Эрнст Иосифович Неизвестный

Эрнст Неизвестный

Свои самые монументальные произведения советский, а затем российский скульптор Эрнст Неизвестный создал в США. Мастер любил родную страну, уже после эмиграции ваял для нее культовые памятники вроде «Маски скорби» в Екатеринбурге, вот только страна не ценила его. Имя Эрнста Неизвестного знакомо не каждому, но творчество его распространено: лауреатам премии «ТЭФИ» до сих пор вручают статуэтку Орфея, выполненную по эскизам скульптора.

Детство и юность

Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 года в Свердловске (сейчас – Екатеринбург) в семье оториноларинголога Иосифа Моисеевича и советской поэтессы Беллы Абрамовны Дижур. Детство Эрнста Иосифовича проходило спокойно, без взлетов и падений. Обучался в школе №16 Свердловска, не получал высоких оценок, равно как и низких. Все потому, что мальчик отдавал предпочтение искусству, а не «скучным» естественным наукам.

В 1939 году Неизвестный впервые презентовал творчество публике, приняв участие во Всесоюзном конкурсе детского творчества. Он придумывал что-то новое для экспозиции ежегодно вплоть до поступления в Среднюю художественную школу при Всероссийской академии художеств в 1942-м.

В августе 1942 года 17-летнего Эрнста Неизвестного забрали на обучение в пулеметное военное училище Туркменистана. Год понадобился юноше на освоение новых знаний, и в октябре 1943-го его в звании младшего лейтенанта направили в воздушно-десантные войска только что сформированного 4-го Украинского фронта.

В марте 1944 года Неизвестный стал командиром стрелкового взвода 86-й гвардейской стрелковой дивизии 5-й ударной армии. Будущий скульптор не сидел в окопе, проявлял мужество и отвагу при штурме Будапешта. Однажды Эрнст Иосифович получил документ, в котором было указано, что он убил 16 человек в рукопашной битве.

«Мне стало страшно, я такого не помню. Помню, я тогда думал: “Надо воевать, надо воевать. Другого выхода нет. И причем здесь смерть?”. На фронте у меня было ощущение бессмертия», - вспоминал Неизвестный в интервью газете «КоммерсантЪ».

Уже на закате Великой Отечественной войны Неизвестный получил тяжелейшую травму и едва не расстался с жизнью. 22 апреля 1945 года, за 17 дней до капитуляции нацистской Германии, будущий ваятель оказался на операционном столе в Австрии. У него было выбито 3 межпозвоночных диска, а плевральная полость наполнялась воздухом.

Юноша пережил 7 ушиваний диафрагмы, полное ушивание легких, но в результате был объявлен мертвым. За храбрость, проявленную в бою, Неизвестного «посмертно» наградили орденом Красной Звезды (который мужчина получил спустя 25 лет) и медалью «За отвагу».

Жизнь молодого солдата спас полевой врач, который заметил, что Эрнст Иосифович дышит. После ряда сложных операций состояние больного стабилизировалось. Правда, еще 3 года после войны Неизвестный ходил на костылях, еле передвигаясь с перебитым позвоночником, испытывал боли, которые заглушал лишь морфий, заикался. Впрочем, даже эти страшные травмы не смогли в молодости разлучить Неизвестного с искусством.

Творчество

Работы, выполненные в натуралистическом жанре, включили в экспозицию, а в 1970-е годы пытались выбросить. Если бы музейные работники не спрятали изображения поглубже в фондохранилище, ранний Неизвестный был бы утерян. С 2009 года эти 2 произведения дополняют выставку Государственного музея Екатеринбурга.

Талант бывшего солдата в 1950 году оценила Третьяковская галерея, а выпускная работа 5-го курса «Строитель Кремля Федор Конь» номинировалась на Сталинскую премию, впоследствии приобретена Русским музеем.

В начале 1950-х годов Неизвестный, памятуя ужасы Великой Отечественной, создал цикл «Война – это…», апогеем которого стала скульптура «Мертвый солдат» (1957). Это вылитое из бронзы изображение – лежащая фигура с исхудалым, почти ссохшимся лицом, в груди зияет рана, но кулак победоносно выброшен вперед, как символ неколебимости русского солдата.

Эрнст Неизвестный - Скульптура «Мертвый солдат»

«Мертвый солдат» – маленькая скульптура, но уже в те годы Неизвестный начал тяготеть к монументальным фигурам. Он воплощал задумки в альбоме, который получил название «Гигантомахия, или Битва гигантов».

Венцом карьеры Неизвестный считал «Древо жизни», работа над которым началась в 1956 году и продолжилась уже в эмиграции. Согласно задумке скульптора, монумент в форме сердца должен был состоять из 7 витков Мебиуса, «внутренность» заполняли бы фигуры детей и взрослых, отдельные части тела, вещи и символы.

По состоянию на 1998 год Неизвестный вложил в «Древо жизни» порядка 800 тыс. руб. из собственного кармана. Поставить монумент мэр Москвы Юрий Лужков планировал напротив комплекса зданий секретариата Совета экономической взаимопомощи на Новом Арбате. В итоге в 2004 году «Древо жизни» украсило торгово-развлекательный центр «Мост “Багратион”». В скульптуре угадываются лица Юрия Гагарина и Будды, лента Мёбиуса, распятие, сюжеты изгнания из рая.

Год за годом Неизвестный презентовал скульптуры, непохожие на работы советских мастеров: «Самоубийца» (1958), «Адам» (1962-1963), «Усилие» (1962), «Механический человек» (1961-1962). Несуразные фигуры гармонично дополнили выставку авангардистов в Москве, которая была посвящена 30-летию московского отделения Союза художников СССР. Среди почетных гостей был Никита Хрущев.

Лидер Советского Союза творчество авангардистов не оценил. В нецензурных выражениях он обругал и Эрнста Неизвестного, назвав его творчество «дегенеративным».

Эрнст Неизвестный - Иллюстрации к роману «Преступление и наказание»

Примечательно, что могилу Никиты Хрущева украшает надгробие, придуманное и воплощенное Неизвестным по просьбе родственников бывшего главы СССР.

С начала 1960-х годов до эмиграции в 1976-м Неизвестный создал порядка 850 скульптур – циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски». За 15 лет из этого многообразия удалось продать всего 4 работы.

Неизвестный не желал покидать Советский Союз, но власть «душила» его. В июне 1973 года скульптор подал документы на иммиграцию в Израиль, а в марте 1976-го, после 3-летнего пребывания в отказниках, уехал через Швейцарию в США. В 1977 году поселился в Нью-Йорке.

Самой крупной работой Неизвестного в эмиграции стал памятник жертвам сталинских репрессий. Скульптор задумывал создать «Треугольник скорби» – триптих из мемориалов в Магадане, Екатеринбурге и Воркуте. Идея воплотилась частично. 15-метровый монумент «Маска скорби» появился в Магадане в 1996 году. Уже после смерти Неизвестного, в 2017-м, сильно измененная по сравнению с первоначальным эскизом 3-метровая «Маска скорби: Европа-Азия» открылась в Екатеринбурге. Триптих так и не дополнил памятник в Воркуте.

Личная жизнь

У Эрнста Неизвестного было 2 жены. Первая – керамист Дина Петровна Мухина. В браке родилась дочь Ольга, которая стала художницей.

Эрнст Неизвестный и его жена

На 70-м году жизни скульптор женился на Анне Грэм, переводчице. Вместе они растили дочь Оливию. По словам Неизвестного:

«Аня открыла другую сторону жизни, которую я практически не знал: быть мужем и быть ответственным».

Раньше этих чувств мужчина не испытывал в силу специфики биографии, как предположил он сам.

Смерть

92-летний Эрнст Неизвестный умер 9 августа 2016 года, после долгой болезни, в Нью-Йорке. Раскрытие причины смерти скульптора вызвало неприятные пересуды о его личной жизни: якобы Анна Грэм сживала мужа со свету в последние годы.

Могила Эрнста Неизвестного находится на Шелтон-Айленде в Нью-Йорке. Отпевание проходило в православном Никольском соборе на Манхэттене. По словам соратника скульптора Феликса Комарова, мужчина «просил, чтобы на могиле не устанавливали никаких памятников, а только русский православный крест». Вероятно, последняя воля Неизвестного была исполнена, но фото, подтверждающих это, нет.

Работы

  • 1962 – «Кентавр указующий»
  • 1966 – «Прометей и дети мира»
  • 1971 – «Цветок лотоса»
  • 1988 – «Сквозь стену»
  • 1993 – «Человек кричащий»
  • 1994 – «Орфей»
  • 1995 – «Золотое дитя»
  • 1996 – «Маска скорби»
  • 2000 – «Возрождение»
  • 2004 – «Древо жизни»
  • 2017 – «Маска скорби: Европа-Азия»

Эрнст Иосифович Неизвестный

Эрнст Неизвестный – советский, российский и американский скульптор, автор монументальных изваяний, установленных по всему миру. Главной работой в жизни Неизвестного считается «Древо жизни», установленное в фойе пешеходного моста «Багратион» в столице.

Ранние годы

Скульптор родился 9 апреля 1925 года в городе Свердловск. Его отец, Иосиф Неизвестный, посвятил свою жизнь медицине, а мать, Белла Дижур, была поэтессой. Многие факты своей биографии Эрнст долгое время скрывал. Например, то, что его дедушка был представителем купеческого сословия, а отец и вовсе выступал на стороне белогвардейцев.

Как вспоминал сам Эрнст Иосифович, поколения начала 20-го века были вынуждены жить во лжи, доходило до полного переписывания родословных. Выяснилось, что фамилия семьи юноши вовсе не Неизвестные, а Неизвестновы – две последние буквы изменил отец, чтобы избежать преследований со стороны большевиков.

В школьные годы будущий ваятель принимал участие в различных художественных конкурсах. В конце 1930-х талантливый парень поступил в художественную школу Ленинграда, которая во время войны была эвакуирована в Самарканд. Отсюда, несмотря на проблемы со здоровьем, молодой человек ушел добровольцем на фронт.

Эрнст Иосифович Неизвестный

В одном из боев Эрнст получил тяжелое ранение – его даже сочли мертвым. Вместе с телами сослуживцев его поместили в подвал для последующего захоронения. Пролежав некоторое время среди трупов, молодой человек очнулся и дал о себе знать. Даже когда все выяснилось, в штабе все равно допустили ошибку и представили героя к ордену Отечественной войны посмертно.

Ранение сильно подкосило здоровье начинающего скульптора — несколько месяцев он не мог творить. По окончании войны Неизвестный устроился в Свердловское военное училище на должность преподавателя черчения.

В 1946-м Эрнст стал студентом Рижской академии художеств, а в следующем году подал документы в МГУ имени Ломоносова и Московский художественный институт имени Сурикова. Уже тогда скульптуры молодого ваятеля выставлялись на студенческих выставках и в некоторых городских галереях.

Будучи третьекурсником, Неизвестный представил работу «Яков Свердлов знакомит Ленина и Сталина», а также горельеф для Свердловского музея под названием «Яков Свердлов призывает уральских рабочих к вооруженному восстанию». Дипломной работой студента стала композиция «Строитель Кремля Федор Конь», впоследствии купленная Русским музеем.

Творческий путь

Уже в раннем периоде творческой биографии молодой человек столкнулся с жестокой цензурой. Многие из экспериментальных и не одобренных чиновниками работ приходилось прятать от посторонних глаз.

Эрнст Иосифович Неизвестный

Неизвестного критиковала пресса, его вызывали на допросы в соответствующие органы и даже подвергали избиениям на улице. К счастью, среди коллег нашлось немало порядочных людей, которые смогли отстоять доброе имя талантливого скульптора. В 1955 году Эрнст Иосифович был принят в члены Московского Союза художников.

К началу 1960-х ваятель завершил работу над циклом «Роботы и полуроботы» и «Война это», скульптурами «Усилие» и «Атомный взрыв». Параллельно автор занимался живописью и созданием графический изображений. Всемирный VI фестиваль молодежи и студентов, проходивший в 1957 году в Москве, принес создателю сразу три медали – бронзовую, серебряную и золотую.

В 1962-м в столице прошла выставка, приуроченная к юбилею Московского отделения Союза художников. Наряду с маститыми представителями социалистического реализма свои творения представили начинающие авангардисты, в числе которых был Эрнст Неизвестный.

Эрнст Иосифович Неизвестный

В один из дней выставку посетил генсек Никита Хрущев, чья реакция на экспонаты оказалась предельно негативной. Сохранились исторические видеокадры, где первое лицо страны ругает скульптуры и дает им самые нелестные эпитеты. Досталось и Неизвестному, работы которого глава государства назвал «дегенеративным искусством».

Эрнст Иосифович отчаянно защищал как свои изваяния, так и скульптуры молодых коллег. Никита Сергеевич к аргументам творца остался равнодушным, переубедить его не удалось. Более того, после выставки начался конец оттепели, на которую так надеялись представители многих творческих профессий. Неизвестный был исключен из Союза художников, и при правлении Хрущева ему был отрезан путь к любым государственным заказам.

Однако, когда генсек скончался, изготовить надгробие на его могилу поручили именно опальному скульптору. Неизвестный озвучил идею, с которой согласились близкие покойного: это была композиция из темного и светлого мрамора, олицетворявшая неоднозначность фигуры деятеля.

Эрнст Иосифович Неизвестный

При Брежневе к творцу начали относиться более лояльно. В 1960-х Эрнст получил госзаказ на возведение комплекса «Монумент Дружбы детей мира» на территории всесоюзной детской здравницы «Артек». В основании 150-метрового рельефа были заложены камни, привезенные юными отдыхающими со всего света.

Эрнст Иосифович Неизвестный

В начале 70-х автор стал победителем конкурса проектов скульптуры, которую планировалось разместить на египетской Асуанской плотине. Монумент «Цветок лотоса», созданный советским ваятелем, стал самой крупной скульптурой в мире.

Позже Неизвестный принял участие в оформлении стен библиотеки Московскогоинститута электротехники. Бюджет выделили более чем скромный, и, поговаривали, что Эрнст не возьмется за проект. Однако мастера финансовые проблемы не остановили: он решил работать в режиме жесткой экономии. Вместо того, чтобы поручить изготовление барельефа комбинату, он собственноручно воплотил в жизнь свой уникальный эскиз. И вновь автор смог произвести фурор: его творение «Становление человека разумного» заняло почти тысячу квадратных метров и стало крупнейшим барельефом, изготовленным в закрытом пространстве.

Последней работой Эрнста Иосифовича в СССР стала композиция на здании ЦК Компартии в столице Туркменской ССР.

Эмиграция

В 1976-м скульптор уехал из Советского Союза. Его супруга Дина Мухина вместе с дочерью предпочла остаться в стране.

Несмотря на то, что в СССР Неизвестному поручали все больше государственных заказов, он испытывал постоянное давление со стороны властей. Он участвовал в самых грандиозных проектах, однако был вынужден постоянно действовать в навязанных ему рамках. Себя скульптор сравнивал с актером, который всю жизнь мечтал о роли Гамлета, но ее ему никто не давал.

За границей к тому времени имя советского мастера было уже широко известно. Поначалу Неизвестный поселился в Швейцарии, где до этого неоднократно проходили его персональные выставки. После года жизни в Цюрихе творец перебрался в Америку, где стал членом Нью-Йоркской академии науки и искусства.

В середине 80-х мастера избрали в Шведскую академию наук, затем пригласили в Европейскую академию искусства и гуманитарных наук. В Соединенных Штатах Неизвестный работал лектором Колумбийского, Калифорнийского и Орегонского университетов. Среди новых знакомых Эрнста Иосифовича были такие влиятельные люди, как Артур Миллер, Генри Киссинджер и Энди Уорхолл.

Одной из первых работ скульптора на чужбине стала голова композитора Дмитрия Шостаковича, заказанная вашингтонским Центром исполнительных искусств имени Кеннеди. Позже маэстро организовал ряд выставок в знаменитой Галерее Магна в городе Сан-Франциско. Для этого выставочного центра Эрнст изваял несколько скульптур, вошедших в цикл «Человек, пробивающийся сквозь стену». Параллельно шедевры создателя выставлялись в шведском Уоттерсберге. Также Неизвестный создал несколько проектов распятий, которые приобрел Папа Римский Иоанн Павел II для Музея Ватикана.

Эрнст Иосифович Неизвестный

Создавая изваяния, автор продолжал работать с графическими изображениями. В конце 80-х он подготовил цикл иллюстраций для изданий Сэмюэла Беккета, Федора Достоевского и Данте Алигьери.

После распада СССР Эрнст Иосифович стал часто посещать родную страну. В середине 90-х он стал автором эскиза главной телепремии России – статуэтки «ТЭФИ». В 1995 году в районе Одесского морского вокзала была возведена композиция «Золотое дитя» — первый монумент автора, выполненный в постсоветский период.

Эрнст Иосифович Неизвестный

Через год в Элисте состоялось открытие памятника «Исход и Возвращение», посвященного депортированным в Сибирь калмыкам. В тот же период в Магадане торжественно открыли мемориал «Маска скорби» памяти жертв сталинских репрессий.

Эрнст Иосифович Неизвестный

«Древо жизни» — фундаментальная работа автора, над которой он трудился почти полвека. Открытие главной скульптуры ваятеля состоялось в 2004 году на пешеходном мосту «Багратион» Москве. Причудливая композиция состоит из множества религиозных символов, петель Мебиуса и изображений выдающихся личностей.

Личная жизнь

Эрнст Иосифович был женат дважды. Первой спутницей мастера стала керамист и художник Дина Мухина, подарившая супругу дочь Ольгу. Семья распалась, когда Неизвестный принял решение об эмиграции.

Эрнст Иосифович Неизвестный

Во второй раз скульптор женился в 1995 году. Мастер обустроил свою личную жизнь с Анной Грэм – своей переводчицей и личным секретарем. Этот брак продлился вплоть до последних дней знаменитого ваятеля.

Смерть

В 2007 году Неизвестный представил свое последнее монументальное творение – бронзовое изваяние Сергея Дягилева. Оно было установлено в Перми, во дворе родового дома автора.

На закате дней Эрнст Иосифович страдал от возрастных болезней, полноценно работать не позволяла наступившая слепота. Все же мастер находил возможность делать зарисовки на бумаге – в этом ему помогал специальный оптический прибор.

Эрнст Иосифович Неизвестный

9 августа 2016 года гениального скульптора не стало. Местом его погребения стало небольшое кладбище на острове Шелтер в Соединенных Штатах.

Публикации

  • Кроме скульптурного наследия, Неизвестный оставил потомкам ряд литературных сочинений:
  • «Катакомбная культура и официальное искусство»
  • «Диалог с Хрущевым»
  • «Беда и счастье русского художника»
  • «Будущее режима».
Ссылки
  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Эрнст Неизвестный — биография скульптора

Неизвестный Эрнст Иосифович

Эрнст Неизвестный – советский и американский скульптор-монументалист, оставивший после себя огромное наследие. Его работы можно встретить во многих странах мира.

Ни ужасы войны, ни конфликты с политическим руководством СССР, ни вынужденный отъезд из страны не смогли заглушить его вдохновение и страсть к творчеству. В эмиграции получил признание и стал коммерчески успешным художником.

Детство и юность

Эрнст Иосифович Неизвестный родился в Свердловске 9 апреля 1925 г. в семье Иосифа Моисеевича Неизвестного (1898-1979) и Бэллы Абрамовны Дижур (1903-2006).

Эрнст Неизвестный в детстве

Эрнст Неизвестный в детстве

Эрнст Неизвестный с мамой и младшей сестрой

Эрнст Неизвестный с мамой и младшей сестрой

В юности Эрнсту Неизвестному пришлось скрывать свое происхождение: его отец был белым офицером, а дед – Моисей Неизвестнов – состоятельным купцом. На стороне белогвардейцев воевали и его дяди. Когда установилась советская власть, дед и отец чудом избежали расстрела.

В подростковом возрасте будущий скульптор участвовал во Всесоюзных конкурсах детского творчества. Учился в Ленинградской художественной школе, эвакуированной в Самарканд.

В 1942 г. был призван в Красную армию. Его отправили учиться в Туркмению – в Туркестанское пулеметное военное училище. После завершения учебы в 1943 г. получил звание младшего лейтенанта и отправился на фронт.

Неизвестный вспоминал, что в то время за убийство офицера был приговорен к расстрелу, но приговор заменили отправкой в штрафбат.

С фронта вернулся инвалидом после тяжелого ранения – был сломан позвоночник. 3 года передвигался на костылях и испытывал невыносимую боль. Чтобы облегчить свое состояние, принимал морфий. Позже устроился в Свердловское пехотное училище преподавателем черчения, но проработал там недолго.

После войны был награжден медалью «За отвагу» и Орденом Красной Звезды.

Эрнст Неизвестный в годы войны

Эрнст Неизвестный в годы войны

Краткая биография

Важные события в жизни Эрнста Неизвестного:

  • 1946 г. – поступил в Риге в Академию художеств.
  • 1947 г. – был принят в Московский художественный институт им. Сурикова, слушал лекции на философском факультете МГУ.
  • 1955 г. – стал членом Союза художников в Москве.
  • 1956 г. – начал работу над самой значимой скульптурой в своей творческой биографии «Древо жизни» (трудился над ней в течение 40 лет).

Эрнст Неизвестный в молодости

Эрнст Неизвестный в молодости

  • 1957 г. – принял участие в VI Всемирном фестивале молодежи и студентов и завоевал все 3 призовые награды, но позже от золотой медали ему пришлось отказаться.
  • 1957 г. – создал знаменитую скульптуру «Мертвый солдат».
  • 1958 г. – создание скульптуры «Самоубийца».
  • 1958 г. – участие во Всесоюзной художественной выставке «40 лет ВЛКСМ».
  • 1961 г. – проведение первой персональной выставки в Москве в клубе «Дружба».
  • 1962 г. – начал работу над скульптурами «Усилие», «Механический человек», «Адам».
  • 1962 г. – поучаствовал в выставке авангардистов в Манеже, на которой Н.С. Хрущев жестко раскритиковал его работы.
  • 1962 г. – был исключен из Союза художников.
  • 1965 г. – начал участвовать в заграничных выставках.
  • 1971 г. – победил в конкурсе на лучший проект памятника над Асуанской плотиной в Египте.
  • 1973 г. – подал документы для выезда в Израиль, но ему отказали.
  • 1973 г. – начал работу над 8-метровым монументом «Сердце Христа» для польского монастыря.
  • 1974 г. – выполнил масштабный рельеф в здании Московского института электронной техники.
  • 1975 г. – в Ашхабаде создал барельеф, украшающий здание архива ЦК компартии.
  • 1976 г. – уехал из СССР, временно обосновался в Швейцарии, в Цюрихе.
  • 1977 г. – переехал в США, поселился в Нью-Йорке, начал преподавать в Колумбийском университете.
  • 1983 г. – стал профессором Колумбийского и Орегонского университетов.
  • 1986 г. – принят в Шведскую академию наук.
  • 1987 г. – открытие в Уоттерсберге (Швеция) музея «Древо жизни» с персональными работами.
  • 1989 г. – был принят в Европейскую Академию искусств, наук и гуманитарных знаний.
  • 1989 г. – приехал в Москву, чтобы прочитать в МГУ лекции по культуре.
  • 1990 г. – оформил памятник А. Сахарову; подписал «Римское обращение».
  • 1994 г. – создал эскиз статуэтки – главного приза для «ТЭФИ».
  • 1995 г. – был удостоен Государственной премии РФ в области литературы и искусства.
  • 1996 г. – приглашен на должность советника по культуре президента РФ.
  • 1996 г. – был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени – за выдающиеся заслуги в области изобразительного искусства;
  • 1996 г. – получил Государственную премию РФ в области изобразительного искусства за серию бронзовых скульптур.
  • 2000 г. – за большой вклад в развитие изобразительного искусства был вручен Орден Почета.
  • 2000 г. – открытие в Москве скульптуры «Возрождение».
  • 2007 г. – завершил работу над своим последней скульптурой – фигурой Сергея Дягилева.
  • 2013 г. – открытие музея в Екатеринбурге.
  • 2016 г. – умер в Нью-Йорке.

Эрнст Неизвестный

Личная жизнь

Эрнст Иосифович дважды связывал себя узами брака. Его первой женой была Дина Петровна Мухина – известный скульптор, керамист. В 1958 г. у супругов родилась дочь Ольга.

С первой женой Диной

С первой женой Диной

Семья распалась, когда Неизвестный уехал из СССР. Его жена и дочь не смогли последовать за ним.

Повзрослев, Ольга, тоже выбрала творческую профессию – стала художницей. В 1992 г. она приехала к отцу.

С дочерью Ольгой

С дочерью Ольгой

В США скульптор познакомился с переводчицей Анной Грэм – русской эмигранткой, которая была младше его на 34 года. С 1989 г. они стали жить вместе, а в 1995 г. официально зарегистрировали свои отношения. Этот брак продлился до конца жизни Эрнста Иосифовича. Анна исполняла обязанности менеджера и личного секретаря.

Эрнст Неизвестный и Анна Грэм

Эрнст Неизвестный и Анна Грэм

Внуков у скульптора нет.

Заключение

Эрнста Неизвестного считают родоначальником новой скульптуры XX века. Основная тема его творчества – гуманизм. В своих работах он соединял символизм с экспрессионизмом, отражая трагичность человеческой жизни и постоянно обращаясь к теме смерти.

Эрнст Неизвестный за работой

Эрнст Неизвестный за работой

Эрнст Иосифович всегда отличался высокой работоспособностью, поэтому ему удалось создать очень много скульптурных произведений. Точное количество творений мастера до сих пор никто не посчитал.

Творческое наследие Неизвестного не ограничивается одними скульптурами. Он иллюстрировал книги, читал лекции в высших учебных заведениях и занимался литературной деятельностью – писал мемуары, эссе, очерки.

Хорошие отношения с американской элитой (Рокфеллером, Энди Уорхолом, Генри Киссинджером, Артуром Миллером и др.) позволили ему стать известным и востребованным скульптором в чужой стране.

Уроженец Урала скульптор Эрнст Неизвестный умирал два раза

Эрнст Неизвестный никогда не забывал о своей малой родине – Екатеринбурге. Ещё в начале 90-х он рассказывал: «Это город моего детства, моей юности. Он связан с какими-то эмоциональными воспоминаниями. Вот почтамт, где я встречался со своей будущей женой, вот памятник, который был должен делать я, а мне не дали. Поэтому Свердловск для меня не город как архитектура. Он похож на город Брэдбери – город духов, духов моей жизни».

Новость по теме

В 1925 году, когда родился Неизвестный, Екатеринбург только-только был переименован в Свердловск. После революции и гражданской войны в столице Урала мало-помалу возрождалась культурная жизнь, росли тиражи печатных изданий, начало работать автобусное сообщение. По городу ходили 12-местные «маршрутки» марки «Форд», перевозившие горожан и приезжих от железнодорожного вокзала до окраин. Накануне войны в Свердловске велось масштабное строительство машиностроительных и металлургических заводов-гигантов.

Известно, что будущий скульптор занимался в кружке изобразительного искусства во Дворце пионеров, который располагался в бывшей усадьбе купцов Харитоновых-Расторгуевых. Сегодня это Дом творчества учащихся.

Орден посмертно

С самого начала Великой Отечественной войны Неизвестный стремился попасть на фронт: «Мне казалось, что происходит история, что история пройдёт мимо меня, если я отсижусь в тылу, и я рвался на фронт всеми силами».

В результате в 1942 году, в возрасте 17 лет, Эрнст, приписав себе лишний год, мастерски подделывает документы, заканчивает ускоренный курс военного училища, получает звание лейтенанта и попадает на передовую…

Служил он в воздушно-десантных войсках, был пулемётчиком штурмового отряда. При этом «военная карьера» едва не оборвалась для него уже в первые фронтовые месяцы: в результате ссоры Неизвестный убил офицера – за то, что тот изнасиловал женщину. В результате его приговорили к расстрелу, который лишь в самый последний момент был заменён штрафбатом.

Воевал Неизвестный хорошо, на совесть. Однажды во время атаки он ворвался во вражеский окоп, уничтожил пулемётное гнездо и 16 фашистов, был ранен, но продолжал командовать взводом. Последнее ранение, которое Неизвестный получил 22 апреля 1945 года в Австрии, едва не свело его в могилу. Товарищи решили, что он убит, об этом было доложено начальству. Домой ушла похоронка, а Неизвестный «посмертно» был награждён орденом Красной Звезды и медалью «За отвагу».

Неизвестный на Урале.

В 1964 году поэт Андрей Вознесенский описал эту историю в стихотворении «Лейтенант Неизвестный Эрнст».

Лейтенант Неизвестный Эрнст.
На тысячи вёрст кругом
Равнину утюжит смерть
Огненным утюгом…
Заканчивается стихотворение вопросом:
Конечно, вы свежевыбриты
и вкус вам не изменял.
Но были ли вы убиты
за родину наповал?

Неизвестный обманул смерть: когда санитары уже несли тело в морг, они уронили его, и от дикой боли лейтенант «воскрес». Спас его талантливый советский врач, имени которого скульптор так и не узнал. У фронтовика были выбиты три межпозвоночных диска, продырявлен живот и лёгкие. Эрнст Иосифович перенёс кучу операций на позвоночнике, после войны три года ходил на костылях. Чтобы как-то унять страшные боли, он колол морфий, а последствием контузии стало заикание.

В конце 1945 года Неизвестный снова вернулся в родной Свердловск. Мать – знаменитая писательница Белла Абрамовна Дижур – едва узнала его: с войны, как с того света, пришёл совсем другой человек. В заключении врачей стояла формулировка: «Нетрудоспособен». Несмотря на это, фронтовик устроился на завод помощником литейщика. Работа требовала выносливости, физической силы, однако он параллельно успевал преподавать черчение в Суворовском училище…

«Моя родина – Урал»

Средний Урал никогда не забывал своего великого земляка. В составе Свердловского областного краеведческого музея у нас 9 апреля 2013 года открылся единственный в России Художественный музей Эрнста Неизвестного. В обозримом будущем на мемориале жертвам политических репрессий появится монумент «Маски скорби». В 2015 году на фасаде дома по улице Свердлова, 58 была открыта мемориальная доска, посвящённая матери скульптора – Белле Дижур. В последние дни от властей и представителей общественности поступает много предложений, чтобы именем мастера назвать одну из улиц в Екатеринбурге.

Статья по теме

Сегодня искусствоведы и историки спорят, какую державу представляет великий художник. Однако скульптор Эрнст Неизвестный в своё время сам ответил на этот вопрос: «Родина для меня – это Россия, это Урал, где я родился. В США мой дом, а сердцем я на Урале. Чем дольше я живу, тем чаще вспоминаю Урал, Свердловск. Кстати, самые яркие воспоминания о Екатеринбурге связаны у меня с художественной школой, с Дворцом пионеров, куда я ходил в кружок…»

Интересный момент: в Асбесте уже более полувека стоят две работы Эрнста Неизвестного – скульптуры «Наука» и «Искусство» около входной группы в местный дворец культуры. В городе десятилетия ходили легенды, что их авторство принадлежит именно ему. Кто-то утверждал, что это его дипломная работа, а кто-то якобы своими глазами видел, как скульптор на улице, стараясь угодить заказчику, «вносил правки». В 2013 году Эрнст Неизвестный официально признал эти работы своими…

Душа осталась

На прошлой неделе в Художественном музее Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге почтили память выдающегося скульптора. 11 августа состоялось открытие мемориальной выставки фотографий, на котором собрались родственники, коллеги и товарищи Неизвестного. В экспозицию вошли снимки, иллюстрирующие его жизненный путь: фотографии скульптора в студенчестве, снимок его диплома, полученного в Московском художественном институте, и кадры, на которых запечатлена его первая мастерская. Большинство экспонатов – фотографии из личного архива вдовы скульптора Анны Грэхем.

«Могу сказать только об одном: семье очень приятно, что этот человек, путь которого был усыпан далеко не розами, а в основном шипами, прошёл по этой жизни с гордо поднятой головой, не сломился ни перед кем и ни перед чем, – сказала племянница скульптора Наталья Неизвестнова. – Я думаю, что он ушёл от нас физически, но осталась его душа, его работы. У него очень много философских работ – не только художественных, но и текстовых. Я думаю, что всё это еще требует осмысления. А наша задача – сделать всё, что он не смог осуществить при жизни…»

Гений

Интеллектуальную мощь, силу духа, творческую громаду Эрнста Неизвестного вспоминает хорошо знавший его уральский художник с мировым именем Виталий Волович.

Рада Боженко, «АиФ-Урал»: Виталий Михайлович, ваши с Эрнстом Иосифовичем мамы были дружны, вы были и иллюстратором первой книги Беллы Дижур. А когда состоялась ваша первая встреча с Неизвестным?

Виталий Волович: В 1946 году. Он тогда уже учился в Рижской академии, но приехал к нам в художественное училище. Эрнст был старше меня всего на три года, но мы рядом с ним были всего лишь «семечки». Какое впечатление он на нас произвёл! Крепкий, с широченными плечами человек, очень уверенный в себе, говорил сильно. Меня тогда поразили его невероятно проницательные глаза. И улыбка. Он разговаривает, потом – раз, появляется «приклеенная улыбка», которая также мгновенно сходит. Потом с годами я понял, что это его характерная мимика.

А причиной приезда Эрнста к нам в училище было знакомство с совершенно очаровательной девочкой – Диночкой Мухиной, которая училась на курс младше нас. Мы-то наивно полагали, что мы ему интересны, а на самом деле предмет интереса Неизвестного был иной. К слову, Диночка потом стала его женой.

Новость по теме – А ваши отношения продолжились?

– Конечно. У нас было множество незабываемых встреч. В том числе, когда я был по каким-то делам в Москве, обязательно заходил к Эрнсту в мастерскую. Сначала в небольшую на Сретенке, потом в огромную на проспекте Мира. Каждый раз, когда я туда приходил, был потрясён количеством его работ: рисунков, скульптур. Можно было предположить, что работала мощная бригада. Невероятная творческая энергия в нём кипела! Главная характерная черта Эрнста – нахождение в состоянии постоянной жажды творческой самореализации. И не для кого-то – для самого себя. Он был человек невероятной интеллектуальной мощи. Он совершенно потрясающе говорил, с редкой убедительностью. Помню, я иногда понимал, что с некоторыми вещами я внутренне согласиться не могу, но это понимание происходило много позже встреч и бесед, когда я сбрасывал «обаяние личности».

Завидная жизнь

– Вы сказали об огромном количестве работ, но ведь это еще и тяжёлый физический труд.

– Огромный физический труд!

– Как же Неизвестный с этим справлялся, учитывая тяжелейшее ранение, полученное на фронте? Он когда-нибудь говорил об этом, жаловался?
- Нет-нет-нет. Никогда! Обычно, когда я приходил, мы поднимались в маленькую комнату, где он спал, Эрнст брал карандаш, блокировал диск телефона и говорил: «Чтобы, суки, не подслушивали». А во время разговора, кто бы к нему ни приходил, что бы ни говорил, он постоянно рисовал, оговариваясь: «Извини, я слушаю».

Новость по теме

– Как известно, Хрущев позволял себе нелестные, оскорбительные замечания в адрес скульптора. Тем не менее Неизвестный сделал скульптуру на его могиле. Простил?

– Дело не в этом. Скульптуру заказал сын Никиты Сергеевича, который принадлежал к числу интеллигенции. В то время Москва была по отношению к Неизвестному поделена на тех, кто его обожал и кто категорически не принимал. В определённых кругах интеллигенции репутация Эрнста была очень высокой. И сын Хрущёва Сергей принадлежал именно к этим кругам.

Но вот какая штука. Эта скульптура выделяется в его творчестве в связи со всякими политическими обстоятельствами. Но у него огромное количество скульптур, которые для меня в художественном смысле гораздо интересней. В них он не связан никакой идеологической необходимостью – чистая пластика. Это грандиозные вещи! Если бы меня спросили, знаю ли я гения, – Эрнст, конечно, гений. По всем признакам.

– Он был очень обижен на Свердловскую область после той неприятной истории с «Маской скорби»? И что тогда произошло?

Новость по теме

– В то время уже шли переговоры о создании музея Неизвестного (мы их начали 25 лет назад), предполагалось, что он расположится в Музее истории Екатеринбурга. Эрнст привёз эти «Маски скорби», делал уже рабочую модель в мастерских художественного фонда. Всё без исключения он делал на свои деньги. И в это время началась чудовищная антисемитская компания, появилось гадкое письмо… Вокруг этого развернулась тяжелейшая история. В том числе заглохла идея с музеем. Время было такое, 90-е годы… Он уехал, конечно, оскорблённый до невероятного состояния. И период такого состояния был у него довольно долгий.

– Виталий Михайлович, а та самая «девочка Дина»… Они расстались?

– Дина не поехала с ним в США по многим, более чем сложным обстоятельствам. Но в том числе и потому, что она была успешный московский художник-керамист, у неё своя судьба… Быть женой Эрнста Неизвестного, я вас скажу, дело серьёзное.

Эрнст, в моем представлении, похож на античного героя с его мощью, вечным сопротивлением. И он прожил потрясающую жизнь, достойную, сложную, требующую громадного размаха личности. Сегодня мы скорбим об утрате, но жизнь Неизвестного – образец завидной жизни.

Не ценим, что имеем

Вадим Винер, президент информационно-туристического центра Свердловской области:

– Мемориалы «Маска скорби» изначально планировалось поставить в трёх городах – Магадане, Воркуте и Екатеринбурге. Пока монумент есть только в Магадане. У нас же памятник до сих пор не установлен. Хотя именно здесь была куча репрессированных, и в Свердловске родился Эрнст Неизвестный.

Эскизная модель памятника существует, определено даже место, где он должен находиться, – на 12-м километре Московского тракта. Только вот дело очень медленно движется с мёртвой точки. Всё потому, что власти ждут федерального финансирования, а его всё нет. Так не проще ли уже бросить народный клич о сборе средств и сделать хороший мемориал, не хуже магаданского?

Мы часто не ценим, что имеем. Эрнст Неизвестный – величина, наша с вами история. Его имя известно на весь мир. Это же готовый туристический бренд. Можно было бы организовывать экскурсии на Средний Урал и рассказывать о нашем великом земляке.

Городская легенда

Сергей Липачёв, краевед:

– В 1956 году первый директор асбестовского дворца культуры увидел мужчину, который трудился около входной группы. Он подошёл к нему и поинтересовался, чем он занимается. Мужчина ответил, что работает со скульптурами муз, а зовут его Эрнст Неизвестный.

Спустя много лет директор часто рассказывал эту историю, и она считалась городской легендой. Естественно, что никакого документального подтверждения у нас не было. Я даже помню, как к нам приезжал тогдашний областной министр культуры Алексей Бадаев, и когда мы ему рассказывали эту историю, то он смеялся: «Докажите!»

Мне очень хотелось получить официальное подтверждение. Через представителя Эрнста Неизвестного, который живёт в Челябинске, мы сделали запрос и довольно быстро получили ответ. Неизвестный подтвердил, что действительно работал со скульптурами муз около нашего дворца культуры. Я не согласен с теми, кто говорит, что об Эрнсте Неизвестном заговорили только сейчас, когда он ушёл из жизни. В Екатеринбурге несколько лет назад открылся замечательный музей. Если в честь каждого нашего знаменитого земляка называть улицу – у нас просто улиц не хватит!

Уровня Микеланджело

Евгений Касимов, уральский писатель:

– У нас всегда так: как человек умрёт, так начинаем вспоминать. То, что мы раньше не поставили «Маску Скорби», это полное безобразие. Хотя Эрнст Иосифович неоднократно предлагал установить, быть может, главную работу для того времени.

Мы несколько свысока поглядываем на современников и не всегда готовы признать, встретить, приветить. И вот человека не стало – тут все сразу распоясываются, начинают голословить, и переживать, и памятники открывать. Но… лучше поздно, чем никогда. На мой взгляд, лучшим памятником – ещё при жизни – стало открытие в Екатеринбурге музея Эрнста Неизвестного, недалеко от дома, где он родился. То, что мы сделали это, – тоже дорогого стоит! Музей прекрасно оборудован, по последнему слову техники. Он не просто даёт представление об Эрнсте Иосифовиче, но и помогает понять сложную личность этого гениального художника. Неизвестный много оставил после себя. Это крупнейший художник мирового уровня. Это современный Роден, современный Микеланджело. Вот такие фигуры равны ему! И мы должны это понимать. У нас много хороших художников, но такого уровня – очень мало.

Наш земляк

Алексей Мосин, доктор исторических наук:

– Эрнст Неизвестный – наш земляк. Он родился в нашем городе, здесь прошла часть его жизни. В Свердловске жили его родители, поэтому он часто приезжал сюда, даже когда переехал в Москву. Очень многое связывало Эрнста Иосифовича с нашим городом. Когда возник проект по установке памятных знаков «Маски Скорби», он включил Свердловск в тройку городов, где они должны появиться. На прошлой неделе в музее Неизвестного в Екатеринбурге вспоминали Эрнста Иосифовича. Я всё ждал: может, скажут о том, как стыдно нам сегодня, что 26 лет не можем установить в нашем городе «Маску скорби». Напрасно ждал: всё те же самодовольные рассуждения, что и обычно. Пришло время покаяния, а мы, как всегда, не готовы, нам, как всегда, не в чем каяться. Эрнст Иосифович был человеком великодушным, он, конечно же, простил нам и нашу трусость, и постыдное равнодушие. Но мы этого прощения не заслуживаем.

То, что происходит сейчас вокруг фигуры Неизвестного, я бы назвал ажиотажем. В общем-то, ничего плохого в этом нет – пусть и улицу, и школу называют в его честь. Но этого – недостаточно! Как мы можем почтить память Эрнста Иосифовича сегодня? Наконец-то установить монумент. Я считаю, это наш нравственный долг. На этом надо сосредоточиться и найти средства! А то мы находим деньги на проведение чемпионата мира по футболу, но не находим на установку памятного знака, выстраданного выдающимся художником нашего времени. Это просто стыдно! Причем разместить «Маску Скорби» надо не на 12-м км, куда сложно добраться как жителям, так и гостям города. А в центре города – в значимом и важном месте.

Я надеюсь, что это будет сделано и сделано достойно, а не для галочки. А то уже начинают проявляться разные тенденции – каждый тянет одеяло на себя. Необходимо, чтобы сбор денег и установка памятного знака велись под постоянным контролем общества. Чтобы это была не чисто чиновничья затея, а чтобы мы все могли поучаствовать в ней!

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/38203-ernst-neizvestnyi.html
  • https://biographe.ru/uchenie/ehrnst-neizvestnyj/
  • https://kratkoebio.ru/ernst-neizvestnyj/
  • https://ural.aif.ru/society/persona/urozhenec_urala_skulptor_ernst_neizvestnyy_umiral_dva_raza
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.