Писатель и философ, прозревший сквозь столетия
Владимир Одоевский
Владимир Федорович Одоевский — литератор, музыковед и общественный деятель. Выходец из знатного рода, он входил в число самых образованных людей России дореформенной эпохи. Мастер слова оказался настоящим бриллиантом российской культуры XIX века, оказав на нее не меньшее влияние, чем Александр Пушкин или Михаил Лермонтов.
Детство и юность
Одоевский появился на свет в Москве 30 июля (11 августа) 1804 года. В отдельных источниках также фигурирует другая дата рождения — 1 (13) августа 1804 года. Его отец Федор Сергеевич был военнослужащим, а затем принял статскую должность директора московского отделения Государственного ассигнационного банка. Мать Владимира Екатерина Филиппова была из простолюдинов.
Когда ребенку было 4 года, отец скончался. Мама повторно вышла замуж, а наследника отдали на воспитание родственникам по отцовской линии. Двоюродный дядя Дмитрий Андреевич Закревский взял племянника на попечение.
С 1816-го Владимир стал получать образование в Московском университетском благородном пансионе. Здесь он особенно интересовался философией. Любимым автором Одоевского был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг. Молодой человек стал завсегдатаем литературных кружков и посещал собрания Общества любителей российской словесности. Воспитанник завершил обучение с отличием, произошло это в 1822-м.
В дальнейшем выпускник погрузился в изучение философии и литературы, знакомство с анатомией, химией, физикой и точными науками. В 1823-м вместе с единомышленниками уроженец Москвы организовал кружок «Общество любомудрия». Члены общества звали себя «любомудрами» и пропагандировали философию как науку, являющуюся ключом к познанию бытия.
Многие участники объединения служили в Московском архиве Коллегии иностранных дел. Встречались молодые мыслители в квартире у Одоевского. На собрания приходили Иван Киреевский, Александр Кошелев, Николай Мельгунов, а также двоюродный брат Владимира Александр Одоевский. К сожалению, фото с этих собраний не сохранилось.
Книги Владимира Одоевского
Первые произведения публициста были изданы еще в годы учебы в пансионе. «Дни досад» и «Разговор о том, как опасно быть тщеславным» опубликовали в журнале «Вестник Европы». Поддерживая дружбу с некоторыми декабристами, он также участвовал в написании альманаха «Мнемозина». После восстания журнал закрыли, и, исключая любые риски, сочинитель уничтожил протоколы собраний редколлегии.
В 1826-м Владимир переехал в Санкт-Петербург и принял пост в цензурном комитете министерства внутренних дел. Одоевский участвовал в создании либерального цензурного устава и входил в число составителей законов, связанных с авторским правом.
Биография писателя была тесно связана с культурной деятельностью страны. Занимаясь творчеством, он взаимодействовал с редакторами «Литературной газеты» и изданием «Северные цветы». Рассказы мастера пера публиковались в журнале «Современник».
Открыв собственный литературный салон, Одоевский принимал в гостях мэтров литературы. В доме Владимира бывали Александр Грибоедов, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Николай Гоголь, Федор Достоевский и другие.
В 1833-м свет увидели «Пестрые сказки». Они привели в восторг Гоголя и вызвали положительный отклик у читателей. Спустя год отдельной книгой выпустили «Городок в табакерке». Произведения литератора для детей сравнивали с творениями Ганса Христиана Андерсена.
Интересный факт: неизданный роман Владимира 1835-го «4338 год: Петербургские письма» содержал отсылки к будущему. Одоевскому удалось предсказать блага цивилизации, ставшие доступными в ХХ веке: появление электропоездов, интернета, блогов, электрического освещения и не только.
Классикой считаются вышедшие из-под пера Владимира в 1838-м «Сказки и повести для детей дедушки Иринея», изданные в сборнике. В него вошла и сказка «Мороз Иванович».
В дальнейшем Одоевский презентовал повести «Косморама», «Саламандра», философский роман «Русские ночи». Владимир ратовал за просвещение, поэтому вошел в число издателей сборника «Сельское чтение», в котором печатались общеобразовательные статьи.
С 1846 по 1861 годы мастер слова служил помощником директора Императорской публичной библиотеки. Он также заведовал Румянцевским музеем, выступая хранителем культурного наследия, которое позднее вошло в библиотечный фонд. В 1860-е увлечение литературой сменилось большой занятостью в сфере благотворительности, и литератор почти не писал.
Музыка
Владимир с детства увлекался музыкой. Особенный интерес для него представляла теоретическая часть. Исследователя интересовала классика и народная традиция. Одоевский записывал народные напевы и составлял собственные теории.
В 1840-е публицист занялся изысканиями в области церковного музыкального направления. Он узнавал традиции, уточнял возможности инструментов. В тот период автор представил серию статей «Об исконной великорусской песне», «Русская и так называемая общая музыка», «Музыка с точки зрения акустики».
Из русских композиторов Одоевский выделял Михаила Глинку. Владимир непосредственно участвовал в его творческих начинаниях, написал ряд рецензий и аналитических материалов о его музыке и не только.
Помимо этого, сказочник одним из первых распознал талант Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского. Также писатель печатал статьи, в которых раскрывал значение специализированных терминов («вариация», «вибрация», «вводный тон» и других) для «Энциклопедического лексикона» Адольфа Плюшара.
Общественная деятельность
Большую честь Владимиру Федоровичу делали занятие благотворительностью и участие в общественной жизни страны. Он был противником крепостного права. Отстаиваемая точка зрения даже настроила против Одоевского некоторых дворян. Сказочник поддерживал тюремную реформу и выступал за введение принятой в Великобритании системы суда с участием присяжных.
Заслугой творца стало участие в жизни сирот. Писатель спонсировал организацию и благоустройство детских приютов. Ему принадлежат решение об основании Максимилиановской больницы, а позднее и учреждение Елизаветинской больницы. Благодетель поддерживал малоимущих и всех, кто нуждался в помощи. В 1846-м сочинитель участвовал в создании Общества посещения бедных в Петербурге.
Автор помогал в основании консерватории и создании Русского музыкального общества. Владимира Одоевского приглашали на собрания Московского артистического кружка и заседания Общества любителей российской словесности.
С 1859-го до переезда в Москву Одоевский имел голос в Санкт-Петербургской общей думе. Спустя год Распорядительная дума избрала Владимира Федоровича в новообразованный Санкт-Петербургский комитет общественного здравия.
При этом коллегия отметила, что он «постоянно занимался науками и предметами, состоящими в тесной связи с целью учреждения комитета, как то: физикою, химиею, медициною, а также предметами общественной благотворительности».
Личная жизнь
В 1826-м музыковед женился на Ольге Ланской. Их брак помогла устроить тетушка благотворителя. Будучи фрейлиной императрицы Елизаветы Алексеевны, Ольга убедила окружающих в привязанности к возлюбленному.
Жена сумела одарить супруга той нежной, отчасти материнской любовью, которой писателю не хватало в детстве. Судя по сохранившемуся портрету кисти художника Петра Соколова, Ланская была хороша собой, но светская дама не сходилась с Владимиром Одоевским темпераментом.
Со временем забота и тщеславие избранницы стали обузой для литератора. Тем не менее возлюбленная помогала держать литературный салон. Вскоре он разделился на 2 части: светский, которым управляла она, и литературно-музыкальный, созданный мужем.
Владимир и Ольга горевали по причине того, что не смогли стать родителями. Их личная жизнь была непростой. После себя Одоевский не оставил детей, хотя очень любил малышей и мечтал о них.
Смерть Владимира Одоевского
Мастер пера скончался в Москве 27 февраля (11 марта) 1869 года. Причина смерти крылась в воспалении мозга. К тому моменту у него не было большого состояния, поэтому оставить в наследство супруге было нечего.
Согласно завещанию, Одоевского похоронили на кладбище Московского Донского монастыря, рядом с так называемой больничной церковью во имя Архангела Михаила. Император Александр II, узнав о кончине благотворителя, написал:
«Искренно о нем сожалею».
На его надгробном камне выбито:
«Блаженни чистии сердцем, яко тии Бога узрят».
Цитаты
«Общество образует чиновников, воинов, правоведов, ремесленников, но для поэта нет воспитания… Вместо звания действователя он носит звание воспринимателя»
«Музыка в большей связи с нравственными поступками человека, нежели обыкновенно думают»
«Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть»
«Поэзия есть предвестник того состояния человечества, когда оно перестанет достигать и начнет пользоваться достигнутым»
Библиография
- 1833 — «Реторта»
- 1833 — «Игоша»
- 1834 — «Княжна Мими»
- 1837 — «Сильфида»
- 1839 — «Княжна Зизи»
- 1840 — «Косморама»
- 1840 — «4338-й год: Петербургские письма»
- 1841 — «Сказки дедушки Иринея»
- 1844 — «Саламандра»
- 1844 — «Русские ночи»
- 1849 — «Рассказы о Боге, человеке и природе»
- 1855 — «Два дерева»
- 1868 — «Ворожеи и гадальщики»
Интересные факты
- Биографы часто спорят об ударении в фамилии писателя. Принято считать, что оно приходится на второй слог.
- Владимир Федорович — последний представитель княжеского рода Одоевских — одной из старших ветвей Рюриковичей. В числе предков литератора значится князь Михаил Всеволодович Черниговский.
- В 1976-м мультипликатор Валерий Угаров экранизировал произведение литератора «Городок в табакерке» и представил зрителям мультфильм «Шкатулка с секретом».
- Творчество публициста часто сравнивают с работами немецкого коллеги Эрнста Гофмана. Сам дворянин лестно отзывался о германском сказочнике: «Его чудесное всегда имеет две стороны: одну чисто фантастическую, другую — действительную. помирить эти два противоположные элемента было делом истинного таланта».
- Родственником Одоевского был Лев Толстой. Выяснилось, что дедушка Толстого являлся родным братом дедушки Владимира Федоровича.
- До изобретения фотографии история сохранила для потомков внешность писателя на портрете работы Алексея Покровского, созданном в 1844 году.
Писатель и философ, прозревший сквозь столетия
13 августа 1803 года родился князь Владимир Федорович Одоевский. Он был настоящим был человеком Русского Возрождения. Многие наверняка помнят его сказку «Городок в табакерке». Одоевский был не только писателем, но и философом, футурологом, романтиком, мечтателем. В неоконченном романе «4338-й год: Петербургские письма» предсказал многие технические достижения нашего времени. Серьезно занимался химией, социологией, обществоведением, музейным делом, музыкой. Владимир Даль, Виссарион Белинский, Дмитрий Писарев восхищались его произведениями. Современники называли его «Русским Фаустом». «Ты наш, — писал ему из сибирской ссылки Вильгельм Кюхельбекер (товарищ по Обществу любомудров, объединившему в 1820-е годы лучшие молодые умы России), — тебе и Грибоедов, и Пушкин, и я завещаем все наше лучшее; ты перед потомством и отечеством представитель нашего времени, нашего бескорыстного стремления к художественной красоте и истине безусловной». Друг Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Белинского, Владимир Одоевский всю жизнь посвятил поиску русской истины. Итогом стал трактат «Русские ночи» — произведение сложное, напоминающее одновременно «Критику чистого разума» Канта и «Диалоги» Платона. В советское время творчество Одоевского не сильно пропагандировались и изучалось. Он считался писателем «второго» ряда. Философское его наследие однозначно шло по разделу «романтизм». Оно не укладывалось в прокрустово ложе марксистской теории. Из своего времени Одоевский ясно видел грозящие человечеству катастрофы: экологическое неблагополучие; перенаселение; духовную и нравственную деградацию. Но исправлять ситуацию предлагал не посредством революционной смены общественно-экономических формаций, а через постепенное, вдумчивое просвещение человека, изменение самой его хищной природы. Именно она, по мнению Одоевского, являлась основной причиной перманентного мирового неустройства. Он видел смысл только в тех научных и технических достижениях, которые шли на пользу людям, облегчали им жизнь. Одоевский бы точно не приветствовал создание атомной бомбы и биооружия. «Русские ночи» можно рассматривать как художественный поиск национальной идеи, определение места России на карте человеческой цивилизации. Одоевский видел «русский рассвет» не в противостоянии с другими народами, не в обнесении страны стенами, а в совместном преодолении общих для людей угроз. И угадывал безошибочно! «Медицина, — писал он в «Русских ночах», — на последней стадии совершенства, но причина здравия, причина болезни, образ действия лекарства — все остается загадкой. (. ) Врач вышел за двери — в глаза ему является губительная зараза, которая умерщвляет жителей тысячами, а изумленный сын Эскулапа провожает ее шествие остолбенелыми глазами, не зная даже, как назвать нового, страшного путника». Предвосхитил Одоевский и таких классиков антиутопий, как Замятин, Хаксли, Оруэлл: «Люди приняты за математические цифры; составлены уравнения, выкладки, все предвидено, все расчислено; забыто одно — одна глубокая мысль:(. ) счастие всех и каждого». Он оказался прав. В наше время говорить об этом поздно. ДОСЬЕ Князь Владимир Одоевский родился в Москве 13 августа 1803 года, умер 11 марта 1869 года. Русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания, издатель ряда журналов и альманахов. С 1846 года — директор Румянцевского музея. В середине 1840-х годов перешел от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/30583-vladimir-odoevskii.html
- https://vm.ru/society/905121-pisatel-i-filosof-prozrevshij-skvoz-stoletiya