Любовь Петровна Орлова

Любовь Орлова

Любовь Орлову называли русской Марлен Дитрих. Благодаря ей советский кинематограф не только поднялся на новый уровень, но и стал уверенно конкурировать с театральным искусством. Огромное количество наград и заслуг, яркая фильмография — Любовь Петровну по праву считают одной из самых талантливых актрис Советского Союза.

Детство и юность

Будущая звезда советского кино Любовь Петровна Орлова родилась в 1902 году в дворянской семье. Ее отец Петр Федорович, служивший в военном ведомстве, имел награды от государя. Евгения Сухотина, мать Орловой, происходила из старинного рода дворянина, члена Государственного совета и кавалерийского генерала Николая Сухотина, служившего начальником Николаевской военной академии и состоявшего в родственной связи с графом Львом Толстым. У артистки хранилось произведение Толстого «Кавказский пленник». Книга была подписана и подарена маленькой Любови самим писателем.

Частым гостем в доме Орловых в подмосковном Звенигороде был и Федор Шаляпин. Как-то он, увидев домашний спектакль с участием Любови, напророчил девочке актерскую славу, посоветовав родным развивать талант юной артистки в театральной студии. Но родители больше хотели видеть дочь не актрисой, а музыкантом. Поэтому, когда Любе исполнилось семь лет, отвели ее в музыкальную школу, где она обучалась игре на фортепиано.

С 1919-го Любовь Петровна совершенствовала игру в Московской консерватории. Но через три года ей пришлось покинуть это учебное заведение, чтобы заработать на жизнь. С 1922 года она преподавала музыку и работала тапером в столичных кинотеатрах. Тем не менее в этот период девушка успевала учиться в ГИТИСе (в то время —театральный техникум). С 1926-го Орлова работала хористкой, а затем актрисой музыкальной студии МХАТа.

Фильмы

В студии Орлова поначалу пела в хоре и появлялась в небольших ролях в некоторых спектаклях. Но уже тогда талант и неповторимая внешность выделяли артистку среди коллег. Поэтому в 1932 году режиссер вывел ее из хора, сделав солисткой оперетты Жака Оффенбаха «Перикола». Любовь Петровна получила главную роль. На постановку с первых же дней премьеры толпами ходили театралы.

Любовь Орлова в молодости

В 1933 году Любовь Петровну в роли Периколы впервые увидел начинающий кинорежиссер Григорий Александров, которому посмотреть на талантливую артистку посоветовал друг-художник. Постановщик был сражен талантливой игрой и красотой Орловой. После этой судьбоносной встречи актриса получила приглашение играть в его фильмах. На момент встречи Александров как раз подыскивал кандидатуру на роль Анюты в картине «Веселые ребята».

Изначально роль Орловой была невелика, все внимание уделялось герою Леонида Утесова и его оркестру «Теа-джаз». Но в ходе съемок очарованный Любовью Петровной режиссер увеличил роль артистки, сделав ее персонаж центральным. Это очень обидело Утесова, который не скрывал своего отношения к фаворитке Александрова и не раз подкалывал 32-летнюю женщину, игравшую роль юной девушки. Примечательно, что на съемки актриса приехала с любовником-иностранцем, а режиссер — с женой и ребенком. Это не помешало бурному роману на съемочной площадке, и после съемок пара поженилась.

«Веселые ребята» стали знаковым фильмом в творческой биографии Любови Петровны. У актрисы было великолепное сопрано, она замечательно танцевала. Отлично справившись с образом Анюты, она стремительно поднялась по карьерной лестнице советского кинематографа, более того, стала любимой актрисой Иосифа Сталина, а вместе с ней благоволение властей получал и Александров. Во многом благодаря Орловой кинематограф становится популярным видом искусства в Советском Союзе, ощутимо потеснив театр как по кассовым сборам, так и по количеству зрителей.

Любовь Орлова и Леонид Утесов

В 1936-м на экраны страны вышла вторая лента Александрова, где в главной роли снова появилась Любовь Орлова. Это был музыкальный фильм «Цирк», ставший одной из самых кассовых советских кинокартин. На момент съемок актрисе было уже 34 года, а по сценарию — на десять лет меньше, но зрителю это было незаметно: на крупных планах лицо артистки снимали в «мягком» фокусе. Кинолента получила Гран-при на Всемирной выставке в Париже, а в 1941-м была награждена Сталинской премией.

Через два года после выхода Цирка» на экраны поклонники таланта Орловой с удовольствием смотрели очередной музыкальную комедию — «Волга-Волга», также снятую Григорием Александровым. В ней, помимо Любови Петровны, сыграли Владимир Володин, Павел Оленев. Съемки в этой ленте стали первой заметной работой для Марии Мироновой, матери актера Андрея Миронова.

Герои картины были настолько яркими, что после премьеры в обиход вошел термин «бываловщина» по фамилии бюрократа Бывалова в исполнении комедийного актера Игоря Ильинского. Примечательно, что Ильинский спустя годы сыграл аналогичную роль — бюрократа Огурцова — в «Карнавальной ночи» Эльдара Рязанова. Образ Бывалова оценил и Сталин, наградив артиста Сталинской премией. Генсек отправил копию картины президенту США Франклину Рузвельту.

Фильмы с Орловой чрезвычайно любили советские зрители. В начале 1940-х актриса была настолько популярной, что нередко напутствовала и провожала солдат на фронт. Она выступала с концертами на всех фронтах — от Минска до Курска и Орла.

После войны актриса продолжала много сниматься. В 1947-м вышла музыкальная комедия «Весна». К моменту съемок Любови Петровне уже исполнилось 44 года. Освещение, съемки под углом и другие приемы скрывали возраст, но после завершения работы над лентой исполнительница планировала оставить кинокарьеру и стать актрисой Театра им. Моссовета. Чтобы расположить будущих коллег к Орловой, ее муж-режиссер включил в актерский состав ведущих артистов этого театра — Ростислава Плятта и Фаину Раневскую. Примечательно, что именно в «Весне» впервые появилась знаменитая заставка «Мосфильма» — скульптура «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной.

Иосиф Сталин и Любовь Орлова

Дальнейшую кинокарьеру Любовь Петровна совмещала с со службой в Театре имени Моссовета. Карьерный спад наметился у Орловой в начале 1960-х. Она все реже появлялась на экране и на театральной сцене. В 1970-м зрители увидели комедию «Русский сувенир». А последняя лента с участием артистки — «Скворец и Лира» — вышла в 1972 году.

Внешность и стиль

В молодости внешность советской кинодивы существенно отличалась от известного всем образа «советской Марлен» с платиновыми волосами и тонкими бровями — Орлова была круглолицей девушкой с темно-каштановыми косами. Примечательно, что свой цвет волос артистка очень любила, но стала блондинкой по настоянию муж-режиссера.

Любовь Орлова и Марлен Дитрих

По словам современников, Александров слепил ее именно по образцу Марлен Дитрих. У Орловой появилось много схожих черт с голливудской звездой. В «Веселых ребятах» у Анюты был точно такой же цилиндр, как у Дитрих в ленте «Голубой ангел». В «Цирке» у героини Орловой цвет волос черный пополам с платиновым, как у Марлен.

Ходили слухи о знакомстве и романе Александрова с Дитрих, так что Орлова ревновала и открыто не любила зарубежную коллегу, что подтвердил ее биограф Михаил Куницын.

Любовь Петровна стала признанной примадонной советского кинематографа и иконой стиля уже после 30. Она тщательно заботилась о своей внешности и была первой из советских актрис, регулярно пользовавшихся передовыми новинками косметологии для ухода за телом и лицом. Поговаривают, что Орлова первой сделала пластическую операцию. Во всяком случае аристократическая внешность и чрезвычайная ухоженность долгое время позволяли ей скрывать свой возраст — год ее рождения не знали даже близкие друзья и коллеги.

Личная жизнь

Личная жизнь Любови Орловой — это три брака. Первый раз она вышла замуж за видного чиновника наркомата земледелия Андрея Гаспаровича Берзина. Вместе они прожили четыре года. В 1930-м Берзина арестовали и сослали в Казахстан.

Любовь Орлова и Григорий Александров

В 1932 году Орлова познакомилась с австрийским импресарио Францем (фамилия его утерялась), с которым год прожила в гражданском браке. А в 1933-м актриса встретила Григория Александрова и в том же году вышла за него замуж. Вместе супруги прожили до самых последних дней артистки. Детей у пары не было.

Смерть

Не стало Любови Петровны Орловой 26 января 1975 года. Причина смерти артистки — рак поджелудочной железы. Похоронили ее на Новодевичьем кладбище. Григорий Александров пережил супругу на восемь лет.

В 2014 году дачу актрисы и режиссера в подмосковном Внукове приобрел известный адвокат Александр Добровинский. Он же стал собственником личного архива великой артистки — сохранившихся фото и дневников. Давая интервью, Добровинский развеял миф о том, что Любовь Петровна была влюблена в Иосифа Сталина: актриса начала ненавидеть генсека после того, как ее первого мужа Берзина сослали в Казахстан.

Адвокат прочел в дневнике артистки, что Сталин однажды пригласили ее на ужин. Именно там она поинтересовалась судьбой своего первого супруга, что очень не понравилось Иосифу Виссарионовичу. После этого эпизода он более никогда не предпринимал никаких попыток личного общения со звездой.

Память

Имя знаменитой актрисы носят морское судно, кратер, астероид и даже новые сорта фиалки и флоксов, а фото размещено на памятных монетах и марках. Ее судьба и карьера стали основой для двух десятков документальных и художественных картин: «Кинопанорама» (1979), «Три любви Любови Орловой» (2005) и пр.

В марте 2015-го зрители увидели сериал «Орлова и Александров», снятый на основе реальных событиях жизни актрисы от юности до самой смерти. Орлову сыграла Олеся Судзиловская, ее мужа — Анатолий Белый.

В 2022 году отмечалась юбилейная дата — 120 лет со дня рождения Любови Петровны. Мероприятия, посвященные великой исполнительнице, стартовали с лекции Андрея Апостолова в Музее кино. Там же состоялся показ ленты «Светлый путь». А в завершение выступила Христина Блохина, которая исполнила главные советские хиты.

Фильмография

  • 1934 — «Весёлые ребята»
  • 1936 — «Цирк»
  • 1938 — «Волга-Волга»
  • 1939 — «Ошибка инженера Кочина»
  • 1940 — «Светлый путь»
  • 1941 — «Дело Артамоновых»
  • 1947 — «Весна»
  • 1949 — «Встреча на Эльбе»
  • 1950 — «Мусоргский»
  • 1960 — «Русский сувенир»
  • 1974 — «Скворец и Лира»

Интересные факты

  1. Даже будучи замужем или в отношениях, актриса всегда спала одна. Это следствие психологической травмы: во время ареста ее первого супруга Андрея Берзина чекисты «чуть ли не штыками вынимали из супружеской кровати».
  2. Фанатичное желание советских женщин переделать свою внешность под кинодиву стало медицинским диагнозом «синдром Орловой».

Любовь Петровна Орлова

Л юбовь Петровна Орлова — артистка советского театра и кино. Она обладала многогранными талантами и возможностями, что сделало женщину не только популярной актрисой своего времени, но и настоящим образцом для подражания.

Орлова происходила из дворянской семьи, но, несмотря на это, ей удалось избежать репрессий в отношении некогда привилегированного сословия после прихода советской власти. Однако путь к карьерным высотам все равно был довольно непростым.

В ранние годы женщине пришлось перепробовать несколько работ. Родители настаивали на том, чтобы она стала профессиональной пианисткой. Но из-за заболевания, которое сказалось на слухе, консерваторию пришлось бросить.

Был период работы над музыкальным оформлением фильмов, а также преподавательской деятельности. Но в результате актриса смогла взять судьбу в свои руки и заняться тем, что ей действительно нравилось.

Иконой стиля и актерского мастерства Любовь Орлова стала еще при жизни. Благодаря стараниям второго супруга, она оказалась неким русским вариантом Марлен Дитрих. Многие видели в ней идеальную женщину и картинку.

За годы карьеры артистка успела сняться почти в 20 лентах, что было солидно для того времени. Помимо, она реализовала себя как танцовщица и профессиональная певица.

Детство и юность

Будущая актриса Любовь Орлова появилась на свет в городе Звенигороде, который располагается под Москвой. О точной дате рождения артистки до сих пор идут многочисленные споры. Одни говорят о том, что это 29 января, другие — 11 февраля по новому стилю.

Такая путаница связана с утратой документов, которые свидетельствовали бы о точной дате рождения актрисы. Тем более что потомков, которые могли бы прояснить ситуацию, у нее не осталось.

4365464

Родители людьми творческими не были. Однако происходили из среды крупного дворянства. Отца звали Петром. Многие годы своей жизни мужчина отдал военному делу, служил в действующей армии.

Мать имела древнее благородное происхождение. Евгения Сухотина была дочерью крупного государственного деятеля, который в свое время возглавлял военную академию в Санкт-Петербурге. Был родственником Льва Толстого.

43554

Мать и отец девочки часто устраивали любительские спектакли. В доме семьи то и дело появлялись знаменитые люди своего времени. От государственных деятелей до представителей мира искусства.

Одним из таких был Федор Шаляпин. Он, пожалуй, первым оценил артистические данные юной Орловой, когда увидел, как та играет в домашнем спектакле. Мужчина сказал, что девочке нужно развивать талант. Однако у родителей были другие планы.

Как только Любови исполнилось 7 лет, ее записали в музыкальную школу. По задумке матери и отца, девочка должна была стать профессиональной пианисткой.

Уже в 1919 году молодая особа оказалась студенткой консерватории. Однако окончить образование так и не сумела. В какой-то момент у нее развилась болезнь Миньера. Редкое, но тяжелое поражение внутреннего уха. Девушка стала терять слух.

54675

Излечение было возможно, но время на учебу было упущено. К тому же, после прихода советской власти и тотальной разрухи начались тяжелые времена. Дворянское сословие внезапно оказалось на самом дне новоиспеченного общества. Нужно было как-то зарабатывать на жизнь.

С 1922 по 1926 Любовь Орлова преподавала музыку всем желающим и способным за это заплатить. Очень скоро она устроилась в московский кинотеатр, где подрабатывала тапером. Занималась звуковым оформлением немых фильмов, когда кинематограф только входил в силу и законные права.

Такая судьба явно не устраивала молодую амбициозную девушку. Она хотела большего. Примерно в те же годы Л.П. Орлова поступила в ГИТИС. В тот момент это был всего лишь театральный техникум.

Расцвет учебного заведения случился чуть позже, когда он стал настоящей кузницей кадров для большого кино и подмостков огромной страны.

С 1926 по 33 год артистка работала в качестве хористки при музыкальном театре. Но настоящая карьера была впереди.

Творчество

Творческая биография Любови Орловой началась в 1932 году. Однако это было не большое кино. На заре профессиональной работы артистка пела в хоре. Одновременно принимала участие в постановках, играла эпизодические роли на подмостках.

В течение нескольких лет ей пришлось пробиваться на большую сцену. Благодаря природному таланту, упорству и целеустремленности, актриса сумела добиться своего.

В 1932 году Любовь Орловой поручили образ Периколы в одноименной оперетте. Это была серьезная центральная роль. Задача стояла нелегкая. Однако женщина прекрасно справилась с ней.

45657

Постановка произвела настоящий фурор среди любителей высокого искусства и членов профессионального сообщества. Премьера и дальнейшие повторы пользовались огромной популярностью у всех культурных людей того времени. Во многом именно этот успех предопределил дальнейший карьерный рост артистки.

На одном из представлений в зале присутствовал режиссер Григорий Александров. В те годы он уже был довольно известным представителем культурного сообщества. Его имя было хорошо знакомо в широких кругах.

Работа молодой актрисы его впечатлила. Мужчине понравилось все: от голоса и таланта до созданного образа. После окончания постановки, Александров предложил Орловой Любови Петровне начать сотрудничество. Тем более что как раз тогда по счастливому стечению обстоятельств он искал актрису на роль в фильме «Веселые ребята».

6766

Проект снимался с большим вниманием к деталям. Лента вышла в свет в 1934 году. Любови Орловой досталась роль Анюты, которую она сыграла на небывалом уровне.

В одночасье артистка оказалась известной по всему Союзу. Ее талант и умения позволили поднять кинематограф и поставить его на один уровень с театром.

Можно сказать, что Орлова стояла у истоков советского фильма, задав огромную планку для будущих коллег по цеху . Однако это был далеко не конец карьеры артистки. И не пик ее творческой биографии. Хотя, несомненно, именно эта картина стала настоящим дебютом в личной истории женщины.

Буквально через 2 года на большие экраны вышел мюзикл «Цирк». Картина была в своем роде первой музыкальной комедией, поставленной в Советском Союзе.

"Мэри верит в чудеса" — Любовь Орлова (х/ф "Цирк")

Благодаря актерскому таланту самой Орловой и режиссерской работе фильм получил высокие оценки от профессионального сообщества.

Он был отмечен на международном кинофестивале. А через несколько лет получил Сталинскую премию — едва ли не самую почетную награду того времени.

43554

В 1938 году выходит очередная музыкальная комедия советского производства. Она получила название «Волга-Волга» и оказалась не менее успешной по сравнению с предшественниками. Режиссером снова стал Григорий Александров.

564564

Любовь Орлова предпочитала сниматься у мужа. Но это нисколько не умаляло ее таланта, умений и многогранности как профессиональной артистки.

Благодаря большому творческому потенциалу, навыкам, Орлова участвовала в съемках и в другом качестве. Она пела, танцевала. Эти умения очень пригодились в работе над фильмами «Волга-Волга» и «Светлый путь».

43657

В 1939 и 1940 вышли еще 2 картины с участием актрисы. Это детективная лента «Ошибка инженера Кочина», а также комедия «Светлый путь».

Несмотря на то, что Орлова большую часть времени снималась у супруга, она не отказывалась от возможности поработать с другими режиссерами. Именно так на свет появилась картина «Ошибка инженера Кочина», лента была снята постановщиком Александром Мачеретом по мотивам литературного первоисточника.

В своем роде, это был первый фильм в карьере Орловой, который стал для нее поводом временно сменить амплуа.

56574

Постепенно образ Любови все больше походит на образ Марлен Дитрих. Голливудской кинодивы. Простой советский зритель понятия не имел, кто это такая. А вот профессиональное сообщество получало доступ на закрытые кинопоказы, где демонстрировали в том числе и зарубежные картины. В рамках общего развития.

Завсегдатаем таких сеансов был и Григорий Александров. Именно с его легкой руки артистка преобразилась и переняла многие черты западной коллеги: она перекрасила волосы, имела похожий гардероб.

В 1941 году, когда началась Великая Отечественная, Любовь Орлова продолжала сниматься в кино. Очень скоро в свет вышла картина «Дело Артамоновых», по мотивам романа Максима Горького.

4354

Годы после войны, начиная с 1943, ознаменовались четырьмя новыми картинами с участием Любови Орловой. Она снялась в лентах «Каспийцы», «Одна семья», «Весна», а также «Встреча на Эльбе».

Буквально через год на большие экраны вышла картина «Мусоргский». Художественный проект о становлении и жизни музыканта. Тема биографических лент продолжилась в 1952 году, когда Орлова снялась в проекте «Композитор Глинка».

564765

По причине ли творческой усталости или исчерпания амплуа и образов, с 1952 года карьера артистки резко просела. В 1960 в свет вышел фильм «Русский сувенир», который стал одним из финальных в работе профессиональной актрисы. Театральные постановки также оказались редкостью.

45645

В 1974 Любовь Орлова приняла участие в последнем фильме, «Скворец и Лира», Он оказался достойным завершением карьеры великой артистки.

5654

Женщина стала своего рода первопроходцем и самым ярким персонажем раннего периода становления советского кино. И эти заслуги не остались незамеченными.

В свои годы Орлова получила Орден Ленина, Трудового красного знамени, две Сталинские премии. К началу 50-х была признана Заслуженной и Народной артисткой.

Всего за годы профессиональной карьеры послужной список актрисы пополнился почти 20-ю картинами.

Личная жизнь

В биографии известной женщины нашлось место для троих избранников. Первым супругом стал Андрей Березин. Чиновник средней руки в Наркомате земледелия. В 1926 они заключили брак.

А буквально через 4 года мужчина был привлечен к ответственности за реальное или мнимое служебное преступление. Волей случая, в 30-м оказался сослан в Казахстан. На этом брак артистки и закончился.

В 1932 женщина увлеклась австрийцем по имени Франц. Но официально их союз так и не был заключен. Пара жила в гражданском браке. Примерно через год все закончилось, едва начавшись.

Последним законным супругом в личной жизни Любови Орловой стал Григорий Александров. Известный постановщик, а также педагог.

5675

Режиссер обратил внимание на артистку, и она с ходу произвела на него неизгладимое впечатление. Это было неудивительно. Орлова всегда следила за своей внешностью и пользовалась косметикой.

Ходили слухи, что она обращалась за помощью к пластическим хирургам. А кроме того, обладала колоссальным талантом и харизмой. В 1933 году пара заключила официальный брак, который и продлился до самой кончины известной актрисы.

Детей у Любови Орловой не было . Отчасти именно этот факт сыграл роль в будущей путнице биографических сведений о женщине.

В дальнейшем Орлова почти постоянно снималась только у своего супруга. Они создали мощный творческий тандем, который поднял советское кино на значительную высоту.

Конец жизненного пути актрисы

Артистка скончалась 26 января 1975. На тот момент ей было 73 года. Причиной смерти Любови Орловой стал рак поджелудочной железы.

Последнее пристанище известная женщина нашла на Новодевичьем кладбище. Муж пережил свою именитую супругу всего на 7 лет.

436754

Фильмография

Фильмы с Любовью Орловой:

  • 1934 — Петербургская ночь
  • 1934 — Любовь Алёны
  • 1934 — Весёлые ребята
  • 1936 — Цирк
  • 1937 — Наш цирк
  • 1938 — Волга-Волга
  • 1939 — Ошибка инженера Кочина
  • 1940 — Светлый путь
  • 1941 — Боевой киносборник № 4
  • 1941 — Дело Артамоновых
  • 1943 — Одна семья
  • 1943 — Каспийцы
  • 1947 — Весна
  • 1949 — Встреча на Эльбе
  • 1950 — Мусоргский
  • 1952 — Композитор Глинка
  • 1960 — Русский сувенир
  • 1963 — Мелодии Дунаевского
  • 1974 — Скворец и Лира
Ссылки
  • Страница в википедии

Отказ Сталину, странный брак и миллионные сбережения. Тайны Любови Орловой

Григорий Александров и Любовь Орлова в домашней обстановке. Фото 1960-х годов.

​«После того как первого мужа Орловой вынули штыками из супружеской постели, она не могла заснуть в одной кровати ни с одним мужчиной», — рассказал «АиФ» адвокат Александр Добровинский, который недавно стал обладателем архива и дачи легендарной творческой пары — Любови Орловой и Григория Александрова.

Подвиг женщины

Валентина Оберемко, «АиФ»: Александр Андреевич, как к вам попали архив и дача Орловой и Александрова? Вы с ними в родстве?

Григорий Александров.

Статья по теме

— Нет. Я с 5-летнего возраста знал внука Григория Александ­рова, тоже Гришу. Потом мы учились вместе во ВГИКе, дружили. После Гриша переехал во Францию, а я как раз оттуда вернулся в Россию, но всё равно мы остались близкими людьми. К сожалению, он многие годы страдал от алкогольной зависимости. Несколько лет назад Гриша приехал в Москву и попросил, чтобы я заехал к нему на дачу. Увидел — и ужаснулся: дача буквально разваливалась на глазах. Посреди этой разрухи сидел мой бедный друг Гриша, вокруг него валялись какие-то бумаги. Оказалось, это фотографии, письма, дневники Орловой и Александрова. Гриша рассказал, что продал почти все участ­ки, рядом с дачей оставалось совсем немного земли. И спросил, не хочу ли я приобрести что-нибудь из семейного архива. Я посмотрел на всё это и решил: архив нужно спасти. Денег заплатил много, но Гриша — парень гулящий, всё спустил. Через какое-то время он мне снова позвонил, сказал, что ему ещё нужны средства. Я понял, что дом надо тоже спасать, заплатил ему и за дом. Так я стал обладателем дачи и архива.

Любовь Орлова на подмосковной даче. 1955 год

— Говорите, единственный человек, которого она любила, — первый муж. А как же Александров?

— К Александрову у неё тоже была любовь, но другого рода. Александров — тот человек, благодаря которому она попала не в лагерь, а на вершину олимпа, стала актрисой № 1 в нашем кино. Она осталась вечно благодарной ему. Но с ним она ни разу не заснула в одной постели — арест первого мужа навсегда остался в её памяти. Даже когда Орлова и Александров выезжали в другие страны или города, для них всегда снималось 2 отдельных номера. Их сексуальные отношения — вообще отдельная история. Поэтому думаю, пылкую, страстную любовь она отдала первому мужу, а зрелую, благодарную любовь подарила Александрову.

Рядом с Григорием Александровым Любовь Орлова становилась обыкновенной женщиной

— Об их отношениях ещё в те годы судачили: мол, это фиктивный брак ради искусства.

— А после свадьбы были верны друг другу?

— На 100%. Орлова была настолько умна, что не задавала Александрову вопросов о том, что было до неё, боясь вызвать в нём комплекс из-за его отношений с Эйзенштейном. Да и он сам никогда не говорил с ней о своём прошлом.

Григорий Александров и Сергей Эйзенштейн в Голливуде. 1934 год

— Несмотря на счастливый брак, у Орловой не было детей. Кто-то говорит, что она не хотела. Кто-то — что не могла родить.

— Абсолютно уверен: она не хотела детей. Я нашёл её переписку с профессором, гинекологом № 1 в СССР. Там в основном вещи физиологического характера, но они свидетельствуют о том, что Любовь Орлова одной из первых женщин в СССР для контрацепции поставила спираль или что-то вроде этого.

Народная артистка СССР Любовь Петровна Орлова. 1950 год

— Но у самого Александрова от первого брака был сын Дуглас. Как к нему относилась Любовь Петровна?

Дугласа Любовь Петровна не очень любила по многим причинам — отчасти и потому, что он сидел в тюрьме. Дуглас был частью «золотой молодёжи», слыл большим космополитом, за что и попал в застенки, из которых вышел уже. Васей.

— А Дугласом-то он как стал в Советском Союзе?

— В те времена в молодой России, как ни странно, в кинотеатрах шло очень много американских фильмов. Одной из ярчайших звёзд в них был Дуглас Фэрбенкс. И вот в 1926 г. в Москву приехали муж и жена, голливудские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэрбенкс, а в это время как раз рожала первая жена Александрова. Так на свет появился Дуглас Александров.

Были миллионерами

— Говорят, Александров после смерти сына оформил брак с его женой Галиной. Разве за такое не осуждали по партийной линии?

— Это правда. Много людей об этом знало и осуждало, но не официально. Александров уже был очень пожилой человек, поэтому союз и браком-то назвать было нельзя. В основном это было сделано для того, чтобы уберечь имущество — ведь Орлова и Александров в СССР одни из немногих были «миллионерами» по меркам того времени.

— Но как же так получилось, что у наследников такой знаменитой и богатой пары настолько не сложилась жизнь?

«Мусоргский». Любовь Орлова в роли Татьяны Платоновой. 1951 год.

Статья по теме

— Последние годы Орлова тянула семью на себе — содержала дом, давала концерты, работала в театре. Александров же ничего не делал. Снял один фильм «Скворец и Лира», который никуда не пошёл. Когда Любовь Петровна скончалась, сложилась безвыходная в финансовом плане ситуация. Вскоре умер Дуглас-Вася, который часто выпивал. Все заботы свалились на плечи жены Дугласа-Васи, Галины. Григорий Васильевич считал: она должна заменить Орлову в семье. Но у неё самой был сын Гриша, который пил и ничего не делал. Галя тоже довольно быстро ушла. Так у меня на руках остался этот Гриша, крест на всю жизнь.

— Вы упомянули последний фильм Александрова «Скворец и Лира». Орлова снималась в нём незадолго до смерти и в одном из эпизодов появилась в траурном платье. Это был такой символичный жест прощания?

— Не совсем так. Если вы по­смотрите все фильмы Орловой, то увидите, что она начиная с «Весёлых ребят» и до «Скворца и Лиры» предстаёт на экране во всевозможных нарядах. Не было модного по тем временам платья, костюма, шляпки, в чём Орлова не показалась бы перед зрителем. И вдруг выяснилось: единственное, чего никогда не было в картинах с Орловой, — траурного платья с вуалью. И Александров придумал эпизод, в котором умирает герой фильма, только для того, чтобы показать свою любимую в чёрном платье.

— В фильме она в 70 играла молодую женщину. Неужели не переживала, что зритель заметит такое несоответствие возрасту? Или надеялась на 90 пластиче­ских операций, которые ей приписывали?

— Очень переживала. Ей было легче играть в театре — там ей давали возрастные роли. А в «Скворце и Лире» ей в 70 лет пришлось изображать 25-летнюю девушку. Никакой грим не спасал, поэтому Александров придумал, что героиня попадает в пожар — из-за этого у неё обгорелые кисти рук, скрытые под перчатками, и она выглядит старше. Что касается 90 пластических операций, я не нашёл этому подтверждения. Напротив, Орлова боялась хирургических вмешательств. Чтобы убрать морщины, постоянно делала специальные маски и обжигания кожи. Кроме того, старалась вести такой образ жизни, который, по её мнению, дольше сохранил бы молодость. Утром выпивала рюмку коньяка — считала, это разглаживает морщины.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/1292-lyubov-orlova.html
  • https://biograph.online/lyubov-orlova/
  • https://aif.ru/culture/person/otkaz_stalinu_strannyy_brak_i_millionnye_sberezheniya_tayny_lyubovi_orlovoy
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.