Евгения Павловна Симонова
Евгения Симонова
«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор нередко играет персонажей на 20 лет моложе. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.
Детство и юность
Симонова родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде в семье ученого-психолога и педагога. Евгения с родителями, братом и двумя бабушками жила на Васильевском острове. Впоследствии исполнительница назвала дочерей в честь пожилых родственниц Марии Карловны и Зои Дмитриевны.
Интересна ранняя биография отца артистки Павла Симонова. Дедушку девочки Станислава Венедиктовича Станкевича в 1937 году арестовали, а жену и детей отправили в ссылку. Вскоре кормильца расстреляли. После войны мальчика приютил скульптор Василий Львович Симонов, давший позднее ребенку отчество и фамилию, чтобы Павла не считали сыном «врага народа». Поэтому, если говорить о национальности актрисы, стоит упомянуть и польские корни.
Вскоре после рождения будущей звезды семья перебралась в Москву, где отец получил работу в только что созданном Институте высшей нервной деятельности. Преданность делу стояла для ученого на первом месте, и Павел Васильевич не раздумывая принял приглашение поехать в столицу, чтобы развивать новое учреждение. Впоследствии отец Евгении возглавлял институт на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская устроилась преподавать английский язык.
В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила четких планов. Школьнице нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьезно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии учить людей английскому, как и мама. Параллельно Симонова занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе все изменилось.
Научные изыскания отца Евгении лежали в междисциплинарной области, и в то время Симонов занимался изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила академика прочесть цикл лекций для студентов, посвященный этой проблеме.
Евгения Симонова вспоминала, что отец, будучи талантливым ученым, проявлял интерес и к искусству. Лекции Павла Васильевича превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед артисткой открылся новый неизведанный мир мастерства перевоплощения.
Евгения решила попробовать попасть в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие вузы набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьезные» университеты проводили экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с актерским.
Для поступления девушка выбрала программу, состоящую из литературных произведений авторов Серебряного века — стихов Игоря Северянина, Зинаиды Гиппиус и прозы Дмитрия Мережковского. Женя подавала документы в несколько театральных вузов, однако все, кроме Щукинского училища, ответили отказом.
В годы учебы наставником Евгении выступил Юрий Катин-Ярцев. Первые курсы тяжело давались начинающей актрисе. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая боялась выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть способности в хрупкой Симоновой.
Знаменитость вспоминала, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой позднее. Но еще в «Щуке» Евгении удалось побороть стеснение. После получения диплома выпускница получила приглашение в труппу Московского академического театра имени В. Маяковского.
Театр
Помощь в адаптации Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника. Другие актеры тоже тепло относились к молодой артистке. Близким приятелем стал Игорь Костолевский.
Евгения Павловна стала одной из тех исполнительниц, на которых опирался репертуар театра Маяковского. За 4 десятка лет звезда отыграла множество спектаклей. Помимо родного храма Мельпомены актриса неоднократно выступала и на других подмостках. Плодотворным получился союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек. Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других. Кроме того, артистка выступала в «Сфере», в ЦДА имени А. А. Яблочкиной, Театре на Малой Бронной. Выходила Евгения и на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей.
Стоит упомянуть, что исполнительница — обладательница престижных театральных премий. За роль Софьи Андреевны Толстой в 2017 году артистке вручили «Золотую маску». К числу запоминающихся представлений с участием Симоновой относится и спектакль «Август: графство Осейдж», где декорации создавались благодаря проектору, транслирующему на сцену преображения интерьера.
В конце 2021 года поклонники получили возможность наслаждаться игрой артистки на сценах Театра имени В. Маяковского, «Сферы» и «Современника». В последнем Евгения Павловна участсовала в постановке «Враги. История любви» — гордости репертуара «Современника».
Фильмы
Несмотря на застенчивость, еще до окончания «Щуки» Симоновой удалось пробиться в кино. Первой серьезной работой актрисы оказалось участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Драма шла с успехом, фразы персонажей разлетелись на цитаты и ушли в народ.
Не осталось незамеченным появление артистки в фильме «Афоня» режиссера Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати Снегиревой, а главного героя сыграл Леонид Куравлев. Лента выбилась в лидеры проката 1975 года, собрав в кинотеатрах 62,2 млн зрителей.
В том же году состоялась премьера музыкальной картины «Под крышами Монмартра». Здесь актрисе достался центральный образ цветочницы Виолетты Шевалье. Над декорациями комедии работали известные художники Александр Бойм и Сергей Воронков.
В киноиндустрии того времени за Евгенией Павловной прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: знаменитость начали узнавать на улицах, почтовый ящик переполнялся письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.
Однако эта популярность обернулась жесткими рамками для юной Евгении. Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твердо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа.
Евгения Павловна вспоминала, как еще в молодости отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам дали задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене Симонова так старалась передать жесты и манеры, присущие падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес.
Впрочем, звезда нашла свою нишу. Лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа. Очередной яркой ролью для артистки оказалась принцесса в фильме-сказке «Обыкновенное чудо». Сложнее других Евгении Павловне далась сцена со стрельбой, поскольку исполнительница терпеть не может оружие и громких хлопков.
Драма «Школьный вальс», в которой Евгения Симонова сыграла вместе с Еленой Цыплаковой, могла попасть на полку: слишком смелую тему поднял режиссер проекта Павел Любимов. В картине речь шла о юношеской любви, предательстве, малодушии. Несмотря на критику в адрес сюжета, комсомольская организация настояла на прокате киноленты.
Изображать преподавателя английского языка Симоновой выпало в комедии «Баламут». Львиная доля фильма отснята в отдаленном районе Выхино. В кадре присутствует и платформа станции метро (в ту пору Ждановская), и интерьеры Московского института управления (ныне ГУУ).
В 1980 году на экраны вышла драма «Рафферти», где актриса сыграла певицу Джил Харт. Критик Александр Федоров подметил, что картина хорошо вписалась в стандарты модного «политического» кино. Кроме того, киновед хвалил работу Олега Борисова, воплотившего ключевой образ.
В то же время состоялись премьеры 2 проектов, которые Симонова относила к числу любимых. Это лента Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не получила широкого признания, но побывала на фестивале в Венеции. Отмечала Евгения Павловна и роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского». С этой картиной артистка ездила на конкурсы по всему миру.
В 1989 году знаменитость снялась в дебютной работе Олега Сафаралиева «Прямая трансляция». Драма получилась не только злободневной, но и по-настоящему злой. Директор творческого объединения «Слово» Валентина Черных заявила, что организация намеренно отдала проект выпускнику ВГИКа, который смог бы показать всю неприязнь молодого поколения к «застою» и желание изменить окружающую действительность.
Действительность изменилась, и в новую реальность героини Симоновой не вписались. Впрочем, в интервью звезда подчеркивала, что не очень-то и стремилась шагать в ногу с тем временем. В 1990-е фильмография актрисы почти не пополнялась. После спада популярности артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере.
Возвращение Евгении Павловны состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в сериале «Дети Арбата», который снимал супруг Симоновой Андрей Эшпай. Стоит отметить, что и этот образ исполнительница называет любимым.
Затем вышел следующий проект мужа — фильм «Многоточие», сюжет которого посвящен теме сталинских репрессий. За участие в картине Евгения Павловна удостоилась «Ники» и «Белого слона» за лучшую женскую роль.
В 2009 году на канале «Россия» стартовал показ сериала «Иван Грозный», где Симоновой достался реальный персонаж — княгиня Ефросинья Старицкая. Немало внимания в проекте уделялось костюмам и декорациям, однако лента столкнулась с потоком критики. Ругали сюжет и за отсутствие связи с историческими событиями.
Картина Сергея Ашкенази «Дело гастронома № 1» основана на истории расследования уголовного дела о коррупции в элитном московском магазине «Елисеевский». Евгения Симонова исполнила роль первой жены директора гастронома Георгия Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания — расстрелу. Создатели фильма не претендовали на точность в изложении фактов, поскольку на момент начала съемок с дела еще не сняли гриф секретности.
Затем Евгения Павловна появилась в рейтинговой многосерийной ленте Первого канала «Куприн». Зрителям понравился проект по мотивам рассказов русского писателя, но профессиональные критики не особо расхваливали картину.
К 60-летию знаменитости на экраны вышел сериал супруга «Взрослые дочери». В фильме сыграли сразу 3 представителя семейства Симоновых-Кайдановских. Евгении Павловне и Зое Кайдановской достались небольшие роли, а внук актрисы Алексей изображал единственного сына главных героев телеистории.
Картина «Метод» подарила Симоновой неожиданный и сложный образ учительницы-маньячки, к которому потом Евгения Павловна вернулась в 2-м сезоне.
Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России XIX века. Детективный фильм повествует о том, как учительница математики взялась за расследование преступлений. Здесь Симонова перевоплотилась в тетушку центральной героини. Мнения о ленте разделились. Одни критики отмечали литературные аллюзии и историческую атмосферу, в которую создателям удалось погрузить смотрящего. Других возмутили такие моменты, как нехватка бутафории и наглаженные костюмы.
Затем Евгения Павловна снялась в короткометражке «Плачу с вами», которая вошла в альманах «Русское краткое». В 2019 году проект был представлен на «Кинотавре», где получил главную премию.
В то же время на кинофестивале Series Mania во Франции состоялся премьерный показ триллера «Идентификация» режиссера Владлены Санду, в котором одну из ролей исполнила Симонова. Организатор мероприятия Лорен Херцберг хвалил российскую ленту, обозначив как положительный пример.
В 2021 году с участием знаменитости на экраны вышли сериалы «Медиатор» и «Медиум».
Личная жизнь
У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминала родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери перенести потерю близкого человека, с которой оказалось трудно смириться. Радоваться сегодняшнему дню помогают наследники — у Симоновой двое детей от двух мужей, имеются внуки. Фото любимицы публики регулярно выкладываются в фан-сообщетсвах.
Насыщенная личная жизнь артистки редко обсуждалась на страницах средств массовой информации. Известно, что писатель и телеведущий Юрий Вяземский («Умники и умницы») приходится Евгении Павловне родным братом. Разные фамилии объясняются тем, что родственник решил взять фамилию матери как творческий псевдоним.
Брак с Александром Кайдановским
По словам старшего брата, в молодости во время учебы в «Щуке» сестра приводила домой однокурсников, а это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний оказался первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться.
Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над лентой «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине офицера Кирилла Зимина. В браке с Александром у Евгении Павловны родилась дочь Зоя Кайдановская, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой.
Сейчас Зоя выступает на одной сцене с матерью в Театре имени В. Маяковского. Кроме того, она знакома зрителям по фильмам «С чего начинается Родина» и «Склифосовский». Зоя — мама 3 детей: сына Алексея и дочерей Варвары и Софьи. По паспорту Зоя — Симонова, отцовскую фамилию взяла как псевдоним, чтобы коллеги их с мамой не называли Симоновой-старшей и младшей.
Второй муж Дмитрий Полонский
После развода с первым супругом избранником Симоновой стал другой актер — Дмитрий Полонский. Этот брак продлился чуть больше года. Сегодня артист известен как голос Вуди Харрельсона: Полонский успешно занимается дубляжом иностранного кино.
Третий брак и приемная дочь
Третий муж Евгении Симоновой — режиссер Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни «Москвичи». В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка Мария Эшпай. Наследница живет в Дании, гастролирует по миру. В 2019 году Мария дебютировала как автор музыки к фильму «Скажи правду», который транслировался на канале «Россия-1».
В начале 90-х Евгения Павловна выступила опекуном 13-летней Дарьи Коршаковой. Родная мама Даши — актриса Людмила Коршакова, коллега Симоновой по театру. Женщина скоропостижно скончалась в 42 года.
Даша переехала жить к бабушке с дедушкой. Но когда встал вопрос об оформлении недвижимости на ребенка, Симонова решила оказать помощь и взять на себя юридическую сторону дела. Приемную дочь артистка скрывала от поклонников. Однако в эфире программы Андрея Малахова «Привет, Андрей!», вышедшей на экраны в феврале 2020 года, девушка рассказала зрителям о благородном поступке Евгении Павловны.
Болезнь
В 2013 году Симоновой поставили страшный диагноз — рак легких. Болезнь послужила осложнением после очередного воспаления легких, к которым актриса относилась легкомысленно. На осмотре врачи обнаружили подозрительное затемнение, которое спустя 5 лет начало разрастаться.
Онкология подтвердилась во время операции, которая проходила в Германии. Чтобы спасти артистке жизнь, хирургу пришлось удалить нижнюю долю правого легкого. Хотя в СМИ то и дело просачивались слухи, звезда игнорировала сообщения и продолжала работать. О болезни Симонова рассказала лишь в конце 2021-го. Исполнительница призналась, что не боялась смерти и смирилась с диагнозом. Сейчас состояние здоровья Евгении Павловны остается стабильным.
Евгения Симонова сейчас
Поклонники обращают внимание, что сегодня Симонова выглядит не хуже, чем в молодости. При росте 160 см вес актрисы держится в пределах 55 кг. Актриса и сейчас активно снимается в кино. На 2022-й была анонсирована премьера мелодрамы «Стюардесса». Съемки проходили в аэропорту «Шереметьево» под крылом компании «Аэрофлот».
Довольно редко, но можно увидеть и интервью знаменитости. Так, о малоизвестных деталях своей биографии Евгения Павловна поведала в шоу Татьяны Устиновой «Мой герой». Как оказалась, в юности артистка задумывалась о балетной карьере. В разговоре Симонова призналась, что театр ей был всегда намного ближе, чем кино.
В театре Маяковского, где служит Евгения Павловна, весной 2022 года произошли перемены — место худрука занял Егор Перегудов. Звезда выступила от имени артистического состава, поприветствовав нового руководителя и отметив заслуги ранее уволившегося с этого поста Миндаугаса Карбаускиса.
Фильмография
- 1973 — «В бой идут одни «старики»
- 1978 — «Обыкновенное чудо»
- 1990 — «Бес в ребро»
- 1993 — «Русский регтайм»
- 2001 — «Не покидай меня, любовь»
- 2003 — «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1»
- 2004 — «Дети Арбата»
- 2007 — «Служба доверия»
- 2009 — «Иван Грозный»
- 2010 — «Элизиум»
- 2011 — «Дело гастронома «1»
- 2013 — «Куприн»
- 2015 — «Взрослые дочери»
- 2016 — «Осиное гнездо»
- 2018 — «Тайны госпожи Кирсановой»
- 2019 — «Скажи правду»
- 2020 — «Метод-2»
- 2021 — «Медиатор»
- 2021 — «Медиум»
Интересные факты
- Примером для подражания звезда считала Наталью Гундареву, с которой выступала на одних подмостках. В интервью Симонова назвала Гундареву «великой актрисой», а масштаб личности напарницы — «космическим». Евгения Павловна счастлива, что довелось трудиться вместе с кумиром.
- В Театре имени В. Маяковского Симонова дебютировала в спектакле «Чайка» в роли Нины Заречной. Аркадину в постановке играла великая Татьяна Доронина. Молодой исполнительнице Доронина посоветовала плакать на сцене, а не за кулисами. Эту фразу Евгения Павловна запомнила на всю жизнь.
- Несмотря на поставленный диагноз, артистка, известная пристрастием к табаку, продолжила курить.
- В интервью Симонова делилась, что, если бы довелось писать сценарий, в центре сюжета разместила бы коллизии, которыми богата повседневность.
Евгения Павловна Симонова
Имя Евгении Симоновой стало легендарным в советском кинематографе. Ее персонажи были самыми разными – от нежных робких девушек, до смелой летчицы с сильным характером. Сейчас любимая актриса не часто не снимается в кино и редко выходит на театральные подмостки, но она по-прежнему остается такой же популярной, как и была раньше, а картины с ее участием до сих пор с удовольствием смотрит благодарный зритель.
Актриса Евгения Симонова прославилась буквально с первой роли, сыгранной в кинематографе. Это была картина «В бой идут одни старики».
Детство
Родной город актрисы Евгении Симоновой Ленинград. Именно в Северной столице 0 1 июня 1955 года в семье ученого-нейрофизиолога и учительницы родилась будущая известная актриса, а пока просто дочка Женя. В семье уже подрастал старший сын – Юрий, который впоследствии стал популярным писателем и телеведущим. Папа Жени – Павел Васильевич Симонов был известным ученым в области нейрофизиологии, мама – Ольга Сергеевна Вяземская учила студентов пединститута английскому языку.
Евгения была совсем малышкой, когда отца позвали в Москву, в только что созданный институт высшей нервной деятельности. Павел Васильевич очень любил свою работу, поэтому с радостью принял такое предложение. Спустя годы его назначили руководителем этого института, и он добрых два десятка лет занимал эту должность.
Евгения очень хорошо училась в школе, особенно ей нравились иностранные языки. Особых планов по поводу своего будущего девушка не строила, об актерстве даже не думала, хотя и ходила в музыкальную школу, где проявились ее способности в музыке и хореографии. Евгения много времени уделяла иностранным языкам, потому что ей нравилась мамина работа, в будущем девушка видела себя студенткой филологического факультета. Крутой поворот в биографии Симоновой произошел в выпускном классе.
Ее отец был научным работником и очень много времени изучал психологию творчества. Он часто выступал с циклом лекций в разных вузах, в том числе и в школе-студии МХАТ. Павел Васильевич обладал несомненным талантом в своей области, умел найти подход к аудитории, его слушали затаив дыхание, ведь лекция была не нудной проповедью, а своеобразной постановкой, в которой участвовали и слушатели. Однажды Женя попала на одну из таких лекций и поняла, что ей очень интересен этот новый, непознанный мир творчества.
Евгения так увлеклась, что решила попробовать свои силы в театральном вузе. Это был своеобразный запасной вариант – в театральном экзамены проходили в начале лета, а во всех «серьезных» учебных заведениях наоборот, в августе. Так что в случае провала в театральном, можно было успеть поступить в другой вуз, и не потерять целый год.
Симонова подала документы в несколько театральных училищ, но почти везде девушке отказали, не рассмотрев в ней таланта. И только в Щукинском приняли на актерский факультет в мастерскую Катина-Ярцева.
На первых курсах училища Евгении было очень непросто, у нее даже появились смутные сомнения в правильности того, что она делает. Девушка много раз пожалела о своем выборе, но благодаря педагогу не бросила это дело на половине пути. Если бы ей не повезло и вместо Катина-Ярцева был другой преподаватель, то возможно ее отчислили бы из училища за профнепригодность. Симонова была очень застенчива и долго не могла пересилить страх перед сценой, где нужно было время от времени участвовать в сценках или исполнять этюды. Но педагогу удалось рассмотреть в этой милой девушке искру таланта, и он сумел раскрыть ее способности в полной мере.
Театр
После окончания «Щуки» молодую актрису взяли на работу в театр им.Маяковского. Поначалу было нелегко, но у Жени оказался легкий характер, она свободно сходилась с людьми, в том числе и со старшими коллегами. Примером для себя она сделала актрису Светлану Немоляеву, училась у нее мастерству держаться на сцене. Подружилась Евгения и с И.Костолевским, в котором тоже обрела друга и наставника.
Прошло много лет, и актриса Евгения Симонова стала одной из ведущих актрис этого театра. Ее имя не сходило с афиш, она участвовала во всех постановках. За 40 с лишним лет сотрудничества с театром им.Маяковского в копилке актрисы свыше двадцати сыгранных спектаклей. Симонову приглашали и другие театры, и она с радостью соглашалась. Она очень любила работать с «Современником», руководителем которого была Галина Волчек. Актрису были рады видеть и в театре «Сфера», и в ЦДА им.Яблочкиной.
На сегодняшний день актриса задействована в трех постановках родного театра – «Русский роман», «Август: графство Осайдж», «На чемоданах».
В 1995-м Евгении Симоновой присвоили звание Народной артистки России. Ее много раз награждали театральными и кинопремиями. Симонова всегда восторгалась творчеством своей коллеги – Натальей Гундаревой, которую называла не иначе, как величайшей актрисой и благодарила судьбу за то, что стояла с ней на одной сцене.
Фильмы
Дебют в кинематографе состоялся еще на первом курсе театрального училища. Первая же картина стала первым успехом. Это был фильм «В бой идут одни старики», снятый Леонидом Быковым в 1973-м. Симонова сразу стала знаменитой. Следом за этим была еще одна картина, которая помогла закрепить успех – «Афоня», снятая Георгием Данелия. В этой картине Евгения сыграла медсестру Катю.
Благодаря этим картинам Евгению Симонову очень долго воспринимали как лирическую героиню. Это сказалось на популярности, девушка не могла спокойно пройти по улице, ее останавливали поклонники, просили автограф. Почтовый ящик всегда ломился от писем поклонников, все хотели пообщаться с полюбившейся актрисой.
Такое всеобщее внимание очень льстило молодой артистке, но ей очень хотелось вырваться за рамки сложившегося амплуа. Еще со студенческой скамьи Женя хотела преодолеть этот стереотип, и однажды предстала перед преподавателями в роли проститутки. Ей очень хотелось получиться убедительной на сцене, она старалась изобразить настоящую путану, с характерными жестами и словами, но терпение директора училища Б.Е.Захавы лопнуло и он приказал закрыть занавес.
Симоновой так и не довелось сыграть отрицательных персонажей, но тем не менее она сумела оставить большое творческое наследие в кино, а ее лирическими героинями восторгается не одно поколение зрителей.
В 1974-м Симоновой предложили роль в картине «Обыкновенное чудо», где она преобразилась в принцессу. Эта работа была одной из самых любимых, тем более что на площадке рядом с молодой актрисой был собран настоящий звездный букет актеров.
В фильмографии Евгении Симоновой почти шесть десятков картин и 4 телеспектакля. Свои самые успешные роли актриса сыграла еще в прошлом веке. У нее был достаточно большой перерыв в кинематографе – в это время она была полностью занята в театре.
В кино Симонова вернулась только в начале нового века. Первой работой после долгого отсутствия стала картина «Дети Арбата». Потом был еще один нашумевший фильм – «Многоточие».
Своими самыми любимыми работами актриса считает картины «Рассказ неизвестного человека» и «Двадцать дней из жизни Достоевского». Первая картина даже была отправлена на Венецианский кинофестиваль.
В 2015-м зрители могли увидеть еще одну интересную работу Евгении Симоновой – сериал «Взрослые дочери», снятый тем же А.Эшпаем. Кроме нее в картине снималась ее дочь Зоя Кайдановская и внук Алексей.
Последней работой Симоновой стал сериал «Осиное гнездо», снятый в 2017 году, в котором ей достался главный персонаж.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы складывалась не всегда просто, но она считает себя счастливым человеком. Их семья всегда была дружной. Она очень любила своих родителей, и сильно страдала после смерти мамы в 1991-м. Отца не стало через 11 лет, в 2002-м, но все эти годы он был надежной поддержкой и опорой своим детям. Симонова была дважды замужем, она счастливая мама и бабушка.
Ее брат Юрий Вяземский тоже стал известным человеком, писателем и телеведущим. У них общая фамилия – Симоновы, а Вяземский просто творческий псевдоним.
Первой любовью Симоновой стал Юрий Васильев. Они были молоды, влюблены, возможно даже стали бы мужем и женой, если бы в жизни Евгении не появился Александр Кайдановский.
Их знакомство состоялось на съемках картины «Пропавшая экспедиция», где он был офицером Зиминым. Они поженились, и в 1976-м стали родителями дочери Зои. Девочка тоже стала актрисой и работает в том же театре, что и мама. Она вышла замуж за актера Алексея Захарова и подарила Симоновой двух внуков — в 2000-м Алексея, в 2010-м Варвару.
Второй раз Симонова вышла замуж за режиссера Андрея Эшпая. В этом браке в 1985-м родилась дочка Мария, тоже ставшая известной актрисой и пианисткой.
Избранная фильмография
- 1973 — В бой идут одни «старики»
- 1975 — Афоня
- 1976 — Золотая речка
- 1978 — Школьный вальс
- 1980 — Рафферти
- 1982 — Транзит
- 1983 — Подросток
- 1985 — Дети солнца
- 1993 — Русский регтайм
- 2004 — Дети Арбата
- 2006 — Многоточие
- 2015 — Метод
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
СИМОНОВА
Евгения
Павловна

«Принцесса» советского кинематографа, героиня классических постановок Евгения Симонова до сих пор играет персонажей на 20 лет моложе. И то, что творческая биография так складывается, конечно, удача и везение. Возраст, считает актриса, это не катастрофа, просто с годами требуется больше времени и денег на поддержание себя.
В актерской судьбе все решает не возраст, главное – испытывать внутреннее удовлетворение, без страха смотреть в будущее и не стыдиться того, что осталось позади.
Детство и юность
Симонова Евгения Павловна родилась 1 июня 1955 года в Ленинграде. Через некоторое время после рождения девочки семья переехала в Москву, где отец Павел Васильевич получил работу в недавно созданном Институте высшей нервной деятельности.
Преданность делу стояла для учёного на первом месте, и он, не раздумывая, принял приглашение своего учителя совместно развивать новый институт, который отец Евгении Симоновой впоследствии возглавлял на протяжении 20 лет. Мать Ольга Сергеевна Вяземская преподавала английский язык в педагогическом институте.
В детстве Евгения, по собственным воспоминаниям, не строила особо чётких планов на будущее. Ей нравилось изучение иностранных языков, и будущая актриса серьёзно готовилась к поступлению на филологический факультет, чтобы впоследствии стать преподавателем английского языка, как и мама. Параллельно Евгения занималась музыкой и хореографией. Но в 10-м классе всё изменилось.
Научные изыскания отца Евгении Симоновой лежали в междисциплинарной области, и в то время он был занят изучением психологии творчества. Школа-студия МХАТ пригласила учёного прочесть цикл лекций для студентов, посвящённый этой проблеме. Евгения Симонова вспоминает, что отец, будучи талантливым учёным, проявлял также интерес к искусству. Его лекции превращались в небольшие спектакли, увлекавшие слушателей. Тогда перед Евгенией Симоновой открылся новый неизведанный мир театра.
Девочка решила попробовать поступить в театральный институт. На этот шаг подтолкнуло и то, что тогда творческие институты набирали абитуриентов в начале июня, а остальные «серьёзные» университеты проводили вступительные экзамены в конце августа, что оставляло Симоновой время поступить на изначально запланированный филологический факультет, если не получится с театральным.
Так получилось, что абитуриентку приняли в Щукинское училище. Женя подавала документы в несколько театральных школ, однако все, кроме Щукинского, ответили категорическим отказом. В годы учебы наставником Евгении Симоновой стал выдающийся советский актёр Юрий Васильевич Катин-Ярцев.
Первые годы в вузе тяжело давались начинающей актрисе. Она вспоминает, что долгое время терзалась сомнениями относительно правильности выбора жизненного пути. Осознание того, что не ошиблась, пришло к Симоновой значительно позднее. Возможно, другой педагог, менее внимательный к ученикам, попросту отчислил бы застенчивую студентку, которая стесняется выйти на сцену и исполнить небольшой этюд, но Юрий Васильевич уже в те годы сумел разглядеть в хрупкой Жене способности.
Театр
Помощь в адаптации к актерской профессии Симоновой оказали коллеги. Евгения Павловна рассказывала, что старалась сдружиться со Светланой Немоляевой, в которой видела пример и старшего наставника.
Другие актеры также тепло относились к молодой артистке. Близким другом, а не просто коллегой, стал Игорь Костолевский.
Евгения Симонова – одна из тех актрис, на которой держится репертуар театра Маяковского. За четыре десятка лет она сыграла множество спектаклей. Помимо родного театра, Симонова неоднократно выступала на других сценах. Самым плодотворным оказался союз с руководителем «Современника» Галиной Волчек.
Симонова сыграла в постановках «Пять вечеров», «Враги. История любви» и других. Кроме того, актриса выступала на театральной площадке «Сфера», в ЦДА имени Яблочкиной, театре на Малой Бронной.
Сейчас Евгения выходит на сцену Школы драматического искусства в образе жены писателя Генриха Ибсена, после смерти мужа ставшей затворницей. За роль Софьи Андреевны Толстой артистке вручили «Золотую маску». В пьесе Людмилы Петрушевской «Московский хор» о хрущевской оттепели Симонова перевоплощается в главу семьи, живущую в тесной коммуналке.
Евгения Павловна – народная артистка России (1995), обладательница множества театральных и кинопремий. Примером для подражания, по признанию актрисы, для нее была Наталья Гундарева, с которой они выступали на одной сцене. В интервью Симонова назвала Гундареву «великой актрисой», а масштаб ее личности «космическим». Симонова счастлива, что ей довелось работать вместе с кумиром.
Фильмы
Уже с 1-го курса училища Евгения Симонова начинает сниматься в кино. Первой серьёзной работой актрисы было участие в картине Леонида Быкова «В бой идут одни старики», вышедшей на экраны в 1973 году. Не осталось незамеченным появление девушки в фильме «Афоня» режиссёра Георгия Данелии, где Симонова исполнила роль медсестры Кати.
В киноиндустрии того времени за Евгенией Симоновой прочно закрепилось амплуа лирической героини. Артистка познала вкус славы: ее стали узнавать на улицах, почтовый ящик был переполнен письмами поклонников. Наивные девичьи персонажи в исполнении Евгении Симоновой без труда находили в зрителях живой отклик.
Однако эта популярность обернулась жёсткими рамками для юной Евгении. Актриса, конечно, испытывала чувство признательности Данелии и Быкову за раскрытие таланта, но тем не менее была твёрдо убеждена, что обязательно преодолеет узость амплуа.
Актриса вспоминает, как в студенческие годы отчаянно боролась со сложившимся стереотипом. Однажды, когда студентам было дано задание поставить отрывок произведения по собственному выбору, Женя взяла фрагмент довольно мрачного рассказа Всеволода Гаршина, где сыграла проститутку. На сцене она так старалась передать жесты и манеры, присущие, по её мнению, падшей женщине, что директор училища Борис Евгеньевич Захава не выдержал и скомандовал дать занавес.
Впрочем, несмотря на отсутствие в творческом наследии ролей отрицательных героинь, лирические персонажи Симоновой запомнились зрителю и вошли в золотой фонд российского кинематографа.
Очередной яркой ролью для артистки стало раскрытие персонажа принцессы в фильме-сказке «Обыкновенное чудо», который снят в 1974 году. В картине Марка Захарова по одноименной пьесе Евгения Шварца Симоновой довелось сыграть вместе со звездами советского кино Андреем Мироновым и Александром Абдуловым, Евгением Леоновым и Юрием Соломиным, Ириной Купченко и Олегом Янковским.
Фильмография актрисы насчитывает свыше 80 кинокартин и телевизионных спектаклей. Самые запоминающиеся роли Симоновой остались далеко в прошлом. После значительного успеха в молодом возрасте артистка ушла с больших экранов, сосредоточившись на театральной карьере.
По-настоящему возвращение актрисы состоялось в начале 2000-х, когда она появилась в популярном сериале «Дети Арбата» Андрея Эшпая. Затем Евгения Павловна снималась у мужа в фильме «Многоточие», а также в картине «Событие» по произведению Владимира Набокова, где сыграла мать героини Чулпан Хаматовой.
Из большого количества проектов сама актриса выделяет 2 не самых популярных у зрителя. Это участие в киноленте Витаутаса Жалакявичюса «Рассказ неизвестного человека», которая не имела народной любви, но побывала на кинофестивале в Венеции. А также роль Анны Сниткиной, второй жены Федора Достоевского, в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского».
К 60-летию актрисы на экраны вышел сериал супруга «Взрослые дочери». В фильме сыграли сразу 3 представителя семейства Симоновых-Кайдановских. Евгении Павловне и Зое Кайдановской достались небольшие роли, а внук актрисы Алексей сыграл единственного сына главных героев телеистории.
Драма «Память осени» - осуществленная Андреем Соколовым экранизация романа Андрея Звягинцева «Последний идол». Фильм раскрывал взаимоотношения членов семьи высокопоставленного чиновника.
Смерть главы семейства обнажает скрытые конфликты между близкими людьми. Персонаж Евгении Симоновой, тихая на первый взгляд женщина, подруга семьи, превращается в жесткую и неумолимую новую хозяйку дачи, с которой выселяют прежних постояльцев. Актрисе впервые довелось поработать на одной площадке с Инной Чуриковой, сыгравшей главную роль.
Картина Сергея Ашкенази «Дело гастронома №1» основана на истории расследования уголовного дела о коррупции в элитном московском магазине «Елисеевский». Евгения Симонова исполнила роль первой жены директора гастронома Беркутова, которого обвинили во взяточничестве и приговорили к высшей мере наказания – расстрелу.
Создатели фильма не претендовали на точность в изложении фактов, поскольку на момент начала съемок с дела еще не сняли гриф секретности.
Личная жизнь
У Евгении Павловны дружная семья. С теплотой актриса вспоминает родителей. Отец пережил маму на 11 лет и помог дочери пережить потерю самого близкого человека, с которой она не смирилась до сих пор. Симонова уверена, что жизни ее детей также сложились удачно. У нее две дочери от двух мужей. Есть внуки.
Личная жизнь актрисы редко обсуждалась на страницах средств массовой информации. Известно, что писатель и телеведущий Юрий Вяземский («Умники и умницы») приходится Евгении Павловне родным братом.
Разные фамилии объясняются тем, что Юрий Симонов решил взять фамилию матери как творческий псевдоним.
По словам старшего брата, в молодости, во время учебы в «Щуке», весь курс сестры побывал у нее дома. А это небезызвестные Леонид Ярмольник, Альгис Арлаускис, Юрий Васильев. Последний стал первым серьезным увлечением Симоновой. Дело даже шло к свадьбе, если бы не знакомство Жени с Александром Кайдановским, в которого, говорят, нельзя было не влюбиться.
Познакомилась Евгения с первым мужем во время работы над фильмом «Пропавшая экспедиция». Кайдановский сыграл в этой картине роль офицера Зимина. В браке с Александром у Евгении Симоновой родилась дочь Зоя Кайдановская, впоследствии тоже ставшая узнаваемой киноактрисой.
Сейчас Зоя выступает на одной сцене с матерью в театре Маяковского, знакома зрителям по ролям в картинах "Иван Грозный", "С чего начинается Родина", "Склифософский".
По паспорту Зоя - Симонова, отцовскую фамилию взяла как псевдоним, чтобы в театре их с мамой не называли Симоновой-старшей и младшей.
Второй муж Евгении Симоновой — режиссёр Андрей Эшпай, сын известного композитора и автора песни "Москвичи". В 1985 году у пары родилась дочь, пианистка и актриса Мария Эшпай-Симонова.
Интернет прочно занял место в обыденной жизни людей, но Евгения Павловна предпочитает традиционные, живые способы общения. У Симоновой нет аккаунтов в «Инстаграме» или «Фейсбуке», а фото любимой актрисы поклонники без труда отыщут в Сети.
Евгения Симонова сейчас
В 2017 году Евгения Симонова получила главную роль в мелодраме «Осиное гнездо». Актриса предстала в образе главы семейства, в котором нет мужчин. Экранную дочь сыграла Мария Куликова, внучек – Ирина Антоненко, Елизавета Арзамасова и Ксения Лукьянчикова.
Героиня Симоновой однажды уходит из дома, оставив завещание, по которому имущество достается чужому человеку. В доме находится редкое полотно Ван Гога. За картиной охотится притворяющийся искусствоведом персонаж Андрея Чернышова. В действительности мужчина – хозяин борделя.
Сериал «Ланцет» представил Евгению Павловну в образе врача больницы, коллеги Павла Трубинера и Бориса Каморзина. Трубинер играет хирурга, который из-за личных проблем не в состоянии оперировать и соглашается возглавить отдел внутренних расследований.
Осенью 2018 года завершились съемки 2-го сезона детектива «Метод», в первой части которого главную роль исполнил Константин Хабенский. Следователь с паталогическими наклонностями признался, что убил мать героини Паулины Андреевой, за что поплатился собственной жизнью. В «Методе 2», как рассказал актер в интервью блогеру Юрию Дудю, история Меглина продолжается.
Картина подарила Симоновой неожиданную и трудную роль учительницы-маньячки. В этой же роли Евгения снялась и в сиквеле.
Сериал «Тайны госпожи Кирсановой» погружает зрителя в обстановку России 19 века. Сюжет фильма вращается вокруг девушки, приехавшей в провинциальный город с 2 целями – погостить у любимой тетушки, роль которой исполнила Симонова, и отыскать жениха, сбежавшего из-под венца. «Тайны» считаются приквелом мистической ленты «Анна-детективъ» и рассказывают предысторию того, почему учительница математики взялась за расследование преступлений.
Фильмография
1973 – «В бой идут одни «старики»
1978 – «Обыкновенное чудо»
1990 – «Бес в ребро»
1993 – «Русский регтайм»
2001 – «Не покидай меня, любовь»
2003 – «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант-1»
2004 – «Дети Арбата»
2007 – «Служба доверия»
2009 – «Иван Грозный»
2010 – «Элизиум»
2011 – «Дело гастронома «1»
2013 – «Куприн»
2015 – «Взрослые дочери»
2016 – «Осиное гнездо»
2018 – «Тайны госпожи Кирсановой»
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/533-evgeniia-simonova.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/evgeniya-simonova/
- https://globalmsk.ru/person/id/7163