Юрий Петрович Любимов
Юрий Любимов
Юрий Любимов прожил 97 лет — без малого век. И этот его век включил в себя столько событий, поворотов, бурь и триумфов, что хватило бы на приключенческий роман в нескольких томах. Первую половину жизни он был актером, вторую — режиссером. В годы войны служил в Ансамбле песни и пляски НКВД, сыграл довольного жизнью колхозника в фильме «Кубанские казаки»
, а потом создал театр, по всем статьям перпендикулярный режиму, дружил с диссидентами и правозащитниками, наконец, стал эмигрантом… Ему довелось увидеть закат и агонию своего главного детища — Театра на Таганке
, но это печальное зрелище не сломило Любимова. До самого конца он ставил не только спектакли по всему свету, он режиссировал свою жизнь.
Юрий Любимов в 1939 году закончил Театральное училище им. Щукина, в 1946-м стал актером Театра им. Вахтангова
. Играл Олега Кошевого в «Молодой гвардии», легкомысленного скульптора Шубина в инсценировке романа Тургенева
, правильно мыслящего политика Марка Пино в спектакле по пьесе Николая Вирты «Заговор обреченных», Ганю Иволгина в «Идиоте»
, Сирано де Бержерака, Ромео, Треплева . По меркам тогдашнего малокартинья Любимов довольно много снимался в кино — в ролях неглавных. Словом, актер он был успешный, но не первый. Ничто тогда не обнаруживало в нем бунтаря, носителя авангардных художественных идей.
С 1953 года Любимов преподавал в родном Щукинском училище. В 1963 году он взялся поставить со студентами курса Анны Орочко дипломный спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Добрый человек из Сезуана» (в переводе на русский пьеса «Добрый человек из Сычуани» впервые была опубликована незадолго до того — в 1957 году). Постановка произвела сенсацию в театральной Москве. И стала первым спектаклем обновленного московского Театра на Таганке, руководителем которого был назначен в 1964 году Юрий Любимов. Он привел в театр многих выпускников Щукинского училища, участников дипломного спектакля: Зинаиду Славину, Аллу Демидову
, Бориса Хмельницкого. Постепенно труппу пополнили Валерий Золотухин . Любимовская Таганка быстро приобрела репутацию авангардного театра с «острым» репертуаром и непривычной манерой активного вовлечения зрителя в игру. Поэт Андрей Вознесенский
— многолетний друг и автор театра — назвал Таганку «эпицентром свободолюбивой интеллигенции». За основу на Таганке взяли брехтовскую идею «эпического театра». Портрет драматурга встречал зрителей сразу при входе в театр. Антураж был нарочито спартанским: ни занавеса, ни богатых, тщательно выделанных декораций. Вместо них — многофункциональные конструкции, условные выгородки. В репертуаре любимовского театра всегда большое место занимали поэтические спектакли: «Товарищ, верь…» по произведениям Пушкина
, «Антимиры» по Вознесенскому, «Павшие и живые» — из стихов поэтов-фронтовиков. Позже настал период инсценировок прозаических произведений: романа «Герой нашего времени»
, повестей «Живой» Бориса Можаева и «А зори здесь тихие…» . Этапными для театра стали спектакли Любимова «Десять дней, которые потрясли мир» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Гамлет» (1971), «Мастер и Маргарита» (1977), «Владимир Высоцкий» (1981), «Борис Годунов» (1982). Два последних были запрещены к показу.
С самого начала существования Театра на Таганке Любимов отбивался от нападок чиновников, от их попыток закрыть спектакли. Театр был окружен мощным кольцом влиятельных друзей — деятелей культуры и науки, они очень помогали в борьбе с косной цензурой, но основной удар всегда принимал на себя руководитель Таганки. В 1984 году, находясь в командировке за рубежом, Любимов поделился с интервьюером газеты Times своими критическими размышлениями относительно культурной политики в СССР. Это стало для советских властей последней каплей, Любимов был лишен гражданства Советского Союза. Для сотрудников Театра на Таганке это стало страшным ударом. Многие, увы, в порыве демонстрации своей преданности Любимову некорректно вели себя по отношению к не менее гениальному режиссеру Анатолию Эфросу
(он был назначен главным режиссером Таганки после лишения Любимова гражданства). До самой перестройки Юрий Петрович не мог вернуться в Москву и свой театр, но был чрезвычайно востребован в Европе, Израиле, США, ставил спектакли в знаменитых театрах мира.
Советское гражданство Любимову вернули в 1989-м, он приехал, чтобы восстановить некогда запрещенные спектакли и поставить новые. Но довольно быстро стало понятно, что многие актеры не готовы общаться с Любимовым в прежней манере, предполагавшей не просто жесткий, менторский тон режиссера, но и неприятные, провокационные комментарии, определения, на которые не скупился Юрий Петрович. Такова была его установка — не давать актерам поблажки. И раньше они его слушались, как строгого отца. Но «дети» выросли, выстояли в тяжелейшие годы отсутствия «отца» и теперь претендовали на элементарную человеческую благодарность. Часть труппы, возглавляемая актером и режиссером Николаем Губенко, отделилась от театра и стала существовать автономно под названием «Содружество актеров Таганки»
. Началась неприятная, стыдная пора дрязг и судов — две части некогда славного коллектива боролись за имущество. В итоге команде Губенко отошла Новая сцена театра, а коллектив Любимова остался в старом, историческом здании.
В начале 2000-х годов Юрий Любимов поставил в родном театре несколько спектаклей, высоко оцененных критикой — что позволило говорить о своеобразном ренессансе в творчестве мастера: композиции по роману «Евгений Онегин»
. Но в 2011 году в театре вновь вспыхнул скандал, и снова его причины лежали сугубо в материальной плоскости… Любимов ушел с поста главного режиссера Театра на Таганке, но не из профессии. В 2012-м, спустя полвека, он вернулся в Театр им. Вахтангова и поставил там четырехчасовой спектакль по роману Достоевского
«Бесы». Следующей премьерой стала опера «Князь Игорь» в Большом театре . А последним спектаклем мастера стала опера-буфф «Школа жен» в московском театре «Новая опера» . Юрия Петровича Любимова не стало 5 октября 2014 года, и с его кончиной закончилась очень важная глава истории отечественного театра второй половины XX века.
Юрий Петрович Любимов
Юрий Любимов – актер, режиссер, педагог, известный своими талантливыми постановками «Добрый человек из Сезуана», «Братья Карамазовы» .
Юрия Любимова, лауреата Сталинской премии, Народного артиста РФ, часто называли реформатором, патриархом российского театра. Он вызывал неподдельное восхищение своим творчеством. В то же время его побаивались – характер у Любимова был неудобным, тяжелым и конфликтным. После лишения гражданства Любимов занимался постановкой драматических, оперных спектаклей в Ковент-Гардене, Ла Скала, в Гранд-опера. Его талант не имел границ, он легко покорял любого зрителя – русского и иностранца. На родину маэстро вернулся настоящим триумфатором, и до глубокой старости продолжал заниматься творчеством.
Детство и юность
Юрий родился в Ярославле 30 сентября 1917 года. Его отец был купцом. В 1922 году Любимовы переезжают в Москву. В это время в СССР объявлена новая экономическая политика. Отец мальчика, поверив, что правительство дает новый шанс людям с предпринимательской жилкой, открывает лавку, торгует шотландской сельдью. Петр Любимов был образованным человеком, закончил коммерческое училище. Однако ему и в голову не приходило, что время НЭПа закончится так быстро и трагично. Мама Юры, закончившая педагогическое училище, тоже работает — преподает в начальной школе.
В конце 20-х отца лишают гражданских прав, поскольку он живет на нетрудовые доходы. Лишенец Любимов неоднократно подвергался аресту. Чтобы власти не притесняли семью из-за «опасного» родственника, Петр Захарович разводится с женой. Любимовы тяжело переживают непростое время. И только помощь многочисленной родни позволяет семье как-то существовать.
После окончания 7 классов Юрию пришлось уйти из школы, его происхождение стало преградой на пути к старшим классам. Рабочая специальность – это все, что ему позволено. Он учится в техникуме, собираясь стать электромехаником. Но мир искусства страстно тянет молодого человека к себе. Он не может забыть божественную игру Константина Станиславского, которого видел во МХАТе еще в детстве. Впечатление об этом действе Любимов сохранил на всю жизнь. Юноша поступает в театральную студию, работавшую при 2-м МХАТе. В 1935 году Юрий впервые выходит на театральные подмостки. Ему было только 18 лет, и этот выход стал началом его творческой карьеры.
Театр
Первой ролью Любимова был эпизод в спектакле «Мольба о жизни». Через год 2-ой МХАТ закрывают, Юрий переходит на работу в Щукинское училище, открывшееся при театре Вахтангова. На сцене этого театра Любимов занят в постановках «Человек с ружьем», «Много шума из ничего». Его талантливую игру заметили, юноша получает второстепенные роли в спектаклях «Путь к победе», «Принцесса Турандот».
В 1946 году артист был демобилизован, вернулся в театр им. Вахтангова, где ему доверяют главные роли. Он играет Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в спектакле «Все мои сыновья», Шубина в «Накануне». В 50-е годы Любимов играет главные роли в постановках «Идиот», «Чайка», «Маленькие трагедии», «Много шума из ничего».
В 1959 году Любимов выступает в качестве режиссера в постановке «Много ли человеку надо». Гениального актера пригласили работать преподавателем в Щукинском училище. Подобрав актеров из числа студентов, Любимов ставит пьесу «Добрый человек из Сезуана». Революционный спектакль вряд ли остался бы в репертуаре театра. Задержаться там ему помогла только поддержка влиятельных персон.
Через некоторое время Любимову предлагают возглавить Театр драмы и комедии на Таганской площади, пребывавший в упадке. Талантливому режиссеру понадобилось только два года, чтобы сделать из «Таганки» ведущий театр. Первым спектаклем стал небезызвестный «Добрый человек из Сезуана», за который в свое время Любимов выслушал так много нареканий.
В течение трех первых лет на сцене «Таганки» шли драмы. Затем пришло время для классических пьес, современных произведений. Любимов ставит «Жизнь Галилея» Бертольда Брехта, «Гамлета», «Товарищ, верь…», «Послушайте!». Его спектакли недаром называли революционными. Вскоре о них заговорили в Европе. «Таганку» стали именовать маленьким «островком свободы» в СССР. В 1983 году любимовская труппа побывала в Лондоне, английские театралы получили большое удовольствие от спектакля «Преступление и наказание».
Талант режиссера Любимова был удивительно многогранным, это ярко доказывают его постановки в оперном театре. В середине 70-х годов на сцене Ла Скала представлен его спектакль «Под жарким солнцем любви». Авангардистскую постановку высоко оценили зрители. После этого были и другие оперы – «Пиковая дама», «Дон Жуан», «Набукко».
80-е годы стали периодом настоящих испытаний для знаменитого режиссера. Ушел из жизни Владимир Высоцкий, ведущий актер «Таганки». Созданный в честь его спектакль цензура запретила. Та же участь постигла и «Бориса Годунова», революционный спектакль был запрещен.
Юрий Любимов в 1984 году представляет на сцене лондонского «Лирика» свой спектакль «Преступление и наказание». Здесь приходит известие о лишении его гражданства. Указ был подписан генсеком ЦК КПСС К. Черненко, возмущенным интервью, которое Любимов дал корреспондентам «Таймс».
Возвращаться в СССР было невозможно, гражданство режиссеру предоставил Израиль. В течение семи лет Юрий Любимов работал за рубежом. Он перемещается из Австрии в Англию, Америку, Италию, Швецию. Американские и европейские театралы были только рады такому положению дел, но Любимов мечтал вернуться на Родину.
Когда началась перестройка, Любимов возвращается в Москву. Ему возвращают гражданство, он вновь становится главой «Таганки», получает звание Народного артиста России. Но его методы управления нравятся далеко не всем актерам, под руководством Николая Губенко оппозиционеры поднимают бунт.
В 1997 году Любимову исполнилось уже 80 лет, но он полон творческих сил. На сцене «Таганки» идут «Братья Карамазовы», через пять лет поставлен «Фауст». Труппа, которой руководит легендарный режиссер, гастролирует по всей стране и за границей. В это время театр переживает следующий виток скандалов, связанных с появлением нового администратора. Им стала Каталин Кунц, жена Любимова, возвратившаяся в Москву.
Труппа была недовольна новым администратором, поводом для этого послужило неосторожное высказывание Кунц. В одном из своих интервью он заявила, что без Любимова «Таганка» очень быстро стала напоминать «Помойную яму». Тем самым она смертельно обидела людей, приложивших немало усилий в битве за возвращение Любимова на Родину.
В 2010 году Юрий Любимов написал заявление об уходе, официальная причина такого решения – чиновничья бюрократия. Новый скандал удалось замять, художественный руководитель остался на своем посту. В 2011 году прогремел очередной скандал – актеры «Таганки», гастролирующие в Чехии, попытались получить от Любимова причитающиеся им деньги. Худрук отказал им в этой просьбе, тогда труппа выдвинула новое требование – уволить Кунц. Эти требования остались без ответа.
Несмотря на скандалы, время от времени сотрясающие театр, режиссер продолжает плодотворно работать. В 2012 году на премьере «Бесы» Любимову аплодируют стоя. В это время художественному руководителю «Таганки» было уже 94 года. Он работал до самой своей кончины, успев поставить еще две работы — оперу «Князь Игорь», оперу-буфф «Школу жен».
Личная жизнь
Юрий Любимов пользовался невероятным успехом у женщин. Это был великий сердцеед – харизматичный, притягательный, красивый. В роду Любимовых были цыгане, бешеная энергетика актера, его яркая внешность, темперамент объяснялись именно этим фактом. Еще в студенческие годы Юрий пережил большую любовь к своей сокурснице. Девушка отвечала ему взаимностью, однако эти отношения были недолгими.
Первый брак Юрий заключил после войны, его избранницей стала балерина Ольга Ковалева. У супругов родился сын Никита (1949 год). Мальчик вырос, поступил учиться в духовную семинарию. Этот брак не был долгим, Ольга нашла себе другого мужа, знаменитого дирижера Юрия Силантьева.
В 50-х годах Любимов стал встречаться со звездой советского кино Людмилой Целиковской. Эта женщина отличалась яркой красотой, но среди своих многочисленных поклонников она выбрала именно Любимова. Их гражданский брак продержался целых 15 лет. Поводом для расставания явилось знакомство Юрия с венгерской переводчицей Каталин Кунц.
Любимов был старше своей избранницы на 28 лет, однако они создали очень крепкий союз. В 1979 году у пары родился сын Петр, Юрию в это время исполнилось 63 года. Его жена Каталин – незаурядная личность, она закончила филфак МГУ, журфак Будапештского университета, в совершенстве знает шесть языков. Умная женщина, понимая масштаб личности Любимова, сознательно отказалась от построения карьеры. Она стала музой, доброй помощницей, надеждой и опорой Любимова.
У Любимова было поистине богатырское здоровье, однако годы брали свое. В октябре 2012 года режиссер, испытывающий острые боли в сердце, проходит курс интенсивной терапии. Лечение не помогло – Юрий впал в кому. Он пробыл в коматозном состоянии только сутки, в конце ноября его выписывают из стационара. Через два года Любимов умирает от сердечной недостаточности. Он погребен на Донском кладбище рядом со своими родителями.
Избранная фильмография
- 1941 Цветные киноновеллы
- 1943 Дни и ночи
- 1946 Беспокойное хозяйство
- 1948 Мальчик с окраины
- 1949 Кубанские казаки
- 1951 Прощай, Америка!
- 1958 Город зажигает огни
- 1963 Каин XVIII
Театральные режиссерские работы
- 1959 — «Много ли человеку надо»
- 2012 — «Бесы»
Театральные роли
- 1936 — «Принцесса Турандот»
- 1947 — «Молодая гвардия»
- 1950 — «Миссурийский вальс»
- 1951 — «Сирано де Бержерак»
- 1954 — «Чайка»
- 1957 — «Две сестры»
- 1959 — «Маленькие трагедии»
- 1962 — «История одной семьи»
- 1969 — «Мать»
- 1977 — «Мастер и Маргарита»
- 1981 — «Три сестры»
- 1982 — «Борис Годунов»
- 1988 — «Добрый человек из Сезуана»
- 1993 — «Живаго»
- 1997 — «Братья Карамазовы»
- 1998 — «Шарашка»
- 2002 — «Фауст»
- 2007 — «Горе от ума
- 2009 — «Арабески»
- 2011 — «Маска и Душа»
- 2014 — «Школа жён»
Ссылки
- Страница Юрия Любимова на сайте театра Вахтангова
- Последнее интервью Юрия Любимова: «Я радуюсь. Проснулся — уже хорошо»
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Юрий Любимов
Лауреат Сталинской премии, народный артист РФ, актер и режиссер, реформатор и патриарх российского театра, маэстро — как только ни величали Юрия Любимова. Им восхищались, одновременно побаиваясь тяжелого и конфликтного характера. После изгнания из СССР Любимову рукоплескали в Америке и Европе. Режиссер ставил драматические и оперные спектакли на подмостках La Scala, Covent Garden и Grand Opera. Вернулся мэтр триумфатором и до глубокой старости — до 97 лет — непрерывно творил.
Детство и юность
Родился будущий артист и режиссер осенью революционного 1917 года в Ярославле в купеческой семье. Петр Захарович и Анна Александровна воспитывали троих детей: Юрия, его старшего брата Давида и младшую сестру Наталью. Первенец Ирина умерла в раннем детстве.
Отец был выходцем из зажиточной семьи бывших крепостных крестьян. Он вызвал недовольство деда, женившись на дочери оседлых цыган. Когда Юрию исполнилось 5 лет, семья перебралась в Москву. Во времена НЭПа в Охотном ряду купец Петр Любимов держал лавку, в которой торговал шотландской сельдью и квашеными овощами.
Родители будущего постановщика были образованными людьми: отец окончил коммерческое училище, мама — педагогическое и работала учительницей в начальной школе. Они держали дома хорошую библиотеку, любили театр и привили эту любовь своим детям. Увиденную в детстве на подмостках МХАТа игру Константина Станиславского Юрий Петрович запомнил на всю жизнь.
Во второй половине 1920-х бывшего купца лишили гражданских прав как живущего на нетрудовые доходы. Лишенца Любимова дважды арестовывали, под арест попадала и его супруга. Чтобы обезопасить родных, Петр Захарович развелся с женой, но семья выживала с трудом. Помогала многочисленная родня, не отвернувшаяся от опасного родственника.
Юрий Любимов окончил семь классов: в старшие парня не приняли из-за происхождения. Он поступил в школу фабрично-заводского ученичества, чтобы получить специальность электромеханика, параллельно занимался в хореографической школе.
Окончив ФЗУ и получив рабочий разряд, Любимов собирался поступать в Энергетический институт, чтобы стать инженером-электриком, но, увидев в газете объявление о наборе в театральную студию при 2-м МХАТе, поменял планы. О том, что «бывший электромонтер оказался настолько способным, что попал в училище Второго художественного театра», в 1934-м даже объявили по радио.
Театр
Творческая биография Любимова началась в 1935 году: 18-летний Юрий впервые вышел на подмостки в эпизодической роли в постановке «Мольба о жизни». В 1936-м 2-й МХАТ закрыли, но Юрий Любимов уже не мыслил жизни без театра. Он перешел в училище имени Бориса Щукина, открывшееся при Театре имени Евгения Вахтангова. Молодой артист участвовал в постановках «Человек с ружьем» и «Много шума из ничего». Вскоре талантливого актера задействовали во второстепенных ролях в «Принцессе Турандот» и «Пути к победе».
Юрий Любимов отличился в дипломном спектакле «Мещане», и в 1939-м его приняли в труппу. Службу в Театре имени Евгения Вахтангова прервал армейский призыв. С 1940-го рядовой служил в железнодорожных конвойных войсках, а в следующем году артиста взяли в созданный при НКВД эстрадный ансамбль, задача которого состояла в поднятии боевого духа войск на передовой. В коллективе Любимов выступал как конферансье и играл во всех интермедиях.
Демобилизовавшись в 1946 году, артист вернулся на вахтанговские подмостки и вскоре стал ведущим актером. Юрий Петрович воплотил Олега Кошевого в «Молодой гвардии», Криса в постановке «Все мои сыновья». В 1950-е Любимов сыграл звездные роли в спектаклях «Много шума из ничего», «Чайка».
Режиссерский дебют состоялся в 1959-м. Юрий Петрович поставил спектакль «Много ли человеку надо». Его позвали преподавать в «Щуке». Здесь он, подобрав актеров из учащихся, поставил пьесу «Добрый человек из Сезуана». Спектакль получился революционным, и, если бы не протекция влиятельных персон во власти, его сняли бы с репертуара.
Любимову предложили возглавить столичный Театр драмы и комедии на Таганской площади, который находился в то время в упадке. За пару лет режиссер переломил ситуацию, превратив Театр на Таганке, как его стали называли театралы, в ведущую площадку столицы. Дебютным спектаклем, поставленным на его сцене Юрием Петровичем, стал все тот же «Добрый человек из Сезуана». Премьера состоялась 23 апреля 1964 года.
В первые 2-3 года на подмостках шли постановки классиков с совершенно новой эстетикой драматургии, потом Юрий Петрович ввел в репертуар и произведения современных писателей. Он поставил пьесу Бертольта Брехта «Жизнь Галилея», «Гамлета» Уильяма Шекспира, современные поэтические пьесы «Послушайте!» и «Товарищ, верь…». О спектаклях Любимова заговорили в Европе, называя Театр на Таганке «островком свободы» в Советском Союзе. С постановкой «Преступление и наказание» любимовская труппа побывала на гастролях в Лондоне, где в 1983 году удостоилась награды.
О многогранности таланта режиссера говорят его работы в оперном театре. Дебютной стала авангардистская постановка «Под жарким солнцем любви», представленная на подмостках La Scala в середине 1970-х. Позже последовали оперы «Дон Жуан», «Пиковая дама», «Набукко».
1980-е начались для Любимова трудно. Скончался Владимир Высоцкий, ведущий артист Театра на Таганке. Власти не простили режиссеру ситуации, когда поклонники барда, пришедшие к театру проститься с кумиром, скандировали «фашисты» при попытке разогнать очередь и смыть цветы с асфальта поливочными машинами — фото с места конфликта облетели весь мир.
Спектакль в честь Высоцкого фактически запретили. Революционность разглядели и в постановке «Борис Годунов», запретив и ее.
В 1984-м Юрий Петрович, будучи на гастролях в Лондоне, где ставил на сцене театра «Лирик» спектакль «Преступление и наказание», узнал о лишении его советского гражданства. Указ генсека СССР Константина Черненко последовал после того, как режиссер дал интервью изданию «Таймс». Гражданство опальному постановщику предоставил Израиль. Семь лет Любимов работал за рубежом, переезжая из Австрии в Великобританию, оттуда в Америку, Италию и Швецию. Мастеру рукоплескали театралы Европы и США.
Возвратиться в Россию режиссер смог в конце 1980-х, во времена перестройки, начатой Михаилом Горбачевым. Ему вернули гражданство. Любимов снова возглавил «Таганку». В 1992-м он стал народным артистом России. Но в 1993 году грянул скандал: труппа, недовольная желанием Юрия Петровича приватизировать здание театра и перевести артистов на контрактную основу, раскололась. Группу «раскольников» возглавил Николай Губенко.
В 1997-м 80-летний Любимов поставил «Братьев Карамазовых», а через пять лет на «Таганке» состоялась премьера «Фауста». Труппа под руководством легендарного режиссера гастролировала по стране и за рубежом. В этот период в Россию вернулась супруга театрального деятеля Каталин Кунц, вскоре ставшая администратором театра. Труппа приняла Кунц враждебно, ведь она заявила в интервью, что за годы отсутствия Юрия Петровича «Таганка» превратилась в «помойную яму». Артисты, боровшиеся за возвращение Любимова в СССР, почувствовали обиду.
В конце 2010 года Любимов подал в отставку, посетовав на чиновничью бюрократию. Но скандал замяли, и худрук остался в театре. В следующем году грянул новый скандал. Актеры Театра на Таганке на гастролях в Чехии потребовали от режиссера выплатить причитающиеся деньги, но Юрий Петрович отказался. Конфликт обострился. Труппа потребовала уволить Каталин Кунц. Любимов хлопнул дверью.
В 2012 году на вахтанговских подмостках прошел премьерный показ спектакля «Бесы» по одноименному произведению Федора Достоевского. 94-летнему Юрию Любимову аплодировали стоя. Последними работами режиссера на сцене стали опера «Князь Игорь» в 2013-м и опера-буффа «Школа жен» в мае 2014 года.
Фильмы
В кино Юрий Любимов дебютировал в 1941 году. Артист появился на экране в роли Принца в фильме «Цветные киноновеллы».
Наиболее заметной лентой с участием Любимова в 1940-х была комедия Ивана Пырьева «Кубанские казаки», ставшая культовой. В каст вошли и звезды вроде Марины Ладыниной, супруги режиссера, и малоизвестные артисты, к примеру, Сергей Лукьянов и Клара Лучко. Лучко после выхода картины получила Сталинскую премию второй степени и вышла замуж за также награжденного Лукьянова.
В 50-е годы Любимов реже появлялся на экране. С его участием стоит отметить блестящий водевиль «На подмостках сцены» и киноповесть «Город зажигает огни». В 60–70-х Юрий Петрович в кино практически не снимался, сосредоточив силы на театре.
Личная жизнь
Женщины обожали Юрия Петровича. Поговаривают, что в личной жизни он был настоящим сердцеедом, харизматичным и притягательным. После войны режиссер женился на балерине Ольге Ковалевой, с которой познакомился в ансамбле НКВД. В 1949 году у Любимова родился первенец — сын Никита, позже он стал студентом духовной семинарии. Вскоре супруги расстались — женщина предпочла Любимову дирижера Юрия Силантьева.
Слава Любимова в 1950-х набрала обороты. В вахтанговском театре он сблизился с коллегой и примой Людмилой Целиковской, с которой еще в молодости познакомился в театральном училище. В 1945-м они снялись в картине «Беспокойное хозяйство», а в 1959-м начали жить под одной крышей.
К началу их отношений Целиковская четыре раза выходила замуж и была вдовой, у которой от последнего брака остался сын Александр Алабян. Отношения с подростком так и не сложились. По воспоминаниям Александра, Юрий Петрович был холоден не только к нему, но и к собственному сыну, который иногда приходил к отцу в гости.
В гражданском браке Любимов и Целиковская прожили 15 лет. В их доме собирались интересные люди того времени: Владимир Высоцкий, Петр Капица, Евгений Евтушенко. В 1975-м в личной жизни Любимова произошли изменения — пара рассталась без скандалов и выяснения отношений.
На гастролях в 1976 году Юрий Петрович познакомился с венгерской переводчицей Каталин Кунц. Почти 30-летняя разница в возрасте не помешала им создать семью. В 1978-м режиссер женился на Каталин, которая через год родила 62-летнему супругу сына Петра. Вместе они жили в вынужденной эмиграции. Друзья пары утверждают, что именно благодаря жене Любимов дожил до глубокой старости и надолго остался в искусстве.
Смерть
В октябре 2012 года режиссер пожаловался на боли в сердце. Курс интенсивной терапии не помог, и 30 октября Юрий Любимов впал в кому. Но вечером следующего дня вышел из коматозного состояния и в конце ноября выписался.
Через 2 года, в октябре, мэтра доставили в больницу, диагностировав сердечную недостаточность. Спустя 3 дня она и стала причиной смерти: 5 октября 2014 года 97-летний режиссер скончался. Его похоронили на Донском кладбище, на участке № 15, рядом с местами упокоения родителей и старшего брата.
На могиле патриарха сцены установлен памятник из темного гранита с золотыми мозаичными лучами, символизирующими яркий творческий путь артиста. Дизайн надгробия выполнен итальянским художником.
Спектакли
- 1964 — «Добрый человек из Сезуана»
- 1971 — «А зори здесь тихие»
- 1971 — «Гамлет»
- 1973 — «Товарищ, верь…»
- 1979 — «Преступление и наказание»
- 1981 — «Три сестры»
- 1982 — «Борис Годунов»
- 1993 — «Живаго»
- 1997 — «Братья Карамазовы»
- 2000 — «Театральный роман»
- 2002 — «Фауст»
- 2005 — «Суф(ф)ле»
- 2006 — «Антигона»
- 2010 — «Мед»
- 2011 — «Маска и Душа»
Фильмография
- 1941 — «Цветные киноновеллы»
- 1943 — «Дни и ночи»
- 1945 — «Поединок»
- 1946 — «Беспокойное хозяйство»
- 1946 — «Голубые дороги»
- 1949 — «Кубанские казаки»
- 1951 — «Прощай, Америка!»
- 1956 — «На подмостках сцены»
- 1958 — «Город зажигает огни»
- 1958 — «Человек с планеты Земля»
- 1963 — «Каин XVIII»
- 1970 — «Хуторок в степи»
Интересные факты
- Старший брат Любимова Давид был талантливым живописцем, он брал Юрия на этюды, учил выбирать красивые пейзажи и ракурсы. Благодаря этим урокам мэтр всегда сам ставил освещение в театре, выполняя работу режиссера по свету.
Юрий Любимов: биография и личная жизнь
Юрий Петрович Любимов появился на свет 17 сентября 1917 года в Ярославле третьим ребёнком семье. Отец будущего театрального режиссёра – Пётр Захарович занимался коммерцией. Мать – Борадашкина Анна Александровна работала учительницей в начальных классах. В 1922 году семья обосновалась в Москве, где отец Юрия продолжил заниматься торговлей и открыл продовольственный магазин.
Родители – Анна Александровна и Пётр Захарович
Анна Александровна прививала детям любовь к чтению книг и музыке. Когда выдавалось свободное время, Пётр Захарович ходил с детьми в театр. Самое большое впечатление детства осталось у Юрия от посещения МХАТа, где он посмотрел несколько спектаклей. Старший брат Любимова – Давид, имел талант художника. Он многое открыл Юрию в этом виде искусства, что в последствие очень помогало ему в режиссёрской работе.
В детстве (слева с братом)
В 1926 году для семьи наступило время испытаний. Сначала арестовали отца, затем мать. Следствие требовало у родителей выдать какие-то огромные суммы денег, которых у них не было. Дело закончилось тем, что Анна Александровна, боясь за детей, одних оставшихся дома (Давиду было на тот момент 13лет, сестре Наталье – 5, а Юрию – 9 лет), отдала все имеющиеся у неё драгоценности.
Закончив семилетку, Любимов решил выбрать профессию рабочего и пошёл в фабрично-заводскую школу, расположенную на Таганке, в свободное время он посещал хореографический кружок. Молодой человек планировал в дальнейшем поступить в институт и стать инженером, но неожиданно для всех поменял своё решение и поступил в студию второго МХАТа на актёрское отделение.
Начало творческой карьеры
- В 18 лет молодой актёр впервые сыграл на сцене студии небольшую роль в спектакле «Мольба о жизни», но в 1936 году учебное заведение закрыли, и Любимов перевёлся в Щукинское театральное училище.
- Здесь Юрий Петрович получил хорошую практическую школу, играя в ряде спектаклей, которые неизменно хорошо встречала публика.
- Однажды после спектакля «Человек с ружьём», молодого актёра похвалил сам В. Э. Мейерхольд, особенно выделив умение актёра двигаться на сцене. Он подчеркнул, что язык телодвижений не уступает по выразительности словам.
Юрий в молодости
Военный период
Театральный актёр, педагог и режиссёр
Роли в кино
- В кино Любимов сыграл не менее 30 ролей, в основном в сороковые и пятидесятые годы.
- Среди наиболее известных картин с его участием фильм «Дни и ночи» (режиссёр А. Б. Столпер), снятый по произведению К. М. Симонова, а также картина «Беспокойное хозяйство» (режиссёрский дебют замечательного актёра М. И. Жарова), где Юрий Петрович сыграл французского лётчика.
- В начале 60-х годов некогда регулярная игра в кинофильмах становится значительно реже, в связи с загруженностью актёра в театре и преподавательской деятельностью.
Главный режиссёр Театра на Таганке
- В 1964 году директор Московского театра драмы и комедии (впоследствии преобразованный в Театр на Таганке) Н.Л. Дупак, пригласил Юрия Петровича на должность главного режиссёра. В то время посещаемость театра была очень низкой.
- Основой нового коллектива стали, пришедшие в театр ученики Любимова. После дополнительного набора, в труппу были приняты такие в последствие знаменитые актёры как В. С. Золотухин, бард В. С. Высоцкий и Н. Н. Губенко и другие. Актёрский состав регулярно пополнялся выпускниками театральных училищ.
- Благодаря активной и плодотворной работе директора и главного режиссёра, театр через некоторое время стал самым авангардным в СССР. Дух новаторства был виден буквально во всём, начиная от декораций и заканчивая применением всех видов сценического искусства.
- Первоначально спектакли ставились по поэтическим произведениям известных русских и советских поэтов, а через некоторое время творческий коллектив театра обратился к прозе писателей страны.
- Посещать Театр на Таганке в 70-х годах 20 века стало престижным. Его постановки получали первые премии на международных театральных фестивалях.
- В 1980 году было отреставрировано старое здание театра и построено новое с техническим оборудованием, соответствующим требованиям того времени.
- К 1983 году Любимов, за остроту спектаклей, регулярно критиковался со стороны министерства культуры СССР. Чиновники стали считать его диссидентом. Одна часть его спектаклей была запрещена, другая находилась под этой угрозой.
Жизнь в эмиграции
- В 1983 году, находясь в Лондоне, Юрий Петрович в интервью западной прессе раскритиковал цензуру СССР, которая запрещала его постановки и всячески мешала работе.
- После этого опасаясь за свою жизнь, а также жизнь близких, он решил остаться за рубежом. Сначала он работал режиссёром в театрах Великобритании и Италии, а после лишения его советского гражданства в 1984 году во Франции, Израиле и ряде других стран.
- Через некоторое время известный режиссёр получил гражданство Израиля. Для работы ему были доступны лучшие зарубежные театральные сцены.
Возвращение на родину
- Весной 1988 года Юрий Петрович приехал в Москву по приглашению администрации Театра на Таганке.
- В 1989 году ему было возвращено гражданство СССР. В этом же году его вновь назначили руководить родным актёрским коллективом.
- В 90-х годах, им были поставлены все запрещённые спектакли. В 1993 году Любимов высказался за поддержку политической деятельности Б. Н. Ельцина.
- По оценкам специалистов 2000-е годы являются наиболее плодотворным периодом в жизни режиссёра. Он сумел подарить зрителю в эти годы не менее 6 больших постановок на крупные и злободневные темы.
Последние годы творчества
- Зимой 2010 года Любимов высказался о желании уйти из театра, объясняя это разногласиями с чиновниками Департамента культуры столицы, а 2011году уволился по собственному желанию.
- Несмотря на преклонный возраст, Юрий Петрович продолжил творческую деятельность, и в 2012 году в театре им. Вахтангова состоялась премьера его спектакля по роману Ф. М. Достоевского – «Бесы».
- В 2013 году он поставил в Большом театре оперу «Князь Игорь», которая с восторгом была встречена зрителями.
О личной жизни
Юрий Любимов официально вступал в брак 3 раза. Впервые он женился ещё в студенческие годы, но супруги через некоторое время расстались.
Второй женой режиссёра была балерина Ковалёва Ольга Евгеньевна. В этом браке родился сын Никита, но и этот союз был недолговечным.
С 1959 по 1975 годы Юрий Петрович жил в гражданском браке с известной актрисой советского кино Целиковской Людмилой, которая была высокого мнения о таланте супруга.
В 1978 году мэтр театра познакомился в Венгрии на гастролях с журналисткой Каталин Кунц, которая стала его третьей официальной женой. В этом браке в 1979 году появился на свет сын режиссёра – Пётр.
С Каталин Кунц и сыном Петром
Наследие, награды и память
Юрий Петрович дожил до 97 лет и умер 5 октября 2014 года во сне. Его похоронили на Донском кладбище столицы.
За годы творчества он сыграл не менее 50 ролей в театре и 30 ролей в кино. В качестве театрального режиссёра он поставил не менее 150 спектаклей в различных театрах страны и мира.
В 2017 году к столетию со дня рождения знаменитого режиссёра, актёра и педагога выпустили памятную монету из серии «Выдающиеся личности России».
Юрий Петрович внёс неоценимый вклад в развитие театрального искусства России, подняв его на очень высокий уровень. Его спектакли являются сегодня эталоном для благодарных зрителей и театральных деятелей нашей страны.
Источники:
- https://www.culture.ru/persons/3099/yurii-lyubimov
- https://biographe.ru/znamenitosti/youriy-lubimov/
- https://24smi.org/celebrity/4329-iurii-liubimov.html
- https://kratkoebio.ru/yuri-lyubimov/