Зиновий Высоковский
Зиновий Высоковский — милейший пан Зюзя
Зиновий Моисеевич Высоковский — это не только популярный артист эстрады, театра и кино. Помимо этого, он непревзойденный мастер разговорного жанра, обаятельный пан Зюзя из знаменитого телешоу «Кабачок 13 стульев», исполнитель одесских анекдотов.
Зиновий Высоковский был одарен и писательским даром — сочинял искрометные репризы, скетчи, которые исполнял сам и дарил друзьям. Всю свою жизнь популярный артист посвятил искусству.
Юные годы актера
В старом городе Таганроге есть ничем не примечательная улица, в одном из домов которой в семье главного бухгалтера местного кирпичного завода Высоковского родился сын. Это произошло 28 ноября 1932 года. Мальчика назвали Зиновий, что значит «дар Зевса».
Осенью тридцать девятого Зюнечка пошел в 1 класс Таганрогской средней школы №10. Проучиться в ней Зиновий смог лишь 2 года. В начале войны Высоковские были вынуждены эвакуироваться в Тбилиси.
Только в 1944 году семья вернулась в Таганрог, и мальчик продолжил образование, но уже в средней школе №2 имени А.П. Чехова, которую окончил с отличием.
Став старше, юноша увлекся театром, начал участвовать в школьных спектаклях, режиссировала которые учительница Ю.Г. Недоречко. Именно она привила Высоковскому страсть к театру на всю жизнь.
Твердо решив стать актером, Зиновий после окончания школы поехал в Москву поступать в театральное. Успешно сдав все экзамены, и будучи зачисленным в Щукинское, юноша вернулся домой окрыленным. А через два месяца Высоковский получил срочную телеграмму из Москвы. Это был отказ. Управление учебных заведений отклонило его кандидатуру. Причиной была еврейская национальность несостоявшегося студента. Зиновий Высоковский забрал документы из «щуки» и поступил в местный радиотехнический институт.
Театральная жизнь
Несмотря на все трудности, юноша не оставил мечту стать артистом. Получив в 1956 году красный диплом инженера, Зиновий в 1957 году вновь становится абитуриентом «щуки». Руководил курсом сам Владимир Этуш, что было большой удачей для всех студентов группы.
Учился юный артист очень хорошо, участвовал в постановках студенческого театра эстрадных миниатюр. Придумывал интермедии, читал со сцены юмористические рассказы.
Четыре счастливых года Высоковский осваивал актерское мастерство. Окончив в 1961 году училище, талантливый молодой человек начал трудиться в Театре миниатюр, одновременно снимаясь в кино и работая на телевидении и эстраде.
В 1967 году Зиновий перешел в Театр Сатиры, где проработал вплоть до 1987 г.
Классикой жанра стали его монологи по телефону из вытрезвителя, где гротескно показывались все человеческие слабости. Особо запомнился зрителям персонаж мудрого и ироничного Аптекаря из постановки «Интервенция», разговаривающего со своеобразным одесским акцентом.
А как был хорош в исполнении Высоковского Бартоло из «Женитьбы Фигаро», Швейк из одноименного фильма-спектакля. Многие искрометные фразы и выражения, произнесенные Зиновием Моисеевичем со сцены, стали крылатыми и обрели свою жизнь. Огромной популярностью пользовались одесские анекдоты Зиновия Высоковского.
Из Театра Сатиры великий актер уволился после трагической кончины А. Миронова, протестуя против политики администрации. Сыграла свою роль и взаимная неприязнь с В. Плучеком.
Вся позднейшая творческая деятельность Зиновия Высоковского была полностью отдана эстраде. В последние годы жизни актер начал служить в театре Антона Чехова.
Пан Зюзя
За долгое время работы на сценических подмостках актер создал множество замечательных персонажей. Но особенно запомнился зрителям пан Зюзя. В начале семидесятых имя Высоковского гремело на всю Россию. Большая страна называла актера только «пан Зюзя». В час трансляции «кабачка» на улицах городов становилось пусто, все люди устремлялись к телевизорам.
Передача пользовалась огромной популярностью и любовью народа. Именно «13 стульев» на долгие 15 лет стали частью жизни актера, его судьбой. За эту передачу Высоковский в 1979 году получил награду «Заслуженный деятель для культуры польской».
Закрытие «кабачка» в 1980 году стало настоящей трагедией для всей страны. Когда передача перестала выходить в эфир, стол главного редактора был буквально завален письмами возмущенных зрителей с требованием вернуть программу.
«Кабачок 13 стульев» добавил любимому актеру еще больше известности. Зиновий Высоковский был обязательным участником всех концертов, посвященных Дню милиции, где выступал с монологом Аптекаря.
Высоковский в кино
В 1964 году на советские экраны вышел фильм «Живые и мертвые», где Зиновий Моисеевич сыграл небольшую роль второго плана — журналиста Файнштейна. Персонаж вышел очень яркий, крупный, даже немного гротескный. За несколько коротких минут Высоковский смог показать озорного, отчаянно смелого человека, для которого долг — это главное в жизни. Это была первая роль актера в кино, которая запомнилась зрителям на долгие годы.
Несмотря на то что в то время еще не существовало кабачка и искрометных монологов Высоковского, кинотеатры были переполнены.
Помимо «Живых и мертвых» Зиновий Моисеевич снимался в других фильмах, но их совсем немного.
Работа на радио
После ухода из Театра Сатиры Высоковский открыл в себе новый талант. Он начал вести радиопередачу «Говорит Одесса».
Эту радиотрансляцию создал сам Зиновий Высоковский. Анекдоты, которые он великолепно рассказывал, пользовались огромной популярностью. Актер собирал и коллекционировал их, многие придумывал сам.
Наследие
Возможно, Высоковский не был великим артистом, но он по-прежнему любим народом. Многие выражения из его монологов помнят и сегодня. Этот очень талантливый человек не ограничивался только сценической деятельностью. В 2002 году Зиновий Моисеевич издал книгу «Жизнь моя — анекдот: Автобиографическая проза».
Его заслуги перед искусством не были забыты. В 1978 году ему дали звание Заслуженного артиста РСФСР, а в 2003 году — народного артиста России.
У Высоковского была замечательная семья. Любимая внучка София продолжила его дело, став актрисой.
Умер народный артист в августе 2009 года, немного не дожив до своего дня рождения.
Зиновий Высоковский
Зиновий Высоковский был выдающимся деятелем культуры. Комик, сыгравший десятки ролей в театре, являлся любимцем советской публики. Он запомнился людям как маленький человек с сильным характером, непревзойденным чувством юмора и широчайшим диапазоном творческих возможностей.
Детство и юность
Зиновий Моисеевич Высоковский родился в конце ноября 1932 года Таганроге в образованной интеллигентной семье со средним достатком. Предки были представителями еврейской национальности, выросшими на территории Советского Союза.
Отец, приверженец традиций собственного народа, работал бухгалтером на строительном предприятии. Мужчина вместе с законной супругой занимался воспитанием сына и следил за его разносторонним развитием. Вечерами дружная ячейка общества читала книги, а по выходным посещала филармонию, театры и музеи.
Мальчику нравилось такое времяпрепровождение, он с раннего детства был искренне заинтересован во всем, что входило в понятие искусства. В раннем возрасте в Зиновии, знавшем наизусть монологи из пьес русских классиков, проснулся актерский талант.
В школе, носившей имя писателя Антона Павловича Чехова, Высоковский заслужил уважение одноклассников и педагогов. Несмотря на то, что подросток не любил делать уроки, учеба давалась ему легко.
Получив аттестат и золотую медаль за успеваемость, отличник собрался подавать документы в театральный вуз. Отец, до глубины души возмущенный таким необдуманным решением, назвал сына «босяком». Несмотря на протест родителя, юноша в 1952 году отправился в столицу Советского Союза в надежде стать студентом легендарной «Щуки». Этому помешала запись в пятой графе паспорта, свидетельствовавшая о том, что абитуриент был евреем.
Разочарованный неудачей, Зиновий вернулся на родину в Таганрог. Чтобы не терять время, он поступил в институт, сейчас известный как Инженерно-технологическая академия ЮФУ, и стал специалистом в сфере автоматики и телемеханики.
Работа на градообразующем предприятии не привлекала молодого человека артистического склада. Переступая через собственное представление о будущей биографии, он исполнял волю расчетливого отца и вечно беспокоившейся за его судьбу матери.
В 1957 году терпение Высоковского лопнуло, и он снова поехал в Москву. На этот раз дипломированному инженеру удалось впечатлить приемную комиссию Щукинского училища. Радости Зиновия не было предела, когда его фамилия появилась в списках студентов актерского отделения.
Личная жизнь
В личной жизни Высоковского была единственная женщина — законная жена Любовь Ефимовна. Артист театра и эстрады дорожил семейным счастьем, длившимся более 50 лет.
Взаимные чувства супругов укрепила дочь Екатерина, ставшая радиоведущей и журналисткой, и внучка Софья — актриса кино и телевидения.
В интервью Зиновий Моисеевич рассказывал о том, что с возлюбленной он познакомился в молодости. Будучи артистом самодеятельности, он обратил внимание на привлекательную партнершу по сцене, бывшую уроженкой города Ростов-на-Дону.
Девушка, пытавшаяся стать студенткой местного медицинского института, хорошо запомнила эффектного темноволосого парня и подсознательно решила стать его женой. Так и случилось, когда Высоковский решился сделать предложение.
Фотографии супругов, обнимавшихся или нежно державшихся за руки, на протяжении десятилетий украшали страницы советских газет и журналов, посвященных искусству.
Творчество
В начале 1960-х Высоковский окончил Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина. Путевку в жизнь студенту-отличнику выдал мэтр советского кинематографа Владимир Абрамович Этуш. Первым местом работы молодого талантливого актера стал Московский театр миниатюр, созданный сценаристом и драматургом Владимиром Соломоновичем Поляковым.
Параллельно с участием в постановках по мотивам пьес русских писателей, Зиновий Моисеевич снимался в художественных фильмах. Кинодебют состоялся в двухсерийной экранизации романа Константина Симонова «Живые и мертвые». Режиссер Александр Стоппер доверил уроженцу Таганрога роль военкора Миши, и новичок, сразу сообразивший, как вести себя перед камерой, блестяще воплотил характер персонажа.
После смерти партнеров Анатолия Папанова и Андрея Миронова Высоковский, 20 лет жизни проведший в здании на Триумфальной площади, покинул сценическую труппу под руководством Валентина Плучека и стал эстрадным артистом разговорного жанра.
В сольных программах звучали отрывки из академических постановок, одесские анекдоты, а также одиночные интермедии и репризы, написанные знаменитыми авторами. Монолог «Звонок из вытрезвителя», где появился женский персонаж по имени Люлек, мгновенно стал классикой советского юмора.
Всесоюзное признание пришло к артисту после выхода телевизионной развлекательной программы «Кабачок "13 стульев "» о жизни сотрудников выдуманного польского треста, их родственников и друзей.
Когда шоу выпустили на телеэкраны, зрители не знали Высоковского. Чтобы завоевать любовь публики, артист долго и тщательно прорабатывал характер героя — писателя-графомана пана Зюзи. Он придумал имя, манеру речи, биографию и внешний вид.
Слава обитателей кафе, высмеивавших общественный строй и события, происходившие в СССР в 60-е–80-е годы, докатилась до Европы. Зиновий Моисеевич и партнеры получили звание заслуженных деятелей искусств Польши.
Вскоре после закрытия «телекабачка» по политическим причинам Высоковский представил зрителям Театра эстрады моноспектакль под названием «Пятая сторона света». Артист читал отрывки из юмористических рассказов Михаила Зощенко, а также стихи Расула Гамзатова, Константина Симонова и Владимира Высоцкого.
В 2000-х годах актер, выпустивший сборник анекдотов «Говорит Одесса», гастролировал и пополнял фильмографию. Зиновий Моисеевич снялся в таких кинолентах, как «Кышкин дом», «Смотрящий вниз», «Под небом Вероны» и «Парк советского периода».
Смерть
По словам близких друзей и родственников, Зиновий Моисеевич был человеком, обладавшим непомерным чувством юмора. Актер всегда старался улучшить настроение окружающих и рассмешить их еврейским анекдотом или эстрадным монологом на злобу дня.
Высоковский не имел привычки жаловаться на невзгоды и проблемы со здоровьем. Он неотступно следовал девизу:
«Плачь перед Богом, смейся перед людьми».
Пока оставались силы, выпускник Щукинского училища участвовал в театральных постановках и снимался в кино. Последним проектом стал фильм «Грязная работа», где заслуженный артист РСФСР сыграл роль антиквара Алексеева-Чижевского.
3 августа 2009 года звезда телекабачка «13 стульев» скончался в московской больнице им. С. П. Боткина. Причиной смерти стал приступ почечной недостаточности.
По распоряжению Министерства культуры России Зиновия Моисеевича похоронили на Ваганьковском кладбище. В день рождения на могилу актера приносят свежие цветы.
Фильмография
Интересные факты
- Зиновий Высоковский является автором книги «Жизнь моя — анекдот: Автобиографическая проза», вышедшей в одном из российских издательств многотысячным тиражом.
- Высоковский любил образ «случайного человека». Монологи от его лица неоднократно звучали на передачах «С добрым утром!» и «Голубой огонек». Миниатюра «Звонок из вытрезвителя» в буквальном смысле слова побывала в космосе: Петр Климук и его коллеги вместе с аудиозаписями, где звучал голос пана Зюзи, переносили тяготы полета, продолжавшегося несколько десятков дней.
- В столице СССР уроженец Таганрога познакомился со многими знаменитостями. Особенно ценной он считал дружбу с Владимиром Семеновичем Высоцким. Несмотря на плотный съемочный и гастрольный графики, мужчины находили время на то, чтобы «плотно общаться, лихо пить, трудно работать…».
Говорит и показывает пан Зюзя
Актер Зиновий Высоковский умел рассмешить людей. Он и жизнь расценивал как анекдот, а трагедию считал моветоном. С ним дружил Высоцкий, космонавты брали в полет пластинки с его монологами, а в числе поклонников Высоковского были члены Политбюро ЦК КПСС. Высоковский не стеснялся быть шутом. Он гордился этим званием.
Текст: Юлия Быкова Фото: Кристина Шурупова Источник: «Кто Главный.» № 88 27/04/2020 11:10:00 27900«Добрейший всем вечерочек!»
В СССР телепередача «Кабачок 13 стульев» выходила в эфир 15 лет – с 1966 года по 1980 год. Кто не слышал о ней, может считать себя молодым человеком. Кстати, в одной из социальных сетей сегодня есть группа, посвященная этой легенде советского ТВ. Зарегистрировано 1107 участников, и все – те, «кому за».
В моем октябрятском детстве лишь ради «Кабачка» разрешалось не спать допоздна. Раз в месяц с черно-белого экрана в наш домишко, где из удобств была лишь холодная вода, а на кроватях с металлическими сетками еще лежали перины, вливалась иная жизнь. Та, где рядовые сотрудницы завода носили наряды, как в импортном журнале мод. Где счетовод целовал официантке ручки, а таксист всегда ходил в галстуке. Где взрослые люди по вечерам не бежали копать огороды, а ходили в бар и пили пиво из бокалов. И где они не стеснялись, пританцовывая, петь. И это была еще та музыка! В одной передаче можно было услышать песни и Далиды, и Челентано – то, чего на суконных экранах советского ТВ потом не было слышно годами. И пусть звучали они чаще всего на польском языке, и то всегда фонограммой – пускай. «Кабачок 13 стульев» был праздником души каждого советского человека.
Действие телепередачи, как следует из названия, происходило в кабачке некого польского городка. Идею создать музыкально-юмористическую передачу в жанре театра миниатюр руководству нашего ТВ привез актер Александр Белявский из Польши, куда он в то время часто ездил на съемки и наблюдал за представлениями варшавского шоу «Кабаре старых панов». Поэтому и наших героев звали на польский манер – пан Директор, пани Моника, пан Профессор… Больше других мне нравился глазастый и кудрявый пан Зюзя. Он был писателем – сочинял роман о зайцах, называя себя «зайцеведом» и «зайцелюбом», что и детям кажется веселым. К тому же Зюзя – уже смешно.
Пана Зюзю играл актер Зиновий Высоковский. Когда его пригласили к участию в передаче, он сам себе придумал и героя, и его коронные реплики. Помимо артистического Высоковский обладал и литературным даром: уже в то время он писал сатирические миниатюры, которые печатала авторитетная «Литературная газета».
Созданный Высоковским персонаж стал единственным в «Кабачке», взошедшим на советской почве. Все другие герои были найдены на страницах юмористических журналов стран социалистического содружества.
– Добрейший, где-то, по большому счету, вечерочек! – произносил, слегка заикаясь, пан Зюзя.
– Пан Зюзя. Родился талантливым человеком, но в роддоме его подменили, – комментировал его появление пан Ведущий в исполнении Михаила Державина.
Актриса Зоя Зелинская (пани Тереза) вспоминает: «Высоковского часто спрашивали, почему он назвал его именно так, ведь у поляков такого имени нет. Он отвечал, что, во-первых, Зюзя созвучно с Зямой – так Высоковского звали в театре. А, во-вторых, в Таганроге, где он родился и вырос, жило много ассирийцев, у которых слово "зузи" означает "деньги". А это слово, по его мнению, приятно звучит на любом языке. Чтобы как-то продлить свое пребывание на экране, придумал маленькую хитрость: сделал своего пана Зюзю заикой. Это было очень смешно и ненавязчиво».
Популярность была бешенной, на улицах героев «Кабачка» сразу же обступала толпа с криками «Стулья идут!» Однако передача нравилась далеко не всем. Критики называли ее легковесной халтурой, руководство ТВ порывалось закрыть «Кабачок».
Как писал Высоковский в своей книге воспоминаний: «Три вечных русских вопроса: кто виноват, что делать и куда девать “Кабачок 13 стульев“?»
Спасало покровительство дорогого Леонида Ильича Брежнева, которому тоже нравился этот праздник души.
История легенды советского ТВ окончилась в 1980 году. Говорили, что из-за начавшихся в то время забастовок польской «Солидарности». Возродить передачу попытались в 1993 году. Высоковский написал три сценария нового шоу, у которого было и новое название - «На Тверской» – таково было условие продюсеров. Там был и его пан Зюзя, ставший автором нескончаемого “мыльного” сериала “Зайцы тоже скачут!”, пан Директор с орденскими ков качестве швейцара, сыновья пана Спортсмена, ушедшие в рэкет. Появились и новые персонажи – пан Политик, пан Пенсионер и пан Олигарх. Но проект не состоялся.
«Нас всех утопили тогда в соке “Вимм-Билль-Данн”,– говорил Высоковский. – Мы отказались работать с новыми требованиями, мы ведь тоже не на помойке сделаны, пусть уж лучше нас будут помнить прежними, когда мы были в собственном соку».
В сине-зеленом Таганроге
Главный режиссер Театра Сатиры Валентин Плучек считал, что новый юмористический тележанр противостоит академической сатире и презрительно называл своих актеров, снимавшихся в популярном шоу, «кабачкистами». Отчасти его можно понять. Допустим, на сцене идет «Женитьба Фигаро» и появляется Высоковский в роли Бартоло. И тут зал выдыхает: «Пан Зюзя!» Смех и аплодисменты не к месту.
Популярность Высоковского была настолько велика, что даже в родном Таганроге (сине-зеленом, как он называл город) на стенде известных выпускников радиотехнического института его фото долго не удерживалось.
- Судя по всему, кто-то регулярно срывал себе на память, – рассказал актер Влад Ветров, также учившийся в этом вузе, – И на пустом месте видна была надпись от руки «Пан Зюзя!»
Уроженец Таганрога Зиновий Моисеевич Высоковский родился в 1932 году в доме по улице Октябрьской, – в самом центре города. Мужчины в их семье отличались основательностью: дед – известный в городе портной, отец – главный бухгалтер кирпичного завода. А единственный в семье наследник по имени Зяма уродился каким-то клоуном!
Высоковский вспоминал, что мечта о сцене возникла у него с малолетства: «И сразу был уверен, что буду только артистом, шутом и клоуном».
Вернувшись в Таганрог и окончив школу с золотой медалью, Высоковский едет в Москву поступать в театральное училище. Отец провожает его, вздыхая: «И откуда это у него? В нашей семье никогда не было ни босяков, ни шаромыжников, ни артистов».
После прослушивания ректор Щукинского училища Борис Захава пишет резолюцию о зачислении. Однако в тот год стать студентом «Щуки» Высоковскому не суждено. Главное управление учебных заведений не утверждает его кандидатуру по пятому пункту: в Москве идет «дело врачей», евреев стали опасаться.
Высоковский поступает в местный радиотехнический институт и получает красный диплом по специальности «инженер по автоматике и космической телемеханике». Всего лишь десять лучших выпускников приглашены на престижную работу в секретном конструкторском бюро под руководством самого Сергея Королева. Зиновий Высоковский – в их числе.
– Год отработал на космос. И понял, что чем быстрее уйду из профессии, тем значительнее будет мой вклад в освоение космоса, – вспоминал Высоковский. – Я стоял у чертёжной доски и сочинял пьесу. Вдруг наступила тишина – рядом оказался один из приближённых Королёва и застукал меня за этим делом. Я всё потом пытался представить себе такую ситуацию в Театре сатиры: за кулисами кто-то из актёров решает уравнение Хевисайда. Что было бы с Плучеком? Академик Крюгер, царство ему небесное, отправил меня в Москву с такими словами: «Если поступишь, я тебя отпущу». В общем, летом 1957 года я стоял перед тем же Щукинским училищем. И самое потрясающее, что Захава не забыл меня: «Зиновий, я рад, что вы вернулись». Так я сел, наконец-то, в свой поезд.
«Эта жижь превосходна!»
На курсе вместе с Высоковским учились А. Збруев, А. Белявский, В. Смехов…
«Получая нищенскую стипендию – 22 рубля в месяц, Зяма зимой и летом ходил в одном и том же пиджачке. Но у него было уникальное чувство юмора и характерность, а вахтанговская театральная школа очень ценит эти качества в актерах», – вспоминает В. Смехов.
Труднее всего Высоковскому давалась сценическая речь: «Профессор утверждал, что мой диалект неистребим. Тогда я пошел в музей МХАТ и выпросил стенограмму обсуждения репетиции чеховской пьесы «Вишнёвый сад» в присутствии автора. Где зафиксировано, как мой земляк великий Антон Павлович Чехов говорил: «Это жижь превосходна, это жижь великолепна…» Показал профессору. А он мне: «Чехов мог так говорить, но писал «Жижь» он по-другому… А вас, если не избавитесь от говора, будут понимать только в Таганроге».
К тому времени Зиновий Высоковский уже был женат. С Любовью Ефимовной они познакомились еще до Москвы, в Ростове. На конкурсе художественной самодеятельности: «Когда выступил Зиновий (а он же был такой эффектный, молодой!), да еще так здорово, первое, что я подумала: пожалуй, за такого я могла бы пойти. Мне тогда 18 было, а ему – 23. Правда, к нему не подошла тогда. Помню, только поженились, идем по Таганрогу, уже темно, Зиновий немножко навеселе… и вдруг громко как закричит: „Кто тронет мою жену, я герой!“»
Первые девять лет Зиновий со своей Любаней жили в Москве, снимая коммуналки. И новорожденную дочь Екатерину в 1960 году привезли в десятиметровую комнатушку, что в Козихинском переулке.
Любовь Ефимовна говорила, что их семейная лодка не разбилась о быт благодаря юмору: «Помню, нам на свадьбу подарили хороший сервиз, и я как разозлюсь, так чашку бью. А Зиновий лежит и говорит: «А чего ты только чашечки все бьешь, вот посмотри, какой чайничек». Так я взяла и чайничек разбила!»
И еще один эпизод их семейной жизни из воспоминаний Любови Ефимовны: «Я была чем-то недовольна, у меня было плохое настроение и все как-то не клеилось. Ходила и ворчала, ворчала… А Зиновий сидел, работал, писал что-то. Прошло время, я успокоилась, а Зиновий все пишет, пишет. Спрашиваю его: «Зиновий, как же так, я в плохом настроении, думала, ты как-то меня поддержишь, а ты даже внимания не обратил». В ответ он поднимает руку с листком, исписанным от начала до конца, а там весь мой монолог, который я произносила. Дословно!»
Свое первое жилье у семьи появилось лишь тогда, когда Высоковского приняли в Московский театр миниатюр. Руководил им известнейший сценарист Владимир Поляков, который до этого писал миниатюры для Райкина. Для начинающего актера – престижное место. Поляков обладал чувством юмора: «Пока мотался без прописки, он мне всё время повторял: "Зяма, берегите бельё!» И еще он говорил: "Запомните, Зямочка. В Москве в три часа ночи плохой водки, как и плохой женщины, быть не может"».
Дом, где разбиваются сердца
В 1967 году перспективного Высоковского переманивает к себе главный режиссер Театра Сатиры Валентин Плучек. Играть на одной сцене с Мироновым, Папановым, Пельцер – это ли не мечта любого актера! Однако поначалу Плучек отводит ему лишь второстепенные роли, а с ростом всенародной известности пана Зюзи и вовсе уводит в тень. Плучека раздражает, что актер становится все более независимым.
В труппе Высоковского любят коллеги. По словам Зои Зелинской, «Зямочка был доброжелательным, интеллигентным, неконфликтным и очень остроумным».
Размышляя о том, почему у него не сложились отношения с Плучеком, актер находит объяснение в «Театральном романе» Булгакова: «Господи, да как же я могу ему понравиться, когда он мне не нравится».
Вот один из штрихов к портрету Плучека. Известно, что в его биографии было два характерных эпизода: он был учеником Мейерхольда и приходился двоюродным братом известному английскому режиссеру Питеру Бруку. «Никогда не забуду, как на одном из сборов труппы после летнего отпуска, приехав из Парижа, главный выступил перед внимающей ему в мертвой тишине труппой с такой сентенцией: “Вот наш брат Питер Брук на каждый свой спектакль набирает выдающихся артистов со всех стран мира по контракту, а я с моей планкой вынужден всю жизнь работать с вами. Наш брат Питер Брук. ” “Знаем мы вашего брата”, – раздался голос Анатолия Дмитриевича с неповторимой папановской интонацией. “Что?! – заорал главный. – Что вы сказали, Анатолий Дмитриевич?!” “Да нет, ничего, просто мы тоже с удовольствием поработали бы с вашим братом!” – спокойно ответил Папанов», – вспоминал Высоковский.
Говорят, Зиновий Моисеевич никогда не относился к себе слишком серьезно. «Не старайтесь узнать мнение о себе своих товарищей по работе – это приводит к одиночеству!», - говорил он. Но терпению его пришел конец в год смерти Папанова и Миронова. Летом 1987 года Театр сатиры гастролировал в Вильнюсе и в Риге. Папанов в свободные дни ездил в Москву на съемки фильма «Холодное лето 53-го года». Когда он не вернулся к назначенному дню, Высоковский, зная характер друга, сказал: «Значит, он умер. » Это было правдой.
Плучек издал приказ, согласно которому гастроли театра в Риге не должны прерываться, а спектакли, где играл Папанов, заменили на творческие вечера Андрея Миронова. Самому Миронову оставалось до смерти десять дней. Когда случилась вторая трагедия, Высоковский сказал: «Отныне здесь меня ничто не удерживает». Прослужив в театре 21 год, он ушел, по сути, в никуда.
В те страшные дни «Сатиру» называли домом, где разбиваются сердца.
Его Высоцкий
Первый раз судьба свела Высоковского с Владимиром Высоцким еще в студенческую пору - встречались в общих компаниях в общежитии Щукинского училища. В 1961 году они оказались на одной сцене Московского театра миниатюр.
«…Уже тогда я понимал, что он - отдельный человек. Были вещи, которых он никогда в жизни не принимал, и уговорить его или переубедить было невозможно. "Это другой резус крови", – говорил он. Вообще, он верил в "резус крови", то есть в друзей, вообще в людей, у которых, как он считал, был его "резус крови". Он тогда с этим "резусом" очень носился», - вспоминал Высоковский.
Летом 1971 года они встречаются на борту лайнера «Шота Руставели», чтобы отправиться в круиз, попутно выступая с концертами для пассажиров. Высоцкий – с Мариной Влади, Высоковский – с семьей. Первый – не пьет, второй позволяет себе «гулять по бару». Однажды уже «прогулявшийся» Высоковский говорит, набравшись храбрости: «Твои тексты надо читать! Гитара их глушит». И тут же что-то читает на память. Высоцкий поворачивается к Марине: «По-моему, меня читать может только Зяма».
«Я слышал, как читает Высоковский. До спазма в горле, до мурашек на теле. Нет жима, нет перебора, а есть переживание того спектакля, которые переживал каждый из нас и который называется Жизнь", – писал Виктор Мережко.
Через четверть века после смерти своего товарища Высоковский выпустил диск «Мой Высоцкий» в жанре аудиокниги. Работал почти год. Кропотливо, тщательно – чтобы не было стыдно ни перед собой, ни перед людьми, ни перед Высоцким.
«Я – Люлек Советского Союза!»
Эстрада – вот чем отныне занята жизнь Высоковского. В его программе – три юмористических персонажа. Конечно, это знаменитый пан Зюзя. В компанию к нему добавляется подгулявший интеллигент, который звонит своей жене из вытрезвителя: «Люлек! – обращался герой Высоковского к супруге, – я звоню из «тимирязиського». «Литературку» принесли? Как там, в Греции? Приду – проверю».
«Какая Марья без Ивана,
Какой ботинок без шнурка,
Какая песня без баяна,
Какой пан Зюзя без "Люлька"?»
– написал когда-то Аркадий Арканов.
«Куда мы только не ездили на гастроли — и за границу, и по стране, у нас было по 40 предложений в день… Концерты Зиновия везде проходили блистательно», – вспоминала Любовь Ефимовна.
Записи этих монологов берут с собой в полеты космонавты. «Петр Климук как-то выдал моей дочери соответствующую расписку: «Кате с пожеланиями успехов в учебе. Мы, космонавты, очень благодарны вашему папе за то, что в течение 63-х суток переносили вместе с Люльком полет». Герман Титов, по прибытию на Землю, нарисовал синусоиду, обозвав ее «траекторией Люлька» и подписал: «Пан Зюзя! Это я так летал. 11. 06. 70. Герман Титов», – рассказывал Высоковский. – Когда меня спрашивают, это правда, что вы были в вытрезвителе, что вас попоной накрывали, что вы стояли к стене «прислонютый», я уже не удивляюсь, не оправдываюсь, ничего не отрицаю. Но вам по секрету скажу: я никогда не бывал в вытрезвителе, меня не накрывали попоной и никогда никуда не возили на «мацацикле» в коляске… Единственная правда во всей этой истории – это то, что мою жену действительно зовут Любаней, что в переводе на общеизвестный язык означает Люлек».
Третий герой Высоковского – ироничный старик-аптекарь с одесским говорком: «Я сибе спрашивал, я спрашивал сибе – куда девались старые добрые болезни? Где ишиас? А? Больше того, где геморрой? Я видел перед собой одни сплошные раны… Резаные, колотые, рваные. Это шутка сказать, но три года подряд я не видел анализа мочи… Люди перестали интересоваться и со своей мочой. Они начали интересоваться и с политикой».
После первого выступления Высоковского с монологом аптекаря в его квартире раздался телефонный звонок из Биробиджана. Пожилая пара хвалила артиста за чистоту еврейской речи и просила его прислать им «флюкон» кокарбаксилазы. А еще лучше – просто «пизирек». Растрогавшись, Зиновий Моисеевич спросил их адрес. И услышал: Москва, Петровка, Александр Менакер и Мария Миронова.
Наутро жена снова зовет Высоковского к телефону: «Там тебя министр МВД просит».
«Здорово, министр!» – захохотал в трубку Зюзя, на что получил ответ: «Это еще не министр… Это помощник… С вашего позволения, я вас соединю с министром». Через несколько секунд: «Вас беспокоит Щелоков». «Да? – удивляется Высоковский. – Очень хорошо. А я думаю, что-то вы давно не звонили. И с помощником вы классно пошутили…» А в трубке: «Вообще-то мы так не шутим. Мы уж если разыгрываем, то по-другому…»
Оказалось, и вправду сам министр МВД Щелоков. Ему понравился монолог аптекаря и он пригласил Высоковского выступить с ним на концерте, посвященном Дню милиции. По тем временам – высокая честь.
«Жизнь моя – анекдот»
Во времена СССР популярность Высоковского не знала границ. «Я путем лица могу добыть любой дефицит – вещи, продукты, билеты на юг», - шутил Зиновий Моисеевич. Почему же сегодня народного артиста РФ помнит только старшее поколение? Отчего исчезли его герои с телеэкрана?
Впрочем, Высоковский был мудрым человеком и на судьбу не жаловался. «Жизнь – она как анекдот, говорил он. – Иногда смешной, иногда печальный».
На закате лет он напишет книгу воспоминаний, которую так и назовет – «Жизнь моя – анекдот: «Писалось с большим трудом, долго. Попытался в книге высказать по многим вопросам то, что у меня наболело. Я писал в ней о людях, которые прошли через мою жизнь и мое сердце. Не нахожу сейчас аналогов тем людям». И печалился по поводу распавшейся большой страны. Говорил: «Детство мое омрачено войной, старость - перестройкой».
В 2009 году в возрасте 77 лет Зиновий Моисеевич Высоковский, страдавший болезнью почек, скончался.
Любовь Ефимовна Высоковская вспоминала: «Выбрали ему для похорон батистовую сорочку, самую лучшую, и костюм, французский галстук ручной работы… Я посмотрела: все было хорошо, даже платок красивый носовой, который он очень любил, и туфли самые лучшие. И гроб был хороший. Нет, он достойно похоронен. Нам дали на двоих могилу. Все-таки мы больше 50 лет с ним прожили…».
В день смерти Высоковского на сайте «Эхо Москвы» кто-то написал: «У нас в коммуналке был один телевизор, и на «Кабачок 13 стульев» собирались из всех комнат. Теснота, от хохота содрогались стены. Это было как глоток кислорода в удушливой атмосфере, веселящий и пробуждающий к жизни. Вот и ушёл ещё один из великих. Спи спокойно, пан Зюзя. Вечная тебе память!»
Источники:
- https://www.syl.ru/article/288800/new_zinoviy-vyisokovskiy-mileyshiy-pan-zyuzya
- https://24smi.org/celebrity/125320-zinovii-vysokovskii.html
- https://kg-rostov.ru/history/histori_cult_person/govorit-i-pokazyvaet-pan-zyuzya/