Судьба Луи Армстронга: рожденный четвертого июля
Луи Армстронг
Луи Армстронг – американский джазмен, вокалист-баритон, непревзойденный трубач. Вместе с другими джазовыми первооткрывателями внес огромный вклад в развитие и популяризацию этой культуры во всем мире.
«Король джаза» Луи Армстронг получил признание после долгих лет упорной работы, а до этого ему зачастую приходилось довольствоваться второстепенными ролями. Преодолев все препятствия, великий чернокожий исполнитель оказался на самой верхушке музыкального Олимпа. Повторить творческую биографию певца за всю историю джаза удавалось далеко не многим.
Детство и юность
Всю жизнь Армстронг по незнанию утверждал, что день его рождения приходится на июль 1900 года. Лишь после смерти гениального музыканта выяснилось, что родился он на самом деле 4 августа 1901 года.
Биография джазовой знаменитости берет начало в городе Новый Орлеан штата Луизиана. Семью Луи при всем желании благополучной не назовешь: отец бросил мать, когда мальчику было всего несколько месяцев. Оставшись одна, мама артиста оставила детей бабушке Жозефине, а сама отправилась на поиски лучшей жизни.
С малых лет Армстронг познал нищету и суровую окружающую действительность: на районе, где он рос, была легализирована проституция и процветала торговля наркотиками. Через пять лет Луи воссоединился с матерью, которая периодически меняла сожителей.
Когда пришла пора учиться, мальчик был вынужден совмещать школу с подработкой. Чтобы принести лишний цент в дом, он продавал газеты, доставлял уголь в тележке, по вечерам пел на площадях. Денег все равно не хватало, и мать стала открыто торговать своим телом.
Музыка всегда была рядом с Армстронгом. Когда Луи носился со своей тележкой по городу, ему нередко доводилось делать доставку в концертные залы и дома терпимости, где выступали известные музыканты, такие как Джо «Кинг» Оливер.
Юноша рано бросил школу, вместо этого сколотил любительский ансамбль и стал выступать с друзьями на улицах города. Об этом периоде певец всегда вспоминал с особой теплотой и трепетом: то были лучшие годы, проведенные «в старом добром Орлеане». Именно тогда паренек осознал, что его истинное предназначение – в музыке.
Луи очень повезло в жизни – он встретил добрых и порядочных людей, давших ему возможность зарабатывать. Еврейские иммигранты Карновски приехали в Америку из Литвы, позже открыли небольшой мусорный бизнес. Подросток устроился к ним подсобным рабочим, м вскоре стал едва ли не членом семьи. Карнофски помогали парню чем могли, а позже сделали ему бесценный подарок – самый настоящий корнет.
Джаз
В подростковом возрасте Армстронг попал в исправительную школу, куда его упекли за стрельбу из пистолета в одного из «отчимов». Здесь начинающий музыкант записался в оркестр, где познакомился с такими же исполнителями-самоучками. Позже со многими из них он продолжил общение.
Коллектив Луи стал давать выступления на площадках города, и вскоре на талантливого юношу обратили внимание. Первые шаги к успеху ему помогли сделать старшие и уже более известные коллеги Кид Ори, Банк Джонсон и Кинг Оливер. Последний стал для молодого исполнителя не только наставником, но и проводником в чарующий мир джаза.
В конце 1910-х Кинг покинул город, уступив дорогу своему талантливому подопечному. В 20 лет Армстронг уже снискал репутацию джазового певца, смело использующего индивидуальность в сольных выступлениях. Именно он придумал использовать «скэт» — вид исполнения, когда в качестве дополнительного сопровождения к музыке добавляется определенный набор слов.
Оливер Кинг обосновался в Чикаго, и через три года его группе «Creole Jazz Band» понадобился еще один корнетист. Приглашение от старого приятеля Луи принял с радостью, ведь коллектив Кинга тогда уже был невероятно популярен, а сам Чикаго был настоящим центром джазовой музыки.
Вскоре от бедного вечно голодного чернокожего мальчишки не осталось и следа – он превратился в богатого исполнителя, имя которого знали все меломаны. У Луи появилось собственное жилье с огромной ванной, чего он в жизни никогда не имел. Следует отметить, что слава и деньги не вскружили Армстронгу голову: он продолжал общаться с друзьями юности и по возможности поддерживать их.
Выступая с «Creole Jazz Band», исполнитель записал свой первый альбом с сольными песнями. К 1924 году молодой человек был женат уже во второй раз, и супруга Лил Хардин настаивала на дальнейшем развитии его карьеры. Пара перебралась в Нью-Йорк, где Армстронг присоединился к оркестру Флетчера Хендерсона. Поначалу публика с осторожностью приняла исполнителя «горячих соло», но вскоре его чарующий голос и невероятное обаяние завоевали каждое сердце.
Вернувшись в Чикаго, музыкант записал хиты «West End Blues» и «Muggles» в содружестве с коллективами «Hot Seven» и «Hot Five». Эти композиции наиболее ярко выражают самобытный, импровизационный стиль легендарного Луи Армстронга.
В середине 1920-х певец заключил контракт с оркестром Кэрролла Диккерсона, и некоторое время гастролировал с ним. Далее Луи организовал собственный джаз-бэнд под названием «Louis Armstrong And His Stompers».
Позже Армстронг снова перебрался в Нью-Йорк, получив приглашение участвовать в мюзикле «Hot Chocolate». Особенностью коллектива было то, что каждый из его участников был афроамериканцем.
В начала 1930 годов исполнитель активно гастролировал в составе известных джазовых коллективов, снимался в кино, давал интервью на радио. До начала Второй Мировой Луи совершил турне по европейским странам и Северной Африке, после чего его имя прогремело на весь мир.
Уже став знаменитым, Армстронг перенес несколько операций. Сначала ему исправили губу, разорванную постоянным давлением мундштука, затем оперировали голосовые связки. Музыкант хотел избавиться от характерной его голосу хрипотцы, но лишь позже осознал, что это было его уникальной фишкой.
С началом войны в мире изменились как музыкальные пристрастия, так и формат выступлений артистов. Гастролировать большими коллективами уже мало кто мог себе позволить, да и молодые шустрые конкуренты то и дело норовили наступить на пятки. Весной 1947-го Армстронг попробовал выступить небольшой группой, и не прогадал. После успешного концерта он решил создать компактный оркестр из шести участников. В состав нового секстета «Louis Armstrong and His All Stars» вошел сам Армстронг, Эрл Хайнс и другие раскрученные музыканты.
К концу 40-х Луи выпустил несколько альбомов и снялся в трех десятках кассовых картин Голливуда. В начале 1949 года музыкант стал одним из первых чернокожих джазовых исполнителей, чье фото украсило обложку глянцевого издания «Time».
В 1950-х Луи Армстронга знал весь мир, и Советский Союз исключением не был. В 1958 году вышел его спиричуэл под названием «Go Down Moses», ставший абсолютным хитом на всех радиостанциях.
В начале 60-х певец перенес сердечный приступ, и на некоторое время исчез из поля зрения публики. Вернувшись, он сделал кавер на композицию Кэрол Ченнинг «Hello, Dolly!», и вновь оказался на вершине музыкального Олимпа. В хит-параде «Hot-100» песня продержалась целых 22 недели, а сам 62-летний Армстронг был назван самым пожилым исполнителем, чей хит лидировал в рейтинге. Примечательно, что Луи удалось «подвинуть» легендарных «Битлов», занимавших первую строчку на протяжении 14 недель.
Все 60-е годы музыкант провел в гастрольных турах. Он посетил Европу, Азию и Африку, где его стали называть «Послом джаза». В 1967-м свет увидела одна из самых культовых композиций джазмена – «What A Wonderful World», ставшая через тридцать лет гордостью Зала Славы «Грэмми».
Последняя пластинка гениального маэстро была выпущена в 1968 году.
Личная жизнь
Первый брак Луи заключил в 16-летнем возрасте, женившись на проститутке Дейзи Паркер из Луизианы. Пара усыновила мальчика Кларенса, который осиротел после смерти матери Флоры, двоюродной сестры певца. Из-за родовой травмы ребенок был умственно неполноценным, но молодых супругов это не остановило. Несмотря на перенесенные вместе сложности, в 1923 году Луи и Дейзи решили развестись.
Через год исполнитель повел под венец пианистку Лил Хардин, с которой познакомился в ходе концертной работы. Их брак продлился семь лет, после чего пара распалась.
В 1938-м джазовый вокалист вновь женился: на этот раз избранницей стала его давняя знакомая Альфа Смит.
После четырех лет семейной жизни музыкант снова развелся и вступил в брак с певицей «Коттон-Клаба» Люсиль Уилсон. С этой женщиной исполнитель обрел счастье в личной жизни, продлившееся до конца его дней.
Долгое время считалось, что у Луи Армстронга не было своих детей. Однако в 2012 году появилась информация о его дочери Шарон-Престон Фольте, которая якобы появилась в результате романа певца и танцовщицы Люсиль «Сладкой» Престон. В качестве доказательства было предоставлено письмо музыканта своему агенту, датированное 1955 годом. В послании Армстронг просил менеджера регулярно отчислять Престон и дочери сумму в 400 американских долларов.
На этом наследники музыканта не закончились. В 2016-м на отечественном проекте «Голос» выступил участник под именем Чарли Армстронг, назвавшийся сыном легендарного джазмена. Молодого артиста довольно скоро разоблачили: оказалось, что он просто является поклонником певца, подражает его стилю и использует его для выступлений на различных мероприятиях.
Луи внимательно относился к своему здоровью, старался не переедать, но поесть все же любил. Для контроля над весом пользовался слабительными препаратами.
Известно, что почти до конца жизни артист не расставался с марихуаной. В 1930 году он был даже арестован за хранение, но за решеткой провел всего несколько дней. Этот растительный наркотик он даже воспевал в песнях, и говорил, что марихуана намного лучше алкоголя.
Будучи заядлым любителем бейсбола, Луи создал в Новом Орлеане собственную команду под названием «Raggedy Nine», позже переименованную в «Secret Nine Baseball».
Одним из увлечений мэтра было ведение дневника. В свих записях он фиксировал буквально каждый шаг: создание музыки, секс, обеды и ужины, ощущения после выкуренной марихуаны, детские воспоминания и даже то, как функционирует его кишечник. Каждую запись Армстронг снабжал непристойными шутками и своеобразным юмором.
В прессе часто писали, что музыкант входил в масонскую ложу. Этот момент биографии певца довольно спорный, ведь описываемая ложа Монтгомери №18 в реальности никогда не существовала. Сам же Луи писал, что состоял в братстве «Рыцарей Пифии», не имеющей отношения к масонам.
В пожилом возрасте исполнитель начал забывать имена, оттого называл людей «pops» — отец, старик. Позже приятели и самого Армстронга стали называть этим прозвищем. Было у музыканта еще несколько интересных кличек, например — «satchel mouth», что дословно означает «рот-рюкзак».
Смерть
В начале 1970-х доктор строго-настрого запретил Луи выступать, но он ослушался. Концерт состоялся весной 1971 года в Манхэттене, на одной из самых фешенебельных площадок города. Армстронг отработал шоу, но в конце с ним случился сердечный приступ, приведший к срочной госпитализации.
После двух месяцев восстановления артист вновь готовился к выходу на сцену, но 6 июля 1971-го его сердце остановилось.
Похоронили легенду джаза на нью-йоркском кладбище Флашинг. В последний путь гениального исполнителя его проводили коллеги, в числе которых были Фрэнк Синатра, Элла Фицджеральд, Алан Кинг, Эд Салливан, Диззи Гиллеспи и многие другие.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Судьба Луи Армстронга: рожденный четвертого июля
Чуть ли не единственный джазмен, которого знают все и любят почти все — это Луи Армстронг. Первый, настоящий и безусловный гений джаза. Именно ему этот некогда маргинальный жанр негритянской музыки обязан своим мощным развитием. Длинные соло, пение «скэтом» — все это изобретения Армстронга.
Армстронг — человек, который сделал себя сам. Мировая звезда, у которой совсем не было никаких предпосылок, чтобы преуспеть в жизни. Выходец из самых низов и самоучка, он уже в ранней молодости превратился в виртуозного музыканта, а также в оригинального умного человека, с которым с удовольствием общались и президенты, и Папа Римский. Если забить распространенное на всех континентах имя «Louis» в поисковую систему Google, то вариант «Louis Armstrong» окажется в выдаче на первой странице — рядом с фирмой Louis Vuitton и королями Людовиками.
Тачка с углем как пропуск в сказку
Детство будущего гения проходило примерно так. Допустим, на дворе 1908 год от Рождества Христова. Новый Свет. Приморский город Новый Орлеан. Веселый и шумный. Вечереет.
По улице, застроенной маленькими неказистыми домами и столь же неказистыми увеселительными заведениями, негритенок лет семи-восьми толкает тачку, наполненную углем. Тачка то и дело подпрыгивает на ухабах, куски угля подлетают вверх и падают — то в тачку, то на землю. Приходится останавливаться и поднимать.
Весь вечер мальчик развозит уголь по домам. Последний пункт назначения — дом рядом с клубом Пита Лалы. Оттуда доносятся громкие голоса. Конферансье обещает выступление ансамбля некоего Оливера по прозвищу «Король».
Ребенок останавливается и кричит в окно дома:
Из дома выходит симпатичная чернокожая женщина.
— А, Луи, дитя порока, — говорит она громко и развязно. — Наконец-то ты соизволил привезти уголька. Я уж боялась, околею от голода-холода!
Вывалив остатки угля во дворе, Луи обращается к хозяйке:
— Мэм, можно я посижу-передохну у вас?
— Ты все время просишь посидеть-передохнуть, дитя порока. Мой дом — не место для маленьких. Что тебе здесь нравится?
— Да ничего, мэм, — пожимает он плечами.
— Куда только твоя мать смотрит?
— Не знаю. Я с бабушкой живу.
— С бабушкой… — передразнивает дама. — Ну и отдыхал бы у нее, зачем у меня-то?
Негритенок смущенно смотрит с пол и бормочет:
— Я хочу послушать музыку…
— Какую еще музыку, дитя порока?
— Которую играют в заведении Лалы. У вас слышно…
— О господи, музыка! Весь Новый Орлеан помешан на этой музыке: кто не дудит — тот пляшет. Скоро работать здесь буду я одна. Ладно, сиди и слушай. В кабак-то таких малышей, как ты, не пускают. И слава богу. Успеешь еще…
Луи долго сидит у дамы. Сидит, не шелохнувшись. «Как мне повезло, — думает он. — Сегодня играет Кинг Оливер. Он лучший!». Почти каждую пьесу парень узнает с первых тактов: «О, это “High Society”… А вот пошла “Panama”, но ведь сегодня-то он играет все по-другому. Не так, как на той неделе».
Через какое-то время Луи уже не возит уголь — он устроился работать на семью неких Карновскисов, еврейских иммигрантов из Литвы. Очень скоро сердобольные Карновскисы перестали относиться к Луи как к помощнику и практически приняли его в семью. Говорят, в этом семействе Луи освоил разговорный идиш так здорово, что много лет спустя в Нью-Йорке общался с соответствующей публикой на этом языке.
Правда, сам Армстронг в телеинтервью утверждал, что говорит только по-английски. Карновскисы, сами едва сводившие концы с концами, нашли возможность одолжить Луи денег на корнет. В благодарность христианин Луи повесил на шею Звезду Давида, которую не снимал всю жизнь.
Маленький преступник
В 1912 году, на праздновании Нового Года, во время пышного парада, черт дернул Луи выстрелить в воздух из ворованного пистолета. За что он попал в полицию и отправился в приют для цветных детей. Как ни странно, арест и приют стали для него началом нормальной жизни. Именно в приюте он стал учиться играть на корнете. И тут же реализовывать свои познания в приютском оркестре.
Выражаясь современным языком, Луи «отжигал». Играл быстро, мощно, оригинально и с видимым удовольствием. Мелодии запоминал на раз, схватывал на лету все, включая нотную грамоту. Руководителю коллектива и слушателям было ясно, что перед ними крайне одаренный музыкант.
Пока в приюте из подростка Армстронга выковывали профессионального музыканта, дома творилось черт-те что. В 1915 году его малолетняя кузина Флора забеременела (вроде бы от некого пожилого белого господина) и родила ребенка. Появление на свет малыша Кларенса оказало нереально мощное воздействие на Луи, который сам тогда едва вышел из детского возраста.
Много лет спустя он вспоминал, что, когда впервые увидел своего двоюродного племянника, в нем что-то перевернулось — будто бы «мир стал лучше». Луи не сомневался, что должен помогать кузине и племяннику. У него была возможность подрабатывать. Жалованье он отдавал кузине. Далее в жизни семейства Армстронгов произошли трагические события: кузина неожиданно умерла, а трехлетний Кларенс свалился с крыльца и получил серьезную травму головы, которая навсегда остановила его умственное развитие.
«Жена встречала Луи обломками кирпича»
Примерно в то же время у Луи появилась возможность поучиться у самого Джо Оливера — того самого «Короля», кумира его голодного детства. Оливер тоже сразу понял, с каким учеником он имеет дело, не стал тянуть резину и пригласил Луи в свой коллектив.
Коллектив много выступал и хорошо зарабатывал: так уже в юном возрасте Армстронг стал профессиональным музыкантом, который зарабатывал на жизнь только музыкой, не подрабатывая днем, как подавляющее большинство новоорлеанских музыкантов.
Через какое-то время юный Армстронг решил устроить личную жизнь. 19 марта 1918 года он сочетался браком со своей избранницей по имени Дейзи Паркер. Барышня была настоящей «звездой» Нового Орлеана, точнее — веселого квартала Crescent City. Общительная и темпераментная особа.
Местный гитарист Денни Баркер (в 60-х он стал куратором новоорлеанского музея джаза), описывая увеселительные заведения города и самых известных работниц этих заведений, упоминает Дейзи как «…девочку Луи Армстронга, которая обычно встречала его обломками кирпича». Они поженились, Луи усыновил Кларенса. Но брак продлился недолго, а Дейзи умерла вскоре после развода.
В начале 20-х новоорлеанская музыка вошла в моду. К слову, термин «джаз» был придуман не сразу. Считается, что джаз родился в 1917 году. Почему именно в 1917? А очень просто — именно в мае того года была выпущена первая в истории пластинка с записью джазовой композиции: коллектив The Original Dixieland Jass Band, пьеса «Livery Stable Blues».
Конечно, уже пару десятилетий до того в городе ансамбли и марширующие оркестры играли эту специфическую смесь блюза, рэгтайма, креольских мелодий, коллективных импровизаций. Но сделать историю повезло именно вышеупомянутому коллективу. Кстати, обратите внимание на то, как написано слово «Jazz» в названии — это не опечатка!
Гастарбайтер с трубой, или Черных тут не любят
Музыкальной столицей Штатов стал Чикаго. Крайне привлекательный город для трудовых мигрантов, Чикаго был заполнен гастарбайтерами, которые, хоть и не жировали, но могли себе позволить тратить кое-какие деньги на развлечения. Музыканты же там зарабатывали очень хорошо.
Произошел большой исход музыкантов из Нового Орлеана в Чикаго. Туда же отправился Оливер с коллективом. Армстронга он взял с собой не сразу, но, как только освоился, пригласил Луи на все готовенькое. Луи там сразу зажил как король. У него в квартире была даже ванная комната. Впервые в жизни он жил в помещении, в котором можно было мыться.
На концертах Оливер и Армстронг приводили публику в полный восторг — и Луи сразу стал звездой. Более того: многие считали, что только он и играет настоящую правильную новоорлеанскую музыку.
У него появились завистники. Многим из этих завистников ничего не обломилось в богатом мегаполисе, они потихонечку стали возвращаться в свой Новый Орлеан, заодно сообщая тамошним жителям, что-де Чикаго — не рай, а письма музыкантов домой — обычное хвастовство. На самом же деле «Чикаго не резиновый, отовсюду понаехали, жилье снять трудно, люди злые, цены высокие, черных там не любят» и так далее.
Вполне естественно, что обо все этом прослышала и мама Луи — Мэй Энн. С замиранием сердца, открыв рот, слушала она про то, как «работы-то у ребят толком нет, а жизнь дорогая. Так что бывает и голодают неделями…» Это было уже слишком. Она собрала вещи и первым же поездом выехала в Чикаго.
Сказать, что для сына это было сюрпризом — ничего не сказать. Вот как вспоминает о визите мамы сам Луи Армстронг: «Спустя два-три месяца после того, как я стал выступать в Lincoln Gardens, в начале нашего шоу, мы заметили одну солидную леди с узлами в руках. Она пробиралась к сцене, энергично расталкивая танцующих. К моему великому удивлению, то была моя мать Мэй Энн. Между прочим, Оливер годами подшучивал надо мной, говоря всем, что он мой отчим, но, когда встретился с Мэй Энн, даже не узнал ее в лицо!» (Nat Hentoff, Nat Shapiro, «Hear me Talkin’ to Ya», перевод Юрия Верменича)
Армстронгу пришлось привести маму в свою отдельную квартиру с ванной, приготовить обед, сбегать в лавку за каким-то симпатичными подарками — и только тогда мама поверила, что эта музыкальная работа приносит какие-никакие деньги.
Мне не нужна консерватория — моя жена знает все!
В 1924 году Армстронг женился на пианистке Лил Хардин, которая оказала на него как на музыканта крайне положительное влияние. Причем как в плане музыки, так и в жизни. Она развивала его музыкальный вкус, практические знания и заставляла «пробиваться» в профессии. Пробиваться ему, к слову, было не так уж сложно.
Как мы уже отмечали, уже в юном возрасте Луи заработал репутацию если не гения, то очень талантливого и яркого профессионала. Лил считала, что Оливер заслоняет Армстронга, не дает ему расти творчески. Именно она настояла на том, чтобы Луи организовал собственный коллектив. История подтвердила ее правоту.
Однако если касательно творчества в семье Армстронгов разногласий не было, то по личным вопросам сразу возникло болезненное противоречие. Дело в том, что Лил не нравилось, что у ее супруга на иждивении был больной ребенок.
Она считала, что, раз Луи не отец, то никому ничего и не должен, да и с юридической точки зрения усыновление Кларенса — просто липа. К тому же неуклюжий, застрявший в трехлетнем возрасте, Кларенс раздражал девушку до крайности. Тот, кого Армстронг считал своим сыном, и та, кого он считал своей женой, не могли сосуществовать.
Забегая вперед, скажем, что о Кларенсе Луи заботился всю свою жизнь (даже устроил ему брак с некой дамой, с которой Кларенс долго жил нормальной семьей в хорошем доме). Своих детей у музыканта не было. Кларенс на двадцать лет пережил приемного отца. Где провел все эти годы, после кончины Луи и жены, «человек дождя» — никто толком не знал и особенно не интересовался.
Выше только звезды
В какой-то момент карьера Луи Армстронга стала напоминать взлет космической ракеты: быстро, мощно и без преград. Жизнь обывателя движется по кругу, жизнь успешного человека — спираль. Биография Луи Армстронга — как парабола: чем дальше, тем круче.
Это касается не только материального состояния, но и творческих успехов, личностного роста, да, в общем-то, чего угодно. У него ничего не осталось от детских комплексов. Когда-то он часто голодал. Во взрослом же возрасте превратился в гурмана, а потом — в адепта всяческих диет для похудения. И даже сам написал книгу про здоровое питание.
Он никогда не изучал никаких гуманитарных наук (да и вообще, серьезно занимался только музыкой), но обожал писать — причем писал живым и легким языком. Из-под его пера явились аж две автобиографии. Он состоял в переписке с интересными людьми со всего света. Общался с двумя Папами Римскими и финансово поддерживал Мартина Лютера Кинга.
В Новом Орлеане его детства одни занимались проституцией, другие торговали наркотиками, третьи занимались и тем, и другим. Армстронг же всю жизнь придерживался здорового образа жизни: диета, движение, медицинские обследования. Покуривал, правда, травку, за что даже вляпался в неприятности с полицией — ну так тогда к марихуане было другое отношение.
В какой-то момент возникли проблемы со здоровьем. У него ужасно болели губы. На концертах он стал меньше играть на трубе, а больше петь. Но отказываться от трубы не хотел. Фигурально выражаясь, на концертах по этой трубе текла кровь, но он — играл.
В 1964 году Армстронг взлетел на первое место «100 лучших синглов» хит-парада Billboard. Мало того, что его «Hello, Dolly» скинула с первого места модных англичан The Beatles, так он еще и оказался вписан в историю популярной музыки как самый пожилой певец на вершине хит-парада!
Знаки и символы
Его энергии хватило бы на десятерых: Армстронг выступал до последнего дня. А лет через десять после смерти выяснилась странная деталь: музыкант не знал, когда родился, и, получается, всю жизнь прожил в чужом возрасте.
Во всех интервью он с гордостью отмечал, что родился в красивый день 1900 года от Р.Х., июля четвертого дня. Начало века плюс день независимости США. Дату эту, что самое странное, сообщила ему мама Мэй Энн. Она еще красочно расписывала: «В тот день, сынок, когда я тебя родила, был большой праздник, День независимости. По всему Новому Орлеану ходили парады…»
Проверка метрик и записей о крещении выдала другую дату, прозаическое 4 августа 1901 года — как говорится, ни богу свечка, ни черту кочерга. Откуда Мэй Энн взяла свою дату, неизвестно: то ли у нее в голове что-то перещелкнуло, то ли она увидела в сыне что-то настолько особенное, что задним числом придумала ему судьбоносную дату рождения. Этого уже никто и никогда не узнает. А все же ее выдумка больше похожа на истину, чем какие-то полуистлевшие бумажки.
Луи Армстронг
Имя: Луи Армстронг ( Louis Armstrong ) Кто такой: певец, музыкант День рождения: 4 августа 1901 Место рождения: г. Новый Орлеан, Луизиана, США Дата смерти: 6 июля 1971 (69 лет) Причина смерти: узнать cердечный приступ Где похоронен: узнать США, Нью-Йорк, Куинс, кладбище Флашинг Рост: 168 см Знак Зодиака: Лев (характеристика) Восточный гороскоп: Бык Ссылки:
Фото: Луи Армстронг
Биография Луи Армстронга
Луи Армстронг тот самый человек, который внес огромный вклад в распространении такого музыкального направления как джаз. Именно благодаря его таланту трубача и певца, личному обаянию и любви к музыке мы можем сейчас наслаждаться уникальными композициями.
Детство Луи Армстронга
Луи Армстронг, величайший джазовый трубач в истории, родился в 1901 году в одном из самых бедных «черных» районов Нового Орлеана. Семья Армстронга была, как сейчас принято говорить, неблагополучной – мать работала прачкой, а отец, поденщик, злоупотреблял алкоголем.
Семью отец бросил, когда Луи был еще в младенческом возрасте. После этого мать Армстронга стала продавать себя мужчинам за деньги, а Луи и его младшая сестра Беатрис были отданы на воспитание бабушке Джозефине, заставшей еще времена рабства. Позже Луи вернулся к матери, однако его воспитанием она по-прежнему не занималась. В итоге беспризорного мальчишку подобрали и усыновили евреи-эмигранты из Литвы по фамилии Карнофски.
Луи Армстронг в молодости был ослепительно красив
Карнофски поселились в районе Нового Орлеана, который имел дурную славу из-за большого количества публичных домов и казино – Сторивилле. Жители Сторивилла не отличались пуританскими нравами. С раннего детства Армстронг зарабатывал на жизнь, развозя уголь, продавая газеты и выполняя прочую мелкую низкооплачиваемую работу.
Однажды Луи решил подзаработать, присоединившись к уличному ансамблю – сначала в роли вокалиста, а впоследствии – барабанщика. В 1913 году Армстронг попал в исправительный лагерь для подростков за стрельбу на улице из пистолета, похищенного у полицейского. Там будущий музыкант получил свое первое музыкальное образование, играл в лагерном оркестре на тамбурине и кларнете. Именно в лагере Луи окончательно решил, что свяжет свою дальнейшую жизнь с музыкой.
Начало карьеры Луи Армстронга
После освобождения Луи познакомился с Кингом Оливером, лучшим корнетистом Нового Орлеана того времени, который взял его под свое покровительство. Оливер стал учителем Армстронга до своего переезда в Чикаго в 1918 году. Незадолго до него Оливер свел Армстронга с тромбонистом Кидом Ори, который взял его в свой ансамбль.
Через некоторое время юноша знакомится с профессиональным бэнд-лидером Фэтсом Мэрейблом, который преподает Луи основы нотной грамоты и берет в свой ансамбль «Jazz-E-Sazz Band». С 1922 года Кинг Оливер приглашает Армстронга в Чикаго в качестве корнетиста в свой «Creole Jazz Band», играющий в самом богатом ресторане города «Линкольн Гарденс» вместимостью более 700 мест. В составе ансамбля Оливера Армстронг делает свои первые записи.
Луи Армстронг - Hello Dolly LiveВ 1924 году Армстронг женится на Лил Хардин, пианистке «Креолов» (это был уже второй брак Луи), супруги уезжают покорять Нью-Йорк и начинают работу в оркестре Флетчера Хендерсона. Там Луи очень быстро становится знаменитым, окончательно формируя свой неповторимый импровизационный стиль игры.
В середине двадцатых годов трубач живет то в Нью-Йорке, то в Чикаго, успешно работая в обоих городах, сотрудничая со многими музыкантами, театральными шоу-бэндами. В конце 20-х годов Армстронг записывает свои лучшие альбомы со студийным составом «Hot Five», ставшие лучшими примерами классики джаза. Примерно в это же время Луи окончательно переходит на трубу, отказавшись от корнета. К 1929 году звезда окончательно перебирается в Нью-Йорк.
Звезда свит-музыки Луи Армстронг
Страну охватывает эра биг-бэндов, и Луи Армстронг все более концентрируется на свит-музыке. Свит-музыка Луи отличается ярким, близким к хот-джазу стилем, и этот удачный симбиоз превращает музыканта в звезду всеамериканского масштаба.
Луи, прозванный тогда Сачмо (рот-меха), достигает невероятных высот в музыке. Сачмо гастролирует по всей территории Штатов, несколько раз бывает и в довоенной Европе – Англия, Франция, Голландия, Швеция, Норвегия. В 1933 году Луи выступает в Северной Африке.
Луи Армстронг стал легендой джаза
К 1935 году Сачмо становится известным по всему миру. Армстронг играет в театре, участвует в радиопрограммах, сотрудничает с кинематографистами, создает собственный джаз-бэнд. Ведя невероятно активную творческую жизнь, Луи переносит несколько операций, связанных с травмами дыхательного аппарата и голосовых связок, успевает в третий и четвертый раз жениться.
Луи Армстронг - Blueberry HillЧетвертая жена Сачмо – танцовщица Люсиль Уилсон – наконец-то приносит в личную жизнь великого музыканта уют и покой. Луи и Люсиль проживут, ни разу не поссорившись, до самой смерти Армстронга.
Ансамбль Луи Армстронга «All Stars»
С 1947 года Армстронг руководит ансамблем «All Stars», в состав которого в разные годы входят такие известные музыканты тех лет, как тромбонист Джек Тигарден, кларнетист Барни Бигард, ударник Сид Кэтлетт и многие другие мэтры джаз-музыки.
Louis Armstrong - What a wonderful worldК 1955 году Армстронг с ансамблем «All-Stars» становятся музыкантами номер один в мировой джаз-музыке. Луи снимается в более чем пятидесяти фильмах, гастролирует по США и Европе. Ведутся даже переговоры о поездке Армстронга в СССР, однако в разговоре с Эйзенхауэром «Посол джаза» отказывается от этой поездки, говоря, что не сможет ответить на вопрос о том, как живется чернокожим людям в США: «Я чувствую себя, как любой другой чернокожий, несмотря на знаменитость…». Повторно вопрос о гастролях Армстронга в Советский Союз поднимается в шестидесятых, однако проект так и не был осуществлен.
Луи Армстронг - Легенда джаза
Популярность Сачмо продолжает возрастать. Неутомимая, разносторонняя творческая деятельность возносит Луи на, казалось бы, недосягаемую высоту. Армстронг сотрудничает с такими мастерами джаза, как Сидней Беше, Оскар Питерсон, Сай Оливер, Дюк Эллингтон. Без великого музыканта не обходится ни один международный джаз-фестиваль – Ницца, Ньюпорт, Монтерей. Трубач приезжает в Латинскую Америку, Азию, Африку. Сотрудничая с симфоническими оркестрами, музыкант дает концерты филармонического джаза в Метрополитен-опере и Таун-холле.
Луи Армстронг - Let My People GoБурная творческая деятельность Сачмо вновь сказывается на состоянии здоровья гениального трубача – в конце пятидесятых годов он переносит тяжелый инфаркт. Однако это не останавливает Армстронга, и несмотря на то, что здоровье уже не дает ему возможности выступать в таком количестве, в каком он выступал ранее, Луи не оставляет сцену.
С 1960 года Луи вновь берется за карьеру вокалиста, записывает каверы на собственные композиции и новые песни, сотрудничает с Барбарой Стрейзанд, снимается в кинофильмах и пишет саундтреки к театральным и кинематографическим постановкам.
Песня Сачмо «Hello, Dolly!» занимает вершину американского хит-парада, а «What a Wonderful World» - последний хит великого музыканта – становится лучшим в чарте Великобритании.
Смерть Луи Армстронга
Не жалеющий собственных сил маэстро к концу шестидесятых годов сталкивается с резким ухудшением здоровья. Последний раз на сцене Армстронг появляется 10 февраля 1971 года. Тогда он играл в телешоу вместе со своим другом Бингом Кросби.
Сердечный приступ приковывает его к постели до марта. В марте, встав на ноги, Луи и «All Stars» в течение двух недель дают концерты в Нью-Йорке, после чего еще один приступ заставляет Армстронга провести на больничной койке еще два месяца. Выписавшись из больницы в начале июля, Армстронг назначает репетицию ансамбля на 5 число. Эта репетиция стала последней в жизни Сачмо – на следующий день, 6 июля 1971 года, величайший джазовый музыкант на планете умирает из-за сердечной недостаточности, приведшей к отказу почек.
Луи Армстронг с детьми
Смерть джазмена привела к огромному количеству искренних соболезнований по всему миру. Ведущие газеты планеты – в том числе и советские «Известия» - посвятили первую полосу великому музыканту. Похороны Армстронга транслировались в прямом эфире по всем телеканалам США и во многих других странах.
Луи Армстронг, великий Сачмо, оказавший неоценимое влияние на всю современную музыку, до сих пор остается непревзойденным как по популярности, так и по виртуозности джазовым исполнителем на Земле.
Источники:
- https://biographe.ru/znamenitosti/louis-armstrong/
- https://stereo.ru/p/j6t1d-sudba-lui-armstronga-rozhdennyy-chetvertogo-iyulya
- https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-lui-armstrong.html