факте: помимо Николая, в семье Крючковых было еще семеро детей, однако шестеро из них впоследствии скончались.
Отец нашего героя — Афанасий Крючков — работал грузчиком на Трехгорной мануфактуре, ежедневно таскал на себе огромные тюки. Тяжелая работа подорвала его здоровье, и он рано умер. После этого его коллеги по работе взяли шефство над его многодетной семьей и чем могли помогали вдове — Олимпиаде Федоровне (она работала ткачихой на той же Трехгорке). Чтобы поддержать семью, вынужден был пойти работать на Трехгорку и 9-летний Коля Крючков (он накладывал специальные рисунки на ткани).
В 1928 году Крючков поступил в студию при Театре рабочей молодежи (ТРАМ), где учился актерскому мастерству у Н. П. Хмелева, И. Я. Судакова и И. А. Савченко. Мать была недовольна выбором сына, так как всегда мечтала видеть его при солидной должности, а не в роли комедианта. Однако Крючков, играя на сцене студии, продолжал работать и на Трехгорке и практически содержал семью.
В 1930 году, закончив учебу в студии, Крючков был принят в труппу ТРАМа (он находился в том здании на Сретенке, где позднее открылся кинотеатр «Уран»). Надо отметить, что это были годы наивысшего взлета этого театра, во главе которого стоял приехавший из Ленинграда режиссер Ф. Ф. Кнорре (в прошлом — артист Московского цирка, акробат). Именно при нем ТРАМ стал одним из самых популярных в Москве, превратившись в молодежно-публицистический. Наибольшей популярностью у зрителей пользовались тогда спектакли: «Выстрел», «Жена товарища», «Целина».
19-летний Крючков в ТРАМе был занят лишь в эпизодических ролях. Самыми заметными работами молодого актера были в тот период роли в двух спектаклях: «Московский 10. 10», где он играл Сашку-сезонника, и «Зови, фабком!». Именно в последнем спектакле его и заметил осенью 1931 года кинорежиссер Борис Барнет, который предложил Крючкову попробовать себя в кино. В фильме «Окраина» актер должен был сыграть небольшую роль Сеньки-сапожника. Как вспоминал позднее сам Николай Крючков: «Когда я начал пробоваться на эту роль, то показалось мне самому, что всю жизнь только ремеслом сапожника и занимался. Только молоток у меня был в левой руке — левша я… Я считаю, что мне повезло, ведь моим первым кинорежиссером был этот талантливейший человек».
Фильм «Окраина» вышел на экраны в 1933 году и имел большой успех у зрителей. Год спустя его отправили на кинофестиваль в Венецию, где он был отмечен почетным призом. Таким образом дебют Крючкова в кино оказался на редкость удачным. Поэтому их содружество с Б. Барнетом продолжилось и дальше. В 1934 году режиссер вновь пригласил Крючкова на роль в своем следующем фильме «У самого синего моря». На этот раз это была комедия, и нашему герою в нем досталась одна из центральных ролей — роль Алексея.
После этого фильма Крючкова заметили. Предложения сниматься посыпались на него со всех сторон. И он никому не отказывал, не гнушаясь играть даже отрицательных героев. За последующие четыре года он снялся в фильмах: «Частный случай» (1934), «Возвращение Максима» (1937), «Человек с ружьем», «Комсомольск», «На границе» (все — 1938). Во время съемок одного из фильмов с Крючковым произошла неприятная история.
В 1936 году режиссер Михаил Ромм приступил к съемкам фильма «Тринадцать». Картина была о советских пограничниках, которые вступили в неравный бой с бандой басмачей в пустыне Каракумы. Роль командира отряда пограничников досталась в этом фильме нашему герою (Ромм познакомился с ним через свою будущую жену Елену Кузьмину, которая была партнером Крючкова в двух фильмах Б. Барнета). Снявшись в этом фильме, который с выходом на экраны в 1937 году стал самым кассовым фильмом сезона, Крючков вполне мог прославиться на несколько лет раньше. Однако этого не произошло, и виноват был в этом сам актер. Что же произошло? Об этом рассказывает Э. Савельева: «Страшнее желудочной инфекции на съемках «Тринадцати» оказалась опасность «зеленого змия». Объявили первый съемочный день (13 апреля 1936 г.) Для всей группы этот день был праздником. Люди вышли с утра в торжественном настроении. А актера, игравшего роль командира отряда, — нет. Кинулись искать. Выяснилось, что он «не в форме». Играть не может. И так несколько раз. И дело было не только в нем. Актер этот уже был видной и влиятельной фигурой в кинематографическом мире. Молодежь начала ему подражать. Появилась угроза, что коллектив может распасться.
И вот тут Ромм проявил удивительную волю и энергию организатора. Он выстроил всю группу в ряд. Сам встал перед нами, какой-то особенно подтянутый, строгий, собранный. Несвойственным ему обычно тоном он «отдал приказ» об откомандировании бойца такого-то в Москву за нарушение воинской дисциплины. Ромм занял правильную позицию и вовремя принял единственно верное решение, от которого зависела судьба всей нашей работы. После этого установился порядок: актеры всегда выходили на съемку в форме и вовремя. Каждый думал: раз уж с «этим» он так поступил и не побоялся, то что же будет с нами, еще не такими известными.
Так и получилось, что в фильме бойцов в отряде осталось двенадцать. Но это незаметно. Ведь никто же не будет считать до тринадцати на экране, даже когда отряд выстраивается в цепочку».
Читатель, видимо, догадался, что человеком, отчисленным из группы за пьянство, оказался наш герой — Крючков. Почему же он не сумел побороть в себе искушение «зеленым змием»? Дело в том, что страсть к алкоголю проснулась в Крючкове довольно рано — еще подростком на Трехгорке он приучился пить наравне со взрослыми. Поначалу он просто подражал старшим товарищам, бравировал своим умением выпить много и не опьянеть. Затем баловство переросло в привычку. И покончить с ней раз и навсегда Крючкову уже не удавалось. В дальнейшем эта пагубная страсть еще не раз поставит артиста в трудное положение на съемочной площадке, хотя ему многое будут прощать из-за огромной популярности в народе.
Между тем конфликт на съемках «Тринадцати» почти не сказался на творческой занятости Крючкова. Его продолжали активно снимать другие режиссеры. От роли к роли актер накапливал необходимый опыт, рос в своем мастерстве и терпеливо ждал своего «звездного часа». И он наступил в середине 1938 года, когда режиссер Иван Пырьев предложил Крючкову главную роль в своем новом фильме «Трактористы» (роль Клима Ярко). Его партнершей в картине должна была стать жена режиссера Марина Ладынина, восходящая звезда советского кино.
Натурные съемки снимались летом 1938 года в степи на берегу Южного Буга в деревне Гурьевка. Актерский коллектив подобрался на редкость дружный и сплоченный, особенно среди мужчин. Кроме Крючкова, в фильме снимались уже популярный Петр Алейников и дебютант Борис Андреев. Именно эта троица задавала тон на съемочной площадке, и порой с ними не мог справиться даже такой решительный режиссер, как Пырьев. Очевидцы рассказывают, что в перерыве между съемками картины произошел такой эпизод. Крючков, Алейников и Андреев внезапно заспорили, кто из них больше выпьет водки. Крючков заявил, что ему ничего не стоит опорожнить разом десять (!) стопарей и не опьянеть. В ответ коллеги подняли его на смех, назвав трепачом. И тогда Крючков, на глазах у ошеломленных товарищей, одну за другой опрокинул в себя заявленные десять стопок, сказал: «Ну как?» — и тут же ушел спать. Больше с ним на этот счет никто не спорил.
Когда фильм «Трактористы» в 1939 году вышел на экраны страны, его ждал небывалый зрительский успех. Песни «Три танкиста», «Здравствуй, милая моя» и «Броня крепка и танки наши быстры…» запела вся страна. Все актеры, исполнявшие главные роли в картине (М. Ладынина, Н. Крючков, П. Алейников, Б. Андреев), мгновенно стали всесоюзными знаменитостями, и в 1941 году все четверо станут лауреатами Сталинской премии. Наибольшая популярность и любовь зрителей достались Николаю Крючкову — его Клим Ярко стал одной из самых популярных личностей в советском довоенном кино. С него буквально брали пример в повседневной жизни миллионы молодых людей.
На съемках «Трактористов» Крючков познакомился с юной студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Они полюбили друг друга и после окончания работы над картиной поженились. Свадьбу справляли в новой комнате в одной из коммуналок, куда Крючков перебрался из общежития Трехгорки накануне торжества. Со стороны жениха было не так много приглашенных, в то время как невеста привела с собой почти весь свой студенческий курс.
После шумного успеха «Трактористов» приглашения сниматься посыпались на Крючкова как из рога изобилия. Один за другим выходят фильмы с его участием: «Выборгская сторона», «Ночь в сентябре» (оба — 1939-й), «Яков Свердлов», «Член правительства» (оба — 1940-й), «В тылу врага», «Свинарка и пастух» (оба — 1941-й). В последнем фильме Крючкову досталась роль, тогда мало присущая его актерскому имиджу — шалопай Кузьма. Как вспоминал сам актер: «Когда я начал сниматься в этой картине, ко мне заявился «под градусом» мой друг Василий Сталин и начал орать, чтобы я не смел играть эту роль, не похабил мои прежние образы, любимые народом. Грозился даже «сослать в Сибирь». А я ему в ответ пропел: «А я Сибири, Сибири не боюся, Сибирь ведь тоже русская земля». Утром он звонил, извинялся».
С первых же дней войны Крючков стал проситься на фронт, однако военком уговорил его остаться. «Снимаясь в кино, вы принесете Родине не меньше пользы, чем на фронте», — сказал он актеру. И Крючков с головой ушел в работу. В 1942 году он снимался одновременно в пяти картинах: «Котовский», «Фронт», «Антоша Рыбкин», «Во имя Родины» и «Парень из нашего города». Последний фильм стал одним из самых популярных в годы Великой Отечественной войны. Во время работы над ним Крючков свалился от истощения и попал в госпиталь. Но долго лежать там не позволяли обстоятельства, и, едва поправившись, актер вновь вернулся на съемочную площадку.
В том же 1942 году Крючков должен был вместе со своими давними партнерами по фильму «Трактористы» Б. Андреевым и П. Алейниковым сняться в эпизоде «Три танкиста», вошедшем затем в «Боевой киносборник № 8». Однако приехать на съемку Крючков не сумел, и его роль сыграл Марк Бернес… чем вызвал немало пересудов среди зрителей.
В том же году Крючков мог бы сняться еще в одном бестселлере — фильме «Подвиг разведчика». Режиссер картины Б. Барнет, который, как помнит читатель, открыл Крючкова для советского кинематографа, решил именно ему доверить роль советского разведчика майора Федотова. Однако в самый последний момент новая творческая встреча режиссера и актера внезапно не состоялась. На главную роль в фильме был приглашен Павел Кадочников.
В 1953 году Николай Крючков вступает в ряды КПСС.
С середины 50-х творческая активность Крючкова продолжает поражать зрителей. Например, в 1954 году он снимается сразу в четырех фильмах, в 1956-м — в пяти. Правда, большинство из этих ролей не принесли актеру нового успеха, но они не позволили зрителю забыть об этом актере (как это произошло, например, с П. Алейниковым, М. Ладыниной, В. Марецкой и др.). В конце 50-х лишь два фильма, в которых снялся Крючков, вновь пробудили к нему интерес критиков и зрителей. Это: «Дело Румянцева» (режиссер И. Хейфиц, 6-е место в прокате — 31,76 млн. зрителей) и «Жестокость» (режиссер В. Скуйбин, 12-е место — 29 млн.).
Николай Крючков после этой трагедии с трудом приходил в себя. Его друзья, боясь за него, неотступно были с ним рядом. Постепенно боль утихла, а через два года после этого актер встретил свою последнюю любовь — на съемках очередного фильма он познакомился с 30-летней ассистенткой режиссера Лидией Николаевной. Вот что она вспоминает об этом: «Однажды во время обеда он пригласил меня сесть к нему за столик. Я ответила, что мне некогда, потому что много работы. Оказывается, нашлись доброжелатели, которые сказали Николаю Афанасьевичу, что я «занята», и даже назвали фамилию мужчины из съемочной группы. А Крючков сам был человеком прямым, откровенным и потому всем верил. Когда я об этом узнала, то объяснила, что его ввели в заблуждение.
Вскоре Николай уезжал на съемки в Сочи и перед этим сказал, что я ему нравлюсь и он обязательно ко мне вернется. Накануне своего отъезда он решил устроить застолье. Я считала, что это только повредит его здоровью. Но Николай настоял на своем, и я в знак протеста на застолье не пришла. Тогда Крючков разыскал меня и сказал: «Этот вопрос мы отрегулируем, дело в другом. Сделай так, чтобы, когда я вернулся, не было разговоров, ранящих мне душу». Я ответила, что если он будет все время со мной, то так и будет…
Он приехал, как обещал, устроил мне день рождения, сделал предложение и уехал обратно на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я — из Канева. Наши поезда расходились по расписанию на два часа. Он оказался дома раньше. Когда я приехала, Николай сразу позвонил и сказал: «Мы с тобой встречаемся завтра и больше никогда не расстаемся». Он предупредил, что, если я его обману, это будет его самым большим огорчением. По его словам, во мне он нашел то, что искал…
Когда мы решили пожениться, только моей сестре не понравилось, что он старше меня на девятнадцать лет. А мама мне доверяла, считала меня достаточно серьезным человеком. Брат просто любил Крючкова как актера. При первой же встрече все они были им очарованы. Он излучал столько обаяния, что разница в возрасте абсолютно не чувствовалась…
Когда мы поженились, у него была однокомнатная квартира на первом этаже, у меня комната. Мы съехались…»
В этом браке у них вскоре родилась девочка, которую назвали Эльвирой.
В 60 — 70-е годы Крючков продолжал сниматься в кино, был занят в нескольких спектаклях Театра-студии киноактера. В 1965 году ему наконец было присвоено звание народного артиста СССР. Он был, что называется, «живой легендой» советского кино, и любой режиссер почитал за честь для себя пригласить его хоть на маленькую, но роль в своей очередной картине. На многочисленных всесоюзных кинофестивалях Крючков был почетным членом жюри, часто представлял советское кино за рубежом. Однако, даже несмотря на огромную популярность этого актера в народе, иногда и ему приходилось быть жертвой элементарного хамства. Рассказывает актер В. Сошальский: «В Ялте снимали фильм «Матрос с «Кометы». Я жил в доме отдыха ВТО, а Крючков — народный артист Союза, лауреат всех мыслимых премий — в самой дорогой гостинице на набережной. Вдруг однажды звонит мне: «Мальчик, черно…ые приехали, интуристы! И Крючкова выселяют из номера на два дня. Меня выставляют! Но я — пожилой человек! Ты поможешь мне вынести чемодан?» — «Куда?» — «Вниз, в кочегарку, — отвечает Крючков. — Там у меня знакомая…» — «Так, может, ко мне, в мой номер?». — «Нет, с ней мне будет уютнее…»
Пришел я, взял его чемодан, отнес вниз… «Спасибо, мальчик, ты мне больше не нужен, — поблагодарил дядя Коля. — Придешь, когда эти уедут».
Николай Афанасьевич был одним из любимейших в стране киноактеров, однако студия платила за него рублями, а эти «черно…ые», как он их назвал, платили долларами».
Наиболее удачными работами Крючкова в кино в 70-е годы можно считать фильмы: «Адрес вашего дома» (1972), «Горожане» (1976-й; после этого фильма, где Крючков сыграл водителя такси, его избрали почетным московским таксистом) и «Осенний марафон» (1979).
В 1980 году Николаю Крючкову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывает его жена Л. Н. Крючкова: «Он всегда считал, что на рынок и обратно я должна ездить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла пригласить кого-то помочь убраться в квартире, постирать белье. Он всегда говорил, что если мне тяжело, то надо нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился смешной эпизод. На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, мол, об этом я его не попрошу. Он: «Почему?» — «Да хлеб мне нужен». Он: «Принесу». Я удивилась: «Что ж, ты в булочную пойдешь?» Муж: «Почему? Я сейчас приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет».
По магазинам он не ходил. Когда заказы бывали, всегда приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник ни разу не поставил. Но зато и не предъявлял никаких претензий. Если меня нет, то он подождет, и на все один ответ: «Не имеет значения». Нет обеда — будет спокойно смотреть телевизор или читать газету — ждать меня…»
В 1985 году режиссер с «Мосфильма» Елена Михайлова задумала снять продолжение фильма «Парень из нашего города», рассказать о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя картина не повторила успеха предыдущего фильма, однако зрители встретили ее тепло. Фильм назывался «Верую в любовь».
А потом началась так называемая «перестройка», и почти весь кинематограф 30 — 50-х годов был огульно назван «сталинским». Николай Крючков, как ярчайший представитель того кинематографа, впал в немилость. После реформы 1992 года пенсия народного артиста СССР исчислялась всего 75 тысячами рублей. Часть этих денег актер отдавал своей дочери и внучке. Тогда же друзья Крючкова написали письмо министру социального обеспечения с просьбой увеличить народному артисту пенсию. На письмо ответили положительно. А в 1993 году последовал Указ Б. Ельцина, по которому Крючков в числе семи других выдающихся деятелей российского искусства стал получать так называемую «президентскую пенсию».
Всю свою жизнь Крючков был заядлым рыболовом (впервые взял в руки удочку в 6 лет), однако в последние месяцы перед смертью он почти не вставал с постели в дачном поселке Икша. Поэтому рыбачила за него его жена, Лидия Николаевна, а он, когда мог, сидел рядом на скамейке и переживал за ее успехи. Много говорить он уже не мог, от постоянного курения у него развилась опухоль в горле. Пить он бросил еще в 1970 году, раз и навсегда.
О последних днях своего мужа вспоминает Л. Н. Крючкова: «Месяц он провел в больнице: у него поднялась температура и никак не падала. Я приходила к нему каждый день: мы вместе пели, шутили… В последнюю неделю он начал засыпать на полчасика днем. Я его будила, а он говорил: «Ты мне не мешай. Я ухожу в другую жизнь». Когда он просыпался, я его спрашивала, мол, как там, в другой жизни? Он отвечал: «Не приняли. Сказали — рано». В последний день он был веселый. Когда я уходила, он сказал: «Мать, я люблю тебя». Это были его последние слова…»
Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Ему шел 83-й год.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Николай Афанасьевич Крючков
Его лицо – красивое, улыбчивое, открытое, запоминалось с первого взгляда. С такими лицами прямая дорога в Голливуд, на роль харизматичного соблазнителя или прожигателя жизни. Но Николай Крючков был советским человеком, и играть ему довелось летчиков, трактористов, партизан и шахтеров. Он был гениальным актером, талант которого подтверждают многочисленные правительственные награды и премии, он отдал кино свои лучшие годы.
Всесоюзная слава и любовь зрителей целой страны Советов пришла к актеру после выхода картин «Трактористы», «У самого синего моря», «Свинарка и пастух».
Детство и юность
Родился Николай Крючков 24 декабря 1910 года в Москве. Он всегда считал себя живучим, и это соответствовало истине. Его жизнь — это сплошное преодоление и борьба за выживание. Николай родился в пролетарской семье. Отец работал на мануфактурной фабрике, мама была ткачихой. Когда женщина была на седьмом месяце беременности, она пошла в погреб, подвернула ногу и упала. Погреб был глубоким, темным и сырым, она начала кричать, но ее не слышали. В это время у нее начались схватки, и мальчик родился недоношенным. Он был тощий, маленький и синюшный. Думали не выживет, но Коленька начал хорошо есть и набирать вес. Николай стал восьмым ребенком своих родителей, но выжить удалось только ему одному.
Николай Крючков отличался своим веселым нравом, любил пошутить и иногда даже сострить, поэтому очень скоро оказался на сцене художественной самодеятельности.
Когда он впервые вышел на сцену, то моментально понял, что именно здесь его судьба и предназначение. Он мог бить чечетку, петь и играть на гармони, причем делал это лучше всех.
Но матери это фиглярство не нравилось. Пришлось идти на компромисс – Николай может поступать в свой театральный, но продолжает работать на фабрике. Чтобы жить, нужны были деньги.
В 1928 году Николай Крючков начал обучение в школе-студии актерского мастерства. Он продолжал работать, но все понимали, что рабочая специальность ему в жизни скорее всего не пригодится.
Фильмы
Иногда в столичный театр рабочей молодежи наведывались режиссеры, чтобы подобрать талантливых актеров в свои картины. Так произошло и в 1930-м, когда посмотреть одну из репетиций театра пришел Борис Барнет. Он остановил свой выбор на Крючкове, и предложил ему роль в ленте «Окраина». Фильм очень понравился зрительской аудитории, молодого актера заметили, и с этой картины началась успешная кинематографическая биография Николая Крючкова. В 1931-м тот же режиссер позвал Николая в картину «У самого синего моря», где стал моряком Алексеем. И снова высокая оценка зрителя, после которой у актера появляются первые поклонники.
С того времени Николай Крючков стал очень востребованным. Его позвали в картины «Возвращение Максима», «За Советскую Родину», «Тайга золотая», «Человек с ружьем» и многие другие.
Настоящим успехом пользовалась новая работа Крючкова – картина «Трактористы», снятая режиссером Иваном Пырьевым. Лента вышла в 1939-м, и стала всенародно любимой. Картина прославила не только Николая Крючкова, но и Марину Ладынину, Бориса Андреева, Петра Алейникова, которых возвели в ранг народных героев.
В 1939-м вышел еще один фильм с участием Крючкова – «Член правительства», в котором он перевоплотился в весельчака Никиту. Главную героиню сыграла Вера Марецкая.
В том же 1939-м выходят еще две картины, где снялся Николай Крючков. Это были ленты «Щорс» и «Станица дальняя», актер появился там в эпизодах, но все равно запомнился зрителю. В 1940-м артист засветился в лентах «Яков Свердлов» и «Брат героя». Сюжет второй картины переносит зрителей в баталии финской войны, где Крючков стал красноармейцем Бойковым, получившим задание попасть в тыл врага. В процессе разведывательных действий он был смертельно ранен.
В 1941-м, как и все другие мужчины СССР, Крючков пошел в военкомат, с просьбой отправить его на фронт. И получил отказ от военкома, который сказал, что он больше принесет пользы своей творческой деятельностью, чем на фронте с винтовкой. Пик творческой карьеры артиста пришелся как раз на годы великой войны. Время было очень тяжелым, но кино продолжали снимать, и в эпицентре этого процесса как раз и был Крючков.
Середина 40-х годов добавила в фильмографию артиста много интересных картин, которые волновали и запоминались с первого просмотра. Это были ленты «Котовский», «Фронт», «Парень из нашего города», и другие. Но слава и любовь зрителей достались двум другим проектам – картинам «Свинарка и пастух» и «Небесный тихоход».
После этого Крючкова позвали на съемки двух драматических картин под названием «Звезда» и «Сталинградская битва». В 1949-м он сыграл одну из главных ролей в комедийной ленте «Счастливый рейс». Другие главные роли исполнили Михаил Жаров и Вера Орлова.
После войны Николай Крючков снимается много и плодотворно. Его творческая биография пополняется все новыми и новыми картинами, каждая из которых становилась настоящим шедевром.
В том же 56-м Крючкова пригласил режиссер Григорий Чухрай, который начал съемки картины «Сорок первый». Главные роли в этой ленте достались Изольде Извицкой и Олегу Стриженову.
В 1958-м Николаю Крючкову дали роль центрального персонажа в картине «Ленинградская симфония», о блокадном периоде, о мужестве людей, сумевших выжить.
В конце 50-х артист снялся в ленте «Баллада о солдате», где главные роли достались Владимиру Ивашову, Жанне Прохоренко, Евгению Урбанскому.
В 60-е годы в фильмографии артиста начинают появляться комедийные ленты, в которые он очень органично вписывался.
В «Гусарской балладе», которую снял Эльдар Рязанов, Крючков стал пожилым слугой, а в главных ролях можно было увидеть Ларису Голубкину, Юрия Яковлева, Игоря Ильинского. Они все прославились благодаря этой ленте.
В 70-х годах прошлого века Николай Крючков продолжает быть востребованным. Он сотрудничает с разными режиссерами, и результатом этого стали многочисленные интересные проекты. Самыми запоминающимися получились картины «Телеграмма», «Горожане», «Осенний марафон» и другие.
В 80-е годы Николая Крючкова начали приглашать на съемки только изредка, но даже те редкие кадры, в которых светился артист, не остались без внимания поклонников. Самыми лучшими работами того времени стали ленты «Цыганское счастье», «Дамское танго», «Сталинград».
Последними работами актера были ленты «Царь Иван Грозный» и «Ангелы смерти», вышедшие в 1991-м и 1993-м.
Личная жизнь
В жизни актера было четыре официальных брака. Первой женой Николая Крючкова стала актриса Мария Пастухова, в браке с которой родился сын Борис. Второй раз актер женился на Алле Парфиньяк, и стал отцом сына Николая.
В третий раз Крючков пошел под венец со спортсменкой Зоей Кочановской, знакомство с которой состоялось во время съемок картины «Домой» в 1959-м. Женщины не стало спустя 3 месяца после бракосочетания, она попала под машину и погибла прямо на руках у мужа. После этой трагедии Николай Крючков впал в тяжелую депрессию, и у него сильно пошатнулось здоровье.
Через 2 года после трагедии в личной жизни артиста наступили перемены. Он женится в четвертый раз. Женщину звали Лидией, она работала помощником режиссера на киностудии, и была намного моложе Николая. Их семья была крепкой и счастливой, они прожили вместе до самой смерти Николая Крючкова. В этом браке у артиста родилась дочка Эльвира.
Смерть
В перестроечный период началось гонение на все, что в Советском Союзе казалось правильным и незыблемым. Не исключением стал и кинематограф. Период с 1930-го по 1950-й получил название сталинского, и все актеры, которые прославились в те годы, автоматически стали сталинистами. Николай Крючков тоже попал в немилость новому правительству, и Народному артисту пришлось просто выживать, практически в нищете.
Последние годы жизни Крючков с женой жили на даче в Икше. У него нашли онкологию – опухоль перекрывала горло, ему было больно говорить и даже дышать. Жена приходила к нему в больницу каждый день, пыталась поддержать и даже развеселить. Они шутили и даже пытались петь. Артист был очень слаб, поэтому часто впадал то ли в сон, то ли в забытье, которое продолжалось до получаса. Жена тормошила его, а он просил не мешать, говорил, что уже на половине пути к другой жизни.
Николая Крючкова не стало 13 апреля 1994 года. Местом упокоения стало Новодевичье кладбище. На его памятнике нет традиционного фото, артист смотрит на мир с барельефа.
Избранная фильмография
- 1932 — Горизонт
- 1935 — У самого синего моря
- 1939 — Трактористы
- 1939 — Станица Дальняя
- 1941 — Свинарка и пастух
- 1941 — В тылу врага
- 1949 — Звезда
- 1955 — Дело Румянцева
- 1959 — Жестокость
- 1961 — Годы девичьи
- 1964 — Женитьба Бальзаминова
- 1965 — Дайте жалобную книгу
- 1968 — Далеко на западе
- 1978 — Бархатный сезон
- 1985 — Битва за Москву
- 1993 — Ангелы смерти
Ссылки
- Великий артист умер в нищете
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Радости и горести Николая Крючкова: 4 брака и позднее счастье знаменитого актёра
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подписка Отписаться можно в любой момент.Николай Крючков был самым настоящим любимцем режиссёров и зрителей. Талантливый, обаятельный, красивый актёр был создан для того, чтобы играть роли настоящих мужчин. Впрочем, он и в жизни был столь же харизматичен, как и на экране. В своих четырёх браках он пережил всю гамму чувств: от пылкой страсти до непоправимой трагедии. Николай Крючков смог обрести свою тихую гавань уже после того, как ему исполнилось 50 лет.
Мария Пастухова
Николай Крючков. / Фото: www.4fasol.comСо своей первой женой Марией Пастуховой Николай Крючков познакомился во время работы над фильмом «Трактористы». Он к этому времени уже был известным артистом, его узнавали на улицах и просили автографы. Мария училась в ГИТИСе и была совершенно очарована своим коллегой. В него просто невозможно было не влюбиться: открытый, властный, с обаятельной улыбкой и невероятной мужской харизмой.
Роман был столь стремительным, что вскоре актёры уже стояли перед дверями ЗАГСа. Николай Афанасьевич хотел расписаться скромно и пригласил на свадьбу всего двоих самых близких друзей. Но Мария вовсе не собиралась скрывать своего знаменитого мужа, а потому поздравить её пришёл практически весь её курс.
Мария Пастухова в фильме «Две жизни». / Фото: www.wikipedia.orgВ семье родился сын Борис, но брак просуществовал всего шесть лет и распался в 1945 году. Некоторые считают, что виной тому был роман Николая Крючкова с актрисой Аллой Парфаньяк, которая и стала второй женой актёра.
Алла Парфаньяк
Николай Крючков и Алла Парфаньяк. / Фото: www.yandex.netОни познакомились на съёмках фильма «Небесный тихоход», где и закружился их страстный роман. Однако семейная жизнь оказалась совершенно не похожей на представления Николая Крючкова. Он не привык говорить плохо о тех женщинах, которые делали его счастливым, пусть даже очень недолго. Именно по этой причине он никогда и никому не рассказывал о сложностях своего первого брака.
Лишь много лет спустя четвёртой жене актёра Лидии Николаевне рассказала о жизни Крючкова во втором браке давняя его приятельница и коллега. Она вспоминала, что актёр, возвращаясь в столицу со сложных длительных съёмок, почему-то часто ехал прямиком в гостиницу, а не к себе домой.
Кадр из фильма «Небесный тихоход». / Фото: www.spbdnevnik.ruПричина была стара, как мир: однажды, вернувшись домой раньше срока, Николай Афанасьевич застал у жены известного актёра. В тот же день он собрал вещи и ушёл навсегда. Актёр позже бросил Аллу Парфаньяк, и она даже приходила к своему бывшему мужу жаловаться на вероломство бывшего любовника. А потом она нашла своё счастье в браке с Михаилом Ульяновым.
Сложными были и отношения Николая Афанасьевича с сыном Николаем, которые позже совершенно разладились, и родные люди вообще перестали общаться друг с другом.
Зоя Кочановская
Николай Крючков. / Фото: www.kpcdn.netОднако после расставания со второй женой актёра ждало куда более страшное испытание. Во время работы над фильмом «Домой» Николай Афанасьевич познакомился с известной лыжницей Зоей Кочановской. Они стали мужем и женой за три месяца до окончания съёмок, в Москве их ждала однокомнатная квартира, выделенная столичными властями, но в неё Николай Крючков вернулся один.
Зоя Кочановская. / Фото: www.suhanovo-pravda.ruПосле трагической гибели жены актёр впал в глубочайшую депрессию. Знакомые и друзья актёра стали всерьёз беспокоиться за его жизнь. Но спустя два года после трагедии судьба подарила Николаю Крючкову ещё один шанс стать счастливым.
Позднее счастье
Николай Крючков. / Фото: www.gazeta.ruОн приехал в Канев на съёмки фильма «Капроновые сети». Ещё в дороге он почувствовал недомогание, а в Каневе и вовсе в течение нескольких дней не мог выйти из номера. Лидия Николаевна, ассистент режиссёра по актёрам, каждое утро интересовалась его самочувствием.
Лидия Крючкова. / Фото: www.7days.ruЕй казалось, что Николай Крючков относится к ней с заметной прохладцей, а он словно изучал её, следя за каждым шагом. Постепенно между актёром и ассистентом режиссёра возникло взаимное доверие, быстро переросшее в симпатию, а затем и более серьёзные чувства. Они стали мужем и женой, в браке родилась дочь Эльвира.
Николай и Лидия Крючковы с дочерью Эльвирой. / Фото: www.7days.ruЗа 32 года семейной жизни они ни разу не обманули доверие друг друга, всегда были вместе, противостояли любым невзгодам. Лидия Николаевна не уставала удивляться слухам, которые возникали вокруг её мужа. Почему-то считалось, что Николай Крючков много пьет, но рядом с ней он позволял себе пропустить всего пару рюмочек, а позже и вовсе перестал употреблять спиртное.
Николай Афанасьевич был способен на романтичные поступки, не уставал делать сюрпризы жене и всегда был готов вступиться за честь женщины, даже если они были незнакомы.
Николай Крючков с дочерью. / Фото: www.7days.ruЗа несколько лет до своего ухода Николай Крючков вдруг спросил у супруги, выйдет ли она замуж, когда его не станет. И сам же с грустью ответил: не сможет, потому что никто не будет относиться к ней так, как он. Он действительно баловал свою жену вниманием, заботой и подарками. И был счастлив видеть в её глазах счастливый блеск.
Лидия Крючкова. / Фото: www.bdbphotos.comНиколай Крючков ушёл из жизни в апреле 1994 года из-за опухоли, образовавшейся в гортани. А Лидия Николаевна действительно так больше и не вышла замуж. В её жизни больше не было никого, кто мог бы сравниться с Николаем Афанасьевичем.
Сегодня фильмы, созданные в годы Великой Отечественной – это уже история. А ещё определённый нравственный критерий для современных людей. Фильм «Парень из нашего города», где главную роль сыграл Николай Крючков, давал людям надежду и веру в победу.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
- https://biography.wikireading.ru/83678
- https://biographe.ru/znamenitosti/nikolay-kruchkov/
- https://kulturologia.ru/blogs/250719/43741/