Трагедия жизни и творчества автора легендарного «Черного квадрата»: Женщины в судьбе Казимира Малевича
Казимир Малевич
Полотна Казимира Малевича известны миллионам, но понятны единицам. Одних картины художника пугают и раздражают простотой, других восхищают и завораживают глубиной и тайными смыслами. Малевич творил для горстки избранных, но равнодушным не оставил никого.
Прожив насыщенную исканиями жизнь, первопроходец русского авангарда подарил потомкам все, чем живет искусство сегодня, а его картины парадоксальным образом выглядят современнее нарисованных последователями.
Детство и юность
Казимир Северинович Малевич родился в Киеве 23 февраля 1879 года. Биография художника загадочна и полна «белых пятен». Одни называют годом рождения будущего кубиста 1879-й, другие – 1978-й. По официальной версии Малевич родился в Киеве, но есть и те, кто склонен считать малой родиной художника белорусский городок Копыль, а отцом Казимира – белорусского этнографа и фольклориста Северина Малевича.
Если придерживаться официальной версии, то родители крестили Казимира Малевича в середине марта 1879 года в Киевском костеле святого Александра, свидетельством чего является архивная запись в приходской книге.
Отец будущего абстракциониста – шляхтич Северин Малевич – родился в местечке Турбов Подольской губернии Российской империи (сегодня Винницкая область Украины). В Турбове Северин Антонович трудился управляющим на сахароваренном заводе промышленника Николая Терещенко. Мама Казимира Малевича – Людвига Александровна Галиновская – присматривала за домом и воспитывала многочисленное потомство: у Малевичей родилось четырнадцать детей, но до зрелого возраста дожили девять из них – пятеро сыновей и четыре дочки.
Казимир – первенец четы Малевичей. В семье общались на польском языке, но знали украинский и русский. Будущий художник считал себя поляком, но в период коренизации в анкетах записывался украинцем.
До 12 лет Казимир Малевич прожил в селе Моевка Ямпольского уезда Подольской губернии, но из-за работы отца до 17 лет по году-полтора жил в селах Харьковской, Черниговской и Сумской губерний.
В детстве Казимир Малевич о рисовании знал мало. Интерес к холсту и краскам у подростка проявился в 15 лет, когда сын с отцом побывал в Киеве. На выставке юный Малевич увидел поразивший его портрет девочки, сидящей на скамейке и чистящей картошку. Картина стала отправной точкой для желания взяться за кисть. Заметив это, мама на день рождения купила сыну набор красок.
Увлечение Казимира рисованием оказалось так велико, что 17-летний сын упросил отца позволения поступить в Киевскую художественную школу, основанную русским художником-передвижником Николаем Мурашко. Но проучился Малевич в Киеве только год: в 1896 году семья перебралась в Курск.
Живопись
Первая картина в технике масляной живописи, принадлежащая кисти Малевича, появилась в Конотопе. 16-летний Казимир на полотне размером аршин на три четверти изобразил лунную ночь и реку с пришвартованной на берегу лодкой. Работу назвал «Лунная ночь». Первое полотно Малевича продано за 5 рублей и утеряно.
После переезда в Курск Казимир Малевич устроился чертежником в управлении российской казенной железной дороги. Живопись стала отдушиной от скучной и нелюбимой работы: молодой художник организовал кружок, в котором собрались единомышленники.
Через два года после переезда в Курск Малевич устроил первые выставки картин, о чем написал в «Автобиографии», но документальных свидетельств не осталось. В 1899-м Казимир женился, но вскоре семейная жизнь, рутинная работа в управлении и провинциальность города подтолкнули художника к переменам: Казимир Малевич, оставив семью в Курске, отправился в Москву.
В августе 1905 года Малевич подал прошение в столичное училище живописи, ваяния и зодчества, но получил отказ. Казимир не вернулся к семье в Курск, а за 7 рублей в месяц снял комнату в лефортовской художественной коммуне, где обитало три десятка «коммунаров». Через полгода деньги закончились, и Казимир Малевич вернулся домой.
Летом 1906 года он совершил вторую тщетную попытку поступить в столичное училище. Но на этот раз художник перебрался в Москву с семьей: Малевич с женой и детьми жил в снятой матерью квартире. Людвига Александровна работала заведующей столовой на Тверской улице. После ограбления столовой и разорения семья перебралась в меблированные комнаты доходного дома в Брюсовом переулке.
Желание учиться подтолкнуло Казимира Малевича к посещению студии русского художника Федора Рерберга. Три года, начиная с 1907, художник жадно учился. В 1910 году участвовал в первой выставке общества художников «Бубновый валет» – крупном творческом объединении раннего авангарда. «Бубновалетовцы» известны тем, что порвали с традициями реалистической живописи. В объединении Малевич познакомился с Петром Кончаловским, Иваном Клюном, Аристархом Лентуловым и Михаилом Ларионовым. Так Казимир Малевич сделал первый шаг к новому направлению – авангардизму.
Кубизм и супрематизм
В том же 1910 году работы Малевича участвовали в первой выставке художников «Бубнового валета». Зимой 1911-о картины Казимира Севериновича экспонировались на выставке общества «Московский салон», а весной участвовали в выставке первого объединения авангардистов Санкт-Петербурга «Союз молодежи».
В 1912 году Казимир Малевич отправился в Мюнхен, где участвовал в совместной выставке работ «Союза молодежи» и немецких экспрессионистов общества «Синий всадник». В этот период художник вошел в группу молодых коллег объединения «Ослиный хвост», существовавшего до 1913 года и открывшего миру Нико Пиросманишвили.
Творчество художников-авангардистов пересеклось с творчеством поэтов футуристов Велимира Хлебникова и Алексея Крученых. Казимир Малевич иллюстрировал самописные книги Хлебникова и Крученых, а в 1913 году создал декорации и эскизы костюмов к опере «Победа над Солнцем», текст которой написан Крученых. Опера дважды прошла в санкт-петербургском театре «Луна-парк». Декорации Малевича – трехмерное воплощение картин того периода и состоят из геометрических фигур. Казимир Малевич назвал эти полотна «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».
В автобиографических воспоминаниях Малевич рассказал, что идея «Черного квадрата» родилась во время работы над оперой Крученых: художник «увидел» свой квадрат на заднике декорации.
В 1915 году Малевич участвовал в первой выставке футуристов «Трамвай В» в Петрограде и написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». В манифесте Казимир Малевич обосновал новое направление авангардизма – супрематизм (от латинского супрем – доминирование), основателем которого являлся. По замыслу Малевича цвет доминирует над остальными свойствами живописи и краска на полотнах «освобождена» от подсобной роли. В супрематических работах художник уравновесил творческую силу человека и Природы.
В декабре 1915 года (по новому стилю – январе 1916) на футуристической выставке «0,10» Казимир Малевич экспонировал 39 полотен, объединенных названием «Супрематизм живописи». Среди выставленных работ нашлось место его знаменитому произведению «Черный квадрат». Картина – часть триптиха, в который вошли «Черный круг» и «Черный крест».
В Городском музее Амстердама хранится холст Малевича «Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях», нарисованный в 1915 году. Для передачи собственного «я» мастер использовал минимум красок и геометрические фигуры с углами. В автопортрете Казимир Малевич «признался» в несговорчивом, «колючем» характере, упрямстве. Но красный и желтый цвета «разбавляют» мрачную характеристику, а маленькое кольцо в центре «говорит» о коммуникации с внешним миром.
Супрематизм Малевича оказал влияние на русских художников Ольгу Розанову, Ивана Клюна, Надежду Удальцову, Любовь Попову, Мстислава Юркевича. Они вошли в организованное Казимиром Малевичем общество «Супремус».
Летом 1917 года Казимир Малевич возглавил Художественную секцию Московского совета солдатских депутатов и оказался в числе разработчиков проекта Народной академии искусств. В октябре Малевич стал председателем «Бубнового валета», а в ноябре московский Военно-революционный комитет назначил художника комиссаром по охране памятников старины. Он вошел в Комиссию по охране художественных ценностей, в том числе ценностей Кремля. Новая власть благоволила художникам, совершившим революцию в искусстве.
В 1918 году Казимир Малевич переехал в Петроград, где создал декорации и костюмы к постановке Всеволода Мейерхольда «Мистерия-Буфф» по пьесе Владимира Маяковского. На это время приходится период «белого супрематизма» Малевича. Ярким примером исследователи называют полотно «Белое на белом» (другое название – «Белый квадрат»).
В 1919 году Казимир Малевич вернулся в Москву, где назначен руководителем «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма».
Зимой 1919 года, в разгар гражданской войны, авангардист переехал в Витебск, где руководил мастерской Народного художественного училища «нового революционного образца». Возглавлял училище Марк Шагал. В том же году ученики Малевича вошли в созданную им группу «УНОВИС» (Утвердители нового искусства), развивавшую направление супрематизма. Председателем Творкома (Творческого комитета) «УНОВИСа» выбрали Лазаря Хидекеля, создавшего архитектурный супрематизм. В эти годы Казимир Малевич сосредоточился на разработке нового направления и написании философских трактатов.
Позже, в условиях гонений на авангардное искусство, идеи супрематизма в Советском Союзе «перетекли» в дизайн, сценографию и архитектуру.
В 1922 году теоретик и философ дописал главный труд «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой» и переехал с учениками из Витебска в Петроград.
С творчеством Малевича познакомились в Берлине: полотна авангардиста показаны на Первой русской художественной выставке.
В 1923 году Казимир Малевич – исполняющий обязанности директора Петроградского Музея художественной культуры. Вместе с учениками «УНОВИСа» он занимается исследовательской работой.
С 1924 по 1926 год – директор Ленинградского государственного института художественной культуры, где возглавил формально-теоретический отдел. Но после опубликованной в июле разгромной статьи «Монастырь на госснабжении» институт закрыли, а готовый к печати сборник трудов аннулировали. Советская власть отвернулась от представителей «реакционного» искусства.
Гонения усилились в 1927 году, когда Казимир Малевич побывал в Германии. На ежегодной художественной выставке в Берлине художнику предоставили для его работ зал, но он, получив официальное письмо с требованием вернуться, срочно отбыл в Ленинград.
Малевич в ожидании худшего написал завещание, оставив картины, среди которых «Белый квадрат», на попечение семейства фон Ризен и архитектора Гуго Херинга. Во время войны исчезло 15 работ, остальные полотна хранятся в Амстердамском городском музее. Картину «Утро после вьюги в деревне» Казимир Малевич продал в Берлине. Холст экспонируется в Музее Соломона Гугенхайма в Нью-Йорке.
Власть не простила Малевичу признания на Западе и поездки в Германию. В 1930 году Казимира Малевича арестовали, заподозрив в международном шпионаже. Реакция западных СМИ и коллег заставила власть выпустить художника на свободу через 2 месяца. Страх наказания не сломал Малевича, и он «рассказывает» посредством кисти и полотна ту правду, которую видит: крестьяне на картинах кубиста – манекены без лиц на фоне плодородных полей. Таким Казимир Малевич видит население деревень после раскулачивания и коллективизации.
Враждебность власти к художнику росла: выставку работ Малевича в Киеве раскритиковали, а осенью снова посадили в тюрьму, обвинив в антисоветской пропаганде. Но в декабре Казимир Малевич вышел на свободу.
После второй тюремной отсидки кубист создал полотна второго «крестьянского цикла», знаменующие этап «постсупрематизма», характерного плоскостью изображаемых торсов. Яркий пример – картина «На жатву (Марфа и Ванька)».
В 1931 году художник трудился над эскизами росписи «Балтийского дома» (ранее Красного театра). В следующем году Малевич назначен руководителем Экспериментальной лаборатории Русского музея и участвует в юбилейной выставке «Художники РСФСР за 15 лет». Для этой выставки, по мнению биографов, Казимир Малевич написал последний, четвертый вариант «Черного квадрата», который хранится в Эрмитаже.
В последние три года авангардист рисовал портреты в жанре реализма. Работу над картиной «Соцгород» Малевич так и не закончил.
Особенность живописи Казимира Малевича – техника наложения красок одна на другую. Для получения красного пятна художник на нижний черный слой накладывал красный. Зритель видел цвет не чисто красным, а с оттенком темноты. Эксперты, зная секрет Малевича, легко выявляли подделки его полотен.
Личная жизнь
В 1896 году Казимир Малевич с родителями переехал в Курск. Спустя три года 20-летний чертежник женился на дочери местного пекаря Казимире Зглейц. Свадьба оказалась двойной: на сестре Казимиры Марии женился брат Казимира – Мечислав.
В 1992 году у супругов родился первенец Анатолий (умер от тифа в 15 лет). А в 1995-м появилась дочь Галина.
Совместная жизнь пары дала трещину вскоре после рождения детей: жена считала увлечение мужа рисованием баловством. Малевич уехал в Москву, и отношения супругов ухудшились.
Личная жизнь не наладилась и после воссоединения семьи в Москве: Казимира забрала детей и устроилась фельдшером в психиатрической больнице в селе Мещерском в Подмосковье. Вскоре женщина влюбилась и, бросив сына и дочь на попечение коллеги, уехала с возлюбленным в неизвестном направлении.
Казимир Малевич приехал в Мещерское за детьми и познакомился с Софьей Рафалович, женщиной, на попечении которой остались дети. В 1909 году Софья и Казимир сыграли свадьбу, а в 1920-м у них родилась дочь Уна, названная в честь «УНОВИСа».
Жена поддержала увлечение мужа творчеством, взяла на себя бытовые проблемы и, пока супруг совершенствовал технику рисования, зарабатывала деньги для семьи. В 1925 году семейная идиллия закончилась: Софья умерла, оставив супруга с 5-летней Уной на руках.
Казимир Малевич через 2 года женился третий раз: его супругой стала младшая на 23 года Наталья Манченко.
Смерть
В 1933 году Малевичу поставили страшный диагноз: рак предстательной железы. Болезнь прогрессировала: в 1935-м мастер не поднимался с постели. Бедность – Казимир Малевич не получал пенсии от Союза художников – и неизлечимая болезнь быстро свели мэтра в могилу: его не стало 15 мая.
Зная о грядущей смерти, он спроектировал последнее пристанище – супрематический крестообразный гроб, в котором его тело лежало с раскинутыми руками: «распластавшись на земле и открываясь небу».
Ученики Казимира Малевича, как он и завещал, сделали гроб по его эскизам. Одели умершего гения в белую рубаху, черные брюки и красные туфли. Попрощались с мастером в Ленинграде и Москве. Тело кремировали в московском Донском крематории и 21 мая похоронили прах под любимым дубом художника неподалеку деревни Немчиновка (Одинцовский район Московской области).
После войны энтузиасты установили местонахождение могилы, но на этом месте раскинулось пахотное поле. Поэтому увековечили место захоронения на лесной опушке в двух километрах: на лицевой стороне белого бетонного куба размещен красный квадрат. Сегодня рядом с условной могилой стоит дом №11, улица в Немчиновке носит имя художника.
Колхозное поле, на котором покоится прах Казимира Малевича, застроили элитным жилым комплексом «Ромашково-2». В августе 2013 родственники мастера запечатали землю с места захоронения в капсулы, одну захоронили в Ромашкове, другие передали в места, где жил Казимир Малевич.
Интересные факты
- Гений кубизма и супрематизма дважды провалил экзамены в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
- В феврале 1914 года абстракционист участвовал в эпатажной «футуристической демонстрации», во время которой гулял с коллегами по Кузнецкому мосту, засунув деревянные хохломские ложки в петлицы.
- Полотно «Скачет красная конница» – единственная абстракция Малевича, признанная официальной историей советского искусства из-за связи с Октябрьской революцией. Работа разделена на три части: землю, небо и людей. В соотношении ширины земли и неба художник применил «золотое сечение» (пропорция 0,618). Картина хранится в санкт-петербургском Русском музее.
- Символом созданного Казимиром Малевичем авангардного объединения «УНОВИС» стал черный квадрат, нашитый на рукав.
- Как завещал Казимир Малевич, на его похоронах главенствовала супрематическая символика. Изображение квадрата было на гробу, в зале гражданской панихиды и на вагоне поезда, везшего прах в Москву.
- Существует версия о создании Казимиром Малевичем граненого стакана. Идея пришла в голову художнику в 1930-м, во время второй отсидки в тюрьме. Малевич поделился замыслом с автором монумента «Рабочий и колхозница» Верой Мухиной, которая подключила знакомых и запустила выпуск граненых стаканов в массовое производство.
- Родные сестры второй жены Софьи Рафалович вышли замуж за художников Евгения Кацмана и Дмитрия Топоркова, стоявших у истоков социалистического реализма. Творчество Малевича соцреалисты считали недостойным.
- После смерти Владимира Ленина Казимир Малевич предложил проект монумента вождя. По замыслу абстракциониста гору сельскохозяйственных инструментов венчал куб как символом вечности. Проект отвергли.
- В 2008 году на аукционе Sotheby's картину Казимира Малевича «Супрематическая композиция» купил неизвестный человек за $60 миллионов. Полотно стало самой дорогой картиной, написанной художником из России.
Знаменитые картины Малевича
- «Черный квадрат»
- «Белое на белом»
- «Черный круг»
- «Красный квадрат»
- «Скачет красная конница»
- «Супрематическая композиция»
Трагедия жизни и творчества автора легендарного «Черного квадрата»: Женщины в судьбе Казимира Малевича
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Подписка Отписаться можно в любой момент. Казимир Малевич - выдающийся художник- авангардист.
Казимир Северинович Малевич был художником-авангардистом, педагогом, теоретиком искусства, философом, основоположником супрематизма, прошедшим сложнейший творческий и жизненный путь. Он практически всю свою жизнь прожил в нищете "голодным и гонимым", и своим трудом не заработал даже того, что сейчас дают за один его рисунок. Но судьба посылала ему женщин, которые были как дар божий. Они верили в него, поддерживали и делили с ним все тяготы жизни. Однако погнавшись за искусством, слишком поздно вспомнил Малевич о семейном счастье: он всегда ставил творчество выше интересов своей семьи.
Происхождение Казимира Малевича
Художник- авангардист Казимир Малевич.Рожден был в Киеве в феврале 1879 года в семье поляков-католиков Северина Малевича и Людвиги Галиновской. Казимир был первенцем из четырнадцати детей в семье, из которых выжило девять. Казимир с детства был бойким парнем, любил пошататься по лесам, болотам, пострелять по птицам с лука. Все попытки отца привлечь сына к механике и точным наукам не увенчались успехом. Сиверин не был самодуром, но судьбу он все же сыну предопределил самостоятельно: аграрное училище, затем профессия сахаровара.
Род поляков Малевичей был достаточно древним но небогатым. А отец, Северин Малевич был управляющим сахароваренных заводов промышленника Н.Терещенко. По долгу службы он со своей большой семьей был вынужден жить во многих городах Украины, пока не переехал в Курск. И в связи с этим Казимир Малевич во многих анкетах в графе национальность указывал - "украинец".
Задатки художника
Пять лет аграрного училища — это было единственным образованием Казимира Малевича. А тяга к рисованию у него была так велика, что он сам изготавливал краски из разных цветов глины и пытался ими рисовать. Но такое развитие событий никак не входило в планы отца, ему нужен был помощник, чтобы прокормить большую семью.
Конотопская Джоконда.(Одна из самых ранних работ). Автор: Казимир Малевич.А когда сын, рисуя своими самодельными красками пейзажи с аистами и коровами, начал в аграрном училище получать "палочки" по арифметике, Северин разозлился не на шутку. Зная, что сын написал прошение на поступление в Московское училище живописи, спрятал это письмо и объявил Казимиру, что там нет мест. И частенько любил поговаривать: «Художники все сидят в тюрьме».
Набор красок в 54 цвета
Мать Казимира Малевича - Людвига Александровна.Но мать будущего художника была иного мнения, она видела в сыне талант.
Сколько Людвига Александровна помнила Казика: ". он всегда что-то рисовал. Постоянно толок в ступке то синьку, то дубовую кору. Разводил краски, вязал кисточки из куриных перышек, из ниток. Когда не было бумаги, мог начать малевать свои картинки прямо на беленой стене. Ну откуда в нем это?"
А когда мать к 16-летию сына купила набор красок в 54 цвета, счастью юного Казимира не было предела. Он напишет первую свою работу маслом "Лунная ночь", которая вскоре будет продана за 5 рублей. А немногим позже, в 1895-96 году Казик уже посещал уроки в рисовальной школе Н.И.Мурашко в Киеве.
Весенний пейзаж. Автор: Казимир Малевич.Нужно отметить роль Людвиги Александровны в судьбе еще одного таланта. У Казимира был друг, живущий по соседству в Конотопе - Николай Рославец, мальчик из семьи пьющих родителей, мечтавший стать музыкантом. Она купила ему скрипку и попала в самую точку: Николай вырос и стал дирижером, композитором, педагогом. С Николаем Рославцем Малевич поддерживал дружеские отношения всю жизнь.
Первая женитьба, вопреки воле родителей
В 1901 году Казимир впервые совершает поступок против воли родителей. Это была женитьба на 16-летней Казимире, Казимире Ивановне Зглейц - дочери курского врача. Будучи бойкой и заводной, девушка быстро расположила к себе родителей мужа. И вскоре после свадьбы у Казимира родится сын Анатолий, и почти сразу же умрет его отец от инфаркта.
Все тяготы, настигшие большую семью Малевичей, свалятся на плечи Людвиге Александровне. Надежды на старшего сына Казимира, были малы. Так как Малевич, освободившийся от давления отца, почувствовал себя свободным: "Отец умер, он свободен. Он — художник, а не чиновник." Казимир оставляет свою работу чертежника в Управлении железной дороги, бросает в Курске жену с ребёнком, мать и сестёр.
Художник- авангардист Казимир Малевич.И на собранные с трудом деньги едет в Москву учиться живописи. В августе 1905 года подает прошение о приёме в училище живописи, ваяния и зодчества, но получает отказ. Об возвращении в Курск, Малевич и думать не хотел. Он селится в художественной коммуне в Лефортово за семь рублей в месяц, где живут молодые художники, и упорно занимается живописью, посещая частную студию Ф.И.Рерберга.
Февралисты («лошкари») Казимир Малевич, Иван Клюн, Алексей Моргунов. (1914)Летом 1906 года Казимир вновь попытался подать документы в Московское художественное училище, однако ему отказали и во второй раз. Но как бы там ни было, уже в 1907 году состоялась первая экспозиция импрессионистских полотен Казимира. В то время, познакомившись с художниками нового направления в искусстве, Казимир меняет свое направление в сторону авангарда.
Пейзаж. Автор: Казимир Малевич. В парке. Автор: Казимир Малевич.Вскоре деньги закончились, и художнику пришлось вернуться домой к семье, которая начала уже рушиться: долгие отлучки, преданность Казимира своей профессии, нелегкое житье жены с двумя детьми (Казимира еще родила дочь Галю) - сделали свое дело.
Людвига Александровна как ни пыталась сохранить их брак, но все было тщетно. В 1909 году Казимир и Казимира расстались, но не развелись, так как в те годы сложно было получить развод.
"Семейная жизнь никогда не была на первом месте у Малевича. Постоянное желание создать семью, любовь к своим и чужим детям сочетались у художника с невозможностью вести правильный образ жизни главы семьи, содержать их регулярными заработками. В этом противоречии Малевич неизменно выбирал верность искусству."
«Крестьянка с ведрами и ребенком». Автор: Казимир Малевич. Уборка ржи. (1912). Автор: Казимир Малевич.Тема любви также никогда не проявлялась в творчестве Малевича. Да и сама женская тема была в его творчестве скорее мистической. Личную жизнь он оставлял за пределами творческой и общественной.
Гражданский брак с Софьей Рафалович
Малевич с Софьей Рафалович.Познакомился Малевич с Софьей Рафалович в Москве на выставке внеклассных работ школы Рерберга в октябре 1910 года, которую посетил сам Рафалович с женой и дочерью.
А к 1911 году Софья и Казимир уже жили вместе, гражданским браком, в котором были счастливы. Из воспоминаний знакомой их семьи: «. если Казимира Ивановна всё время вымогала внимание к себе, то Софья Михайловна, наоборот, всё своё внимание и заботу отдавала мужу, она мирилась с его недостатками и всегда хотела их не показывать самому Казимиру".
Софья Рафалович- жена художника. Автор: Казимир МалевичПозже мемуаристы, сравнивая трех жен Казимира Малевича, всегда отдавали предпочтение Софье: мол, она, единственная из всех, была Малевичу ровней.
Было очевидно: Софья для Казимира была поддержкой во всем. В те годы становления его как художника, когда не было ни денег, ни известности, ни круга единомышленников: преданная, понимающая жена — это клад.
Первые годы семья бедствовала, жила за счёт мизерных Сониных заработков. Она работала не покладая рук — то секретаршей, то корректором, то машинисткой.
Хотя Малевичу это не совсем нравилось, но что было поделать, если его странная непонятная живопись не приносила никакой прибыли.
Первый скандальный успех
Автопортрет. Автор: Казимир Малевич.В 1915 году случилось то, о чем художник мечтал долгие годы: к нему наконец-то пришла слава. Скандальная, но зато очень громкая. В Петербурге в художественном бюро открылась выставка «0,10». Тридцать девять картин Казимира Севериновича заняли главный зал помещения. Среди полотен был и "Черный квадрат", который был вывешен в углу наискосок - как икона.
Публика негодовала и обрушивала гнев на устроителей выставки: что это за мазня вместо картин, которую и пятилетний ребенок может нарисовать?! Это был отчаянно смелый шаг, на который еще не решался никто из авангардистов. Критики были шокированы, сам Александр Бенуа обрушился на Малевича. "Плевать, что ругал нещадно, зато заметил!" ,- радовался Казимир.
Автопортрет в двух измерениях. Автор: Казимир Малевич. Автор: Казимир Малевич.Тем не менее изображенные на полотнах авангардиста мотивы перекочевали в декоративно-прикладное искусство. Очень быстро было налажено производство шкатулок, ковриков-гобеленов, шарфов, сумок с изображением квадратов, кругов, крестов в стиле Малевича. У художника начали появляться заказы.
Витебский период
Софья долгое время упрашивала мужа завести детей. И уже будучи беременной, они с мужем переезжают в Витебск. Малевич стал преподавателем в Народном художественном училище, в котором руководителем был Марк Шагал.
В 1920 году, жена родила долгожданную дочь - Уну, названную в честь художественного общества - УНОВИС, созданного Малевичем в Витебске.
Нужно отметить, что Малевич по-отцовски опекал своих студентов, относился к ним как к родным детям: заметив студента в истрепанных брюках, всегда старался каким-нибудь мудреным способом добыть тому новые, и вручить так, чтобы он не догадался от кого такой щедрый дар. Мало того, когда в 1923 году выпускались его первые ученики, Малевич вместе с ними покидает Витебск и едет в Петроград: там вот-вот должен был открыться Государственный институт художественной культуры (ГИНХУК), директором которого назначат Казимира Малевича. Но через несколько лет институт будет закрыт, а Казимир Северинович уволен.
Казимир Малевич с дочерью УнойЗа работой и за общественной деятельностью он не заметил как в его семью тихо подкралась беда: после переезда в Петроград, где был сырой климат, у Софьи Михайловны обострился туберкулез. Казимиру Севериновичу пришлось отправить жену с ребенком в Немчиновку под Москвой, но в 1925 году Софья скончалась. А 5-летняя Уна останется на попечении у бабушки.
Портрет дочери Уны. Автор: Казимир Малевич.Неизвестно с каких соображений Казимир никогда не рассказывал Уне о том, что у неё есть старшая сестра.(Сын Анатолий умер еще подростком от брюшного тифа). Впервые они увиделись, когда Галина приехала к ним перед самой кончиной отца.
Наталья Манченко последняя жена Малевича
Портрет Натальи, жены художника. Автор: Казимир Малевич.А летом 1925-го новая нежданная встреча надолго отвлекла его от мрачных мыслей и страданий. Малевич встретил Наталью Манченко, которая была младше за него на 23 года. И по прошествии двух лет они с Натальей официально расписались.
Казимир Малевич и Наталья МанченкоСовсем молодая женщина, за восемь лет совместной жизни познала не только любовь, но и бедность, и арест, и его страшную болезнь. Но это будет потом, а пока ее муж достаточно знаменит, в странах Европы организовываются его выставки, которые имеют большой успех. Авангард завоевывает мир, и он, Малевич, в передовых рядах армии художников- авангардистов.
Автопортрет. Автор: Казимир Малевич. «Англичанин в Москве». Автор: Казимир Малевич. «Дама на остановке трамвая». Автор: Казимир Малевич.И вот неожиданное требование от советских властей: незамедлительно вернуться в Союз. При возвращении Малевича обвиняют в измене "шьют"пятьдесят восьмую статью - «шпионскую». Изнурительные многочасовые допросы продолжались два с половиной месяца. Затем его отпустили и даже разрешили организовать выставку в Третьяковке. А после выставки был повторный арест, но уже за антисоветскую пропаганду. Друзьям с трудом удалось добиться освобождения для Казимира Севериновича.
И уже выбитая из колеи жизнь пошла наперекосяк. Нищета, постоянный страх и надвигающаяся болезнь, все больше и больше давали о себе знать. Малевич даже не получал пенсию от Союза художников. Он полностью отошел от супрематизма и абстракционизма и начал писать природу, которую так любил: теплые и родные лица матери, жены, дочери.
Вскоре у него диагностировали рак, и Малевич больше года прожил в мучениях. И в этот ужасный год мечты Казимира сбылись: он ни на минуту не оставался один, постоянно чувствовал тепло и поддержку близких ему людей. Приезжала дочь Галя, старый верный Клюнков, друзья, ученики. А Наталья, Уна и Людвига Александровна не отходили от его постели. В мае 1935 года Казимира Малевича не стало.
Казимир Малевич во время болезни.1935 год.По завещанию художника, его тело положили в супрематический гроб в виде креста, с раскинутыми руками, который он лично спроектировал незадолго до смерти. Гроб был перевезен в Москву на кремацию. Урну с прахом захоронили под любимым дубом художника вблизи деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображением черного квадрата.
деревянный кубический монумент с изображенным черным квадратом.В свое время Малевич бросил вызов классической живописи своим «беспредметным искусством», а сегодня многие ценители искусства уверенны, "что обладать картинами Малевича - гораздо престижнее, чем иметь двадцать "Мерседесов".
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Казимир Северинович Малевич. Биография создателя «Чёрного квадрата»
Не все люди обладают твёрдым стержнем и имеют тягу к постоянному развитию. Такими качествами мог похвастаться К. С. Малевич. Этот человек шёл наперекор общественному мнению, всегда сохраняя свою уникальность.
Художник постоянно вносил в своё творчество что-то новое и непривычное, и, в конце концов, создал своё собственное направление – супрематизм.
Впоследствии это стало одним из самых узнаваемых направлений в искусстве. В этой статье описан жизненный путь этой интересной личности.
Детство
Родился Казимир 23 февраля 1879 года. Он появился на свет в Киеве, в семье управляющего свеклосахарными заводами. Мальчик был самым старшим среди 11 детей.
Всё детство он провёл, переезжая из одной украинской деревушки в другую, а после остался жить в г. Конотопе.
В 1895 году будущий художник изъявил желание обучаться в рисовальной школе, и, не смотря на то, что его отец был категорически против этого, проучился там 1 год у Н. К. Пимоненко.
В 16 лет Малевич написал свою первую картину и отдал её другу. Тот продал полотно за 5 рублей. Местонахождение картины до сих пор остаётся неизвестным.
Юность
Когда Казимиру исполнилось 22 года, он вступил в брак с Казимирой Зглейц, и вскоре у них родился сын Анатолий.
В 1904 Казимир вопреки наставлению супруги переехал в Москву и пытался поступить в Московское училище живописи, но потерпел неудачу. В 1905 Казимира родила дочь Галину. Возвращаться из столицы к жене и детям Малевичу не захотелось, и он поселился в коммуне единомышленников. Когда деньги закончились, художник был вынужден приехать обратно.
В 1907 году мать Малевича поехала в Москву, и он поселился там снова, но уже с семьёй. С женой Казимир ссорился всё больше и больше, вследствие чего жена сбежала, бросив детей на попечение работнице больницы, в которой тогда работала.
Художник забрал сына и дочь, а после женился на Софье Михайловне Рафавилович.
Зрелость, успех
Всё это время Малевич продолжал усердно заниматься своим любимым делом, участвовал во множестве различных выставок, представлял свои прогрессивные работы и уже к 30 годам имел головокружительную популярность.
-
В 1916 он был отправлен на военную службу, а в 1919 руководил мастерской М. Шагала в Витебске.
Смерть
В 1933 году художника настиг тяжёлый недуг – рак предстательной железы. Он так и не успел завершить начатую картину «Соцгород». В последние годы жизни К. С. Малевич пристрастился к реализму, что было ему не свойственно.
В 1935 году, 15 мая, художник скончался. Тело много раз подвергалось перезахоронениям: на данный момент прах хранится в нескольких местах (в Ромашкове и в местах, связанных с Малевичем).
Коротко о жизни Малевича
Кем был отец Малевича?
Отец Малевича управлял несколькими заводами по производству сахара. В семье было 11 детей. Малевич был старший из них.
Сколько детей было у Малевича?
У малевича было 3 детей: сын Анатолий, дочь Галина (брак с Казимирой Зглейц) и дочка Уна (брак с Софьей Рафавилович). Малевич женился и в третий раз на Наталье Манченко, но детей у них не было.
Из-за чего умер Малевич?
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/5079-kazimir-malevich.html
- https://kulturologia.ru/blogs/070917/35842/
- https://muzei-mira.com/biografia_hudojnikov/3524-kazimir-severinovich-malevich-biografija-sozdatelja-chernogo-kvadrata.html