Феликс Мендельсон
Мендельсон Феликс биография, новости, фото
Феликс Мендельсон
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон-Бартольди – выдающийся немецкий композитор, который также прославился как виртуозный пианист, талантливый педагог и дирижёр. Он считается крупнейшим представителем романтического направления в классической музыке. Кроме того, Мендельсон основал Лейпцигскую консерваторию и стал первым ее руководителем. Композитор прожил не долгую жизнь, но оставил после себя богатое творческое наследие, среди которых популярный Скрипичный концерт ми минор и Увертюра к спектаклю «Сон в летнюю ночь», кроме того, его знаменитый «Свадебный марш» на все времена стал хитом номер один. Однако у Мендельсона есть ещё одна заслуга, за которую ему безмерно благодарно всё человечество. Он заново открыл миру забытое к тому времени творчество великого Иоганна Себастьяна Баха.
Краткую биографию Феликса Мендельсона и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Мендельсона
Феликс Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в Гамбурге в состоятельной и влиятельной семье еврейского банкира. Его отцом был Авраам Мендельсон, а дедом Моисей Мендельсон, основоположник движения еврейского Просвещения, философ и проповедник идеи веротерпимости. Спустя пару лет после рождения мальчика его семья обратилась в лютеранство, после этого события к главному семейному имени добавилось второе – Бартольди. С малых лет Феликс воспитывался в благоприятной обстановке, способствующей просвещению, созданной для детей их любящими родителями. Он получил отличное разностороннее образование, имел возможность общаться со знаменитыми представителями интеллигенции, в доме частенько гостили выдающийся философ современности Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.
Мама маленького Феликса первой заметила склонность к музыке у будущего композитора и его родной сестры Фанни. Именно она стала их первым преподавателям, привила детям чувство прекрасного и заложила основы нотной грамоты. Когда Леа поняла, что дала все, что могла, отдала детей на обучение к выдающемуся берлинскому преподавателю музыки Людвигу Бергеру. Теорией с ними занимался сам Цельтер. Также мальчик пожелал осваивать скрипку, в чем ему тоже помогали первоклассные преподаватели, а затем перешел на альт, который в будущем станет его любимым музыкальным инструментом.
Согласно биографии Мендельсона уже в возрасте 9 лет Феликс впервые выступил на публике как пианист, а всего через год покорил зрителей своими вокальными способностями. В это же время появляются его ранние сочинения: сонаты для скрипки и фортепиано, органные композиции. Генрих Гейне уже тогда называл юное дарование «музыкальным чудом». В это же время композитор вовсю занимается концертными выступлениями, предстает перед публикой как дирижер и исполнитель не только чужих, но и собственных творений, а в 1824 году на сцене была сыграна его первая самостоятельная опера «Два племянника».
Творчество Мендельсона
На творчество и взгляды Мендельсона, помимо образования и общения с умнейшими людьми той эпохи, всегда оказывали влияния путешествия. Родители всегда старались показывать мальчику свет, и когда тому исполнилось 16 лет, отец Авраам взял его с собой в деловую поездку в Париж.
В то время город считался культурным центром Европы, в нем жили и творили известнейшие композиторы – Россини, Мейербер. Руководитель консерватории в Париже дал наивысшую оценку его успехов, однако на самого Мендельсона французские музыкальные традиции не оказали особого впечатления. Об этом говорит его личная переписка с друзьями и записи его сестренки Фанни. Тем не менее полезные связи в высшем обществе творческой интеллигенции Феликсу удалось завести.
Мендельсоны возвратились домой в Берлин в конце того же года. Юноша повторно отправляется к Гёте и у него в гостях впервые исполняет посвященный ему концерт для фортепиано. В августе 1825 года он заканчивает работу над своей первой серьезной работой - оперой в двух частях «Свадьба Камачо» по мотивам «Дон Кихота».
Биография Мендельсона гласит, что летом 1826 года за считанные недели композитор пишет одно из самых узнаваемых своих творений – Увертюру к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь». 12 минут композиции открывают слушателю чудесный мир, полный слегка наивных юношеских грез. В 1827 году впервые планировалась сценическая интерпретация «Свадьбы Камачо». Премьеру спектакля публика приняла тепло, опера заслужила хорошие отзывы критиков, но из-за постоянных закулисных интриг и хитросплетений вторая постановка оказалась сорванной. Мендельсон остался так разочарован в своем творении, что навсегда зарекся писать оперы, а сосредоточил свое внимание на инструментальных произведениях. В этом же году молодого музыканта принимают в Берлинский университет имени Гумбольдта, где он слушает лекции одного из самых первых своих преподавателей Фридриха Гегеля.
С ранних лет Мендельсон заинтересовался творчеством незаслуженно забытого в то время И.С. Баха . Еще в детстве бабушка мальчика преподнесла ему манускрипт « Страстей по Матфею », а нотные тетради с сочинениями Баха, в роли учебного пособия на занятиях, давал ему Цельтер. Позднее, в 1829 году под руководством Мендельсона публика вновь услышала «Страсти по Матфею» и это событие вошло в историю музыки.
Концертная деятельность
На волне успеха от показа «Страстей по Матфею» Мендельсон впервые едет в концертный тур в Лондон. Здесь он многократно выступает со своими оркестровыми произведениями, ставшей знаменитой и узнаваемой увертюрой ко «Сну в летнюю ночь», а также исполняет любимые произведения Бетховена и Вебера . Концерты музыканта пользуются такой популярностью, что вслед за Лондоном он едет покорять Шотландию, позже, находясь под неизгладимыми эмоциями от поездки, он напишет «Шотландскую» симфонию. Домой в Берлин Мендельсон приезжает звездой европейского масштаба.
Визит в Англию стал лишь началом гастрольной деятельности композитора, которую спонсировал его отец, после нее он отправляется покорять Италию, а по дороге наведался в гости к Гете. В 1830 году Мендельсону поступило предложение занять вакантную должность при Берлинском университете, где ранее обучался, но он отвергает его в пользу тура.
Все лето 1830 года пролетает в разъездах: Мюнхен, Париж, Зальцбург. В Риме композитор остается до конца зимы, где работает над вступлением к «Гебриде» и пишет ноты к «Первой Вальпургиевой ночи». Путь домой весной 1831 года пролегает снова через Мюнхен, где Мендельсон дает целый ряд фортепианных концертов. Он весь погружен в страстное чувство к красавице Дельфине фон Шаурот, он посвящает ей свой новый клавирный концерт, наспех записывает его на клочке бумаги и исполняет перед королем Баварии.
Невероятный успех Мендельсона
В возрасте 26 лет Феликс Мендельсон становится самым молодым руководителем Гевандхауса. Он сразу же находит общий язык с оркестром, ему удается обуздать и настроить под себя музыкантов, которые даже того не замечают. Концерты в Гевандхаусе под предводительством Мендельсона быстро приобретают общеевропейскую значимость, а сам композитор становится видной персоной. В Лейпциге Мендельсон успевает работать только во время отпуска, именно тогда он заканчивает задуманный еще в дюссельдорфском периоде триптих на религиозную тему «Элиа – Павел - Христос».
Вскоре после кончины отца, матушка Феликса берет с него обещание найти себе подходящую жену, и уже осенью 1836 года он сочетается браком с девушкой из зажиточной семьи – Сесилией Жан-Рено. В семейной жизни Мендельсон обрел долгожданную гармонию. Жена его не отличалась особым умом, но была заботливой и хозяйственной, к тому же он не раз заявлял, что высокообразованные дамы из высшего общества ему глубоко отвратительны. В браке родилось пятеро детей, а окрыленный Мендельсон черпал в семейном счастье новые творческие замыслы. В 1840 году ходатайствует об учреждении в Лейпциге первой в Германии консерватории, которая затем была основана спустя три года.
В 1841 году король Пруссии Фридрих Вильгельм IV вызывает Мендельсона в Берлин, которому по его задумке была уготована честь стать главным музыкальным центром всей Германии. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Мендельсон решительно берется за дело, но его деятельность натыкается на такой яростный отпор со стороны берлинской творческой интеллигенции, что он оставляет попытки и покидает Берлин.
Последний период жизни и творчества Феликса Мендельсона
В 1845 году король саксонский убеждает Мендельсона возвратиться в Лейпциг. Он снова берет на себя руководство оркестром Гевандхауса и сохраняет этот пост в течение оставшегося ему времени. В 1846 году он оканчивает свой труд над ораторией «Элиа» и представляет ее слушателям в Бирмингем. После, в письмах к брату он напишет, что никогда еще созданные им произведения не имели такого успеха, как премьера «Элиа». Несколько часов кряду, пока длился концерт, публика сидела не шелохнувшись, находясь в постоянном напряжении.
После окончания гастролей он приступает к третьей части – «Христос», но здоровье подводит композитора, и он вынужден прервать работу. Музыканта часть мучают приступы плохого настроения и все усиливающаяся головная боль, поэтому семейный врач запрещает ему гастрольную деятельность. В октябре 1847 году он перенес инсульт, а сразу за ним 3 ноября второй. 4 ноября 1847 года ранним утром на 39 году жизни композитора Феликса Мендельсона не стало. До последнего вздоха рядом с ним была его любимая жена Сесилия.
Интересные факты о Феликсе Мендельсоне
- В 1821 году преподаватель теории Цельтер представил Мендельсона знаменитому Гёте, который очень положительно отнесся к трудам начинающего музыканта и в дальнейшем стал его старшим товарищем и наставником.
- Кроме склонности к музыке, Мендельсон любил рисовать. Он прекрасно владел карандашом и акварелью, свои письма к друзьям и родным он нередко снабжал рисунками и юмористическими заметками, что свидетельствовало об остроте его ума и веселом нраве.
- 11 мая 1829 года в Певческой Академии Берлина прошло первое со времен кончины Баха представление «Страстей по Матфею», под управлением Мендельсона. Впечатление, которое вызвало произведение, было таким мощным, что Академия приняла решение о ежегодном включении его в репертуар. Именно после этого выступления возрождается баховское движение XIX века, а Мендельсон получает мировое признание.
- Во времена, когда Мендельсон принял на себя руководство лейпцигским Гевандхаузом, ему поступало множество предложений о включении в концертную программу произведений талантливых молодых и уже опытных композиторов. Одним из тех, кто предлагал свои труды, был и Рихард Вагнер со своей ранней Симфонией. К его негодованию работу Мендельсон куда-то подевал. Этим можно объяснить сильную нелюбовь Вагнера к композитору и его резкую критику после смерти последнего.
- По мнению отца Авраама, именно старшая дочь Фанни подавала наибольшие надежды в музыкальном плане. Однако, в то время немыслимым считалось, чтобы женщина делала музыкальную карьеру. Фанни осталась талантливым, но непрофессиональным композитором.
- Во время гастролей в Париже, Мендельсон представил публике «Реформационную симфонию», которая провалилась еще на стадии репетиции с оркестром. Это событие стало первым серьезным творческим разочарованием, после которого Мендельсон был глубоко уязвлен.
- После успешного выступления в Лондоне, Мендельсон получил весьма выгодное предложение занять место главного дирижера Рейнского фестиваля в Дюссельдорфе. А в 1835 году, после выступления на кельнском музыкальном фестивале, он получает предложение занять пост руководителя оркестра симфонических концертов Гевандхауса в Лейпциге и сразу же его принимает.
- Из биографии Мендельсона мы узнаём, что 1836 году композитор получает звание доктора философских наук.
- Образ Мендельсона часто идеализируют, описывая его примерным семьянином и спокойным человеком. Письма его племянника рушат этот образ, тот сообщает, что композитор был подвержен резким перепадам настроения, порой впадал в угрюмое состояние или начинал бессвязно бормотать. Возможно, такое поведение постепенно привело к ухудшению здоровья и повлекло за собой смерть в раннем возрасте.
- Все дети Мендельсона, кроме второго по старшинству, который умер от долгой болезни, прожили длинные жизни и стали уважаемыми представителями науки, культуры и искусства. Жена Сесилия пережила любимого мужа всего на шесть неполных лет.
- Спустя много лет после смерти композитора, выяснилось, что он мог быть не таким верным супругом для своей жены, как принято было считать. В документах, которые якобы существуют, но никогда не были представлены общественности, утверждается, что Мендельсон имел глубокую эмоциональную связь со шведской певицей Йенни Линд. Любопытно, что в нее был влюблен также знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен. В письмах к возлюбленной Феликс Мендельсон якобы молил ее о свиданиях и угрожал в случае отказа суицидом. После появления таких слухов возникли сомнения в том, что смерть композитора наступила по естественным причинам.
- 17 мая 1847 года Мендельсон получил самый страшный удар, пережить который был уже не в состоянии из-за подорванного психического здоровья – в возрасте всего 42 лет от удара умирает его родная душа — горячо любимая старшая сестра Фанни. После ухода из жизни обоих родителей именно она олицетворяла его связь с семьей, и после ее кончины композитор, по его собственным словам, утратил свое «я».
- При нацистском режиме во время Второй Мировой Войны имя Мендельсона, еврея по происхождению, было вычеркнуто из страниц истории немецкой музыки, а памятник, установленный перед зданием Лейпцигской консерватории, снесли и продали на металл.
- При жизни репутация композитора была очень высока. Его уважали коллеги и ученики. Однако, после смерти Мендельсона на все его творчество с резкой критикой обрушился Рихард Вагнер, который называл произведения музыканта "бессмысленным бренчанием". Он порицает его за бессмысленное копирование великих классиков, а тщетность претензий на гениальность связывает с его еврейским происхождением. Впрочем, современники не раз отмечали, что Вагнер был не вполне искренним в своих нападках, а его истинное мнение часто расходилось с его напыщенными словами.
Свадебный марш Мендельсона
Не многие композиторы могут похвастаться таким знаковым и узнаваемым произведением, как «Свадебный марш» Мендельсона. Если примерно подсчитать, сколько раз он был исполнен за все время в разных уголках планеты, то этот рекорд не сможет побить ни один другой шедевр классической музыки. Впрочем, сам автор даже не догадывался, какой успех ждет его творение, да и во время премьеры, где исполнялась эта мелодия впервые, публика особо не оценила ее. Стоит отметить, что «Свадебный марш» — это не самостоятельное произведение, а лишь часть музыки к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» и изначально он не олицетворял трогательный момент вступления в брак двух любящих сердец. Марш звучит во время женитьбы героев Шекспира – Осла и волшебной Королевы и является ничем иным, как насмешкой и сатирой над пышным церемониалом. Свое современное значение Марш приобрел уже после смерти композитора, когда в качестве свадебной музыки его избрали будущий король Пруссии Фридрих III и его невеста английская принцесса Виктория. Девушка очень увлекалась музыкой и ответственно подошла к выбору произведений для церемонии бракосочетания. Перебрав все образцы, она остановила выбор на двух композициях, одной из которых и стал «Свадебный марш» Мендельсона.
Музыка Мендельсона в фильмах
Музыку Мендельсона можно встретить во многих кинолентах и мультфильмах. Режиссеры многих стран и десятилетий довольно часто обращались к творчеству композитора.
Произведение | Фильм |
Симфония 4 Итальянская | «Гранд Тур» (2017) |
«Спасибо за обмен» (2012) | |
Свадебный марш | «Бархат» (2016) |
Мультсериал «Симпсоны» | |
«Теория большого взрыва» | |
«Красавцы» (2015) | |
«Менталист» (2013) | |
«Сбежавшая невеста» (1999) | |
Песни без слов | «Сопротивление» (2011) |
«Льюис» (2010) | |
«Однажды» (2007) | |
«Шоу Рена и Стимпи» (1995) | |
«Чокнутый» (1993) | |
Концерт для фортепиано №1 | «Помнить» (2015) |
«Испытания Кейт Маккол» (2013) | |
«С тобой или без тебя» (1999) | |
Концерт для скрипки ми минор | «Моцарт в джунглях» (2014-2015) |
Известный композитор и музыкальный критик Шуман назвал Мендельсона «Моцартом девятнадцатого столетия», а П.И. Чайковский очень высоко оценил его композиторские способности. С этим трудно не согласиться, автор знаменитых «Песен без слов», «Свадебного марша» и многих других ярких произведений известен по всему миру, и ежегодно круг почитателей его таланта только возрастает.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Феликсе Мендельсоне
Феликс Мендельсон
Феликс Мендельсон – немецкий композитор, дирижер, пианист и педагог. Внук еврейского философа Мозеса Мендельсона, основатель Лейпцигской консерватории.
Первые же аккорды «Свадебного марша» напоминают нам имя Феликса Мендельсона. Немецкий композитор не только писал музыку — был знаменитым пианистом, дирижером и талантливым педагогом. За свою сравнительно недолгую жизнь он успел обрести невероятную популярность европейских странах, а позже и во всем мире. Создание консерватории в Лейпциге – одна из выдающихся заслуг музыканта.
Детство и юность
Маленький Мендельсон родился 3 февраля 1809 года в немецком Гамбурге. Он был одним из пяти наследников, выросших в многодетной, но обеспеченной семье. В доме был полный достаток, а дети имели все возможности получить престижное образование и проявить свои таланты. В доме банкира частыми гостями были творческие люди, такие как музыкант Карл Цельтер и философ Фридрих Гегель.
В раннем возрасте у Феликса и его сестры Фанни обнаружились способности к музыке, и мать решила развивать в детях этот талант. Поначалу они изучали ноты на дому, но вскоре родители договорились о занятиях с педагогом Людвигом Бергером. Теорию музыку брату и сестре преподавал друг семьи Цельтер. Скрипку и альт Феликс освоил поразительно быстро, а уже в возрасте 9 лет состоялся его дебют в качестве пианиста. Вокальные данные мальчика также были на приличном уровне.
Первую музыку для скрипки, фортепиано и органа Феликс написал еще в юности. Первым поклонником его творчества стал немецкий поэт Генрих Гейне, который не переставал восхищаться талантом юного дарования. Молодой музыкант стал выступать с концертами, исполняя произведения собственного сочинения и композиции других авторов. В 1824 году зрителям представили постановку его оперы «Два племянника». В этот период биографии Мендельсона он встретил знаменитого пианиста Игнаца Мошелеса, с которым впоследствии тепло дружил и много сотрудничал.
Мендельсоны старались расширять кругозор своих детей, поэтому большое семейство часто путешествовало. Когда Феликсу было 16 лет, отец взял его с собой в Париж, где проходила его деловая встреча. Попутно он показал талантливого юношу педагогам Парижской консерватории, которые восторженно оценили его успехи. Сам музыкант сдержанно отнесся к французским музыкальным традициям, но порадовался новым полезным знакомствам.
Музыка
После поездки во Францию Мендельсон вернулся к написанию «Свадьбы Камачо» — оперы-аллюзии на роман «Дон Кихот». К 1825 году работа над произведением была завершена.
Композиция, сделавшая Феликса знаменитым на весь мир, была написана в 1826 году, когда музыканту исполнилось 17 лет. Увертюра к комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь» была наполнена невероятным романтизмом и нежностью. Позже он нередко дирижировал с этой увертюрой на концертах.
Через год его оперу «Свадьба Камачо» поставили на сцене театра. Отзывы критиков были положительными, но закулисные интриги не дали молодому музыканту развить успех. Разочарованный Мендельсон сосредоточился на инструментальной музыке. Параллельно с написанием композиций, Феликс получал образование в университете имени Гумбольдта города Берлин.
С юных лет музыкант был ценителем творчества Баха, чья популярность в те годы была невысокой. В 1829 году публика рукоплескала «Страстям по Матфею» Иоганна Себастьяна в исполнении Феликса. В музыкальном мире это событие произвело фурор, и Мендельсон испытал новый виток успеха. С первыми гастролями композитор выступил в Лондоне, где дал ряд концертов с произведениями Бетховена и Вебера и собственными композициями. После грандиозного успеха в Великобритании Мендельсон отправился в Шотландию, где слушатели встретили его так же тепло. Посещение этой страны вдохновило музыканта на создание «Шотландской симфонии».
На родину Феликс вернулся знаменитым. Отец, выступивший спонсором его первых гастролей, был настроен на продолжение мирового турне талантливого сына. Мендельсон-младший снова отправился в дорогу — на этот раз покорять Италию. Во время этого тура он сделал остановку в Риме для написания «Первой Вальпургиевой ночи».
В 26 лет Феликс уже руководил симфоническим оркестром Гевандхаус Лейпцига. Музыкант подобрал команду единомышленников, и в коллективе воцарилась атмосфера взаимопонимания. Сплоченный ансамбль под руководством талантливого дирижера быстро стали популярными в европейских странах. Феликс начал воплощать в жизнь свою давнюю задумку – триптих «Илия – Павел — Христос».
В 1841 году по поручению прусского монарха Фридриха Вильгельма IV Мендельсон начал реформы в берлинской Королевской академии искусств. Преобразования были встречены в штыки местной интеллигенцией, и маэстро пришлось ретироваться.
В 1846 году состоялась громкая премьера оратории «Илия», которая буквально околдовала публику. Музыкант остался доволен своей работой и тем впечатлением, которое она произвела.
Создавая музыку, композитор не раз ловил себя на мысли о необходимости открытия учебного заведения для талантливых музыкантов. Его ходатайство об учреждении консерватории в Лейпциге было удовлетворено. В 1843 году первое в Германии музыкальное учреждение такого уровня открыло свои двери, а его стены по сей день украшает портрет легендарного основателя.
Личная жизнь
Как и любой гений, Феликс Мендельсон творил, вдохновленный своей Музой. Ею стала его супруга – Сесиль Жанрено, дочь состоятельного пастора-гугенота. Свадьба молодых состоялась в 1836 году, и с тех пор в семье царили лад, уют и гармония. Сесиль подарила мужу пятерых детей.
В личной жизни Феликс был счастливым человеком – его супруга делала все, чтобы он был окружен заботой и лаской, а также имел возможность спокойно творить. Пылкая любовь к жене вдохновила композитора на создание многих произведений.
Болезнь и смерть
В середине 1840-х Мендельсон почувствовал ухудшение здоровья. Тогда он перестал планировать гастроли, занявшись триптихом «Христос». Написание произведения давалось тяжело – сказывалось плохое самочувствие. В этот период у композитора часто менялось настроение, его мучила мигрень.
Состояние ухудшилось после известия о смерти любимой сестры Фанни. Феликс тяжело переживал утрату. Осень 1847 года стала тяжелым испытанием для музыканта и его близких: его разбил инсульт, после которого он не смог оправиться. Состояние ухудшалось с каждым днем, и через месяц последовал второй удар, на сей раз смертельный. Великий композитор умер 4 ноября 1847 года в Лейпциге, прожив всего 38 лет.
Согласно последней воле усопшего, его тело было перевезено на «Первое кладбище Общины святой Троицы» Берлина, где захоронено на участке семьи Мендельсонов рядом с недавно почившей сестрой Фанни.
После смерти Феликса Мендельсона шведская оперная певица Женни Линд стала инициатором создания Фонда стипендий имени Феликса Мендельсона.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Феликс Мендельсон
Феликс Мендельсон – композитор, имя которого приходит на ум при первых же звуках «Свадебного марша». Он также был знаменитым дирижером, пианистом и педагогом. Мендельсон отличался удивительной музыкальной памятью и был востребован в странах Европы. Его заслугой стало основание Лейпцигской консерватории.
Детство и юность
Феликс родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Он стал одним из 5 детей Мендельсонов. Мальчик находился в благоприятной среде, где имелись все условия для получения качественного образования и реализации талантов. В дом Мендельсонов часто приезжали философ Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер.
Склонность ребенка к музыке стала очевидной на ранних порах, и мать занялась развитием его способностей. Схожий талант был заметен и у сестры Феликса, Фанни. Вместе дети изучали нотную грамоту, а затем поступили на обучение к педагогу Людвигу Бергеру. Теории музыки детей обучал Цельтер. Феликс выучился игре на скрипке и альте, а в 9 лет дебютировал в роли пианиста. Не остались без внимания и его вокальные способности.
Первые произведения будущего композитора были созданы в этот период. Ими оказались сонаты для скрипки и фортепиано, а также мелодии для органа. Генрих Гейне был в числе первых ценителей таланта Мендельсона и открыто восхищался его способностями. Феликс начал давать концерты как дирижер, а также исполнитель чужих и авторских композиций. В 1842 году Мендельсон презентовал собственную оперу «Два племянника».
В семье делали все возможное, чтобы у детей были перспективы, поэтому Мендельсоны часто путешествовали. В 16 лет Феликс впервые побывал в Париже в компании отца, отправившегося во Францию с деловым визитом. Успехи музыканта оценили в парижской консерватории, но сам он не удовлетворился местными музыкальными традициями. Зато обрел массу полезных знакомств. Вернувшись домой, Мендельсон продолжил работу над оперой «Свадьба Камачо», созданной как аллюзия на произведение «Дон Кихот». В 1825 году произведение было закончено.
Музыка
В 1862 году свет увидела композиция, сделавшая Феликса известным. Увертюра к шекспировской комедии «Сон в летнюю ночь» состояла из 12 минут непрерывной музыки, источавшей невероятный романтизм. Интересный факт: частью произведения был небезызвестный свадебный марш. На момент создания композиции Мендельсону было 17 лет.
Мужчина вернулся в Германию знаменитостью. Спонсором его путешествий по Европе выступил отец, и Феликс вновь отправился в путь, чтобы выступать в Италии. Один гастрольный тур стал причиной, по которой Феликс отказался от позиции в Берлинском университете. Объездив Германию, Францию, Австрию и Италию, музыкант остановился в Риме и создал «Первую Вальпургиеву ночь». За ней последовали несколько фортепианных и клавирных концертов.
К 26 годам Мендельсон был руководителем оркестра Гевандхаус. Отношения с подопечными сложились наилучшим образом. В качестве единомышленников и слаженного ансамбля музыканты и дирижер быстро обрели известность в Европе, а Феликс приступил к написанию триптиха «Элиа – Павел – Христос».
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV доверил Мендельсону реформирование Королевской академии искусств в Берлине, но местная интеллигенция не приняла нововведения мастера, и он ретировался. В 1846- м была создана оратория «Элиа». Громкая премьера заворожила публику. Мендельсон был в восторге от впечатления, которое произвело его творение.
Параллельно с написанием музыки Феликс Мендельсон задумывался о создании учебного заведения для авторов. Он ходатайствовал об учреждении Лейпцигской консерватории, ставшей первой в Германии. Ее открыли в 1843 году, а портрет основателя до сих пор украшает стены здания.
Личная жизнь
В биографии любого творческого деятеля присутствует муза. Таковой для Мендельсона стала его жена Сесиль Жанрено, с которой он сочетался узами брака в 1836 году. Девушка из богатой гугенотской семьи, дочь французского пастора, отличалась спокойным нравом.
Композитор был счастлив в личной жизни, так как супруга привнесла в его дом заботу, уют и гармонию. Она вдохновляла мужа на новые творения.
Мендельсон стал отцом пятерых детей. Семья и пылкие чувства к ней побуждали музыканта на написание новых произведений.
Смерть
Проблемы со здоровьем наметились у Феликса в 1846 году. Он завершил гастроли и занялся написанием финальной части своего триптиха, «Христос». Занятия шли сложно из-за самочувствия композитора. Он часто делал перерывы, страдая мигренью и постоянной сменой настроения. По рекомендации семейного врача гастроли были отложены, а музыкант находился в комфортных домашних условиях.
Смерть любимой сестры усугубила положение. Мужчина переживал, оплакивая свою любимицу. Осенью 1847 года композитор пережил инсульт и не смог оправиться от него. Состояние музыканта ухудшалось: он впадал в забытье и не мог развернуто отвечать на вопросы. Спустя месяц Мендельсона настиг второй удар, который и послужил причиной смерти. Феликс Мендельсон скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года, в 38 лет.
Произведения
- 1824 – «Симфония № 1 c-moll»
- 1827 – «Christe, Du Lamm Gottes»
- 1830 – «O Haupt voll Blut und Wunden»
- 1831 – «Vom Himmel hoch»
- 1831 – Увертюра «Сон в летнюю ночь»
- 1832 – Увертюра «Гебриды, или Фингалова пещера»
- 1833 – Увертюра «Сказка о прекрасной Мелузине»,
- 1835 – «Павел»
- 1840 – Симфония № 2 B-dur (симфония-кантата «Хвалебная песнь»)
- 1842 – Симфония № 3 a-moll («Шотландская»)
- 1846 – «Илия»
Феликс Мендельсон: биография, личная жизнь, творчество, интересные факты
Всему миру известен легендарный марш Мендельсона, без которого не обходится ни одна свадебная церемония. Однако не все знают, что этот немецкий композитор внес огромный вклад в развитие такого музыкального направления как романтизм, а также является основателем первой в Германии консерватории. Маэстро был настоящим виртуозом, мастерски дирижировал, помогал молодым талантам и не забывал про "старую" школу, ведь именно он заново открыл миру музыку Баха. Увлекательная биография Мендельсона далее.
Ранние годы
Якоб Людвиг Феликс Мендельсон Бартольди появился на свет 3 февраля 1809 года. Будущий великий композитор родился в Гамбурге. Мальчик стал пятым ребенком в семье, которая имела весьма благоприятную среду, чтобы получить образование и реализовать таланты. Когда Феликсу исполнилось два года, семья переехала из Гамбурга в столицу Германии.
В дом семейства часто приезжали такие известный личности, как философ Фридрих Гегель и музыкант Карл Цельтер. Склонность Феликса к музыке стала явной в первые годы, мать занялась развитием способностей сына. Подобным талантом была наделена и сестра Мендельсона, Фанни, которая последствии стала успешной пианисткой и изредка писала любительские пьесы, но отец считал, что это неприемлемый вид деятельности для дамы. Брат и сестра вместе изучали нотную грамоту и проходили обучение у композитора Людвига Бергера.
Карл Цельтер же обучал Мендельсонов теории музыки. Юный Феликс начинал творческую деятельность с обучения игре на скрипке. Именно Цельтер, как поклонник творчества Иоганна Баха, привил мальчику любовь к этому немецкому композитору, что стало важным уроков в жизни Мендельсона.
Играть на фортепиано Феликс начал в шесть лет, а год спустя уже посещал уроки обучения у Мари Биго в Париже. В девять лет юный виртуоз дал свое первое выступление на одном из камерных концертов.
Обучение
Биография Мендельсона не может быть полной без упоминания студенческих лет юноши. В 1819 году Феликс начинает обучение в Певческой академии в Берлине, где пробует себя в сочинительстве. Творчество Феликса Мендельсона не взялось из ниоткуда. Он с самых ранних лет много импровизировали и записывал свои сочинения. Первый сборник юного композитора был опубликован в 1822 году. На тот момент Феликсу едва исполнилось тринадцать лет, что дает право называть способности мальчика по-настоящему гениальными. Первую симфонию Мендельсону удалось написать в пятнадцать лет. Композиция создавалась для оркестра в до-миноре, а спустя год был исполнен октет ми-бемоль мажор. Что в очередной раз доказало невероятные способности начинающего композитора. Это музыкальное произведение Феликса Мендельсона, а также его увертюра "Сон в летнюю ночь", является, вероятно, самыми знаменитыми работами маэстро.
В 1824 году он начинает заниматься у композитора Игнаца Мошелеса, который позже признавался, что скорее сам черпал знания у юного пианиста, чем наоборот. Совместная работа позволила музыкантам дружить всю жизнь.
Как упоминалось ранее, мальчик и все дети семьи не нуждались в образовании. Поэтому Феликс был разносторонним человеком. Он любил как музыку, так и литературу, живопись, философию, языки.
Поездка в Париж
За годы жизни Феликс Мендельсон побывал во многих городах и странах. Но его карьера как дирижера и композитора начинается именно в Париже. Глава семейства, Авраам Мендельсон, везет сына во Францию в 1825 году, дабы продемонстрировать талант мальчика ректору Парижской консерватории. Выступление было высоко оценено местными мэтрами, но сам Феликс остался недоволен французским музыкальным учреждением. Что, тем не менее, не помешало ему принять от места все самое лучшее, а также завести множество важных знакомств. Вернувшись домой, юный композитор продолжил работу над произведением "Свадьба Камачо", которая стала своеобразной аллюзией на "Дон Кихот". Композиция была закончена в 1925 году.
Первые работы
Все произведения, сочиненные композитором в детстве, стали важными составляющими биографии Мендельсона. В возрасте девяти лет именно с этими произведениям он дебютировал в Берлине на большой сцене. Его сестра Фанни также была талантливым музыкантом, но поскольку это дело было не женское, она устраивала концерты лишь для друзей и семьи.
Тогда семья Мендельсонов только заселилась в просторный старинный дом на Лейпцигской улице, который имел собственный музыкальный зал. Субботние концерты стали семейной традицией, которую посещало несколько сотен зрителей.
В 1826 году Феликс Мендельсон сочинил одно из самых популярных своих произведений - увертюру к комедии Уильяма Шекспира "Сон в летнюю ночь". На протяжении карьеры он регулярно дирижировал ее на своих концертах. Увертюра состояла из двенадцати минут непрерывной музыки, а стилистически она представляла, безусловно, романтизм. Тот самый легендарный марш Мендельсона был частью произведения 1826 года. Феликс сочинил композицию в возрасте семнадцати лет.
Гете и "Свадьба Камачо"
Именно в этот период жизни молодой сочинитель стал активно общаться с известным поэтом Иоганном Вольфгангом фон Гете. Несмотря на разницу в возрасте они стали хорошими друзьями, а Мендельсон вдохновлялся творчеством Гете. Последний также был большим поклонником музыканта, сравнивая его в такому молодом возрасте с Моцартом. Феликс даже написал музыку к некоторым произведениям своего друга.
В 1827 году состоялась сценическая постановка "Свадьбы Камачо". Композиция заслужила множество положительных отзывов от критиков, однако закулисные интриги не позволили произведению стать успешным. Это огорчило композитора, который решил сосредоточиться на инструментальной музыке. Помимо творческой деятельности Мендельсон проходил обучения в Берлинском университете имени Гумбольдта.
Как упоминалось ранее, Феликс с детства увлекался творчеством Баха, который в то время был не сильно популярен.
"Страсти по Матфею"
Когда Мендельсону только исполнилось двадцать лет, он дебютировал как дирижер в Певческой академии в Берлине со спектаклем "Страсти по Матфею". Событие стало первым исполнением произведения после смерти автора, Баха. Мендельсон сократил оригинал и инструментовал заново. Такая аранжировка вызвала бурные положительные эмоции не только присутствующих критиков, но и будущих музыковедов со всего мира.
Мендельсон на этом выступлении первый и последний раз в жизни публично сослался на еврейское происхождение. Тогда он лишь иронично заметил, что такому еврею как он трудно разбираться в христианской тематике. Подобное личностные отношения Феликса с верой сохранялись на протяжении всей жизни, а произведения его буквально "кровоточили" подобными сложными размышлениями маэстро. Тогда было современно, что композиторы писали оратории, в которым раскрывались темы и настроения христианства.
Первые крупные концерты
На волне успеха от "Страстей по Матфею" композитор Мендельсон впервые едет в тур со своими концертами. Первой остановкой стал Лондон. Здесь он многократно играет свои произведения перед восторженной публикой. Наибольшей популярностью пользуется уже знаменитая увертюра "Сон в летнюю ночь", помимо которой играются некоторые работы Бетховена и Вебера. Концерты Мендельсона пользуются такой популярностью, что после Лондона он отправляется покорять Шотландию. После этой поездки, находясь под впечатлением и неизгладимыми эмоциями, маэстро напишет "Шотландскую" симфонию.
Английские концерты стали лишь отрывной точкой в продолжительной гастрольной деятельности маэстро. Спонсирование отца позволило отправиться с концертами в Италию, где его ждал старый добрый друг Гете.
В том же году Феликс получил предложение занять солидную должность в Берлинском университете, где ранее учился композитор. Но он продолжает тур, отвергая работу.
Феликс Мендельсон как основоположник жанра концертной программной увертюры провел все лето 1830 года в разъездах. Выступления проводятся в Мюнхене, Париже, Зальцбурге, Риме. В последнем композитор останавливается на целую зиму, чтобы закончить работу над "Гебридой", а также приступить к "Первой Вальпургиевой ночи". По дороге домой Феликс вновь заезжает в Мюнхен, где Мендельсон дает множество фортепианных концертов. Он погружен в приятные и страстные чувства, записывая наспех новую композицию, он выступает с ней перед королем Баварии. Обратно в Берлин Феликс приезжает звездой европейского масштаба.
Переезд в Лейпциг
Когда Карл Фридрих Цельтер, учитель Мендельсона, скончался в 1832 году, Феликс просился занять его пост дирижера Певческой академии, однако композитору было отказано. Существует множество слухов, почему ученик не занял место учителя: и возраст был причиной, и интерес к инновациям, и, конечно, еврейское происхождение. Обиженный Мендельсон на время покидает Германию.
В 1833 году состоялась очередная поездка маэстро в Англию, где он вновь играет симфонии собственного сочинения. В том же году его приглашают работать на музыкальном фестивале в Дюссельдорфе. Мендельсон с радостью принимает приглашение, а итоге становится местным директором.
Теперь у композитора очень насыщенный график работы, его концерты пользуются огромным успехом, но с руководством отношения так и не сложились. Работа с улучшением местной самодеятельности не увенчались успехом, что дало повод композитору в 1834 году уйти в отставку. Мендельсон уехал в Лейпциг и год спустя занял должность дирижера Лейпцигского оркестра.
В 1835 году ушел из жизни Авраам Мендельсон. Одним из последних желаний отца композитора было желание, чтобы его сын закончил свою первую ораторию Святого Павла. Последняя воля была исполнена, Феликс завершил произведение в течение года.
В 26 лет Мендельсон стал самым молодым руководителем городского концертного зала Лейпцига. С оркестром ему удалось быстро найти общий язык, он успешно настроил под себя музыкантов, которые так и не заметили это. Зато заметили зрители. Концерты под предводительством маэстро скоро приобретают общеевропейскую громкость, а сам Феликс поднимается до уровня именитых композиторов. В Лейпциге у Мендельсона получается работать над сочинительством лишь во время отпуска, именно тогда он дорабатывает задуманный еще в Дюссельдорфе триптих на религиозную тему "Элиа – Павел – Христос".
Семейная жизнь
Особо важную роль в биографии Мендельсона играет именно его личная жизнь. А для творческого человека присутствие музы крайне важно. Для маэстро таковой стала его любимая жена Сесилия Жанрено, на которой он женился в 1836 году. Дочь французского пастора имела спокойный характер, что дало возможность маэстро раскрыться в полной мере. Детей у Феликса Мендельсона было пятеро. Рождение каждого ребенка, как и появление каждого произведения, было причиной того, что композитор был счастлив в личной жизни. Сесилия привнесла в его дом не только спокойствие и нежность, но и уют и гармонию. Она вдохновляла супруга на новые произведения, хоть и, по заявлениям современников, не отличалась блестящими интеллектуальными данными. Мендельсону высокообразованные барышни из светского общества были отвратительны, поэтому простая заботливая женщина стала идеалом его поисков.
В 1840 году окрыленный счастливой семейной жизнью Мендельсон ходатайствует об учреждении в Лейпциге консерватории, которая должна была стать первой в Германии. Спустя три года композитор добился своего.
В 1841 году прусский король Фридрих Вильгельм IV вызывает Феликса Мендельсона в столицу, чтобы предложить маэстро стать главным композитором всей страны, а Берлин превратить в крупный европейский культурный центр. Он поручает композитору заняться реформированием Королевской Академии искусств. Маэстро берется за дело, но его останавливает яростный отпор берлинской творческой интеллигенции. Мендельсон оставляет попытки и вновь уезжает из Берлина в расстроенных чувствах.
На этот раз вместе с женой он вновь едет в Англию, где его горячо встречает местная публика. Помимо своей композиторской деятельности он был превосходным органистом и импровизатором. Шесть сонат - сочинения Мендельсона для органа, популярные до сих пор.
Уход из жизни
Причина смерти Феликса Мендельсона весьма трагичная. С проблемами со здоровьем маэстро столкнулся еще в 1846 году. После гастролей он занимался финальной частью триптиха "Христос", но стоит отметить, что процесс шел крайне тяжело из-за самочувствия. Композитор страдал мигренью и постоянными перепадами настроения. Семейный врач рекомендовал отложить концертную деятельность и не покидать комфортные домашние условия.
Год спустя состояние маэстро усугубилось со смертью его любимой сестры. Феликс так страдал, что пережил инсульт. К сожалению, это были последние дни композитора Мендельсона. Он впадал в забытье, не мог отвечать на простые вопросы. Спустя некоторое время его настиг очередной инсульт, что стало причиной смерти. Музыкант скончался в Лейпциге 4 ноября 1847 года. Маэстро было 38 лет.
Интересные факты Феликсе Мендельсоне
Не стоит говорить, что композитор был личностью незаурядной. Однако есть особенно любопытные факты о нем:
- Феликс Мендельсон, помимо склонности к музыке, очень любил рисовать. Он превосходно владел карандашом и акварелью, а письма к друзьям и родным он обычно дополнял забавными рисунками и юмористическими заметками, что лишний раз подчеркивало его остроту ума и веселый нрав.
- При жизни репутация Мендельсона была очень высока. К нему относились с уважением коллеги и ученики. Тем не менее после смерти маэстро его творчество подверглось жесткой критике со стороны Рихарда Вагнера, который назвал произведения музыканта "пустым бренчанием".
- 11 мая 1829 года в берлинской Певческой Академии произошло первое со времен кончины Баха выступление "Страстей по Матфею". Феликс был доволен своей работой, но публика была настолько ошеломлена, что Академия приняла решение о включении произведения в ежегодный репертуар. Именно композитор и его выступление дало начало возрождению баховского движения.
- Национальность Феликса Мендельсона - немец еврейского происхождения.
- Во время нацистского режима в Германии имя композитора было запрещено и вычеркнуто из истории музыки страны, а памятник перед консерваторией Лейпцига был снесен и продан.
Хочется верить, что теперь личность великого композитора стала вам понятнее.
Источники:
- https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/feliks-mendelson
- https://biographe.ru/znamenitosti/feliks-mendelson/
- https://24smi.org/celebrity/25318-feliks-mendelson.html
- https://nacion.ru/476989a-feliks-mendelson-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo-interesnyie-faktyi