Светлана Андреевна Тома
Светлана Тома
Светлану Тома нельзя назвать актрисой одной роли, ведь на ее счету множество ярких образов. Но, едва услышав ее имя, зрители вспоминают темпераментную цыганку Раду из экранизации рассказов Максима Горького. С режиссером фильма Эмилем Лотяну знаменитость связывали не только рабочие, но и личные отношения.
Детство и юность
В мае 1947 года у пары родилась старшая дочь, ставшая впоследствии великой актрисой. Ранний период биографии девочки прошел в деревне — туда отца отправили после института. Он был зоотехником, а мама работала в местной библиотеке. Родители с детства приучали Светлану к работе. Она и шила, и вязала, и за огородом ухаживала.
Когда у будущей артистки родилась младшая сестра Фалина, она стала больше времени проводить в Кишиневе у тетушек по матери, которые обожали племянницу. После окончания школы Тома приехала к ним, чтобы поступать в местный юридический институт. Получить эту профессию ей посоветовала другая родственница, окончившая Сорбонну.
Но судьбу юной абитуриентки решил случай. Стоя на остановке, она привлекла внимание ассистента режиссера Эмиля Лотяну, предложившего ей попробовать силы в кино. В то время Светлана собирала открытки с фото актрис и даже представить не могла, что станет одной из них. Они казалась ей красавицами, она же считала себя обычной.
Поэтому в тот день Тома не обрадовалась предложению, решила, что перед ней жулик. Но режиссер так просто не сдался, сумел обаять сперва тетушек, а затем и родителей девушки, которые дали согласие на то, чтобы их несовершеннолетняя дочь снималась в его фильме.
После громкого успеха о юридической карьере не могло быть и речи. Светлана поступила на целевой курс ЛГИТМиКа, созданный на базе Кишиневской консерватории. В период учебы артистка продолжала сниматься, обогащая фильмографию интересными работами.
Начало карьеры
Первый фильм исполнительницы назывался «Красные поляны» — трогательная любовная история, развернувшаяся на фоне деревенских проблем. Светлане Андреевне досталась главная роль Иоанны. По воспоминаниям актрисы, от случайного знакомства с Эмилем Владимировичем до начала работы над лентой прошла всего неделя.
Съемки проходили в Карпатах, куда Тома отправилась в одной машине с режиссером. По дороге они едва не попали в аварию: навстречу резко выехал автобус с надписью «Дети». Только молниеносная реакция Лотяну позволила избежать серьезных травм. Но это стало для начинающей актрисы не единственным испытанием.
На площадке Эмиль Владимирович оказался на редкость требовательным. В одной из сцен исполнительнице нужно было взбежать на горку в тяжелых резиновых сапогах, но у нее никак не получалось сделать это с той легкостью, которой хотел от нее режиссер. Тогда Лотяну разозлился и распорядился привязать к ногам актрисы грузы, с которыми она проходила час. После этого Светлана не взбегала, а вспархивала вверх. Урок о том, что нужно приспосабливаться к игровому костюму, независимо от его удобства, Тома усвоила на всю жизнь.
Старания в итоге окупились сполна, фильм был тепло принят зрителями и критиками. На Всесоюзном кинофестивале молодая артистка удостоилась приза за лучший дебют, а сотрудничать с ней пожелали и другие именитые кинематографисты.
Когда Светлана училась на третьем курсе, ее пригласили на пробы для картины «Живой труп» по Льву Толстому. До этого на роль цыганки Маши пробовалось множество артисток, но, едва посмотрев фотопробы Тома, режиссер сразу определился с выбором. Партнером исполнительницы стал Алексей Баталов, который был ее кумиром.
Чтобы воплотить свой первый цыганский образ, Светлана Андреевна некоторое время жила в семье настоящих цыган, актеров театра «Ромэн». Это позволило больше узнать об особенностях их быта и поведения, перенять традиции и привычки. В кадре актриса смотрелась убедительно, но как только фильм увидел Лотяну, то пообещал, что в будущем она сыграет цыганку в его картине и поймет, каково это на самом деле.
«Табор уходит в небо»
Обещание Эмиль Владимирович все-таки исполнил, но, прежде чем приступить к работе над картиной «Табор уходит в небо», артистке, как и другим претенденткам на главную роль, пришлось пройти все этапы проб. Режиссер хотел убедиться, что она подойдет идеально, а когда окончательно понял это, яростно отстаивал кандидатуру Светланы Андреевны перед худсоветом и даже угрожал, что откажется от участия в фильме.
Важным моментом было то, чтобы члены табора, участвовавшего в создании драмы, приняли актрису за свою. Поэтому перед началом съемок Лотяну пошел на хитрость и представил ее им как настоящую цыганку. Исполнительница в полной мере задействовала актерское мастерство и была убедительна настолько, что жители окрестных деревень приходили к ней погадать.
Дабы придать образу цыганки больше достоверности, знаменитость пошла на жертвы. Она окрашивала волосы в смоляной цвет, гримеры ежедневно накручивали локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок от пышной копны почти ничего не осталось. Но это было не единственной сложностью.
Работа над проектом вновь велась в Карпатах, которые режиссер всегда считал местом силы. Снимали под открытым небом с утра до вечера, часто импровизировали. При этом от артистки требовалось не столько учить текст, сколько демонстрировать пластику, грациозность, темпераментность, свойственные ее Раде. Все трюки она выполняла сама.
Однажды Тома чуть не утонула во время съемок сцены в горной реке. Перед началом работы ассистенты тщательно измерили глубину, но все равно просчитались, актеров начало уносить течением. Дальше снимать было невозможно, поэтому в итоговую версию вошел единственный дубль.
Последовавшая далее по сюжету сцена с раздеванием не была прописана в сценарии, но исполнительница была согласна с режиссером, что она необходима. Кадры с полуобнаженной артисткой получились революционными для того времени, их даже хотели вырезать из ленты. Но Лотяну вновь сумел настоять на своем.
Фильм «Табор уходит в небо» в итоге стал культовым, права на показ приобрели в 120 странах мира. В рамках тура Светлана Андреевна успела побывать во многих европейских городах, ее с восторгом принимали во Франции, Италии, Германии.
Фильмы
После успеха «Табора…» режиссеры то и дело предлагали артистке играть иностранок. Но она не желала становиться заложницей одного образа, уверенно ломала стереотипы, пробуя себя в разных амплуа и жанрах. Только для своего любимого мастера Лотяну она сделала исключение, сыграв цыганку Тину в его фильме «Мой ласковый и нежный зверь».
Позднее Эмиль Владимирович пригласил исполнительницу на съемочную площадку «Анны Павловой», где главную роль сыграла его новая муза — Галина Беляева. Тома воплотила ее экранную мать, и, вопреки домыслам журналистов, между ними не было борьбы за внимание режиссера, дуэт получился гармоничным.
Позже Тома пробовала обрести счастье в личной жизни, выйдя замуж за драматурга Андрея Вишневского. Брак продлился только пять лет, закончился разводом. После этого артистка сосредоточилась на воспитании внучки Марии, которая, став взрослой, посвятила себя актерству и режиссуре.
Светлана Тома сейчас
Сейчас знаменитость появляется на экранах не так часто, как в молодости, но остается активной. В 2023 году Тома вернулась к привычным для себя ролям в 2-м сезоне мелодрамы «Струны» и в детективе «Шифр-4». Помимо этого, Светлана Андреевна приняла участие в съемках мини-сериала «Не дождетесь». Проект собрал как молодых, так и опытных лицедеев, в числе которых Владислав Кунеевский, Эммануил Виторган и другие.
Летом 2023 года Светлана Тома вместе с дочерью Ириной Лачиной появилась в программе НТВ «Секрет на миллион». Звезда ленты «Табор уходит в небо» призналась, что отношения с наследницей не всегда были теплыми, раньше часто случались ссоры. В какой-то период она даже считала, что дочь хочет от нее откреститься.
Лачина подтвердила это и добавила, что ей было непросто жить в тени знаменитой матери. Однако теперь между родственницами нет разногласий, заверили они ведущую проекта Леру Кудрявцеву.
Фильмография
- 1966 — «Красные поляны»
- 1968 — «Живой труп»
- 1976 — «Табор уходит в небо»
- 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
- 1979 — «Прерванная серенада»
- 1980 — «Благочестивая Марта»
- 1982 — «Падение Кондора»
- 1986 — «Дикий ветер»
- 1989 — «Сувенир для прокурора»
- 1991 — «Блуждающие звёзды»
- 2001 — «Воровка»
- 2016 — «Джинн»
- 2021 — «Струны»
- 2022 — «Шифр-3»
Интересные факты
- Настоящая фамилия артистки — Фомичева. Псевдоним Тома она позаимствовала у своей прабабушки-француженки и настаивала на ударении на последнем слоге, вопреки рекомендациям орфографических справочников.
- В фильме «Живой труп» актрису озвучила Людмила Гурченко, о чем Светлана Андреевна узнала уже на премьере. При всем уважении к звездной коллеге решением режиссера Тома осталась недовольна, поскольку считала, что голос Людмилы Марковны не соответствует образу юной и нежной Маши.
- Актриса всю жизнь весит около 50 кг при росте 165 см. Оставаться стройной и бодрой ей помогают занятия спортом, летом она катается на велосипеде, зимой — на лыжах. К тому же исполнительница много лет придерживается принципов вегетарианства, а в ее рационе преобладают натуральные продукты.
Светлана Андреевна Тома
Светлана Тома — заслуженная артистка России и Народная артистка Молдовы. Сыграла множество ролей, но ее звездный час наступил после выхода картины «Табор уходит в небо», которая была куплена для показа в 112 странах.
Светлана Тома сыграла в 56 картинах. Это были разноплановые роли, но когда звучит имя актрисы, то в памяти невольно всплывает образ молодой цыганки по имени Рада – гордой, пламенной и страстной.
Детство
Родилась Светлана Фомичева 24.03.1947 года в столице Молдавии Кишиневе в еврейско-русской семье. Папа Андрей Васильевич Фомичев, родом из Липецкой области, работал председателем в колхозе «Правда».
Мама Идес Сауловна Сухая участвовала в коммунистическом подпольном движении Бесарабии. Она и сестры Берта, Сара, Ада и Анна были активистками и хранили в своем доме запрещенную литературу. Андрей познакомился с Идес в 1946 году, когда был студентом Кишиневского сельскохозяйственного института. Его будущая супруга работала там же в должности секретаря.
Молодая семья поселилась в небольшой молдавской деревушке Надушита. Идес была настоящей горожанкой с венгерскими, молдавскими и французскими корнями. Родилась в Бухаресте. Она была элегантной, культурной и воспитанной женщиной с манерами и приличными знакомствами. Но, несмотря на это, она бросила город и уехала с любимым мужем в деревню. Летом была пыль и духота, осенью непролазная грязь, зимой метровые сугробы снега.
Именно в таком месте прошло детство маленькой Светы, которая с теплотой и любовью вспоминала о нем всю жизнь. Маме приходилось печь хлеб, держать домашнее хозяйство. Светлана помогала с полевыми работами, сажала, полола и убирала урожай. В школьные годы обзавелась подшефным хозяйством – теленком и жеребенком. Жизнь была радостной и беззаботной, с бесхитростными развлечениями в виде катания на коньках или игры в хоккей. В школе Светлана полюбила спорт и не пропускала ни одну спортивную секцию.
Тетушки
Школьные каникулы Светланы зачастую проходили в гостях у ее тетушек – сестер матери. У них все было по-другому. Девочке пытались привить правила хорошего тона – она должна правильно сидеть за столом, знать все вилки и ложки, которыми он был сервирован.
Светлана в обязательном порядке читала произведения русских классиков и вела личный дневник. Эта привычка сохранилась на всю жизнь – актриса до сих пор доверяет свои тайны дневнику.
Детей в семье больше не было, поэтому все внимание доставалось Светочке. Тетушки постоянно ставили ей в пример свою сестру, которая училась в Сорбонне и защитила докторскую диссертацию, получив ученую степень – доктор права. Поэтому Светлана также решила посвятить себя юриспруденции, но судьбе было угодно повернуть совсем в другую сторону.
Первая встреча с кино
В один погожий летний день Светлана должна была сдавать вступительный экзамен в юридический. Модно одетая девушка(благо одеждой снабжали из Бухареста) спокойно стояла на остановке, ожидая автобуса.
Неожиданно рядом с собой она увидела молодого человека в ослепительно белом костюме, который произнес: «Я нашел ее!». Это была первая встреча Светланы и Эмиля Лотяну – режиссера, который как раз искал исполнительницу для своего фильма. Он настойчиво просил у нее телефон, и предлагал пройти пробы. Девушка наотрез отказалась, но упрямый режиссер сумел получить разрешение родителей, и Светлана была утверждена на роль. Такой поворот событий был очень неожиданным для всей семьи. Поддержала дочку только мама.
Путь в кино
Так, волею судьбы, Светлана Тома в 1966 году начала сниматься в первом в своей жизни фильме – «Красные поляны». Немногим позже она бросит свой юридический и поступит на актерский факультет в ЛГИТМИК, параллельно продолжая сниматься у Лотяну.
Всесоюзная слава и награды международных фестивалей ждали актрису после выхода ленты «Табор уходит в небо», снятой тем же Лотяну. Фильм имел оглушительный успех. Светлана сыграла в нем цыганку Раду и эта роль во многом определила ее будущий репертуар, ее стали забрасывать однотипными ролями. В середине 70-х ее героинями стали восточные женщины.
Для картины «Табор уходит в небо» была написана потрясающая музыка и песни, это заслуга композитора Е.Доги. За основу сюжета были взяты произведения Максима Горького. Роль цыганки Рады с самого начала принадлежала Светлане, но ей все равно пришлось дважды участвовать в пробах.
Фильм снимался в Карпатах. Рабочий день актеров начинался с рассвета и длился до самой темноты. Режиссер очень своеобразно строил съемочный процесс, он считал, что актерам нельзя расслабляться ни на минуту, только так можно достичь нужных эмоций. Светлана Тома считала роль Рады своей самой сложной ролью.
В этом фильме впервые в Союзе зрители увидели обнаженную актрису. Это продолжалось всего несколько мгновений, сцена не была вульгарной и пошлой, но Светлана была первой из артисток СССР, которая решилась на съемки такой сцены. Съемки проходили в очень деликатной обстановке – на площадке остался только оператор и костюмер. Сцена была сложная, но доверие к режиссеру у Светланы было безграничным, поэтому все прошло гладко.
Эта роль потребовала от Светланы определенного самопожертвования. Ее волосы должны были быть смоляными, поэтому их приходилось часто подкрашивать и постоянно подкручивать. Когда закончились съемки, на волосы актрисы жалко было смотреть – их практически не осталось.
Этот фильм стал десятым в творческой биографии Светланы. До этого она снималась в ленте «Живой труп». Здесь ей тоже досталась роль цыганки Маши. Но с экрана ее героиня говорила голосом Людмилы Гурченко, которая озвучила ее роль.
В репертуаре Светланы нет ни одной советской женщины, ей доверяют исключительно экзотические образы. В 80-х годах актрису приглашают на съемки фильма «Благочестивая Марта», где она сыграла сестру главной героини, блестяще исполненной Маргаритой Тереховой. И снова ее героиня разговаривает не голосом Светланы.
Все последующие роли актрисы были не такими колоритными. В 80-х была снята многосерийная лента «Анна Павлова», рассказывающая о жизни знаменитой балерины. Светлана Тома играет мать Анны. В фильме «Дикий ветер» ей досталась роль пленной русской женщины.
90-е годы также были плодотворными, несмотря на полный застой в кинематографе, отсутствие финансирования и повальную безработицу других артистов. Роли были не главными, но важно то, что Светлана была востребована. В 1991 году на экраны вышел фильм «Блуждающие звезды», где в главной роли была задействована Ирина Лачина – единственная дочь Светланы.
Личная жизнь
Отношения Светланы Тома и режиссера Лотяну очень быстро перестали быть просто служебными. Света влюбилась в него и этот роман длился 10 лет. Вместе им было сложно, особенно на площадке, где строгий и даже грубый режиссер мог накричать и даже обидеть юную Свету. Ему было 29, ей 17, у него до этого были два брака, а она молоденькая неопытная девушка, до этого не знавшая любви. Жить с ним было очень тяжело, даже несмотря на мягкий покладистый характер Светланы. Эмиль имел большое влияние на актрису. Это он предложил Свете выступать под псевдонимом Тома(фамилия ее французской бабушки), потому что Фомичева звучало как-то обыденно. Это по его настоянию Светлана бросила юридический и стала учиться в институте искусств. У Лотяну был сильный, даже жесткий характер, с которым трудно было мириться. Несомненно, он сыграл очень важную роль в становлении Светланы как актрисы и личности.
Но несмотря на то, что у них со Светланой были отношения, Эмиль не пропускал ни одной юбки. Актриса долго мирилась с этим, прощала, но все повторялось сначала, и в отношениях молодых людей что-то разладилось окончательно. После получения диплома театрального института актриса разрывает отношения с Эмилем.
Светлана хотела семью, свадьбу с фатой и белым платьем. Неожиданно предложение руки и сердца последовало от ее однокурсника – Олега Лачина, на которого она раньше даже не обращала внимания. Олег был голубоглазым светловолосым красавцем, наполовину поляком. Их вместе распределили в Тирасполь, в один театр, где они встречались ежедневно во время спектаклей и репетиций. Но о том, что она станет женой Лачина, Светлана даже никогда не думала. Девушка приняла предложение, несмотря на протест родителей.
Им не суждено было прожить долгую семейную жизнь. Вскоре после свадьбы Олег был призван в армию. Служил он в здесь же, в Тирасполе и молодожены виделись на спектаклях, куда его отпускало начальство. В 1971 году у них родилась дочь Ирина, но когда ей было всего восемь месяцев Олег Лачин трагически погиб. Моторная лодка, которой он управлял, врезалась в катер. Смерть была мгновенной. Светлане часто снился муж, даже звал ее с собой. Испуганная женщина пошла в церковь и поставила свечу за его упокой – сновидения прекратились.
Светлане было очень трудно, нужно работать, а на руках маленькая дочка. Она все чаще оставляет ее на бабушку с дедушкой и продолжает сниматься. Как ни странно, но после смерти мужа, именно Лотяну помогал овдовевшей Светлане во всем. Подраставшая Иришка очень скучала по маме и испытывала постоянный недостаток ее внимания. Светлана Тома мучилась чувством вины перед своей дочкой, поэтому когда в 1991 году у Ирины родилась дочь Маша, то бабушка окружила ее заботой и вниманием.
Второй раз Светлана Тома вышла замуж за драматурга Андрея Вишневского. Они прожили вместе 5 лет и расстались. Главным мужчиной в своей жизни Светлана считает все-таки Эмиля Лотяну, без которого она не состоялась бы как актриса.
Дочь Светланы – Ирина Лачина популярная актриса, внучка Мария Будрина также пошла по стопам бабушки и мамы и стала актрисой. Она сыграла пока в 5 фильмах, один из которых «Экипаж», в котором задействована и ее мать.
В 2017 году Светлана Тома отпраздновала свой 70-летний юбилей. Актриса выглядит просто отлично, несмотря на достаточно почтенный возраст. Она продолжает заниматься гимнастикой, лыжами и велосипедными прогулками, активно снимается.
Избранная фильмография
- 1968 — Живой труп
- 1976 — Братушка
- 1976 — Табор уходит в небо
- 1978 — Мой ласковый и нежный зверь
- 1979 — Прерванная серенада
- 1981 — Тайна записной книжки
- 1984 — Капитан Фракасс
- 1986 — Дикий ветер
- 1989 — Сувенир для прокурора
- 1991 — Блуждающие звезды
- 1999 — Поклонник
- 2009 — Фонограмма страсти
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Светлана Тома
Светлана Тома — заслуженная советская, молдавская и российская актриса, известная по роли Рады в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», снятый по мотивам рассказов Максима Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». Является народной артисткой Республики Молдова, входит в число наиболее ярких и заметных творческих фигур в истории страны. По оценке ряда критиков, известность Светланы в значительной мере повлияла на формирование имиджа Молдовы.
Что нам известно о Светлане Тома
Полное имя:
Фомичёва Светлана Андреевна
Псевдоним:
Светлана Тома
Дата рождения:
Кто еще родился в этот день:
Знак зодиака:
Сейчас Светлане Тома:
Место рождения:
Молдавия, г. Кишинёв
Гражданство:
Семейное положение:
Дети:
Рост Светланы Тома:
Род деятельности:
Видео с участием Светланы Тома
Предлагаем вам посмотреть видео про Светлану Тома. Фактически перед вами плейлист, в котором вы можете выбрать и посмотреть любой из видеороликов про персону, просто нажав на кнопку в правом верхнем углу окна. Фомичёва Светлана Андреевна - очень важная персона. Очень рекомендуем ознакомиться с биографией этого человека и написать свое мнение в комментариях.
Детство и юность
Это обстоятельство впоследствии скажется на трудностях с определением национальной идентичности Светланы Тома уже в зрелом возрасте. Как много раз вспоминала сама актриса: «В советское время мы все жили в одной стране, и было не так важно, кто ты по национальности. Но стоило только большой стране прекратить своё существование, как вопрос об этом приобрёл совершенно другое значение. Я же больше склонна не думать о национальности, сколько заниматься делом».
Будучи старшим ребёнком в семье, Светлана помогала маме в воспитании сестрёнки — Фалины. В это же время родители будущей выдающейся актрисы приучали к её домашнему труду. Так, Светлана осваивала основы рукоделия, брала на себя обязательства по уходу за домом, выполняла дела по хозяйству, ухаживала за огородом, занималась вязанием и шитьём. В будущем эти навыки помогут Тома серьёзно относиться к любой работе, что ещё не раз скажется на её успехах.
Тем временем семья переехала в Кишинёв, где девочка поступила в местную общеобразовательную школу. Как отмечали педагоги, особый интерес Светлана проявляла к гуманитарным наукам, интересовалась историей, достигала определённых успехов в изобразительном искусстве, демонстрировала незаурядный подход в освоении других предметов. В целом Светлана училась в школе очень хорошо, чем заслужила уважение одноклассников и учителей.
После окончания учёбы перед Светланой возникла необходимость определиться с будущей профессией. Ещё не думая стать актрисой, она планировала пойти в юридический институт, однако этим намерениям не суждено было осуществиться. Так, уже подав документы для поступления, стоя на остановке общественного транспорта, она познакомилась с режиссёром Эмилем Лотяну, который впоследствии сыграл ключевую, если не определяющую роль в её жизни.
Подающий большие надежды режиссёр искал «фактурную» актрису на роль в фильме «Красная поляна». Оценив интересую внешность девушки, он предложил Светлане принять участие в пробах. Первая попытка найти общий язык закончилась провалом — по вполне естественным причинам будущая актриса отвергла это предложение, посчитав, что с ней разговаривает мошенник с далеко не самыми порядочными намерениями. Но Лотяну оказался целеустремлённым человеком.
Так, режиссёр принял решение познакомиться с её родственниками и родителями, для того, чтобы доказать свою порядочность и твёрдость намерений. Он рассказал родным Светланы о перспективах, которые сулит ей участие в фильме, показал себя с наилучшей стороны, после чего уже сами родственники Светланы уговорили её принять положительное решение. Светлана, доверяя своим родителям, в итоге приняла приглашение и отправилась с Эмилем Лотяну на съёмочную студию.
Как отмечала сама актриса, возможная учёба в юридическом институте никогда ранее её не привлекала. Она мечтала стать звездой, коллекционировала открытки с актёрами и актрисами того времени, нередко фантазировала и представляла себя на сцене. В глубине души она грезила творческой карьерой, однако до знакомства с режиссёром не видела для себя предпосылок к осуществлению этих планов, поэтому в своё время думала, что всё это так и останется в её мечтах.
Как бы то ни было, пробы на роль в фильме оказались очень успешными. Эмиль Лотяну в различных интервью нередко говорил, что ещё на автобусной остановке распознал в ней выдающийся талант, который позволил бы ей буквально вжиться в роль и тем самым влюбить в себя зрителя. Светлана отзывалась о режиссёре как о большом профессионале, человеке, способном раскрывать потенциал других людей — о тех его качествах, которые присущи настоящему режиссёру.
Cветлана Тома в молодости
Начало творческого пути
Постепенно мечты Светланы начали претворяться в жизнь. По настоянию режиссёра, она приняла решение развиваться в актёрском деле и поступила на целевой курс ЛГИТМиКа при Кишеневской консерватории, где стала осваивать основы своей будущей профессии. Как и в школе, учёба давалась ей легко, успехи в образовательной деятельности не заставили себя долго ждать. Начинающая актриса стала получать новые роли. В качестве псевдонима она взяла фамилию прабабушки-француженки, в титрах указывалась как Светлана Тома.
Продолжалось и сотрудничество с Эмилем Лотяну, который не только поддерживал актрису в её начинаниях, но и стал для неё строгим и требовательным учителем. Чтобы быстрее вжиться в роль, он заставлял Тома часами носить неудобный костюм, на время забыть, кем она является в жизни, полностью посвящая себя творческому процессу. Несмотря на все трудности, Светлана с пониманием относилась к этим требованиям, стараясь оправдать надежды своего руководителя.
К примеру, ещё при работе над фильмом «Красная поляна», режиссёр потребовал от актрисы проявить значительную физическую силу. Героине Тома нужно было резко взбежать на холм в костюме, но у неё не получалось этого сделать так, как того требовал режиссёр. Вспоминая события того времени, Светлана Андреевна рассказывала, как Лотяну сильно злился по этому поводу и заставил её надеть тяжёлые гири к ногам и так ходить по площадке несколько часов.
После этого упражнения уже без гирь Светлана Тома буквально вспорхнула на холм и позволила тем самым снять сцену с первого дубля. Опять же именно этот момент в фильме крайне запомнился зрителю, который отметил за актрисой максимальное сходство с персонажем картины. В целом работу Светланы Тома на съёмочной площадке можно охарактеризовать как преодоление трудностей, ведущее к достижению прекрасных результатов.
Светлана Тома и Эмиль Лотяну
Расцвет актёрской карьеры
Наиболее значимым этапом её карьеры можно считать исполнение главной роли в фильме «Табор уходит в небо», где Светлана Тома выступила в качестве цыганки Рады. Съёмки фильма проходили на Карпатах, актёры проводили на съёмочной площадке не менее 12 часов в день. Казалось, что требования режиссёра Лотяну стали ещё более строгими и жёсткими. Однако это того однозначно стоило. После выхода фильма в широкий прокат успех картины стал ошеломительным.
В это время Светлана Тома получила всесоюзную известность, а сам фильм удостоился множества престижных наград. Права на его показ купили порядка 112 стран, а Рада, роль которой исполняла актриса, стала образом своенравной, страстной и безмерно чувственной цыганки, надолго закрепившись в массовой культуре. С тех пор актрису стали значительно чаще приглашать для работы в других фильмах. В её фильмографии есть ещё с десяток главных ролей.
Во время съёмок в криминальном фильме «Кто стучится в дверь ко мне…» Николая Скуйбина Светлана Тома поработала с Василием Ливановым, а в ходе подготовки «Капитана Фракасса» Владимира Савельева (по сценарию Юрия Визбора) — с Олегом Меньшиковым. Одной из её последних главных ролей стала Сычиха в мелодраме «Бедная Настя» с Еленой Кориковой, Даниилом Страховым, Екатериной Климовой, Антоном Макарским, Виктором Вержбицким, Ниной Усатовой и пр.
Фильмография Светланы Тома
- 2021 - . Струны Роль: Инесса Павловна
- 2014 9 дней и одно утро Роль: тетя Лена, воспитательница в детском доме
- 2009 Фонограмма страсти Роль: мама Виты
- 2003 - 2004 Бедная Настя Роль: ведьма Сычиха
- 1999 Поклонник Роль: «Англичанка»
- 1989 Сувенир для прокурора Роль: Софья Анатольевна Самсонова
- 1984 Капитан Фракасс Роль: Серафина
- 1980 Благочестивая Марта Роль: Донья Лусия, младшая сестра доньи Марты
- 1978 Мой ласковый и нежный зверь Роль: цыганка Тина
- 1976 Табор уходит в небо Роль: Рада
Личная жизнь и семья Светланы Тома
Несмотря на то, что Светлане Андреевне пророчили крепкие брачные отношения с режиссёром, сыгравшем ключевую роль в её жизни, их партнёрство так и не переросло в брак. Как отмечала сама актриса, она всегда любила Эмиля Лотяну. Светлана Тома при этом едва ли могла с ним жить, ведь на протяжении всего периода их знакомства отношения партнёров были очень напряжёнными. Так или иначе, она чрезвычайно благодарна ему за то, что они встретились в жизни.
Что касается семьи, Светлана Тома была замужем дважды. В первый раз она вступила в отношения с Олегом Лачиным, от которого родила дочь Ирину. К сожалению, этот брак распался в силу несчастного случая — супруг актрисы трагически погиб. Вторые отношения Тома с драматургом Андреем Вишневским спустя пять лет закончились разводом. В настоящее время актриса чуть реже снимается в кино, больше времени уделяя своим внукам.
Светлана Тома и муж Олег Лачин
Светлана Тома с дочерью
Награды и звания Светланы Тома
- 2018 Орден «Дружбы» За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Указ Президента Российской Федерации от 03.05.2018 года №182
- 2008 Почётное звание «Народный артист Молдавии» За долгую и плодотворную творческую деятельность, существенный вклад в продвижение культурных ценностей и высокое художественное мастерство Декрет Президента Республики Молдова от 26.11.2008 года №1961
- 2001 Почётное звание «Заслуженный артист Российской Федерации» За заслуги в области искусства Указ Президента Российской Федерации от 15.05.2001 года №541
- 1995 Медаль «За гражданские заслуги» За значительный вклад в развитие национального киноискусства, создание ярких художественных и хроникально-документальных фильмов, высокий профессионализм Указ Президента Республики Молдова от 14.11.1995 года №389
- 1979 Почётное звание «Народный артист Молдавской ССР»
- Актеры и актрисы сериала "Бедная Настя"
- Актеры и актрисы сериала “Струны”
- Актеры и актрисы фильма “Благочестивая Марта”
- Актеры и актрисы фильма “Мой ласковый и нежный зверь”
- Актеры и актрисы фильма “Табор уходит в небо”
- Молдавские актрисы
- Советские актрисы
- Кто родился в Мае
- Кто родился 24 Мая
- Кто родился в 1947 году
- Кто родился весной
- Кто родился в Мае 1947 года
Биография Светланы Тома
Светлана Андреевна Тома – актриса кино и театра. Первую награду получила за роль в фильме «Красные поляны» за лучший дебют. У актрисы два звания: Заслуженная артистка Молдавской ССР и Российской Федерации. В 2008 Светлана Тома получила звание Народной артистки Республики Молдовы. Достижения актрисы были отмечены Россией Орденом Дружбы.
Творческая биография Светланы Тома привлекает тем, что в фильмографии актрисы насчитывается более 60 работ. В настоящее время актриса играет в театре и проводит концертные вечера. Ее с удовольствием приглашают на телевидение.
Детство и семья
Родители актрисы познакомились в Кишиневе, несколько лет спустя переехали в Бельцы, где отстающий колхоз, благодаря стараниям отца актрисы Андрея Васильевича Фомичева, превратился в миллионник. По образованию он был зоотехником родом из Воронежской области.
Мама Ида Сауловна, молдаванка по национальности, родилась в интеллигентной аристократичной семье. Любовь вспыхнула между молодыми людьми такая, которую они пронесли через всю жизнь и передали своим детям – двум дочерям.
Семейное фото Светланы Тома
Светлана появилась в мае 1947 года в семье любящих супругов в Кишиневе. В столице Молдавии они прожили недолго. Отца девочки партия отправила поднимать отстающий колхоз. Андрей Иванович Фомичев стал руководителем захудалого хозяйства неподалеку от города Бельцы.
После переезда семьи в деревню детство Светланы разделилось на «деревенское» и «городское». Половину времени ребенок проводил с родителями в деревенском доме, где принимал участие во всех домашних хлопотах, вторую половину – в Кишиневе с мамиными сестрами в городской квартире с удобствами.
Вспоминая детство, Светлана Андреевна отдает предпочтение пребыванию в деревне. Там было убежище в саду: на огромном раскидистом дереве можно было после забот предаваться чтению или мечтам. Благодаря жизни в колхозе Светлана научилась всему, что положено уметь сельской девочке: косить, ухаживать за домашними животными и растениями, доить.
Под ее ответственность были определены теленок и жеребенок. За ними Света ухаживала, пока те не превратились во взрослых корову и лошадь. В школу девочка пошла в 6 лет. Это была обычная деревенская школа. В одной комнате одновременно занимались четыре класса: один ряд – один класс. Жизнь в Кишиневе была иной.
Детское фото Светланы Тома
Она постигала правила этикета. Светлану усаживали за стол с книжками подмышками и на голове, пытаясь привить ребенку достойные манеры. Она должна была разбираться в столовых приборах, знать, какой к чему подается. Тетушки боялись «испортить» девушку комплиментами, никогда не говорили, что Света красива.
Кино и первый успех
После окончания школы Светлана приехала в Кишинев к тетушкам. Девушка планировала поступить на юридический факультет. Выбор на эту профессию пал благодаря одной из тетушек – доктору юридического права, выпускнице Сорбонны. Она мастерски рассказывала истории из практики. Светлане хотелось испытать собственные силы в юриспруденции.
Судьба распорядилась по-своему. Незадолго до подачи документов в вуз, Света стояла на троллейбусной остановке, когда к ней подошли двое. Они хвалили ее внешность и предлагали сняться в кино. Первая мысль девушки была: «Мошенники». Такой вывод жительница деревни сделала со слов дядюшки.
Он требовал от племянницы быть начеку, мол, в городе много проходимцев. Но телефон тетушек все-таки оставила. На следующий день в их квартиру набилась делегация из пяти человек от киностудии во главе с режиссером Эмилем Лотяну. Разговор закончился тем, что делегатов отправили к родителям Светы.
Препятствие не остановило молодого амбициозного режиссера, на следующий день посетившего Бельцы. Мама согласилась отпустить дочь быстро, а вот отец потребовал от Лотяну расписку, которую тот написал под диктовку сурового родителя. Расписка свидетельствовала, что Светлана вернется после съемок в целости и сохранности.
Съемки проходили в Карпатах. Домашнему ребенку методы работы режиссера казались издевательством. Например, когда она пожаловалась на тяжелые неподъемные сапоги, в которых было трудно передвигаться, Лотяну потребовал принести гири.
Воля режиссера исполнялась мгновенно. Принесенные гири были привязаны к ногам актрисы, пришлось ходить с ними и плакать несколько часов. Зато сцена, где героиня стремглав бежит в сапогах по высокой траве, была сыграна идеально. После утяжелителей Светлане показалось, что она не бежит, а летит.
Кадр из фильма «Табор уходит в небо»
Жесткость руководителя на съемочной площадке стала причиной побегов 19-тилетней актрисы домой в Бельцы. Родители выслушивали жалобы дочери. Эмиль Лотяну приезжал за беглянкой, она беспрекословно возвращалась на работу.
Еще одной причиной серьезного разговора Эмиля Владимировича с Андреем Васильевичем стала смена фамилии Светланы. По паспорту актриса по сей день Фомичева. Режиссер пытался убедить Андрея Васильевича в том, что его дочь должна взять фамилию Тома – прабабушки-француженки по материнской линии, иначе популярности не видать. Убедить председателя колхоза удалось не сразу.
Первый опыт работы в кинематографе принес Светлане Андреевне признание в виде приза «За лучший дебют», врученный в 1966 году Марленом Куциевым. Он стал путевкой в жизнь. Света подала документы не в юридический вуз, как планировала, а в ЛГТМиК – получить актерское образование.
Мировую известность актрисе принесла совместная работа с Лотяну спустя 10 лет после фильма «Красные поляны». Выход на экраны картины «Табор уходит в небо» стал звездным часом Светланы Тома. Право на демонстрацию выкупили 112 стран.
Этот рекорд не побила ни одна работа советских кинематографистов. Сценарий написал режиссер лично, но «добро» сверху на главную роль Светлане Тома дано не было. Эмиль Владимирович отстаивал участие любимой актрисы в «Таборе» до конца, отсняв несколько проб. Это была их пятая совместная работа.
Фильм снимался в Карпатах и знаменит тем, что содержит много импровизированных моментов. По словам Светланы Андреевны, такой подход дает кинематографическому произведению искусства особую энергетику.
Зритель воспринял Светлану за настоящую цыганку – сильную свободную женщину. «Табор уходит в небо» на премьерном показе увидели 65 млн человек. В фильме присутствовала первая эротическая сцена, Светлана Тома считается советской актрисой, которая впервые разделась перед камерой.
Коллектив кинематографистов, создавших «Табор», выезжал на фестиваль в Испанию – в Сан-Себастьян на две недели, для представления работы на международном конкурсе. В Сан-Себастьяне работу оценили высшей наградой – «Золотой Раковиной». После выхода картины на экраны кинотеатров актриса три года ездила по стране.
Тома и Лотяну
Личная жизнь
Первые чувства у Светланы Андреевны вспыхнули во время съемок «Красных полян» к Эмилю Лотяну. Девичья влюбленность переросла в страсть, позже в уважение и отношения близких людей. Гражданский брак режиссера и актрисы продлился 10 лет, после чего Лотяну нашел новую музу.
Очень требовательный и жесткий на съемочной площадке, режиссер оставлял рабочие отношения за порогом. Дома он становился для Светланы «папой, мамой, няней, братом», но жизнь с творческим человеком подобного уровня – испытание. Лотяну был «вне быта», несмотря на то что прекрасно готовил и любил принимать гостей. По словам Светланы Тома, в лексиконе возлюбленного не было фразы «я тебя люблю».
Близкие отношения между режиссером и актрисой случились в последний съемочный день. Лотяну вернул родителям дочь в целости и сохранности, поселившись у девушки в сердце навсегда.
Когда в жизни Эмиля появилась другая женщина, Светлана неожиданно для себя согласилась на предложение руки и сердца актера-однокурсника Олега Лачина. Это был светловолосый красавец с голубыми глазами. Сыграв свадьбу, молодожены уехали в Тирасполь.
Из-за работы Светлана отсутствовала в городе, когда ее мужа постигла беда. Он погиб на Днестре, попав под быстроходный катер на лодке. Брак продлился около полутора лет. У супругов родилась дочь Ирина. Когда отец погиб, ребенку исполнилось 8 месяцев. После смерти Олега Лачина заботу о Светлане взял на себя Эмиль Владимирович.
Свадебное фото Светланы Тома
Из-за работы актриса не могла находиться с дочкой постоянно и отправила ее в деревню к родителям. Ирина Лачина в интервью упоминает, что отца ей заменил дедушка, что она не чувствовала нехватки душевного тепла, настолько ей было хорошо в доме маминых родителей.
В следующий раз Светлана Тома вступила в брак после пятидесяти. Ее мужем стал драматург Андрей Вишневский на 15 лет младше актрисы. Супруги прожили вместе 10 лет. Инициатором расставания стала Светлана – почувствовала, что отношения себя изжили.
По сей день актриса верна памяти Эмиля Лотяну. Он стал эталоном мужчины, по которому Светлана Андреевна мерила представителей сильной половины человечества. До сих пор она отмечает дни рождения и годовщины смерти некогда близкого мужчины.
Актриса понимала, что таланту нужна каждый раз новая муза и «самоустранялась», когда видела потребность режиссера в новой влюбленности. Своего кумира она называла по имени-отчеству и на «Вы», не иначе, даже во время совместного проживания в гражданском браке.
Светлана с Андреем Вишневским
Интересные факты
- Впервые на мамино представление в театр Ирина Лачина пришла в трехлетнем возрасте. В сцене, где злой дядька бегает за маминой героиней с топором, девочка вскочила с места и бросилась на сцену ее спасать. Ребенка остановили бабушка и билетерши. В следующий раз после инцидента Ирина попала на театральное представление в семь лет.
- Эротическую сцену в фильме «Табор уходит в небо» снимали на реке, когда стояла осень, было холодно, температура воды – около восьми градусов. Чтобы актеры не простудились, Эмиль Лотяну велел раздобыть гусиного жира и натереться им. Остальные участники съемки стояли в теплых куртках.
- С регистрации брака с Андреем Вишневским Светлана Владимировна первый раз сбежала из загса, объяснив побег тем, что не готова к такому серьезному шагу.
- Волосы цыганки Рады должны были быть черными как смоль, поэтому Светланины каштановые подкрашивали регулярно краской советского производства «Гамма». После съемок на голове актрисы красовались жалкие остатки некогда роскошных волос. Когда на фестивале в Сан-Себастьяне к ней подошел владелец сети парикмахерских, то предложил услуги по восстановлению красоты. «С таким лицом волосы должны выглядеть иначе», – объяснил хозяин салонов. Светлана в течение двух недель, пока длился киноконкурс, лечила волосы. По окончании курса ее было не узнать: модная прическа на блестящих здоровых волосах выглядела потрясающе.
Часто задаваемые вопросы
Чаще всего актрисе задают вопросы о внешности, каким образом Светлане удается оставаться привлекательной в столь почтенном возрасте. Она отвечает, что нельзя предаваться негативным чувствам, особенно агрессии, и правильно питаться. Под правильным питанием актриса понимает вегетарианство. В ее рационе мясо отсутствует на протяжении 30-ти лет.
Большое внимание звезда советского кино уделяет спорту и каждый день выполняет комплекс физических упражнений, чтобы быть в форме. Ей это удается: она влезает в наряды, которые одевала в 17-тилетнем возрасте.
Актриса – хорошая мама и бабушка, и в связи с этими фактами Светлану Андреевну расспрашивают о воспитания детей. Она приверженец японской системы, которая подразумевает полную свободу детей до 7 лет.
Ирина Лачина - дочь актрисы
Звезду спрашивают о впечатлении от общения с филиппинскими хилерами. Женщина присутствовала на операции, когда приезжала в страну с делегацией кинематографистов на премьеру очередной работы. Опыт взаимодействия с хилерами актрисы был плачевным. После визита к филиппинским магам она обессилела и неожиданно теряла сознание. Пришлось восстанавливать силы у целительницы Джуны.
У Светланы Андреевны есть страничка в ВК и на Фейсбуке, но там можно увидеть лишь фотографии актрисы. Она эксплуатирует аккаунты как любой рядовой пользователь.
Светлана Тома сегодня
В настоящее время звезда востребована на театральных подмостках и в кино. Актриса – частый гость на телевидении. Ведущие телепередач признают, что она приятный в общении человек и умный, тонкий собеседник.
Источники:
- https://24smi.org/celebrity/6269-svetlana-toma.html
- https://biographe.ru/znamenitosti/svetlana-toma/
- https://great-peoples.ru/fomichyova-svetlana-andreevna
- https://stories-of-success.ru/iskusstvo/svetlany-toma