Мейербер Джакомо
Джакомо Мейербер
Джакомо Мейербер (5 сентября 1791 - 2 мая 1864) был известным оперным композитором немецкого происхождения и первым великим представителем французской Гранд-оперы.Его оперы девятнадцатого века, а также его оратории, кантаты, песни, шансоны и романсы были сосредоточены на важности ценностей и положительно влияли на межличностные отношения и самооценку.
биография
Мейербер родился в еврейской семье в Тасдорфе, недалеко от Берлина, Германия, по фамилии Якоб Либманн Пиво. Его отцом был чрезвычайно богатый финансист Якоб Джуда Герц Бир (1769–1825), а его всеми любимая мать Амалия Либманн Мейер Вульф (1767–1854) также происходила из богатой элиты. Среди других их детей были астроном Вильгельм Бир и поэт Майкл Бир.
Мейербер дебютировал в девятилетнем возрасте, сыграв концерт Моцарта в Берлине. В юности, хотя он был полон решимости стать музыкантом, ему было трудно выбирать между игрой и композицией. Несомненно, другие профессионалы десятилетия 1810-1820 годов, в том числе Мошелес, считали его одним из величайших виртуозов своего времени. В юности Пиво учился у Антонио Сальери и немецкого мастера и друга Гете Карла Фридриха Целтера. Понимая, однако, что полное понимание итальянской оперы необходимо для его музыкального развития, он на несколько лет уехал учиться в Италию, в течение которых принял имя Джакомо. «Мейер» в его фамилии был принят после смерти его прадеда. Именно в это время он познакомился и был впечатлен работами своего современника Джоаккино Россини.
Имя Мейербера впервые стало известно во всем мире благодаря его опере. Il crociato в Эгитто (премьера состоялась в Венеции в 1824 году, а постановка в Лондоне и Париже в 1825 году; кстати, последняя опера, когда-либо изображавшая кастрата), но он стал фактически суперзвездой с Роберт ле Дьябл (опера) | Роберт ле Дьябл (Роберт Дьявол с либретто Эжена Скриба и Казимира Делавиня), поставленный в Париже в 1831 году и считающийся некоторыми первой большой оперой. Слияние драматической музыки, мелодраматического сюжета и роскошной постановки оказалось верной формулой, которую Мейербер повторил в Les Huguenots (1836), Le prophète (1849), и L’Africaine (произведено посмертно, 1865 г.). Все эти оперы имели международную арену на протяжении девятнадцатого века, как и более пасторальные. Динора (1859 г.). Однако, поскольку они были дорогими в исполнении, требовали большого количества ведущих певцов и постоянно подвергались нападкам со стороны преобладающих вагнеровских школ, они постепенно приходили в негодность.
Мейербер уехал из Парижа в Берлин в 1842 году, чтобы занять должность придворного музыкального директора, но вернулся в Париж в 1849 году.
Огромное богатство Мейербера (увеличившееся благодаря успеху его опер) и его неизменная приверженность своей еврейской религии несколько отличали его от многих его музыкальных современников. Они также породили злонамеренные слухи о том, что его успех был достигнут благодаря подкупу музыкальных критиков. Рихард Вагнер (см. Ниже) обвинил его в том, что его интересуют только деньги, а не музыка. Однако Мейербер был очень серьезным музыкантом и чувствительной личностью. Он философски смирился с тем, что стал жертвой собственного успеха.
Обширные дневники и переписка Мейербера чудом пережили потрясения в Европе двадцатого века и теперь публикуются (шесть томов из семи - одни только дневники опубликованы в четырех томах в английском переводе). Они являются бесценным источником истории музыки и театра времен композитора.
Мейербер и Рихард Вагнер
Ядовитая кампания Рихарда Вагнера против Мейербера (инициированная его антисемитской или иудеофобской статьей) Das Judenthum in der Musik («Еврейство в музыке») 1850 года в значительной степени повлияло на снижение популярности Мейербера после его смерти в 1864 году. Эта кампания была в той же мере вопросом личной неприязни, как и проявлением расизма - Вагнер многому научился у Мейербера и действительно, ранняя опера Вагнера «Риенци» (1842) в шутку была названа «самым успешным произведением Мейербера» (хотя, по-видимому, она никогда не добивалась такого же успеха, как наиболее важные произведения Мейербера). Мейербер поддерживал молодого Вагнера как в финансовом отношении, так и в приобретении постановки «Риенци» в Дрездене.
Однако Вагнер возмущался продолжающимся успехом Мейербера в то время, когда его собственное видение немецкой оперы имело мало шансов на успех. После Дрезденской революции 1848 года Вагнер в течение нескольких лет был политическим беженцем, приговоренным к тюремному заключению или еще хуже в Саксонии. В тот период, когда он вынашивал свой цикл «Кольцо», у него было мало источников дохода, кроме журналистики и благотворителей, и мало возможностей для исполнения своих собственных работ. Уже глубоко завидующий богатству Мейербера, Вагнер был послан за грань приличия к Мейерберу в 1849 году, когда он узнал об успехе Le Prophète. После смерти Мейербера Вагнер переиздал эссе в 1868 году в расширенной форме с гораздо более явной атакой на Мейербера. Эта версия была написана под собственным именем Вагнера - для первой версии он прикрывался псевдонимом - и, поскольку к настоящему времени Вагнер имел гораздо большую репутацию и влияние, его взгляды получили гораздо более широкую огласку.
Эти нападения на Мейербера (включая нападение на Феликса Мендельсона) рассматриваются некоторыми как важные вехи в росте немецкого антисемитизма.
Музыка Мейербера была запрещена нацистским режимом, потому что композитор был евреем. Однако сейчас оперы начинают регулярно возрождаться и записываться, хотя, несмотря на усилия таких недавних чемпионов, как Джоан Сазерленд, которая принимала участие в выступлениях и записывала, Les Huguenots, им еще предстоит достичь чего-то подобного огромной популярности, которую они привлекали при жизни своего создателя.
Список опер
Заголовок | Первое исполнение | Место нахождения | Примечания |
---|---|---|---|
Джефтас Гелюбте | 1812-12-23 | Мюнхен | |
Wirt und Gast | 6 января 1813 г. | Штутгарт | |
Das Brandenburger Tor | 1814 | Берлин | |
Romilda e Costanza | 19 июля 1817 г. | Падуя | |
Семирамид риконосциута | Март 1819 г. | Театр Реджио, Турин | |
Эмма ди Ресбурго | 26 июня 1819 г. | Венеция]], Сан-Бенедетто | |
Маргарита д’Анжу | 14 ноября 1820 г. | Милан | |
L’Almanzore | Сочиненный, вероятно, 1820-21 гг., Предназначенный для Рима, но не исполненный там. Хотя считается, что это еще не закончено, также возможно, что это более ранняя версия L’esule di Granata | ||
L’esule di Granata | 12 марта 1821 г. | Милан | |
Il crociato в Эгитто | 7 марта 1824 г. | Ла Фениче, Венеция | Часто редактирует Мейербер |
Роберт ле дьябле | 21 ноября 1831 г. | Опера, Париж | |
Les Huguenots | 29 февраля 1836 г. | Опера, Париж | |
Ein Feldlager in Schlesien]] | 7 декабря 1844 г. | Хофопер, Берлин | Пересмотрено как Велька, Вена, 1847-02-18 |
Le prophète | 16 апреля 1849 г. | Опера, Париж | |
L’étoile du nord | 16 февраля 1854 г. | Опера Комик, Париж | Частично на основе более ранних Фельдлагер в Шлезиене, переработано на итальянском языке, Лондон, Ковент-Гарден, 19 июля 1855 г. |
Le pardon de Ploermel | 4 апреля 1859 г. | Опера Комик, Париж | Пересмотрено на итальянском языке как Динора, Ковент-Гарден, Лондон, 26 июля 1859 г. |
L’Africaine | 28 апреля 1865 г. | Опера, Париж | Посмертный |
использованная литература
- Мейербер, Джакомо, Хайнц Беккер и Гундрун Бехер. Джакомо Мейербер, жизнь в письмах. Портленд, Орегон: Amadeus Press, 1989. ISBN 0-931-34019-5
- Шенберг, Гарольд, К. Жизни великих композиторов. Нью-Йорк: W.W. Нортон, 1997. ISBN 0-393-03857-2
- Телье, Роберт Игнатий Ле. Оперы Джакомо Мейербера. Мэдисон, Нью-Джерси: Издательство Университета Фэрли Дикинсон, 2006. ISBN 0-838-64093-1
Библиография
- Беккер, Хайнц и Гудрун (1989). Джакомо Мейербер, Жизнь в письмах.
- Циммерманн, Райнер (1998). Джакомо Мейербер, eine Biographie nach Dokumenten.
- Мейербер, Джакомо (1999-2004). Дневники Джакомо Мейербера.
- Мейербер, Джакомо (1960 -). Briefwechsel und Tagebücher.
- Кауфман, Том (осень 2003 г.). Вагнер против Мейербера. Опера Ежеквартально 19.
Мейербер Джакомо
Области знаний: Зарубежная музыка: 19 век – начало 20 века Другие наименования: Якоб Либман Бер Дата рождения: 1791 год Дата смерти: 1864 год Историческое государство: Германский союз, Королевство Франция (Июльская монархия), Французская вторая республика, Французская вторая империя Современное государство: Германия, Франция Музыкальная профессия: Композитор, Дирижёр
Музыканты МузыкантыМейербер Джакомо
Мейербе́р Джа́комо (Giacomo Meyerbeer; урождённый Якоб Либман Бер, Jakob Liebmann Beer; Мейер, Meyer – имя деда по материнской линии) (5.9.1791, Тасдорф, близ Берлина – 2.5.1864, Париж; похоронен в Берлине), немецкий и французский композитор, дирижёр.
Сын Якоба (Юды) Херца Бера (1769–1825) – банкира, видного деятеля еврейской общины Берлина. Учился игре на фортепиано у Ф. Лауска, с 1803 г. – у М. Клементи , теории музыки и композиции – у К. Ф. Цельтера , Б. А. Вебера, с 1810 г. – в Дармштадте у Г. Й. Фоглера . С 1811 г. придворный музыкант в Дармштадте.
Первые оперы Дж. Мейербера (в том числе дебютная – «Клятва Иевфая», 1812, Мюнхен) не имели успеха. В 1816–1824 гг. Мейербер жил в Италии, осваивая оперный стиль Дж. Россини и других итальянских композиторов; среди написанных здесь опер – «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822; обе – «Ла Скала» , Милан). Мировую известность Мейерберу принесла опера («героическая мелодрама») «Крестоносец в Египте» (1824, Венеция), с блеском поставленная Дж. Россини на сцене «Театр Итальен» в Париже (1825; в главной женской роли – Дж. Паста ).
В 1827–1842 гг. Мейербер жил преимущественно во Франции, познакомился с Э. Скрибом , на либретто которого написал оперы (поставлены в Парижской опере ) «Роберт-дьявол» (1831) и «Гугеноты» (1836; в России шла под названием «Гвельфы и гибеллины»). В 1842–1846 гг. по предложению прусского короля Фридриха Вильгельма IV был музыкальным руководителем Придворного театра в Берлине , где ставил оперы К. М. фон Вебера , Р. Вагнера , выступал как дирижёр. В этот период им написаны многие сочинения «на случай» (кантаты, торжественные марши, танцы и др.), опера-зингшпиль «Полевой лагерь в Силезии» (либретто Скриба в немецком переводе Л. Рельштаба), поставленная в 1844 г. (Придворный театр в Берлине) с участием певицы Ж. Линд , в дальнейшем постоянной исполнительницы партий в операх Мейербера; эта опера более известна во французском варианте под названием «Северная звезда» (Парижская опера, 1854). В 1846 г. Мейербер вернулся в Париж, где с большим успехом прошла премьера его оперы «Пророк» (на либретто Скриба, Парижская опера, 1849, в главной женской роли – П. Виардо ; в России шла под названиями «Осада Гента» и «Иоанн Лейденский»). По предложению театра «Опера-Комик» создал оперу «Плоэрмельское прощение» («Динора», либретто Ж. Барбье и М. Карре, 1859). Опера «Африканка» (другое название «Васко да Гама»), над которой Мейербер работал несколько лет, была поставлена уже после смерти композитора (Парижская опера, 1865).
Один из самых популярных оперных композиторов 19 в., автор 16 опер. «Роберт-дьявол», «Гугеноты» и «Пророк» – образцы жанра большой оперы , им свойственны острые сюжеты с побочными линиями, 5-актное строение с хорами и балетными номерами, драматические ансамбли, блестящий вокальный стиль, красочная массивная оркестровка, множество внешних эффектов в сценических и музыкальных приёмах. Наиболее законченное выражение жанр большой оперы нашёл в «Гугенотах» (в основе сюжета – события Варфоломеевской ночи , по «Хронике царствования Карла IX» П. Мериме ). В операх «Плоэрмельское прощение» и «Африканка» проявились черты лирической оперы . Современники композитора говорили об эклектизме музыкального языка Дж. Мейербера, объединившего разные национальные черты (его критиковали К. М. фон Вебер, Р. Шуман , Р. Вагнер, А. Н. Серов ) и отличающегося обилием «общих мест»; при этом стиль большой оперы Мейербера оказал влияние на некоторые оперы Г. Доницетти , Дж. Верди , Серова («Юдифь», «Рогнеда»), П. И. Чайковского ( «Орлеанская дева» ).
Среди других сочинений Мейербера: многоголосные псалмы ; духовные песни на стихи Ф. Г. Клопштока ; песни и романсы на немецкие ( Г. Гейне , В. Мюллер и др.), французские и итальянские тексты; музыка к спектаклям драматического театра.
Мейербер Джакомо биография, новости, фото
Судьба Дж. Мейербера — крупнейшего оперного композитора XIX в. — сложилась счастливо. Он не должен был добывать себе на пропитание, как это делали В. А. Моцарт, Ф. Шуберт, М. Мусоргский и другие художники, ибо родился в семье крупного берлинского банкира. Он не отстаивал в юности свое право на творчество — его родители, люди весьма просвещенные, любившие и понимавшие искусство, делали все, чтобы дети получили самое блестящее образование. Лучшие учителя Берлина прививали им вкус к классической литературе, истории, языкам. Мейербер в совершенстве владел французским и итальянским, знал греческий, латынь, еврейский языки. Одаренными были и братья Джакомо: Вильгельм стал впоследствии известным астрономом, младший брат, рано умерший, был талантливым поэтом, автором трагедии «Струэнзе», к которой Мейербер впоследствии написал музыку.
Джакомо, старший из братьев, начал учиться музыке с 5 лет. Сделав громадные успехи, в 9 лет он выступает в публичном концерте с исполнением Концерта ре минор Моцарта. Его учителем становится знаменитый М. Клементи, а прославленный органист и теоретик аббат Фоглер из Дармштадта, прослушав маленького Мейербера, советует ему заниматься контрапунктом и фугой у своего ученика А. Вебера. Позже Фоглер сам приглашает Мейербера в Дармштадт (1811), куда к знаменитому педагогу съезжались ученики со всех концов Германии. Там Мейербер подружился с К. М. Вебером — будущим автором «Волшебного стрелка» и «Эврианты».
Среди первых самостоятельных опытов Мейербера — кантата «Бог и природа» и 2 оперы: «Клятва Иевфая» на библейский сюжет (1812) и комическая, на сюжет сказки из «Тысячи и одной ночи», «Хозяин и гость» (1813). Оперы были поставлены в Мюнхене и Штутгарте и успеха не имели. Критика упрекала композитора в сухости и отсутствии мелодического дара. Вебер утешал упавшего духом друга, а опытный А. Сальери посоветовал ему поехать в Италию, чтобы воспринять у ее великих мастеров грацию и красоту мелодий.
В Италии Мейербер проводит несколько лет (1816-24). На сценах итальянских театров царит музыка Дж. Россини, с триумфом проходят премьеры его опер «Танкред» и «Севильский цирюльник». Мейербер стремится усвоить новую манеру письма. В Падуе, Турине, Венеции, Милане идут его новые оперы — «Ромильда и Констанца» (1817), «Узнанная Семирамида» (1819), «Эмма Ресбургская» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822) и, наконец, самая яркая опера тех лет «Крестоносец в Египте» (1824). Она имеет успех не только в Европе, но и в США, в Бразилии, некоторые отрывки из нее становятся популярными.
«Я не хотел подражать Россини», — утверждает и как бы оправдывается Мейербер, — «и писать по-итальянски, как это утверждают, но должен был так писать. в силу своего внутреннего влечения». Действительно, многие немецкие друзья композитора — и в первую очередь Вебер — не приветствовали эту итальянскую метаморфозу. Скромный успех итальянских опер Мейербера в Германии не обескураживал композитора. У него появилась новая цель: Париж — крупнейший в то время политический и культурный центр. В 1824 г. в Париж Мейербера приглашает не кто иной, как маэстро Россини, не подозревавший тогда, что делает шаг, роковой для своей славы. Он даже способствует постановке «Крестоносца» (1825), покровительствуя молодому композитору. В 1827 г. Мейербер переселяется в Париж, где находит свою вторую родину и где к нему приходит мировая слава.
В Париже конца 1820-х гг. бурлила политическая и художественная жизнь. Приближалась буржуазная революция 1830 г. Либеральная буржуазия исподволь готовила ликвидацию Бурбонов. Имя Наполеона окружено романтическими легендами. Распространяются идеи утопического социализма. Молодой В. Гюго в знаменитом предисловии к драме «Кромвель» провозглашает идеи нового художественного течения — романтизма. В музыкальном театре наряду с операми Э. Мегюля и Л. Керубини особенно популярны сочинения Г. Спонтини. Созданные им образы древних римлян в сознании французов перекликаются с героями наполеоновской эпохи. Звучат комические оперы Дж. Россини, Ф. Буальдье, Ф. Обера. Г. Берлиоз пишет свою новаторскую «Фантастическую симфонию». В Париж съезжаются прогрессивные литераторы других стран — Л. Берне, Г. Гейне. Мейербер внимательно наблюдает парижскую жизнь, завязывает артистические и деловые контакты, посещает театральные премьеры, среди которых звучат два этапных для романтической оперы сочинения — «Немая из Портичи» («Фенелла») Обера (1828) и «Вильгельм Телль» Россини (1829). Знаменательной стала встреча композитора с будущим либреттистом Э. Скрибом, превосходным знатоком театра и вкусов публики, мастером сценической интриги. Результатом их сотрудничества стала романтическая опера «Роберт-дьявол» (1831), имевшая ошеломляющий успех. Яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись — все это становится характерным и для других опер Мейербера.
Триумфальная премьера «Гугенотов» (1836) окончательно подавляет всех его соперников. Громкая слава Мейербера проникает и на его родину — в Германию. В 1842 г. прусский король Фридрих-Вильгельм IV приглашает его генераль-музикдиректором в Берлин. В Берлинской опере Мейербер принимает к постановке «Летучего голландца» Р. Вагнера (дирижирует автор), приглашает в Берлин Берлиоза, Листа, Г. Маршнера, интересуется музыкой М. Глинки и исполняет трио из «Ивана Сусанина». В свою очередь Глинка пишет: «Оркестром управлял Мейербер, а надо сознаться, что он отличнейший капельмейстер во всех отношениях». Для Берлина композитор пишет оперу «Лагерь в Силезии» (главную партию исполняет знаменитая Ж. Линд), в Париже ставятся «Пророк» (1849), «Северная звезда» (1854), «Динoра» (1859). Последняя опера Мейербера «Африканка» увидела сцену через год после его смерти — в 1865 г.
В своих лучших сценических произведениях Мейербер выступает как крупнейший мастер. Первоклассное музыкальное дарование, особенно в области оркестровки и мелодии, не отрицали даже его оппоненты Р. Шуман и Р. Вагнер. Виртуозное владение оркестром позволяет ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов (сцена в соборе, эпизод сна, коронационный марш в опере «Пророк» или освящение мечей в «Гугенотах»). Не меньшее мастерство и во владении хоровыми массами. Влияние творчества Мейербера испытали многие его современники, в т. ч. и Вагнер в операх «Риенци», «Летучий голландец» и отчасти — в «Тангейзере». Современников захватывала также политическая направленность опер Мейербера. В псевдоисторических сюжетах они видели борьбу идей сегодняшнего дня. Композитор сумел тонко почувствовать эпоху. Гейне, с энтузиазмом воспринимавший творчество Мейербера, писал: «Это человек своего времени, и время, которое всегда умеет выбирать своих людей, шумно подняло его на щит и провозгласило его господство».
Сочинения:
оперы — Клятва Иевфая (Обет Иевфая, Jephtas Gelübde, 1812, Мюнхен), Хозяин и гость, или Из шутки дело (Wirth und Gast oder Aus Scherz Ernst, 1813, Штутгарт; под назв. Два калифа, Die beyden Kalifen, 1814, «Кернтнертортеатр», Вена; под назв. Алимелек, 1820, Прага и Вена), Бранденбургские ворота (Das Brandenburger Tor, 1814, не пост.), Бакалавр из Саламанки (Le bachelier de Salamanque, 1815 (?), не оконч.), Студент из Страсбурга (L’etudiant de Strasbourg, 1815 (?), не оконч.), Роберт и Элиза (1816, Палермо), Ромильда и Констанца (мелодрама, 1817, Падуя), Узнанная Семирамида (Semiramide riconsciuta, 1819, т-р «Реджо», Турин), Эмма Ресбургская (1819, т-р «Сан-Бенедетто», Венеция; под назв. Эмма Лестер, или Голос совести, Emma von Leicester oder Die Stimme des Gewissens, 1820, Дрезден), Маргарита Анжуйская (1820, т-р «Ла Скала», Милан), Альманзор (1821, не оконч.), Изгнанник из Гренады (L’esule di Granada, 1822, т-р «Ла Скала», Милан), Крестоносец в Египте (Il crociato in Egitto, 1824, т-р «Фениче», Венеция), Инес ди Кастро, или Педро Португальский (Ines di Castro о sia Pietro di Portogallo, мелодрама, 1825, не оконч.), Роберт-дьявол (Robert le Diable, 1831, «Корол. академия музыки и танца», Париж), Гугеноты (Les Huguenots, 1835, пост. 1836, там же; в России под назв. Гвельфы и гибеллины), Придворный праздник в Ферраре (Das Hoffest von Ferrara, праздничное представление к придв. карнавальному костюмированному балу, 1843, Корол. дворец, Берлин), Лагерь в Силезии (Ein Feldlager in Schlesien, 1844, «Корол. зрелища», Берлин), Ноэма, или Раскаяние (Noлma ou Le repentir, 1846, не оконч.), Пророк (Le prophète, 1849, «Корол. академия музыки и танца», Париж; в России под назв. Осада Гента, затем — Иоанн Лейденский), Северная звезда (L’étoile du nord, 1854, т-р «Опера комик», Париж; использована музыка оперы Лагерь в Силезии), Юдифь (1854, не оконч.), Плоэрмельское прощение (Le pardon de Ploërmel, первонач. назв. Искатель клада, Le chercheur du tresor; также под назв. Динoра, или Паломничество в Плоэрмель, Dinorah oder Die Wallfahrt nach Ploermel; 1859, т-р «Опера комик», Париж), Африканка (первонач. назв. Васко да Гама, 1864, пост. 1865, «Гранд-Опера», Париж); дивертисмент — Переправа через реку, или Ревнивая женщина (Le passage de la riviere ou La femme jalouse; также под назв. Рыбак и молочница, или Много шуму из-за поцелуя, 1810, т-р «Корол. зрелища», Берлин); оратория — Бог и природа (Gott und die Natur, 1811); для оркестра — Праздничный марш на коронацию Вильгельма I (1861) и др.; хоры — Псалм 91 (1853), Stabat Mater, Miserere, Те Deum, псалмы, гимны для солистов и хора (не опубл.); для голоса с фортепиано — св. 40 песен, романсов, баллад (на стихи И. В. Гёте, Г. Гейне, Л. Рельштаба, Э. Дешана, М. Бера и др.); музыка к спектаклям драматического театра, в т.ч. Струэнзе (драма М. Бера, 1846, Берлин), Юность Гёте (La jeunesse de Goethe, драма А. Блаза де Бюри, 1859, не пост.).
Майербер Джакомо
Джакомо Мейербер (1791 — 1864) — немецкий и французский композитор еврейского происхождения эпох классицизма-романтизма. Брат известного драматурга Михаэля Беера (1800—1833), автора стихотворных трагедий.
Якоб Либман Бер родился 1791 в Тасдорфе, близ Берлина в семье банкира Якоба Бера, немецкого еврея. Позже, став наследником деда по материнской линии, Мейера, присоединил его фамилию к своей.
Музыкой занимался с раннего детства, с 1797 года обучался у Ф. Лауска, выступал как пианист-вундеркинд. С 1803 года игре на фортепиано учился у Муцио Клементи; теорию музыки и композицию изучал у К. Ф. Цельтера и Б. А. Вебера, а затем, с 1810 года, у аббата Г. Й. Фоглера в Дармштадте. Вместе с другими учениками Фоглера: К. М. Вебером, Я. Г. Вебером и И. Б. Генсбахером образовал так называемый «Гармонический союз» (Harmonischer Verein), видевший свою цель в борьбе за новую музыку.
В 1811 году после исполнения оратории «Бог и природа» Мейербер получил в Дармштадте место придворного музыканта. В 1812 году он дебютировал как оперный композитор, однако поставленная в Мюнхене опера «Клятва Иевфая» потерпела неудачу; лишь относительный успех имела комическая опера «Хозяин и гость», поставленная в 1813 году в Штутгарте. Эта же опера в новой редакции и уже под названием «Али-мелек, или Два калифа» год спустя была представлена в Вене. В столице Австрии молодой композитор был встречен холодно: критика не обнаружила у него наличия мелодического дара, музыку его нашла банальной и тяжеловесной.
Некоторое время Мейербер брал уроки у Антонио Сальери, а в 1816 году по его совету отправился в Италию.
Итальянский период
В Италии Мейербер жил до 1824 года; здесь он изучал итальянский оперный стиль, в том числе партитуры Дж. Россини, овладевал принципами вокального письма. В Италии были написаны оперы «Ромильда и Констанца», поставленная в Падуе в 1817 году, «Узнанная Семирамида» (1819, Турин), «Эмма Ресбургская» (1819, Венеция), а также для миланского театра «Ла Скала» оперы «Маргарита Анжуйская» (1820) и «Изгнанник из Гренады» (1822). Именно здесь к композитору пришло признание; наибольший успех имела опера «Крестоносец в Египте». Написанная в 1824 году, опера уже в 1825-м была представлена в Париже и Лондоне, а через несколько лет — в США и Бразилии).
В Германии же итальянские оперы Мейербера успеха не имели, а друзья по «Гармоническому союзу» восприняли перемены в его стиле как измену национальной традиции.
Французский период
В 1825 году Мейербер по приглашению Россини посетил Париж и с 1827 года жил преимущественно во Франции.
В Париже Мейербер сблизился с драматургом Эженом Скрибом, ставшим его постоянным либреттистом. На либретто Скриба были написаны, в частности, оперы «Роберт-Дьявол» (1830) и «Гугеноты» (1835), принесшие композитору мировую славу.
В 1842 году прусский король Фридрих Вильгельм IV предложил Мейерберу пост генеральмузикдиректора театра «Королевские зрелища» в Берлине. На этом посту композитор проработал до 1846 года, написал несколько опер, в том числе «Лагерь в Силезии» (1844), в которой пытался возродить традиции немецкого зингшпиля, а также музыку к драме своего брата, М. Бера, «Струэнзе» (1846).
Как руководитель театра Мейербер, помимо своих собственных, ставил оперы К. М. Вебера; оказал протекцию Р. Вагнеру — и как композитору, поставив его оперу «Летучий Голландец», и как дирижёру. В дальнейшем Вагнер не раз поминал Мейербера недобрым словом в своих антисемитских сочинениях, представляя как образец «еврейства в музыке»; в то же время был вынужден признать: «Без Мейербера я был бы ничто».
В 1846 году Мейербер вернулся в Париж. Здесь в 1849 году в «Гранд-Опера» с большим успехом была поставлена его опера «Пророк» на либретто Скриба.
Герои оперы «Пророк» — Иоанн Лейденский и вожди анабаптистов: Иона, Матисен и Захарий. Историческая основа сюжета взята из времён мюнстерского восстания анабаптистов в 1534 году. Фанатически настроенные анабаптисты захватили город Мюнстер и, следуя библейским заветам, создают в нём «Царство Сиона». Разумеется, либретто Скриба (как и музыка Мейербера) разрабатывает вечные для оперы темы: любовь, ревность и месть.
По предложению театра «Опера комик» Мейербер написал оперы «Северная звезда» (1854) и «Динора» («Плоэрмельское прощение», 1859), начал, но не закончил оперу «Юность Гёте». В 1862—1864 годах композитор работал над оперой «Африканка», которая была поставлена уже после его смерти; главную роль исполнил Франческо Таманьо.
Источники:
- https://kineshma.net/Giacomo-Meyerbeer-1959
- https://bigenc.ru/c/meierber-dzhakomo-59a04c
- https://www.belcanto.ru/meyerbeer.html
- http://allworldart.ru/composer/majerber-dzhakomo/