Марк Розовский - художественный руководитель театра «У Никитских ворот»: биография, личная жизнь, творчество

Марк Розовский — о писателе

Марк Григорьевич Розовский (род. 3 апреля 1937, Петропавловск-Камчатский, РСФСР, СССР) — советский и российский драматург, композитор, Народный артист Российской Федерации (2004), художественный руководитель театра «У Никитских ворот», Кавалер орденов Почёта (1998) и «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012). Академик американской Пушкинской академии, член ПЕН-клуба, академик Академии искусств и Академии Эстетики и свободных искусств, дважды «Россиянин года» (2006, 2012).

Марк Розовский родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском.
Окончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова (1960) и Высшие Сценарные курсы (1964). Член Союза писателей СССР (1976). Член…

Развернуть

КнигиСмотреть 24

Библиография

ФотоСмотреть 1

Титулы, награды и премии

Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994)
Народный артист Российской Федерации (2004)
Лауреат премии «Литературной газеты» (1975)
Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в сезоне 1992/1993 за постановку «Дяди Вани» А. Чехова в театре «У Никитских ворот»[8]
Орден Почёта (1998), орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012)
Премия «Венец» (за большой вклад в современную драматургию и театральную жизнь страны)
Премия Москвы, Премия «Признание» Московского международного телевизионно-театрального фестиваля.
Чеховская медаль (2005)
Дважды лауреат национальной премии «Россиянин года» (2006 и 2012)
Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006)

Развернуть

Премии

Лауреат

Ссылки

РецензииСмотреть 3

Розовский Марк - Сказки для Саши (сборник)

10 ноября 2011 г. 15:12

5

Эти сказки скорее для взрослых, чем для детей. Там много "чернухи" (адаптированной, конечно), Григорий Остер просто отдыхает. Я думаю даже, что интеллигентным взрослым или тем, кто к таковым себя причисляет, эти истории не понравятся и, вероятно, вызовут гнев. Но ради шутки почему бы и не существовать этой книжонке!?

P.S. А пятилетнему Саше-то нравится!

Марк Розовский - художественный руководитель театра «У Никитских ворот»: биография, личная жизнь, творчество

Марк Розовский, творчество, биография, личная жизнь которого будут представлены вашему вниманию ниже, поистине великий человек. Он - яркий пример человеческого упорства, силы и трудолюбия. Как сложилась жизнь этого прекрасного человека? Давайте обо всем по порядку.

Детство

Марку Розовскому выпало на долю появиться на свет в семье советских инженеров в неспокойном 1937 году. Будущий драматург, сценарист, композитор, прозаик, поэт, артист и художественный руководитель знаменитого театра «У Никитских ворот» родился 3 апреля в Петропавловске-Камчатском. Разгул репрессий того периода не обошел стороной эту семью. Когда малышу исполнилось всего шесть месяцев, его отца арестовали по ложному обвинению, и он вынужден был 18 лет своей жизни провести в заключении.

В те нелегкие годы матери тяжело было оставаться с маленьким ребенком на руках без мужской поддержки. Поэтому она вступает в фиктивный брак с Розовским Григорием Захаровичем. Предназначение этого союза было в том, чтобы спасти семью от дальнейших преследований. Поэтому мальчика записывают на имя отчима, хотя его настоящий отец Семен Шлиенгер. Мать Марка Григорьевича никогда не переставала любить его отца, хотя всю жизнь вынуждена была прожить с отчимом.

марк розовский

Столичная жизнь

В конце войны, в 1944 году, Марк отправляется в первый класс 170-й московской школы. Она славилась отличной репутацией. Ведь в ее стенах прошло детство и учеба многих известных творческих личностей, среди которых стоит отметить драматурга Эдварда Радзинского, дирижера Евгения Светланова, а также актеров Андрея Миронова и Василия Ливанова.

Когда в 1953 году пришло время получать паспорт, встал вопрос, какую национальность в нем указывать. Дело в том, что у матери Марка были русские и греческие корни, а отец – еврей. Учитывая антисемитские настроения тех лет, на семейном совете было принято однозначное решение записать Марка греком.

Окончив школу в 1955 году, Марк Розовский, биография которого была совсем не простой, решает стать журналистом. Юноша блестяще сдает вступительные экзамены и вскоре становится студентом факультета журналистики самого престижного университета не только Москвы, но и всего Советского Союза. В 1960 году полный надежд и творческих планов Марк Розовский успешно заканчивает МГУ.

Самый первый театр

В студенческие годы Марк Розовский принимал активное участие в постоянно действующем эстрадном коллективе под руководством режиссера Г. Я. Вардзиели. Репертуар коллектива состоял в основном из сатирических миниатюр. В 1957 году Марку удалось подготовить и показать сатирический номер «В-водные лекции», в котором высмеивалось желание власти подвергать критике «отдельные мелкие недостатки» общества, стоящие на пути к продвижению в «светлое будущее». Смелое выступление подающего надежды студента заметили, и с 1958 года он уже возглавляет эстрадную студию при университете «Наш дом». Для повышения своего профессионального уровня руководителя театрального коллектива Марк Розовский отправляется на Высшие сценарные курсы, которые успешно заканчивает в 1964 году. «Наш дом» по популярности не уступает знаменитому «Современнику». Здесь витает дух свободы и оттепели 60-х. Однако 1969 год становится роковым для студенческого театра. Его закрывают по решению вышестоящего партийного руководства. После Пражской весны в СССР были запрещены постановки по произведениям знаменитых чешских драматургов, свободолюбивым творчеством которых увлекался молодой руководитель студенческого театра.

театр у никитских ворот

Творческий путь

В 60- е годы молодой журналист Розовский Марк Григорьевич работает по специальности в журнале «Юность», «Литературной газете» и на радио.

В 70-е годы молодого, подающего надежды журналиста всецело захватывает театральная деятельность. В 1970 году он создает театр при Государственном литературном музее, а в 1974 году работает главным режиссером Московского мюзик-холла. Молодой режиссер активно занимается постановками ведущих московских, ленинградских, рижских театров, принимает участие в эстрадных постановках, работает в кино и на телевидении. В 1975 году он осуществляет постановку первой в СССР рок-оперы «Орфей и Эвридика», ставшей уникальным явлением для советского театрального искусства.

театр марка розовского

Бунтарская деятельность

В 1979 году Марк Розовский в числе многих прогрессивных литераторов, критикующих советскую цензуру, принимал активное участие в создании скандально известного альманаха «Метрополь». Известные творческие личности, среди которых Ахмадулина, Высоцкий, Вознесенский, Искандер, Ерофеев, не имели доступ к печатным советским издательствам. В те времена жесткой цензуры их рукописи отвергались или пылились на полках по идеологическим соображениям. Неугодный альманах подвергся резкой оценке Союза писателей за антисоветское содержание, а самых активных его участников исключили из Союза писателей. Однако «Метрополь» увидел свет благодаря американскому издательству «Ардис». Эта нашумевшая история с альманахом еще больше обратила внимание общественности на проблемы цензуры, против которой и были направлены произведения неизвестных широкому кругу читателей талантливых авторов, приобретших популярность после его издания.

Режиссер Марк Розовский создал экранизированную пьесу «Концерт Высоцкого в НИИ». С помощью этого произведения Марк Григорьевич показал Высоцкого таким, каким он был на самом деле – понятным, близким, своим. Таким и увидел его зритель вопреки приглаженному и приспособленному под свои интересы образу поэта, каким пыталась выставить Высоцкого власть после его смерти.

Марк Розовский всем своим творчеством доказывает свободомыслие и постоянно бросает вызов цензуре, власти, интриганству, подлости. Как говорит он сам, невзирая на то, что от цензуры охраняет Конституция, любой цензор, пришедший в его театр, будет немедленно спущен с лестницы.

режиссер марк розовский

Театр Марка Розовского

Невзирая на плодотворную работу в стенах многих ведущих театров страны, идея создания собственного театра никогда не покидала Марка Григорьевича. В конце 80-х Розовский объявляет набор актеров для своего нового театра, а в 1983 году сцена Центрального дома культуры медицинских работников открывается для работы театра-студии «У Никитских ворот». В этом же году на его крохотной сцене с небольшим, всего на 70 мест, зрительным залом вышел первый спектакль, в основе которого были заложены чеховские рассказы «Доктор Чехов». Далее зрители этого театра увидели «Бедную Лизу», «Гамбринус», «Красный уголок».

В начале своего существования театр по инициативе его руководителя полностью был переведен на самофинансирование, но в сложных условиях экономического кризиса 90-х такое функционирование театра становится просто невозможным. С 1 октября 1991 года театр «У Никитских ворот» приобретает государственный статус, благодаря которому он становится в один ряд с другими знаменитыми столичными театрами.

Спектакли театра Марка Розовского отличаются самыми разнообразными жанрами: от драмы до комедии, от мюзикла до поэтических представлений, от притчи до трагифарса, от классики до современности. В небольшом дворике театра по замыслу Розовского была оборудована площадка для музыкального ревю «Песни нашего двора», в котором звучат популярные песни 50-х, 60-х, 70-х в исполнении трупы театра. Этим музыкальным действом под открытым небом можно наслаждаться с весны и до наступления первых холодов. Его популярность стала зашкаливать. Поэтому было принято решение создать зимний вариант спектакля в здании театра – «Песни нашей коммуналки». Нынешний репертуар театра представлен 30 спектаклями, каждый из которых заслуживает особого признания благодарных зрителей.

В январе 2012 года театр «У Никитских ворот» расширил свои владения за счет здания бывшего кинотеатра «Повторного фильма». В зрительном зале 198 мест, а сцена спроектирована согласно последним веяниям научно-технического прогресса. В то же время удалось сохранить архитектуру этого здания, построенного в XVIII веке, и особенности его исторического облика.

марк розовский личная жизнь

Жены Марка Григорьевича

Первая жена Марка Розовского погибла в 1988 году в автокатастрофе. От этого брака осталась старшая дочь Мария. Она талантливая журналистка, сотрудник театра «У Никитских ворот». Марк Григорьевич имеет все основания гордиться своей старшей дочерью. Она – его надежная помощница и опора, как в жизни, так и на работе. Муж Марии Марковны - Владислав Флярковский - в прошлом политический обозреватель на российском телевидении, сейчас работает на телеканале «Культура». У супругов подрастают двое сыновей - Илья и Вениамин.

После смерти жены у Марка Розовского завязываются серьезные отношения с Ланой, Светланой Сергиенко – актрисой театра «У Никитских ворот». Когда Александре, их дочери, исполнилось 9 лет, супруги развелись. После развода Лана вышла замуж за Андрея Нечаева - бывшего министра экономики.

Марк Розовский, личная жизнь которого никак не могла наладиться, решился и на третий брак. Татьяна Ревзина моложе своего супруга на 25 лет. Отношения завязались в театре. Это своего рода служебный роман. Татьяна – актриса театра «У Никитских ворот». У художественного руководителя и у молодой актрисы вскоре стали развиваться не только профессиональные отношения. Они зашли настолько далеко, что оба оставили свои семьи и образовали свою ячейку общества. Но, невзирая на разницу в возрасте, семья сейчас счастлива.

дети марка розовског

Сын Марка Григорьевича Розовского

Вскоре в новоиспеченной творческой семье появился сын Семен. Позже Марк Григорьевич в одном из интервью признается, что назвал сына в честь родного отца. Маленький Сеня родился в Америке на шестимесячном сроке беременности. Розовский вспоминает, что на момент рождения сына у него в кармане было всего 20 долларов и не было медицинской страховки. Он с благодарностью вспоминает американских врачей, которые, несмотря на сложное финансовое состояние семьи, сумели сделать все, чтобы Сеня выжил и рос здоровым. Семен – гражданин Америки. Розовскому не удалось зарегистрировать его в России. С малых лет Сеня начал выходить на сцену папиного театра. Сейчас Семен еще учится в школе. Пока что мечтает стать врачом, но если ему вдруг захочется пойти по стопам родителей, никто ему не станет препятствовать.

розовский марк григорьевич

Александра - дочь Розовского

Дети Марка Розовского так же талантливы, как и родители. От предыдущего брака у режиссера есть взрослая дочь Александра Розовская. Она – профессиональная актриса. Ее бывший муж - актер Дмитрий Бурукин. Сейчас она вместе с Денисом Шведовым. Молодые люди ждут прибавления в своей новой семье. Александра и Денис вместе служат в Российском академическом молодежном театре. Саша впервые появилась на сцене, когда ей исполнилось 13 лет. С тех пор сцена и зрительский зал не отпускают ее. Сейчас у нее творческий подъем, много интересных ролей и предложений. Будучи совсем юной, Саша одно время была занята в мюзикле «Норд-Ост» в роли Кати Татариновой. В тот роковой день, когда чеченские террористы захватили заложников, она не должна была играть, а была занята на репетиции. Как раз перед захватом за ней заехала мать – бывшая супруга Марка Григорьевича Лана. Когда все произошло, юная Александра как раз находилась на сцене. Чудом ей удалось остаться в живых, но погибла ее лучшая подруга. Саша долго не могла прийти в себя после случившейся трагедии в «Норд-Осте».

марк розовский биография

Признание и награды

За уникальное неординарное творчество и неоценимый вклад в развитие российской культуры и искусства Марк Григорьевич Розовский удостоен высших правительственных и международных наград. Ему присвоено звания Заслуженного деятеля искусств и Народного артиста Российской Федерации, лауреата премий «Литературной газеты» и «Хрустальной Турандот», а также лауреата премии Федерации еврейских общин России «Человек года». Марк Григорьевич Розовский награжден Орденом Почета, Чеховской медалью, Орденом Ломоносова, Звездой миротворца. В его арсенале множество других не менее престижных премий от общественных и международных организаций.

В начале апреля будет отмечать свой 80-летний юбилей знаменитый руководитель театра «У Никитских ворот» Марк Розовский. Семья, друзья, коллеги - все соберутся поздравить этого талантливого человека. У Марка Григорьевича, невзирая на возраст, много далеко идущих творческих планов, которые он обязательно сумеет реализовать. Нам остается только пожелать ему здоровья и вдохновения, ведь в творчестве без этого никак.

Марк Григорьевич Розовский

Марк Розовский – советский и российский драматург, режиссер, постановщик, композитор и поэт. Художественный руководитель театра «У Никитских ворот», Народный артист РФ и член международной организации ПЕН-клуб.

Марка Розовского в России знают не только как замечательного режиссера и драматурга, но и как талантливого композитора и литератора. Посвятив свою жизнь сценическим постановкам, Марк Григорьевич всегда старался соответствовать лучшим традициям русского театра. Творчество мэтра пользовалось огромным успехом в советское время, его работы вызывают живой интерес и сейчас.

Детство и юность

Розовский родился 3 апреля 1937 года в далеком Петропавловске-Камчатском. Родители мальчика оказались там в результате студенческого распределения, что в советские годы было повсеместным. Молодым выпускникам предстояло участвовать в строительстве судоремонтного завода.

Семен Шлиндман, отец будущего драматурга, был арестован практически сразу после рождения Марка. Его обвинили в контрреволюционной пропаганде и отправили в лагеря сроком на 18 лет. Реабилитировали мужчину только после развенчания культа личности Иосифа Сталина.

Марк Григорьевич Розовский

Узнав о случившемся, бабушка Марка немедленно прибыла на Камчатку, чтобы забрать внука к себе в Москву. Через некоторое время в столицу перебралась и мать. Здесь женщина попыталась наладить личную жизнь, выйдя замуж за коллегу Григория Розовского. Как вспоминает Марк Григорьевич, это был брак по расчету, мама до конца жизни продолжала любить своего первого супруга. Розовский оказался приличным человеком: старался воспитывать мальчика, как родного и даже дал ему свою фамилию.

Получив в середине 50-х аттестат зрелости, юноша стал студентом журналистского факультета МГУ. После окончания самого престижного вуза страны выпускник поступил на курсы драматургов. В 1964 году Розовский получил диплом режиссера и сценариста, после чего смог погрузиться в творческую работу.

Театральные постановки

Творческую биографию Розовский начал в конце 1950-х. еще в студенческие годы будущий режиссер работал в любительском театре «Наш дом», организованном в МГУ. Терпения властей хватило на десять лет существования молодежного театра: за слишком смелый репертуар его запретили, несмотря на огромную популярность среди москвичей.

Марк Григорьевич Розовский

Главной работой Марка в рамках «Нашего дома» стал спектакль «Целый вечер, как проклятые». Эта постановка стала первым в Советском Союзе абсурдистским проектом. На Всесоюзном фестивале студенческих театров она была удостоена высоких оценок, позже получила главный приз на фестивале в Варшаве.

В 1970 году молодой драматург создал новый театр под крылом столичного Литературного музея. Через четыре года Розовский был избран на должность главного режиссера столичного мюзик-холла. Вместе с этим постановщик сотрудничал с театрами БДТ, МХАТ и Маяковского.

Творческий потенциал Розовского приводил окружающих в неописуемый восторг. Он успевал радовать не только столичных театралов, но и жителей Ленинграда. В Северной столице его работ с нетерпением ждали в знаменитой Мариинке и Театре им. Ленсовета. Неоднократно советского режиссера приглашали к сотрудничеству театры городов Вроцлав и Рига.

В 1983-м Марк Григорьевич стал инициатором создания нового театра, получившего название «У Никитских ворот». В его репертуар входили постановки по произведениям Исаака Бабеля, Михаила Зощенко, Николая Карамзина и других знаменитых авторов. Также на сцене театра проходили спектакли по сочинениям самого режиссера.

Марк Григорьевич Розовский

Розовский стал одним из первых советских постановщиков мюзиклов. В 1970-х зрители познакомились с рок-оперой «Орфей и Эвридика», в этот же период драматург представил проект «История лошади». Спустя некоторое время постановку взяли в свои репертуары театры Америки, Британии и Швеции.

Драматурга всегда волновала история родной страны. Его спектакль «Харбин-34» рассказывает об непростой эмигрантской жизни советских людей, а драма «Папа, мама, я и Сталин» раскрывает подробности собственной биографии автора. Пьесу «Фанни» режиссер создал также на основе семейной истории. Изучая родственные корни, Розовский вдруг обнаружил, что он является дальним родственником бывшего кремлевского коменданта Павла Малькова, участвовавшего в казни Фанни Каплан.

Кино

Марк Григорьевич прославился и как кинорежиссер. Первыми его работами на телевидении стали фильмы-спектакли «Мораль пани Дульской» и «Кто есть кто?», вышедшие на экраны в 1970-х годах. В 1982 году вниманию зрителей представили телевизионную постановку «Кафедра», получившую огромный успех. Исполнителями главных ролей в киношедеврах Розовского стали Александр Филипенко, Михаил Ульянов, Людмила Иванова и Лия Ахеджакова.

В начале 1980-х Марк Григорьевич работал над телепостановкой «История лошади», однако блестящий проект омрачил неприятный скандал. Инсценировка принадлежала Розовскому, но решающее слово оставалось за пригласившим его Георгием Товстоноговым. После первой части спектакля Товстоногов решил вмешаться в процесс, внести изменения в уже проделанную работу и поставить второй акт без участия драматурга.

Эту историю Розовский воспринял крайне болезненно. В своих мемуарах «Дело о «конокрадстве»» автор поделился мыслями о том, что коллега испортил все задуманное, хотя его правки были довольно незначительными. В лагере сторонников постановщика было много известных людей, в том числе Олег Басилашвили.

В начале 90-х драматург представил комедийную постановку «Страсти по Владимиру», снятую по собственной одноименной пьесе. В центре сюжета – сотрудники НИИ, которые наперекор запрету руководства организовали в институте выступление запрещенного барда.

Марк Григорьевич Розовский

Марк Григорьевич написал сценарии для двенадцати телеспектаклей и художественных фильмов. Самый известный из них – шедевр Георгия Юнгвальда-Хилькевича «Д’Артаньян и три мушкетера», ставший культовым для нескольких поколений телезрителей.

Умудренный опытом мэтр несколько лет преподавал актерское мастерство в Институте русского театра. За время творческой карьеры драматург выпустил более 200 статей, десятки книг и несколько сборников поэзии. Марк Розовский входит в ПЕН-клуб и является членом Союза писателей.

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера весьма насыщена – за его плечами четыре брака. Первая супруга мастера погибла в 1988 году в результате страшной автоаварии. Позже Розовский женился повторно, но этот брак, как и следующий, оказался непрочным. От первых жен у Марка Григорьевича родилось двое дочерей – Александра и Мария.

В четвертый раз режиссер повел в ЗАГС Татьяну Ревзину, от которой позже появился наследник по имени Семен. Татьяна стала для постановщика верным другом и соратником, понимающим его с полуслова. Неудивительно, ведь сама она тоже принадлежит творческой профессии. Со временем Розовский привлек супругу к руководству его театром по музыкальной части.

Марк Григорьевич Розовский

Маша Розовская пошла по стопам родителя, окончив журналистский факультет МГУ. Сейчас она служит в театре отца – курирует литературную часть. Дочь Саша стала актрисой и вышла замуж за коллегу Дениса Шведова. В семье подрастает двое детей – дочь Мирослава и сын Иван.

Скандал на ТВ

В 2018 году знаменитость втянули в грязный скандал, развернувшийся на глазах всей страны в студии программы «Прямой эфир». На передачу пришла бывшая артистка театра Фатима Абаскулиева, которая во всеуслышание заявила о факте харрасмента со стороны Марка Григорьевича. Как уверяла женщина, этот случай произошел более 10 лет назад, и тогда ей пришлось уволиться из театра.

Гостей той же передачи стала еще одна артистка – Екатерина Кмит. Она также заявила о сексуальных домогательствах Розовского, которые якобы имели место 11 лет назад.

Сам драматург участвовать в шоу отказался, но комментарий по этому поводу все же дал. По словам мэтра, бороться с похабщиной при помощи пошлости бесполезно, а человеческой испорченности можно противостоять только искусством.

В настоящее время

Театр «У Никитских ворот» подошел к подготовке 85-летнего юбилея режиссера максимально основательно. Весной 2022-го состоялась премьера постановки «Дядя Ваня», позже целую неделю показывали лучшие мюзиклы труппы и спектакль, посвященный барду Владимиру Высоцкому.

Марк Григорьевич Розовский

После мероприятий Розовский дал интервью, в котором поделился своим мнением о драматургии Антона Чехова. По словам мастера, творчество великого соотечественника остается популярным и в 21-м веке.

Интересные факты

  • С Георгием Товстоноговым режиссер познакомился совершенно случайно – во время поездки в лифте. Для карьеры молодого постановщика это было переломным событием, давшим старт его дальнейшей творческой биографии. Глава БДТ предложил Розовскому поставить на сцене своего театра спектакль «Бедная Лиза» по одноименному произведению Николая Карамзина.
  • Свою первую детскую книжку автор написал благодаря дочери Александре, которая обожала засыпать под сказки в исполнении отца.
  • Трагическая история с захватом заложников на Дубровке коснулась семью Розовских лично. Среди присутствующих в тот день в театре была его дочь Саша.

Фильмы

  • «Кто есть кто?»
  • «Мораль пани Дульской»
  • «Кафедра»
  • «Золотая рыбка»
  • «История лошади»
  • «Страсти по Владимиру»
  • «Гамбринус»
  • «Два Набокова»
Ссылки
  • Страница в Википедии

If you have found a spelling error, please, notify us by selecting that text and tap on selected text.

Марк Розовский

Марк Розовский — советский и российский театральный режиссер, драматург и сценарист, композитор, прозаик и поэт. В профессии постановщика он всегда стремился соответствовать идеалам русского театра, поэтому ставил для себя высокую планку. Творчеством пронизаны все сферы жизни Марка Григорьевича, своим талантом он продолжает одаривать публику и сегодня.

Детство и юность

Будущий драматург родился весной 1937 года. Родителей, молодых инженеров-строителей, после окончания института отправили на Дальний Восток, в Петропавловск-Камчатский, строить судоремонтный завод. Там и появился первенец.

Отца Марка Григорьевича Семена Шлиндмана арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности, когда сыну не было и года, так что родителя Марк Розовский запомнить не успел. Реабилитировали Шлиндмана после смерти Иосифа Сталина. В северных лагерях он провел 18 лет.

Марк Розовский в молодости

Услышав об аресте зятя, маленького Марка забрала в Москву бабушка. Вскоре переехала в столицу и мама. Женщина повторно вышла замуж за сослуживца Григория Розовского. Позже Марк рассказал, что это был формальный брак по расчету, ведь мама продолжала любить отца до конца жизни. Отчим усыновил мальчика: режиссер носит его отчество и фамилию.

В жилах Розовского течет еврейская кровь отца и русско-греческая по линии матери: бабушка, забравшая внука в столицу, была русской, а дед — греком.

В середине 1950-х Розовскому вручили аттестат зрелости, и он направился в главный вуз страны — МГУ, выбрав журналистику. Диплом получил в 1960-м и тут же поступил на курсы сценаристов. Спустя 4 года, в 1964-м, вышел дипломированным сценаристом и режиссером.

Театр

Творческая биография Марка Григорьевича началась в 1958-м. В молодости Розовский возглавлял студенческий театр, организованный при МГУ и получивший название «Наш дом». Продолжалось это 10 лет: в 1969-м слишком смелый репертуар молодежного театра не понравился чиновникам «от культуры», и его закрыли, несмотря на популярность.

В «Нашем доме» молодой худрук срежиссировал постановку «Целый вечер как проклятые» — первый в СССР спектакль абсурдистского направления. Его отметили премией Всесоюзного фестиваля студенческих театров и главной наградой фестиваля в Варшаве.

В 1970-м Марк Розовский организовал новый театр при столичном Литмузее. Спустя 4 года стал главным режиссером московского мюзик-холла и одновременно создавал постановки для Театра имени В. Маяковского, МХАТа и БДТ.

Кипучая творческая энергия била в Розовском через край: режиссер успевал радовать театралов Москвы и Северной столицы. В городе на Неве он ставил спектакли в «Мариинке», Театре имени Ленсовета. Режиссировать Марка Розовского звали и театры Риги и Вроцлава.

В 1983 году с легкой руки Марка Григорьевича в Москве появился новый театр, названный «У Никитских ворот». На его подмостках талантливый режиссер ставил спектакли по сочинениям Михаила Зощенко, Исаака Бабеля, Николая Карамзина. Шли там и постановки по пьесам самого Розовского.

Одним из первых в СССР Розовский взялся за постановку мюзиклов. Благодаря ему в середине 1970-х советские зрители увидели рок-оперу «Орфей и Эвридика». В том же году он поставил на сцене БДТ «Историю лошади». Позже мюзикл взяли в репертуары театры Бродвея, Лондона и Стокгольма.

История страны неоднократно становилась темой постановок режиссера. В спектакле «Харбин-34» Розовский рассказал о жизни эмигрантов, в драме «Папа, мама, я и Сталин» — о своей семье и аресте отца. Еще одна пьеса — «Фанни» — тоже связана с жизнью семьи Розовских. Изучение родственных корней и семейных фото привело Марка Григорьевича к открытию, что он в определенной мере связан с бывшим комендантом Кремля Павлом Мальковым, который участвовал в приведении в исполнение приговора Фанни Каплан.

Фильмы

Известно имя Марка Розовского и телезрителям. Первые экранизации театральных постановок — фильмы-спектакли «Кто есть кто?» и «Мораль пани Дульской» — появились в 70-х. В 1982 году на экраны вышел нашумевший телеспектакль «Кафедра», снятый Розовским. Главные роли в фильме достались Михаилу Ульянову, Лие Ахеджаковой, Людмиле Ивановой и Александру Филиппенко.

Под 1980-ми режиссер подвел черту телеспектаклем «История лошади». Блестящая постановка омрачилась скандалом: инсценировку сделал Розовский, приглашенный в БДТ Георгием Товстоноговым. Но после поставленного первого акта Товстоногов вмешался, внес изменения в уже созданное и поставил второй акт.

В 2006-м Розовский опубликовал мемуары «Дело о “конокрадстве”», где рассказал, что Товстоногов ухудшил постановку, хотя его правки и были незначительными. На защиту мэтра выступили сестра покойного режиссера Натела Товстоногова и Олег Басилашвили.

В 1990-м Марк Розовский снял по своей пьесе комедию «Страсти по Владимиру». Лента о коллективе НИИ, вопреки воле директора организовавшем в институте концерт опального барда Владимира Высоцкого, пришлась по душе зрителям.

Мэтр — автор сценариев для 12 фильмов и телеспектаклей. Среди них наиболее популярным стал кинохит «Д'Артаньян и три мушкетера», режиссером которого выступил Георгий Юнгвальд-Хилькевич.

Марк Розовский отметился и как театральный педагог: долгое время он возглавлял кафедру актерского мастерства в Институте русского театра. Пригодилась мэтру и первая специальность — журналист: Розовский — член Союза писателей и ПЕН-клуба. В печати появились более 2 сотен его публикаций, 12 книг мемуаров и поэтические сборники.

Личная жизнь

Драматург и режиссер побывал в браке 4 раза. В 1988 году режиссер пережил трагическое событие в личной жизни. Его первая супруга Галина Розовская погибла в автокатастрофе. От первых союзов у него остались дочери Маша и Саша. У них большая разница в возрасте: Александра родилась в 1988-м, тогда как уже через год Мария подарила отцу первого внука Илью.

Марк Розовский с дочерью и зятем

Четвертой супругой Розовского стала Татьяна Ревзина, которая родила мэтру сына Семена. Ревзина и жена, и соратник Марка Григорьевича — она директор и музыкальный руководитель его театра.

Дочь Мария Розовская, как и отец, получила диплом журналиста в МГУ и трудится в театре родителя — руководит литературной частью. Александра Розовская стала театральной актрисой. Сейчас она с Денисом Шведовым воспитывает двоих детей: дочь Мирославу и сына Ивана.

Скандалы

2018 год ознаменовался для мэтра безобразным скандалом, грянувшим после прихода на передачу Андрея Малахова «Прямой эфир» бывшей артистки Фатимы Абаскулиевой, которая обвинила режиссера в сексуальных домогательствах. По словам Фатимы, это случилось 12 лет назад, после чего она покинула театр. В том же выпуске проекта Малахова мэтра обвинила в приставаниях еще одна театральная актриса — Екатерина Кмит. Ее «история» имела 11-летний срок давности.

Марк Розовский не откликнулся на приглашение Малахова, но прокомментировал произошедшее. По его словам, побороть «похабщину» с помощью пошлости нельзя, а противостоять гадости необходимо не «желтизной», а искусством.

Марк Розовский сейчас

К 85-летнему юбилею художественного руководителя театр «У Никитских ворот» подготовился основательно. На весну 2022 года была анонсирована премьера спектакля «Дядя Ваня», состоялся недельный показ лучших мюзиклов коллектива и постановка, посвященная Владимиру Высоцкому.

В интервью Розовский отметил, что считает драматургию Антона Чехова актуальной и для XXI столетия. При этом Марк Григорьевич радеет за традиции русского театра. Когда шли репетиции, режиссер всегда напоминал актерам, что они должны быть «мхатее МХАТа».

Кроме того, торжественную дату отметили и в ЦДЛ, где в начале апреля был показан спектакль по пьесе автора «Концерт Высоцкого в НИИ» и состоялась презентация его книги «Драматургия в трех томах».

Фильмография

  • 1977 — «Кто есть кто?»
  • 1978 — «Мораль пани Дульской»
  • 1982 — «Кафедра»
  • 1985 — «Золотая рыбка»
  • 1989 — «История лошади»
  • 1990 — «Страсти по Владимиру»
  • 1992 — «Гамбринус»
  • 1999 — «Два Набокова»
  • 1967 — «Семь нот в тишине…»
  • 1972 — «Синие зайцы, или Музыкальное путешествие»
  • 1974 — «Приключения в городе, которого нет»
  • 1978 — «Д’Артаньян и три мушкетера»
  • 1978 — «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  • 1982 — «Кафедра»
  • 1985 — «Золотая рыбка»
  • 1990 — «Страсти по Владимиру»
  • 1992 — «Гамбринус»
  • 1999 — «Два Набокова»

Интересные факты

  1. Случайная встреча в лифте с Георгием Товстоноговым оказалась судьбоносной для карьеры Марка Григорьевича. Мэтр лично пригласил Розовского в БДТ для постановки «Бедной Лизы».
  2. Благодаря Александре, которая в детстве любила засыпать под папины сказки, Марк Розовский стал автором детской книжки «Сказки для Саши».
  3. История с захватом заложников на Дубровке коснулась режиссера лично. В помещении находилась его дочь Александра.
  4. Сын постановщика появился на свет во время гастролей театра по США недоношенным. Его вес при рождении составил 603 грамма.

Источники:

  • https://www.livelib.ru/author/115953-mark-rozovskij
  • https://www.syl.ru/article/293337/mark-rozovskiy---hudojestvennyiy-rukovoditel-teatra-u-nikitskih-vorot-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo
  • https://biographe.ru/znamenitosti/mark-rozovskij/
  • https://24smi.org/celebrity/27097-mark-rozovskii.html
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.