Дмитрий Левицкий
«Я чеканил теннисный мячик, считая по-английски от 100 до 1»: телеведущий Дмитрий Левицкий — о пути в столичные рестораторы
В рубрике «Городские истории» предприниматели и деятели искусства рассказывают о своей жизни в Москве: где им нравится гулять, вкусно есть и пить, проводить личные или деловые встречи и многое другое. Гость этого выпуска — шоумен и ресторатор Дмитрий Левицкий.
Дмитрий Левицкий — основатель группы компаний Hurma, ведущий фуд-шоу «Гастротур» и «Белый китель» на телеканале «Пятница!», соорганизатор ежегодного сочинского Gastreet International Restaurant Show. В 2021 г. ресторан Riesling Boyz Дмитрия Левицкого и Гоши Карпенко был отмечен рекомендацией гида Michelin.
Простая советская семья
Я родился в 60 км от Москвы в промышленном городке Электросталь. Задолго до моего появления отец приехал с Украины поступать в институт имени Баумана, где познакомился с мамой. Свадьбу влюбленные студенты сыграли уже на 3-4 курсе. Вскоре родители уехали в небольшой подмосковный город Электросталь, поближе к родителям мамы. Через год молодожены стали родителями: сначала родился я, а через 5 лет — моя младшая сестра.
Все детство с нами жили домашние животные, и я до подросткового возраста мечтал стать биологом или зоологом. Разнообразие живности тоже было стандартным для советского ребенка: хомячки, попугаи, канарейки, кошки и собаки. Мой первый небольшой бизнес тоже был связан с животными. Когда мне исполнилось 14 лет, я разводил волнистых попугаев и продавал их на птичьем рынке в Москве.
Личный архивНашу семью легко представить, вспомнив любой классический советский фильм. Мы жили просто и небогато. Родители на заводе трудились инженерами, а в выходные на даче все вместе сажали картошку и потом дружно ее перебирали.
Мне передались мамина предприимчивость и отцовская рассудительность. Мама очень энергичный человек, она никогда не сидела на месте и старалась все менять. Она первая ушла с завода и создала подобие своего ИП. Конечно, смелость ее начинаниям придавала папина поддержка и опора, благодаря которой мама могла заниматься своими экспериментами.
Отец, в свою очередь, — человек более спокойный и рассудительный. Он отработал всю жизнь на заводе «Электросталь», дослужившись до поста замдиректора по экономике.
Студенчество
После окончания школы я поступил в Московский институт стали и сплавов (МИСИС) и стал жить в общежитии в Беляево. У родителей не было ни тени сомнений в том, что после института я буду работать на заводе, как и все, потому что в Советском Союзе нельзя было представить другой жизненный путь выпускника. Вариант, что после диплома я останусь жить в столице, мелькать по телевизору, — такого родители никак не ожидали.
Первые заработки
С переездом в столицу я все меньше уделял время учебе и больше посвящал себя бизнесу — стал торговать малиновыми пиджаками. Мы с друзьями нашли компанию, которая отшивала их под видом итальянских, наклеивая на товар лейбл RICO PONTI. Нам компания продавала сшитые пиджаки как итальянские, а мы, в свою очередь, тоже выдавали их за иностранное производство на рынке. Лишь со временем мы узнали, что наш товар шили недалеко от рынка. Но за пиджаки никогда не было стыдно, так как это были вещи хорошего качества.
Бар «Тебурасика», место, которое мы открыли в пандемию. Один из самых наших ярких на сегодня проектов / Личный архив
Так я лихо влился в коммерческую жизнь Москвы и ее вещевые рынки. В то время люди даже зимой примеряли вещи на улице, стоя на картонке. Мой рабочий день начинался с 7 утра в любое время года. Я стоял с табличкой «Куплю место», затем мы брали место для торговли и приступали к работе.
Нам было по 18 лет, 1 курс института. Тогда за день на рынке я зарабатывал примерно месячную зарплату своего отца, на тот момент начальника цеха. Деньги по молодости разлетались в неизвестном направлении.
«Вышка» как новый этап жизни
Через полгода после учебы в МИСИСе в столице приятель предложил мне перевестись в новый вуз, который тогда только открылся, — в Высшую школу экономики. Это была настолько никому не известная организация, что отец приехал проверить место, куда я перевожусь.
Сейчас уже сложно представить, но тогда я пришел в ВШЭ со словами «хочу перевестись к вам». Мне разрешили, но для поступления нужно было сдать английский, а проблема была в том, что я всю жизнь учил немецкий. За месяц я освоил азы нового для себя языка, чтобы попасть в этот вуз, и поступил на единственный на тот момент факультет экономики, где проучился 6 лет.
Поступление в ВШЭ я считаю счастливым случаем в моей жизни, несмотря на то что первое время учебы мне приходилось тяжело. Я оставил все рынки и спешно нагонял полугодовую программу, которую новые одногруппники уже прошли. Магистратуру ВШЭ я закончил по направлению «менеджмент», дисциплина «управленческое консультирование».
Сначала я не планировал учиться. Это было то время, когда образование воспринималось как повинность, как армия. Но потом открыл для себя предметы, которые полностью увлекли меня, например, менеджмент.
Ресторанный бизнес
В ресторанный бизнес я попал случайно, когда учился в ВШЭ. Там нельзя было прогуливать, поэтому вопрос заработка сильно осложнялся.
Однажды по радио я услышал рекламу: американская сеть ресторанов T.G.I. Friday’s приходит в Москву и набирает людей без опыта работы на гибкий график.
В тот момент это было то, что мне нужно. Во времена моего студенчества сложно было найти подобные предложения. Сейчас наши официанты работают, подстраивая расписание под себя.
На новом месте конкурс составлял более 100 человек на место. Представители T.G.I. Friday’s тщательно отбирали претендентов. Я с остальными проходил творческие задания, конкурсы.
По окончании института, через 10 лет я с приятелем нашел своих сослуживцев из T.G.I. Friday’s и открыл первый бар «Куклы. Пистолеты» на Новослободской. Отсюда началась история нашей группы компаний HURMA / Личный архив
Например, с ходу нужно было рассказать анекдот. Таким образом проверяли, насколько ты открыт и позитивен, готов к неожиданностям. Помню, как я чеканил на ракетке теннисный мячик, считая вслух от 100 до 1 по-английски и одновременно поддерживая беседу с экзаменатором. Таким образом проверялась способность будущего сотрудника на ситуации многозадачности, которых у ресторанного работника всегда много. Например, когда за стойкой стоит гость, с которым нужно поддержать разговор, а в другом углу льется кофе.
Мне понадобился год, чтобы увидеть, как работает бизнес. По окончании института, через 10 лет, я с приятелем нашел своих сослуживцев из T.G.I. Friday’s и открыл первый бар «Куклы. Пистолеты» на Новослободской. Отсюда началась история нашей группы компаний HURMA.
Гастрономическая Москва
В том небольшом промышленном городке, где я вырос, еда не отличалась разнообразием, как в целом по всей стране. За деликатесами типа колбасы приходилось ездить в Москву.
Праздничный стол каждой семьи мало отличался друг от друга. Набор салатов из оливье, селедки под шубой, а в какой-то момент в каждый дом ворвался крабовый салат.
При этом кулинарное искусство каждой хозяйки было уникальным и неповторимым. Поэтому привычные с детства оттенки вкуса маминого борща никогда не позволят спутать его ни с каким другим.
Мое настроение всегда диктует мне предпочтения в еде. В целом я по прежнему люблю простые блюда, например салат моцарелла с томатами в базиликовом соусе. Меня мало впечатляют сложносочиненные блюда с разными техниками, которые, конечно, я могу по достоинству оценить. У нас с Гошей Карпенко в ресторане Riesling Boyz, который попал в рекомендации гида Michelin, еда достаточно сложная. Недалеко от ресторана у нас открылась шашлычная с фантастическим люля. Само по себе это блюдо простое, и весь секрет его успеха в том, что оно сделано на отлично.
Личный архивПоэтому я за простую и понятную еду. Сейчас мы движемся в сторону таких форматов — берем один продукт и делаем его очень круто. Открыли шашлычную, сейчас создаем пельменную.
На телеканале «Пятница» я веду фуд-проекты «Белый китель» и «Гастротур», где уезжаю на съемки по России в поисках уникальных вкусов и рецептов. Для меня это больше занимательное хобби, которое дает возможность путешествовать и знакомиться с интересными рецептами, о которых сам бы я никогда не узнал.
В Москве большое количество людей с разными вкусами и стилем жизни. Москвич на Патриках и из Люблино — это два разных человека с их культурными пристрастиями. У большинства москвичей вкусы меняются и требования к заведениям повышаются от раза к разу. Мы уже прошли этап, когда везде был салат «Цезарь», теперь гостям хочется чего-то более интересного.
Гастрономическая Москва быстро движется вперед и завоевывает свои позиции. Когда-то французы задавали тон всему миру. Сейчас это уже не так, и в разных странах загорелись местные звезды, в том числе и в Москве.
Любимый город
Москва — самый классный город Земли. Я побывал в разных мегаполисах от Японии до Бразилии, и не видел настолько удобного и красивого города, каким стала Москва. Для сравнения: я приезжаю в Париж примерно раз в пять лет. За это время там ничего не меняется.
На работу в ресторан я давно приезжаю на арендованном самокате. Пять лет назад я продал свою машину, когда понял, что в столице она не нужна.
Моя главная улица в Москве — Сретенка, где расположены ресторан Riesling Boyz, «Шашлычная», дом / Личный архив
В Москве у меня есть гнездо — квартира, которая находится за углом от ресторана Riesling Boyz в Печатниковом переулке. Здесь, на Сретенке, целый ряд исторических и малоизвестных переулков, где мало людей, тихие зеленые дворы. Когда я женился около двух лет назад, выяснилось, что в мое жилье мы все (я, жена, ребенок и собака) не помещаемся. Поэтому мы сейчас снимаем большую квартиру на Таганке, а место в Печатниковом переулке стало моим офисом, куда я могу прийти, чтобы в тишине провести переговоры по скайпу, подумать.
Своим знакомым, которые приезжают в Москву, я рекомендую не торопиться и потратить время, чтобы научиться пользоваться столицей. Когда ты начинаешь чувствовать ритмы разных районов, знаешь, что такое Патрики или Бауманская, то наступает понимание атмосферы города, складываются правильные маршруты, места для встреч с друзьями. Приходит ясность, как подстроить Москву под себя.
Дмитрий Левицкий
МГТУ Дмитрий Александрович Левицкий – известный в России предприниматель. Основатель, а так же один из владельцев HURMA group of companies, ресторатор и владелец нескольких баров.
Детство и юность
Октябрь 2021 года ознаменовался одним из важнейших событий не только для определенного круга людей, но и для всей страны. 14 числа на сцене концертного зала «Зарядье», расположенного в Москве проходила первая в истории страны церемония, на которой вручалась золотая звезда Michelin. Кроме того, на этом мероприятии публике представили первый гастрономический выпуск гида по ресторанным заведениям города. Среди рекомендованных в нем заведений оказался и ресторан известный завсегдатаям как «Riesling Boyz». К слову сказать, владельцами ресторана оказались Гоша Карпенко и его товарищ Дмитрий Левицкий, которые к своей работе подходят с единственным принципом: «Или круто, или никак».
Дмитрий Левицкий родился в столице России 17 мая 1976 года. Его родителями стали Юлия Зиновьевна и Александр Григорьевич, которые поженились примерно за год до радостного события. Когда мальчику исполнилось пять лет, у него появилась младшая сестренка, которую назвали Натальей. Стоит отметить, что родители будущего ресторатора познакомились, когда отец только поступил в высшее учебное заведение, в то время как мама оканчивала десятый класс. Свадьба влюбленных состоялась спустя несколько лет, когда они оба были студентами Бауманки.
В будущем, рассказывая о семье, Дмитрий Александрович уверял, что она была самой обычной, правильной и «истинно» советской. Из детских лет биографии Левицкий хорошо запомнил прогулки с отцом по лесу, то, как они всей семьей в гараже перебирали картошку, а так же как в двенадцать отец впервые разрешил сесть за руль его «Москвича». К слову сказать, машину парень в скором времени разбил. В детские годы своей биографии мальчик много времени проводил в провинциальном городке, где жизнь не отличалась большим разнообразием. Именно здесь его любимым блюдом стал овощной салат с перцем, баклажанами, а так же с томатом под майонезом.
После того, как школьное образование было окончено, Дмитрий Александрович направился покорять Высшую школу экономики, где и произошло его первое знакомство с ресторанным бизнесом. К 1998 году парень, просто вместе с товарищем устраивается на должность бармена в TGI Friday’s. К слову сказать, ему несказанно везет, ведь на одно место было около ста претендентов, а обучение обещала проводить иностранная компания.
Ресторанный бизнес
Проработав в должности бармена некоторое время и получив определенный опыт, парень, покинул профессию почти на десятилетие. Сам Левицкий о том времени отзывался так: «Я на протяжении долгого периода работал в рознице и только позже понял, что могу консультировать и обучать кого-то. Так появилась идея о создании собственной консалтинговой компании, в которой со временем ресторанный бизнес стал отдельным направлением. По сути, я и сам не знал, как именно должен работать ресторан и как работают другие. Я просто нашел тех, кто знает. Они же стали моими помощниками, когда открывался первый бар».
В 2008 году в Москве появилось новое заведение с интересным названием –«Куклы пистолеты». На самом деле владелец задумал его как место для встречи с друзьями, нежели чем для развития собственного бизнеса. Когда в стране наступил кризис, владельцы стали задумываться, как же привести свое детище в плюс и им это удалось. При этом Левицкий его товарищ пришли к решению и дальше развиваться в данном направлении. Именно так в России появилась популярная сеть со смешным, но говорящим названием «Дорогая, я перезвоню…».
Сегодня президент Профессионального ресторанного альянса владеет не только ресторанами по всей стране, но и барами, мясной монокопцепцией, крафтовым пабом, тату-салоном, суши-баром с кинотеатром, а так же «Макароны с сыном» и «Гроза» в городе Сочи.
В начале декабря 2020 году Дмитрий Александрович и его давний друг Гоша Карпенко, с которым ранее они запускали хулиганские проекты «Тебура: сика», алкобуфет «Шашлычная», «Барное объединение «Профсоюз», «Русалочк Суши», запустили в тестовом режиме Riesling Boyz.
Телевидение
В профессиональной биографии Дмитрия Левицкого не всегда были только рестораны и место владельца огромного количества заведений. В прошлом его можно было увидеть на рынке в «Лужниках», где в лихие девяностые мужчина торговал пиджаками малинового цвета. Сегодня он не просто бизнесмен, но постоянный участник телевизионных проектов. Сам ресторатор просит себя так не называть, говоря, что он, скорее визионер, у которого хорошо получается придумывать разные концепции и собирать команды профессионалов, которые претворяют их в жизнь.
В 2015 году телезрители телеканала СТС впервые увидели Левицкого на месте ведущего проекта «МасерШеф.Дети». Спустя год к этому шоу добавилось другое «Подставь, если сможешь», куда его позвало руководство ТНТ. Суть последнего шоу заключается в необходимости помешать звездным гостям, приготовить вкусное блюдо.
В будущем предприниматель стал экспертом на «Ревизорро», а также постоянным гостем на проекте «Теперь я босс», который шел на «Пятнице!». Также Левицкого можно увидеть на одноименном канале в ютьюбе и в рубриках «Бизнес на удаленке», «Прокачай свой ресторан» и «Битва рестораторов».
В середине лета 2021 году ресторатор, совместно с Ильей Захаровым и Дмитрием Горовенко надел белый китель, чтобы дать оценку работе профессиональных поваров и предоставить еще один шанс тем, кто на других проектах провалился.
В сентябре того же года была показана премьерная серия «Гастротура». Чтобы реализовать этот проект бизнесмену пришлось отправиться в путешествие по стране, чтобы отыскать и показать телезрителям уникальные блюда и вкусы. Среди его остановок была Республика Башкортостан, где Левицкий собирал мед древним способом, доил кобылу, учил песни, готовил бешбармак и лазил по пещерам.
Основатель и владелец «HURMA Group of Companies» не смог упустить из внимания социальные сети, где в 2017 году, вместе с Карпенко открыл канал «ReBro». Здесь поклонники могут посмотреть не только обзоры на блюда, но и интервью с шеф-поварами, тематические события, новые рестораны и направления в этом бизнесе.
Личная жизнь
В 2021 году Дмитрий Левицкий, которого некоторые сравнивают с Давидом Цаллаевым, креативным директором, участником и продюсером «Однажды в России», женился и стал отцом. К слову сказать, мужчина до этого момента уже имел двоих наследников.
О радостном событии в марте сообщила невеста ресторатора Татьяна Маршанских, которая на своей странице в социальной сети выложила фотографию со свадебного торжества. Счастливый жених сделал тоже самое, но неделю спустя. В начале сентября в личной жизни супругов произошло значимое событие – у них родилась дочь, которую назвали Эмилией.
От первого брака у Дмитрия остались сыновья Григорий и Кирилл. Старший из них играет за хоккейный клуб «Снежные барсы». О воспитании сыновей Дмитрий рассказал на авторском проекте Лины Милович, который называется «Прекрасный отец».
Дмитрий Левицкий сейчас
Левицкий знает множество тонкостей ресторанного бизнеса, а потому с радостью делится ими со всеми. Об этом он написал в 2021 году книгу, которую назвал «Мой бар – мои правила». Сегодня он много времени отдает авторскому блогу, где можно посмотреть мастер-классы, бизнес-форумы, пообщаться с единомышленниками и задать интересующие вопросы.
Факты
- Известный бизнесмен и ресторатор бросил курить всего за один день, благодаря книге Аллена Карра «Легкий способ бросить курить». По его признанию после прочтения он осознал, как все-таки странно устроен мозг человека.
- Среди любимых кинокартин Левицкого «В Филадельфии всегда солнечно», «Последний человек на Земле», «Офис», «Умерь свой энтузиазм», «Уилфред».
- У супруги ресторатора в роду были японцы, а в его собственном родовом древе есть представители еврейской национальности.
- В 2017 году владелец ресторанного бизнеса был одним из участников такой рубрики как «Жених года».
- «HURMA Group of Companies» – это часть образовательного проекта «Gastroly», которая будет интересна всем рестораторам.
If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.
Дмитрий Левицкий
Ресторатор. Основатель HURMA Group of Companies Идейный вдохновитель и со-организатор Gastreet — International Restaurant Show Автор бестселлера "Мой бар - мои правила".
Информация актуальна на 04 Мая 2023
Дата рождения: 17.05.1976
Дмитрий Левицкий родился 17 мая 1976 года в Москве. Окончил Высшую школу экономики. Будучи студентом, пришел в ресторанный бизнес на позицию бармена в T.G.I. Friday’s. Спустя некоторое время почти на десять лет поменял сферу деятельности. В его послужном списке различные бизнес-структуры, работа в ритейле.
В 2008 году в партнерстве с Георгием Карпенко открыл свой первый бар «Куклы Пистолеты», который задумывался больше для друзей и удовольствия, а не для бизнеса. Тот маленький бар стал переломным моментом в его биографии.
На сайте Gastreet — International Restaurant Show так сказано об этом периоде жизни Дмитрия Левицкого и начале его профессиональной деятельности в ресторанном бизнесе: «Начиналось все с бара «Куклы пистолеты» на втором этаже не самой проходной улицы. Гоша отвечал за кухню, Дмитрий - за бар и арт-составляющую. Проект удался, и парни решили дальше развивать барную тему: это привело к созданию сети пати-баров «Дорогая, я перезвоню. », секретного Take it easy, ресторана Meat Puppets, японской забегаловки «Русалочка Суши», Fckng Craft Pub, StandUp Store Moscow, бара «Ёлочка» и двух ресторанов в Сочи - «Макароны с сыном» и «Гроза».
Тогда же (в 2008 году) Дмитрием Левицким и Гошей Карпенко была основана Компания HURMA.
В 2019 открылось первое в России барное пространство «Профсоюз», объединившее под своей крышей 22 бара абсолютно разных концепций.
В 2020 году (в разгар пандемии коронавируса COVID–19) были открыты алкобуфет «Шашлычная», винный «Riesling Boyz», японский ТЕБУРА:СИКА бар и суси.
В числе направлений деятельности HURMA Group:
- Обучение (на курсе для директоров ресторана Hurma Insider обучилось 3000 человек);
- Консультирование: от аудита до открытия ресторана под ключ;
- Expirenza: сервис для обратной связи в ресторанах;
- GASTREET: Дмитрий Левицкий и Гоша Карпенко в партнерстве с генеральным продюсером этого мероприятия Евгенией Суфияновой стали одними из идейных вдохновителей и со-организаторов самого известного ресторанного события страны.
Дмитрий Левицкий является одним из основателей и Президентом Профессионального Ресторанного Альянса (РЕАЛ), о создании которого он объявил в ноябре 2017 года. Однако, на данный момент (май 2023 года) РЕАЛ не ведёт активной деятельности. Например, на сайте сообщества https://restalliance.ru в качестве главной заставки размещён анонс выставки METRO-EXPO в марте 2020 года (которая так и не состоялась из-за пандемии), а последняя опубликованная новость в рубрике «Жизнь Альянса» датирована 30 декабря 2019 года.
В числе проектов Дмитрия Левицкого и HURMA Group был также проект «Гастроли», суть которого в профессиональных гастрономических экскурсиях для рестораторов в разные страны и разные города. Проект давал возможность путешествовать, узнавать новые ресторанные концепции, общаться с зарубежными коллегами, черпать их опыт. Например, были организованы туры в Америку, в Лондон, в Грузию.
Сегодня Дмитрий Левицкий известен многим как популярный телеведущий и блогер.
Он также является основателем и главным редактором телеграм-канала о ресторанном бизнесе «ReBro by Dmitry Levitsky» (Restaurant Brothers).
Дмитрий Левицкий
В детстве Дмитрий Левицкий учился рисовать под руководством своего отца — гравера Григория Левицкого. Прославился художник уже в 1770-х благодаря портретам государственных чиновников и дворян из Петербурга. Левицкий написал известную картину «Екатерина-Законодательница в храме богини Правосудия», которую много раз потом копировал для современников, и серию «Смолянок» — портреты лучших учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре.
«Господин академик Левицкий»
Дмитрий Левицкий родился в 1735 году в Киеве. Его отец Григорий Левицкий происходил из рода запорожских казаков. Он был художником и гравером, работал в Киево-Печерской типографии, а в 1738 году стал священником.
Уже в детстве под руководством отца Дмитрий Левицкий создавал свои первые рисунки. Учил его также живописец Алексей Антропов. Однако Левицкий не подражал его технике.
Искусствовед Нина Молева писала: «Если даже представить себе, что первые из известных нам портретов Левицкого отделяют от антроповского портрета Измайловой (1754) целых пятнадцать лет в них невозможно найти даже самые отдаленные отголоски метода учителя».
В 1758 году Левицкий уехал из Киева в Петербург , где поступил в Академию художеств. Во время учебы он писал на заказ портреты, расписывал православные храмы, в том числе деревянную церковь Рождества Христова на Песках.
В 1762 году Левицкого, по распоряжению правительства, вместе с другими художниками направили в Москву . Живописцы создали панно на триумфальных воротах, которые возвели в городе в честь коронации Екатерины II .
В эти же годы вместе с художником Василием Васильевским Левицкий работал над другим государственным заказом. Он писал иконы для Храма великомученицы Екатерины на Всполье
, который в 1760-х отреставрировали по поручению императрицы. Однако Василевский и Левицкий не сразу отдали готовые произведения заказчикам. Художникам долго не платили
за их работу, и они требовали полного погашения долга. В приказе Министерства императорского двора писали: «Изготовленных иконостасов и написанных образов подрядчики безденежно не отдают». Иконы поместили в церкви только после оплаты заказа, а освятили храм в присутствии Екатерины II.
В 1768 году Дмитрий Левицкий вернулся в Петербург. Живописец участвовал в выставках Академии художеств
. В 1770 году за портрет ректора Александра Кокорина он получил звание академика. В следующем году приказом Совета Академии художеств Левицкого назначили руководителем портретного класса: «Класс портретной препоручить обучать господину академику Левицкому». Им живописец руководил до 1788 года.
«Истинный XVIII век»: известные портреты кисти Дмитрия Левицкого
В конце 1760-х годов Дмитрий Левицкий стал одним из самых популярных портретистов России. Художник получал заказы как от правительства, так и от дворянских семей Петербурга.
В 1763 году Екатерина II учредила Воспитательный дом — благотворительное образовательное учреждение для сирот. На его строительство деньги пожертвовали горнозаводчик Прокофий Демидов, чиновники Петр Вырубов, Богдан Умский и другие.
В начале 1770-х Президент Академии художеств Иван Бецкой предложил императрице создать картинную галерею с портретами меценатов «с приложением описания их усердия к пользе человечества». Картины заказали у Федора Рокотова
, Фридриха Баризьена и Дмитрия Левицкого.В Опекунскую серию Левицкого вошли портреты Прокофия Демидова, Богда Умского и Никифора Сеземова. Демидова художник написал в образе садовника — на портрете он стоит с лейкой рядом с горшками цветов. Однако на фоне Левицкий изобразил колонны и здание Воспитательного дома. Так живописец соединил традиции парадного и домашнего портретов. Искусствовед Галина Данилова писала: «Художнику удалось создать правдивый образ человека со сложным и противоречивым характером способного быть добрым и расточительным».
В 1773 году в Петербург приехал французский философ и просветитель Дени Дидро. В том же году Левицкий написал его портрет.
«Дидро Левицкого — стареющий усталый человек, болезненно впечатлительный и напряженный во внутреннем неосознанном ожидании тех впечатлений, которые неустанно приносит ему жизнь»
В свою коллекцию портрет Дидро купил ювелир Франсуа Дюваль, который позднее вывез картину в Женеву. Там она находится и сейчас.
В 1770-х годах Левицкий работал над портретами учениц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре (позднее — Смольный институт благородных девиц). Эту серию картин художника называют «Смолянки». Заказ на нее Левицкий вновь получил от Ивана Бецкого. Над «Смолянками» живописец работал в течение трех лет. Ему позировали лучшие воспитанницы Смольного института, в том числе Екатерина Нелидова, Наталья Борщова и Глафира Алымова. Об этих портретах художник Александр Бенуа
позже писал: «Это истинный XVIII век во всем его жеманстве и кокетливой простоте… очаровательная ложь, очаровательная по совершенству и выдержанности всей системы».
Воспитанниц Смольного института Левицкий написал в новом для русской живописи жанре — «портрет в роли». Все «Смолянки» изображены в театральных костюмах на сцене или на фоне декораций. При этом в картинах видны черты реализма. Художник старался точно передать особенности внешности каждой из девушек.
Портреты «Смолянок» по распоряжению Екатерины II поместили в Большом дворце в Петергофе. Оттуда их изъяли после Февральской революции и передали Русскому музею , где они выставлены и сегодня.В 1783 году Левицкий по заказу канцлера Александра Безбородко написал парадный портрет Екатерины II «Екатерине-Законодательнице в храме богини Правосудия». На картине он изобразил императрицу как справедливую правительницу, которая чтит законы.
«Средина картины представляет внутренность храма богини Правосудия, пред которою, в виде Законодательницы, Ея Императорское Величество, сжигая на алтаре маковые цветы, жертвует драгоценным своим покоем для общего покоя. Вместо обыкновенной императорской короны увенчана она лавровым венцом, украшающим гражданскую корону, возложенную на главе ея».
Портрет стал очень популярен. Левицкий и другие художники несколько раз повторяли его, скульптор Федот Шубин изготовил по нему статую «Екатерина II — законодательница», а поэт Иван Богданович даже посвятил живописцу стихи:
Левицкий! Начертав Российско божество,
Которым седьм морей покоится в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Кроме государственных заказов Дмитрий Левицкий выполнял и частные. Он написал портреты членов семьи графа Артемия Воронцова, итальянской певицы Анны Давиа, архитектора Николая Львова
и других. Художник Игорь Грабарь писал о картинах Левицкого: «В передаче интимного, неуловимого очарования лица, не блещущего красотой, не выделяющегося оригинальностью, в изображении простого, среднего, незаметного лица — соперников он не знал».
Преподаватель Академии художеств и член масонской ложи
В 1786 году Дмитрий Левицкий был избран членом Совета Академии художеств. Теперь он мог не только преподавать, но и менять учебный план, утверждать темы выпускных экзаменов. Среди учеников живописца были Степан Щукин и Андрей Емельянов. В отличие от других педагогов Академии Левицкий позволял своим воспитанникам работать не с манекенами, а с живыми натурщиками. Он требовал от студентов портретного класса «естественности» изображения. Искусствовед Нина Молева писала: «Левицкий не ограничивает ученика ни определенной позой изображенного человека, ни «действием», ни платьем — все предоставляется на усмотрение молодого художника, чтобы он имел возможность найти наиболее «натуральное» решение».
В августе 1789 года Левицкий ушел из Академии художеств из-за конфликта с руководством. Живописцу почти перестали платить деньги за государственные заказы и сократили жалование. Александру Безбородко Левицкий писал: «Все мастеровые и художники получали, а другие получают оплату за труды свои, один только я забыт милостию вашего графского сиятельства. Вот уже четвертый год как я не только не получаю за труды свои, но и за издержки мои никакой уплаты, будучи в самых горьких обстоятельствах при старости моей».
Кроме того, художника обвиняли в «политической неблагонадежности». Он был другом поэтов Василия Капниста и Николая Новикова, которые в своих стихотворениях критиковали политику Екатерины II.
Дмитрий Левицкий не оставил живопись. В 1797 году он написал портрет Новикова. Заказы художник получал и от Александра Лабзина. По его приглашению Левицкий вступил в масонскую ложу «Умирающий сфинкс». Кроме того, в 1807 году Лабзин уговорил живописца вернуться в Академию художеств. Однако портретный класс ему вновь не доверили.
«Левицкий не отказывается от надежды вернуть своему искусству официальное признание, возможность получать заказы и преподавать, друзья — от попыток ему помочь. И все время остается ощущение близкой победы: еще немного, еще один шаг, но снова художник отбрасывается в небытие обстоятельствами государственной жизни, новой проводимой правительством политики, личными расчетами тех, кто только что, казалось, принадлежал к самым верным и надежным друзьям».
Левицкий работал художником до конца жизни, но уже не получал государственные заказы. В 1810-х он рисовал портреты петербургских дворян, в том числе офицера Николая Грибовского, фрейлины Екатерины II Анны Протасовой.
Умер Дмитрий Левицкий 16 апреля 1822 года. Похоронили его на Смоленском кладбище в Петербурге. Могила художника до наших дней не сохранилась.
Источники:
- https://www.vedomosti.ru/gorod/townspeople/articles/televeduschii-dmitrii-levitskii-o-puti-v-stolichnie-restoratori
- https://biographe.ru/znamenitosti/dmitrij-levitskij/
- https://restoranoved.ru/experts/dmitriy-levitskiy/
- https://www.culture.ru/persons/10229/dmitrii-levickii