Тамара Федоровна Макарова
Тамара Макарова
За красоту и талант Тамару Макарову называли российской Гретой Гарбо. И если мужа Тамары Федоровны Сергея Герасимова неофициально признавали главным режиссером советского кинематографа, то его талантливую супругу за глаза величали первой леди советского кино. Народная артистка Советского Союза прожила долгую и достойную жизнь.
Детство и юность
Родилась актриса в 1907 году в Санкт-Петербурге в интеллигентной семье военного врача. В первые 10 лет жизни девочка впитала лучшее от эпохи: благородные манеры, тонкое понимание искусства, атмосферу русского дворянства. Детство окончилось в 1917-м с гибелью отца: семья познала голод и бедность. Но девочка не бросила балетную студию, где педагоги прочили ей блестящую карьеру, и учебу в школе.
В 14 лет обожавшая театр Тамара собрала «труппу», в которую вошли ее ровесники — соседские ребята. Вскоре дворовый театр радовал зрителей любительскими спектаклями. Юные артисты показали высокий уровень мастерства, за что труппу Макаровой зарегистрировали.
За выступления ребятам платили хлебными пайками, поощряя продолжать актерскую карьеру. После окончания средней школы Тамара Макарова стала студенткой актерской мастерской Николая Фореггера. На момент поступления Макаровой (1924 год) мастерская вошла в состав ГИТИСа. А учились там Сергей Герасимов, Борис Барнет, Людмила Семенова.
Фильмы
Кинематографическая биография Тамары Макаровой началась в 1926 году с выходом на экраны картины «Чужой пиджак». Роль в фильме досталась 19-летней актрисе случайно: ее окликнули на улице, спросив, не желает ли она сняться в кино. После проб Макарову утвердили, и она дебютировала в художественной ленте в образе машинистки Дудкиной. Роль соблазнительной красотки открыла артистке дверь в кинематограф.
На съемочной площадке у актрисы и Сергея Герасимова, игравшего агента Скальковского, вспыхнул роман. Профессия повлияла и на их личную жизнь. Через год актеры поженились.
В том же 1927 году Тамара Федоровна вернулась в Ленинград и поступила в театральный техникум, который окончила через три года. Став дипломированной актрисой, в 1930 году Макарова снялась в эпизоде драмы «Счастливый Кент». Затем последовал еще ряд ролей, особой узнаваемости Тамаре Федоровне не принесших.
Всесоюзная слава обрушилась на Макарову в 1936-м, когда на экраны вышел приключенческий фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых». Для того чтобы снять картину об отважных полярниках, съемочная бригада отправилась в экспедицию в Заполярье, где актеры снимались в реальной среде. Картина принесла успех режиссеру, сценаристу Юрию Герману и актерам. Тамара Макарова, Петр Алейников и Олег Жаков проснулись знаменитыми на всю страну.
В интервью актриса призналась, что роли тех времен нравились ей тем, что героини передавали эпоху реального времени, из-за чего она чувствовала себя знакомой всем рядовым гражданам.
В 1938-м и 1939-м молодую актрису накрыла новая волна успеха: на экраны вышла оптимистическая драма о стройке века «Комсомольск» и киноповесть «Учитель». Фильмы снял Сергей Герасимов, написав для них сценарии. Главные роли в лентах достались его жене. За работу в «Учителе» Тамара Федоровна получила первую награду — Сталинскую премию.
Макарова стала музой Сергея Герасимова, которой он доверял воплощение ключевых персонажей в своих картинах. Жена режиссера сыграла Нину в драме «Маскарад» — экранизации одноименного произведения Михаила Юрьевича Лермонтова.
Съемки фильма окончились в ночь на 22 июня 1941 года, а утром страна узнала о начале Великой Отечественной войны. В 1942 году Сергей Герасимов в творческом тандеме с Михаилом Калатозовым снял картину «Непобедимые», где Макарова появилась в образе инженера Насти Ковалевой. В следующем году супруги уехали в вынужденную эвакуацию.
В 1944-м на экраны вышла драма Герасимова «Большая земля». В фильме, посвященном подвигу людей во вражеском тылу, персонаж Тамары Федоровны — деревенская труженица, заменившая у токарного станка ушедшего на фронт мужа. Картина имела успех, а зрители и кинокритики сошлись во мнении, что роль Анны Свиридовой — лучшая из работ в фильмографии Макаровой периода 40–50-х годов.
Первой послевоенной работой Тамары Федоровны стала киносказка «Каменный цветок». В роли Хозяйки Медной горы актриса запомнилась миллионам юных зрителей. В 1946-м «Каменный цветок» стал лидером кинопроката: фильм посмотрели 23 миллиона человек.
Сказка получила премию жюри Каннского кинофестиваля. Утонченную и талантливую советскую артистку, приехавшую с группой на фестиваль, заметили западные продюсеры, предложив сняться в кинодраме «Анна Каренина». Но позволения на съемки Макаровой не дали.
В 1946-м актрисе вручили Сталинскую премию I степени за работу в художественном фильме «Клятва». В конце 1940-х Тамара Федоровна снялась в «Молодой гвардии», режиссером которой стал муж. В экранизации романа Александра Фадеева артистка сыграла маму Олега Кошевого. В 1950 году Тамара Макарова получила звание народной артистки СССР.
Актриса в этот период карьеры снималась гораздо меньше, чем в молодости, сосредоточив силы на преподавании во ВГИКе. В конце 1960-х она стала профессором театрального вуза.
В 1970–1980-х Тамара Федоровна появлялась только в картинах Сергея Герасимова. Их учениками стали Наталья Бондарчук и Сергей Бондарчук, Людмила Гурченко, Николай Еременко — младший, Алла Ларионова.
Последней совместной работой режиссера и актрисы стала драма о последних днях жизни классика «Лев Толстой», где Льва Николаевича Толстого сыграл Сергей Герасимов, а его супругу Софью Андреевну — Тамара Федоровна. Кинокартина получила главный приз в Карловых Варах. Фильм вышел на экраны в 1984-м, а в следующем году режиссера не стало. Больше артистка не снималась, хотя ей не раз предлагали роли. К 90-летию мужа Макарова выпустила мемуары, назвав их «Послесловие».
Личная жизнь
Супруги — знаменитый режиссер и его прекрасная муза-жена — казались идеальной парой. Но лишь близкие друзья знали, что скрывается за образцово-показательной «витриной». Только ленивый не говорил за спиной Макаровой об изменах харизматичного и блистательного Сергея Герасимова.
Режиссер, на которого с обожанием смотрели юные актрисы, не всегда мог удержаться от соблазнов, о чем Тамара Федоровна была хорошо осведомлена. Но никогда гордая женщина не опускалась до мести или скандалов с соперницами. О ее сдержанности и самообладании ходили легенды.
Позднее Любовь Виролайнен призналась в том, что Герасимов начал ухаживать за ней после съемок в ленте «Любить человека». По словам актрисы, Тамара Федоровна догадалась об увлечении мужа еще до того, как это поняла Виролайнен. Это выразилось в поведении Макаровой: она просто не замечала молодую коллегу, будто той не существовало вовсе.
Брак Герасимова и Макаровой был бездетным. Тамара Федоровна выплескивала нерастраченную материнскую любовь на студентов-актеров и приемного сына — племянника Артура Макарова, которому Сергей Герасимов дал свое отчество. Макаров стал писателем и киносценаристом. В его активе — популярные картины «Новые приключения неуловимых», «Золотая мина», «Колье Шарлотты». Макаров погиб в 64 года: сценариста нашли в квартире заколотым кинжалом из коллекции Герасимова.
Макарова принимала старость с достоинством, никогда не боялась своих лет и не тосковала по молодости. Артистка считала, что можно интересно проживать жизнь в разном возрасте и реализовывать внутренний потенциал.
Смерть
Тамара Федоровна тяжело переживала смерть мужа и племянника. После кончины Герасимова Макарова замкнулась в четырех стенах, не снималась и не выходила в свет, не давала интервью. Она пережила супруга на 12 лет, а приемного сына — на два года.
Великая актриса умерла 20 января 1997 года в возрасте 89 лет. На похороны Тамары Макаровой пришли сотни ее учеников, ставших звездами советского и российского кинематографа. Причиной смерти актрисы врачи назвали сердечный приступ. Похоронили народную артистку на 10-м участке Новодевичьего кладбища. Ее могила расположена рядом с местом захоронения мужа.
Фильмография
- 1927 — «Чужой пиджак»
- 1933 — «Дезертир»
- 1934 — «Люблю ли тебя?»
- 1936 — «Семеро смелых»
- 1938 — «Комсомольск»
- 1939 — «Учитель»
- 1941 — «Маскарад»
- 1942 — «Непобедимые»
- 1946 — «Каменный цветок»
- 1948 — «Молодая гвардия»
- 1948 — «Повесть о настоящем человеке»
- 1952 — «Сельский врач»
- 1962 — «Люди и звери»
- 1974 — «Дочки-матери»
- 1980 — «Юность Петра»
- 1984 — «Лев Толстой»
Интересные факты
- У актрисы были друзья среди коллег, с особой нежностью она относилась к Любови Орловой.
- На заре карьеры, еще до замужества, исполнительница очень увлеклась танцами, а именно чарльстоном, который был невероятно моден. Вместе с друзьями она создала маленький ансамбль и даже выступала в филармонии.
- К 100-летию Герасимова киновед Лариса Ягункова издала книгу «Сергей Герасимов и Тамара Макарова», украшенную фото знаменитой пары. На страницах был запечатлен весь путь, который артисты прошли вместе.
Тамара Федоровна Макарова
Тамара Макарова, советская актриса, педагог ВГИКа, жена режиссёра Сергея Герасимова. Родилась в 1907 году в Петербурге.
Родилась Тамара Макарова в августе 1907 года в Петербурге. Она происходила из очень милой интеллигентной семьи, ее отец всю жизнь посвятил медицине. Родилась она до революции, и первые 10 лет жизни провела, как настоящая аристократка в плане воспитания.
Она впитала в себя все лучшее от русского дворянства, а утонченные манеры, интеллигентность у неё были врождёнными. Впоследствии этот налет обаяния, скромности и интеллигентной женственности проявлялся во всех образах, создаваемых на сцене и в кино, чем привлекал особый интерес зрителей.
Однако длилось хорошее спокойное детство недолго, поскольку в 1917 году, когда девочке было всего лишь 10 лет, страна содрогнулась от революции. Отец пропал, и семья в полной мере ощутила, что означает бедность. Доподлинно неизвестно, что случилось с отцом, он пропал без вести. Сказалось его благородное прошлое, которое ему вменили в вину, так как он работал врачом в Царском селе, общался с дворянами и аристократами.
Детство и первые шаги в искусстве
Несмотря на столь непростые условия жизни, когда вся все тяготы легли на плечи матери, маленькая Тома тоже старалась внести свою лепту, заботясь о младшей сестре Люде и брате. К сожалению, ещё в раннем детстве брат умер от туберкулеза, болезни, которая подкосила многих.
Трудности закалили характер будущей артистки, она по-прежнему оставалась женственной, нежной, сумела пронести это через всю жизнь, но внутри неё всегда был стальной стержень.
Первые шаги в искусстве можно смело отнести к тому моменту, когда девочка создала дворовый театр, который держался полностью на ее энтузиазме. Ей в то время было всего лишь 14 лет.
Семья проживала в неблагополучном районе северной столицы, многие семьи не успели оправиться после Первой мировой войны и тяжких революционных событий, в стране было много беспризорников. Пожалуй, театр стал какой-то отдушиной для ребят, которые стремились окунуться в иной мир и на миг забыть о голоде, разрухе, продолжающихся отголосков войны.
Театр был настолько удачен, что молодая Советская республика, благоволившая талантам из народа, признала это объединение. Нарождающаяся советская власть потворствовала таким занятиям, поскольку дворовые театры отвлекали подростков от бродяжничества, от совершения преступлений, образования банд. Театр был зарегистрирован официально, а всем участникам советская власть даже выдавала паёк.
Профессиональное становление
В 1924 году девушка поступила в актерскую мастерскую Николая Фоггера (Мастфор). Однако в кино ее пригласили в фильм «Чужой пиджак», не зная, что она уже учится на актрису. Девушка всегда любила модно одеваться, она знала толк в хороших вещах и несмотря на трудности всегда старалась выглядеть свежо и очаровательно.
В хороших платьях она смотрелась, как настоящая звезда. И когда она однажды прогуливалась по городу в своих лучших нарядах, то ее пригласили сниматься в кино. И конечно, когда оказалось, что девушка уже учится на актрису, то у режиссера не возникло сомнений. Роль было совсем крохотная, но Тома справилась блестяще.
Нельзя сказать, что эта работа произвела фурор в нарождающемся советском кинематографе, однако режиссёры заметили актрису. К сожалению, за ней закрепилось амплуа исполнительницы роковых красоток, шпионок. И действительно, выглядела Тамара Макарова не совсем по-советски. Скорее, она напоминала голливудскую диву, каким-то чудом оказавшуюся в Советской России.
Затем в биографии актрисы последовали и другие работы, но настоящий успех пришел к ней вместе с первым звуковым фильмом, который был снят ее мужем Сергеем Герасимовым. Эта картина называлась «Семеро смелых». Она повествовала о талантливой молодёжи, молодых ученых, которые отправились покорять арктические пространства.
Этот фильм привлёк большое внимание. Во-первых, он был звуковой, а во-вторых повествовал о советской Арктике, интерес к которой начал пробуждаться.
Это был настоящий хит. Повсюду стали печататься открытки с изображением актрисы, а картина попала на парижскую выставку, где была отмечена особой наградой.
Следующая совместная картина с Сергеем Герасимовым называлась «Комсомольск». В ней тоже прослеживалось воспевание рабочих будней молодёжи. Да, в то время можно было снимать только идеологические фильмы, прославляющие молодую советскую республику. Но Сергей Герасимов уникальный человек в плане одаренности и умения снимать жизненные картины несмотря на обязательный налёт пафоса и безмерного патриотизма.
Затем был фильм «Учитель», который тоже снял Сергей Герасимов. Эта картина была встречена на ура. Она повествовала о любви простой крестьянки с Урала к молодому учителю. И на примере этой картины Сергей Герасимов показал, как образование возвышает человека. А Тамара Макарова филигранно сыграла роль простой девушки, которая буквально из состояния полуфеодального благодаря образованию возвышается над окружающей действительностью и становится очень интеллигентной, образованной, волевой. Она понимает, зачем живёт в жизни.
Далее была совместная картина «Маскарад», где она сыграла аристократку. И вновь страна ахнула. Поскольку до этого в ролях она представала только в образе комсомолок, крестьянок, то сейчас на ней было превосходное королевское платье, и сама она сыграла утонченную леди. Такое перевоплощение не могло не удивить.
Было решено, что актриса, исполнявшая роли в его фильмах, не будет гримироваться. Ее лицо выглядело уставшим, с морщинками, со следами недосыпания. Но именно такой образ был наиболее реалистичен.
После блокады, когда ситуация немного стабилизировалась, она переезжает с мужем в Москву, где становится преподавателем во ВГИКе. Она продолжала сниматься, получала сталинские премии.
Несыгранная роль
Хотя она находилась в прекрасной форме, но никак не могла играть в молодую Аксинью. Поэтому Сергей Герасимов принял решение взять на роль Элину Быстрицкую. Несомненно, Тамара Фёдоровна сумела бы сыграть роль Аксиньи не менее виртуозно, чем Элина Быстрицкая. Жаль, но этим планам так и не суждено было сбыться. Несомненно, это могло бы стать одной из лучших ролей актрисы, ведь она идеально вписывалась в образы женственных, но сильных героинь.
Личная жизнь и последние годы
Актриса была музой и женой Сергея Герасимова. Они познакомились еще на заре своей творческой карьеры, поскольку учились вместе одном театральном заведении. Как потом вспоминал Сергей Апполинарьевич, Тома всё время стремилась проверить его на прочность. Она могла запросто сделать замечание какому-нибудь парню на улице, если ей показалось, что он на неё посмотрел как-то не так. Начинались разборки, и за неё всегда приходилось вступаться Сергею. Он считает, что актриса даже целенаправленно провоцировала уличных молодчиков, чтобы проверить, может ли ее будущий муж дать сдачи и постоять за неё или же сбежит при первой опасности. Но он прошел все испытания, и она ответила согласием. Супруги вместе преподавали во ВГИКе, и именно Сергей сделал Тамару Фёдоровну настоящей звездой СССР, первой леди кинематографа.
К сожалению, своих детей у пары не было, но они усыновили сына сестры Тамары. Она вышла замуж за потомка немцев, который в связи с кровопролитной войной с Германией был признан неблагонадежным. Сестру репрессировали, как и ее мужа. Их сына советская власть собиралась отправить в детский дом, где воспитывались дети «врагов народа». Но Тамара Фёдоровна пришла в ужас, когда поняла, какая судьба уготована племяннику. Они с мужем подключили все связи, обошли все инстанции и добились разрешения стать официальными опекунами мальчика.
Он прожил 64 года и умер 1995 году в результате криминальных разборок. Считается, что он занялся бизнесом в начале 90-ых, как многие другие и стал жертвой преступников в одной из разборок.
В советское время он работал писателем, сочинял сценарии, и это ему удавалось весьма неплохо. Сергей Герасимов умер в 1985 году. Таким образом Тамара Макарова пережила и своего подопечного, и мужа, и многих других близких родственников. Да, умерла она в весьма преклонном возрасте в 1997 году. Она была верующим человеком и посещала церковь, особенно в последние годы своей жизни.
Она похоронена на Новодевичьем кладбище вместе со своим мужем.
Избранная фильмография
- 1929 — Новый Вавилон
- 1933 — Конвейер смерти
- 1936 — Семеро смелых
- 1941 — Маскарад
- 1944 — Большая земля
- 1948 — Молодая гвардия
- 1962 — Люди и звери
- 1974 — Дочки-матери
- 1984 — Лев Толстой
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Две жизни легендарной актрисы Тамары Макаровой: От всесоюзной славы до смерти в одиночестве
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подписка Отписаться можно в любой момент.
13 августа исполняется 111 лет со дня рождения знаменитой советской актрисы, педагога ВГИКа, народной артистки СССР Тамары Макаровой . Ее мужа Сергея Герасимова называли главным режиссером советского кино, а ее – первой леди, отечественной Гретой Гарбо, женщиной-загадкой. Она стала настоящей легендой кино и объектом обожания тысяч поклонников, но на склоне лет ей пришлось в одиночестве бороться с теми ударами судьбы, которые обрушивались на нее один за другим.
Тамара Макарова росла в семье военного врача, не имеющей отношения к миру искусства, но с детства она увлекалась пантомимой и балетом, мечтая о сцене. Она участвовала в домашних спектаклях и посещала балетную школу – с тех пор и на всю жизнь сохранилась привычка держать осанку и следить за фигурой. В 17 лет она поступила в актерскую мастерскую Форегера, а на съемочную площадку впервые попала благодаря счастливой случайности. Однажды, когда Тамара Макарова прогуливалась по улице, к ней подошла женщина, которая оказалась ассистенткой режиссеров Козинцева и Трауберга, и задала ей сакраментальный вопрос: « Не хотите ли Вы сниматься в кино? » Конечно, ответ был однозначным.
Слава и признание пришли к ней после того, как она начала сниматься у своего мужа, режиссера Сергея Герасимова. После выхода фильма «Семеро смелых» на нее обрушилась невероятная популярность. Герасимов говорил о жене: « В силу своего характера она не обнаруживала склонности к «переживаниям» ни на площадке, ни в жизни. Из нее трудно было выжать слезу. И всевозможные фантасмагории, которыми мы тогда увлекались, оставляли ее почти равнодушной – это была трезвая голова. Но именно благодаря своей трезвости она принимала мир таким, каков он есть. ».
После войны супруги переехали в Москву и начали преподавать во ВГИКе. Тогда же к Макаровой пришла известность и за рубежом. Фильм-сказка «Каменный цветок» с ее участием получил премию на международном кинофестивале в Каннах. На эффектную советскую актрису обратили внимание зарубежные продюсеры, и один из них предложил ей исполнить роль Анны Карениной в голливудской экранизации романа Льва Толстого. Кто знает, как сложилась бы ее творческая судьба, если бы этот план осуществился, но в те времена об этом не могло быть и речи – актрису за границу не выпустили.
Их с Герасимовым считали образцовой парой советского кинематографа, они прожили вместе больше 50 лет, но на самом деле за великолепным фасадом союза успешного режиссера и блестящей красавицы-актрисы, которые были частыми гостями на кремлевских приемах, скрывались семейные драмы, о которых не знала широкая публика. Они были очень разными – Сергей Герасимов был страстным, увлекающимся, темпераментным, а его жена – очень сдержанной, закрытой и трезвомыслящей. Она знала о его романах с молодыми актрисами, но не устраивала сцен ревности и не пыталась образумить мужа. В конце концов, она была уверена в том, что их союз незыблем, и что муж никогда ее не оставит.
Тамара Макарова была из тех женщин, о которых говорят, что они умеют красиво стареть. И в зрелом возрасте она принимала ледяной душ, делала зарядку и придерживалась диеты, и даже после 70 лет выглядела все так же царственно и женственно. И никто не догадывался о том, какими тяжелыми стали для нее последние годы жизни.
В 1983 г. Макарова снялась в последнем фильме своего мужа – «Лев Толстой», а через два года Сергей Герасимов скончался. С тех пор ее жизнь разделилась на две половины – счастливую и похожую на кошмарный сон. После смерти мужа она перестала сниматься в кино и была вынуждена оставить преподавательскую деятельность. В конце 1980-х гг. ее приемный сын Артур ушел в бизнес. Чем именно он занимался – для нее оставалось загадкой. А в октябре 1995 г. его нашли убитым – он был заколот старинным испанским клинком из его же коллекции холодного оружия. Дело так и не раскрыли, виновных не нашли, а Тамару Макарову ожидали новые потрясения.
Тамара Макарова и Сергей Герасимов в фильме *Лев Толстой*, 1984 | Фото: sovsekretno.ru и kino-teatr.ru
Знакомые утверждали, что на протяжении нескольких лет пожилую актрису неизвестные терроризировали телефонными звонками, требуя продать ее квартиру, чтобы рассчитаться с долгами Артура. Она жила на скромную пенсию и о его долгах ничего не знала, а ей грозили расправой. Макарова написала заявление в милицию, но там к нему отнеслись без внимания. В начале 1990-х гг. актриса часто болела и почти не выходила из дома. Рядом оставались только самые преданные ученики, но со своей бедой знаменитая актриса осталась один на один. В последний раз она появилась на публике в 1995 г. на вручении кинопремии «Ника». 19 января 1997 г. Тамары Федоровны Макаровой не стало.
До конца своих дней она тосковала о муже и так и не научилась жить без него. Сергей Герасимов и Тамара Макарова: Великий союз равных .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/4850-tamara-makarova.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/tamara-makarova/
- https://kulturologia.ru/blogs/130818/40094/