Мусоргский Модест Петрович

Модест Петрович Мусоргский

Модест Мусоргский – самый популярный из русских композиторов, входил в состав «Могучей кучки». Настоящую славу принесла ему опера «Борис Годунов».

Модеста Мусоргского не зря называют исконно русским композитором. Он творил под впечатлением отечественных фольклорных и исторических традиций, при этом наотрез отказывался следовать канонам западной музыки. Его произведения – это уникальный национальный колорит, в котором ярко выражена вся уникальность и самобытность русского человека, мощь его характера и сила души. Хотя именно эту самобытность и не оценили современники великого композитора, настоящую популярность его произведения получили только в 20-м веке. Если бы Мусоргский написал всего лишь одну оперу – «Борис Годунов», он бы и так остался в истории отечественной музыки, как создатель «самобытного русского произведения». Но за свою короткую жизнь он успел поработать в самых разных жанрах, написать несколько оркестровых пьес, романсов, множество песен, вокальную и фортепианную музыку.

Детство

Модест Петрович Мусоргский

На момент рождения Модеста в семье уже подрастал старший сын Филарет. Семья Мусоргских была довольно обеспеченной, поэтому детские годы Модеста прошли как в сказке. У него была няня, которая с ранних лет читала ему русские сказки и пела народные песни, что и повлияло на формирование любви к народным обычаям и традициям. Мама занималась с ним классической музыкой, учила его играть на пианино. В семилетнем возрасте Модест уже на слух играл довольно сложные пьесы для фортепиано, много импровизировал, добавляя к ним собственные мелодии.

Мусоргский подчинился режиму, царящему в этом заведении, но музыку не бросил. Напротив, врожденный талант и приобретенные навыки сочинять музыку, быстро помогли ему освоиться в новых реалиях, найти друзей, выступать на всех праздничных мероприятиях, которые организовывали в школе. Именно в те годы будущий великий композитор пристрастился к спиртному, которое лилось рекой и сопровождало разгульную студенческую жизнь того времени.

Прошло немного времени, и Мусоргский уже на постоянной основе посещал вечеринки, которые проводил в своем доме композитор Александр Даргомыжский. В это же время у него появляются и новые друзья – Александр Бородин, Владимир Стасов, Милий Балакирев, Цезарь Кюи – известные российские культурные деятели. Именно Балакирев взял на себя роль воспитателя Мусоргского, он занялся его музыкальным образованием, тем более, что Модест объявил о своем намерении уйти с военной службы ради того, чтобы полностью отдаться любимому занятию – музыке.

Музыка

Творческий путь великого композитора начался с того, что он перекладывал симфонические произведения, и таким образом оттачивал мастерство и навыки сочинительства и аранжировки. По мере работы Мусоргский понимает, что ему не хватает размаха, что его фантазиям тесно в малых жанрах, и достаточно скоро он приходит к выводу, что нужно писать оперу. До этого вышла его соната для фортепиано, пьеса «Марш Шамиля» и два скерцо для оркестра.

Модест Петрович Мусоргский

На протяжении трех лет композитор писал произведение, руководствуясь мотивами трагедии «Царь Эдип» Софокла, потом пытался положить на музыку «Саламбо» Флобера, затем переключился на творчество Гоголя, работал над сюжетом «Ночи накануне Ивана Купала». По мере написания фрагментов, композитор разочаровывался в своих трудах, а потом и вовсе потерял к ним всяческий интерес, поэтому ни одно из этих произведений так и не было доведено до логического завершения.

В 60-е годы Мусоргский начал экспериментировать с жанрами, принялся за написание песен на стихотворения русских поэтов. Самыми популярными произведениями этой серии получились «Царь Саул», «Песнь старца», «Калистрат». Именно с этих песен и начали прослеживаться в его творчестве народные традиции на злободневную социальную тематику, они были наделены своеобразным драматизмом.

После этого Мусоргский принялся за жанровые романсы – «Песнь Яремы», «Светик-Савишна», «Семинарист», которые стали необычайно популярны у слушателей, хотя и были восприняты далеко не однозначно. В 1867-м композитор представил свое новое детище – симфонию «Иванова ночь на Лысой горе», которая по идее задумывалась как хоровая.

Модест Петрович Мусоргский

В это время Мусоргский вступает в кружок под названием «Могучая кучка», у него появляются новые друзья среди коллег-композиторов, разделяющих с ним увлечение национальными традициями. Менялась политическая обстановка в стране, поэтому в воздухе «запахло» новыми веяниями, которые нашли отражение в тонкой душе музыканта. У него появилось желание воплотить в музыке драматические события прошлого и настоящего, показать развитие исторических моментов на Руси.

Участники кружка «Могучая кучка» старались как можно сильнее связать творчество и действительность, прибегали к использованию нетрадиционных форм. И в результате поисков у Мусоргского получилось написать «Женитьбу», произведение, которое сам автор назвал «разговорная опера». Это была как будто разминка великого композитора перед тем, как приступить к монументальному произведению, а именно опере «Борис Годунов».

Модест начал писать ее в 1868 году, и пушкинский сюжет так легко ложился на музыку, что буквально за год он написал клавир и закончил работу над основной партитурой. Интересно и то, что Мусоргский очень долго обдумывал свои будущие произведения, поэтому, когда садился за написание музыки, то черновики никогда не использовал.

В соответствии с историко-поэтической идеей, композитор взял за основу две темы – судьбу отдельного человека и судьбу всего народа, не стал использовать сольные номера, заменив их масштабными хоровыми сценами. Именно поэтому опера «Борис Годунов» не понравилась руководству Мариинского театра, и премьера в 1870-м так и не состоялась.

Вместе с соратниками композитор приступает за переработку своего произведения. За короткий промежуток времени он внес изменения в сюжет и ввел в действие несколько новых образов. Мусоргский сумел поставить жирную точку в финале оперы, в виде массовой народной сцены. Натуралистические образы, колоритность персонажей, множество фольклорных песен – это основные характеристики оперы «Борис Годунов», благодаря которым ее считают непревзойденной. Модест Мусоргский получил заслуженную славу и почет. В феврале 1874-го в Санкт-Петербурге состоялась премьера оперы.

Успех после премьеры был омрачен неоправданной критикой, которая раздавалась в адрес композитора, но Мусоргский не обращал на нее внимания. Окрыленный реакцией публики на его работу, он принялся за написание нового произведения. На этот раз его заинтересовали кровавые стрелецкие бунты. Свое новое детище Модест назвал «Хованщина». В отличие от предыдущего произведения, работа двигалась намного медленнее, чем хотелось ее создателю. Мусоргский хотел многое успеть, поэтому параллельно с «Хованщиной» занимался другими проектами, отвлекался на написание романсов и песен, которые впоследствии вошли в сборник под названием «Детская». Были среди его работ и пьесы для фортепиано, объединенные в сборнике «Картинки с выставки».

К середине 70-х композитор приостановил работу над «Хованщиной», и занялся созданием вокального цикла «Песни и пляски смерти». Тогда же познакомил коллег с набросками к другой опере, которой дал название «Сорочинская ярмарка».

Несколько последующих лет Модест метался между написанием двух начатых опер. Его финансовое положение стало критическим, композитор находился на грани нищеты. Это очень замедляло работу, угнетало его не только физически, но и психически. В 1879-м при помощи друзей Мусоргский гастролировал по России, кроме того появился фонд в его поддержку. Благодаря этому, композитор продержался еще два года, однако закончить «Хованщину» и «Сорочинскую ярмарку» так и не смог.

Личная жизнь

Практически всю свою сознательную жизнь композитор прожил в Санкт-Петербурге, среди его знакомых была творческая и культурная элита страны. Коллеги из кружка «Могучая кучка» заменили ему семью, с ними он делился своими невзгодами и достижениями, поражениями и победами.

Несмотря на обширный круг влиятельных знакомств, он так и не сумел устроить свою личную жизнь. Композитор никогда не был женат, детей у него тоже нет. Ходили слухи, что в двадцатилетнем возрасте Модеста увлекла кабацкая певица, и что он даже снял для них квартиру. Но она бросила его ради другого мужчины, и это доставило композитору много мучений.

Была еще одна дама, которая вызывала у Модеста прилив нежных чувств. Ее звали Людмила Шестакова, она приходилась сестрой композитору Михаилу Глинке. Но женщина не любила Модеста, это была скорее материнская сердечная привязанность. Об этом говорит и их переписка, письма хранятся в творческом архиве Мусоргского.

Особые отношения связывали композитора и Надежду Опочинину, которая приходилась ему дальней родственницей, и была старше его на 18 лет. Они проводили за беседами много времени, именно ей посвящено несколько романсов Модеста и «Надгробное письмо», которое он написал к ее смерти.

Модест Петрович Мусоргский

Еще одна дама будоражила сердце композитора – Мария Шиловская, красивая одаренная певица-сопрано. Она тоже была намного старше, и ей тоже музыкант посвятил романс.

Близкие отношения связывали композитора и Дарью Леонову, которая опекала его за несколько лет о смерти. Модест жил у нее на даче, они вместе гастролировали по югу России, Дарья пела его «Блоху». Их разница в возрасте тоже была достаточно приличной, к тому же у Леоновой имелся муж.

Смерть

В начале 70-х композитор впервые осознал, что у него начались проблемы со здоровьем. Причиной тому стала бурная юность, беспробудные пьянки и бесконечные кутежи. Именно они привели к тому, что к 40-летию Мусоргский начал страдать от приступов безумия, спровоцированных злоупотреблением спиртным.

Модест Петрович серьезно опасался помутнения рассудка, поэтому решил, что ему нужен личный доктор. Он решил воспользоваться услугами Джорджа Каррика, который в те годы возглавлял петербургское общество врачей, и попробовал бросить пагубную привычку.

Возможно, у него все и получилось бы, если бы в один «прекрасный» день композитора не выгнали со службы. Мусоргский переживал не лучшие времена, подступала нищета, а с ней и приступы белой горячки, которых за это время случилось четыре. В результате, композитор оказался в больнице. Друзья собрали необходимую сумму, чтобы оплатить его пребывание в лечебнице, но это не спасло положение, просто ненадолго отстрочило финал. Среди тех, кто пожертвовал деньги на лечение, был и Илья Репин, автор предсмертного портрета Мусоргского.

Металкогольный синдром вновь напомнил о себе 16 марта 1881 года, в виде очередного приступа, который и спровоцировал смерть Модеста Мусоргского. Местом вечного упокоения величайшего из русских композиторов стал Александро-Невский монастырь, на территории которого его и похоронили коллеги.

В 1972-м музей памяти Модеста Мусоргского открылся в селе Наумово, под него выделили фамильный особняк его матери – Юлии Чириковой. А вот усадьба отца, где родился композитор, не сохранилась.

Ссылки
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Мусоргский Модест Петрович

Модест Петрович Мусоргский великий русский композитор, создававший свои произведения под влиянием русского фольклора и народного творчества. Его опера «Борис Годунов» была невероятно популярной, билеты на неё было трудно достать за долгое время до показа, отрывки из оперы люди пели всюду, их слышно было даже на улице. Музыка Мусоргского была самобытной, утонченной и прекрасной. Модест Мусоргский также был известен, как член «Могучей кучки», сообщества русских композиторов «новой русской музыкальной школы».

Автограф. Модест Мусоргский

Модест Мусоргский. Биография

Модест Мусоргский родился в 1839 году Псковской губернии. Отец его принадлежал к древнему княжескому роду, которой происходил от самого Рюрика, мать также была дворянкой. Своего сына она учила музыке и игре на фортепиано, а сам Модест в детстве любила слушать русские народные сказки, которые ему рассказывала няня.

В самом юном возрасте он играл сложные произведения Ференца Листа и выступал на домашних концертах. Заметив явный талант, его начали учить у профессиональной пианистки. Отец Модеста хотел, чтобы его дети получали образование в Петербурге, так Мусоргский оказался учеником старейшей Петербургской школы, где он учил иностранные языки, но не оставил и музыку.

Юность и творчество

Модест Мусоргский думал о том, как совместить военную службу со своим увлечением музыкой. Онслужил в Преображенском полку, где организовал кружок любителей музыки. Члены кружка вместе посещали театры слушали оперу и обсуждали услышанное. Он был знаком с А. Доргомыжским и Н. Римским-Корсаковым.

Службу в армии Мусоргский оставил со словами: «Соединить военную службу с искусством — дело мудреное».

Музыка была его приоритетом. Тогда де появилось содружество, которое получило название «Могучая кучка». В 1858 году Мусоргский стал работать над оперой «Эдип в Афинах». Эта работа так и осталась незаконченной. В поисках своего стиля Мусоргский решался на музыкальные эксперименты. Его первые произведения не знали успеха, но он не обижался на критику. В 1861 году Мусоргский создал инструментальное произведение «Интермеццо». Его оценили высоко. Эту композицию Мусоргский написал под впечатлением от наблюдения за крестьянами и их жизнью, работой, бытом.

Также он работал над вокальным циклом, состоящим из семи произведений. Творчество русского композитора понравилось самому Ференцу Листу, он подарил Мусоргскому памятный подарок.

Мусоргский

Первая опера, над которой работал Мусоргский «Саламбо» осталась незавершенной, однако, свои наработки композитор использовал для создания оперы «Борис Годунов». Однако её части композитор использовал оперы Борис Годунов. Когда этот масштабный труд был наконец окончен, его передали дирекции Императорских театров. Однако поставить её удалось лишь в 1874 году. Несмотря на неоднозначную реакцию прессы, опера былоа известна и любима народом. Члены «Могучей кучки» приняли ее не слишком тепло, но Мусоргский не сдавался и не оставил творчество.

В 1874 году он окончил цикл фортепианных пьес, в который входили знаменитый «Балет невылупившихся птенцов» и «Избушка на курьих ножках». Часть из них была написала под влиянием творчества Листа.
Мусоргский приступил к созданию «Хованщины», он тщательно изучал исторические документы, серьезно отнесся к своему труду, но его здоровье ухудшалось, а отношения с членами «Могучей кучки» портились, начались трудности с деньгами, работа шла медленно.

Последние годы

Оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре стали показывать в усеченном виде, цензура не допустила финальную сцену. Для Муоргского это стало ударом. Он писал: «Наши оперы нечто вроде беззащитных цыплят перед всемогущим поваром. Какой-нибудь Терентий или Пахом имеет все права, в любой день или час, словить талантливейшую русскую оперу за крыло, отхватить ей лапы или хвост, перерезать горло и потом стряпать из нее какое только ему взбредет на ум фрикассе».

В 1880 году Мусоргский был уволен с официального места работы Ревизионной комиссии Государственного контроля. С тех пор он жил на подарки друзей, которые собирали ему ежемесячно небольшую сумму и давал частные уроки. В 1881 году его выселили из квартиры за неуплату, здоровье его становилось все хуже.

Произведения Мусоргского

  • Саламбо (1863-1866, не окончена)
  • Женитьба (1-е д., 1868)
  • Борис Годунов (1869; 2-я ред. 1872)
  • Хованщина (1872-80)
  • Сорочинская ярмарка (1874-80)

для оркестра:

  • скерцо B-dur (1858)
  • интермеццо (1867)
  • Ночь на Лысой горе (1867)
  • марш Взятие Карса (1880)

для фортепиано:

  • Картинки с выставки (1874)

для хора и оркестра:

  • хор из трагедии Софокла «Царь Эдип» (1860)
  • Поражение Сеннахериба (1867)

для хора, солистов и фортепиано:

  • Иисус Навин (1877)

для голоса с фортепиано

  • сборник Юные годы (1857-1865)
  • Детская (1868-72)
  • Без солнца (1874)
  • Песни и пляски смерти (1875-77)

песни и романсы

  • на сл. Н. А. Некрасова (Калистрат, Колыбельная Ерёмушке)
  • Т. Г. Шевченко (Гопак, На Днепре)
  • А. В. Кольцова (По над Доном сад цветёт, Пирушка)
  • А. К. Толстого (Рассевается, расступается, Спесь)
  • Голенищева-Кутузова (баллада Забытый)
  • А. Н. Плещеева (Листья шумели уныло)

Читайте также:

  • Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
  • Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

Поскольку вы здесь.

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Источники:

  • https://biographe.ru/znamenitosti/modest-musorgskiy/
  • https://www.pravmir.ru/musorgskiy-modest-petrovich/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.