Антисоветская красота: как Софья Пилявская выглядела в молодости (фото)

Софья Пилявская

Как и артистка Театра Красной армии Любовь Добржанская, актриса МХАТа Софья Пилявская имела польские корни. Однако, когда отец первой получал именное оружие за доблестную службу царской власти, второй боролся с монархическим режимом в России.

Детство и юность

Родители Софьи обвенчались в Санкт-Петербурге, где Станислав Пилявский учился на юридическом факультете университета. В российской столице появился на свет и старший брат актрисы, названный в честь отца. Софья родилась в мае 1911 года в Красноярске, куда сослали на вечное поселение ее папу.

У родителей будущей актрисы, друживших со ссыльным Авелем Енукидзе, в услужении находились кухарка, дворник и няня. Деньги «сибирякам поневоле» присылали мама, отчим отца и старшая сестра матери. Была у ссыльных и дача на берегу Енисея.

После рождения Софьи в Красноярск на год приезжала ее бабушка. Затем девочку отвезли в Польшу, где крестили тройным именем Софья Аделаида Антуанетта. Впрочем, актриса предпочитала, чтобы друзья и родные ее называли Зосей.

В младенчестве Соня переболела всеми детскими инфекциями, в 3 года — оспой, а в 7 (уже в Петрограде) — сыпным тифом. Однако девочка росла бойкой, и старший брат ее слушался. В детстве Пилявская дебютировала на сцене, сыграв Муху на подмостках красноярского театра.

Когда девочке было 5 лет, в родительском доме в качестве гостьи поселилась ссыльная Елена Смиттен, вместе с которой в конце 1916 года отец Сони и Стаса уехал в Петроград. Родители Пилявской разошлись, но остались друзьями. В 1917 году уже жившая в городе на Неве мать актрисы приютила и вылечила больную и беременную соперницу. Елена родила единокровную сестру Софьи и Станислава — Наташу.

В 1919 году, после ряда приключений, будущая актриса с матерью и братом поселились в коммунальной квартире в Москве. Пилявский-старший с молодой женой и новорожденной дочерью в это время жил в Кремле, в кельях Чудова монастыря. Мужчина дослужился до должности председателя специальной коллегии Верховного суда СССР, однако в 1937 году его расстреляли. От репрессий Софью спасло заступничество Константина Станиславского.

На актрису Пилявская выучилась в драматическом классе сестры Константина Сергеевича — Зинаиды Соколовой, куда поступила со второй попытки. В первый раз родственница Станиславского отвергла девушку из-за сильного польского акцента. Год Софья работала над произношением, и речь уроженки Красноярска стала безупречной.

Личная жизнь

Замуж актриса, отличавшаяся внешней красотой и царственной осанкой, вышла за коллегу по МХАТу Николая Дорохина. Супруг, праздновавший день рождения на день позже Софьи, обожал красавицу-жену. Увидев в музее статую Венеры, Николай воскликнул:

«Моя Зося-то получше будет».

Однако личная жизнь Пилявской недолго была счастливой.

Муж Софьи Станиславовны скончался за полчаса до наступления Нового 1953 года в квартире Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой, куда супруги пришли, чтобы отмечать праздник. Причиной смерти мужчины стал сердечный приступ. Больше Пилявская замуж не выходила, детей у актрисы не было.

Театр и фильмы

Репертуар Пилявской во МХАТе был очень широк — от Ночи в «Синей птице» Мориса Метерлинка до Маши в «Половчанских садах» Леонида Леонова, от миссис Чивли в «Идеальном муже» Оскара Уайльда до Бабки в спектакле «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. И все же предпочитала Софья Станиславовна участвовать в постановках по произведениям русских классиков, особенно Антона Чехова. В комедии Александра Грибоедова «Горе от ума» актриса в молодости играла свою тезку, а в пожилом возрасте — Хлестову.

В кино Пилявская дебютировала в 1949 году, сыграв в фильме «Сталинградская битва» безымянную женщину с ребенком. Эта же лента стала последней в фильмографии мужа Софьи Станиславовны: Николай Дорохин исполнил роль Никиты Хрущева.

В пропагандистской ленте Михаила Калатозова «Заговор обреченных» актриса создала образ одного из руководителей антисоветского путча — министра продовольствия Христины Падеры. Фильм заканчивался поражением заговорщиков и словами руководителя компартии страны, где происходят события, — «Нас спас Иосиф Сталин!». Сценаристом обеих картин Пилявской выступал автор теории бесконфликтности в литературе Николай Вирта (настоящая фамилия — Карельский).

В ленте «В начале века», посвященной биографиям Владимира Ульянова-Ленина и его жены Надежды Крупской, Пилявская перевоплотилась в революционерку Веру Засулич. Фильм, действие которого происходило не только в Санкт-Петербурге, Женеве и Мюнхене, но и в родном для актрисы Красноярском крае, не упоминалось, что бывшая народница-террористка негативно отнеслась к Октябрьскому перевороту 1917 года, считая его контрреволюционным.

В кинокартинах «Доживем до понедельника» и «Горянка» Софье Станиславовне достались роли учительниц. Причем если в драме о судьбе дагестанской девушки, отказавшейся выходить замуж без любви, персонажа Пилявской зовут Вера Васильевна, то в ленте Станислава Ростоцкого героиня актрисы безымянна. За 6 лет до картины «Доживем до понедельника» артистка снялась в другом фильме Станислава Иосифовича «На семи ветрах».

Самая знаменитая роль Пилявской — Алиса Витальевна, тетушка главного героя Костика в 2-серийной лирической комедии Михаила Козакова «Покровские ворота».

За 17 лет до телефильма, рассказывающего о хитросплетении судеб обитателей московской коммуналки, актриса снялась в другой картине по произведению Леонида Зорина — киноповести Виктора Соколова «Друзья и годы», украшением которой стала музыка Вениамина Баснера.

Последнюю роль в кино Софья Станиславовна сыграла за полтора года до кончины. Старуха-кухарка в альманахе Дмитрия Брусникина и Зиновия Ройзмана «Чехов и Ко» в исполнении Пилявской вышла очень убедительной.

Смерть

В 1993 году Софья Станиславовна издала мемуары. Книга выходила под названиями «По долгу памяти» и «Грустная книга». В конце жизни актриса, в молодости дружившая с вдовами Антона Чехова и Михаила Булгакова, дружила с Наиной Ельциной.

Пилявская умерла 21 января в Кремлевской больнице. Могила актрисы находится на Новодевичьем кладбище Москвы.

Фильмография

  • 1949 — «Сталинградская битва»
  • 1950 — «Заговор обреченных»
  • 1957 — «Шторм»
  • 1961 — «В начале века»
  • 1963 — «Все остается людям»
  • 1965 — «Герой нашего времени»
  • 1965 — «Друзья и годы»
  • 1967 — «Анна Каренина»
  • 1968 — «Живой труп»
  • 1968 — «Доживем до понедельника»
  • 1972 — «Сибирячка»
  • 1975 — «Горянка»
  • 1980 — «Путь к медалям»
  • 1982 — «Покровские ворота»
  • 1998 — «Чехов и Ко»

Интересные факты

  • Внешнее сходство Пилявской и Валерии Заклунной, которое видно на фото, позволило актрисам в картине «Сибирячка» Алексея Салтыкова сыграть мать и дочь.
  • В спортивной драме «Путь к медалям» советская и японская волейболистки вместе готовятся к участию в Олимпиаде-80. Однако за пару месяцев до выхода фильма, в котором Пилявская сыграла бабушку русской спортсменки, Страна восходящего солнца присоединилась к бойкоту московских Олимпийских игр.
  • Именно Софья Станиславовна уговорила руководителя Гостелерадио Советского Союза Сергея Лапина разрешить съемки «Покровских ворот».
  • В фильмографии Пилявской есть две ленты «Анна Каренина». В фильме-спектакле она перевоплотилась в жену-посланника, а в легендарной ленте Александра Зархи создала образ матери Алексея Вронского. Однако героиню с таким именем и фамилией актриса сыграла только в драме Владимира Венгерова «Живой труп».

"Антисоветская" красота: как Софья Пилявская выглядела в молодости (фото)

Она скончалась в кремлевской больнице на 89-м году жизни. Навестить коллегу приходили из родного МХАТа и других столичных театров, соседи, супруга президента.

Отпевал актрису сам митрополит Питирим. Во время церемонии похорон перед гробом несли подушечки, где аккуратно были разложены награды. Могло показаться, что Софья Пилявская прожила долгую и счастливую жизнь.

Перед смертью она вспоминала сгинувшего в ГУЛАГе отца, а также мхатовского актера Юрия Кольцова, который 17 лет провел в лагерях. Пилявская всегда возвращалась к теме страха. Он преследовал ее всю жизнь.

Аристократка

Увы, ее "несоветская" красота оказалась невостребованной. Пилявская родилась не в то время. Ее благородная и аристократическая внешность была антисоветской.

Ее невозможно было представить в роли пулеметчицы, трактористки, ткачихи или комсомолки. Больше всего на свете Софья Станиславовна не выносила плебейства.

Она презирала и просто ненавидела закулисье театра. Она не любила и не пыталась понять новые нравы, хотя именно в 70-х дождалась своей востребованности. Тогда в театр пришел Олег Ефремов - человек, который разглядел в ней талантливую актрису. Он с удовольствием занимал ее в своих проектах.

Пилявская получала немалое удовлетворение от преподавания в школе-студии, но не раз признавалась, что не ощущает духовных связей с новым временем. Однажды актриса сказала:

Я так не хотела дожить до столетия МХАТа. А вот дожила. Я так одинока.

Детство

Софья Станиславовна Пилявская родилась в Красноярске 17 мая 1911 года в семье польского дворянина, соратника Ленина и большевика. Как и полагалось в католических семьях, девушка была названа тремя именами. Назвали ее Софья Аделаида Антуанетта.

После революции отец стал крупным советским чиновником. Сегодня воспоминания талантливой актрисы кажутся невероятными. В своих мемуарах "Грустная книга" Пилявская рассказывала о жизни в роскошном номере отеля "Метрополь", о постоянных пропусках в Кремль, куда частенько она 8-летняя ходила со своим 12-летним братом, о скудных пайках.

Театром Софья увлеклась в 4 года. Она самостоятельно ставила спектакли. Больше ничего ее не интересовало. Потом последовала учеба в кружке сестры Станиславского. С этого момента ее сердце и жизнь принадлежали только МХАТу.

"Пиявка Зыза"

В 1919 году родители решили отправить маленькую Софью в "лесную школу". Тогда это была первая в стране попытка предоставить обучение детям, которые остались дома без присмотра родителей или вовсе не имели крыши над головой.

Одноэтажная деревянная школа состояла из нескольких комнат. В них тесно в ряд стояли кровати с плоскими подушками, жидкими одеялами и тощими тюфяками. Пилявскую встретили две строгие воспитательницы, повариха, сторож и много худеньких девочек. Все они вышли посмотреть на новенькую.

Когда в адрес матери полетели слова "буржуйка" и "барыня", Софья закаменела от страха. Проводив родительницу и вернувшись к своей кровати, она увидела, как в ее бауле хозяйничают старшие девочки. Разбрасывая вещи, они говорили, чтобы та их подбирала. Подбирать Пилявская не смела. Она села на кровать и со страхом в глазах разглядывала тех, с кем ей придется жить в ближайшее время.

Одна из девочек спросила, как ее зовут. Будущая актриса назвалась Зосей Пилявской. Пошептавшись, задиры стали выкрикивать: "Пиявка, пиявка, Зыза!"

К счастью, в скором времени ей удалось покинуть "лесную школу". Вот как вспоминала тот день актриса:

К маминому приезду у меня созрел план бегства. Денег на билет не было, да и в какую сторону ехать, я не знала, а потому решила подождать, когда мама пойдет обратно. Я хотела потихоньку последовать за ней и обнаружить себя только на станции. Мы сидим на дровах за террасой, я поедаю привезенные лепешки и складно вру, что девочки приняли меня хорошо, что уроки проходят интересно, что кормят вкусно. Когда на вокзале я возникла перед мамой со своим мешком, лицо у нее стало испуганное, потому что я сразу заревела во всю мочь и, захлебываясь слезами, стала рассказывать правду. Она тоже заплакала. Дома вымытая и счастливая я блаженно провалилась в сон в своей чистой постели. Но еще много раз мама или брат будили меня, когда я кричала по ночам.

Личная жизнь

С мужем Софья Станиславовна встретилась в театре. С Николаем Дорохиным отец девушки так и не познакомился. Узнав, что дочь вышла замуж, Станислав Станиславович назначил знакомство с зятем на понедельник. Однако в тот день он так и не пришел.

Счастье обошло актрису стороной. После ареста и расстрела отца она получила клеймо "дочь врага народа". Брата уволили, сводную сестру исключили из комсомола. Мужа не раз вызывали в НКВД и вынуждали "сотрудничать". От пережитого стресса в 33 года у него случился первый инфаркт.

Актриса пережила супруга на 46 лет. Каждый год в ночь с 31 декабря на 1 января Софья Станиславовна наряжала елку и встречала Новый год одна. Замуж она так и не вышла, потому что никто не мог сравниться с ее любимым Николаем.

Не родись красивой

В те годы ее ближайшими подругами были Нина Ольшевская (мать Алексея Баталова) и Вероника Полонская. Последняя в одном из своих интервью обмолвилась, что из всей троицы настоящей красавицей была только Софья, а потом добавила: "Да много ли счастья. "

Действительно, внешность Пилявской была совершенной. Один из знакомых актрисы шутил, что летом с ней невозможно было ходить по улицам. Красота актрисы привлекала внимание всех прохожих.

Эта женщина из поколения советских актеров, возвеличенных и переломанных прошлым столетием. Софья Станиславовна родилась в начале 20-го века, а в 2000 году завершила свой жизненный путь.

Она умерла 21 января. Ее похоронили в могиле супруга на Новодевичьем кладбище.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/115944-sofia-piliavskaia.html
  • https://fb.ru/post/celebrities/2021/2/15/286610
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.