Майк Николс. Биография

Николс Майк биография, новости, фото

Татьяна Алёшичева

-->

До прихода в кино он был актером комического амплуа (причем настолько известным, что письма, адресованные просто «Майку Николсу, артисту» без труда добирались до его почтового ящика) и заработал «Грэмми» за пластинку комедийных скетчей, которую записал вместе со своей партнершей Элейн Мэй. Но, окунувшись в театральную режиссуру, Николс без долгих раздумий оставил первую профессию.

«На самом деле я отличный актер, просто найти для меня подходящую роль крайне сложно, — объяснял он. — Кроме того, одно из главных удовольствий профессии режиссера заключается в том, что больше не нужно переживать детские эмоции, неизбежно сопровождающие актерство. Знаете, все эти „Мне не нравится моя гримерка“ и „Кто украл мою тушь?“. Будучи режиссером, я чувствую себя взрослым. Это как быть отцом семейства в реальной жизни».

В шестидесятые, когда Николс пришел на Бродвей, в театральной среде господствовала мода на Станиславского — «метод» изучали во многих актерских школах, и сам Николс тоже прошел через школу Ли Страсберга. «Я провел там два года, — рассказывал Николс позднее, — и все это время учился режиссуре, просто не знал об этом». Свое режиссерское кредо он описывал так:

«Ты ищешь в пьесе то, что спрятано за словами, — историю, которую слова не рассказывают. Пьесы, особенно великие, раскрывают свои секреты исподволь и далеко не сразу. Ты можешь перечесть текст трижды и только тогда сказать: ладно, я понял, теперь я знаю, что тут происходит».

Нетрудно заметить, что в этом высказывании речь идет об актуализации чеховского «подводного течения».

Приступая к съемкам первого фильма, Николс в определенном смысле не являлся дебютантом: за душой у него было несколько театральных премий «Тони» за спектакли по пьесам Нила Саймона. Но «Вирджинию Вулф» (пусть это и была перенесенная на экран бродвейская постановка пьесы Олби, соблюдающая классическое триединство и разбитая на акты) он сделал ни в коем случае не «театрально». Напротив, фильм будто противится театральной проекции и вместо классических мизансцен изобилует крупными планами и необычными, неровными и нервными ракурсами, отрицая наличие пресловутой «четвертой стены». На «Вирджинии Вулф» закончился кодекс Хейса (фильм получил прокатное удостоверение, несмотря на обилие нецензурной лексики), и постановщик бродвейских пьес Майк Николс вошел в историю кино как один из ведущих авторов Нового Голливуда — точнее, как и остальные герои Нового Голливуда, он в нее просто ворвался.

В «Выпускнике» Николс безупречно отразил средствами кино понятие generation gap.

В «Выпускнике» (1967) Николс заставляет зрителя не смотреть на героя со стороны, но смотреть по сторонам глазами героя. Этот субъективный взгляд присутствует в самых знаменитых сценах фильма — когда молодого человека соблазняет миссис Робинсон, по возрасту годящаяся ему в матери, его взгляд (равно как и взгляд зрителя) прикован к ее ногам, с которых она стягивает чулки. Или сцена в бассейне, куда он по настоянию родителей должен нырнуть в маске для подводного плавания, — и мы слышим его тяжелое дыхание и сердцебиение как свое и смотрим из-под маски его глазами.

«С первого дня на съемочной площадке я понял: я тот, кто решает, что будет представлять собой план и как движется камера, потому что, в конце концов, я единственный, кто знает, что происходит. Камера отображает событие. Но я следую своему инстинкту. Я знаю, что хочу увидеть, — говорил Николс. — Я решаю, где должна быть камера, когда она должна следить за персонажами, а когда панорамировать, — но все это тщательно увязано с чувствами персонажей и тем, что не проговаривается вслух, — изнанкой этих чувств».

В «Выпускнике» Николс безупречно отразил средствами кино понятие generation gap. «Что тебя тревожит?» — спрашивает у героя Дастина Хоффмана отец. «Мое будущее. Хочу, чтобы оно было…». — «Каким?» — «Другим». «„Выпускник“ не был лучшей комедией шестидесятых о конфликте поколений. Он был первой такой комедией», — писал критик Time Ричард Корлисс. «Его влияние до сих пор ощущается в фильмах режиссеров поколения Y, таких как „Академия Рашмор“ Уэса Андерсона или „Страна садов“ Зака Браффа», — вторит ему Джеффри Ресснер.

Бывший комедийный актер Николс на протяжении всей последующей карьеры в кино практически ни разу не заходил на территорию чистой комедии, за исключением кабаретного бурлеска «Клетка для пташек» (1996) и антивоенной абсурдистской антиутопии «Уловка-22» (1970). «Выпускник» входит в список ста самых смешных фильмов по версии Американского киноинститута (и сам Николс на съемках, по свидетельству Дастина Хоффмана, иногда хохотал так, что процесс приходилось останавливать), хотя состояние главного героя, непрерывно переживающего неловкость, унижение и разочарование, больше тянет даже не на трагикомедию, а на полноценную драму. «Это комедия, которая выглядит иначе», — писал Ричард Корлисс.

Ему удалось ни разу не пошутить, снимая кино про говорящего дельфина, который называет своего дрессировщика «папа».

Но попытка Николса сыграть на поле черного юмора в «Состоянии» (1975) провалилась, несмотря на участие тогда уже звездного Уоррена Битти и набирающего популярность Джека Николсона. Впоследствии у фильма появились именитые поклонники — братья Коэн, но в момент его выхода на экраны критики отмечали, что история двух авантюристов, которые пытаются всеми правдами и неправдами заполучить деньги богатой наследницы (сначала с помощью фиктивной женитьбы, а когда этот номер не проходит, жулики сговариваются убить богатую дамочку), была попыткой Николса воскресить дух и букву голливудских screwballs 1930-х годов.

Семидесятые были не самым удачным периодом для Николса. В его кинокарьере, стремительно достигшей пика, последовала череда провалов. «Уловку-22», в которую студия Paramount вложила немалые деньги, возлагая большие надежды на сборы, потеснила в прокате другая антивоенная сатира — «Военно-полевой госпиталь» (1970). Потом провалился приключенческий триллер «День дельфина» (1973). Его Николс доделывал за Романом Полански и считал своим самым глупым фильмом — хотя ему удалось сохранить серьезную мину и даже ни разу не пошутить, снимая кино про говорящего дельфина, который называет своего дрессировщика «папа». После того, как та же участь постигла «Состояние» (1975), Николс почти на десятилетие выпал из кинопроцесса, вернувшись к работе в театре. В 1972 году он отказался от предложения делать «Изгоняющего дьявола» для студии Warner Bros.

«Тогда я обратился к Элейн Мэй за утешением, — рассказывал Николс в одном из позднейших интервью, — мне хотелось, чтобы она помогла мне не чувствовать себя виноватым, что я упустил такой шанс и потерял из-за этого бешеные миллионы. „Не расстраивайся, дорогой, — сказала Элейн. — Если бы за этот фильм взялся ты, он бы никогда не заработал столько денег“».

Но шутки шутками, а в начале 1970-х годов Николс все-таки снял один из лучших своих фильмов, который, в отличие от «Вирджинии Вулф» и «Выпускника», не принято причислять к безусловной классике, несмотря на его выдающееся качества, — это фильм «Познание плоти» (1971). Полин Кейл, обычно привечавшая авторов Нового Голливуда, кино невзлюбила и говорила, что Файффер (автор пьесы) «сжульничал, излагая проблему, и сочинил мрачный идейный памфлет об утрате индивидуальности и о том, как мы используем друг друга, а безучастный и приглаженный стиль режиссуры Майка Николса превратил эту историю в подобие неоновой вывески, на которой написано, что неоновые вывески бездушны». «Познание плоти» — история двух закадычных приятелей (Джек Николсон и Арт Гарфанкел), один из которых женился еще в колледже, в то время как другой продолжает бегать за юбками, не решаясь остепениться, а когда наконец находит жену, брак оказывается неудачным и скоро распадается. Феминистки, не уловив всей тонкости повествования, ополчились на фильм, в котором женщин откровенно используют как сексуальный объект.

«У некоторых людей, кажется, возникают сложности с пониманием подтекста, — сокрушался Николс. — Просто есть мужчины определенного склада — те, что обращаются с женщинами как с машинами для секса, делая их несчастными, и врут сами себе. А некоторые рьяные феминистки обвинили картину в том, что она пропагандирует то, что изображает, не уловив истинного смысла, потому что смысл не был проговорен или написан крупными буквами. Это так глупо. Вроде того, как моя бабушка всегда говорила: „Я не люблю Бетт Дэвис, потому что она злая“».

А между тем фильм сделан необычайно тонко и тщательно избегает прямолинейных оценок и однозначных выводов. Николс, как это ему свойственно, подает все заявленные проблемы — мужской страх перед семейными узами, женскую неуверенность в будущем, истерику и холодную расчетливость — одновременно саркастично и сочувственно. Он также избегает лобовых и стандартных приемов. Его стиль можно было бы назвать «долой восьмерки», потому что диалоги выстроены, например, так: в центре кадра находится персонаж Николсона — Джонатан, а где-то за кадром персонаж Гарфанкела Сэнди ругается с девушкой. И вместо того чтобы заставлять камеру описывать привычную восьмерку между говорящими, режиссер не отрывает ее от лица Николсона, на котором отражается вся гамма эмоций, вызванных тем, что он слышит.

Майк Николс — режиссер, способный с легкостью поженить в кадре сарказм и сочувствие.

Оценить качество сложной постановки можно по виртуозно снятой сцене, где Сэнди заходит за приятелем с новой подругой, которую Джонатан вожделеет исключительно потому, что она холодная стерва. На заднем плане Сэнди обменивается со стервой пустячными репликами, а на переднем — Джонатан наливает себе виски, и его мандраж не сразу заметен, поскольку руки остаются за кадром. И только когда он поднимает стакан к губам, становится видно, что он пьет уже третью порцию подряд, накручивая себя, прежде чем решиться приударить за чужой девушкой, предварительно налив Сэнди чистой воды со льдом. Все намерения персонажей в отношении друг друга переданы с помощью едва заметных манипуляций и жестов, но ни в коем случае не слов.

«Люди всегда до смешного беспокоятся о словах, — говорил Николс. — Но драка — это не диалог. Соблазнение — это не диалог. Компромисс — это не диалог. Это три главных события, на которых строится любая сцена. Это настолько неотъемлемая суть происходящего, что Аарон Соркин однажды сказал, что не может начать писать сцену, пока не поймет ее основного конфликта. Моя работа заключается в том, чтобы понять — драка это, соблазнение или достижение компромисса. А потом позволить этому случиться в сцене с помощью актеров, камеры и монтажа. Если сделать это правильно, никто не будет заморачиваться на самом диалоге».

Одним финальным кадром Николс дает понять, что победитель не получает ничего.

Майк Николс — режиссер, способный с легкостью поженить в кадре сарказм и сочувствие, так что они будут скорее дополнять, чем противоречить друг другу. Он противник лобовых трактовок и проговоренных словами смыслов — все это свойства тонкого постановщика, который всегда идет за материалом, а не подминает его под себя. Неудивительно, что особое отношение у него и к стандартным хэппи-эндам — если присмотреться внимательнее, можно обнаружить, что их в фильмах Николса, как правило, не бывает.

«Почему мы требуем от театральных представлений счастливого конца? — говорил режиссер. — Ведь в реальной жизни мы все умрем, правда же? И в таком конце нет ничего особенно радостного. Главное — это качество нашей жизни, и каждый из нас несет ответственность за свои действия».

На первый взгляд, «Выпускник» заканчивается очевидным хэппи-эндом. Бен (Хоффман) вместе со своей девушкой Элейн сбегает от родителей, вырывая ее из рук нелюбимого жениха, они вскакивают в автобус, плюхаются на заднее сиденье и устремляются в неизвестность. На девушку в подвенечном наряде оборачиваются пассажиры — как на подбор неприятные и отвратительно взрослые люди с поджатыми губами. Бен и Элейн улыбаются им в ответ гордо и задиристо.

Николс — один из самых «актерских» режиссеров в истории кино.

А когда вступает ведущая музыкальная тема фильма Sound of Silence, с их лиц сходит счастливое выражение, они становятся серьезными и напряженными. Потому что Элейн с годами может превратиться в подобие своей матери, несчастной алкоголички миссис Робинсон, а их союз с Беном рискует оказаться таким же постылым, как у всех этих взрослых людей с поджатыми губами.

Не проще обстоят дела и с финалом «Деловой девушки» (1988). Талантливая и умная Тэсс (Мелани Гриффит) в обход социальных лифтов попадает в вожделенную корпорацию на Уолл-стрит, из секретарши становится начальницей и получает наконец отдельный кабинет — предел мечтаний любого клерка. Но после того как она с удовольствием в нем обустраивается и хвастается подруге по телефону новым статусом, камера отъезжает, показывая окно кабинета Тэсс снаружи — маленькую ячейку в сотах одинаковых рам: кадр будто нивелирует достижения Тэсс, сводя ее сбывшуюся мечту и обретенный хитростью статус к жалкой участи одной из миллиона, безликого винтика Уолл-стрит.

Что до Майка Николса, то он будто все время экранизирует один и тот же исход: вначале показывает победителя на пике успеха, а потом одним финальным кадром дает понять, что победитель не получает ничего.

«Заниматься кастингом — дело такое же серьезное, как вскрывать вены, — однажды сказал Николс. — У меня на этот счет есть одно правило — и для кино, и для театра: никаких придурков (no asshole). Пусти на площадку одного придурка — и он может испортить все. Такого, например, который заявляет: „Я не приду, пока мой партнер не выйдет из трейлера“. Или: „Почему у него пять шуток в диалоге, а у меня всего одна?“ Мне нужны люди, которые умеют забывать о себе и растворяться в процессе».

Начинавший с актерства Николс — один из самых «актерских» режиссеров в истории кино. А это значит, что в его лучших фильмах кастинг — половина дела. Это особенно заметно по «квартетным» фильмам — по «Вирджинии Вулф», за которую все четверо исполнителей получили оскаровские номинации, и по «Познанию плоти», в котором из всего ансамбля выделяются четыре персонажа. А также «Близость» (2004), где задействованы все те же четыре актера, как один настоящие красавцы: Клайв Оуэн, Джулия Робертс, Натали Портман и Джуд Лоу. Уже само присутствие в кадре этих безупречных бестий создает интригу; их красота служит триггером, запускающим механизм любовных рокировок. Главная мысль тут: «сердце — это просто кулак, облитый кровью», и если в основе каждой сцены — по Николсу — лежит противостояние, соблазнение или примирение, то здесь ему остается только запустить механизм, столкнуть лбами актеров, которые будут послушно по очереди разыгрывать все эти ситуации.

Эпоха Нового Голливуда закончилась, и стиль режиссера тоже заметно изменился.

Режиссер с самого начала показал себя гением кастинга, взяв на роль роскошной и несчастной Марты в «Вирджинии Вулф» Элизабет Тейлор вместо Бетт Дэвис, которую представлял на этом месте автор пьесы Эдвард Олби. Его чутье подтверждает и каноническая история о выборе Дастина Хоффмана на роль в «Выпускнике». Вначале Бен должен был выглядеть, как смазливый сердцеед вроде Уоррена Битти или Роберта Редфорда, но как только Николс увидел Хоффмана на театральной сцене, то тут же понял, что концепция неверна — героем должен стать именно этот неказистый и трогательный парень.

Есть у Николса и любимые актеры — Джек Николсон и Мэрил Стрип: с каждым он снял по четыре фильма, а в «Ревности» (1986) соединил их в экранную пару. В момент написания этой статьи стало известно, что 82-летний Николс собирается снимать новую картину с участием Стрип — байопик Марии Каллас. В своей увлеченности актерской универсальностью Николс лишь один раз перегнул палку — в «Ангелах в Америке», где Эмма Томпсон и Стрип сыграли по несколько персонажей, и последняя — среди прочего — выступила в роли престарелого раввина. Впрочем, даже за это анекдотическое появление в кадре с бутафорской бородой критики не преминули превознести великую актрису.

Первым фильмом Николса с участием Мэрил Стрип стала драма «Силквуд» (1983), которую он снял после затянувшейся на годы полосы неудач. Эпоха Нового Голливуда закончилась, и стиль режиссера тоже заметно изменился. Куда-то подевалась ирония: «Силквуд» (фильм о том, как работница фабрики по очистке плутония получает дозу облучения, пытается разоблачить махинации заводской администрации и в итоге погибает) получился предельно серьезным, под стать теме. В нем нет подводных течений и неоднозначных трактовок, все предельно понятно: порядочному человеку в этом мире выжить нелегко, а то и вовсе невозможно — и точка. Это был снятый в восьмидесятые фильм с проблематикой шестидесятых, в котором поднимались темы политического активизма, коррупции и борьбы рабочего класса против бессовестной эксплуатации, но сила его была не в идейности, а в том, что Николс видел глобальное в локальном, и в конечном счете проповедь справедливости и финальная мораль басни интересовали его гораздо меньше, чем частная история отдельного человека и те метаморфозы, которые с ним происходят.

Тот же подход виден и в «Основных цветах» (1998): Джон Траволта играет нечистого на руку губернатора, который, баллотируясь в президенты, хочет откупиться от беременной от него школьницы и замять дело. Он чем-то неуловимо смахивает на Кеннеди: открытое лицо, простой, но не простецкий тип — то, что надо, тот, в кого можно верить, на кого можно полагаться и за кого без раздумий голосовать. Разве что слишком вкрадчивый голос портит впечатление. Когда его преданная сторонница понимает, что помогла стать президентом глубоко непорядочному человеку, она кончает с собой — и здесь частная история выходит на первый план, вытесняя с экрана публицистику и правильный месседж. По случайному совпадению Николс затронул актуальную проблему: фильм вышел в тот самый год, когда на весь мир прогремел скандал с Биллом Клинтоном, который лжесвидетельствовал на процессе по делу Моники Левински.

Ангелы, увы, бессильны поправить что-нибудь в этом сумасшедшем мире.

Майк Николс — один из тех, кто отрефлексировал приход нового века, но не напрямую, а опосредованно, затеяв разговор об апокалиптических ожиданиях рубежа веков через рассказ о кризисных восьмидесятых. В 2003-м вышла снятая им по заказу канала HBO экранизация пьесы Тони Кушнера «Ангелы в Америке» — ретро об эпохе правления Рейгана и первых смертей от СПИДа. Один из главных героев — еврей-демократ Луис (впрочем, он считает, что демократия в Америке не имеет под собой необходимой почвы в виде единой нации, как в европейских государствах). У его любовника Приора обнаружен вирус иммунодефицита, и Луис находит во враждебном лагере нового партнера — симпатичного мормона-республиканца Джо, который долгие годы не признавался себе в собственной гомосексуальности.

Республиканцев во главе с Рейганом Луис обвиняет во всех смертных грехах и с горячностью высказывает свою точку зрения Джо: они замшелые консерваторы, а половина из них — религиозные фанатики, которые хотят контролировать каждый человеческий вздох. Маккартизм, Пэт Бьюкенен, Буш-старший и Ньют Гингрич ответственны за все мировое зло! Джо в ответ ласково отвечает трепетному интеллектуалу: тебе нужно смириться с несовершенством мира и жить в нем, а не отрываться от него. Не надо трагедий, важен ты сам. Но для Луиса, который амбивалентен во всем (не принимает до конца ни одну из политических платформ, любит Приора и тем не менее бросает его) примирение с миром во всей его сложности — это «какая-то шизофрения». Но Николс не был бы Николсом, если бы его устроил в качестве материала для экранизации простой текст, и он ограничился бы констатацией факта, что ни одна из политических доктрин больше не в состоянии удовлетворить людские чаяния.

Психоаналитика он посещал еще в юности.

Пьеса Кушнера переводит разговор на новый уровень. «В следующем веке мы все будем безумны», — говорит заблудившейся в Бронксе матери Джо ангел Америки в образе бродяжки. Ближе к финалу выясняется, что ангелы, увы, бессильны поправить что-нибудь в этом сумасшедшем мире, а Бог давно его оставил. В безумие, в той или иной степени, впадают все персонажи пьесы: они теряют рассудок и грезят, их посещают видения — снимая подобный материал, режиссер не отказал себе в удовольствии удариться в настоящий избыточный барочный кич с нарочито театральными спецэффектами. Может показаться, что это несвойственный Николсу стиль — но нет: он наследует и странным нервным ракурсам «Вирджинии Вулф», и субъективному взгляду «Выпускника», и в особенности сценам наркотических видений героини Мэрил Стрип из «Открыток с края бездны» (1990).

В карьере Николса были победы и поражения, равно как и времена жестокой депрессии. Психоаналитика он посещал еще в юности, а в зрелом возрасте, раздавленный чередой провалов и неуверенностью в завтрашнем дне, снова вернулся на кушетку, чтобы мучить своего врача вечными вопросами: «Жизнь — это такая гнилая штука, и какой тогда в ней смысл?» — «Я знаю, вы думаете, что жизнь ужасна… — ответил врач, помедлил, а потом закончил фразу, — вы совершенно правы — жизнь ужасная. Но интересная».

Об этом, кажется, Майк Николс и снимал фильмы на протяжении пяти десятилетий.

Майк Николс. Биография

Американский режиссёр театра и кино Майк Николс. Архивное фото

Знаменитый режиссер театра и кино, обладатель премий "Оскар", "Золотой глобус", "Грэмми", "Эмми" и "Тони" Майк Николс скончался в США в возрасте 83 лет.

Известный режиссер театра и кино, продюсер Майк Николс (Mike Nichols, имя при рождении Михаил Пешковский) родился 6 ноября 1931 года Берлине в семье эмигранта из России. В 1939 году с семьей эмигрировал из нацистской Германии в США, где его отец изменил фамилию на Николс, а сына стали звать Майком.

В 1944 году Майк Николс получил гражданство США.

В 1950-1953 годах Николс учился в Чикагском университете, в 1954 году — у Ли Страсберга в "Экторз студио" в Нью-Йорке, затем вернулся в Чикаго, где был актером театра импровизации "Компэсс плейерз". После того, как труппа распалась, вместе с другими актерами организовал театр-кабаре "Секонд сити".

Особым успехом пользовались его скетчи и комедийно-сатирические импровизации в дуэте с Элейн Мэй, в 1960 году их шоу было показано на Бродвее. Здесь в 1963 году началась режиссерская карьера Николса, сразу получившего известность постановками пьес "Босиком в парке", "Странная пара", "Листки".

В 1966 году состоялся дебют признанного бродвейского постановщика в кино — он перенес на экран пьесу Эдварда Олби "Кто боится Вирджинии Вулф?" (Who's Afraid of Virginia Woolf?) Фильм не прошел незамеченным, интерес зрителей подстегивало участие в нем знаменитой голливудской пары Элизабет Тэйлор ("Оскар" за роль в этой ленте) и Ричарда Бертона.

Следующая картина Николса "Выпускник" (The Graduate, 1967) знаменовала вместе с такими лентами как " Бонни и Клайд" и "Беспечный ездок" приход молодого поколения в американский кинематограф и рождение Нового Голливуда. Фильм завоевал огромную популярность у молодежной аудитории, так же как и исполнитель главной роли Дастин Хофман, выдвинутый на "Оскара". "Выпускник", будучи одним из кассовых лидеров, получил "Оскара" за режиссуру.

Другие киноработы режиссера этого периода — "Уловка 22" (Catch-22, 1970) и "Познание плоти" (Carnal Knowledge, 1971).

В 1967 году Николс вновь вернулся в театр и поставил в Линкольн-центре знаменитую драму Лилиан Хеллман "Лисички" в совершенно непривычном прочтении. В 1968 году поставил пьесу Нила Саймона "Отель "Плаза".

1970-е годы стали пиком успешной режиссерской активности Николса. В 1971 году он поставил пьесу Нила Саймона "Заключенный Второй авеню", в 1984 году — спектакль по пьесе Тома Стоппарда "Настоящее", в 1976 году — драму Дэвида Рейба "Парашюты", в 1977 году — пьесу Дональда Кобурна Игра в джин.

В 1988 году на сцене Линкольн-центра в Нью-Йорке режиссер поставил классическую пьесу Сэмюэля Беккета "В ожидании Годо", в 1992 году — пьесу чилийского драматурга Ариеля Дорфмана "Девушка и Смерть".

В кино Николс вернулся в начале 1980-х годов. Среди его работ 1980-1990-х годов — мелодрама "Деловая девушка" (Working Girl, 1988), драма "Кое-что о Генри" (Regarding Henry, 1991), мистическая мелодрама "Волк" (Wolf, 1994), которая стала второй по кассовым показателям в творчестве Николса после "Выпускника", комедия "Клетка для пташек" (The Birdcage, 1996), драма "Основные цвета" (Primary Colors, 1998).

Последними работами режиссера в кино стали мелодрама "Близость" (Closer, 2004) и драма "Война Чарли Уилсона (Charlie Wilson's War, 2007).

Николс — один из самых признанных режиссеров в мире театра и кино, имеющий почти все престижные призы: "Оскар" и Золотой глобус" (1968, за режиссуру "Выпускника"), "Эмми" (2001, 2004) за работу на ТВ, девять премий "Тони", награды гильдии режиссеров и нью-йоркских кинокритиков.

В 2012 году Майкл Николс стал лучшим режиссером по версии членов жюри театральной награды "Тони".

Николс был женат четыре раза. Последней его женой была актриса Дайан Сойер (Diane Sawyer). От предыдущих браков у режиссера остались трое детей.

Майк Николс биография. Режиссёр, продюсер, писатель, комик и актёр

Майк Николс (Михаил Игорь Пешковский)

  • Имя: Майк Николс (Михаил Игорь Пешковский)
  • Род деятельности: Режиссёр, продюсер, писатель, комик и актёр
  • Дата рождения: 6 ноября, 1931
  • Дата смерти: 19 ноября, 2014 (83 лет)
  • Место рождения: Берлин, Германия

Майк Николс был выдающимся немецко-американским деятелем театра и кино.

Он родился в Германии и иммигрировал в США в детстве. Николс начал свою карьеру в 1950-х годах с импровизационного кабаре-ревю «The Compass Players», а затем сформировал импровизационный комедийный дуэт «Николс и Мэй» с Элейн Мэй. Комедийный дуэт получил премию «Грэмми» за лучший комедийный альбом, и с этим Николс стал первым неамериканским комиком, получившим «Грэмми».

Три из ихних комедийных альбомов вошли в чарты Billboard Top 40. После роспуска дуэта Николс сосредоточился на постановке пьес и в кратчайшие сроки заработал себе репутацию мастера в своей работе, извлекая лучшее из своих исполнителей, как опытных, так и новых.

Начиная с «Босиком по парку» Нила Саймона, за всю свою карьеру он поставил более 25 «бродвейских» пьес, многие из которых были поставлены им самим. Его дебют в режиссуре произошел в фильме Warner Brothers «Кто боится Вирджинии Вулф?». За эти годы он снял несколько зрелищных и коммерчески успешных фильмов, отмеченных универсальностью и проницательностью. Среди них были «Выпускник», принесшие ему единственную премию «Оскар» как лучшему режиссеру; «Силквуд»; «Деловая девушка»; «Познание плоти»; «День дельфина»; «Близость»; и «Клетка для пташек».

Его фильмы получили 42 номинации на «Оскар» и получили семь из них. Он остается одним из двух человек, получивших премию «PEGOT», в том числе «Peabody Awards», «Emmy Awards» (четыре), «Грэмми», «Оскар» и «Тони» (девять). Он также получил три награды BAFTA. Среди других наград он был удостоен «Национальной медали искусств» в 2001 году и «Премии AFI Life Achievement Award» в 2010 году.

Ранняя жизнь

Майк Николс (Михаил Игорь Пешковски) родился 6 ноября 1931 года в Берлине, Германия, в семье Павла Пешковского и Бриджит (урожденная Ландауэр). Его отец, врач, родом из Сибири, а мать была немкой. Он был дальним родственником ученого Альберта Эйнштейна по материнской линии.

Когда ему было четыре года, у него была вариоляция от кашля, после чего он потерял волосы и всю жизнь был вынужден носить парики.

Поскольку зверства нацистов в Берлине увеличивались, в апреле 1939 года, когда ему было всего семь лет, мать отправила его и его трехлетнего брата Роберта в США, где его отец уже бежал некоторое время назад. Его мать воссоединилась с семьей позже, в 1940 году.

28 апреля 1939 года его семья переехала в Нью-Йорк, где его отец открыл медицинскую практику и вскоре стал успешным практикующим врачом на Манхэттене. Там его отец принял имя Пол Николс.

В 1944 году он стал гражданином США.

Николс учился в государственной начальной школе на Манхэттене, а затем в «школе Уолдена», где и закончил учебу. После непродолжительного посещения «Нью-Йоркского университета» он бросил учебу и проработал год.

В 1950 году он поступил в «Чикагский университет» на предмедицинскую программу и одновременно выполнял несколько случайных работ, в том числе работал водителем грузовика, клерком на стойке регистрации в отеле, помощником официанта и уборщиком, чтобы прокормить себя. Он учился в университете до 1953 года.

Карьера

В 1953 году Майк Николс начал работать диктором на станции классической музыки WFMT, 98,7 FM. По указанию Риты Джейкобс, совладельца музыкальной станции, Николс организовал программу народной музыки для субботних вечеров и назвал ее «Полуночный выпуск». Программа, которую он вел в течение двух лет, сохранила тот же временной интервал до настоящего времени.

Его интерес к театрам заставил его вернуться в Нью-Йорк, где он пару лет изучал актерское мастерство у Ли Страсберга.

Не сумев найти сценическую работу в Нью-Йорке, он вернулся в Чикаго и принял приглашение присоединиться к группе Compass Players в 1955 году, в которую входили Пол Силлс, Дель Клоуз, Шелли Берман, Элейн Мэй и Барбара Харрис. Там он начал с Мэй импровизировать.

В 1958 году он и Мэй создали свой собственный комедийный дуэт, назвав его «Николс и Мэй», и, начиная с Нью-Йорка, дуэт давал живые сатирические комедийные выступления, которые вскоре приобрели популярность. Дуэт выступал на телевидении, радио и в ночных клубах и выпустил 3 записи своих выступлений, ставшие бестселлерами.

В 1960 году состоялась премьера бродвейского шоу «Вечер с Майком Николсом и Элейн Мэй» под руководством Артура Пенна, LP-альбом которого получил премию «Грэмми за лучший комедийный альбом» в 1962 году. Этот успешный комедийный дуэт распался в 1961 году. однако позже примирились, что они работали вместе во многих случаях, включая майские сценарии для пары фильмов Николса, в том числе «Клетка для пташек» (1996) и «Основные цвета» (1998).

После расформирования «Николс и Мэй» он сосредоточился на театрах и поставил «Важность быть серьезным» Оскара Уайльда и сыграл в «Св. Джоан »в Ванкувере, Британская Колумбия, до постановки романтической комедии Нила Саймона «Босиком по парку». Эта «Бродвейская» пьеса, премьера которой состоялась в «Театре Билтмор» 23 октября 1963 года, и дала 1530 спектаклей до закрытия 25 июня 1967 года, стала самой продолжительной хитовой пьесой Саймона, а также оставалась 10-й по продолжительности немузыкальной пьесой в истории «Бродвея».

В течение следующих почти пяти десятилетий он поставил серию выдающихся и успешных пьес, в том числе «Люв» (1964), «Странная пара» (1965), «Плаза-люкс» (1968), «Узник Второй авеню» ( 1971), «Энни» (1977), «Настоящая вещь» (1984) и «Спамалот» (2005) среди многих других. Некоторые из них также были произведены им.

Майк Николс дебютировал в качестве режиссера в черной комедии-драме Warner Bros. «Кто боится Вирджинии Вульф?». Этот новаторский фильм был выпущен 21 июня 1966 года. Экранизация пьесы Эдварда Олби с таким же названием и с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном в главных ролях стала хитом, завоевавшим огромный коммерческий успех и признание критиков, благодаря чему появился фильм 1966 года numero uno. Он получил 13 номинаций на «Оскар», включая номинацию «Лучший режиссер» для Николса, и выиграл пять из них.

Его следующий проект, комедийно-драматический фильм «Выпускник», выпущенный 21 декабря 1967 года по одноименному роману Чарльза Уэбба 1963 года, с Энн Бэнкрофт, Дастином Хоффманом и Кэтрин Росс в главных ролях, стал еще большим хитом-блокбастером. Он стал самым кассовым фильмом 1967 года и в настоящее время занимает 22-е место в списке самых кассовых фильмов в США и Канаде. Этот фильм, получивший признание критиков, получил несколько престижных наград, в том числе «Оскар» Николса за лучшую режиссуру.

После огромного успеха обоих этих фильмов Николс уже не оглядывался назад, который продолжал снимать известные фильмы один за другим, тем самым укрепляя свои позиции в качестве одного из ведущих режиссеров американской киноиндустрии. Среди других его замечательных спектаклей на большом экране были «Уловка-22» (1970), «День дельфина» (1973), «Силквуд» (1983), «Деловая девушка» (1988), «Основные цвета» (1998) и «Близость» (2004).

Личная жизнь

Впервые Майк Николс женился на Патриции Скотт (1957-1960), от которой у него родилась дочь Дейзи (1964 года рождения). После этого он женился на Марго Каллас (1963–1974).

Его третий брак был с Аннабель Дэвис-Гофф (1975-1986), от которой у него было двое детей, Макс (1974 года рождения) и Дженни (1977 года рождения).

В конце концов Майк Николс женился на Дайан Сойер 29 апреля 1988 года, и они остаются в браке до его смерти.

Он был известным коневодом, который неизменно интересовался арабскими лошадьми и с 1968 по 2004 год владел фермой в Коннектикуте.

19 ноября 2014 года Майк Николс скончался от сердечного приступа в своем доме на Манхэттене.

Майк Николс

Майк Николс

Родился в Германии в семье немки Бригитты Ландауер и еврея из России, врача Игоря Николаевича Пешковского. Имя при рождении — Михаил Игорь Пешковский. В 1939 году с матерью и братом эмигрировал в США и сменил фамилию на Николс. Чтобы прокормить семью, оставшуюся без отца, совмещал учебу в актерской студии Ли Страсберга (Нью-Йорк) с мелкими подработками грузчиком, сторожем, водителем, затем попробовал себя в роли артиста кабаре.

В 1963 году дебютировал как театральный режиссер на Бродвее, а в 1966 году выпустил свой первый фильм «Кто боится Вирджинии Вульф?» с Элизабет Тейлор и Ричардом Бертоном. Эта картина стала самой известной в его карьере. Следом вышла вторая работа Николса — лента «Выпускник» с Дастином Хоффманом, за которую он удостоился премий «Оскар» и «Золотой глобус». Среди его других известных работ — картины «Волк», «Уловка 22», «Силквуд», «Близость», «Война Чарли Уинстона». За свою карьеру режиссер успел поработать с ведущими голливудскими артистами — Харрисоном Фордом, Джеком Николсоном, Мэрил Стрип, Мишель Пфайффер, Натали Портман, Джудом Лоу, Джулией Робертс и многими другими.

Майк Николс также занимался театральными постановками и продюсированием. В его копилке наград, помимо «Оскара» и «Золотого глобуса», — премии «Тони», «Грэмми» и «Эмми».

Источники:

  • https://seance.ru/articles/mike_nichols/
  • https://ria.ru/20141120/1034368245.html
  • https://biography-life.com/majk-nikols-biografiya-rezhissyor-prodyuser-pisatel-komik-i-aktyor/
  • https://kino.mail.ru/person/445369_mike_nichols/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.