Майлс Дэвис – две стороны славы «Князя Тьмы»
Майлз Дэвис
Майлз Дэвис — легенда от мира джазовой музыки. Трубач, композитор и выдающийся импровизатор, стоявший у истоков таких направлений как кул-джаз, джаз-фьюжн и модальный джаз. Музыкант, сумевший удержать интерес ценителей к своему творчеству на протяжении всей своей многолетней карьеры. Более того, некоторые работы Майлза стали музыкальной основой для треков в современном хип-хопе (в качестве семплов). В общем, мистер Дэвис — некий флагманский корабль джаза XX века, определивший курс развития жанра на несколько десятилетий вперед.
Детство и юность
Малыш Майлз родился на свет 26 мая 1926-го. Отец будущего «повелителя трубы», Майлз Дэвис старший, — дантист, а мать, к великому облегчению мальчика, — преподаватель музыки. Примечательно, что на тот момент такой союз был вполне финансово-выгодным «комбо»: семейство Дэвисов, конечно, не разбрасывалось деньгами, но и не бедствовало. Видимо, поэтому детство маленького Майлза прошло, так сказать, как у людей. В молодые годы мальчик активно занимался плаванием, боксом и бейсболом, а в промежутках между занятиями, как и положено творческой личности, активно проказничал, получая заслуженные «а-та-та» от беспокойных родителей. Впрочем, позже маленькому Дэвису пришлось столкнуться и с социальными оплеухами: из-за маленького роста и цвета кожи ровесники окрестили его «Гречкой». Просто забавный факт, не имеющий никакого отношения к одноименной пост-бард-певице.
© wikimedia.org/Rob Bogaerts/CC0В возрасте 10 лет, несмотря на финансовое благополучие семьи, Майлз начинает зарабатывать первые деньги, подрабатывая разносчиком газет: будущую звезду джаза не интересовали денежные подачки родных, так как на свои кровные покупать конфеты куда честнее, чем на родительские. Постоянным саундтреком к рабочей жизни Дэвиса был, конечно же, джаз. Мальчик постоянно слушал концерты на радио, и уже в возрасте 12 лет решил, что станет трубачом. Юный джазмен отнесся к своему решению со всей серьезностью: уже в 13 лет Майлз начал изучать искусство владения инструментом, а его первым учителем стал музыкант Элвуд Бюкенен, по счастливой случайности лечивший зубы у Майлза Дэвиса старшего. Совпадение? Не думаем. В любом случае, мастерство мальчика с годами росло: спустя несколько лет он уже играл в местных барах и клубах, а к 17 годам вообще стал полноправным участником локальной группы Eddie Randle`s Blue Devils. Эх, знали бы эти «дьяволята», что за легендарный «крендель» играл с ними на одной сцене…
Карьера
Несмотря на уговоры матери обучиться игре на фортепиано или скрипке, Майлз был непреклонен и в 1944 году продолжил обучение искусству «трубить», поступив в Нью-Йоркскую Джульярдскую музыкальную школу. Впрочем, учебное заведение дало юному джазмену не знания, а связи: в стенах школы Майзл познакомился с трубачом Диззи Гиллеспи и саксофонистом Чарли Паркером, музыка которых оказала на уже повзрослевшего музыканта огромное влияние. Практически сразу после этого знакомства с инструменталистами молодой Дэвис «забил» на учебу, предпочитая проводить время на звукозаписывающих сессиях Диззи и Чарли. Ну и, конечно же, куда больше музыканта интересовали джазовые клубы на 52-й улице, в которых он активно «джемил» в компании единомышленников.
Томми Поттер, Чарли Паркер, Майлз ДэвисВдохновившись творческим процессом старших джазменов, в 1948-м Майлз собрал аж девятерых инструменталистов (это джазовое сборище звало себя Capitol Band) для создания серии записей, которые впоследствии стали основным скелетом альбома Birth Of The Cool (1949). Примечательно, что эта пластинка — первое в истории произведение в стиле кул-джаз (cool, в переводе с английского — «прохладный»), отличавшегося вдумчивостью и атмосферой спокойствия. Как вы уже могли догадаться, уже в возрасте 23-х лет Майлз начал привносить в джазовый мир нечто кардинально новое. Впрочем, и про себя любимого Дэвис не забывал: с наступлением 50-х уже подающий надежды музыкант увлекся некими вредными субстанциями, из-за чего пропал со сцены аж на 4 года. Стоит отметить, что зависимость настолько сильно подавила Майлза, что всего за несколько лет он превратился из многообещающей звезды кул-джаза во всеми забытую «тень», в которой едва ли можно было разглядеть талант. Фактически, трубач вернулся к тому, с чего начинал. Только к 1955 году Дэвис собрал ультра-ансамбль из себя, Джона Колтрейна, Рэда Гарлэнда, Пола Чемберса и еще нескольких гениальных музыкантов того времени, чтобы устроить один из самых феерических камбэков в истории. Ко второй половине 50-х Майлза уже в народе провозгласили лидером современного джаза, а инструментальные произведения трубача претерпевали художественно-структурную эволюцию. В этот период Дэвис начал «ломать» привычные для бибопа гармонические стандарты и линии, ища нечто качественно новое и авангардное в своем звучании. В этот период были выпущены самые популярные записи трубача, Kind Of Blue (1959) и Milestones (1958). Вы удивитесь, но после феноменального успеха Kind Of Blue, принесшего Майлзу мировую известность (более того, этот альбом часто называют самой продаваемой джазовой пластинкой всех времен), у трубача начались некие проблемы с представителями закона. В августе 1959-го музыкант, работая в Нью-Йоркском джазовом клубе Birdland, вышел проводить некую мадам Джуди до такси и немного задержался на улице, чтобы проветриться и подышать свежим (насколько это возможно в Нью-Йорке) воздухом. Спокойствие Майлза прервал полицейский, приказавший трубачу отойти с прохода. На слова артиста о том, что он играет в этом заведении (он даже указал полисмену на афишу со своим именем), страж правопорядка отреагировал угрозой ареста.
Старина Дэвис принципиально не сдвинулся с места, но, когда офицер потянулся за наручниками, рефлекторно подался вперед, что и послужило началом конфликта. Полицейский, восприняв движение трубача как сопротивление при аресте, обрушил на голову Майлза серию ударов, а затем «упаковал» виртуоза в участок. Инцидент вызвал колоссальный общественный резонанс, и с тех пор у инструменталиста были, так сказать, «особые» отношения с представителями закона. Впрочем, с музыкальными правилами у Дэвиса тоже не сложилось: почти все свои работы легендарный джазмен записывал, практически не готовясь. Например, весь сборник саундтреков к фильму «Лифт на эшафот» (1958) — чистая импровизация, исполненная Майлзом прямо во время просмотра озвучиваемых сцен. Это вам не вот эти вот «рэп-фристайлы», это уже высокое искусство. Наигравшись с кинематографом и своим старым оркестром, Майлз собрал новый квинтет и с новыми силами продолжил атаковать джазовую сцену. В период 60-х вышли релизы, которые до сих пор считаются вершиной акустического джаза: Davis In Europe (1963), My Funny Valentine (1965), Miles Smiles (1967) и другие. Более того, слава о виртуозности Дэвиса позволила квинтету дать триумфальные гастроли по странам Европы. Стоит отметить, что популярность никогда не туманила взгляд трубача. Майлз всегда держал руку на пульсе новых музыкальных течений, и поэтому, как только в мире началась некая рок-лихорадка, трубач уже готовил почву для своего нового эксперимента — джаз-рока. Для мистера Дэвиса, судя по всему, оркестры были чем-то вроде нарядов выходного дня: на разные мероприятия один и тот же «пиджачок», конечно, не наденешь, но вот если его немного подлатать… Собственно, для того, чтобы оседлать новый стиль в бесконечном творческом безумии Майлза, в его и без того обширную группу были приглашены новые музыканты. В качестве молодого подкрепления к инструментальной армии Дэвиса присоединились Джон Маклафин, Чик Кориа, Джо Завинул и еще несколько видных джазовых звезд. В сотрудничестве с этими ребятами Майлз выпустил несколько джаз-рок релизов (Filles De Kilimanjaro (1968), In A Silent Way (1969) и ******* Brew (1970), а также стал частым гостем международных рок-фестивалей. Впрочем, не стоит забывать, что творчество таких масштабов почти всегда требует жертв. Нестабильная психика Дэвиса, изрядно потрепанная смертями его друзей-музыкантов, попаданием в автокатастрофу (по воспоминаниям очевидца, в 1972-м музыкант вдребезги разбил свою Lamborghini Miura и сломал обе ноги) и зависимостью, логическим образом начала «сбоить». С 1975-го по 1981 годы музыкант проводит в борьбе с сильной депрессией, отказавшись от выступлений и активной творческой деятельности. Еще одним феерическим камбэком от не очень путевого Майлза стал альбом The Man With The Horn, вышедший в 1981-м. Судя по тому, что релиз был выполнен в новой стилистике (на сей раз это был фанк-рок-джаз, что уже можно считать полноценным «фьюжном»), 6-летняя творческая пауза мистера Дэвиса была лишь «затишьем перед бурей». Разумеется, без нового состава — никуда: пластинка была записана при участии Эла Фостера, Джона Скофилда Кенни Гаррета и еще нескольких выдающихся музыкантов и композиторов. Интересно, что, насколько бы велико не было эго Майлза (многие даже побаивались его надменности, музыкант даже во время записи держался возвышенно, холодно и отстраненно, а еще очень любил носить вычурно помпезные костюмы), он всегда умел видеть и здраво оценивать потенциал своих младших коллег. Феномен музыкального долголетия трубача легко объясним: он прекрасно понимал, что за молодыми — будущее, и поэтому так часто менял состав своего оркестра.
© wikimedia.org/Oliver Nurock/CC BY 2.0Секрет актуальности Дэвиса — свежая кровь юных джазовых дарований, которым музыкант даровал возможность прикоснуться к собственной славе. Разумеется, не бесплатно: взамен легендарный джазмен пользовался их творческой амбициозностью, чтобы не отставать от темпов развития индустрии и поддерживать жизнь своего собственного проекта. Забавно, но Майлз, получается — некий музыкальный вампир, высасывающий энергию в обмен на отблески лучей славы. Не Эдвард из «Сумерек» (2008), конечно, но тоже симпатяга. Собственно, с посвежевшим оркестром и новорожденным фанк-рок-джазом Дэвис и продолжил гастролировать вплоть до своей смерти. К 1991 году состояние музыканта значительно ухудшилось (такое количество выступлений и проблем с психикой не могло пройти бесследно), и 28 сентября того же года легендарный инструменталист скончался. Официальной причиной смерти стали сразу несколько факторов: последствия инсульта, пневмонии и нарушения дыхания.
Личная жизнь
Несмотря на огромный вклад в развитие музыки, личность Майлза до сих пор остается весьма неоднозначной. Трубач был трижды женат (на французской актрисе и певице Жюльетт Греко, танцовщице Фрэнсис Тейлор и модели Бетти Мабри) однако в сети можно найти сведения о том, что музыкант избивал и психологически унижал своих спутниц, а четверо детей Дэвиса, хоть и были включены в завещание, не были признаны их отцом. Впрочем, сам Майлз утверждал, что каждый день он думает исключительно о музыке, поэтому не удивительно, что с семейными делами у него, так сказать, не задалось. Мы это, вообще, к чему: одержимость — это, конечно, прекрасно и, как вы можете убедиться, плодотворно, но цена, которую искусство требует за достижение вершин, слишком высока. Жаль, но по-настоящему легендарное искусство почти всегда требует не менее великих жертв.
Майлс Дэвис – две стороны славы «Князя Тьмы»
Майлс Дэвис (Miles Davis) появился на свет 26 мая 1926 года в семье дантиста доктора Майлса Дэвиса-старшего и учительницы музыки Клеоты Дэвис. Как и про многих выдающихся джазменов, о Дэвисе можно сказать, что музыка увлекла его ещё в детстве. Музыкальная история будущего трубача началась в 1939 году, когда на свой тринадцатый день рождения он получил в подарок от отца первую трубу. Позже, будучи учеником старших классов, он уже выступал в местных барах и давал концерты в близлежащих городах.
Рождение легенды
Мать Дэвиса-младшего всегда поддерживала сына в его любви к музыке и хотела, чтобы сын, окончив школу, продолжил обучение в музыкальном колледже. Но судьба распорядилась иначе, когда в 1944 году бэнд Билли Экстайна приехал в Сент-Луис. На тот момент в составе оркестра выступали Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер . Второй из них стал кумиром для Майлса Дэвиса.
Тогда в моду входил бибоп, основоположниками которого являлись Гиллеспи и Паркер. Так как это направление набирало популярность, Майлс решил двигаться в ногу со временем. Он невероятно органично влился в новую для себя стихию, несмотря на темповую разницу своей игры и ритмов бибопа. К тому же трубач ансамбля Билли Экстайна, и Дэвису посчастливилось играть в бэнде две недели.
Когда гастроли закончились и музыканты покидали город, Майлс Дэвис не выдержал и уехал вместе с ними, объяснив родителям, что едет поступать в Джульярд. На самом же деле академическая музыка вовсе не интересовала молодого трубача. Его целью была свободная импровизация и возможность выступать с Чарли Паркером.
Формирование собственного стиля игры
Продолжительное время занимая в бэндах второстепенные позиции, у трубача всё же сформировался индивидуальный стиль игры.
- В 1949 году вместе с Гилом Эвансом он образовал нонет с нехарактерными для джаза того времени музыкальными инструментами. Майлс Дэвис занял роль лидера бэнда, давая концерты в Royal Roost в Нью-Йорке.
- В 1957 году ансамбль записал альбом Birth of Cool , где были собраны композиции, отражающие основы зарождающегося стиля «кул».
- 1951 год для Дэвиса был ознаменован подписанием четырёхлетнего контракта с компанией Prestige. Однако выступив на американском джазовом фестивале в Ньюпорте, ему был предложен второй контракт с Columbia. В это время трубач собирает собственный квинтет, куда вошли саксофонист Джон Колтрейн, пианист Ред Гарленд, басист Пол Чемберс и ударник Филли Джо Джонс.
- В 1958 году Дэвиса занимают эксперименты с модальностью в джазе. Трансформируя джазовые элементы и выходя за рамки импровизации, он параллельно пробует играть модальный джаз (так впоследствии будет назван этот жанр) с бэндом.
Это становится отправной точкой в работе над альбомом Kind of Blue – альбомом колоссальной популярности, и на сегодняшний день ставшим бессмертным. Имея тягу к постоянному расширению музыкальных границ джаза, Дэвис продолжал изучать новые аспекты импровизации, в результате которых синтезировал джазовую музыку и испанские мотивы в альбоме Sketches of Spain.
В 1970 году выдающему трубачу удалось выполнить одну из задач, которую всегда ставят перед собой музыканты, а именно привлечь новую аудиторию к знакомству с новым стилем. Дэвис соединил элементы рока и джаза, сохранив при этом в основе импровизацию. Так родился альбом Bitches Brew, заслужив Грэмми за джазовое исполнение большим ансамблем.
Ключевой момент в карьере
Знаковым событием в биографии Майлса Дэвиса стало его выступление в 1991 году на всемирно известном фестивале в Монтрё. Выступая с оркестром Квинси Джонса, он обратился к своим давним музыкальным аранжировкам Гила Эванса, за исполнение которых также был удостоен премии Грэмми.
Человек, стоявший у истоков модального джаза, кул-джаза и стиля фьюжн, музыкант, внёсший значительный вклад в развитие музыкального искусства XX века, трубач, музыка которого определила звучание джаза для нескольких поколений слушателей – все эти заслуги характеризуют Майлса Дэвиса как целеустремлённого лидера, идущего вразрез со стереотипами, и деятеля, не равнодушного к судьбе музыки как своего времени, так и целой эпохи.
Майлс Дэвис в истории джаза – наследие
История хард-боп и стиля кул (так называемого «прохладного» джаза) неразрывно связана с именем великого темнокожего трубача Майлса Дэвиса. Каждый раз, когда музыкант брал в руки музыкальный инструмент, он превращал свои выступления в неповторимую гармонию звуков. Предпочитая играть в среднем регистре, Дэвис наполняет свою музыку как напевными мелодиями, так и ритмичными пассажами. Мастерски сыгранная музыкальная линия держит в напряжении до последней ноты и заставляет предугадывать звучание финальных аккордов.
Исполнительская манера игры Майлса Дэвиса практически не раскрывает его как личность в бытовом плане. Его лиричная, печальная, полная размышлений и порой даже отчаяния музыка – будто маска, которую он надевал, выходя на сцену. Возможно, таким образом Дэвис пытался укрыться от жизненных перипетий, коих в его судьбе было не мало.
Несмотря на то, что человеком он был скромным и застенчивым (по словам знавшего его в юности Диззи Гиллеспи), Майлс Дэвис легко мог ранить людей из своего окружения. Будучи трижды женатым, он избивал своих спутниц, употреблял наркотики и любил выпить. Он не признавал и своих детей, не оставив им ничего из своего заработанного денежного состояния.
Расизм и неприязнь к белым и отчасти мрачные произведения наделили Майлса прозвищем «Князь Тьмы»
Характер Майлса Дэвиса
Стиль Дэвиса сложно характеризовать с положительной точки зрения.Томные мелодии пропитаны грустью и сожалением. Майлс Дэвис не многим людям мог действительно открыться, чтобы быть понятым. Как следствие, в его музыке чувствуется глубина, невысказанная боль, которая причиняет ему дискомфорт и делает его мелодии меланхоличными.
В музыке Дэвиса отражены его внутренние переживания, хотя сам он редко с кем обсуждал свои переживания. Его спасением была, в которую он вкладывал всё, о чём не мог сказать вслух. Но всё утверждать наверняка, что именно укрывал под покровом своих импровизаций великий трубач, не приходится. Его музыка открывает каждому слушателю своего Майлса Дэвиса.
В 2016 году на экраны вышел биографический фильм о судьбе Майлса Дэвиса «В погоне за Майлсом» (Miles Ahead), в прокате более известный как «Убить трубача».
Рекомендуем: узнайте, как спорт помог Майлу Дэвису избавить от зависимости – Джазовые исполнители и наркотики
Источники:
- https://go.zvuk.com/stars/mailz-devis.htm
- https://jazzpeople.ru/jazz-in-faces/knyaz-tmy-dve-storony-slavy-maylsa/