Муса Мустафович Джалиль
Биография Мусы Джалиля
Муса Джалиль (1906-1944), полное имя Муса Мустафович Залилов (Джалилов), – советский поэт из Татарстана, Герой Советского Союза (звание было присвоено ему посмертно в 1956 году), а в 1957 году посмертно его наградили Ленинской премией.
Детство
В Оренбургской области в Шарлыкском районе есть небольшая деревня Мустафино. В этом местечке 15 февраля 1906 года в многодетной семье появился шестой ребёнок – сынок, которому дали имя Муса.
Отец Мустафа и мать Рахима с раннего возраста приучали своих детей ценить труд, уважать старшее поколение и хорошо учиться в школе. Мусу даже не нужно было принуждать к школьным занятиям, к знаниям у него была особая любовь.
В учёбе он был очень старательным мальчиком, обожал поэзию, а свои мысли выражал необычайно красиво, это заметили и учителя, и родители.
Сначала он учился в деревенской школе – мектеб. Потом семья переехала в Оренбург, и там юного поэта отправили на учёбу в медресе «Хусаиния», после революции это учебное заведение было реорганизовано в Татарский институт народного образования. Здесь талант Мусы раскрылся в полную силу. Он учился хорошо по всем предметам, но особенно легко ему давались литература, пение и рисование.
Свои первые стихи Муса написал в 10-летнем возрасте, но, к сожалению, они не дошли до наших дней.
Когда Мусе было 13 лет, он вступил в комсомол. После окончания гражданской войны принимал участие в создании пионерских отрядов и пропагандировал в своих стихах идеи пионерии.
Любимыми его поэтами тогда были Омар Хайям, Хафиз, Саади, татарин Дердмэнд. Под влиянием их поэзии он слагал свои романтические стихи:
- «Гори, мир» и «Совет»;
- «В плену» и «Единодушие»;
- «Престол из колосьев» и «Перед смертью».
Творческий путь
Вскоре Муса Джалиль был избран членом Центрального комитета ВЛКСМ Татаро-Башкирского Бюро. Это дало ему шанс поехать в Москву и поступать в государственный университет. Таким образом, Муса в 1927 году стал студентом МГУ на этнологическом факультете (позже его переименовали в писательский), отделение было выбрано литературное.
На протяжении всей учёбы в высшем заведении он писал свои красивые стихи на родном языке, их переводили и читали на поэтических вечерах. Лирика Мусы пользовалась успехом.
В 1931 году Джалиль получил диплом об окончании МГУ и был направлен в Казань. При ЦК ВЛКСМ издавались татарские детские журналы, Муса работал в них редактором.
В 1932 году Муса уехал в город Надеждинск (сейчас он называется Серов). Там он упорно и много трудился над своими новыми произведениями. На его поэмы известный композитор Жиганов сочинил оперы «Ильдар» и «Алтын Чэч».
В 1933 году Джалиль вернулся в столицу, там издавалась татарская газета «Коммунист», и он возглавил в ней литературный отдел. Здесь он познакомился и подружился со многими знаменитыми советскими поэтами – Жаровым, Светловым, Безыменским.
В 1934 году вышли два сборника Джалиля «Стихи и поэмы» и «Орденоносные миллионы» (посвящён теме комсомола). Очень много он работал с поэтической молодёжью, благодаря Мусе получили путёвку в жизнь такие татарские поэты, как Абсалямов и Алиш.
С 1939 по 1941 годы работал ответственным секретарём в Союзе писателей Татарской АССР, а также заведовал литературной частью в Татарском оперном театре.
Война
Наутро он явился в военкомат с заявлением отправить его на фронт. Но сразу Мусу не забрали, сказали каждому ждать своей очереди. Повестка пришла Джалилю 13 июля. В Татарии как раз формировался артиллерийский полк, туда он и попал. Оттуда его направили в городок Мензелинск, где в течение полугода он учился на курсах политруков.
Когда командованию стало известно, что Муса Джалиль – известный поэт, депутат городского совета, бывший председатель Союза писателей, его хотели демобилизовать, отправить в тыл. Но он решительно ответил: «Вы поймите меня, ведь я поэт! Я не могу сидеть в тылу и оттуда звать людей защищать Родину. Я обязан быть на фронте, среди бойцов и вместе с ними бить фашистскую нечисть».
Какое-то время он был в резерве при штабе армии в маленьком городке Малая Вишера. Часто бывал в командировках на передовой, выполняя особые поручения командования, а также собирая необходимый материал для газеты «Отвага», в которой работал корреспондентом. Иногда за день ему приходилось ходить по 30 км.
Если выпадали поэту свободные минутки, он писал стихи. В самых сложных фронтовых буднях родились такие замечательные лирические произведения:
- «Смерть девушки» и «Слеза»;
- «Прощай, моя умница» и «След».
Муса Джалиль говорил: «Я пока пишу фронтовую лирику. А большие вещи сделаю после нашей победы, если буду живой».
Те, кому довелось быть рядом со старшим политруком Ленинградского и Волховского фронтов Мусой Джалилем, поражались, насколько этот человек всегда мог сохранять выдержку и спокойствие. Даже в самых тяжёлых условиях, попав в окружение, когда не оставалось ни одного глотка воды и сухарика, он учил однополчан сцеживать сок с берёзы и находить съедобные травы и ягоды.
В письме товарищу он писал про «Балладу о последнем патроне». К сожалению, мир так и не узнал это произведение. Скорее всего поэма была о том единственном патроне, который политрук оставлял для себя на самый страшный случай. Но судьба поэта повернулась иначе.
Плен
В июне 1942 года, пробиваясь из окружения с другими офицерами и солдатами, Муса попал в гитлеровское окружение и получил тяжёлое ранение в грудь. Он находился без сознания и попал в немецкий плен. В советской армии Джалиль с этого момента считался пропавшим без вести, а на самом деле начались его длинные скитания по немецким тюрьмам и лагерям.
Здесь он особенно понял, что такое фронтовое товарищество и братство. Больных и раненых фашисты убивали, выискивали среди заключённых евреев и политруков. Товарищи всячески поддерживали Джалиля, никто не выдал, что он политрук, раненого его буквально переносили из лагеря в лагерь, а во время тяжёлых работ специально оставляли его дневальным по бараку.
Поправившись от ранения, Муса оказывал всяческую помощь и поддержку своим товарищам по лагерям, последний кусочек хлеба он делил с нуждающимися. Но самое главное, огрызком карандаша на клочках бумаги Джалиль писал стихи и по вечерам читал их пленным, патриотическая поэзия о Родине помогала заключённым переживать все унижения и трудности.
Муса хотел быть полезным своей Родине даже здесь, в фашистских лагерях Шпандау, Моабит, Плётцензее. Он создал подпольную организацию в лагере под Радомом в Польше.
После поражения под Сталинградом фашисты задумали создание легиона из советских военнопленных не русской национальности, думая, что смогут склонить их к сотрудничеству. Военнопленные-подпольщики дали согласие на участие в легионе. Но когда их послали на фронт, под Гомель, они развернули своё оружие против немцев и примкнули к белорусским партизанским отрядам.
В заключении Мусу Джалиля немцы назначили ответственным за культурно-просветительную работу. Ему приходилось ездить по лагерям. Пользуясь моментом, он вербовал всё новых и новых людей в подпольную организацию. Он даже смог установить связи с подпольщиками из Берлина под руководством Бушманова Н. С.
В конце лета 1943 года подпольщики готовили побег многих заключённых. Но нашёлся предатель, кто-то выдал замыслы подпольной организации. Немцы арестовали Джалиля. За то, что он был участником и организатором подполья, немцы казнили его 25 августа 1944 года. Казнь прошла в берлинской тюрьме Плётцензее на гильотине.
Личная жизнь
У Мусы Джалиля было три жены.
Тогда Альберт стал курсантом Саратовского военного училища, по окончании которого его направили служить на Кавказ.
В 1976 году Альберт обратился к высшему командованию с просьбой направить его служить в Германию. Ему пошли навстречу. Он служил там 12 лет, за это время подробно изучал берлинское движение сопротивления, с которым был связан отец, и собирал о подполье материалы.
Альберту было лишь три месяца от роду, когда издалась первая книга Мусы Джалиля. Поэт подарил этот сборник сыну и оставил там свой автограф. Альберт сохранил отцовский подарок на всю жизнь.
У Альберта два сына, в их жилах протекает кровь дедушки Мусы Джалиля, а значит, род великого поэта продолжен.
Второй женой Мусы была Закия Садыкова, она родила от него красивую и нежную девочку Люцию, так похожую на отца.
Люция с мамой жила в Ташкенте, окончив школу, она стала студенткой музыкального училища на отделении вокала и хорового дирижирования. Затем в Москве окончила государственный институт кинематографии и всегда хотела снять о своём папе фильм. В качестве ассистента режиссёра ей удалось поучаствовать в съёмках документального фильма «Моабитская тетрадь».
Третья супруга Мусы Амина ханум родила ему дочь Чулпан. Они были главными претендентками на культурное наследие великого поэта, но в 1954 году суд разделил всё поровну – Альберту, Люции, Чулпан и Амине ханум. Чулпан Залилова около 40 лет тоже, как и отец, отдала литературной деятельности, она работала в редакции «Русской классики» издательства «Художественная литература». Ежегодно в день рождения Мусы Чулпан с дочерью и двумя внуками (Михаил Миторофанов-Джалиль и Елизавета Малышева) приезжают на родину поэта в Казань.
Признание
В 1946 году в Советском Союзе на поэта было заведено розыскное дело по обвинению в измене Родине и сотрудничестве с гитлеровцами. В 1947 году он попал в списки особо опасных преступников.
В 1946 году в Союз писателей Татарстана пришёл бывший военнопленный Терегулов Нигмат и передал тетрадку со стихами Мусы Джалиля, которую доверил ему поэт, а он смог вынести её из немецкого лагеря. Спустя год в Брюсселе в советское консульство передали второй блокнот со стихами Джалиля. Андре Тиммерманс, участник сопротивления из Бельгии, сумел вынести бесценный блокнот из Моабитской тюрьмы. Он видел поэта перед казнью, тот попросил его передать на Родину стихи.
За годы тюремных заключений Мусою было написано 115 стихов. Эти тетрадки, которые сумели вынести его товарищи, переданы на Родину и хранятся в государственном музее республики Татарстан.
Стихи из Моабита попали в руки нужного человека – поэта Константина Симонова. Он организовал их перевод на русский язык и доказал всему миру патриотизм политической группировки под руководством Мусы Джалиля, организованной прямо под носом у фашистов, в лагерях и тюрьмах. Симонов написал о Мусе статью, которую напечатали в 1953 году в одной из советских газет. С клеветою на Джалиля было покончено, и по стране началось триумфальное осознание подвига поэта.
Память
В Казани на улице Горького в жилом доме, откуда Муса Джалиль уходил на фронт, открыт музей.
Именем поэта названы посёлок в Татарстане, академический театр оперы и балета в Казани, множество улиц и проспектов по всем городам бывшего Советского Союза, школы, библиотеки, кинотеатры и даже малая планета.
Жаль только, что книги поэта Мусы Джалиля сейчас практически не издаются, и его стихи не включены в школьную программу, их проходят по внеклассному чтению.
Хотя стихи «Варварство» и «Чулочки» должны изучаться в школе наряду с «Букварём» и таблицей умножения. Перед расстрелом фашисты согнали всех перед ямой и заставили раздеться. Трёхлетняя малышка посмотрела немцу прямо в глаза и спросила: «Дядя, а чулочки мне снимать?» Мурашки по коже, и кажется, что в одном маленьком стихотворении собрана вся боль советского народа, пережившего ужасы войны. И как глубоко передал эту боль великий и талантливый поэт Муса Джалиль.
Муса Мустафович Джалиль
Детство и юность
Муса Джалиль родился в Оренбургской губернии, в деревне Мустафино 5 февраля 1906 года. Он был шестым, младшим ребенком в семье. Национальность его родителей – татары. Рахима и Мустафа Залиловы (Джалиловы) вскоре после рождения Мусы решили перебраться в губернский город, где жить было гораздо легче, чем в деревне. Рахима была дочерью муллы, она сама устроила Мусу учиться в медресе «Хусаиния». После революции религиозное учебное заведение было реформировано, стало Татарским институтом народного образования.
Мама и бабушка будущего поэта знали много народных песен и сказок. В череде повседневных забот и трудов они всегда находили время, чтобы приобщить детей к прекрасному. Джалиль любил слушать сказки, которые перед сном читала бабушка, ему нравились мелодичные песни мамы. Он еще не ходил в школу, но уже прослыл среди своих сверстников прекрасным рассказчиком. В школе мальчуган прилежно изучал теологические предметы, но особенно ему нравилась светская литература, рисование и пение. Повзрослев, Муса понял, что религия – это не его путь. Итогом его образования стало свидетельство техника, которое он получил на рабфаке педагогического института.
Он становится активным комсомольцем-агитатором, убеждающим детей вступать в пионерскую организацию. Чтобы его агитация была действенной, Муса подкрепляет свои пламенные речи собственными стихотворениями патриотического содержания. В своем родном селе он создает комсомольскую ячейку. Комсомольцы смело вступали в бой с врагами революции. Джалиль пользуется большим авторитетом среди молодежи, его выбирают делегатом всесоюзного комсомольского съезда, членом Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК ВЛКСМ.
В 21 год молодой человек становится студентом Московского государственного университета. Он учится на литературном отделении. Его соседом по общежитию был Варлам Шаламов, который отлично помнит, какой любовью у окружающих пользовался Муса Джалиль. Этого пламенного комсомольца очень уважали за его замечательные стихи, которые Муса декламировал на татарском языке.
После окончания ВУЗа Джалиль работает в столичных татарских газетах, журналах. В 1935 году его позвали работать в Казань, где только что открылся оперный театр. Поэту предложили возглавить литературный отдел театра. Джалиль работает очень увлеченно, подбирает актеров, пишет статьи, рецензии, либретто. Он занимается еще одной очень важной работой – переводит на татарский язык русскую классическую литературу. Знаменитый поэт пользуется большим уважением у земляков и коллег, его избирают депутатом городского Совета, председателем Союза писателей Татарии.
Поэзия
Муса очень рано начинает писать стихи, его первые произведения публиковались в местной газете. До 41 года у этого поэта вышло 10 сборников стихов. Первый из них называется «Мы идем» (1925), сборник вышел в Казани, следующий сборник «Товарищи» выходит в 1929 году. Муса был не только партийным функционером, этот талантливый литератор успевал писать песни, поэмы, пьесы для детей, занимался публицистикой, работал с молодыми поэтами.
В его первых работах была очень заметна агитационная составляющая. Она сочеталась с присущим юноше максимализмом, экспрессивностью, пафосом, метафорами и условностями, характерными для восточной поэзии. Позднее Джалиль пересмотрел свои взгляды на поэзию, в своих произведениях он стал описывать реальную жизнь, искусно приправляя ее искорками фольклора.
В период студенчества Джалиль не только получил хорошее образование, но и приобрел немало друзей, стал популярным. Его творчество нравилось однокурсникам, стихи татарского поэта часто звучали на студенческих вечерах. Одаренный юноша был принят в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль подружился с Михаилом Светловым, Александром Жаровым, бывал на вечерах, где выступал Маяковский.
В 1934 году молодой татарский поэт выпускает очередной сборник стихов. В эту книгу были включены стихотворения на тему комсомола. После выходит еще один сборник Джалиля – «Стихи и поэмы». Эти произведения показали читателям, как поэт оттачивает свое мастерство. Теперь он мыслит философскими категориями, умело пользуется выразительными средствами языка.
Революционный поэт создает необычное произведение – либретто «Золотоволосая». Это история о героических подвигах булгарского народа, не покорившегося своим врагам-иноземцам. Материалом для создания либретто послужил героический эпос «Джик Мерген», сказки, легенды татарского народа. Премьера оперы состоялась в начале июня 1941 года. Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля в 2011 году вернул этот спектакль на свою сцену.
Назиб Жиганов, композитор, убеждал Мусу сократить поэму, поскольку этого требовали законы драматургии. Но Джалиль отверг это предложение, он боролся за каждую свою строку, написанную «кровью сердца». Он был невероятно стойким человеком, горячо болеющим за татарскую литературу, музыкальную культуру. Джалиль был искусный рассказчик, его красочные истории друзья запомнили на всю жизнь. Он вел запись этих историй на татарском языке, однако драгоценные тетради были утеряны.
В гитлеровских застенках поэт написал сотни стихов, 115 из них дошли до потомков. Вершиной его поэтического творчества является цикл стихотворений «Моабитская тетрадь». Сборники стихов действительно представляют собой две тетради, чудом сохранившиеся в тех нечеловеческих условиях. Сокамерники поэта по лагерю Моабит, Плетцензее передали тетради советским властям. Было еще две тетради, переданные в НКВД турецким гражданином, но их следов найти не удалось.
Личная жизнь
У поэта было несколько браков. От первой жены Раузы у него остался сын Альберт, который впоследствии стал офицером, служил в Германии. У Альберта двое сыновей, он бережно хранил первую книгу отца, на которой красуется автограф Джалиля.
После этого у Мусы был гражданский брак с Закиёй Садыковой, в результате которого на свет появилась дочь Люция. Девушка окончила дирижерское отделение музыкального училища, институт кинематографии, работала преподавателем в Казани.
Третья жена, Амина, подарила поэту дочь Чулпан Залилову, которая занимала должность редактора литературного издательства. Ее сын, Михаил Митрофанов-Джалиль, замечательный скрипач.
Причина смерти
У фашистов была цель — воспитать распространителей своей идеологии. Джалиль вступил в эту организацию для подпольной деятельности, вместе с единомышленниками он готовил восстание заключенных. Однако в их ряды попал провокатор, выдавший зачинщиков. Джалиля, его соратников казнили в конце августа 1944 года.
Джалиля долго считали предателем, поскольку формально он входил в состав подразделения Вермахта. И только после смерти Сталина, Константину Симонову и общественному деятелю Гази Кашшафу удалось доказать, что на самом деле поэт был подпольщиком и героем, а не преступником.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Муса Джалиль
Признание на государственном уровне настигло Мусу Джалиля уже после смерти. Обвиненному в предательстве поэту воздали по заслугам благодаря неравнодушным поклонникам его лирики. Со временем пришел черед и премиям, и званию Героя Советского Союза. Но настоящим памятником несломленному патриоту, помимо возвращения честного имени, стал неугасаемый интерес к творческому наследию. По прошествии лет сохраняют актуальность слова о Родине, о друзьях, о любви.
Детство и юность
Гордость татарского народа Муса Джалиль родился в феврале 1906 года. У Рахимы и Мустафы Залиловых воспитывались 6 детей. Семья жила в оренбургской деревне, в поисках лучшей доли перебралась в губернский центр. Там мать, будучи сама дочерью муллы, отвела Мусу в мусульманскую духовную школу-медресе «Хусаиния». При советской власти из религиозного заведения вырос Татарский институт народного образования.
Любовь к поэзии, желание красиво излагать мысли передались Джалилю с народными песнями, исполняемыми матерью, и сказками, которые читала на ночь бабушка. В школе, помимо теологических предметов, мальчику удавались светская литература, пение и рисование. Однако религия не заинтересовала парня – Муса позднее получил свидетельство техника на рабфаке при педагогическом институте.
Подростком Муса пополнил ряды комсомольцев, увлеченно агитировал детей вступать в ряды пионерской организации. Одним из средств убеждения стали первые патриотические стихотворения. В родной деревне Мустафино поэт создал комсомольскую ячейку, члены которой воевали с врагами революции. Активиста Залилова избрали в Бюро Татаро-Башкирской секции ЦК ВЛКСМ делегатом всесоюзного комсомольского съезда.
В 1927 году Муса поступил в Московский государственный университет, на литературное отделение этнологического факультета (будущий филфак). По воспоминаниям соседа по общежитию Варлама Шаламова, Джалиль в университете получил преференции и любовь окружающих благодаря своей национальности. Мало того, что Муса – героический комсомолец, так он еще и татарин, обучающийся в русском вузе, пишет хорошие стихи, превосходно читает их на родном языке.
В Москве Джалиль работал в редакциях татарских газет и журналов, а в 1935 году принял приглашение вновь открывшегося Казанского оперного театра возглавить его литературную часть. В Казани поэт с головой окунулся в работу, подбирал актеров, писал статьи, либретто, рецензии. Кроме этого, переводил на татарский произведения русских классиков. Муса становится депутатом городского Совета и председателем Союза писателей Татарии.
Литература
Первые стихи юного поэта начали публиковать в местной газете. До начала Великой Отечественной войны вышло 10 сборников. Первый «Мы идем» - в 1925 году в Казани, через 4 года – еще один, «Товарищи». Муса не только вел, как сейчас сказали бы, партийную работу, но и успевал писать пьесы для детей, песни, поэмы, публицистические статьи.
Поначалу в сочинениях агитационная направленность и максимализм переплетались с экспрессивностью и пафосом, метафоричностью и условностями, свойственными восточной литературе. Позднее Джалиль предпочитал реалистичные описания с ноткой фольклора.
Широкую известность Джалиль получил во время учебы в Москве. Творчество Мусы очень нравилось его однокурсникам, стихотворения читали на студенческих вечерах. Молодое дарование с восторгом приняли в столичную ассоциацию пролетарских писателей. Джалиль познакомился с Александром Жаровым и Михаилом Светловым, застал выступления Владимира Маяковского.
В 1934 году увидел свет сборник на комсомольскую тематику «Орденоносные миллионы», а вслед за ним – «Стихи и поэмы». Произведения 30-х годов продемонстрировали глубоко мыслящего поэта, не чуждого философии и умеющего пользоваться всей палитрой выразительных средств языка.
Для оперы «Золотоволосая», повествующей о героизме племени булгар, не покорившемся иноземным захватчикам, поэтом переработаны в либретто героический эпос «Джик Мерген», сказки и предания татарского народа. Премьера состоялась за две недели до начала войны, а в 2011 году Татарский театр оперы и балета, к слову, носящий имя автора, вернул постановку на свою сцену.
Как позже рассказывал композитор Назиб Жиганов, он попросил Джалиля сократить поэму, как того требовали законы драматургии. Муса категорически отказался, заявив, что не хочет убирать строки, написанные «кровью сердца». Заведующий литературной частью запомнился другу как человек неравнодушный, интересующийся и переживающий за татарскую музыкальную культуру.
Близкие друзья рассказывали, каким красочным литературным языком поэт описывал всевозможные веселые истории, случившиеся с ним, а потом зачитывал в компании. Джалиль вел записи на татарском языке, но после его смерти тетрадь бесследно исчезла.
Нашлось в душе Джалиля место и лирике, романтизму и юмору, например, «Любовь и насморк» и «Сестричке Иншар», «Весна» и посвященное жене Амине «Прощай, моя умница».
Личная жизнь
Муса Джалиль женат был не единожды. Первая жена Рауза подарила поэту сына Альберта. Он стал кадровым офицером, служил в Германии, всю жизнь хранил первую книгу отца с его автографом. Альберт воспитал двух сыновей, но об их судьбе ничего не известно.
В гражданском браке с Закиёй Садыковой у Мусы родилась Люция. Дочь закончила дирижерское отделение музыкального училища и Московский институт кинематографии, жила и преподавала в Казани.
Смерть
В биографии Джалиля не было бы фронтовых и лагерных страниц, если бы поэт не отказался от предоставленной ему брони от службы в армии. Муса пришел в военкомат на второй день после начала войны, получил направление политруком, работал военкором. В 1942 году, выходя из окружения с отрядом бойцов, Джалиль получил ранение и попал в плен.
В концлагере под польским городом Радом Муса вступил в легион «Идель-Урал». Гитлеровцы собирали в отряды высокообразованных представителей неславянских наций с целью вырастить сторонников и распространителей фашистской идеологии.
Джалиль, пользуясь относительной свободой передвижения, развернул в лагере подрывную деятельность. Подпольщики готовили побег, но в их рядах нашелся предатель. Поэта и наиболее активных соратников казнили на гильотине.
Участие в подразделении Вермахта дало повод считать Мусу Джалиля предателем советского народа. Только после смерти Сталина благодаря усилиям Константина Симонова и татарского ученого и общественного деятеля Гази Кашшафа вскрылась правда о трагических и одновременно героических последних годах жизни поэта.
Библиография
- 1925 – «Мы идем»
- 1929 – «Товарищи»
- 1934 – «Орденоносные миллионы»
- 1955 – «Героическая песня»
- 1957 – «Моабитская тетрадь»
- 1964 – «Муса Джалиль. Избранная лирика»
- 1979 – «Муса Джалиль. Избранные произведения»
- 1981 – «Красная ромашка»
- 1985 – «Соловей и родник»
- 2014 – «Муса Джалиль. Избранное»
Цитаты
Я знаю: с жизнью и мечта уйдет.
Зато с победою и счастьем
Она зарей взойдет в моей стране,
Сдержать зарю никто не властен!
Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя — Мать.
Нам молодость властно диктует: «Ищите!»
И носят нас бури страстей.
Не ноги людей проложили дороги,
А чувства и страсти людей.
Что ж тут удивляться, доктор милый?
Помогает нашему здоровью
Лучшее лекарство дивной силы,
То, что называется любовью.
Источники:
- https://stories-of-success.ru/musy-dzhalilya
- https://biographe.ru/znamenitosti/musa-dzhalil/
- https://24smi.org/celebrity/16594-musa-dzhalil.html