Биография Орсона Уэллса

Орсон Уэллс

Биография американского режиссера и актера Орсона Уэллса окутана легендами. Колдуны вуду, игравшие в его театральной постановке «Макбет», наложили проклятие на критика, нелестно отозвавшегося о спектакле, и несчастный скоропостижно скончался. Радиошоу, поставленное Орсоном по книге однофамильца Герберта Уэллса «Война миров», было таким реалистичным, что вызвало у американцев массовую панику.

Детство и юность

Режиссер родился в мае 1915 года в висконсинском городке Кеноша. Родители мальчика были творческими людьми: мама — пианисткой, а папа — механиком-самоучкой, изобретателем велосипедного фонаря. Уэллс рано осиротел: мать умерла, когда Орсону исполнилось 9 лет, а спившийся отец — когда сыну было 15.

В молодости кинематографист попробовал себя в разных амплуа, в том числе иллюстрировал книги Шекспира и сражался с быками в качестве матадора на аренах Испании.

На театральные подмостки Орсон впервые вышел в 16 лет в «Театре у Ворот» в Дублине, заявив режиссеру, что является голливудской звездой. Наглость Уэллса так потрясла театрального босса, что он дал юноше шанс и восхитился его игрой. В 19 лет Орсон получил работу на американском радио и снял первую короткометражку «Сердце ветра».

Личная жизнь

Личная жизнь режиссера, всю жизнь страдавшего от курносости, а в старости и от ожирения (при росте 187 см вес Орсона уже в 38 лет составлял 120 кг), была бурной. Кинематографист трижды заключал законный брак: впервые в 19 лет с чикагской актрисой и светской львицей Вирджинией Николсон, второй раз со звездой Ритой Хейворт, в третий раз женился на наследнице итальянских аристократов — артистке Паоле Мори.

Embed from Getty Images Орсон Уэллс и Рита Хейворт

Каждый из официальных союзов длился примерно по 5 лет и заканчивался из-за неверности Орсона. С Паолой он юридически не развелся, но прекратил фактические отношения.

В Риту Хейворт Уэллс влюбился, когда впервые увидел актрису на экране. Чтобы завоевать красотку, режиссер каждую ночь сидел на ее крыльце. Ради Орсона женщина бросила мужа, но ни это, ни страстная любовь Риты, ни появление дочери Ребекки не удержало мужчину от очередного загула. Всего у режиссера было трое детей — Кристофер, Ребекка и Беатрис, по одному от каждой из жен.

Кроме того, Орсон имел продолжительные романы с мексиканской актрисой Долорес дель Рио и артисткой хорватско-венгерского происхождения Ойей Кодар. Среди женщин, которым Уэллс успел вскружить головы, — Марлен Дитрих и Франсуаза Саган.

Фильмы

Картину Орсона «Гражданин Кейн» критики на протяжении десятилетий называли лучшим фильмом всех времен и народов. В 90-х годах 20-го века ленту Уэллса в рейтингах потеснила лента Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка».

Парадокс заключается в том, что дарабонтовский шедевр поставлен по повести Стивена Кинга, в названии которой «Рита Хейворт и спасение из Шоушенка» фигурируют имя и фамилия второй супруги Орсона. Плакат с фото звезды висел в камере главного героя и прикрывал выдолбленный им лаз.

«Гражданин Кейн» рассказывает о расследовании журналистом предсмертных слов медиамагната. Смысл фразы раскрывается зрителям в последних кадрах, а для самодеятельного сыщика так и остается тайной. Зато журналист восстанавливает пробелы в биографии магната и его моральную деградацию. Сам Уэллс считал своей лучшей картиной не «Гражданина Кейна», а «Процесс», поставленный по произведению Франца Кафки.

Повторяющийся мотив в лентах Орсона — фальсификация. Кроме фильма «Ф как фальшивка», тема подлога фигурирует в картине «Мистер Аркадин», в которой богач нанимает молодого контрабандиста якобы для восстановления забытого прошлого, а на самом деле для исчезновения былого. Также режиссер любил экранизировать произведения Шекспира, половину которых знал наизусть.

Провалившийся в прокате фильм Уэллса «Леди из Шанхая» впоследствии был признан шедевром и единственной в истории кино комедией в жанре нуара. Сценой перестрелки в комнате смеха восхищались критики и режиссеры следующих поколений, в частности Ларс фон Триер, а Вуди Аллен использовал ее как цитату в ленте «Убийство в Манхэттене». Главные роли в картине исполнили сам Орсон и его вторая жена Рита Хейворт.

Смерть

Орсон скончался 10 октября 1985 года, в один день с другой легендой американского кино — актером Юлом Бриннером. Причиной смерти стал сердечный приступ. За 2 часа до кончины режиссер дал интервью телевизионному ток-шоу Мерва Гриффина, в котором назвал Риту Хейворт одной из самых добрых женщин в мире.

Удивительно, но фильмография Уэллса пополнилась через 33 года после его кончины. 31 августа 2018 года на Венецианском кинофестивале состоялась премьера фильма «Другая сторона ветра», съемки которого режиссер начал в 1980 году. Музыка к картине стала последней значимой работой композитора Мишеля Леграна, сотрудничавшего с Уэллсом при создании ленты «Ф как фальшивка».

Фильмография

  • 1938 - «Слишком много Джонсона»
  • 1941 - «Гражданин Кейн»
  • 1942 - «Великолепные Эмберсоны»
  • 1946 - «Чужестранец»
  • 1947 - «Леди из Шанхая»
  • 1948 - «Макбет»
  • 1952 - «Отелло»
  • 1955 - «Мистер Аркадин»
  • 1958 - «Печать зла»
  • 1962 - «Процесс»
  • 1965 - «Полуночные колокола (Фальстаф)»
  • 1975 - «Ф как фальшивка»
  • 2018 - «Другая сторона ветра»

Биография Орсона Уэллса

Орсон Уэллс - американский режиссер, сценарист, актер. Фильмы «Гражданин Кейн» (1941), «Леди из Шанхая» (1948), «Макбет» (1948), «Отелло» (1952), «Мистер Аркадин» (1955), «Процесс» (1962), «Полуночные колокола» («Фальстаф») (1966), «Ф как фальшивка» (1975) и др.

Джордж Орсон Уэллс родился 6 мая 1915 года в маленьком городке Кеноша, вблизи Чикаго. Его отец, Ричард Хед, — изобретатель-самоучка. Мать, Беатриса Айвз, — известная пианистка.

Орсон был разносторонне одаренным ребенком. С десяти лет он участвовал в школьных спектаклях, рисовал декорации и руководил репетициями, брал уроки «серьезной» живописи. Юный Уэллс был также музыкантом, фокусником, знал наизусть всего Шекспира.

В 1931 году Орсон поехал в Ирландию на этюды. Истратив почти все деньги на покупку осла и повозки, незадачливый художник остался практически без средств к существованию. Несколько дней он провел, ночуя под повозкой. Когда ночи стали холодными, Уэллс приехал в Дублин и на последние деньги купил билет на спектакль театра «Гейт». К счастью, среди статистов оказался знакомый студент. Он представил Орсона директору театра, и молодой человек получил первую роль. Здесь выяснилось, что у Уоллса незаурядный актерский талант.

После гастролей по Ирландии Уэллс отправился в Испанию. В Севилье он пишет детективы, «два дня в неделю, за триста долларов». Его в равной мере привлекали бои быков (Орсон выступал в роли тореадора под псевдонимом Американец) и писатель Сервантес.

Вернувшись в Америку, Уэллс благодаря протекции писателя Торнтона Уайльдера устроился актером в передвижную театральную труппу, а 14 апреля 1936 года в гарлемском театре «Лафайет» состоялась скандальная премьера спектакля «Макбет» в его постановке. Действие трагедии было перенесено на Гаити. Все роли исполняли чернокожие актеры, а место ведьм заняли жрецы культа Вуду, чей барабанный бой, если верить утверждению самого Уэллса, привел к смерти критика Перси Хэммонда, посмевшего написать разгромную статью на спектакль. «Макбет», вызвавший возмущение у расистски настроенной аудитории, пользовался огромным успехом.

В 1937 году Уэллс вместе с Джоном Хаузменом организует на Бродвее театр «Меркюри». Первый же спектакль «Юлий Цезарь» (персонажи ходили по сцене в военной форме, намекая на режим «потомка цезарей» Бенито Муссолини) вызвал бурю негодования и упреки в чрезмерной смелости обращения с классикой. Сам Уэллс играл роль Брута — интеллигента-либерала в потрепанном пальто.

В октябре 1938 года театр «Меркюри» был приглашен для постановки радиокомпозиции по роману Герберта Уэллса «Война миров». Чтобы оживить спектакль, Уэллс переносит действие в США в текст были вставлены имена реально существующих людей — полисменов, начальников станций, губернатора штата и т.д.

30 октября, в канун «Дня всех святых», Уэллс сообщил слушателям о том, что марсиане приземлились в штате Нью-Джерси и начали захват территорий. Специальный корреспондент Джек Вексли имитировал репортаж с места событий, а один из актеров голосом Франклина Рузвельта призвал американцев оставаться сплоченными и не впадать в панику. Розыгрыш удался на славу тысячи и тысячи людей бросились на улицу. Все дороги были забиты автомобилями, в которых сидели перепуганные янки, обмотавшие головы мокрыми полотенцами, чтобы уберечь себя от нервно-паралитических газов. Власти приказали всем радиостанциям каждые десять минут объявлять, что это только радиоспектакль. На следующее утро газеты пестрели заголовками «Орсон Уэллс посеял панику», «Марсианская атака в радиопостановке повергла тысячи в ужас», «Радиослушатели в панике — они спасаются от марсиан». Молодой театральный деятель сразу сделался знаменитостью.

Рита Хейворт в роли Эльзы в фильме «Леди из Шанхая»

В 1939 году совместно с Роджером Хиллом Уэллс издает сборник пьес Шекспира, поставленных театром «Меркюри», сопроводив их собственными рисунками. В том же году он выпускает спектакль «Пять королей» — монтаж четырех исторических пьес Шекспира («Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VI» и «Ричард III»), причем сам играет роль Фальстафа. Позже, в начале 1950-х годов, в разгар дискуссий по поводу экранных и сценических воплощений шекспировских трагедий, Уэллс с вызовом писал, что если бы ему надо было показать Гамлета вертящимся на трапеции или плавающим в аквариуме, то он, ни минуты не сомневаясь, так бы и поступил.

Молодым режиссером заинтересовался Голливуд. Уэллс требовал контракта, обеспечивающего ему творческую свободу. После долгих переговоров такой контракт был подписан. На студии «РКО» 24-летний Уэллс получил уникальную возможность быть одновременно и автором, и актером, и режиссером. Правда, вскоре выяснилось, что темы, интересовавшие Уэллса, «не годились», его сценарии не нравились, знаменитости отказывались у него сниматься, а руководство студии не решалось финансировать картину без кинозвезд.

В течение одиннадцати месяцев шли споры. Впрочем, Уэллс не терял времени и напряженно изучал кинотехнику и киноискусство. С особым вниманием он смотрел фильмы выдающихся режиссеров мира, причем некоторые из них шесть-семь раз. Наконец 30 июля 1940 года он приступил к съемкам фильма «Гражданин Кейн». На все основные роли Орсон пригласил актеров театра «Меркюри». Съемки продолжались четыре месяца; затем Уэллс монтировал и озвучивал фильм. В январе «Гражданин Кейн» — режиссерский дебют Уоллса в кино — был закончен.

. Умирает мультимиллионер Чарльз Фостер Кейн (его сыграл сам Уэллс), владелец гигантской медиаимперии. Перед смертью он прошептал «Бутон розы. » Репортер кинохроники Томпсон берется выяснить, что значили эти последние слова шестого по богатству человека Америки. Какой тайный смысл заложен в них Томпсон читает главы неопубликованных мемуаров покойного опекуна Кейна, встречается с другом юности газетного магната, с его второй женой, с дворецким. Зритель видит Кейна и мальчиком, и юношей, и взрослым мужчиной в расцвете сил, и стариком на закате жизни. В итоге выясняется, что «бутон розы» — всего лишь торговый знак фирмы, изготовлявшей детские санки, какие были когда-то у маленького Кейна.

Рассказывая историю Кейна, Уэллс и его соавтор Герман Манкевич многое почерпнули из биографии газетного магната Уильяма Рэндольфа Херста. Узнав об этом, миллиардер обещал продюсерам большие деньги, если они уничтожат негатив. Фильм тем не менее вышел в прокат, но газеты Херста сделали все, чтобы его потопить. «Гражданин Кейн» стал признанным шедевром, а по мнению некоторых критиков и режиссеров — лучшим фильмом за всю историю кино.

Орсон Уэллс и Сергей Бондарчукна премьере фильма «Битва на Неретве» в Сараево (ноябрь 1969)

Съемку своей второй картины — «Великолепные Эмберсоны» (1942) по роману Таркингтона — Уэллс окончил в то время, когда падали бомбы на Пёрл Харбор. Затем он принял участие как актер, сценарист и продюсер в создании детективного фильма «Путешествие в страх» (1942, режиссер Норман Форстер).

В это время в Голливуде повели борьбу с расточительством. Из «Эмберсонов», еще не смонтированных, вырезали (без ведома автора) несколько важных сцен и объявили фильм коммерческим провалом. Уэллса обязали оплатить переделки «Путешествия в страх» и грубо выставили за двери «РКО».

История жизни Орсона Уэллса

Происходят перемены и в личной жизни режиссера. 7 сентября 1943 года Орсон заключил брак с кинозвездой Ритой Хейуорт (его первая жена, светская красавица Вирджиния Николсон, происходила из высшего чикагского общества, у них был сын Кристофер).

Уэллс продолжал работать на радио как автор и актер (а во время войны и как публицист-обозреватель), принимал участие в концертах для отбывающих на фронт солдат — он показывал фокусы. 7 июня 1944 года, всего через сутки после высадки союзников, Орсон вел захватывающий репортаж из Нормандии.
Уэллс был либералом левого толка и поддерживал прогрессивные преобразования президента Рузвельта, являясь членом его знаменитого «мозгового треста». Президент даже советовался с ним по поводу своих речей. Орсон участвовал в предвыборной кампании Рузвельта.

В Голливуде же новых контрактов ему не предлагают. Уэллс много пьет. В декабре 1944 года Рита родила дочь Ребекку, но это не спасает их давший трещину брак.

Для встреч с актрисами Орсон снимал квартиру на территории компании «МGМ». Осенью 1945 года Хейуорт объявляет, что расстается с мужем. Официально они разведутся 10 сентября 1947 года. Позже избранницами Уэллса будут Ирта Китт, которую он называл «самой волнующей женщиной на свете», и югославская актриса Ойя Кодар.

С января 1945 года Уэллс ведет рубрику политических новостей в ряде центральных газет, а после войны совмещает работу в театре с деятельностью на телевидении. Наконец благодаря личной поддержке известного продюсера Сэмюэля Спигеля ему удалось вернуться на киностудию в роли постановщика. Правда, условия были жесткие Спигель контролировал не только монтаж, но и съемки. Возможно, именно по этой причине антифашистский фильм «Чужестранец» (1946) о поимке в Америке беглого нациста не стал лучшим произведением Уэллса, хотя и здесь чувствуется рука мастера.

Звезда Уэллса на голливудской «Аллее славы»

В 1948 году Орсон получает возможность поставить еще две картины — «Леди из Шанхая» и «Макбет». После неудачного проката обеих картин режиссер вынужден был переехать в Европу.

Париж, Лондон, Рим, Марокко, Венеция — Уэллс снимал и снимался всюду, где только имелась возможность. За «Макбетом» выходит «Отелло» (1952), получивший на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь». На съемки фильма в различных концах света ушло около четырех лет.

В 1955 году Уэллс женится на Паоле Мори. У него рождается дочь Беатрис. Через два года режиссер возвращается в Голливуд, где ставит «Печать зла», завершающую часть своеобразной трилогии, начатой лентами «Леди из Шанхая» и «Мистер Аркадин» (1955). На этот раз в основу сценария был положен детективный роман Уита Мастерсона «Знак зла». Однако основательная переработка, которой Уэллс подверг литературный первоисточник, вызвала недовольство голливудских продюсеров. Даже триумфальный успех картины в Европе их не успокоил.

Новая страница творчества Уэллса открывается 1962 годом. В течение пяти последующих лет ему удается снять три фильма, процесс создания которых он контролировал на всех стадиях, от сценария до окончательного монтажа. Это экранизация известного романа Франца Кафки «Процесс», монтаж пяти пьес Шекспира «Полуночные колокола» и фильм «Бессмертная история» по заказу французского телевидения. «Почти все серьезные истории в мире суть истории падения и смерти. Но тут больше от потерянного рая, нежели от поражения. Для меня это центральная тема западной культуры потерянный рай», — говорил Уэллс.

В «Процессе» (1962) режиссер, полемизируя с автором (за что он неоднократно просил прощения у почитателей таланта писателя), вычерчивает впечатляющую траекторию бунта на коленях против всесильной бюрократической машины.

«Полуночные колокола» («Фальстаф») (1966) возвращают Уэллса к шекспировским первоистокам. На вопрос, что составляет основу решения главных сцен фильма, он отвечал «Музыка. Скорее музыка и поэзия, нежели просто зрелище». И далее, обобщая «Я считаю кино искусством поэтическим. Я не думаю, что в этом оно конкурирует с живописью или балетом. Зрительная сторона фильма — ключ к поэзии. Задача режиссера — оставить место воображению».

В 1975 году на экраны выходит художественно-документальный фильм «Ф как фальшивка» (1975), где Уэллс исследует искусство фальсификации, будь то подделка живописных полотен или знаменитые псевдомемуары магната Говарда Хьюза. В этой экспериментальной картине режиссер размышляет о сути мимикрии, при которой фальсификатор может оказаться не менее, а более гениальным, чем автор оригинала, ибо здесь требуется высшее мастерство.

Фильм «Ф как фальшивка» стал последней большой работой мастера. Ему не удалось завершить десятки проектов гомеровскую «Одиссею», библейские сюжеты, «Дон Кихота».

Нужно отдать должное Уэллсу чувство юмора никогда не покидало его. Сергей Юткевич вспоминает легендарную историю самопредставления режиссера в полупустом зале «Дамы и господа, прежде чем начать, я хочу вам сказать несколько слов о самом себе. Я ставлю пьесы на Бродвее, я работаю в театре и кино как актер и как режиссер, я сочиняю и осуществляю радиопостановки, играю на рояле и скрипке, умею писать картины и рисовать. Я опубликовал также несколько книг, в том числе два романа, иногда случалось выступать в амплуа фокусника. Не правда ли, странно, что здесь так мало вас и так много меня»

Бесспорно, на все творчество Уэллса оказали влияние Станиславский и Брехт. Он этого не отрицал:

«Могу сказать только, что я воспитался в основном на принципах Станиславского, я работал с «его» актерами, и вести их было очень легко. Станиславский удивительно прекрасен. Что касается Брехта, он был моим большим другом. Мы вместе работали над пьесой «Галилео Галилей». На самом деле, он написал ее для меня не как актера, а как постановщика».

Орсон Уэллс скончался от инфаркта в Лос-Анджелесе 10 октября 1985 года. Французский критик Андре Базен, исследователь творчества Уэллса, назвал его титаном Возрождения в Америке ХХ века.

Орсон Уэллс

Орсон Уэллс

Американский кинорежиссер, актер, сценарист и продюсер. В 1999 году был включен в список «100 величайших звезд кино».

В 15 лет Уэллс начал играть в театре, а в 1934 году стал полноправным участником коллектива Федерального театра. В этом же году он женится на начинающей актрисе Вирджинии Николсон, брак с которой трудно назвать удачным. В 1937 году к Уэллсу приходит настоящая слава — он вместе с продюсером Хаусманом создает свою антрепризу «Меркьюри-тиэтр», их труппа начинает выступать еженедельно по радио со своими предельно реалистичными спектаклями.

В 1941 году 25-летний режиссер Орсон Уэллс создает первый фильм для компании «РКО-рэдио пикчерз» — «Гражданин Кейн». Несмотря на то, что прибыли эта работа не принесла, по мнению специалистов, она оказала существенное влияние на развитие звукового кинематографа. Далее у режиссера следуют ленты «Великолепные Эмберсоны» (1942) и «Чужестранец» (1946). Но, несмотря на признание критиков и молодой еще тогда Киноакадемии, картины плохо идут в прокате.

Уэллс и «РКО-рэдио пикчерз» расторгают контракт, и режиссер заключает выгодное соглашение с Columbia Pictures, где снимает один из лучших своих фильмов — «Леди из Шанхая» (1947). Картина имела огромный успех в Европе, что во многом и обусловило переезд Орсона на другой континент, где его творчество не только любили критики, но и хорошо принимали зрители.

После переезда в Старый Свет Орсон Уэллс много снимает и снимается сам, участвует в радиопостановках и появляется на телевидении. Его жизнь была насыщенной и плодотворной вплоть до самой кончины в возрасте 70 лет от сердечного приступа в своем собственном доме в Голливуде.

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/27057-orson-uells.html
  • https://tunnel.ru/post-uehlls-orson
  • https://kino.mail.ru/person/450035_orson_welles/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.