Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи биография, новости, фото
https://ria.ru/20220415/leonardo-1783288901.html
Биография Леонардо да Винчи
Биография Леонардо да Винчи - РИА Новости, 15.04.2022
Биография Леонардо да Винчи
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Анкиано близ. РИА Новости, 15.04.2022
2022-04-15T00:14
2022-04-15T00:14
2022-04-15T00:14
справки
леонардо да винчи
италия
Итальянский живописец, скульптор, архитектор, ученый и инженер эпохи Высокого Возрождения Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в местечке Анкиано близ города Винчи, расположенном недалеко от Флоренции (Италия).Леонардо да Винчи был незаконнорожденным сыном нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катарины. Его отец, пользовавшийся высокой репутацией во флорентийском обществе, отдал его в 15-летнем возрасте в ученики к художнику Андреа дель Верроккьо. В мастерской Верроккьо Леонардо да Винчи получил многогранное образование, которое включало живопись и скульптуру, а также технические и механические искусства. Верроккьо помог молодому ученику развить его аналитические способности и послужил для него образцом универсализма, ставшего в дальнейшем отличительной чертой творчества Леонардо да Винчи.В числе других ассистентов Верроккьо художник принимал участие в работе над алтарным образом "Крещение Христа", в котором итальянский живописец и историк искусства Джорджо Вазари приписывает ему фигуру левого ангела и частично пейзаж.В 1472 году Леонардо да Винчи был принят в гильдию живописцев Флоренции, но оставался в мастерской своего учителя еще пять лет, после чего работал во Флоренции самостоятельно до 1481 года.В ранних произведениях ("Благовещение" (около 1474 года), "Мадонна Бенуа" ("Мадонна с цветком"), около 1478 года), Леонардо да Винчи развивал традиции кватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотенью, иногда оживляя лица едва уловимой улыбкой с целью передачи тонких душевных состояний. В "Поклонении волхвов" (1481-1482, не закончена) художник превратил религиозный сюжет в средство раскрытия разнообразных человеческих эмоций. Фиксируя результаты многочисленных наблюдений в набросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш, сангина, перо и др.), Леонардо да Винчи добивался остроты в передаче мимики лица (прибегая порой к гротеску), а физические особенности движения человеческого тела приводил в соответствие с духовной атмосферой композиции.В период пребывания в мастерской Верроккьо Леонардо да Винчи также занимался скульптурой и, подобно другим ученикам мастера, создавал терракотовые рельефы и бюсты, однако безусловно принадлежащих ему скульптурных работ не сохранилось.В 1482 году Леонардо да Винчи переехал в Милан, где поступил на службу к герцогу Лодовико Сфорца. При дворе он выступал устроителем и оформителем празднеств, создавал эскизы костюмов для турниров. По описаниям современников и рисункам Леонардо да Винчи известны механизмы и декорации для представлений "Рай" (1490) и "Даная" (1496). Архитектурные и инженерные идеи Леонардо да Винчи нашли отражение в его рисунках: проекты фонаря над средокрестием миланского собора, проект идеального устройства города Виджевано с подземной канализацией и др.На это время приходится творческий расцвет Леонардо-живописца, в произведениях этого периода были заложены основы стиля Высокого Возрождения.Примерно с 1483 по 1486 годы он работал над алтарной картиной "Мадонна в скалах", где персонажи представлены в окружении причудливого скалистого пейзажа, а тончайшая светотень (сфумато) играет роль духовно-связующего начала, подчеркивающего теплоту человеческих отношений. В 1508 году Леонардо да Винчи выполнил еще одну версию этой картины.В этот период он также создал одну из своих самых известных работ – монументальную настенную роспись "Тайная вечеря" (1495-1497) в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие. Тщательно разрабатывая позы, жесты и выражения лиц персонажей, Леонардо да Винчи добился театрализованного драматизма всей сцены, вписанной в математически рассчитанное перспективное пространство, точка схода которого является одновременно точкой схода реального пространства трапезной.В 1498 году в одном из залов дворца Сфорца Леонардо да Винчи выполнил декоративную роспись потолка в виде перголы (навеса), образованной переплетенными ветвями деревьев: стволы, кроны и почва, из которой они произрастают, написаны с научной достоверностью.В этот период Леонардо да Винчи также работал над грандиозным скульптурным проектом – монументальной конной статуей из бронзы, которая должна была быть воздвигнута в честь Франческо Сфорца, основателя династии Сфорца. Да Винчи посвятил этой задаче 12 лет с перерывами. В 1493 году глиняная модель лошади была выставлена на всеобщее обозрение. Для отливки скульптуры требовалось около 90 тонн бронзы, однако начавшийся сбор металла был прерван, и конная статуя так и не была отлита. В 1499 году Милан был захвачен французами, а скульптура была разрушена.В 1499 году Леонардо да Винчи покинул Милан и, после краткого пребывания в Мантуе и Венеции, в апреле 1500 года вернулся во Флоренцию.Ключевым для этого периода жизни Леонардо да Винчи стал заказ на сцену "Битва при Ангиари" (1504-1505) для Зала Большого совета в Палаццо делла-Синьория (Палаццо Веккьо); на противоположной стене должна была размещаться "Битва при Кашине" Микеланджело. Оба мастера исполнили картоны (крупноформатный рисунок, выполняемый в размере будущего произведения), ныне утраченные.Центральная сцена картона Леонардо да Винчи ("Битва за знамя") известна по копиям (наиболее эффектная из них принадлежит Питеру Рубенсу) и подготовительным рисункам ("Голова кричащего человека"), которые демонстрируют натуралистически переданную экспрессию. Незавершенная роспись, испорченная неудачной техникой, была разрушена (или скрыта) позднейшими записями.Между 1503 и 1506 годами Леонардо да Винчи создал самую знаменитую свою работу – "Портрет Лизы Герардини, жены Франческо дель Джокондо" ("Мона Лиза" или "Джоконда", ныне хранится в Лувре). Небольшая по размерам картина производит монументальное впечатление: Мона Лиза показана на фоне пейзажа, где глубина пространства, воздушная дымка переданы с величайшим совершенством. Знаменитая техника сфумато Леонардо здесь доведена до небывалых вершин: тончайшая, точно тающая, дымка светотени, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени.Находясь с 1502 года на службе Чезаре Борджиа в качестве архитектора и инженера, Леонардо да Винчи посетил города Средней Италии, создавая географические карты ("Карта Имолы", "Вид Ареццо и долины Кьяна с высоты птичьего полета"). Во Флоренции Леонардо да Винчи создал также ряд утраченных впоследствии живописных произведений, известных по его рисункам и повторениям других художников: "Мадонна с веретеном", "Леда и лебедь", "Благовествующий Ангел".С середины 1508 года по 1513 год Леонардо да Винчи провел в Милане на службе у французского правителя города Шарля д’Амбуаза, по заказам которого занимался оформлением театрализованных действ, создал ряд архитектурных проектов (дворец д’Амбуаза, известный по многочисленным рисункам и описаниям самого Леонардо да Винчи), а также проект конного памятника маршалу Джану Джакомо Тривульцио. Живописные работы этого времени: "Святой Иоанн Креститель", "Мадонна с Младенцем, св. Анной и агнцем".В 1513 году Леонардо да Винчи переехал в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1513-1521), но вскоре потерял благосклонность папы. Он изучал растения в ботаническом саду, составлял планы по осушению Понтинских болот, писал заметки к трактату об устройстве человеческого голоса. В это время им был создан единственный "Автопортрет" (1514), исполненный сангиной, показывающий седовласого старого человека с длинной бородой и пристальным взглядом. Последняя картина да Винчи также была написана в Риме – "Святой Иоанн Креститель" (1515).После двухлетнего пребывания в Риме Леонардо да Винчи по приглашению французского короля Франциска I в 1516 году отбыл во Францию. Несмотря на то, что в последние годы жизни мастер работал мало, его произведения оказали существенное влияние на французское искусство: неосуществленный проект королевской виллы в Роморантене, задуманной как идеальный город с геометрически правильной планировкой, – на развитие архитектуры, а привезенные из Италии его картины – на французскую живопись.Вокруг Леонардо да Винчи сложился широкий круг последователей и подражателей: Андреа Соларио, Джованни Больтраффио, Амброджо де Предис, Марко д'Оджионо, Чезаре да Сесто, Франческо Мельци, Салаи и др., впоследствии получившие название "леонардесков". В разное время и по-разному сотрудничавшие с мастером, они распространяли его живописные и графические идеи.Объем рукописного наследия Леонардо да Винчи (около семи тысяч листов) значительно превосходит объем его живописных и графических работ. После смерти художника они были объединены (предположительно Франческо Мельци) в "Трактат о живописи", состоящий из тематических разделов, посвященных так называемому спору искусств (сравнению живописи со скульптурой, музыкой и поэзией), проблемам перспективы, светотени и цвета, изображению человека и природы, обучению живописца и др.Как ученый и изобретатель Леонардо да Винчи признавал единственным критерием истины опыт; он противопоставлял "книжной учености" основанное на эксперименте естествознание. Его интересы охватывали математику, механику, гидравлику, анатомию и физиологию человека и животных, ботанику, геологию и др."Раем" математических наук он называл механику и широко пользовался математическим аппаратом в экспериментально-исследовательской деятельности (работы по определению коэффициента трения и скольжения, центров тяжести фигур и тел, по законам рычага и др.). В области гидравлики Леонардо да Винчи впервые описал равновесие жидкости в сообщающихся сосудах, вплотную приблизившись к открытому только в XVII веке закону Паскаля. В его заметках содержатся попытки объяснения природы бинокулярного зрения как условия объемного восприятия пространства. На протяжении всей жизни Леонардо да Винчи занимался анатомией человека и животных. Он обобщил результаты своих анатомических исследований в серии детализированных рисунков, заложив основы современной научной иллюстрации; впервые описал ряд костей и нервов; занимался вопросами эмбриологии и сравнительной анатомии. Первым исследовал законы филлотаксии (о расположении листьев на стебле растений), гелиотропизма и геотропизма (соответственно о влиянии солнца и гравитации на растения), предложил способ определения возраста деревьев по годичным кольцам.Изобретения и конструктивные догадки Леонардо да Винчи намного опередили эпоху. Единственным изобретением, получившим признание при его жизни, был колесцовый замок для пистолета – устройство для воспламенения порохового заряда (применялся до XIX века). Уникальны исследования Леонардо да Винчи в области конструирования летательных аппаратов. В результате тщательного изучения полета и планирования птиц, строения их крыльев он создал модель так называемого орнитоптера – летательный аппарат с машущими крыльями. В его записках есть схема летательного аппарата с воздушным винтом – прототип современного вертолета. Он также разработал конструкцию планера – предтечу дельтаплана и сделал чертеж пирамидального парашюта. Леонардо да Винчи также были разработаны проекты водолазного костюма, спасательного круга, перепончатых перчаток (прототип ласт), велосипеда, металлической повозки для перевозки солдат (прототип танка), катапульты, прожектора, вращающегося подъемного крана, различных станков и др. В 1502 году Леонардо да Винчи по заказу османского султана Баязида II создал проект каменного моста с пролетом 240 метров (общая длина 346 метров, максимальная высота 40 метров) через залив Золотой Рог. По замыслу автора, мостовое полотно должны были поддерживать три очень пологие арки, основания которых напоминали бы хвост летящей птицы. Проект казался настолько фантастическим, что султан не решился на его осуществление. Пешеходный мост (меньшего размера, с пролетом 100 метров) по эскизам Леонардо да Винчи был построен в Норвегии в 2001 году. Леонардо да Винчи скончался 2 мая 1519 года в замке Клу (Кло-Люсе) в городе Амбуаз во Франции. Был похоронен в церкви Сен-Флоратен. Во время Французской революции его могила была уничтожена. В 1874 году предполагаемые останки Леонардо да Винчи были перезахоронены в часовне Сен-Юбер. В настоящее время картины, написанные Леонардо да Винчи (помимо фресок и рисунков) хранятся в Лувре (Франция), в Уффици (Флоренция), Старой пинакотеке (Мюнхен), Музее Чарторыйских (Краков), Лондонской и Вашингтонской национальных галереях и других музеях.В Санкт-Петербурге в Эрмитаже представлены две картины Леонардо да Винчи "Мадонна Литта" и "Мадонна Бенуа". В Эрмитаже также находится большая коллекция леонардесков. В замке Кло-Люсе находится музей, где хранятся модели различных изобретений, воссозданных по проектам Леонардо да Винчи.Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Леонардо да Винчи
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи – человек искусства эпохи Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, ученый, полимат (универсальный человек).
Будущий гений родился в результате любовной связи благородного Пьеро да Винчи и девушки Катерины (Катарины). По социальным нормам того времени брачный союз этих людей был невозможен из-за низкого происхождения матери Леонардо. После рождения первенца ее выдали замуж за гончара, с которым Катерина прожила остаток жизни. Известно, что от мужа она родила четырех дочерей и сына.
Первенец Пьеро да Винчи три года жил вместе с матерью. Отец Леонардо сразу после его рождения женился на богатой представительнице знатного рода, но законная супруга так и не смогла родить ему наследника. Через три года после заключения брака Пьеро забрал сына к себе и занялся его воспитанием. Мачеха Леонардо умерла через 10 лет, пытаясь родить наследника. Пьеро женился вторично, но снова быстро овдовел. Всего у Леонардо было четыре мачехи, а также 12 сводных братьев и сестер по отцовской линии.
Творчество и изобретения да Винчи
Родитель отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа Верроккьо. За время обучения у наставника сын Пьеро постиг не только искусство живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими реактивами. Все эти знания пригодились да Винчи в жизни.
Леонардо получил подтверждение квалификации мастера в возрасте двадцати лет, после чего продолжил работу под началом Верроккьо. Молодой художник привлекался к мелкой работе над картинами своего учителя, например, прописывал фоновые пейзажи и одежду второстепенных персонажей. Собственная мастерская появилась у Леонардо только в 1476 году.
В 1482 году да Винчи был отправлен своим покровителем Лоренцо Медичи в Милан. В этот период художник работал над двумя картинами, которые так и не были завершены. В Милане герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве инженера. Высокопоставленную особу интересовали приспособления оборонительного характера и устройства для увеселения двора. У да Винчи появилась возможность развить талант архитектора и способности механика. Его изобретения оказались на порядок лучше тех, что предлагали современники.
Инженер пробыл в Милане при герцоге Сфорца около семнадцати лет. За это время Леонардо написал картины «Мадонна в гроте» и «Дама с горностаем», создал свой самый знаменитый рисунок «Витрувианский человек», изготовил глиняную модель конного памятника Франческо Сфорца, расписал стену трапезной доминиканского монастыря композицией «Тайная вечеря», сделал ряд анатомических набросков и чертежей аппаратов.
Второй миланский период мастера длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516 году Леонардо отправился во Францию, где и провел свои последние годы. В путешествие мастер взял с собой Франческо Мельци, ученика и главного наследника художественного стиля да Винчи.
Несмотря на то, что в Риме Леонардо провел всего четыре года, именно в этом городе находится музей его имени. В трех залах учреждения можно ознакомиться с аппаратами, построенными по чертежам Леонардо, рассмотреть копии картин, фото дневников и рукописей.
В 2009 году в эфире телеканала «Discovery» вышел цикл фильмов «Аппараты да Винчи». Каждый из десяти эпизодов документального сериала был посвящен строительству и испытанию механизмов по оригинальным чертежам Леонардо. Техники фильма старались воссоздать изобретения итальянского гения, используя материалы его эпохи.
Личная жизнь
Личная жизнь мастера держалась им самим в строжайшей тайне. Для записей в своих дневниках Леонардо использовал шифр, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Существует версия, что причиной скрытности была нетрадиционная ориентация да Винчи.
Основой теории о том, что художник любил мужчин, стали догадки исследователей, основанные на косвенных фактах. В молодом возрасте художник фигурировал в деле о содомии, но достоверно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень скрытен и скуп на комментарии о личной жизни.
К возможным возлюбленным Леонардо относят некоторых его учеников, самым известным из которых является Салаи. Юноша был наделен женоподобной внешностью и стал моделью для нескольких полотен кисти да Винчи. Картина «Иоанн Креститель» - это одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.
Существует версия, что «Мона Лиза» также была написана с этого натурщика, одетого в женское платье. Следует отметить, что присутствует некоторое физическое сходство людей, изображенных на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Остается фактом и то, что да Винчи завещал свой художественный шедевр именно Салаи.
К возможным возлюбленным Леонардо историки причисляют также и Франческо Мельци.
Существует и другая версия тайны личной жизни итальянца. Есть мнение, что у Леонардо была романтическая связь с Чечилией Галлерани, которая, предположительно, изображена на портрете «Дама с Горностаем». Эта женщина была фавориткой миланского герцога, держательницей литературного салона, покровительницей искусств. Она ввела молодого художника в круг миланской богемы.
Среди записей да Винчи был найден черновик письма, адресованного Чечилии, который начинался словами: «Возлюбленная моя богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с Горностаем» написан с явными признаками нерастраченных чувств к изображенной на нем женщине.
Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины не привлекали его в физическом смысле. В контексте данной теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не породил потомков, но оставил великое наследие.
Смерть и могила
Современные исследователи сделали вывод, что вероятная причина смерти художника – инсульт. Да Винчи скончался в возрасте 67 лет, произошло это в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что к тому времени художник уже страдал от частичного паралича. Леонардо не мог двигать правой рукой, как полагают исследователи, из-за перенесенного в 1517 году инсульта.
Несмотря на паралич, мастер продолжал активную творческую жизнь, прибегая к помощи ученика Франческо Мельци. Самочувствие да Винчи ухудшалось, а к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Данные свидетельства соответствуют теоретическому диагнозу. Как полагают ученые, повторный приступ нарушения мозгового кровообращения в 1519 году завершил жизненный путь знаменитого итальянца.
На момент смерти мастер находился в замке Кло-Люсе близ города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. В соответствии с завещанием Леонардо, его тело захоронили в галерее церкви Сен-Флорантен.
К сожалению, могила мастера была разорена в ходе гугенотских войн. Церковь, в которой упокоился итальянец, была разграблена, после чего пришла в сильное запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роже Дюко в 1807 году.
После разрушения часовни Сен-Флорантен останки из множества захоронений разных лет были перемешаны и закопаны на территории сада. Начиная с середины девятнадцатого столетия, исследователи предпринимали несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом вопросе ориентировались на прижизненное описание мастера и выбрали из найденных останков наиболее подходящие фрагменты. Их некоторое время изучали. Работами руководил археолог Арсен Уссэ. Он же нашел осколки надгробной плиты, предположительно, с могилы да Винчи, и скелет, в котором не хватало некоторых фрагментов. Эти кости были перезахоронены в реконструированной могиле художника в часовне Святого Губерта на территории замка Амбуаз.
В 2010 году команда исследователей под руководством Сильвано Винчети собиралась провести эксгумацию останков мастера эпохи Возрождения. Идентифицировать скелет планировалось с помощью генетического материала, взятого из захоронений родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение владельцев замка для проведения необходимых работ.
На том месте, где раньше находилась церковь Сен-Флорантен, в начале прошлого века был установлен гранитный памятник, ознаменовавший четырехсотлетний юбилей со дня смерти знаменитого итальянца. Реконструированная могила инженера и каменный монумент с его бюстом являются одними из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.
Тайны картин да Винчи
Творчество Леонардо занимает умы искусствоведов, религиозных исследователей, историков и обывателей более четырех сотен лет. Работы итальянского художника стали вдохновением для людей науки и творчества. Существует множество теорий, раскрывающих тайны картин да Винчи. Наиболее известная из них гласит, что при написании своих шедевров Леонардо использовал особый графический код.
С помощью устройства из нескольких зеркал исследователям удалось выяснить, что тайна взглядов героев с картин «Джоконда» и «Иоанн Креститель» заключена в том, что они смотрят на существо в маске, напоминающее инопланетного пришельца. Секретный шифр в записях Леонардо тоже был расшифрован при помощи обычного зеркала.
Мистификации вокруг творчества итальянского гения привели к возникновению целого ряда художественных произведений, автором которых стал писатель Дэн Браун. Его романы приобрели славу бестселлеров. В 2006 году на экраны вышел фильм «Код да Винчи», снятый по мотивам одноименного произведения Брауна. Кинолента была встречена волной критики со стороны религиозных организаций, но установила рекорды по кассовым сборам в первый месяц проката.
Утраченные и незаконченные работы
Не все работы мастера дошли до нашего времени. К не сохранившимся произведениям относятся: щит с росписью в виде головы Медузы, скульптура коня для миланского герцога, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска «Битва при Ангиари».
О некоторых картинах мастера современные исследователи знают благодаря сохранившимся копиям и мемуарам современников да Винчи. Например, судьба оригинала работы «Леда и лебедь» до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина, возможно, была уничтожена в середине семнадцатого века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. До нашего времени дошли наброски, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненных разными художниками.
На картине была изображена молодая обнаженная женщина в объятиях лебедя, у ног которой играют младенцы, вылупившиеся из огромных яиц. При создании этого шедевра художник был вдохновлен известным мифическим сюжетом. Интересно, что полотно по мотивам истории о совокуплении Леды с Зевсом, принявшим облик лебедя, было написано не только да Винчи.
Прижизненный соперник Леонардо Микеланджело тоже написал картину, посвященную этому античному мифу. Полотно Буонаротти постигла та же судьба, что и работу да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно пропали из коллекции французского монаршего дома.
Среди незаконченных работ гениального итальянца выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось неоконченным по причине отъезда мастера в Милан. Заказчики нашли другого исполнителя, и Леонардо не видел смысла продолжать работу над картиной.
Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображены Мария с новорожденным Иисусом и волхвы, а за спинами паломников - всадники на конях и развалины языческого храма. Есть предположение, что Леонардо изобразил на картине среди мужчин, пришедших к сыну Божьему, и самого себя в возрасте 29 лет.
Интересные факты
- Исследовательница религиозных тайн Линн Пикнетт в 2009 году опубликовала книгу «Леонардо да Винчи и братство Сиона», назвав знаменитого итальянца одним из магистров тайного религиозного ордена.
- Считается, что да Винчи был вегетарианцем. Он носил одежду изо льна, пренебрегая нарядами из кожи и натурального шелка.
- Группа исследователей планирует выделить ДНК Леонардо из сохранившихся личных вещей мастера. Историки также утверждают, что близки к тому, чтобы найти родственников да Винчи по материнской линии.
- Эпоха Ренессанса была тем временем, когда к благородным женщинам в Италии обращались словами «моя госпожа», по-итальянски - «мадонна» (ma donna). В разговорной речи выражение сократилось до «монна» (monna). Это означает, что название картины «Мона Лиза» дословно можно перевести как «Госпожа Лиза».
- Рафаэль Санти называл да Винчи своим учителем. Он бывал в мастерской Леонардо во Флоренции, старался перенять некоторые черты его художественного стиля. Рафаэль Санти называл также своим учителем Микеланджело Буонарроти. Три упомянутых художника считаются главными гениями эпохи Ренессанса.
- Австралийские энтузиасты создали крупнейшую передвижную выставку изобретений великого архитектора. Экспозиции была разработана при участии Музея Леонардо да Винчи в Италии. Выставка уже побывала на шести континентах. За время ее работы пять миллионов посетителей смогли увидеть и потрогать руками произведения самого знаменитого инженера эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи: чем известен, что изобрел и какие картины написал
Кто такой Леонардо да Винчи? В мировую культуру Леонардо да Винчи вошел как универсальный человек — великий художник, скульптор, архитектор, инженер.
В какой стране жил Леонардо да Винчи? Почти вся его жизнь прошла в Италии, между городами Флоренция, Милан и Рим. Но последние годы он провел во Франции, где умер и был похоронен.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано недалеко от городка Винчи, который прославился, став фамилией гения. Его матерью была простая крестьянская девушка Катерина, отцом — наследственный нотариус Пьеро. Брак между его родителями был невозможен из-за сословных предрассудков.
Первые годы мальчика прошли в окружении природы в сельской местности, где он жил с матерью. Отец женился на знатной женщине, но брак оказался бездетным, поэтому он взял в свою семью добрачного ребенка. Начальное образование Леонардо получил в своем городке. В университет путь ему был закрыт, но он всю жизнь занимался самообразованием и стал самым образованным человеком своего времени.
К делу отца Леонардо интереса не проявил. Видя художественные склонности сына, он устроил его в мастерскую Андреа дель Верроккьо во Флоренции, которая была тогда интеллектуальным центром Италии. У своего первого и единственного наставника Леонардо изучал основы живописи, скульптуры, попутно освоил работу со многими материалами, получил навыки ювелирного дела. В возрасте 20 лет он получил квалификацию мастера в гильдии художников.
Фактом художественной жизни Флоренции эпохи Возрождения была гомосексуальность, как пишет издание Biography. В 1476 году Леонардо и еще несколько молодых людей были обвинены в таких связях. Но свидетельствами это не подтвердилось, обвинения были сняты. Само событие повлияло на характер молодого человека, усилило ненависть ко всякой несвободе и ограничениям. Его личная жизнь оставалась скрытой, известно только, что он никогда не был женат и не имел детей.
В биографии Леонардо да Винчи выделяют несколько творческих периодов, связанных с разными городами. После первого флорентийского периода (1464–1482) были такие:
Плодотворная работа была возможна благодаря особой системе сна Леонардо да Винчи. Он спал по 15–20 минут каждые 4 часа, в сумме 2 часа в сутки. Остальные 22 часа посвящал работе.
В последние годы жизни да Винчи недолго жил в Риме, а с 1516 года — во Франции. Как главного художника, архитектора и механика его пригласил к своему двору король Франциск I. Кроме этих обязанностей, мастер много занимался редактированием своих научных исследований. У него начала отказывать рука, но он еще делал наброски костюмов, различных устройств и декораций для дворцовых торжеств. Умер Леонардо да Винчи 2 мая 1519 года от инсульта.
Творческая деятельность Леонардо да Винчи
В истории культуры Леонардо да Винчи остался как гениальный художник, ученый и инженер. Издание Biography подчеркивает, что он не видел границы между наукой и искусством, считал, что хорошим художником его сделали научные занятия.
Уникальную славу Леонардо как основателя Высокого Возрождения создали 17 сохранившихся художественных произведений. Какие самые известные картины Леонардо да Винчи? Это такие непревзойденные шедевры:
- «Мона Лиза»;
- «Тайная вечеря»;
- «Мадонна Бенуа»;
- «Святой Иероним»;
- «Поклонение волхвов»;
- «Мадонна в скалах»;
- «Витрувианский человек»;
- «Спаситель мира».
Вокруг творений художника витает много мистификаций, в них находят графические коды, тайну которых пытаются объяснить до сих пор.
«Мона Лиза» или «Джоконда» — самая загадочная картина, которую веками сопровождают легенды. Улыбка Моны Лизы стала загадкой на века. Ее называют неуловимой, блуждающей, бесовской, отражающей страсти в бесстрастном образе, она едва зарождается и пропадает. Несомненно, картина установила стандарты для всех будущих портретов. Сейчас шедевр хранится в Лувре за пуленепробиваемым стеклом.
«Тайная вечеря» — настенная роспись со сложной судьбой. Она разрушалась, пережила несколько реставраций, последнюю, самую масштабную, — в ХХ веке. Кроме передачи глубокого евангельского содержания, в картине проявилась особая техника дымчатого эффекта мастера — сфумато.
В знаменитом рисунке «Витрувианский человек» показаны идеальные пропорции человеческой фигуры. Они соответствуют формам круга и квадрата в зависимости от того, как стоит человек.
Картина «Спаситель мира», заново открытая в XXI веке, на аукционе была продана за более чем $450 млн. Britannica утверждает, что этот факт — свидетельство о непреходящем через века влиянии автора в искусстве.
Научная деятельность, изобретательность Леонардо да Винчи раскрываются в его огромном наследии. Сайт Leonardo da Vinci утверждает, что это 13 тыс. страниц изобретений, творений, рисунков, чертежей. Его дневники, пишет портал Art in Context, ценятся так же, как и произведения искусства. Графики, эскизы, идеи стали итогом жизни титана мысли и бесспорным доказательством его блестящего интеллекта.
В своих научных и инженерных работах гений и универсальный человек эпохи уделял особое внимание тому, что облегчит и упростит труд человека. Что изобрел Леонардо да Винчи? Среди его разработок потомкам известны:
- Проект металлургической печи и прокатного стана.
- Устройство подводной лодки, парашюта, велосипеда.
- Текстильные и типографские станки, мельничное оборудование, различные инструменты, в частности разводной ключ.
- Боевые машины и оружие: прообраз современного танка, вертолета, пулемет и многоствольная пушка.
- Летательная машина, созданная на основе изучения полета птиц.
Многие проекты гения опередили свое время и на уровне развития техники периода Ренессанса не могли быть воплощены в жизнь. Ряд чертежей гениального изобретателя и сейчас остается загадкой. Современные исследователи изобретений Леонардо да Винчи считают, что некоторые из них дали толчок в развитии механики и промышленности.
Наследие Леонардо да Винчи — часть культурной сокровищницы человечества. Слава его произведений пережила века и осталась неизменной до наших дней.
- Леонардо да Винчи
Источники:
- https://ria.ru/20220415/leonardo-1783288901.html
- https://24smi.org/celebrity/4044-leonardo-da-vinchi.html
- https://www.nur.kz/family/school/1879085-leonardo-da-vinci-biografia-interesnye-fakty/