Клара Лучко

Биография Клары Лучко

Клара Лучко

Лучко Клара Степановна (1925-2005) – российская актриса кино, особенно полюбилась зрителям за исполнение главных ролей в фильмах «Кубанские казаки», «Цыган», «Ларец Марии Медичи», «Карнавал», «Профессия – следователь». В 1951 году была награждена Сталинской премией второй степени. В 1985 году ей присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство

Клара родилась 1 июля 1925 года в крестьянской семье в украинском селе Чутово на Полтавщине. Родители дали дочери имя в честь политической деятельницы, основательницы Коммунистической партии Германии Клары Цеткин.

Папа, Степан Григорьевич, родом происходил из села Лучки, откуда и пошла фамилия Лучко. Трудился он на должности председателя совхоза села Яковцы. В соседнем районе руководила колхозом мама Клары, Анна Ивановна. Она была очень умной, волевой и трудолюбивой женщиной, имела тонкое чувство юмора. Несмотря на постоянную занятость, находила время, чтобы участвовать в самодеятельности и петь в церковном хоре с оперным и камерным певцом Иваном Козловским.

Так как родители очень много работали, воспитанием малышки им некогда было заниматься. Клара жила с маминой родной сестрой, но называла её бабушкой. Эта женщина на всю жизнь заразила девочку сердечной энергией, добротой и юмором.

Клара Лучко

Среди остальных детей Клара росла довольно замкнутым ребёнком, очень много читала, рано начала вести дневник. При этом обожала кино, и с детских лет у неё была только одна мечта – артистическая карьера. Когда девочка оставалась дома одна, то накручивала волосы на горячий гвоздь, надевала туфли мамы на высоких каблуках и представляла себя актрисой перед зеркалом.

Школьные годы

В школу Клара пошла в городе Полтаве, куда переехала семья в связи с тем, что папа поступил в Педагогический институт. Девочка была высокого роста, да и фигуру имела нескладную, за что одноклассники быстро дали ей прозвище «Жирафа».

В шестом классе Клара впервые испытала лёгкое чувство влюблённости. Ей понравился мальчик из девятого класса, и, чтобы привлечь его внимание, она отважилась на прыжок с парашютом.

Однажды свою любимую собаку Джульбарса Клара отдала служить на границу, за что её наградили поездкой в Москву. Из столицы девочка вернулась в полном ошеломлении и восхищении. Она тогда твёрдо сказала родителям, что, когда вырастет, станет москвичкой.

С началом войны отец отправился на фронт, а женщины семьи Лучко были эвакуированы в город Джамбул в Казахстане. Там Клара оканчивала школу и занималась в театральном кружке. В десятом классе Лучко прочитала объявление в газете, что в эвакуированный в Алма-Ату ВГИК набирают курс к Сергею Герасимову. То, что ей в руки попала эта газета, Клара посчитала невероятным счастьем, отправила в приёмную комиссию письмо, ей выслали условия поступления, и она начала готовиться.

Родители были категорически против того, чтобы дочь стала артисткой, они мечтали видеть её юристом либо врачом. Но их девочка, всегда такая послушная, кроткая и сговорчивая, на этот раз твёрдо стояла на своём решении.

Клара Лучко

Институт

Когда она приехала поступать, то ужасно волновалась. Председатель приёмной комиссии Борис Бибиков заметил это с первого взгляда и предложил девушке обыграть маленький этюд. Лучко настолько прониклась ролью, что в конце этюда заплакала от переизбытка эмоций. Судьба Клары предопределилась именно в этот момент, её приняли во ВГИК.

Сначала она обучалась в Алма-Ате на курсе у Бибикова Б. и Пыжовой О. Но вскоре институту разрешили вернуться из эвакуации в Москву, и дальше Клара училась уже в столице у Макаровой и Герасимова.

Первое время Лучко поселилась в общежитии, но условия там были просто ужасные. Тогда родители нашли какую-то знакомую, проживавшую в Москве, и она разрешила Кларе жить у неё в Сокольниках, выделила девушке диван. Несмотря на все сложности, время учёбы в институте актриса вспоминала как самое счастливое. Своих педагогов Тамару Макарову и Сергея Герасимова она обожала и всегда восторгалась ими. Они не только преподнесли юной девушке уроки актёрского мастерства, но и научили душевной щедрости, человечности.

Много пришлось Кларе работать над своей техникой речи, чтобы избавиться от украинского акцента. Девушка постоянно читала вслух стихи и большие отрывки прозы.

В дипломной постановке «Молодой гвардии» Клара очень ярко сыграла Ульяну Громову и получила оценку «отлично». После окончания института ей выдали диплом, в котором рекомендовали задействовать актрису Лучко в классических и лирических ролях, особенно ей подошли бы образы тургеневских героинь.

Клара Лучко

Кинокарьера

Её дебют в кино состоялся ещё во время учёбы на четвёртом курсе. Клара сыграла геолога Бэлу в картине «Три встречи».

После окончания института у актрисы была небольшая роль в фильме «Мичурин». А в 1948 году Сергей Герасимов снимал картину «Молодая Гвардия» и пригласил Лучко на маленькую роль Марины – тётушки Олега Кошевого. Клара очень расстроилась, она ждала больших и ярких ролей. В какой-то момент даже подумала, что, наверное, зря связалась с актёрской профессией. Тем не менее в образ нежной и ласковой тётушки-хохлушки она вошла легко и непринуждённо. Лопотать на украинском языке для Клары было чем-то своим, «родным».

Именно в «Молодой Гвардии» её и заприметил режиссёр Иван Пырьев. В 1949 году он пригласил актрису играть молодую колхозницу Дашу Шелест в фильме «Кубанские казаки», с которого для Клары начались признание, слава, всесоюзная любовь и огромное женское счастье.

На съёмках собрался великолепный актёрский состав, Клара оказалась в компании звёзд отечественного кино – Марины Ладыниной, Владлена Давыдова, Сергея Лукьянова, Бориса Андреева, Владимира Володина.

Картина изначально называлась «Весёлая ярмарка». Когда её показали товарищу Сталину, он остался доволен, лишь рекомендовал переименовать в «Кубанские казаки». С таким названием уже почти шестьдесят лет фильм с неизменным успехом показывают на российском телевидении.

Клара Лучко

Лучко даже не представляла, что произойдёт с ней после премьерного показа «Кубанских казаков». Это был настоящий фурор, по радио постоянно крутили песни из фильма «Ой, цветёт калина» и «Каким ты был, таким остался», Кларе приходили мешки писем со всего Советского Союза. А самое главное, её завалили предложениями о съёмках.

В 1950 году вышел фильм «Донецкие шахтёры» о жизни людей Донбасса. Клара сыграла роль Лиды Недоли. В 1952 году в картине «Возвращение Василия Бортникова» актрисе достался персонаж главного инженера МТС Натальи Дубко. С этим фильмом Клара впервые выехала за границу – на Каннский кинофестиваль. Русской красавицей, которую сравнивали со свежей розой, восторгались великие французские живописцы Фернан Леже и Пабло Пикассо.

В актрисе удивительным образом сочетались мастерство и талант. Это давалось ей не сразу, а приходило с опытом, от фильма к фильму. Несомненно было одно: она украшала собою любую киноленту. Многие из картин, в которых снималась Лучко, навсегда вошли в классику советского кино:

  • «Большая семья»;
  • «Двенадцатая ночь»;
  • «Рядом с нами»;
  • «Красные листья»;
  • «В твоих руках жизнь»;
  • «Снежная сказка»;
  • «На семи ветрах»;
  • «Государственный преступник».

Клара Лучко

Переход на возрастные роли для многих представительниц актёрской профессии проходит мучительно. Клара Лучко достойно прошла этот период. Именно когда ей было уже за сорок, актриса играла своих лучших героинь в кино:

  • «Опекун»;
  • «С любимыми не расставайтесь»;
  • «Дача»;
  • «Кодовое название «Южный гром»;
  • «Гнев»;
  • «Мы, нижеподписавшиеся»;
  • «Бедная Маша»;
  • «Тревожное воскресенье».

Ну и, конечно же, её культовая роль – Клавдия из телевизионного фильма «Цыган». В Советском Союзе не было человека, который бы не знал тогда эту актрису, фильм имел ошеломительный успех. Он вышел на экраны страны в 1979 году, а спустя пять лет было принято решение снять продолжение – «Возвращение Будулая». Режиссёр картины видел в роли Клавдии только Клару Лучко, несмотря на то, что героине по сюжету 40 лет, а актрисе на тот момент было уже 54.

Продолжение получилось не менее триумфальным, после чего актёрам Кларе Лучко и Михаю Волонтиру было присвоено звание Народных артистов Советского Союза, что являлось высшим признанием их творческих заслуг.

Клара Лучко

Безумное короткое счастье (с Сергеем Лукьяновым)

Первым мужем Клары Лучко был актёр Сергей Лукьянов, который снимался вместе с ней в фильме «Кубанские казаки» в роли Ворона Гордея Гордеевича. У них по-настоящему случилась любовь с первого взгляда. Он увидел её в гримёрной, где Клара ждала своей очереди, и понял, что пропал.

А потом вся группа поехала в совхоз «Кубань», где Пырьев определил актёров на сельскохозяйственные работы для лучшего попадания в образ и достоверной игры. Чудесный край, потрясающий коллектив, озорной и яркий сценарий наполняли жизнь актёров ощущением безмерного счастья. А для Клары оно ещё дополнилось первой и такой сильной влюблённостью в Сергея Лукьянова.

Чувства были настолько серьёзными, что со свадьбой актёры медлить не стали, в 1950 году расписались. В 1951 году у Клары с Сергеем родилась девочка Оксана. Лукьянов безумно любил жену, из каждой зарубежной поездки привозил ей одно, но очень дорогое и красивое платье. В день её рождения сам полностью устраивал праздник, включая готовку на кухне. Собственноручно сделал для жены эксклюзивные босоножки на пробковой подошве.

Они были удивительно красивой, идеальной парой. К сожалению, счастье оказалось коротким. Весной 1965 года Сергей присутствовал на собрании в театре имени Вахтангова. Выступив, актёр разволновался, у него случился инфаркт, от которого он скончался.

Клара Лучко

До последнего дня своей жизни Клара Лучко пронесла глубокое уважение к своему супругу Сергею Лукьянову и грусть о первой любви, которая так рано оборвалась.

Второе женское счастье (с Дмитрием Мамлеевым)

Вторым супругом Клары стал корреспондент газеты «Известия», писатель Дмитрий Мамлеев. Они познакомились в компании общих друзей и не расставались больше до конца жизни. Почти сорок лет прожили Дмитрий и Клара душа в душу. Он ласково называл её «хорошим парнем», имея в виду то, что киноприма всесоюзной величины в обычной жизни была скромной и простой женщиной. По словам Мамлеева, в Лучко сочетались все качества идеальной жены – понимающая, красивая, умная, она никогда не давала поводов для ревности и не чуралась домашней работы.

Не часто выдавались у них совместные выходные. Клара очень много занималась благотворительностью, ездила на съёмки, кинофестивали, концерты. Дмитрий, впоследствии ставший главным редактором газеты «Известия», тоже постоянно пропадал в командировках.

Но если у супругов намечались выходные, когда оба в Москве, то они неизменно соблюдали свою семейную традицию. В пятницу, ближе к вечеру, Клара запекала в духовке цыплёнка, садилась в «Волгу» и ехала в редакцию «Известий». Ожидала, пока супруг подпишет к выпуску очередной номер газеты, спустится и сядет к ней в машину. И тогда они уезжали в любом направлении километров за 30-40 от столицы, разводили костёр, разогревали цыплёнка и ужинали на природе.

Клара Лучко

Они всегда вместе проводили свой отпуск, ехали в Карловы Вары, куда рекомендовали Дмитрию врачи из-за его диагноза сахарный диабет. С ними всегда проживали домашние животные – кошки, собаки. Последним стал вислоухий шотландский кот, которого по документам звали Дормидонт, а в семейном кругу Плюша.

Смерть и память

Из жизни Клара ушла внезапно 26 марта 2005 года. Готовила утром завтрак для мужа, пока он отправился на прогулку. Придя домой, Дмитрий увидел на кухне бездыханное тело жены. Оказалось, что у неё оторвался тромб. Великую актрису похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

После смерти актрисы Дмитрий Фёдорович с дочерью Клары от первого брака Оксаной, с которой у него всегда были замечательные отношения, приложили все усилия, чтобы сохранить память о любимой и дорогой для них женщине. Её вещи (шляпки, сумочки, платья, любимые вазы) они безвозмездно передали в музей Клары Степановны в городе Курганинске, где снимали «Кубанских казаков», и в зал памяти Лучко в Полтаве.

В их квартире на Котельнической набережной всё осталось, как было при Кларе. Ковры и старинные шкафы ручной работы, торшер и кожаный диван, её фото из фильмов и почётные награды, диплом о присуждении титула «Женщина тысячелетия», блюдо на стене, которое актрисе подарил Пикассо. Дмитрий как будто ждал, что вот-вот откроется дверь и войдёт его любимая жена. Он пережил её на семь лет, скончался в 2012 году.

Клара Лучко

Клара Лучко фотографии

Кино-Театр.Ру мобильное меню

Родилась 1 июля 1925 года в селе Чутово (Полтавская область, Украинская ССР).

Заслуженная артистка РСФСР (26.11.1965).
Народная артистка РСФСР (28.03.1974).
Народная артистка СССР (25.10.1985).

Окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии (1948, мастерская С.А. Герасимова и Т.Ф. Макаровой).

С 1948 года — актриса Театра-студии киноактёра.

Родилась в крестьянской семье. Отец — Степан Григорьевич был родом из села Лучки (отсюда и фамилия — Лучко) и работал директором совхоза. Мать — Анна Ивановна — тоже была на руководящей работе — возглавляла колхоз. Она имела очень хороший голос и пела в молодости в церкви вместе с Иваном Козловским, участвовала в самодеятельности.
Воспитанием Клары занималась её тётя — строгая и неграмотная женщина.
Вскоре Степан Григорьевич поступил в пединститут, и семья Лучко переехала в Полтаву. Клара росла робкой и замкнутой девочкой. К тому же из-за высокого роста и нескладной фигуры в школе её дразнили «жирафой». А ей, как и любой девчонке, так хотелось нравиться мальчишкам!
В 6-м классе Клара влюбилась в красавца-девятиклассника. Для того чтобы привлечь его внимание, она даже прыгнула с парашютом с вышки, но на парня это впечатления не произвело. «Зато благодаря такому поступку я испытала огромное наслаждение от полёта», — признавалась Клара Степановна.

Клара с детства была безумно влюблена в кино. В школе она занималась в театральном кружке и мечтала в будущем стать актрисой, такой, как её кумир Тамара Макарова. Из газеты Клара узнала, что Сергей Апполинариевич Герасимов набирает в Алма-Ате актёрский класс. Родители Клары были категорически против выбора такой профессии. Им хотелось, чтобы дочь стала врачом или юристом. Но тихая и послушная Клара, вдруг с твёрдостью заявила, что обязательно будет актрисой, и родителям пришлось смириться…

Несмотря на большой конкурс, Клара с успехом сдала экзамены и была принята во ВГИК, в мастерскую Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой. Вскоре ВГИКу разрешили вернуться в Москву, и Клара продолжила там обучение на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

Долгое время Клара Лучко не могла по-настоящему раскрыться. Она не числилась ни среди «одарённых», ни среди «талантливых». Но педагоги верили в ученицу. Тамара Фёдоровна как-то сравнила Клару Лучко с петунией. Клара Степановна вспоминала: «Рядом со ВГИКом была клумба, и я попросила показать эту неизвестную мне петунию. И вижу — чахлый, засохший, несчастный бледно-сиреневый граммофончик, который пробивается из растрескавшейся земли. Я поняла, что мой педагог говорила о моём характере…»

Клару Лучко, как актрису, уже в годы учёбы стали привлекать сложные, психологические характеры, для которых требовались яркие, насыщенные краски. И впоследствии ей немало довелось играть именно такие роли. Однако диплом она получила с такой рекомендацией: «Лучко — тургеневская героиня, ей подойдут лирические классические роли…»

Однако дипломная роль Клары Лучко была совсем далека от тургеневских героинь. В 1948 году в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия» она сыграла тетушку Марину. А мечтала о роли Ульяны Громовой, которую сыграла в дипломном спектакле и заработала оценку "отлично". Сказать, что после этого решения своего учителя Лучко расстроилась, значит, ничего не сказать. Она была в шоке. Но жаловаться было некому. Таким образом, этот фильм оказался для Лучко настоящим горем.

Вслед за своей первой картиной Клара Лучко снялась в фильмах «Три встречи» и «Родина капитанов». Фильмы были откровенно неудачными, что очень разочаровало молодую актрису. Она даже задумалась об уходе из кино, но тут ей подвернулся счастливый случай…

После окончания ВГИКа Клару Лучко пригласили работать в Театр киноактёра. В то время Театр киноактёра был очень популярен в Москве, и это не случайно. Спектакли на его сцене ставили известные режиссёры, а играли в них многие звёзды отечественного кино, когда были свободны от съёмок.
Однажды в театре появилось объявление о том, что Иван Пырьев будет читать новый сценарий — музыкальной комедии «Веселая ярмарка». Клара Лучко вместе с другими актёрами пришла на читку, где её и заметил режиссёр. Вскоре её пригласили на фотопробы.
В студию Клара пришла с большой неохотой. Она была уверена, что главных ролей ей не предложат, а сниматься в массовке она категорически не хотела. О том, что было дальше, рассказывает сама актриса:

«Когда я пришла, уже и костюмы все разобрали. Гримёрша сказала, что положено две косы, а у неё осталась только одна.
— Ну, какая разница, — говорю я. — Я платочек сверху повяжу, и не будет видно, есть у меня коса или нет.
Вдруг в гримерную входит ассистент режиссёра Арто и говорит:
— Лучко — к Пырьеву. Пойдёмте.
Меня привели к Пырьеву. Он посмотрел на меня и обратился к Арто:
— Надо орденочки ей какие-то надеть. — И тут же мне: — А ну-ка сними платок.
Я снимаю.
— Что это такое? Почему у тебя одна коса? Что за небрежность?
— Иван Александрович, — робко говорю я, — никто не виноват. Другой косы у гримёров не было. Ну какая разница. Я платок повязала.
— Нет-нет. Тебе надо две косы.
Арто получил нагоняй. Гримёрша тоже.
— Из-за тебя нам попало, — сказали они с обидой.
Но я-то при чём.
Арто повёл меня в фотоцех. Фотограф командует:
— Смотри вправо, голову влево, повернись сюда.
И вот я сижу в такой позе — с кривой шеей, с куда-то заведёнными глазами, а в это время открывается дверь и стремительно входит Пырьев.
— Ты чего так сидишь?
Схватил меня за голову, резко повернул. И фотографу:
— Ты вот так её снимай. Мне просто надо снять. Просто. Понял?
Я думаю: боже мой, действительно он такой, как о нем говорят. Если вдруг меня утвердят, то, как я буду сниматься у него? Нет, я не смогу. Я крика и грубого отношения никогда не терпела».

Спустя некоторое время Пырьев пригласил её на кинопробы на роль молодой колхозницы Даши Шелест. Снималась она в паре с Владленом Давыдовым. Пробы были удачными, и Лучко утвердили на роль. Эту весть сообщил молодой актрисе знаменитый режиссёр Александр Довженко, добавив: «Поздравляю и желаю успеха. Вы будете много и успешно сниматься в кино». Он оказался прав.

Для картины «Веселая ярмарка» Пырьев собрал великолепный актёрский ансамбль. В фильме снимались: Марина Ладынина, Сергей Лукьянов, Владлен Давыдов, Владимир Володин, Борис Андреев и другие звёзды отечественного кино. Не удивительно, что Клара Лучко была просто счастлива оказаться в такой компании. К тому же, Пырьев, о котором все говорили, как о диктаторе, оказался очень чутким человеком и хорошим психологом. Клара Степановна вспоминала: «Если я что-то не так делала, он как будто кому-то выговаривал, но я сразу всё понимала».

Картину снимали в совхозе-миллионере «Кубань». В ту пору это было известное на всю страну хозяйство. В совхозе как раз начиналась страда, и Пырьев, для того чтобы актёры лучше прочувствовали колхозную жизнь, заставил всех трудиться. Актёрам довелось работать на комбайне, сгребать зерно на току. И это ещё больше воодушевляло коллектив. Клара Лучко вспоминала: «Прекрасная природа Кубани: тополя, степь, воздух, пахнущий полынью, быстрая, с водоворотами река Кубань — это всё казалось мне ну просто сказкой. Я помню, что просыпалась каждое утро и думала: я счастлива. И это состояние не покидало меня на протяжении всей картины. »

Готовую картину привезли на просмотр Сталину. Руководителю страны она очень понравилась, но он посоветовал её переименовать в «Кубанские казаки». Под таким названием картина и вышла в прокат, мгновенно завоевав любовь миллионов зрителей.

Фильм «Кубанские казаки» буквально перевернул жизнь Клары Лучко. В одно мгновение никому неизвестная молоденькая актриса превратилась в лауреата Государственной премии и стала звездой всесоюзного масштаба. На нее просто обрушился целый шквал восторженных писем. Зная, что она не замужем, многочисленные её почитатели предлагали ей руку и сердце.

Особенно боготворили Клару Степановну на Кубани, где актрисе присвоили звание почётной казачки. А в городе Курганинске ей даже поставили памятник. Памятник представляет собой сноп пшеницы, обвитый кинолентой, на которой написано: «Стела в честь великой актрисы Клары Степановны Лучко»…

Фильм «Кубанские казаки» изменил жизнь Клары Лучко не только в профессиональном плане. На съёмках она встретила свою любовь в лице актёра Сергея Лукьянова. В картине Лукьянов играл главную роль — Гордея Ворона. Рассказывают, что когда он впервые увидел в гримёрке Клару Лучко, он воскликнул: «Я пропал!» Через год после выхода «Кубанских казаков» на экраны, они поженились, а в 1951 году у супругов родилась дочь Оксана.

Вместе Лукьянов и Лучко прожили пятнадцать лет. Их брак оборвала ранняя смерть Сергея Владимировича. У него было больное сердце, и в самом расцвете своего таланта (в возрасте 54 лет) он ушёл из жизни.

После «Кубанских казаков» Клара Лучко стала очень востребованной в кино. В 1952 году она вместе со своим мужем Сергеем Лукьяновым снялась в фильме Всеволода Пудовкина «Возвращение Василия Бортникова». Именно с этим фильмом актриса поехала на Каннский кинофестиваль, где произвела настоящий фурор. По поводу её румянца журналисты даже заключили пари — естественный он или результат макияжа. А великие Пабло Пикассо и Фернан Леже были в восторге от удивительной красавицы, «похожей на свежую розу».

В 1955 году режиссёр Ян Фрид неожиданно для всех пригласил Клару Лучко на главную роль в картину «Двенадцатая ночь» по одноименной комедии Уильяма Шекспира. Актрисе предстояло сыграть сразу три роли (!) — Виолу, её брата-близнеца Себастьяна и Цезарио. Выбор режиссёра вызвал всеобщее недоумение — как Лучко с её украинским акцентом будет играть Шекспира?! Однако Ян Фрид остался непреклонен.
Перед Лучко стояла непростая задача. У всего мира в памяти ещё была «Двенадцатая ночь» с великой Вивьен Ли. Но Лучко не побоялась и взялась за роли с огромным энтузиазмом. Отказавшись от дублёров, она упорно училась фехтованию и верховой езде. Роли в «Двенадцатой ночи» были буквально выстраданы актрисой. На съёмках ей порой казалось, что у неё не получается очередная сцена, и она украдкой за декорациями плакала. Но после этого она вновь возвращалась на площадку и с упорством продолжала работу.

После окончания съёмок Клара Лучко вместе с картиной отправилась на Эдинбургский фестиваль. На родине Шекспира её ждал огромный успех. Картина получила великолепные рецензии, и в первую очередь отмечалась игра Клары Лучко. Спустя 45 лет, в 2000 году в Кембридже определялись лучшие актрисы тысячелетия. И выбор пал на нашу актрису! Кларе Лучко прислали сертификат «Женщина тысячелетия», где было написано: «Отнеситесь серьёзно, потому что следующее награждение состоится лишь через 1000 лет».

Если до «Двенадцатой ночи» все считали, что Клара Лучко может играть лишь роли колхозниц, то после этой картины к ней приклеилось клише классической актрисы. При утверждении ей доводилось слышать: «Она в классике снимается, какая из неё колхозница!» Клара Лучко и на этот раз быстро сломала все стереотипы, доказав, что ей под силу самые разнообразные персонажи.

Уже в 1957 году она сыграла сложную драматическую роль в киноповести Адольфа Бергункера «Рядом с нами». Вместе с Лучко в главных ролях снялись выдающиеся актёры Леонид Быков и Иннокентий Смоктуновский. Затем актриса появилась в характерной роли певицы кабаре в историко-приключенческом фильме Владимира Саблина «Красные листья». Причём первоначально планировалось, что эту роль сыграет профессиональная оперная певица, а Лучко предлагали одну из главных ролей — Стасю. Но актрисе неинтересно было повторяться…

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Клара Лучко снялась в картине Алексея Сахарова и Эльдара Шенгелая «Снежная сказка», фильмах Николая Розанцева «В твоих руках жизнь» и «Государственный преступник», военном киноромане Станислава Ростоцкого «На семи ветрах»… И в каждом фильме её героини выглядели очень органично.

Работу в кино Лучко сочетала с работой на сцене Центральной студии киноактёра. Жизнь актрисы и в профессиональном и в личном плане складывалась просто замечательно…

1 марта 1965 года в семье Клары Лучко произошла трагедия — скончался муж. Блестящий актёр Сергей Лукьянов умер от инфаркта прямо на сцене. Наступило одиночество.
К этому прибавилась неопределенность в актёрских делах. Кларе Лучко пришлось пережить период перехода на возрастные роли — период для многих актрис становившийся роковым. Некогда популярную актрису стали реже приглашать на съёмки. Но Лучко не отчаивалась. Она по-прежнему настойчиво продолжала работу в Театре киноактёра, откликалась на любые предложения в кино…

Постепенно Клара Лучко вернула утраченные позиции в кинематографе. В 1970-е годы она с успехом снялась в комедиях «Опекун», исторической драме «Гнев» и других картинах. Кинематограф заново открывал зрителям актрису, которая представала мудрым мастером, которому есть что сказать публике.

Все образовалось и в личной жизни. Спустя восемь лет после смерти Сергея Лукьянова Клара Лучко в гостях у своей подруги, теледиктора Азы Лихитченко, встретила своего второго мужа — известного писателя и журналиста Дмитрия Мамлеева.

Новый виток популярности Кларе Лучко принесло участие в телесериале Александра Бланка «Цыган» по одноимённому роману Анатолия Калинина. Когда решался вопрос о главной героине, автор твердо заявил: «Хочу, чтобы Клавдию играла Лучко». До этого Калинин видел актрису в Театре киноактёра в спектакле по его книге «Суровое поле», и она ему очень понравилась. Правда, по сценарию главной героине было 40 лет, а возраст Лучко уже приближался к 60-ти, но это не остановило авторов фильма. И они оказались правы. Актриса настолько ярко, естественно исполнила роль Клавдии, что вряд ли кто-то из зрителей догадался о её возрасте.

На главную мужскую роль — цыгана Будулая — пробовались многие актёры. Среди претендентов был даже знаменитый Армен Джигарханян. Но Джигарханян не смог приехать на пробы, а остальные категорически не подходили. И тогда Клара Лучко вспомнила про молдавского актёра Михая Волонтира, с которым она снималась в 1977 году в драме «Корень жизни»…
Едва выйдя на экраны, сериал мгновенно стал необыкновенно популярным. На Клару Лучко, как и во времена «Кубанских казаков», обрушилась лавина писем.
Спустя шесть лет на экраны вышло продолжение сериала — «Возвращение Будулая», имевшее не меньший успех, чем его первая часть.

Клара Лучко активно снималась в кино до середины 1990-х годов. Затем она отошла от кинематографа, но по-прежнему продолжала оставаться на виду. Всех поражало умение Клары Степановны красиво стариться. Она словно не чувствовала своего возраста, оставаясь очаровательной и в 70, и в 75 лет.

В 2002 году Клара Степановна выпустила книгу «Виновата ли я…» (по сценарию одноимённого фильма, поставленному десять лет назад в 1992 году), а в начале 2005 года выпустила календарь, рассчитанный на три года вперёд, со своими фотографиями в кино.

Каждый день Лучко был расписан по минутам. Незадолго до смерти она закончила съёмки в фильме Юлия Гусмана «Парк советского периода», своеобразном ремейке «Кубанских казаков». Правда, роль озвучить не успела. «Другая актриса не будет озвучивать роль Лучко, — категорически заявил режиссёр. — Сейчас технически возможно сделать так, чтобы в фильме прозвучал голос именно этой великой актрисы».

Ушла из жизни Клара Лучко субботним утром 26 марта 2005 года в своей московской квартире. Похоронена 30 марта на Новодевичьем кладбище столицы (участок № 10, ряд № 9, место № 13).

Дочь Клары Оксана Лукьянова закончила два творческих вуза — ВГИК и ГИТИС, работает журналистом.

призы и награды

Сталинская премия второй степени (1951) — за исполнение роли Дарьи Никаноровны Шелест в фильме «Кубанские казаки» (1949).
Орден «Знак Почета» (1950).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000).
Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
Премия Гильдии актёров кино России "За выдающийся вклад в профессию" (1999).
Приз за вклад в разработку женской темы в отечественном кино на III КФ «Женский мир — 94» (1994, Набережные Челны).
Обладатель диплома «Человек года» (1965).
Лауреат титула «Женщина мира» (1996, США).
Лауреат титула «Женщина тысячелетия» (2000, Институт географии, Кембридж, Великобритания).

последнее обновление информации: 01.12.23

Источники:

  • https://stories-of-success.ru/klary-luchko
  • https://www.kino-teatr.ru/kino/acter/w/ros/2567/bio/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.