Екатерина Сергеевна Максимова
Максимова, Екатерина Сергеевна
Родилась 1 февраля 1939 г. в Москве в семье Сергея Александровича Максимова и Татьяны Густавовны Шпет. Отец был инженером, мать - редактором, журналистом.
В 1958 г. Екатерина Максимова окончила Московское хореографическое училище (ныне - Московская государственная академия хореографии). Выпускница балетного класса Елизаветы Гердт. В 1980 г. получила диплом Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского (ныне - Российский институт театрального искусства - ГИТИС) по специальности "педагог-балетмейстер".
В 1958-1988 гг. - солистка балетной труппы Государственного академического Большого театра. Совершенствовала мастерство под руководством народной артистки СССР Галины Улановой. Среди исполненных ей партий: Катерина в "Каменном цветке" Сергея Прокофьева, Жизель в одноименном балете Адольфа Адана, Водяница в "Коньке-Горбунке" Родиона Щедрина, Жанна в "Пламени Парижа" Бориса Асафьева, Маша в "Щелкунчике" Петра Чайковского, Золушка в одноименном балете Сергея Прокофьева, Китри в "Дон Кихоте" Людвига Минкуса, Одетта-Одиллия в "Лебедином озере" Петра Чайковского, Джульетта в "Ромео и Джульетте" Сергея Прокофьева, Фригия в "Спартаке" Арама Хачатуряна, Принцесса Аврора в "Спящей красавице" Петра Чайковского, Эола в "Икаре" Сергея Слонимского.
Екатерина Максимова исполняла балетные партии в театрах "Ла Скала" (Милан, Италия), "Гранд-опера" (Париж, Франция), "Ковент Гарден" (Лондон, Великобритания), "Метрополитен-опера" (Нью-Йорк, США), "Колон" (Буэнос-Айрес, Аргентина).
Екатерина Максимова входила в число общепризнанных ведущих русских балерин XX в. Ее отличали сочетание высокой техники танца и отточенного актерского мастерства, что позволяло раскрывать как трагические, так и лирико-комические характеры персонажей.
Исполняла роли в художественных фильмах "Фуэте" (1986, режиссеры Владимир Васильев и Борис Ермолаев) и "Классная дама" по рассказу Александра Куприна "Наталья Давыдовна" (1995, Александр Белинский).
С 1982 г. Екатерина Максимова преподавала на кафедре хореографии Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Профессор (1996).
С 1990 г. была педагогом-репетитором театра "Кремлевский балет".
В 1998-2009 гг. Екатерина Максимова являлась балетмейстером-репетитором Большого театра. Среди ее учениц - Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина и Анна Никулина.
Екатерина Максимова скончалась 28 апреля 2009 г. в Москве на 71-м году жизни. Похоронена на столичном Новодевичьем кладбище.
Народная артистка СССР (1973).
Была награждена орденами Трудового Красного Знамени (1971), Ленина (1976), Дружбы народов (1981, 1994), "За заслуги перед Отечеством" III и IV степеней (1999, 2008), Риу-Бранку (Бразилия, 2004). Была отмечена Почетной грамотой правительства РФ (1998) и благодарностью президента РФ (2001).
Лауреат премии Ленинского комсомола (1972), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1981), Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1984), Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки (1991).
Лауреат Всесоюзного конкурса артистов балета в Москве (1957), VII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Вене (Австрия, 1959), Международного конкурса артистов балета в Варне (Болгария, 1964). В 1993 г. была награждена спецпризом российской театральной премии "Хрустальная Турандот".
Почетный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1995). Почетный гражданин г. Тусон (шт. Аризона, США).
Автор книги воспоминаний "Мадам "Нет" (2003).
Была замужем за народным артистом СССР Владимиром Васильевым (род. 1940), который являлся ее постоянным партнером по балетным выступлениям.
Екатерина Сергеевна Максимова
Екатерина Максимова – прославленная отечественная артистка балета, педагог. В 1973 году получила звание Народной артистки СССР, в 1981 году – Государственную премию СССР, в 1984-м награждена двумя премиями – Государственной премией РСФСР и им.братьев Васильевых, в 1991-м снова две награды, Государственная премия РСФСР и им.Глинки.
Чтобы обрести славу и известность, мало иметь только талант, нужно быть настойчивым и уверенным в себе. В обычной жизни эти качества у балерины Екатерины Максимовой присутствовали, но если речь заходила о танце, она как будто превращалась в другого человека. Каким бы ни было предложение, балерина всегда говорила, что не сможет. Именно эту черту характера Максимовой имел в виду фотограф Анри Лартинг, который шутливо называл Екатерину «Мадам Нет». Она оказалась везучей, ее окружали люди, верившие в ее способности больше, чем она сама. Они умели найти нужные слова, чтобы убедить актрису в том, что эта задача ей по плечу, и Екатерина действительно справлялась, зачастую демонстрируя даже более высокий результат, чем от нее ждали.
Детство и юность
Родилась будущая прима советского балетного искусства 1 февраля 1939 года в Москве, в интеллигентной семье. Дед по материнской линии Густав Шпет, был известным психологом и философом, теоретиком искусства. Сложно определить его национальность, так как от отца он унаследовал австро-венгерскую кровь, а от матери – польскую. Катя деда не знала, она родилась спустя два года, как его не стало. Бабушка по линии матери – Наталья Шпет (до замужества Гучкова), приходилась дочерью известному московскому предпринимателю Константину Гучкову, члену правления двух банков – «Московского учетного банка» и «Московского частного коммерческого банка». Мама Екатерины – Татьяна Максимова, работала журналистом. Отца звали Сергей Максимов.
В детские годы малышка не мечтала ни о каком балете или другом виде искусства. Дворник, пожарный, кондуктор – это те профессии, которые Кате очень нравились в разные годы. Первый настоящий интерес к миру балета проснулся у Максимовой благодаря ее соседке — Ане Москвиной, которой удалось потупить в столичное хореографическое училище. Видя первые успехи подружки, Катя тоже захотела покорить сцену.
Об этом было немедленно сообщено маме, и она решила проконсультироваться по этому вопросу с соседкой, балериной Екатериной Гельцер. Но женщине маленькая Катя не нравилась, по той причине, что она постоянно шумела и не давала ей нормально отдохнуть. Поэтому Гельцер отказалась смотреть свою непоседливую тезку. После этого судьбой внучки озадачилась бабушка. Именно она привела девочку к «светиле балета» Василию Тихомирову, который и подтвердил, что малышка, несомненно, талантлива.
В десятилетнем возрасте Максимова уже стала ученицей хореографического училища, обойдя своих соперниц. Стоит отметить, что в том году на одно место претендовали восемьдесят человек. Катя проучилась всего шесть месяцев, и ей уже доверили ее первые роли. Творческая биография будущей известной артистки балета началась с эпизодических ролей в постановках «Золушка» и «Щелкунчик». Партии были небольшими, но этого хватило, чтобы подтвердить наличие невероятного таланта у маленькой шустрой девочки с волевым характером. Образ Маши из «Щелкунчика» принес ей первую в жизни награду, Максимова удостоилась премии Всесоюзного конкурса артистов балета.
Наставницей Кати стала Елизавета Гердт, выпускница Имперского балетного училища. Она сама получила классическое балетное образование, и совершенно не приветствовала упрощения в современном балете. Гердт практически никогда не хвалила своих учениц, однако талант Максимовой выделяла всегда. Она называла свою любимую ученицу «Масик», и если Катя умудрялась вывести ее из равновесия своим взбалмошным характером, то могла и запустить в нее чем-то тяжелым. Иногда летали даже стулья. Но, несмотря на это, педагог верила в способности своей талантливой воспитанницы, и именно ей, на тот момент ученице 8-го класса, доверила сложную партию Маши в «Щелкунчике», и не прогадала.
Екатерина окончила хореографическое училище в 1958 году. Ее рост составлял 157 см, при этом девушка весила всего 47 кг. А после того, как ее приняли в Большой театр, похудела еще, и долгие годы держалась на отметке в 40 кг. В Большом театре Максимова оказалась под крылом у Галины Улановой.
Балет
Труппе Большого театра Максимова отдала тридцать лет. Она пришла туда в 1958-м и служила вплоть до 1988 года. Талант юной балерины заметили сразу, и начали задействовать в сольных партиях. В то время, когда Екатерина уже блистала на сцене, ее одногодки танцевали кордебалет. Он была очень пластичной, ее техника поражала филигранностью, казалось, что Максимова просто рождена, чтобы танцевать классический балет. Тогда постановщики решили проверить ее талант на современных партиях, и всем стало понятно, что Екатерина настоящий универсал с безграничными возможностями.
В 1959-м, буквально через год после поступления в БТ, Екатерина побывала с гастролями в Канаде и Америке. Восхищению публики не было границ, невероятная воздушность балерины поразила зарубежных зрителей до глубины души, ее называли «маленький эльф». В том же году Максимова стала участницей Всемирного фестиваля молодежи, откуда привезла наивысшую награду — золотую медаль. После этого танцовщица гастролировала в Китае, Норвегии, Дании, Финляндии.
Мастерство балерины получило новый стимул для развития после того, как в столицу прибыл молодой балетмейстер Юрий Григорович, ранее проживавший в Ленинграде. Он стал постановщиком балета «Каменный цветок», и выбрал именно Максимову для исполнения главной партии. Балетмейстер добивался, чтобы артисты танцевали совершенно не только с технической точки зрения, ему хотелось добиться одушевления в танце. Максимова прекрасно справилась со своей ролью, вначале ее героиня обычная лирическая русская девушка, а потом постепенно становится сильной женщиной, отстаивавшей свою любовь.
Спустя год в копилке работ балерины появилась еще одна -11-й вальс «Шопенианы». В 1961 году Максимову пригласили на съемки картины «СССР с открытым сердцем», созданной специально для зарубежного зрителя. Екатерина танцевала Жизель. Премьерный показ ленты прошел в столице Франции – Париже. Роль Марии из «Бахчисарайского фонтана» Максимова получила как наследство от своего наставника – Галины Улановой, до этого блиставшей в этой партии. Екатерина сумела станцевать совершенно другую Марию, не похожую на «улановскую», но такую же яркую и запоминающуюся.
Карьеру Максимовой сейчас трудно представить без творческого союза с Владимиром Васильевым, талантливым и уверенным в своих силах танцором балета. Они стали очень гармоничной парой, дополняющей друг друга без всякого намека на конкуренцию.
В 1965-м балетмейстер Мариус Петипа поставил балет «Дон Кихот», в котором Екатерине досталась партия Китри. Постановка произвела сенсацию в культурной жизни Москвы в том году. Эта роль предусматривает невероятную скорость, стремительность. Балерина то взмывала вверх в высоком прыжке «жете», то передвигалась по сцене мелкими «па», энергично вращалась, вызывая восхищение зрительного зала. Овации зрителей практически не смолкали на всем протяжении действия на сцене.
Китри в исполнении Екатерины Максимовой имела много отличий с аналогичными партиями, но в исполнении других артисток – Суламифи Мессерер и Майи Плисецкой. Из темпераментной испанки Китри в ее исполнении превратилась в бесшабашную русскую. Столичные любители балета старались попасть на все выступления Екатерины Максимовой, поэтому билеты были раскуплены на несколько представлений вперед.
В 1968-м тот же Григорович стал постановщиком балета «Спартак», и пригласил Екатерину Максимову на роль Фригии. Эта драматическая партия была создана специально для нее, отличалась наличием акробатических элементов, сложнейшим хореографическим рисунком и поддержками. Все это исполнялось на наивысшем техническом уровне, к тому же героиня получилась очень одушевленная, как того и требовал от артистов Григорович.
В 70-80-е годы прошлого века Максимову и Васильева считали символами БТ. Гости, прибывающие в столицу, старались попасть на балет, в котором главную партию танцует Максимова. Это стало проявлением хорошего тона. Все складывалось отлично, триумф сопровождал балерину по жизни, удача не изменяла ей никогда. Казалось, так будет продолжаться вечно. Однако в биографии Максимовой наступила и черная полоса. В середине 70-х , в результате неудачного выхода из верхней поддержки, Максимова получила травму позвоночника.
Ей удалось быстро восстановиться после травмы, и вскоре балерина уже снова блистала на сцене родного театра. Однако от болей в спине она так и не избавилась. Но Максимовой хотелось многое успеть. Как раз в то время шла подготовка к съемочному процессу картины «Спартак», где ей доверили образ Фригии. Эта спешка привела к новой травме позвоночника, более серьезной, чем предыдущая. Доктора не давали артистке никаких гарантий, настраивали на то, что она вообще может остаться неподвижной, не сможет ходить, не то, чтобы танцевать. Но Максимовой понадобился всего год, чтобы полностью восстановиться, и вернуться на сцену Большого театра.
Екатерина танцевала сольную партию в балете «Жизель», это был ее первый выход на сцену Большого после травмы. Страдания, пережитые артисткой, в какой-то степени наложили отпечаток и на ее героиню, она получилась чувственная и несколько трагичная. От прежней «легкомысленности» Жизели не осталось и следа, вместо нее пришла сила и мудрость. В том же, 1976 году, балерина исполнила партию Эолы из балета «Икар», который поставил Владимир Васильев. После этого появилась в «Чаплиниаде».
Помимо непосредственно танца, Васильев и Максимова занимались его популяризацией, несли балетное искусство в народ. Они придумали использовать в этих целях телевидение. Екатерина появилась в фильме-балете под названием «Трапеция», где сыграла Девочку, и завоевала сердца миллионной армии поклонников. После этого ее приглашали на съемочную площадку картин «Моя прекрасная леди», «Галатея», «Гусарская баллада», «Старое танго». В 1983-м она снова засветилась на экране, на этот раз в картине «Травиата», режиссера Франко Дзеффирелли.
Последней премьерой на сцене родного театра стала для Максимовой постановка «Анюта». Это еще одна постановка Владимира Васильева. Подготовка спектакля заняла всего месяц, более сжатого срока трудно себе даже представить. Премьеру балета ждал настоящий триумф. Высочайшая степень мастерства Максимовой просто поразила Раису Горбачеву, и первая леди страны подарила артистке шикарный букет роз, выращенный в собственном саду.
А спустя два года, в 1988-м, Максимова оказалась на пенсии. Именно так распорядился Григорович. Екатерина ушла из театра вместе с Майей Плисецкой, Владимиром Васильевым и Ниной Тимофеевой. Приказ на увольнение гласил, что артисты не справились с творческим конкурсом.
За восемь лет до этого судьбоносного приказа, Максимова получила диплом театрального вуза по профессии педагог-балетмейстер. Начиная с 1982-го, она вела в ГИТИСе хореографию. В 1990-м артистке предложили должность репетитора в Кремлевском дворце съездов. Через восемь лет кресло Григоровича в Большом театре занял Васильев. Он и предложил жене вернуться в БТ на должность балетмейстера-репетитора.
Личная жизнь
Екатерину Максимову и Владимира Васильева связывал не только творческий процесс, но и личная жизнь. Они были знакомы еще с училища, вместе пришли в Большой театр, но каждый из них пошел своим путем. Романтические чувства вспыхнули к середине 60-х, и продолжались на протяжении нескольких лет. Артисты узаконили свои отношения в июне 1966 года.
Этот брак оказался бездетным. Екатерина неоднократно беременела, но выносить ребенка не могла. Каждая беременность заканчивалась выкидышем, принося женщине невероятные страдания. После того, как доктора сказали Максимовой, что у нее практически нет шансов родить здорового малыша, артистка решила не рисковать, и отказаться от затеи стать матерью.
Дочерью одной из выдающихся российских балерин стала японская балерина Юкари Сайто. Максимова ее крестила, когда девушка решила принять православие. Всех своих учеников Екатерина считала своими детьми.
Смерть
1 февраля 2009 года Максимова отметила свой юбилей – 70 лет, а спустя несколько месяцев ее не стало. Балерина скончалась 28 апреля 2009-го от сердечной недостаточности. Екатерина ушла тихо, ночью, и ее бездыханное тело нашла родная мать,94-летняя старушка.
Местом упокоения выдающейся балерины стало Новодевичье кладбище. На ее могиле нет шикарного памятника, все просто, кусок большого неотесанного красного гранита, на котором выгравировано ее имя и даты.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Екатерина Максимова: биография и личная жизнь балерины
Екатерина Сергеевна Максимова родилась 1 февраля 1939 года в Москве. Она была из очень интеллигентной семьи. Отец Сергей Александрович работал инженером, а мать Татьяна Густавовна была редактором одного из издательств. Дед Екатерины Сергеевны по матери – Густав Густавович Шпет был видным ученым, профессором нескольких художественных вузов. Кроме того, в числе дальних родственников был композитор Сергей Рахманинов.
Екатерина Максимова в детстве
Личность будущей балерины формировало не только семейное окружение: ее соседями по дому были легендарная балерина Екатерина Гельцер, артисты МХАТа – Василий Качалов, Иван Москвин и другие. Ее подругой детства была дочь Москвина – Аня, ученица московского хореографического училища.
Мама рано начала водить дочь на спектакли в драматические и музыкальные театры. Первым балетом, который увидела Максимова был «Конек-Горбунок» в Большом театре. Этот волшебный мир сразу заворожил юную Екатерину, и она сама попросила маму отдать ее в Московское училище. В 1949 году она успешно прошла вступительные испытания и с первых лет обучения стала в рядах лучших учениц по специальным предметам. В то же самое время Максимова числилась среди не самых послушных и прилежных студентов, ее даже выгоняли из школы в младших классах за опоздания и поведение.
В старших классах педагогом Екатерины Максимовой стала знаменитая Елизавета Павловна Гердт, которая стойко терпела сложный характер ученицы. Максимова была много занята в производственной практике, выступала на сцене Большого театра в операх и балетах. Тогда она выходила в маленьких партиях на одну сцену с самой Галиной Сергеевной Улановой.
В 1957 году Екатерина Максимова приняла участие в первом Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве, где получила золотую медаль, несмотря на то, что соревновалась со взрослыми артистами. В выпускной год буйный характер балерины чуть не сыграл с ней злую шутку: из-за двойки по истории она чуть не лишилась места в Большом театре. К счастью для всего балетного мира, педагог сжалился и поставил ей удовлетворительную оценку, и Максимова смогла начать свою блестящую карьеру в Большом театре.
Краткая биография
- 1958 – Оканчивает Московское хореографическое училище и начинает работу в прославленной труппе Большого театра.
- 1959 – На Всемирном фестивале молодежи в Вене Максимова получает Золотую медаль на конкурсе классического танца.
- 1960 – Всего лишь через два года после выпуска, начинающая балерина впервые исполняет главную партию в балете «Жизель». Репетировала с ней сама Галина Сергеевна Уланова, которая во многом перенесла на свою юную ученицу созданный ею самой образ, ставший к тому времени каноническим. В том же году Максимова участвует в «Вечере хореографических миниатюр» К. Голейзовского в московском концертном зале имени Чайковского. Там она исполняет «Мазурку» на музыку А. Скрябина – номер, который станет одной из первых и самых больших творческих удач молодой балерины, и останется ее визитной карточкой на всю жизнь.
- 1964 – В июле Максимова принимает участие в Первом международном конкурсе артистов балета в Варне, где танцует pas de deux из балета «Спящая красавица» в паре с Никитой Долгушиным, а также pas de deux из балета «Дон Кихот» с Владимиром Васильевым. Результатом стала Золотая медаль и первая премия. Уже осенью ей присвоено почетное звание заслуженной артистки РСФСР.
- 1966 – Юрий Григорович создает свой новый балет «Щелкунчик», где ставит партию Маши специально для Екатерины Максимовой, с расчетом на ее творческую индивидуальность и профессиональные качества. Став первой исполнительницей роли, она создает удивительно глубокий образ, который складывался в результате совместного творчества балерины и хореографа.
- 1968 – На сцене Большого театра состоялась премьера «Спартака» Ю. Григоровича. Роль Фригии становится для Максимовой первой насквозь драматической ролью.
- 1969 – Ставшая коронной партия «Жизели» приносит Максимовой международный успех, благодаря поездке в США и Канаду, где она сразу становится знаменитой. В апреле ей присваивается звание народной артистки РСФСР. В том же году Парижская академия танца награждает ее премией имени Анны Павловой.
- 1971 – Получила орден Трудового Красного Знамени.
- 1973 – Екатерина Максимова получает звание народной артисткой СССР.
- 1976 – Получила награду Орден Ленина.
- 1978 – На телеэкраны выходит фильм-балет «Галатея» по мотивам пьесы «Пигмалион» Бернарда Шоу, где Максимова играет роль Элизы Дулитл, ее партнером выступил Марис Лиепа. Автором хореографии стал Дмитрий Брянцев.
- 1980 – Максимова получает специальность «педагог-балетмейстер» в ГИТИСе. Там же через два года она начинает преподавать на кафедре хореографии.
- 1982 – Для Максимовой создается очередная знаковая роль в ее карьере. Роль Анюты в одноименном фильме-балете по мотивам рассказа А.П. Чехова для Екатерины Сергеевны создает ее супруг Владимир Васильев, в содружестве с автором сценария Александром Белинским.
- 1984 – Стала обладательницей Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
- 1988 – По приказу Ю.Н. Григоровича Максимова покидает стены Большого театра вместе с другими солистами «пенсионного возраста». Это вызвало грандиозный скандал в балетном мире.
- 1990 – Получает должность педагога-репетитора в театре «Кремлёвский балет».
- 1991 – Стала обладательницей Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки.
- 1998 – Владимир Васильев получает в Большом театре руководящую должность, Максимова возвращается вместе с ним в качестве педагога.
- 2009 – 1 февраля широко празднуется 70-летний юбилей прославленной балерины. Неожиданно для всех 28 апреля 2009 года Екатерина Максимова скончалась во сне в собственной квартире. Она похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Екатерина Сергеевна Максимова
Личная жизнь
Тандем Екатерины Сергеевны Максимовой и Владимира Викторовича Васильева был не только блестящим творческим союзом, но и примером долгой и неугасающей любви. Они были знакомы с детства, учились в одном классе Московского хореографического училища.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев в молодости
Нежная симпатия подростков друг к другу не переросла ни во что серьезное и, когда они оба начали работу в Большом театре, их дороги разошлись. По воле судьбы, почти через три бурной молодой жизни и успешной карьеры они вновь были вместе. 3 июня 1961 годы они официально оформили свои отношения. На следующий день после свадьбы пару ожидала поездка в Париж, которая стала своего рода свадебным путешествием супругов, но на самом деле целью была премьера советско-французского фильма «СССР с открытым сердцем», где они исполнили главные роли.
В отличие от большинства балерин, Екатерина Максимова мечтала иметь ребенка, но к сожалению, все ее попытки прерывались на ранних сроках. Однажды беременность прекратилась уже на пятом месяце, и супругам пришлось забыть о детях. Несмотря на горькие моменты, пара Максимовой и Васильева прожила счастливую семейную жизнь, длиной почти 50 лет.
Екатерина Максимова и Владимир Васильев
Значение творчества
Екатерина Сергеевна Максимова была балериной невероятного таланта, энергии и жизни. Она сумела создать множество образов, которые уже невозможно отделить от ее личности. «Мазурка» К. Голейзовского, «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Анюта» В. Васильева – все эти и другие партии теперь неизбежно сравниваются с эталоном первой исполнительницы, но исполнить их лучше, сильнее, задорнее, чем это делала Максимова, пока не сумел никто.
Екатерина Сергеевна Максимова. Биографическая справка
Екатерина Сергеевна родилась 1 февраля 1939 года в Москве.
В 1958 году она окончила Московское хореографическое училище. В 1957 году. Максимова, будучи ученицей, выступила в спектакле Большого театра в партии Маши ("Щелкунчик" Чайковского).
26 августа 1958 года приказом дирекции она была зачислена в балетную труппу Большого театра и в 1958-1988 годах была ведущей солисткой театра. Ее постоянным партнером был муж – Владимир Васильев. В репертуаре Максимовой были партии Жизель ("Жизель" Адана), Китри ("Дон Кихот" Минкуса), Золушка ("Золушка" Прокофьева), Фригия ("Спартак" Хачатуряна), Девушка ("Икар" Слонимского), Одетта-Одиллия и Аврора ("Лебединое озеро" и "Спящая красавица" Чайковского) и другие.
Максимова выступала также в большинстве новых балетов, поставленных в 1960-1970-х годах, в частности в спектаклях Григоровича, где нередко была первой исполнительницей ("Щелкунчик", "Спартак" и др.)
Многие партии Максимова готовила под руководством Галины Улановой.
Будучи постоянной партнершей своего мужа Владимира Васильева, Екатерина Васильева танцевала в спектаклях, поставленных им в Большом театре и за его пределами: "Икар", "Анюта", "Золушка".
За границей исполняла ведущие роли в балетах Мориса Бежара ("Ромео и Юлия" на музыку Берлиоза), Ролана Пети ("Голубой ангел", на музыку Констана), Джона Кранко ("Онегин", на музыку Чайковского).
С Максимовой работал балетмейстер Касьян Голейзовский, поставивший в 1960 году для нее один из лучших своих номеров – "Мазурку" на музыку Скрябина.
Легкость, изящество, артистизм, виртуозная техника, большое сценическое обаяние позволили Максимовой стать одной из ведущих советских артисток балета.
С 1980 года она выступала в спектаклях ансамбля Московский классический балет: партии Натали ("Натали, или Швейцарская молочница"Гировеца и Карафы де Колобрано,1980, первое исполнение в СССР), Джульетта ("Повесть о Ромео и Джульетте"), Ева ("Сотворение мира" Петрова). Танцевала в балетных спектаклях зарубежных трупп: "Балет ХХ века" (Бельгия, 1978), Театр Сан-Карло (Италия, 1986, 1988‑1989), "Марсельский балет" (Франция, 1987), Английский Национальный балет (1989).
Особое значение в творчестве Максимовой имело участие в телебалетах, раскрывших новое качество ее таланта ‑ комедийное дарование. Она прославилась в оригинальных телевизионных балетах: Девочка ("Трапеция" Прокофьева), Элиза Дулитл ("Галатея"Лоу), Петер ("Старое танго" Когана), Анюта ("Анюта" Гаврилина), Примадонна ("Чаплиниана" на музыку Чаплина). Она снималась в кинофильме-балете "Хрустальный башмачок", в телеэкранизации балетов "Вальпургиева ночь", "Эти чарующие звуки…" (1981), "Сотворение мира" (под названием "Адам и Ева"); в художественном фильме-опере "Травиата" (режиссер Франко Дзефирелли).
Максимова стала подлинно "танцующей актрисой" на балетной сцене и на экране телевидения, обратившись затем к драматическим ролям в художественном фильме "Фуэтэ" и в моноспектакле "Песнь песней".
В 1980 году Екатерина Максимова окончила ГИТИС (ныне РАТИ) по специальности педагог-балетмейстер. С 1982 года преподавал на кафедре хореографии ГИТИСа (РАТИ, с 1996 года – профессор).
С 1990 года, после окончания исполнительской деятельности, Максимова стала педагогом-репетитором балета Кремлевского Дворца Съездов.
С 1998 года была балетмейстером-репетитором Большого театра. Ее ученицы – Светлана Лунькина и Анна Антоничева.
Екатерина Максимова была почетным профессором МГУ, действительным членом Международной академии творчества и Академии российского искусства, членом исполкома Российского центра Международного совета танца при ЮНЕСКО.
Екатерина Максимова – Народная артистка СССР (1973), лауреат премии Ленинского комсомола 1972 года, лауреат Государственной премии СССР 1981 года за исполнение ролей в балетных спектаклях и телевизионных фильмах. Лауреат Международной премии "Академии Симба" (Италия, 1984), лауреат Государственной премии РСФСР 1984 года в области киноискусств – премии имени братьев Васильевых ‑ за телевизионный художественный фильм-балет "Анюта" производства киностудии "Ленфильм".
Была награждена орденом Ленина (1976), орденом Трудового Красного Знамени, орденом Дружбы народов (январь 1994), орденом "За заслуги перед Отечеством" III (1999), IV степени (2008). Награждена почетной наградой Бразилии ‑ орденом Рио Бранко (2004).
Творчеству Максимовой и Васильева посвящены телевизионные фильмы "Дуэт", "И осталось, как всегда, недосказанное что-то…" , французский видеофильм "Катя и Володя", творчеству Максимовой посвящен документальный телефильм "Екатерина Максимова".
В октябре 2008 года прошел фестиваль, посвященный 50-летию творческой деятельности легендарного балетного дуэта Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.
Источники:
- https://tass.ru/encyclopedia/person/maksimova-ekaterina-sergeevna
- https://biographe.ru/znamenitosti/ekaterina-maksimova/
- https://kratkoebio.ru/ekaterina-maksimova/
- https://ria.ru/20090428/169444529.html