Жак Оффенбах
Оффенбах Жак биография, новости, фото
Жак Оффенбах
Ещё при жизни выдающийся французский композитор получил второе, не менее звучное и запоминающееся имя. С лёгкой подачи Джоаккино Россини, его называли Моцартом Елисейских полей. Действительно, несмотря на немецкое происхождение, именно во Франции Жак Оффенбах получил наивысшее признание, а его талант был по достоинству оценён как критиками, так и публикой. Будучи основоположником жанра оперетты, этот выдающийся музыкант умел виртуозно подбирать ключи к сердцам зрителей, жадных до занимательных театральных представлений с выраженным лирическим и социальным подтекстом.
Краткую биографию Жака Оффенбаха и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.
Краткая биография Оффенбаха
Жак Оффенбах родился в немецком городе Кёльн в 1819 году, 20 июня. У четы Эберст (настоящая фамилия отца Жака) на тот момент уже был шестеро детей. В дальнейшем в семье появилось ещё трое малышей, но далеко не все наследники сумели проявить интерес и способности к музыке, несмотря на то, что родители были не чужды искусству. Исаак Эберст, еврейский кантор, играл на скрипке и преподавал пение. Прежде, чем посвятить жизнь служению в синагоге, он зарабатывал на жизнь, занимаясь книжной реставрацией.
В шестилетнем возрасте Жак принялся понемногу осваивать азы мастерства игры на струнном инструменте и весьма преуспел. Через 2 года мальчик уже начал сочинять песни, а когда ему исполнилось 9 лет, родители решили, что сыну следует переключить внимание на виолончель . Мать с отцом посчитали, что скрипка отнимает у ребёнка слишком много сил: у Жака с детства было слабое здоровье. Игра на виолончели увлекла подрастающего мальчика, уже через год он безупречно исполнял партии из квартетов Йозефа Гайдна , а в 13 лет Жак Оффенбах впервые выступил на сцене концертного зала в Кёльне, где исполнил оригинальные произведения.
В 1833 году Жак начал обучение в Парижской консерватории. В высшем учебном заведении существовало правило: не принимать в классы студентов иностранного происхождения. Однако Жаку посодействовал отец. Он буквально умолял знаменитого педагога Луиджи Керубини послушать пьесу своего сына в авторском исполнении. В итоге Жак был зачислен на курс, но проучился в Париже всего год: Оффенбаху не нравилось посещать занятия, ввиду чего он пропускал много уроков и игнорировал предписания.
В 1844 году Жак женился. В Эрмини Д’Алькан, дочь испанского военного, возглавлявшего ряды реакционной партии, композитор влюбился с первой встречи. Она состоялась в конце 30-х годов в одном из салонов, завсегдатаем которых являлся Оффенбах. Однако с предложением руки и сердца композитор не спешил, так как был не уверен в собственной финансовой состоятельности. В 1844 году талантливый музыкант существенно поправил материальное положение, совершив турне по Великобритании. В Лондоне композитора приняли чрезвычайно тепло, это был абсолютный триумф, гений Оффенбаха в прессе не помедлили сравнить с абсолютным вдохновением, а самого музыканта назвали «удивительным виолончелистом», чьё исполнение порождает удовольствие.
В 1849 музыкальная деятельность Оффенбаха стала стремительно развиваться. Вскоре он получил должность дирижёра во французском государственном театре «Комеди Франсез». В Opera-Comique Жак числился в качестве виолончелиста, однако его служба в этом заведении постоянно была отмечена неоднозначными, скандальными ситуациями. Постоянные штрафы, ввиду которых у музыканта практически не оставалось заработных средств, и недовольство репертуаром подтолкнули Жака к увольнению.
В 1855 году Оффенбах основал собственный театр и навал его Bouffes-Parisiens. Первоначальный репертуар состоял из пантомим и музыкальных миниатюр, впоследствии основу составили оперетты. В 1858 году, после успешной премьеры «Орфей в аду», в жизни Оффенбаха начался сложный период. Композитор был вынужден столкнуться с неоднозначной реакцией на своё произведение. Негативные отзывы критиков, как ни странно, в выгодном ключе оттеняли восторг публики, привлекая ещё больше внимание заинтересованной общественности к оперетте и её автору.
В последние годы Оффенбах посвятил своё время работе над оперой «Сказки Гофмана», но закончить её не успел. 5 октября 1880 года французский композитор умер. Причиной стал приступ асфиксии. Оффенбаха похоронили в северном районе Парижа, в границах некрополя Монмартр.
Интересные факты
- Отец Жака изменил фамилию в 1808 году, когда связал себя святыми узами брака с Марианной Ридскопф. Исаак решил увековечить в своих инициалах название своего родного города, Оффенбах-на-Майне.
- Жаку повезло рано осознать собственное предназначение, что позволило своевременно начать развивать имеющиеся музыкальные способности. В период с 1831-1832 гг Оффенбах, будучи подростком, начал зарабатывать деньги, выступая в тавернах совместно с братом Юлиусом и сестрой Изабеллой. Жак играл на виолончели, остальные юные участники трио — на пианино и скрипке.
- Чтобы вступить в законный брак с любимой женщиной, Жак сменил вероисповедание, отказавшись от иудаизма и став католиком. С Эрмини Оффенбах прожил 36 лет, на протяжении всей супружеской жизни он проявлял себя как верный и любящий супруг, в противовес легкомысленным героям произведений, вылетавших из-под его пера. В браке появилось на свет пятеро детей: 4 девочки и мальчик. Огюст родился последним, в 1862 году, но уже в 1883-ем — покинул этот мир.
- 25 сентября 1850 году случилось трагическое событие. Жак сильно пострадал во время концерта в городе Турень (Франция). Платье одной из приглашённых дам случайно загорелось. Пытаясь спасти женщину от огня, Оффенбах начал тушить пламя голыми руками, в результате чего получил сильные ожоги. Травмы на время лишили музыканта возможности выступать, но гораздо более печальной новостью оказалось известие о кончине пострадавшей мадам Де Вайн, о чём объявили спустя 4 дня после происшествия.
- Оффенбах превратился в примету при жизни. Суеверные люди воспринимали композитора как недоброе предзнаменование. За глаза Жака именовали «Jettatore», что в переводе с итальянского означает «сглаз», в более вольном толковании это слово можно интерпретировать как «заклинатель». Г. Флобер отмечал в своём сатирическом сборнике афоризмов «Лексикон прописных истин», что в обществе, когда упоминалось имя Оффенбаха, было принято прикрывать два пальца правой руки, чтобы не навлечь недоброе на себя.
- Оффенбах был обладателем незаурядной внешности, поэтому часто становился героем карикатурных изображений. Худощавая фигура, нос «крючком», узкое лицо в окаймлении внушительных светлых баков — всё это в совокупности являлось частью узнаваемого образа. Специфичность внешности Жак старался компенсировать созданием элегантного внешнего облика. Однако это ему удавалось не всегда. Атласный чёрный галстук — единственная вещь в гардеробе, которой Жак неизменно отдавал предпочтение, в остальном постоянства не наблюдалось. Скорее, наоборот. Наряды Оффенбаха всегда выглядели экстравагантными, яркость сочеталась с авангардным эпатажем. Композитор не считал зазорным носить жакеты с замысловатым рисунком, высокие сапоги с кисточками, тёмный фрак из бархата и блестящий пояс с массивной пряжкой и даже периодически надевал все эти вещи одновременно.
- Оффенбах был замешан в скандале, связанном с нарушением авторских прав. Композитор Адольф Адам подал в суд на Жака, заявив, что летом 1852 года тот, в рамках публичного мероприятия, исполнил юмористические куплеты, сочинённые Адамом, и отказался при этом заплатить автору. В итоге суд обязал Жака внести компенсацию в размере 25 франков, аналогичную сумму пришлось отдать в качестве штрафа.
- Жак отличался постоянством в своих предпочтениях относительно гастрономических изысков. Он любил обедать в одном из 4-х любимых ресторанчиков. Если выбор падал на заведение Le Riche, трапеза неизменно состояла из следующих блюд: 3 яйца, сваренных всмятку, кусочек поджаренного хлеба, котлета из баранины, картофельное пюре в виде гарнира, на десерт — фрукты.
- Жак Оффенбах обладал противоречивым характером, что придавало его личности особый флёр мистичности и загадочности. Как и любой талантливый человек, он был склонен к скептицизму и перепадам настроения. В кругу друзей композитор зачастую становился душой компании, весёлым рассказчиком и внимательным, благодарным слушателем. Будучи наблюдательным и проницательным, Оффенбах с завидной точностью подмечал черты нрава собеседника, которые впоследствии получали отражение в персонажах его оперетт. Однако нередко, наедине с самим собой Оффенбах погружался в депрессивное, гнетущее состояние.
- Маэстро был страстным игроком. Он обожал азартные игры, при возможности не упускал шанса испытать Фортуну. Однажды, в разгар лета 1869 г, во время премьерного показа оперетты «Трапезундская принцесса» автор воспользовался перерывом между действиями для того, чтобы сыграть в рулетку.
- Оффенбах чрезвычайно трепетно относился к своей творческой команде. Над либретто к большинству его оперетт трудились Анри Мельяк и Людовик Галеви. Этих авторов композитор, привыкший работать в активном ритме, ценил как коллег, однако порой бывал к ним требовательным и даже проявлял в некоторой степени деспотизм. «Смотрите, думайте, работайте» — такими словами настойчиво и назидательно поторапливал, подбадривал и пытался настроить на рабочий лад Оффенбах своих верных соратников, не давая им возможности переключиться на другие проекты или расслабиться после очередной успешной премьеры.
Творчество Жака Оффенбаха
В 30-х годах XIX века карьера Оффенбаха в искусстве только начинала набирать обороты. Этот период отмечен работой в оркестре, а также сотрудничеством с немецким композитором Фридрихом фон Флотовым, представителем романтического направления в музыке того времени.
К середине 50-х годов Оффенбах уже был владельцем собственного концертного зала, однако всё ещё вынужден был мириться с консервативной цензурой, регламентирующей структуру и содержание произведений для театральных постановок. В это время творческие работы Оффенбаха весьма удачно «вписывались» в надлежащие правила, а потому с завидным постоянством представлялись на суд зрителей. Спектакли в жанре оперетты должны были состоять из одного акта, а количество действующих лиц ограничивалось тремя персонажами, участие хора в постановках было исключено. Первый показ произведения «Орфей в аду», состоявшийся в 1858 году, в таковом контексте произвёл фурор. Это была сенсация в театральном мире. Автор предъявил искушённому богемному обществу произведение из двух актов, в каждом из которых было по 2 сцены. Вольная интерпретация легенды об Орфее и Эвридике превратилась в очевидную метафору, олицетворяющую буржуазные порядки новообразованной Второй империи.
Жака Оффенбаха называют отцом венской оперетты, творцом, стоявшим у жанровых истоков. Созданный им спектакль «Орфей в аду» имел в австрийской столице огромный успех. Оперетта стала своеобразной стабильной основой для дальнейшей успешной деятельности композитора в названом жанре, а также послужила вдохновением для работ талантливых последователей, в числе которых оказался Иоганн Штраус .
Практически каждая оперетта Оффенбаха отмечена сатирическим взглядом: автор высмеивает снобизм, присущий высшему классу европейского общества, а также отдельных личностей, чаще — видных политических деятелей. Сентиментальность большинству подобных музыкальных зарисовок несвойственна, зато яркая ирония, остроумие и позитивное настроение — присутствуют в достатке. Это в наивысшей степени подтверждают тепло принятые публикой оперетты «Прекрасная Елена» (1864) и «Парижская жизнь» (1866).
В конце 70-х годов композитор начинает работу над оперой по мотивам произведений Эрнеста Гофмана. Эта работа была необычайно важна для Жака: в ней он видел спасение от сумрака небытия, в который его ввергали многочисленные отказы французский оперных театров. Судьба распорядилась так, что композитору не удалось завершить воплощение своего грандиозного замысла: автор сумел создать пролог и первый акт произведения « Сказки Гофмана ». К концу жизни Оффенбах явно ощутил горький привкус разочарования и пожалел о том, что столько времени уделял непосредственно оперетте как главному жанру своего творчества.
Несмотря на то, что авторству французского композитора принадлежат свыше 110 сценических произведений и внушительное количество инструментальных композиций, Жак Оффенбах все же прославился именно своими опереттами. Эти известные музыкальные спектакли являют собой «жгучую» смесь социальной сюжетной сатиры, запоминающихся мелодий и ярких, динамичных, порой провокационных для своей эпохи, танцев. Оффенбах, в силу таланта и трудолюбия, заслужил и сумел прочувствовать при жизни славу, признание, почёт. Законодатель жанра, виолончелист, дирижёр, виртуозный музыкант стал символом парижской музыкальной культуры второй половины XIX столетия.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
фильм о Жаке Оффенбахе
Оффенбах Жак биография, новости, фото
«Оффенбах был — как ни громко это звучит — одним из одареннейших композиторов XIX века», — писал И. Соллертинский. — «Только работал совсем в ином жанре, нежели Шуман или Мендельсон, Вагнер или Брамс. Это был блестящий музыкальный фельетонист, сатирик-буфф, импровизатор. » Он создал 6 опер, ряд романсов и вокальных ансамблей, но основной жанр его творчества — оперетта (около 100). Среди оперетт Оффенбаха по своей значимости выделяются «Орфей в аду», «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь», «Герцогиня Герольштейнская», «Перикола» и др. Став во Франции родоначальником жанра, казалось бы предназначенного главным образом для развлечения, Оффенбах вносит в оперетту социальную остроту, нередко превращая ее в пародию на жизнь современной ему Второй империи, обличая цинизм и разврат общества, «лихорадочно пляшущего на вулкане», в момент неудержимо стремительного движения к Седанской катастрофе. «. Благодаря универсальному сатирическому размаху, широте гротескно-обличительных обобщений», — отмечал И. Соллертинский, — «Оффенбах выходит из рядов опереточных композиторов — Эрве, Лекока, Иоганна Штрауса, Легара — и приближается к фаланге великих сатириков — Аристофана, Рабле, Свифта, Вольтера, Домье и др». Музыка Оффенбаха, неистощимая по мелодической щедрости и ритмической изобретательности, отмеченная большим индивидуальным своеобразием, опирается в первую очередь на французский городской фольклор, практику парижских шансонье, популярные в то время танцы, особенно галоп и кадриль. Она впитала прекрасные художественные традиции: остроумие и блеск Дж. Россини, огневой темперамент К. М. Вебера, лиризм А. Буальдье и Ф. Герольда, пикантные ритмы Ф. Обера. Композитор непосредственно развил достижения своего соотечественника и современника — одного из создателей французской классической оперетты Ф. Эрве. Но более всего по легкости и изяществу Оффенбах перекликается с В. А. Моцартом, недаром его называли «Моцарт Елисейских полей».
Ж. Оффенбах родился в семье кантора синагоги. Обладая исключительными музыкальными способностями, к 7 годам он с помощью отца овладел игрой на скрипке, к 10 — самостоятельно выучился игре на виолончели, а к 12 стал выступать в концертах как виолончелист-виртуоз и композитор. В 1833 г., переехав в Париж — город, ставший его второй родиной, где он прожил практически всю жизнь, — юный музыкант поступил в консерваторию в класс Ф. Галеви. В первые годы после окончания консерватории работал виолончелистом в оркестре театра Opera Comique, выступал в увеселительных заведениях и салонах, писал театральную и эстрадную музыку. Бурно концертируя в Париже, он к тому же длительно гастролировал в Лондоне (1844) и Кельне (1840 и 1843 гг.), где в одном из концертов в знак особого признания дарования молодого исполнителя ему аккомпанировал Ф. Лист. С 1850 по 1855 гг. Оффенбах работал штатным композитором и дирижером в Theatre Francais, сочиняя музыку к трагедиям П. Корнеля и Ж. Расина.
В 1855 г. Оффенбах открывает собственный театр Bouffes Parisiens, в котором работает не только как композитор, но и как антрепренер, режиссер-постановщик, дирижер, соавтор либреттистов. Как и его современники, известные французские художники-карикатуристы О. Домье и П. Гаварни, комедиограф Э. Лабиш, Оффенбах насыщает свои спектакли тонким и язвительным остроумием, а подчас и сарказмом. Композитор привлекает близких по духу писателей-либреттистов А. Мельяка и Л. Галеви — подлинных соавторов его спектаклей. И маленький, скромный театрик на Елисейских полях постепенно становится любимым местом собрания парижской публики. Первый грандиозный успех завоевала оперетта «Орфей в аду», поставленная в 1858 г. и выдержавшая подряд 288 представлений. Эта хлесткая пародия на академическую античность, в которой боги спускаются с Олимпа и отплясывают бешеный канкан, содержала явный намек на устройство современного общества и современные нравы. Дальнейшие музыкально-сценические произведения — на какой бы сюжет они ни писались (античность и образы популярных сказок, средневековье и перуанская экзотика, события французской истории XVIII в. и быт современников) — неизменно отражают современные нравы в пародийном, комическом или в лирическом ключе.
Подобно тому как Мейербер занял главенствующее положение в музыкальной жизни Парижа периода буржуазной монархии Луи Филиппа, так Оффенбах добился широчайшего признания во времена Второй империи. В творчестве и в самом индивидуальном облике обоих крупных художников отразились существенные черты действительности; они стали рупорами своего времени — как положительных, так и отрицательных его сторон. И если Мейербер по праву считается создателем жанра французской «большой» оперы, то Оффенбах является классиком французской, точнее сказать, парижской оперетты.
Каковы же ее характерные черты?
Парижская оперетта — порождение Второй империи. Это — зеркало ее общественной жизни, дававшее нередко откровенное изображение современных язв и пороков. Оперетта выросла из театральных интермедий или спектаклей-обозрений типа ревю, откликавшихся на злободневные темы дня. Живительную струю в эти спектакли влила практика артистических собраний, блестящих и остроумных импровизаций гогетт, а также традиции шансонье — этих талантливых мастеров городского фольклора. То, что не сумела сделать комическая опера, то есть насытить спектакль современным содержанием и современным строем музыкальных интонаций, сделала оперетта.
Было бы неверным, однако, переоценивать ее социально-обличительное значение. Беспечный по характеру, насмешливый по тону и фривольный по содержанию — таким был в основных чертах этот веселый театральный жанр. Авторы опереточных спектаклей использовали анекдотические сюжеты, нередко почерпнутые из бульварной газетной хроники, и стремились прежде всего к тому, чтобы создать забавные драматургические положения, остроумный литературный текст. Музыка играла подчиненную роль (в этом существенное отличие парижской оперетты от венской): главенствовали живые, ритмически пикантные куплеты и танцевальные дивертисменты, которые «прослаивались» обширными прозаическими диалогами. Все это понижало идейно-художественную и собственно музыкальную ценность опереточных спектаклей.
Тем не менее в руках крупного художника (а таким, несомненно, был Оффенбах!) оперетта насыщалась элементами сатиры, острой злободневностью, а ее музыка приобретала важное драматургическое значение, проникаясь, в отличие от комической или «большой» оперы, общедоступными бытовыми интонациями. Не случайно Бизе и Делиб, то есть наиболее демократические художники следующего поколения, овладевшие складом современной музыкальной речи, дебютировали именно в опереточном жанре. И если первым обнаружил эти новые интонации Гуно («Фауст» был закончен в год постановки «Орфея в аду»), то Оффенбах наиболее полно воплотил их в своем творчестве.
Жак Оффенбах (его подлинная фамилия Эбершт) родился 20 июня 1819 года в Кёльне (Германия) в семье набожного раввина; с детских лет проявлял интерес к музыке, специализировался как виолончелист. В 1833 году Оффенбах переехал в Париж. Отныне, как это имело место у Мейербера, Франция становится для него второй родиной. Окончив консерваторию, он поступил виолончелистом в театральный оркестр. Оффенбаху было двадцать лет, когда состоялся его дебют как композитора, оказавшийся, впрочем, безуспешным. Тогда он вновь обратился к виолончели — концертировал в Париже, в городах Германии, в Лондоне, попутно не пренебрегая любой композиторской работой. Однако почти все, что им написано до 50-х годов, утеряно.
В течение 1850—1855 годов Оффенбах был дирижером в известном драматическом театре «Comedie Frangaise», писал сам много музыки к спектаклям и привлекал к сотрудничеству как именитых, так и начинающих музыкантов (среди первых — Мейербер, среди вторых — Гуно). Его неоднократные попытки получить заказ на написание оперы не увенчались успехом. Оффенбах обращается к иному роду деятельности.
С начала 50-х годов композитор Флоримон Эрве — один из родоначальников опереточного жанра — приобрел популярность своими остроумными одноактными миниатюрами. Он привлек к их созданию Делиба и Оффенбаха. Последнему вскоре удалось затмить славу Эрве. (По образному замечанию одного французского писателя, Обер стоял перед дверями опереты. Эрве их приоткрыл, а Оффенбах вошел. Флоримон Эрве (подлинная фамилия — Ронже, 1825—1892) — автор около ста оперетт, лучшая среди них «Мадемуазель Нитуш» (1883).)
В 1855 году Оффенбах открыл собственный театр, называвшийся «Парижские буффы»: здесь в тесном помещении он ставил со своей музыкой веселые буффонады и идиллические пасторали, которые исполнялись силами двух-трех актеров. Современник известных французских художников-карикатуристов Оноре Домье и Поля Гаварни, комедиографа Эжена Лабиша, Оффенбах насыщал спектакли тонким и язвительным остроумием, насмешливой шуткой. Он привлек близких по духу писателей, и если драматург Скриб в полном смысле слова был соавтором опер Мейербера, то в лице Анри Мельяка и Людовика Галеви — в недалеком будущем авторов либретто «Кармен» — Оффенбах приобрел своих преданных литературных сотрудников.
1858 год — Оффенбаху уже под сорок — знаменует решающий перелом в его судьбе. Это год премьеры первой большой оперетты Оффенбаха — «Орфей в аду», выдержавшей подряд двести восемьдесят восемь представлений (В 1878 году в Париже состоялось 900-е представление!). Далее следуют, если назвать наиболее известные произведения, «Женевьева Брабантская» (1859), «Прекрасная Елена» (1864), «Синяя Борода» (1866), «Парижская жизнь» (1866), «Герцогиня Герольштейнская» (1867), «Перикола» (1868), «Разбойники» (1869). Последнее пятилетие Второй империи — годы безраздельной славы Оффенбаха, а ее кульминационный пункт — 1857 год: в центре пышных торжеств, посвященных открытию Всемирной выставки, стояли спектакли «Парижской жизни».
Оффенбах с величайшим творческим напряжением. Он является не только автором музыки своих оперетт, но и соавтором литературного текста, режиссером-постановщиком, дирижером, антрепренером труппы. Остро ощущая специфику театра, он доделывает партитуры на репетициях: сокращает то, что кажется затянутым, расширяет, переставляет номера. Эта кипучая деятельность осложняется частыми выездами в зарубежные страны, где Оффенбаху повсеместно сопутствует громкая слава.
Крах Второй империи внезапно оборвал блестящую карьеру Оффенбаха. Его оперетты сходят со сцены. В 1875 году он вынужден объявить себя банкротом. Состояние потеряно, театральная антреприза распущена, авторские доходы идут на покрытие долгов. Чтобы прокормить семью, Оффенбах выезжает на гастроли в США, где в 1876 году дирижирует садовыми концертами. И хотя он создает новую, трехактную редакцию «Периколы» (1874), «Мадам Фавар» (1878), «Дочь тамбур-мажора» (1879) — произведения, которые не только не уступают по своим художественным качествам предшествующим, но даже превосходят их, открывают новые, лирические стороны большого таланта композитора,— он добивается лишь посредственного успеха. (К этому времени славу Оффенбаха затмевает Шарль Лекок (1832—1918), в произведениях которого выдвигается лирическое начало в ущерб пародии и жизнерадостное веселье вместо безудержного канкана. Его наиболее известные произведения: «Дочь мадам Анго» (1872) и «Жирофле-Жирофля» (1874). Большой популярностью пользовалась также оперетта Робера Планкетта «Корневильские колокола» (1877).)
Оффенбах поражен серьезной болезнью сердца. Но в предчувствии скорой кончины он лихорадочно работает над своим последним сочинением — лирико-комедийной оперой «Сказки (в более точном переводе «рассказы») Гофмана». Ему не пришлось присутствовать на премьере: не закончив партитуру, он умирает 4 октября 1880 года.
Оффенбах является автором свыше ста музыкально-театральных произведений. Большое место в его наследии занимают интермедии, фарсы, миниатюрные спектакли-обозрения. Однако и количество двух- или трехактных оперетт исчисляется десятками.
Сюжеты его оперетт разнообразны: здесь и античность («Орфей в аду», «Прекрасная Елена»), и образы популярных сказок («Синяя Борода»), и средневековье («Женевьева Брабантская»), и перуанская экзотика («Перикола»), и реальные события из французской истории XVIII века («Мадам Фавар»), и быт современников («Парижская жизнь»), и т. д. Но все это внешнее разнообразие объединено основной темой — изображением современных нравов.
Будь то старые, ставшие классическими сюжеты или новые, говорящие то ли о вымышленных странах и событиях, то ли о реальной действительности,— всюду и везде у Оффенбаха действуют современники, пораженные общим недугом — развращенностью нравов, коррупцией. Для изображения такой всеобщей испорченности Оффенбах не жалеет красок и порой достигает бичующего сарказма, вскрывая язвы буржуазного строя. Однако это имеет место далеко не во всех произведениях Оффенбаха. Немало в них отводится развлекательным, откровенно эротическим, «канканирующим» моментам, и злая издевка нередко вытесняется пустым острословием. В таком смешении социально значительного с бульварно-анекдотическим, сатирического с фривольным заключается основное противоречие театральных спектаклей Оффенбаха.
Вот почему из большого наследия Оффенбаха лишь немногие произведения сохранились в театральном репертуаре. К тому же их литературные тексты, несмотря на остроумие и сатирическую заостренность, во многом поблекли, так как устарели содержащиеся в них намеки на злободневные факты и события (Из-за этого в отечественных музыкальных театрах тексты оффенбаховских оперетт подвергаются значительной, иногда коренной переработке.). Но не стареющей осталась музыка. Выдающийся талант Оффенбаха выдвинул его в первые ряды мастеров легкого и доступного песенно-танцевального жанра.
Основной источник музыки Оффенбаха — французский городской фольклор. И хотя многие композиторы комической оперы XIX века обращались к этому источнику, никому до него не удавалось с такой полнотой и художественным совершенством выявить особенности национальной бытовой песни и танца.
Этим, однако, не ограничиваются его заслуги. Оффенбах не только воссоздавал особенности городского фольклора — и прежде всего практики парижских шансонье,— но и обогащал их опытом профессионально-художественной классики. Моцартовская легкость и изящество, остроумие и блеск Россини, огневой темперамент Вебера, лиризм Буальдье и Герольда, увлекательные, пикантные ритмы Обера — все это и многое другое претворено в музыке Оффенбаха. Вместе с тем она отмечена большим индивидуальным своеобразием.
Мелодия и ритм — определяющие факторы музыки Оффенбаха. Его мелодическая щедрость неистощима, а ритмическая изобретательность исключительно разнообразна. Оживленные четные размеры бодрых куплетных песенок сменяются грациозно-танцевальными мотивами на 6/8, маршевый пунктир — мерным колыханием баркарол, темпераментные испанские болеро и фанданго — плавным, легким движением вальса и т. д. Особо велика роль популярных в то время танцев — кадрили и галопа (см. примеры 173 а, б, в, г, д ). На их основе Оффенбах строит рефрены куплетов — хоровые припевы, динамика развития которых носит вихревой характер. Эти зажигательные финальные ансамбли показывают, как плодотворно Оффенбах использовал опыт комической оперы.
Легкость, остроумие, изящество и стремительный порыв — эти качества музыки Оффенбаха отражены в его инструментовке. Простоту и прозрачность звучания оркестра он сочетает с яркой характеристичностью и тонкими колористическими штрихами, дополняющими вокальный образ.
Несмотря на отмеченные общие черты, есть некоторые различия в опереттах Оффенбаха. Можно наметить три их разновидности (оставляем в стороне все другие малохарактерные виды): это оперетты-пародии, комедии нравов и лирико-комедийные оперетты. Образцами данных типов могут соответственно служить: «Прекрасная Елена», «Парижская жизнь» и «Перикола».
Обращаясь к сюжетам античности, Оффенбах их язвительно пародировал: так, мифологический певец Орфей представал влюбленным учителем музыки, целомудренная Эвридика — легкомысленной дамой полусвета, всесильные же боги Олимпа превращались в беспомощных и сластолюбивых старцев. С той же легкостью Оффенбах «перекраивал» на современный лад сказочные сюжеты и популярные мотивы романтических романов и драм. Так он раскрывал в старых сюжетах актуальное содержание, но одновременно пародировал привычные театральные приемы и стиль оперных постановок, издеваясь над их окостеневшей условностью.
Комедии нравов использовали оригинальные сюжеты, в которых прямее и острее обличались современные буржуазные отношения, изображаемые то в гротесковом преломлении («Герцогиня: Герольштейнская»), то в духе ревю-обозрения («Парижская жизнь»).
Наконец, в ряде произведений Оффенбаха, начиная с «Песенки Фортунио» (1861), сильнее проявилась лирическая струя — в них стиралась грань, отделявшая оперетту от комической оперы. И привычная насмешливость покидала композитора: в изображении любви и горя Периколы или Жюстины Фавар он передавал неподдельную искренность чувств, задушевность. Эта струя все более крепла в последние годы жизни Оффенбаха и получила свое завершение в «Сказках Гофмана». Романтическая тема о недостижимости идеала, о призрачности земного существования здесь выражена в свободно-рапсодической форме — каждый акт оперы имеет свой сюжет, создает определенную «картину настроения» по канве эскизно намеченного действия.
В течение долгих лет Оффенбаха волновал этот замысел. Еще в 1851 году в одном парижском драматическом театре был показан пятиактный спектакль «Сказки Гофмана». На основе ряда новелл немецкого писателя-романтика авторы пьесы Жюль Барбье и Мишель Карре сделали самого Гофмана героем трех любовных авантюр; их участницы — бездушная кукла Олимпия, смертельно больная певица Антония, коварная куртизанка Джульетта. Каждое приключение завершается драматической катастрофой: на пути к счастью неизменно встает, меняя свой облик, загадочный советник Линдорф. И столь же изменчив ускользающий от поэта образ возлюбленной. (Основу событий составляет новелла Э. Т. А. Гофмана «Дон-Жуан», в которой писатель рассказывает о своей встрече с известной певицей. Остальные образы заимствованы из ряда других новелл («Золотой горшок», «Песочный человек», «Советник Креспель» и пр.).)
Оффенбаха, всю жизнь порывавшегося написать комическую оперу, увлек сюжет пьесы, где так своеобразно переплелись бытовая драма с фантастикой. Но лишь спустя тридцать лет, когда окрепла лирическая струя в его творчестве, он смог воплотить свою мечту, ни и то не полностью: закончить произведение помешала смерть — инструментовал клавир Эрнест Гиро. С тех пор — премьера состоялась в 1881 году — «Сказки Гофмана» прочно вошли в мировой театральный репертуар, а лучшие музыкальные номера (в их числе знаменитая баркарола — см. пример 173 в) приобрели широкую известность. (В последующие годы эта единственная комическая опера Оффенбаха подверглась различным редакциям: сокращался прозаический текст, который был заменен речитативами, переставлялись местами отдельные номера, даже акты (количество их сократилось с пяти до трех). Наиболее распространена редакция М. Грегора (1905).)
Художественные достоинства музыки Оффенбаха обеспечили ей длительную, устойчивую популярность — она звучит и в театре, и в концертном исполнении.
Замечательный мастер комедийного жанра, но в то же время и тонкий лирик, Оффенбах принадлежит к числу видных французских композиторов второй половины XIX века.
- Список главных оперетт Оффенбаха →
Жак Оффенбах
Жак Оффенбах (20 июня 1819 - 5 октября 1880), композитор и виолончелист эпохи романтизма, был одним из создателей формы оперетты. Его легкие комические композиции отразили легкость и легкомыслие жизни во Франции конца XIX века. Оффенбах стремился исследовать вселенную ярких французских чувств, сочиняя музыку, которая отличается веселостью и жизнерадостностью.
Опера Оффенбаха «Орфей в подземном мире», часто написанная в сатирическом стиле и затрагивающая мифологические сюжеты, вызвала большой резонанс во французском музыкальном сообществе. Ближе к концу своей жизни он написал одну серьезную оперу, Сказки Гофмана, которая стала его наиболее известной работой. Он был очень плодовитым композитором, на его счету более 100 сценических работ. В галоп из Оффенбаха Орфей в преисподней - мелодия, которая больше всего ассоциируется с канкан, физически сложным танцем в мюзик-холле, исполняемым хором танцовщиц.
биография
Оффенбах родился в Кельне, Германия, и был сыном Исаака Иуды Эберста, кантора, переплетчика, учителя музыки и композитора. Его отец жил в то время, когда наполеоновский указ требовал, чтобы евреи носили наследуемые фамилии. По совместительству странствующий скрипач, он взял себе имя Оффенбах, так как он был уже известен своей аудитории как уроженец Оффенбаха-на-Майне по прозвищу «дер Оффенбахер». Его сын, Жак, при рождении получил имя «Якоб Оффенбах», но изменил его на Жак, когда поселился во Франции.
Жак Оффенбах переехал в Париж в 1833 году, чтобы изучать игру на виолончели. Он нашел работу на этом инструменте в оркестре Комической оперы и написал для него много пьес. В 1844 году он обратился в католицизм и женился на Эрмини де Алкейн. Он вернулся в Германию с женой и дочерью в 1848 году, чтобы избежать революционного насилия во Франции, но вернулся через год, чтобы стать музыкантом, наиболее тесно связанным с правлением Луи Наполеона (III). В 1850 году он стал дирижером Французского театра, но в 1855 году арендовал собственный театр Bouffes Parisiens на улице Монсиньи и начал успешную карьеру, посвященную главным образом оперетте и оперетте. комические оперы до его смерти.
Музыка Оффенбаха часто ассоциируется с танцем кан-кан. В своих многочисленных популярных опереттах он создавал красивые плавные мелодии, которые восхищали парижан. Россини окрестил его «маленьким Моцартом с Елисейских полей». Его самые популярные произведения и сегодня исполняются регулярно. Его самые известные оперетты в англоязычном мире: Орфей в преисподней,Парижская жизнь,"Прекрасная Элен",Ла Перишоль, а также Великая княгиня Герольштейн.
К 1870-м годам популярность Оффенбаха в Европе неуклонно падала, и в попытке поднять свой статус и выплатить растущие долги он предпринял американское турне с концертами в Нью-Йорке и Филадельфии. Результатом его американского турне стала книга, в которой задокументированы его переживания, озаглавленная: Оффенбах в Америке (1877 г.). Вернувшись в Париж, он написал еще десять оперетт, но ни одна из них не достигла такого успеха, которого достигли его ранние произведения. В результате этих разочарований он стал чем-то вроде затворника. Пытаясь добиться последнего успеха, он занялся сочинением того, что станет его самой известной работой: Сказки Хоффмана, которая станет его самой известной оперой. Сказки Гофмана, был более серьезным, чем другие его работы, возможно, отражая извечное желание клоуна, чтобы к нему относились серьезно. К моменту его смерти в 1880 году картина все еще оставалась незавершенной, но была завершена его другом Эрнестом Гиро, а премьера состоялась в 1881 году.
Gaîté Parisienne часто слышимая балетная стилизация мелодий Оффенбаха в аранжировке и оркестровке Мануэля Розенталя в 1938 году. Еще одно посмертное произведение, Myriame et Daphné, с либретто Филиппа Жиля, дебютировало в 1907 году.
Оффенбах похоронен в Cimetière de Montmartre, Париж, Франция.
Оффенбах в Америке
Музыка Оффенбаха приобрела значительную популярность в Соединенных Штатах, однако некоторых защитников «высокой культуры» беспокоила легкомысленность его музыки. В начале двадцатого века Америка переживала споры о важности искусства и музыки в развитии нравственного общества, и музыка Оффенбаха часто упоминалась как способствующая разрушению хорошего вкуса и трезвости.
Писать в Космополитен В журнале 1900 года Гарри Трастон Пек утверждал, что музыка Оффенбаха способствовала социальному упадку во Франции и сделает то же самое в Америке. В культурных кругах была широко распространена мысль, что любой вид искусства, который был явно популярен, является «ложной культурой» и не достоин такого же высокого уважения, как работы Бетховена или Шекспира. Оффенбах был в некоторой степени невинным сторонним наблюдателем в этой дискуссии, поскольку он не был стойким идеологом с точки зрения художественного морализаторства, а скорее считал себя профессиональным композитором, практикующим свое ремесло.
Наследие
Оффенбах писал беглым, элегантным стилем, часто затрагивая мифологические сюжеты в сатирическом тоне. Он получил признание в музыке канкан, а также в опереттах или световых операх с диалогами. Он обладал уникальной способностью создавать красиво плавные мелодии, которые хотели услышать публики, а парижанам середины и конца девятнадцатого века особенно нравились музыка и драматургия простой и легкомысленной природы.
Оффенбах ценил свою известность как популярного композитора. Однако он также был обеспокоен своим музыкальным наследием; так, он написал сатирическую оперу, Орфей в преисподней, что вызвало переворот во французском музыкальном сообществе. Он также написал один полностью оперный шедевр, Les contes d’Hoffmann («Сказки Гофмана»), которая в конечном итоге станет его самой известной работой.
Он написал более 100 музыкальных произведений для сценических произведений, многие из которых исполняются до сих пор.
Работает
- L’alcôve
- Бланш
- La Duchesse d’Albe
- Le trésor à Mathurin (в редакции Le mariage aux lanternes)
- Пепито
- Люк и Люсетт
- Декамерон, Лазурный берег
- Entrez, мсье, mesdames
- Un nuit blanche
- Les deux aveugles
- Le rêve d’une nuit d’été
- Oyayaie, ou La reine des îles
- Le Violooneux
- Мадам Папийон
- Paimpol et Périnette
- Ба-та-клан
- Un postillon en gage
- Tromb-al-ca-zar, ou Les criminels dramatiques
- La Rose de Saint-Flour
- Les dragées du baptême
- Le 66
- Le financier et le savetier
- La bonne d’enfant (s)
- Les Trois Baisers du Diable
- Croquefer, ou Le dernier des paladins
- Dragonette
- Vent du soir, ou L’Horrible festin
- Une demoiselle en loterie
- Les deux pêcheurs, ou Le Le Lelele du Soleil
- Mesdames de la Halle
- La chatte metamorphosée en femme
- Orphée aux enfers(Орфей в преисподней)
- Le mari à la porte
- Les vivandières de la grande-armée
- Женевьева де Брабант
- Le Carnaval des Revues
- Дафнис и Хлоя (оперетта)
- Баркуф (в редакции Boule de neige)
- Шансон де Фортунио
- Le pont des soupirs
- M. Choufleuri restera chez lui le. . .
- Apothicaire et perruquier
- Комическая романтика
- Месье и мадам Дени
- Le voyage de MM. Dunanan père et fils
- Les Bavards (также исполняется как "Bavard et Bavarde" и Die Schwätzerin von Saragossa)
- Жаклин
- Багет (Федия)
- La leçon de chant électromagnétique
- Сеньор Фаготто
- Lischen et Fritzchen
- Fleurette (также исполняется как Fleurette, oder Trompeter und Näherin)
- L’amour chanteur
- Les fées du Rhin (также исполняется как Die Rheinnixen)
- Les géorgiennes
- Le fifre enchanté, ou Le soldat magicien
- Жанна Кви Пльюр и Жан Куи Рит
- La Belle Hélène(Прекрасная Елена)
- Coscoletto, ou Le lazzarone
- Les Refrains des Bouffes
- Les Bergers
- Барб-блю(Синяя Борода)
- La vie parisienne
- La Grande-Duchesse de Gérolstein(Великая герцогиня Герольштейн)
- La permission de dix heures (также исполняется как Urlaub nach dem Zapfenstreich)
- Робинзон Крузо
- Le château à Toto
- L’ile de Tulipatan
- La Périchole
- Верт-Верт
- Ла дива
- La princesse de Trébizonde
- Les brigands
- La romance de la rose
- [Mam’zelle] Мушерон
- Le roi Carotte
- Фантазия
- Le corsaire noir (также исполняется как Der schwarze Corsar)
- Les braconniers
- Pomme d’api
- La jolie parfumeuse
- Багатель
- Мадам л'архидук
- Уиттингтон (также исполняется как Le chat du diable)
- Le hannetons
- La boulangère a des écus
- Le voyage dans la lune
- La Créole
- Tarte à la crême
- Pierrette et Jacquot
- La boîte au lait
- Le docteur Ox
- La foire Saint-Laurent
- Мэтр Перонилья
- Мадам Фавар
- La Marocaine
- La fille du tambour-major
- Belle Lurette
- Les contes d’Hoffmann(Сказки Гофмана)
использованная литература
- Фарис, Александр. Жак Оффенбах. Нью-Йорк: Скрибнер, 1981. ISBN 0-684-16797-2.
- Хардинг, Джеймс. Жак Оффенбах: биография. Лондон: Дж. Колдер, 1980. ISBN 0-714-53835-3.
- Левин, Лоуренс В. Highbrow / Lowbrow: Появление культурной иерархии в Америке. Лондон: Издательство Гарвардского университета, 1988. ISBN 0-674-39076-8.
- Мосс, Артур и Эвелин Марвел. Канкан и Баркарола: Жизнь и времена Жака Оффенбаха. Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 1975. ISBN 0-837-18045-7.
Жак Оффенбах
Жак Оффенбах был французским композитором и дирижером, известным своими яркими и веселыми опереттами. Он родился в 1819 году в Кёльне, в семье музыкантов. С детства он проявлял необычайный талант и страсть к музыке.
Карьера и достижения
Оффенбах начал свою музыкальную карьеру как виртуозный виолончелист. Он выступал в различных городах Европы и получал признание своих музыкальных навыков. Вскоре он начал писать свои собственные композиции, включая оперы и оперетты.
Одной из самых известных оперетт Оффенбаха стала \"Орфей в аду\", которая была поставлена в 1858 году. Она получила огромную популярность и стала одной из самых исполняемых оперетт во всем мире. Оффенбах продолжал творить и писал множество других оперетт, которые также получили успех и признание публики.
Источники:
- https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/velikie-kompozitory/zhak-offenbakh
- https://www.belcanto.ru/offenbach.html
- https://kineshma.net/Jacques-Offenbach-6952
- https://legendyru.ru/4998-zak-offenbax