Проспер Мериме
«Франция умирает, и я хочу умереть вместе с ней» – жизнь и смерть Проспера Мериме
Знаменитый новеллист Проспер Мериме создал немало произведений, пополнивших сокровищницу мировой классики. Его произведения отличаются исторической достоверностью, хотя художественный вымысел также присутствует в них. Мериме по праву считается известнейшим писателем позапрошлого века, а по его творениям и сегодня снимаются фильмы и создаются картины.
Произведения Проспера Мериме неслучайно называют «доступной машиной времени». Они и правда позволяют совершить путешествие в прошлое, проникнуться духом другого времени, познакомиться с различными народами. Мало кто знает, что Мериме был не только талантливым писателем, но и выдающимся этнографом и историком. Именно эти знания он сумел воплотить в своих работах. Что же известно о жизни выдающегося французского мастера слова?
Первые пробы пера
Проспер Мериме появился на свет в Париже в 1803 году. Его отец был химиком, однако увлекался искусством. Мать юного Проспера была художницей. Именно от родителей будущий писатель унаследовал любовь к творчеству. Однако о писательской деятельности юный Мериме не задумывался, когда пришла пора выбирать будущую профессию. Он считал, что наиболее успешным выбором станет специальность юриста. Быть может, Проспер так бы всю жизнь и посвятил правоведению и составлению важных документов, однако уже во время обучения раскрыл в себе склонности к драматургии.
С чего же началась литературная деятельность Мериме? Как правило, рассказывая о биографии новеллиста, в числе первых его творений упоминается сборник пьес «Театр Клары Газуль». На самом же деле пробы в драматургии будущий классик сделал гораздо раньше. Он написал историческую драму «Кромвель». Стоит отметить, что среди друзей и коллег Мериме было немало творческих личностей. Чего стоил один Стендаль, с которым паренёк поддерживал тёплые дружеские отношения.
Вероятно, именно эта артистическая среда и оказала влияние на интересы Проспера. В ту пору театр начинал тяготиться жёсткими формами классицизма и искал новые варианты. Смелая пьеса Мериме оказалась очень кстати, и даже произвела фурор в творческой среде. Но многие коллеги говорили ему, что произведение это крайне необычно, а потому может быть не воспринято публикой. Стендаль же считал пьесу своего друга прорывом и новаторским подходом. Однако Мериме решил не публиковать своё творение, из-за чего возникло заблуждение, будто писать драматургические произведения он начал позже.
Не художник и не юрист
Становление юноши происходило в творческой среде, и ему ничего не оставалось, как самому взять в руки кисть и перо. Правда, в способностях сына к рисованию отец сильно сомневался – и не зря. Кисть и краски действительно не давали юноше возможности стать великим художником, и Мериме вскоре это осознал.
Нет, он продолжал рисовать – так сказать, для души. У него даже имелось несколько альбомов, в которых он носил свои акварели. Однако своим творческим призванием живопись Мериме не считал. А вот с писательской деятельностью всё было совершенно иначе.
Правда, отца вовсе не порадовал интерес сына к писательству. Леонор Мериме считал, что его сын может стать успешным адвокатом. Некоторое время юноша и правда учился на юриста, чтобы не перечить отцу, однако вскоре понял, что это дело ему не по душе. Тем не менее именно студенческие годы несостоявшегося адвоката сыграли немаловажную роль в его жизни. Он многие часы мог проводить в библиотеке Сорбонны, читая всё, что попадалось под руку.
С жадностью голодного странника Мериме старался получить новые знания в самых разных областях человеческой деятельности. Конечно, особый интерес у него вызывали литература и история. Очень многое он усвоил благодаря своей великолепной памяти. Современники говорили, что у Проспера действительно был уникальный дар мгновенно запоминать целые отрывки текста. Он мог цитировать страницы любимых произведений, не сделав ни одной ошибки, не отступив ни на слово в процессе пересказа.
Политик Мериме
Молодой и амбициозный начинающий литератор становится одним из частых посетителей кружка Делеклюза. Члены этого «общества» считали себя творческими натурами, а сама атмосфера во время встреч была пронизана духом вдохновения и искусства. Именно в ту пору Мериме познакомился со Стендалем, который стал его закадычным приятелем. В кружке царил дух преклонения перед Шекспиром. Как мне кажется, именно эта атмосфера повлияла на становление Мериме как драматурга. Он проникся идеей величия драматургического искусства и решил сделать свой вклад в столь сложное и многогранное искусство.
Молодость Мериме пришлась на неспокойные времена во Франции. Он был свидетелем Июльской революции 1830 года, когда свергли режим Реставрации. В стране происходили серьёзные перемены, и всё вокруг буквально «дышало» революционным духом, который преобразил Францию ещё до рождения Мериме. Французы вспоминали о прошлом и создавали будущее.
В те сложные, поистине судьбоносные для Франции времена начали формироваться политические взгляды писателя. Он часто общается с «доктринерами» – представителями политического течения либерального толка, представители которого свергли режим Реставрации. В дальнейшем Мериме получает должности в разных министерствах. Несомненно, его очень ценили и как талантливого политика-управленца.
Подшутить над читателем
Несмотря на успехи в общественной и политической деятельности, в литературе Мериме достаточно часто «скрывался» под затейливыми псевдонимами. И если первый его сборник вышел под именем некой Клары Газуль, то на второй книге автором был указан Иакинф Магланович. Стоит признать, что вот такой «этнический» вариант имени в точности соответствовал содержанию сборника.
Называлась книга «Гусли», и в ней Проспер Мериме собрал предания о различных ведьмах, вампирах, прочей нечисти. «Гусли» представляли собой сборник иллирийских баллад. Кстати, об этой книге писали многие европейские критики. Неудивительно, что она наделала немало шумихи в Европе – знатоки фольклора старались понять, действительно ли эти баллады принадлежат к народному творчеству или же созданы определённым автором.
В том, что за именем Маглановича скрывается совсем иной человек, ни у кого не вызывало сомнений. Сегодня же «Гусли» Мериме признаны остроумным и ловким подражанием народной поэзии. Уже тогда молодой писатель показал, насколько прекрасно владеет словом и хорошо разбирается в народном творчестве.
При дворе
Несомненно, Проспер Мериме любил родную Францию, однако особенно близкой его сердцу всегда оставалась Испания. Как мне кажется, эта страна вызывала наиболее яркие эмоции у писателя. Сам же он считал, что любое эмоциональное проявление всегда манит нас – вероятно, так он тонко «намекал» на свою любовь к Испании и культуре её народа. Здесь писатель стал общаться с графом де Теба и его женой.
В дальнейшем дочь этой пары Евгения стала французской императрицей. Она с юных лет знала новеллиста и питала к нему тёплые чувства. Как признавалась будущая императрица, Мериме был настолько близок её семье, что казался практически родственником. Даже в своём высоком статусе Евгения не пожелала расставаться с добрым другом семьи.
Проспер Мериме был приглашён ко двору. Очень скоро он стал «своим» и в придворных кругах. К сорока годам Мериме получил звание сенатора и превратился в доверенное лицо Наполеона Третьего. Несмотря на то, что политика играла второстепенную роль в жизни писателя (на первом месте всегда оставалась литература), она отнимала у него немало времени. Вероятно, именно поэтому в годы своей службы при дворе новеллист написал всего три произведения.
Мастер новелл
Но давайте же обратимся к тому, что всегда занимало самое важное место в жизни Мериме, а именно – его творчеству. Произведения знаменитого француза заложили основу для возникновения исторического жанра в литературе Франции.
Лаконичность сюжета, чётко продуманный сюжет, некоторая строгость повествования – вот отличительные черты новелл Мериме, по которым безошибочно можно узнать творения этого автора. Да-да, в историю литературы Франции Мериме вошёл прежде всего не как автор пьес или баллад на фольклорные мотивы, но как новеллист. И если в молодости писатель был занят поиском «своего» жанра, то в зрелые годы наиболее ярко раскрылся его талант создавать лаконичные и очень яркие произведения.
Особенно заметна стилистическая разница между ранним и зрелым периодами творчества Мериме. В своих первых произведениях он стремился придерживаться принципов некой мистификации, создать своеобразную «шутку», которая озадачила и заинтриговала бы читателя. В более поздних творениях Мериме отошёл от всякой стилизации – во имя «нравственного колорита». Он сознательно отказался от романтической эстетики в угоду правде жизни.
Отношение к русскому языку
Достаточно тяжёлым и длительным творческим кризисом ознаменовался период после 1848 года. Но не стоит полагать, что в это время писатель стал менее активен и уже не так много работал. Нет, и в ошибочности этого предположения нас убеждает переписка новеллиста.
В посланиях друзьям он рассказывает, что занимается переводами, работает в качестве историка и этнографа. Кстати, именно тогда Мериме открыл для себя богатство и образность русского языка. Он детально изучил его и стал делать переводы произведений русских классиков. В своей статье о Гоголе Мериме писал:
«Русский язык, насколько могу судить, самый богатый из всех европейских языков; он как будто создан для выражения тончайших оттенков».
Творческое становление
И если на начальном этапе своего творчества Мериме стремился ввести в заблуждение читателя, то в дальнейшем в качестве приоритета для своего творчества выбрал кардинально иное направление – раскрыть перед читателем истину, правду о жизни – какой бы она ни была.
В более поздний период была издана книга Проспера Мериме «Жакерия». Здесь уже не было мистификаций, однако на этот раз автор ярко и динамично описал картину средневекового крестьянского восстания, сотрясшего Францию. Он не избегал описания неприглядных подробностей и реалистичной передачи событий. Не менее правдивой и эффектной оказалась работа, посвящённая одному из прежних монархов – «Хроника царствования Карла Девятого». Кстати, это произведение стало единственным романом писателя.
«Кармен»
Однако популярность Мериме принесли именно его краткие истории – новеллы. Одной из самых ярких среди них стала «Кармен». Написанное в 1845 году, это произведение поразило представителей творческой среды. Повествование в новелле ведётся от лица человека, интересующегося обычаями и культурой Андалусии. Он, этот путешественник и учёный, рассказывает историю о страстной любви баска Хосе к цыганке Кармен. Завершилась она трагически. Неслучайно эпиграфом к новелле служат строки:
«Всякая женщина – зло; но дважды бывает хорошей: или на ложе любви, или на смертном одре».
Сегодня даже человек, никогда не читавший новелл Мериме, прекрасно знает историю страсти и убийства Кармен – благодаря театральным постановкам, опере и кинематографу. Однако эту историю написал именно Мериме. В дальнейшем, уже по мотивам его новеллы, появилась опера Жоржа Бизе. До сих пор история цыганки и испанца волнует сердца людей, и в этом – заслуга великого новеллиста. Особенно ярко в новелле звучат слова Кармен, обращённые к Хосе:
Проспер Мериме
Проспер Мериме – французский писатель-новеллист, автор десятков произведений, вошедших в список шедевров мировой классики. Сочинения гения отличаются исторической достоверностью, хотя художественным вымыслом он тоже не пренебрегал.
Проспер Мериме входит в плеяду известнейших европейских писателей 19-го века, оставивших яркий след в мировой литературе. Сюжеты произведений француза вдохновили десятки кинематографистов, по мотивам его романов написано несколько великолепных опер. Мало кто знает, что мастер новеллы профессионально изучал этнографию, археологию и историю архитектуры. Для любителей путешествий во времени книги Мериме станут отличным источником достоверных исторических данных, изложенных в максимально увлекательном стиле.
Детство и юность
Французский писатель родился 28 сентября 1803 года в семье состоятельных парижан. Родители единственного сына принадлежали к культурной прослойке общества: частыми гостями в их доме были известные столичные музыканты, художники, философы и поэты. Отец с матерью увлекались живописью, поэтому мальчик с юных лет был посвящен в дискуссии об этом виде искусства. Мальчик живо интересовался не только картинами великих художников, но и произведениями литераторов-вольнодумцев 18-го столетия.
Будучи ребенком, Проспер выучил английский язык и латынь. Вообще, семья будущего писателя отличалась ярко выраженным англофильством, которое передалось от прабабушки юноши, долгие годы проживавшей в Англии. Неудивительно, что среди гостей семейства было много персон английского происхождения.
Часть детской биографии Мериме прошла в области Далмация, куда его отец был распределен по службе. Здесь мальчик познакомился с народным фольклором, оставившим в его сердце глубокий след. В восьмилетнем возрасте юный аристократ поступил в Императорский лицей, причем сразу же в седьмой класс. После окончания этого учебного заведения молодой человек стал студентом юридического факультета знаменитой Сорбонны.
Родители видели в сыне блестящего адвоката, но самого Проспера такая перспектива не привлекала. После университета начинающий юрист был распределен на службу к графу д’Аргу, именитому министру «июльской монархии». Вскоре писатель получил должность старшего инспектора архитектурного наследия, и эта работа вдохновила его на создание первых литературных произведений.
Творчество
Первый сборник пьес Мериме опубликовал от лица вымышленного автора – писательницы Клары Гасуль. Еще одной мистификацией начинающего сочинителя стал сборник сербского фольклора «Гузла», который он якобы собрал в Далмации. Однако вскоре выяснилось, что «народные» песни для книги сочинил сам Мериме, что поразило даже таких искушенных литераторов, как Пушкин и Мицкевич.
Позже вышла историческая книга «Жакерия», сюжет которой был посвящен средневековому крестьянскому мятежу. Драма без прикрас описывает все неприглядные подробности восстания, явившегося следствием авторитарной политики государства. Так же детально Проспер разобрал борьбу за власть, развернувшуюся между феодалами и клерикалами во время правления Карла IX. Безусловно, эти два произведения стали истинными шедеврами мировой литературы, но широкую известность Мериме принесли его новеллы.
Самым популярным произведением автора стала новелла «Кармен», повествующая о вольных испанских цыганах. Сочинение неоднократно становилось основой для театральных постановок, а в 20 веке его сюжетом несколько раз вдохновлялись кинематографисты. Трогательная и печальная история любви цыганской девушки и испанца по сей день отзывается в сердцах зрителей и читателей.
Проспер Мериме много путешествовал, и в каждой стране черпал идеи для очередных книг. У писателя был уникальный талант тонко подмечать особенности каждого народа, что впоследствии пригождалось ему при создании тех или иных образов. Героями новелл «Коломба» и «Маттео Фальконе» стали темпераментные корсиканцы, а в «Венере Илльской» создатель раскрыл черты характеров родных ему французов. Последнее произведение было написано в духе мистицизма, а сам Проспер называл его своим лучшим творением.
Личная жизнь
Французский писатель вел холостяцкий образ жизни и слыл знатным покорителем женских сердец. Подробности личной жизни Мериме раскрылись только после его смерти, когда его любовницами и приятелями были опубликованы некоторые письма пикантного содержания. Его неизменным спутником в разгульных похождениях был знаменитый писатель Стендаль, также имевший репутацию отпетого гуляки.
Из сохранившихся свидетельств историки сделали вывод, что самая долгая любовная связь у Проспера была с Шарлоттой Делесер, состоявшей в браке с состоятельным банкиром. О таком пустяке, как верность, ловелас не переживал, продолжая крутить по несколько романов параллельно.
Одна из пассий писателя – Женни – стала популярной после опубликованной переписки между ней и прославленным сочинителем. Девушка написала письмо первой, представившись вымышленным именем Алджернон Сеймур, которая якобы вознамерилась создать иллюстрации к роману «Хроника царствования Карла IX». Проспер клюнул на крючок и продолжил переписку, надеясь поставить очередную галочку в дневнике своих любовных побед. Одновременно творец подключил своих друзей в Англии, чтобы те разузнали о личности незнакомки как можно больше.
Прошло несколько месяцев, прежде чем Женни и Проспер встретились вживую. Связь с девушкой писатель держал в тайне, так как не хотел портить ее репутацию. Да и наличие «официальной» любовницы сыграло немаловажную роль. Об их отношениях знали только самые близкие друзья – литератор Стендаль и адвокат Саттон Шарп. Известно, что влюбленные ограничились лишь мимолетной интрижкой, а далее их связь переросла в чистую дружбу.
В середине 1850-х Проспер почувствовал себя одиноким, стареющим человеком. Почти пятнадцать лет он прожил с овдовевшей матерью, но вскоре умерла и она. К тому времени Мериме порвал со своей многолетней зазнобой Делесер и практически отказался от разгульного образа жизни. Творчество больше не приносило удовольствия, наступала неминуемая старость.
Смерть
Серьезные проблемы со здоровьем автор новелл начал испытывать в 1860-х, когда один за другим у него происходили астматические приступы. Давало о себе знать и сердце.
В 1867 году Мериме сменил климат, перебравшись в Канны. Здесь 23 сентября 1870 года он скончался, изможденный прогрессирующей болезнью.
Знаменитого мастера похоронили на кладбище Гран-Жас в окрестностях Канн. Уже после кончины литератора был опубликован его сборник «Последние новеллы», а также письма к друзьям и возлюбленным.
Избранные произведения
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Проспер Мериме
Проспер Мериме известен миру как писатель и один из первых авторов во Франции, кто начал творить в жанре новеллы. Его книги переведены на множество языков, а по их мотивам написаны оперы и сняты кинокартины. Мериме был также историком, этнографом, археологом и переводчиком. Если читатель хочет погрузиться в прошлое, описанное подробно, до мельчайших деталей, то труды французского писателя — это способ совершить увлекательное путешествие во времени.
Детство и юность
Единственный сын богатых родителей родился в Париже 28 сентября 1803 года. Общим увлечением химика Жана Франсуа Леонора Мериме и его супруги, в девичестве Анны-Луизы Моро, была живопись. За столом в их гостиной собирались художники и литераторы, музыканты и философы. Разговоры об искусстве сформировали интересы будущего писателя: он с большим вниманием рассматривал картины и увлеченно читал сочинения вольнодумцев XVIII века.
Мериме свободно владел латынью и с раннего детства говорил по-английски. Англофильство было традицией в семье. Прабабушка Проспера, Жанна-Мари Лепренс де Бомон, 17 лет прожила в Великобритании, а бабушка Моро вышла замуж в Лондоне. В дом семьи Мериме также захаживали носители этого языка, бравшие у Жана Франсуа Леонора частные уроки живописи.
Несколько лет раннего детства Проспер провел в Далмации, где его отец состоял при маршале Мармоне. В восемь лет Мериме экстерном поступил в седьмой класс Императорского лицея, а после выпуска по настоянию главы семьи изучал право в Сорбонне.
Отец мечтал о карьере адвоката для сына, но юноша отнесся к этой перспективе без восторга. Окончив университет, Проспер Мериме был назначен секретарем графа д’Аргу, одного из министров Июльской монархии. Позже он стал главным инспектором исторических памятников Франции. Изучение памятников искусства и архитектуры стимулировало творческую энергию писателя и служило источником вдохновения.
Книги Проспера Мериме
Путь в литературе уроженец Парижа начал с мистификации. Творческую биографию Мериме открыла драма «Кромвель», которую впоследствии ждало одобрение от одного из основоположников психологического романа — Стендаля — и круга близких друзей. Правда, сам автор остался далеко не в восторге от своей пьесы и поэтому не отправил ее в печать.
Первое собрание поэтических пьес «Театр Клары Гасуль» Мериме решился опубликовать под псевдонимом. Вторая книга — сборник народных песен под названием «Гусли» — также была тепло принята критиками.
Историческая драма «Жакерия» рисовала картину средневекового крестьянского восстания во всех неприглядных подробностях. Столь же детально и реалистично описана борьба за власть феодалов и клерикалов в «Хронике царствования Карла IX» — единственном романе французского писателя.
Не менее ярко выписаны образы в его народных произведениях. Например, в «Таманго» Проспер Мериме заостряет внимание на жителях Африканского континента и «одном из самых больших несчастий и бед, которые принесла цивилизация человечеству, — работорговле».
Путешествуя по Европе, писатель тонко подмечал характерные национальные черты народов и наделял ими персонажей. Корсиканцы вдохновили его на создание таких новелл, как «Коломба» и «Маттео Фальконе».
Сюжет «Венеры Илльской» Мериме тоже задумал в путешествии. Создание мистической атмосферы далось ему нелегко, но он справился с работой блестяще. Этот рассказ автор называл своим шедевром.
Мировую славу французскому писателю принесли новеллы. Наиболее известна из них «Кармен». Красивая история трагичной любви цыганки и испанца до сих пор волнует почитателей его творчества. Литературовед Георг Брандес считал, что к этой тематике Мериме обратился после знакомства с поэмой Александра Пушкина «Цыганы», которую в 1852-м он даже перевел на родной язык.
Личная жизнь
Мериме не был женат и всю жизнь пребывал холостяком. Многие подробности личной жизни писателя стали известны уже после его смерти. Друзья и любовницы опубликовали сохранившуюся переписку, открыв секреты, которые, впрочем, писатель никогда особо не скрывал. Разгульные похождения молодого повесы в компании со Стендалем создали Мериме дурную репутацию.
Дольше всего продлилась любовная связь с Шарлоттой Мари Валентиной Жозефиной Делесер. Жена банкира Габриэля Делесера, мать двоих детей, одаривала Мериме своей благосклонностью с начала 30-х. Одновременно с этим у него развивался роман с Женни Дакен (Жанной Франсуазой), ставшей знаменитой благодаря изданию сохранившихся у нее посланий литератора.
Завязала переписку девушка. Желая познакомиться с известным писателем, она сочинила письмо от имени вымышленной леди Алджернон Сеймур, задумавшей проиллюстрировать «Хронику царствования Карла IX». Проспер вступил в диалог с незнакомкой, попутно пытаясь выяснить ее личность у своих английских друзей.
После нескольких месяцев общения, 29 декабря 1832 года, Мериме встретился с таинственной незнакомкой в Булони. Знакомство с Женни он скрывал. Только близкие друзья, Стендаль и Саттон Шарп, были в это посвящены.
С одной стороны, писатель не хотел компрометировать приличную даму из буржуазной семьи, с другой — официальная любовница у него уже имелась. Мимолетная интрижка Мериме с Дакен со временем переросла в близкую дружбу, которую прервала смерть писателя.
После гибели отца Проспер 15 лет прожил с матерью. В 1852-м скончалась и Анна Мериме. Отношения с Валентиной Делесер в том же году окончательно разорвались, и творческая энергия Мериме начала иссякать.
Смерть
В Париже сгорел его архив и библиотека, а оставшиеся вещи растащили и продали слуги. Похоронен Мериме на кладбище Гран-Жас, фото его могилы есть в свободном доступе в Сети. После кончины литератора вышел его сборник «Последние новеллы». Узнав о гибели французского писателя, Иван Тургенев написал:
«Я уже не говорю о том, что литература теряет в Мериме одного из самых тонко-умных повествователей, талант которого заслужил высокое одобрение Гёте; но мы, русские, обязаны почтить в нем человека, который питал искреннюю и сердечную привязанность к нашему народу, к нашему языку, ко всему нашему быту».
Память
Мериме оставил яркий след в мировой литературе, поэтому экранизация его произведений стала лишь вопросом времени. Среди киноадаптаций стоит упомянуть советскую ленту «Моя Кармен» 1976-го, взявшую Гран-при по разделу музыкальных программ 7-го Всесоюзного фестиваля телевизионных фильмов, а также французскую картину «Имя: Кармен» 1983-го, получившую главную премию Венецианского кинофестиваля — «Золотого льва».
28 сентября 2023 года исполнилось 220 лет со дня рождения французского писателя. По этому случаю в отдельных городах России состоялись выставки, посвященные этому событию. Например, в Богучаре прошло мероприятие под названием «Проспер Мериме — великий новеллист», где были представлены самые известные труды литератора.
Библиография
Интересные факты
- Помимо прочего, Мериме интересовался и историей России: в издании Journal des Savants он опубликовал несколько материалов об «Истории царствования Петра Великого» Николая Устрялова, очерков о казачестве и Смутном времени.
- Писатель имел привычку хранить свой заработок в старой туфле.
Источники:
- https://musaget.ru/frantsiya-umiraet-i-ya-hochu-umeret-vmeste-s-ney-zhizn-i-smert-prospera-merime/
- https://biographe.ru/znamenitosti/prosper-merime/
- https://24smi.org/celebrity/5503-prosper-merime.html