Мартину Скорсезе 80 лет. Каким был его путь к статусу великого режиссера

Мартин Скорсезе

Мартин Скорсезе — знаменитый американский кинорежиссер, лауреат престижной кинопремии «Оскар», а также продюсер, сценарист и даже актер. В 2010 году журнал Paste по результатам опросов объявил его лучшим из ныне живущих режиссеров. Также Мартина не раз называли одним из самых влиятельных кинорежиссеров поколения и сравнивали с легендой кинематографа Стэнли Кубриком, отмечая, впрочем, что, в отличие от «холодного» Кубрика, Скорсезе эмоционален.

Детство и юность

Продюсер и режиссер Мартин Скорсезе появился на свет 17 ноября 1942 года в Куинсе. В этом криминальном районе Нью-Йорка жили сицилийцы. В пять лет он впервые увидел труп человека с простреленной головой. Здесь убийства были привычным делом.

Мартин рос в семье ревностных католиков. Его родители были мирными людьми, в том же духе воспитывали и детей. Мартин редко выходил на улицу — был впечатлительным и нежным ребенком. Да и сверстники дразнили его, потому что он постоянно пил таблетки: у него была астма тяжелой формы.

Дни он проводил в одиночестве — смотрел фильмы и рисовал любимых героев на бумаге, а затем начал придумывать своих персонажей. Подросток тщательно продумывал сцены, развитие сюжета. Наверное, уже тогда в нем зарождался режиссер. Набожный Скорсезе гнал от себя мысли о кино, потому что считал их греховными. Да и себя он мнил большим грешником, потому что болезнь помешала ему присутствовать на нескольких мессах.

В 14-летнем возрасте Мартин поступил в подготовительную семинарию, чтобы стать священником, но уже на первом году провалил учебу. Священника из Скорсезе не получилось. Тогда он поступил на факультет кино в Нью-Йоркский колледж наук и искусства, а параллельно с обучением работал монтажером на киностудии.

Как-то на вечеринке он встретился с Робертом Де Ниро, которого знал с детства: они выросли в одном районе. Тогда их знакомство было шапочным, но с годами переросло в крепкую мужскую дружбу. В тот момент Скорсезе и задумал фильм о дикой и необузданной жизни квартала, в котором прошло его детство.

Фильмы

Еще во время учебы Скорсезе снял несколько короткометражек. Его полнометражным дебютом стала драма «Кто стучится в мою дверь?». Лента была показана на МКФ в Чикаго в 1967 году и удостоилась положительных отзывов критиков.

В мае Скорсезе присвоили награду «Легенда кино» на фестивале CinemaCon. Кинодеятель признался, что такое звание его пугает, а сам он не относит себя к числу лучших режиссеров мира.

Сейчас Скорсезе продолжает работу над кинопроектами. Осенью его фильмографию пополнил триллер-вестерн «Убийцы цветочной луны» с Леонардо Ди Каприо и Робертом Де Ниро в главных ролях. В основу сюжета легла книга Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Критики остались в восторге от картины, бюджет которой превысил $ 200 млн.

Еще до премьеры «Убийц цветочной луны» Скорсезе рассказал о своем следующем фильме. Он захотел снять исторический триллер «Вэйджер», в котором Ди Каприо снова исполнит главную роль. Литературной основой картины стала еще одна книга Гранна, рассказывающая о разбившемся в 1740-х годах у берегов Бразилии судне.

Фильмография

  • 1988 — «Последнее искушение Христа»
  • 1993 — «Голый в Нью-Йорке»
  • 1993 — «Эпоха невинности»
  • 1995 — «Найти и ликвидировать»
  • 1995 — «Казино»
  • 1999 — «Воскрешая мертвецов»
  • 2004 — «Новый Франкенштейн»
  • 2008 — «Роскошная жизнь»
  • 2010 — «Остров проклятых»
  • 2013 — «Малавита»
  • 2013 — «Волк с Уолл-стрит»
  • 2016 — «Молчание»
  • 2016 — «Винил»
  • 2016 — «Перестрелка»
  • 2017 — «Пазманский дьявол»
  • 2019 — «Ирландец»
  • 2021 — «Представьте, что вы в городе»
  • 2023 — «Убийцы цветочной луны»

Интересные факты

  1. Изначально фамилия семьи итальянских эмигрантов была Скоццезе, но из-за ошибки транскрипции преобразовалась в Скорсезе.
  2. У Мартина было много фобий. Боязнь полетов режиссеру пришлось преодолеть из любви к киноискусству: на съемках фильма «Авиатор» требовалось запечатлеть некоторые сцены в воздухе.

Мартину Скорсезе 80 лет. Каким был его путь к статусу великого режиссера

Tim P. Whitby / Getty Images

Мартину Скорсезе — режиссеру «Таксиста» и «Бешеного быка», столпу Нового Голливуда, который до сих пор остается в отличной творческой форме, — 17 ноября исполняется 80 лет. Главный американский кинокритик ХХ века Роджер Эберт посвятил Мартину Скорсезе книгу. Во вступлении он пишет, что Скорсезе — настоящий независимый автор, но нельзя сказать, что он снимает «фильмы для «Санденса», то есть только для поклонников артхауса. В этом парадокс и секрет популярности кинематографиста — его фильмы, зрелищные и зрительские, одновременно и, без сомнения, авторские. Так, как Мартин Скорсезе, снимает только Мартин Скорсезе.

Для РБК Life критик Катя Загвоздкина вспомнила биографию и фильмографию режиссера — от криминального Нью-Йорка в «Злых улицах» до криминальной Филадельфии в «Ирландце».

Кино вместо церкви

Мартин Чарльз Скорсезе родился в 1942 году в Нью-Йорке в семье выходцев из Италии. Правда, и его мать Кэтрин, и отец Чарльз (урожденный Лучано) выросли уже на Манхэттене, в Маленькой Италии — районе, где селилась итальянская эмиграция. Там же будет происходить действие многих его фильмов. «Большую часть жизни я прожил в Сицилийской деревне. Маленькой сицилийской деревне, которую перенесли в Нью-Йорк, — вспоминал режиссер о своем детстве. — Были мы, и был окружающий мир. Мы всегда чувствовали напряжение, которое в любой момент могло перерасти в насилие».

В фильме «Злые улицы» Скорсезе (слева в кадре) предусмотрел камео для себя

В фильме «Злые улицы» Скорсезе (слева в кадре) предусмотрел камео для себя Фото: Warner Bros

Семья была итальянской, а значит, религиозной. Скорсезе ходил в католическую школу и всерьез обдумывал, не стать ли после ее окончания священником. Как позже будут писать биографы Скорсезе, такое воспитание наложило большой отпечаток на то, как и о чем он снимает: во многих его фильмах мафиози будут молиться Богу, в некоторых (прежде всего — в «Последнем искушении Христа») появится сам Бог. Еще одна важная биографическая деталь: Марти (так его называют близкие и друзья) был слабым ребенком, из-за приступов астмы он редко гулял со сверстниками и много времени проводил дома. Из его окна был виден бар, в котором собирались по вечерам гангстеры. Марти часами наблюдал за ними — позже он обязательно использует то, что увидел, в своих фильмах. Например, в одной из первых, отчасти автобиографических сцен в «Славных парнях» герой Рэя Лиотты смотрит, как у него под окнами собираются в клуб гангстеры.

Кадр из фильма «Славные парни»

Кадр из фильма «Славные парни» Фото: Warner Bros.

Семья Скорсезе была простой: и мать, и отец работали на швейной фабрике. Позже режиссер вспоминал, что у них дома не было книг, как и привычки читать. Зато они часто ходили в кино (как, впрочем, и вся страна — Америка после войны переживала бум кинотеатров). Кинематограф для него открыл отец. Чарльз Скорсезе много работал и не так часто проводил время с сыном — походы в кино были их главным совместным развлечением. Маленький Марти смотрел не только голливудскую классику, но и европейское авторское кино, прежде всего итальянских неореалистов. По собственному признанию, он впервые увидел «Рим, открытый город» (1945) Роберто Росселини, когда ему было пять лет.

Религиозное воспитание налагало свои ограничения: католическая церковь тогда «осуждала» некоторые фильмы (в частности, все, что снимал Ингмар Бергман) и не рекомендовала их смотреть. Скорсезе вспоминает, что, перед тем как пойти на фильмы из списка запрещенных, спрашивал разрешения у священника.

От киношколы до Нового Голливуда

Харви Кейтель и Зина Бетьюн. Кадр из фильма «Кто стучится в дверь ко мне?»

Харви Кейтель и Зина Бетьюн. Кадр из фильма «Кто стучится в дверь ко мне?» Фото: MGM

Во время учебы в университете Скорсезе снимает первые короткометражки, а в 1967 году выходит его дебютный полный метр — «Я позвоню первым» (позже переименован в «Кто стучится в дверь ко мне?»). На его производство ушло четыре года: денег не хватало, съемки постоянно прерывались, актеры из-за основной работы не приходили на площадку. Главную роль в дебюте Скорсезе (режиссера и сценариста сразу) сыграл начинающий актер Харви Кейтель. Его герой Джэй Ар во время прогулки по Нью-Йорку знакомится с девушкой, а затем влюбляется в нее. Но узнав, что ее изнасиловал бывший парень, Джей Ар, воспитанный в религиозной семье, бросает подругу. Фильм показали на Чикагском кинофестивале, где его посмотрел начинающий критик газеты Chicago Sun-Times Роджер Эберт. Он написал восторженный отзыв — фильм поразил его тем, насколько переживания главного героя были похожи на его собственные. Эберт даже подчеркнул, что именно из-за этого дебюта решил задержаться в кинокритике подольше (Ebert, стр. 2). Среди зрителей был и независимый режиссер Джон Кассаветис, кумир Скорсезе. После сеанса он сказал дебютанту, что его работа «лучше «Гражданина Кейна» — Скорсезе, ясное дело, был польщен. С этого началась их с Кассаветисом дружба.

Кадр из фильма «Берта по прозвищу Товарный Вагон»

Кадр из фильма «Берта по прозвищу Товарный Вагон» Фото: MGM

В 1970 году вышел второй полный метр Скорсезе — документальные «Уличные сцены», в 1972-м — «Берта по прозвищу Товарный Вагон», криминальная драма про банду грабителей поездов. Этот фильм спродюсировал культовый Роджер Корман — король фильмов категории B, с работы у которого начинали многие известные режиссеры, в том числе Фрэнсис Форд Коппола и Джеймс Кэмерон (их называют «корманоиды»).

«Злые улицы»

После оказавшейся неудачной «Берты», снятой по чужому сценарию, Скорсезе со совету Кассаветиса решает работать над своим следующим фильмом иначе. Для «Злых улиц», появившихся в 1973 году, он сам написал сценарий (вместе с Мардиком Мартином), включив в него наблюдения о жизни и вражде на улицах Маленькой Италии. «Злые улицы» стали сенсацией. Даже грозная эссеистка Полин Кейл из журнала New Yorker написала восторженную рецензию, в которой хвалила режиссуру и «головокружительную чувственность» ленты. Это была не минутная слава — ретроспективно «Злые улицы» назвали одним из фильмов, определивших 1970-е, Библиотека конгресса включила его в Национальный реестр фильмов, а многие режиссеры рассказывали, что начали снимать после того, как увидели, как дерутся и мирятся персонажи Харви Кейтеля и Роберта Де Ниро на заваленных мусором улицах Нью-Йорка.

Кадр из фильма «Злые улицы»

Кадр из фильма «Злые улицы» Фото: Warner Bros

В «Злых улицах» Скорсезе нашел себя — бытописателя мира гангстеров, который одновременно их обличает и превозносит. И свой стиль: Скорсезе отдает предпочтение уличной съемке и ручной камере, его фильмы похожи на те, что снимали документалисты направления Direct Cinema. И одного из своих главных актеров — Роберта Де Ниро, который сыграет в его лучших фильмах. По этим «злым» улицам персонажи Скорсезе будут ходить и спустя 50 лет.

Скорсезе раскритиковал стриминги и призвал вернуть ценность киноискусства

«Таксист» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

В 1974 году Скорсезе снимает фильм «Алиса здесь больше не живет», относительно хорошо показавший себя в прокате. За ним последовала уже безусловная удача — в 1976 году (режиссеру тогда было 33 года) вышла драма «Таксист». Главный герой — ветеран вьетнамской войны Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро) — после возвращения на родину устраивается таксистом, колесит по ночным улицам Нью-Йорка и становится свидетелем того, как город с закатом утопает в грехах.

Роберт Де Ниро в фильме «Таксист»

Роберт Де Ниро в фильме «Таксист» Фото: Columbia/Sony

Фильм сбил все мишени: стал хитом бокс-офиса (заработал $28 млн при бюджете $2 млн), получил отличные отзывы в прессе и «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Но его слава не потускнела и со временем: «Таксиста» признали одним из главных фильмов Нового Голливуда и безусловной классикой. Сценарист Пол Шредер, бывший кинокритик и будущий режиссер, позже говорил, что съемки фильма — сложный процесс и его успех определяется множеством факторов, в том числе съемочной группе должно повезти. «Думаю, на съемках «Таксиста» нам повезло», — резюмирует Шредер. Благодаря успеху «Таксиста» Скорсезе получил карт-бланш от студии United Artists и воплотил свою давнюю мечту — снял музыкальную комедию «Нью-Йорк, Нью-Йорк» с Робертом Де Ниро и Лайзой Миннелли в главных ролях. Это был оммаж мюзиклам золотого века Голливуда, который значительно отличался по стилю от других фильмов Скорсезе (например, его снимали не на улицах, а в павильоне). Но Америку интересовало не недавнее прошлое, а будущее, не пышные студийные мюзиклы, а европейский артхаус — «Нью-Йорк, Нью-Йорк» провалился в прокате (при солидном в те времена бюджете $14 млн он собрал чуть более $16 млн).

Роберт Де Ниро и Лайза Миннелли в мюзикле «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Роберт Де Ниро и Лайза Миннелли в мюзикле «Нью-Йорк, Нью-Йорк» Фото: MGM

«Бешеный бык» и «Последнее искушение Христа»

Провал фильма чуть не убил режиссера. Болезненное переживание неудачи переросло в депрессию и зависимость от наркотиков, которые мешали ему во время съемок. В 1978 году Скорсезе едва не умер от передозировки кокаином. По слухам, в больницу к режиссеру пришел Де Ниро и спросил, хочет ли тот жить. Получив утвердительный ответ, Де Ниро предложил экранизировать мемуары знаменитого боксера, чемпиона мира Джейка Ламотты. Позже Скорсезе говорил, что на съемках был «как камикадзе» — вложил в этот фильм все свои переживания. «Бешеный бык» (1980) получил восемь номинаций на «Оскар» и взял две награды: Роберту Де Ниро — за главную мужскую роль и Тельме Скунмейкер, постоянной соратнице Скорсезе, — за монтаж. Критики снова писали, что режиссер в отличной форме.

Джо Пеши и Роберт Де Ниро. Кадр из фильма «Бешеный бык»

Джо Пеши и Роберт Де Ниро. Кадр из фильма «Бешеный бык» Фото: MGM

Коммерческие, мейнстримные и более личные, экспериментальные проекты чередовались в фильмографии Скорсезе. В 1983 году вышел «Король комедии» — опять же с Де Ниро, который сыграл комика без чувства юмора. В 1985 году Скорсезе возвращается к партизанской уличной съемке на ручную камеру в черной комедии про неудачное свидание «После работы». Фильм принес ему приз за режиссуру в Каннах. В 1987 году выходит «Цвет денег» — большое коммерческое кино с Полом Ньюманом и Томом Крузом в ролях игроков в бильярд, которые колесят по Америке и зарабатывают игрой на жизнь. Фильм принес Ньюману его единственный актерский «Оскар», хорошо показал себя в прокате и позволил Скорсезе взяться за проект, который он давно хотел снять, — «Последнее искушение Христа».

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа»

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа» Фото: Universal Pictures

Католик Скорсезе экранизировал скандальный роман Никоса Казандзакиса про земную жизнь Христа. Главную роль сыграл Уиллем Дефо, Иуду — Кейтель, Понтия Пилата — Дэвид Боуи. Несмотря на скромный бюджет, из-за которого в фильме нет массовых сцен или дорогих спецэффектов, он вызвал скандал. Режиссера обвинили в богохульстве, пресса иронизировала, что больше людей вышло с протестами на улицы, чем явилось в кинотеатры. Вместе с тем критики писали, что одному канону режиссер следует строго — своему собственному.

Идеальное прошлое и криминальное настоящее

В 1990 году Скорсезе возвращается туда, откуда начинал, — на криминальные улицы Нью-Йорка. В «Славных парнях», одном из лучших фильмов про гангстеров всех времен и народов, снова снялись Роберт Де Ниро и Джо Пеши (он же получил единственный «Оскар» — за роль второго плана). Фильм снят по книге Николаса Пиледжи, но Скорсезе переработал сценарий: добавил в него свои воспоминания.

Машина времени: где и как снимали фильм «Ирландец»

Скорсезе на протяжении всей карьеры был очень продуктивен. В 1990-х он снимает по полному метру раз в два года, а то и чаще (и это без продюсерских проектов и участия в сборниках, таких как «Нью-йоркские истории» вместе с Копполой и Вуди Алленом). В 1991 году выходит «Мыс страха» — триллер с Робертом Де Ниро. Скорсезе без энтузиазма отзывался об этом коммерческом проекте (как и о «Цвете денег»), который он снял, чтобы выполнить обязательства перед студией Universal Pictures. Однако «Мыс страха» оказался одним из самых успешных фильмов в его карьере — заработал более $180 млн, в пять с лишним раз больше бюджета.

Роберт Де Ниро в фильме «Мыс страха»

Роберт Де Ниро в фильме «Мыс страха» Фото: Cappa Films

В 1993 году вышла «Эпоха невинности» по книге Эдит Уортон. Костюмную драму про несостоявшийся роман в нью-йоркском высшем свете конца XIX века хорошо встретили критики. Но выбор материала удивил поклонников Скорсезе, и фильм провалился в прокате. После коммерчески успешного «Казино» (1995) — снова про гангстеров и снова с Робертом Де Ниро и Джо Пеши — Скорсезе берется за «Кундун», историю далай-ламы и его борьбы за независимость Тибета от Китая. Против фильма выступили власти КНР, из-за чего прокатчик Disney от него отказался. После этого Скорсезе возвращается в Нью-Йорк и снова работает с Полом Шредером — снимает по его сценарию «Воскрешая мертвецов» (1999) про врача скорой (Николас Кейдж), который начинает видеть призраков.

Николас Кейдж сыграет Графа Дракулу в фильме о приспешнике вампира

В начале нулевых вышла еще одна костюмная драма с Дэниелом Дэй-Льюисом — «Банды Нью-Йорка» (2002). Фильм был примечателен в нескольких отношениях: эпическим размахом и гигантским бюджетом (около $100 млн), сложностями на съемках и при монтаже (по слухам, режиссер поссорился с продюсером Харви Вайнштейном), а также тем, что у Скорсезе впервые сыграл Леонардо Ди Каприо. Он станет «новым Де Ниро» — снимется почти во всех фильмах режиссера в следующие десять лет. В «Авиаторе» (2004) сыграет летчика, инженера, режиссера Говарда Хьюза, в «Отступниках» (2006) — полицейского, внедрившегося в мафию, в «Острове проклятых» (2009) — судебного пристава, который расследует дело в психиатрической лечебнице.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка»

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка» Фото: Miramax Films

В 2013 году вышел их последний на данный момент совместный фильм — «Волк с Уолл-стрит», экранизация мемуаров биржевого брокера Джордана Белфорта, разбогатевшего на махинациях с ценными бумагами, а потом попавшего за них в тюрьму. Фильм заработал в прокате почти $400 млн (при бюджете в $100 млн) — это рекордный бокс-офис в карьере Скорсезе.

«Волк с Уолл-стрит» установил еще один рекорд — стал одним из фильмов, в которых больше всего в истории кино ругаются матом. Только герой Ди Каприо произносит слово fuck и производные от него более 500 раз.

В новом веке с больших экранов Скорсезе перешел на малые. В 2010 году состоялась премьера сериала «Подпольная империя» про бутлегеров, Скорсезе спродюсировал его и снял первый эпизод. В 2016 году вышел сериал «Винил» про лейбл звукозаписи в Нью-Йорке 1970-х. Среди создателей сериала — музыкант Мик Джаггер (его сын Джеймс сыграл одну из главных ролей), для которого Скорсезе также снял пилотную серию.

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит»

Кадр из фильма «Волк с Уолл-стрит» Фото: Sikelia Productions

Скорсезе продолжает экспериментировать, не оглядываясь на неудачи прошлого. В 2011 году выходит сказка «Хранитель времени», которая стала для Скорсезе первым опытом работы с 3D. Фильм получил пять «Оскаров» (отметили в том числе визуальные эффекты). А в 2016 году режиссер обратился к Востоку — снял тягучую драму «Молчание» (по одноименному роману Сюсаку Эндо) про христианских миссионеров в Японии XVII века. В 2019 году вышел «Ирландец», последний на данный момент игровой фильм Скорсезе, — растянувшаяся на три с лишним часа драма про то, как сделать карьеру в криминальном мире. Главные роли сыграли Роберт Де Ниро, Джо Пеши и Аль Пачино — актерам на момент съемок было за 70, и для сцен из прошлого их «омолаживали» на компьютере.

Роберт Де Ниро и Джо Пеши. Кадр из фильма «Ирландец»

Роберт Де Ниро и Джо Пеши. Кадр из фильма «Ирландец» Фото: Netflix

От «Вудстока» до Боба Дилана

Скорсезе известен прежде всего как режиссер фильмов про мафию, снятых по выдуманным, хотя и личным, даже отчасти автобиографическим, сюжетам. Но за полвека с лишним, что связывают его с кино, он выпустил несколько документальных картин. Большинство из них — про музыку и музыкантов. В 1970 году, в самом начале своей карьеры, Скорсезе в качестве монтажера работал над фильмом «Вудсток», трехчасовой хроникой знаменитого музыкального фестиваля. В 1978 году он снял «Последний вальс» про концерт рок-группы The Band. В 2003 году (вместе с Вимом Вендерсом, Клинтом Иствудом и другими) — сериал «Блюз», в 2005-м — фильм «Нет пути назад: Боб Дилан» про пять лет из жизни Дилана, с 1961 по 1966 год, когда он стал одним из главных музыкантов Америки. За этим фильмом последовали «The Rolling Stones: Да будет свет» (в 2008-м) и «Джордж Харрисон: Жизнь в материальном мире» (в 2011-м). А в 2019 году Скорсезе еще раз вернулся к творчеству Дилана — снял фильм «Rolling Thunder Revue: История Боба Дилана глазами Мартина Скорсезе» про концертный тур 1975–1976 годов.

Мартин Скорсезе. Кадр из документального фильма «Мое путешествие по Италии»

Мартин Скорсезе. Кадр из документального фильма «Мое путешествие по Италии» Фото: Cappa Production

От Де Ниро до Ди Каприо

Сотрудничество Скорсезе с Де Ниро — одно из самых известных в истории кино. Оно началось со «Злых улиц» в 1973 году, их последний совместный фильм, «Ирландец», вышел почти полвека спустя — в 2019-м. Другой постоянный актер Скорсезе — Леонардо Ди Каприо — снялся в пяти его фильмах. Кроме того, у него часто снимались Джо Пеши и Харви Кейтель.

Роберт Де Ниро повредил ногу на съемках нового фильма Скорсезе

Скорсезе постоянно работает не только с артистами. Сценарий «Таксиста» написал Пол Шредер — один из главных представителей Нового Голливуда после этого работал еще над тремя фильмами режиссера. Но самые долгие и плодотворные творческие отношения сложились не с ними, а с режиссером монтажа Тельмой Скунмейкер, талисманом Скорсезе. Она смонтировала его дебют «Кто стучится в дверь ко мне?» в 1967 году и впоследствии почти все его картины. Их сотрудничество принесло ей три премии «Оскар» — за «Бешеного быка», «Авиатора» и «Отступников».

Кейт Бэкинсейл и Леонардо Ди Каприо. Кадр из фильма «Авиатор»

Кейт Бэкинсейл и Леонардо Ди Каприо. Кадр из фильма «Авиатор» Фото: Miramax Films

Выход нового фильма Скорсезе «Убийцы цветочной луны» намечен на 2023 год. В индейской резервации, где происходит его действие, встретятся Де Ниро (это будет его десятый полный метр у Скорсезе) и Ди Каприо (их шестой совместный фильм). Монтажом, разумеется, займется Тельма Скунмейкер.

  • Kolker R. Cinema of loneliness. — Oxford: Oxford University Press, 1980.
  • Biskind P. Easy riders, raging bulls: how the sex-drugs-and-rock 'n' roll generation saved Hollywood. — New York: Simon & Schuster, 1998.
  • Ebert R. Scorsese by Ebert. — Chicago: University of Chicago Press, 2009.
  • Schickel R. Conversations with Scorsese. — New York: Knopf, 2011.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/2913-martin-skorseze.html
  • https://www.rbc.ru/life/news/6374e8409a79476128794734
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.