Марк Захаров
Марк Захаров
Марк Захаров родился в 1933 году в Москве . При рождении он получил фамилию Ширинкин. Его отец, Анатолий Ширинкин, преподавал в школе, а мать, Галина Бардина, окончила театральную студию и вела занятия в актерских кружках для детей. После рождения сына семья жила в коммунальной квартире в районе Красной Пресни в столице.
Захаров с ранних лет полюбил театр, особенно кукольный. В своей книге «Контакты на разных уровнях» он писал: «Я очень увлекался театром в детстве, был ошеломлен довоенной «Синей птицей» во МХАТе
, позднее знал наизусть многие спектакли в волшебном театре Сергея Образцова ». С третьего класса он посещал драмкружок, а затем и театральные коллективы Москворецкого дома пионеров, где занимался вместе с Андреем Тарковским
После школы Марк Захаров решил поступать в Школу-студию МХАТ , но его даже не допустили до экзаменов. На предварительной консультации абитуриенту посоветовали выбрать другую профессию. Но затем Захаров успешно прошел вступительные испытания в Государственный институт театрального искусства им. А.В. Луначарского
. В 1951 году его зачислили на актерский факультет, руководителем студента стал режиссер и актер Иосиф Раевский. Уже со второго курса Захаров участвовал в массовых сценах, играл в спектакле «Дорога свободы» в Театре им. Маяковского
. Во время учебы режиссер познакомился со своей будущей женой, Ниной Лапшиновой, которая училась на курс младше.
«Я почувствовал запах режиссерской профессии»
В 1955 году Марк Захаров окончил ГИТИС. В СССР существовала практика распределения: государство отправляло выпускников на несколько лет работать по специальности в разные регионы страны. Захарова определили в Пермский областной драматический театр. Спустя год в Пермь
приехала Нина Лапшинова, они с Захаровым поженились и вместе служили в драмтеатре. По воспоминаниям режиссера, в то время ему поручали играть в постановках «разных смешных людей» — например, Бернардо в пьесе Лопе де Веги «Хитроумная влюбленная». Одновременно Марк Захаров работал на радио и рисовал карикатуры для прессы.
В 1956 году Захарова пригласили в театральную студию Пермского университета. Там он дебютировал как режиссер со спектаклем «Аристократы» по мотивам пьесы Николая Погодина. Об этом периоде позднее он писал: «Я почувствовал запах режиссерской профессии».
В Перми Марк Захаров проработал три года, затем вернулся в Москву. Там его приняли в Театр им. Гоголя
, но поручали в основном второстепенные роли. Спустя год Захаров перешел в Московский театр миниатюр
, где актеры выступали с монологами, показывали комические сценки и фельетоны. В то же время продолжал заниматься режиссурой, ставил спектакли в студенческом театре Московского государственного университета
. Первой работой мастера на новой сцене в 1962 году стал спектакль «Дракон» по одноименной пьесе Евгения Шварца
. Затем публика увидела постановку «Карьера Артуро Уи» по произведению Бертольта Брехта: Захаров работал над ней вместе с советским актером Сергеем Юткевичем. Эти спектакли принесли режиссеру известность среди коллег.
В 1965 году Марк Захаров пришел в Московский театр сатиры . Первым спектаклем на профессиональной сцене стало «Доходное место» по пьесе Александра Островского
. Главные роли исполнили ведущие актеры театра — Андрей Миронов и Татьяна Егорова. Захаров вспоминал, что спектакль «очень быстро превратился в московскую сенсацию, зритель штурмовал театр».
Но спустя несколько месяцев постановку сняли с репертуара: министр культуры СССР Екатерина Фурцева назвала «Доходное место» безыдейным: по ее мнению, комедия не соответствовала советской идеологии. Другая работа Захарова-режиссера также оказалась под запретом: вскоре после премьеры закрыли комедию «Банкет» по пьесе Аркадия Арканова
Художественный руководитель «Ленкома»
. На этой должности он сменил Анатолия Эфроса . Первой постановкой Захарова стала пьеса «Автоград‑XXI»: режиссер написал ее совместно с поэтом Юрием Визбором
. Главным героем стал молодой технократ, который руководил строительством большого завода. В драматической фантазии, как называли пьесу авторы, сочетались юмор и гротеск , психологизм драмы и лирика. Захаров отмечал, что это музыкальный рассказ о новом герое, который сквозь сомнения и препятствия движется к победе — готовому заводу. В постановке звучали песни на стихи Юрия Визбора и Роберта Рождественского
В 1977 году Захаров поставил спектакль «Парень из нашего города». В его основу легла одноименная пьеса советского писателя Константина Симонова
и Людмила Зорина.Другой известной работой Захарова-режиссера стали «Жестокие игры» по одноименной пьесе Алексея Арбузова. По сюжету социальной мелодрамы , как ее называли критики, родители молодого художника Кая улетели в командировку в Исландию. Юноша остался один в большой московской квартире. К нему постоянно приходили гости, среди них оказалась девушка Неля, которая сбежала из провинциального города от родных. Родители Кая не принимали особого участия в его жизни, отец и мать Нели не разделяли ее ценностей и убеждений. Оба героя чувствовали свою заброшенность и ненужность. Захаров писал, что «Арбузов тонко воссоздал многие особенности в мышлении и взаимоотношениях молодых людей». Постановка стала актерским дебютом Татьяны Догилевой: она исполнила роль Нели.
«Юнона и Авось»
В 1981 году в репертуаре театра появилась рок-опера «Юнона и Авось» . С разным составом актеров постановку показывали на сцене «Ленкома» свыше тысячи раз, она идет и по сей день — уже больше 40 лет. Музыку для спектакля написал композитор Алексей Рыбников
, либретто создал поэт Андрей Вознесенский В основу истории легли реальные события. В начале XIX века русский дипломат Николай Резанов в составе экспедиции отправился в кругосветное плавание. Он прибыл в Калифорнию, в город Сан-Франциско, чтобы пополнить запасы продовольствия для колоний на Аляске. Там Резанов встретил юную Кончиту Аргуэльо, дочь местного губернатора, и вскоре обручился с ней. Но Резанову предстояло вернуться в Россию, чтобы просить разрешения на брак с иностранкой. До Петербурга он не доехал — тяжело заболел в дороге, из-за сильной слабости упал с лошади и вскоре скончался. Кончита узнала о смерти жениха лишь через год. Замуж она больше не вышла, постриглась в монахини и занялась благотворительностью.
Роль Резанова в рок-опере исполнил Николай Караченцов , Кончиту сыграла Елена Шанина. Вскоре после премьеры труппа отправилась на гастроли во Францию по приглашению кутюрье Пьера Кардена. Больше месяца спектакль шел в Париже каждый день, пресса благосклонно о нем отзывалась. По воспоминаниям Марка Захарова, зрители приходили на постановку по несколько раз. После успеха во Франции труппа отправилась дальше, в США, Германию и Нидерланды.
«12 стульев» и «Тот самый Мюнхгаузен»: Захаров — кинорежиссер
В 1970-е годы состоялся дебют режиссера Захарова в кино. В 1976 году на экраны вышел телефильм «12 стульев» по одноименному роману Ильи Ильфа
и Евгения Петрова. Лента стала второй советской экранизацией этого произведения: на пять лет раньше вышла картина
. Молодого авантюриста Остапа Бендера в комедии Захарова сыграл Андрей Миронов , а его приспешника Ипполита Воробьянинова по прозвищу Киса — Анатолий Папанов . Музыкальную картину в четырех сериях тепло приняли зрители. В 1979 году на экраны вышел телефильм «Тот самый Мюнхгаузен» . В основу ленты легла пьеса Григория Горина «Самый правдивый». Драматург создал ее по мотивам произведений немецкого писателя XVIII века Рудольфа Эриха Распе. Образ выдумщика с богатым воображением, чьи фантазии зачастую оказываются реальностью, воплотил на экране Олег Янковский
. Несколько ролей в картине сыграли актеры «Ленкома», в том числе Леонид Броневой В 1980-х Марк Захаров открыл для себя еще одно направление работы: он пришел преподавать на режиссерский факультет ГИТИСа
. Там он проработал почти 30 лет.Театральные и телевизионные спектакли
В 1990-х Захаров продолжал ставить спектакли в «Ленкоме». Среди постановок того периода — опера для драматического театра «Королевские игры», история о жизни английского короля Генриха VIII и его второй супруги Анны Болейн, которую казнили из-за подозрений в измене.
Захаров в «Ленкоме» поставил несколько спектаклей, которые называл «тихими» — без музыкального сопровождения. Режиссер писал о них: «Мы пытались освоить некоторые иные способы поэтического созидания». Среди подобных постановок — «Чайка» по одноименной пьесе
. Роль Тригорина в ней исполнил Янковский. Марк Захаров считал эту работу актера «вершиной его сценических свершений».
В 2000–2010-х Захаров работал над фильмами-спектаклями — экранизациями театральных постановок. В 2005 году вышла телеверсия комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
, главные роли в ней исполнили Дмитрий Певцов и Александра Захарова . Режиссер вспоминал в мемуарах, что перед труппой стояла цель развеселить себя и зрителей, поэтому для действа характерна была «праздничная заразительность», с «хохотом и взрывами аплодисментов».
До последних дней Марк Захаров продолжал работу. Режиссер умер в сентябре 2019 года в Москве, похоронили его на Новодевичьем кладбище. Вскоре после этого театр, в котором он ставил спектакли более 40 лет, стал называться «Ленком Марка Захарова».
Марк Захаров
Марк Захаров — советский и российский режиссер театра и кино, актер, сценарист и литератор. С его именем связана целая театральная эпоха, его спектакли становились притчей во языцех, а киноленты разбирали на цитаты. Начало карьеры вовсе не обещало столь яркого продолжения. Но со временем постановщик выработал собственный стиль и собрал сильную труппу, которая стала его гордостью.
Детство и юность
Марк Анатольевич Захаров родился в Москве в 1933 году. Национальность режиссера — русский. Во время революции отец Марка учился в Воронежском кадетском корпусе. Анатолий Борисович поддержал большевиков, вступил в ряды Красной армии и прошел долгий путь от Воронежа до Варшавы. После Гражданской войны работал в военно-физкультурной сфере. Мать будущего режиссера Галина Сергеевна мечтала о карьере актрисы, училась актерскому ремеслу у Юрия Завадского.
В 1934 году отца семейства арестовали, вменив 58-ю статью. За контрреволюционную деятельность приговорили к 3 годам в заключении и ссылке. Мать оставила мечты о театральном будущем, уехав за супругом. Потом отцу запретили въезд в Москву. Оставшись без мужа, Галина Сергеевна много работала. Марк часто общался с бабушкой по линии матери — Софьей Николаевной. Женщина в то время работала заведующей детским домом.
В 1943 году после смерти бабушки семья вернулась в Москву. Они с трудом получили 2 комнаты в коммунальной квартире. Как писал сам Марк Захаров:
«Началась жизнь тяжелая, полуголодная, бесперспективная».
Отец устроился на службу в охранных частях Московского гарнизона. Но по все той же 58-й статье мужчину вновь выслали из Москвы. Мать работала преподавателем в драмкружках для детей. К занятиям женщина приобщила и сына.
Захарова в то время увлек кукольный театр Сергея Образцова. А будучи подростком, он посещал драмкружок под предводительством мамы и вместе с Андреем Тарковским занимался в театральном коллективе Дома пионеров.
После школы Марк не имел четкой цели. В архитектурный институт юноша не прошел по конкурсу, в военно-инженерную академию не приняли из-за «подпорченной» отцом биографии. Тогда вмешалась мать. Ей приснился вещий сон, который раскрыл перед ней призвание сына. До этого Галина Сергеевна была против того, чтобы Марк связывал свою судьбу с театром.
Воодушевленный абитуриент пришел на предварительное прослушивание в Школу-студию МХАТ. Марк громко и с энтузиазмом прочитал «Вересковый мед» Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака — и провалился. Тогда мать предложила юноше посетить экзамен с «Песней о купце Калашникове». Она помогла сыну разучить программу, после чего тот подал документы в ГИТИС и благополучно туда поступил.
Театр
Творческая биография Захарова начиналась в театре. Уже на втором курсе Марк стал выходить на сцену с эпизодическими ролями. После окончания учебы попал в Пермский областной драматический театр.
3 года, проведенные в Перми, оказались продуктивными в творческом плане. Марк Анатольевич много писал, рисовал, его карикатурные иллюстрации даже попадали в местную печать, попутно работал на радио, с удовольствием брался за организацию капустников. В Перми вместе с Виктором Чекмаревым был поставлен первый спектакль. Захаров почувствовал, что у него имеются волевые качества для работы с актерами.
В 1959 году Марк Анатольевич вновь приехал в Москву вместе с супругой, актрисой Ниной Лапшиновой, и устроился в театр имени Н. В. Гоголя. В это время его не покидало желание взяться за перо. Захаров получил бесценный литературный навык.
Умение разносторонне талантливого мужчины передать человеческую суть в юмористическом рассказе помогло ему в создании театральных постановок «Мистификация», «Варвар и еретик». В 1964 году Захаров осознал, что достигнут некий рубеж, актером он быть уже не может и не хочет. Вся его энергия и желания направлены на достижение режиссерского успеха.
Отправной точкой в режиссерской карьере Марка Анатольевича оказался студенческий театр МГУ, а дебютом на его сцене — спектакль «Дракон». Захаров поставил там немало спектаклей: «Хочу быть честным» Владимира Войновича, «Карьера Артуро Уи» Бертольта Брехта и другие.
В 1965 году он работал на сцене Московского театра сатиры. Поставленный Захаровым спектакль «Доходное место» по Александру Островскому прошел 40 раз с огромным успехом, но потом пьесу запретили. То же произошло и со следующей комедией «Банкет». Тем не менее спектакли Марка Анатольевича всегда были популярными.
Режиссер не раз заявлял, что не приветствует телевизионные версии спектаклей, поскольку современная техника может многое, но не передает ту особую атмосферу и энергетику, которые идут от артистов со сцены. А это иногда и составляет всю соль театра. Но все-таки телеверсия легендарной постановки появилась дважды — в 1983 и 2002 годах.
Позднее копилка работ Марка Захарова пополнилась спектаклями «Три девушки в голубом» Людмилы Петрушевской, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Пьера-Огюстена Бомарше, «Чайка» Антона Чехова и другими. Последние годы профессор режиссуры Марк Анатольевич преподавал в ГИТИСе. Педагогическую карьеру Захаров начал еще в 1983 году.
Маэстро до последних дней оставался художественным руководителем родного театрального коллектива. 13 октября 2018 года поклонники театра, телезрители и коллеги Марка Захарова подошли к торжественной дате — 85-летнему юбилею мастера. Телеканалы представили праздничные программы. Телеграмму с поздравлением отправил президент России Владимир Путин.
Фильмы
В 1972 году Захаров попробовал себя в кинематографе. Но первый проект мастера «Стоянка поезда 2 минуты» 15 лет пролежал на полке из-за того, что сыгравшие в картине Олег Видов и Борис Сичкин эмигрировали за рубеж. Композиторами этого музыкального фильма стали Геннадий Гладков и Юрий Энтин, а исполнила все песни Алла Пугачева.
Фильм, который зрители знают и любят до сих пор, — «12 стульев» с Андреем Мироновым и Анатолием Папановым. Режиссер противопоставил свой вариант уже ставшей к этому времени канонической экранизации Леонида Гайдая с Арчилом Гомиашвили. В свое время пару Папанова и Миронова на прослушивании мастер комедии отверг, а вот Захаров посчитал этот дуэт перспективным. В текст картины помимо размышлений Ильи Ильфа и Евгения Петрова попали авторские высказывания Марка Анатольевича.
Вскоре вышла кинолента «Обыкновенное чудо». Трогательная притча о любви в исполнении Александра Абдулова, Евгении Симоновой, Олега Янковского и Евгения Леонова прозвучала актуально и свежо.
Спустя год состоялась премьера трагикомедии «Тот самый Мюнхгаузен» по сценарию Григория Горина и на музыку Алексея Рыбникова. На главные роли были выбраны Олег Янковский, Елена Коренева, Инна Чурикова, Игорь Кваша. Натурные съемки проходили в немецком городке Вернигероде.
Следующим шедевром в фильмографии кинорежиссера стала картина «Формула любви» о графе Калиостро, мошенничество которого было разоблачено во время гастролей в России. Фильм, главные роли в котором исполнили Нодар Мгалоблишвили, Елена Валюшкина, Семен Фарада, Татьяна Пельтцер и другие, снискал любовь зрителей на долгие годы.
В большинстве картин режиссера стихи на музыку Геннадия Гладкова были написаны Юлием Кимом, но только в этом проекте композитор сочинил текст к песне «Уно моменто» сам. Он просто отобрал ряд цитат из итальянских песен и собрал из них четверостишья.
Последним вышедшим на экраны кинофильмом Марка Захарова стала антиутопия «Убить дракона», которая появилась в 1988 году. В драме режиссер использовал пьесу Евгения Шварца, с которой начинал свою карьеру в театре. Единственную песню в киноленте исполнила Лариса Долина.
Личная жизнь
Личная жизнь Марка Анатольевича сложилась счастливо. 58 лет его музой, верной спутницей и женой была Нина Тихоновна Лапшинова. В молодости она была актрисой, училась вместе с Марком на параллельном курсе. Их знакомство произошло во время совместного выпуска стенгазеты. Нина назвала будущего супруга «Захаров-Презахаров» и этой фразой случайно сразила Марка прямо в сердце.
Сокурсник не стал тянуть с предложением руки и сердца, а Лапшинова легко дала согласие. Первое время Нина была успешнее Марка в профессиональном плане, но благодаря жене Захаров сумел разглядеть в себе талант режиссера. На семейных фото супруги всегда выглядели счастливо.
Спустя 6 лет после свадьбы в семье произошло пополнение — родилась дочь Александра Захарова, ради воспитания которой мать оставила театр. Позднее Саша пошла по стопам мамы. Она успешно реализовала себя под началом отца в его спектаклях и фильмах, оставаясь при этом яркой индивидуальностью. За время службы в театре Александра получила прозвище Принцесса «Ленкома».
В 2014-м на 83-м году жизни Нина Тихоновна умерла от онкологии. В это время Марк Захаров находился на лечении в Германии из-за повреждения ноги. Отец и дочь тяжело перенесли утрату.
Смерть
В конце августа 2019 года Марк Анатольевич был госпитализирован в связи с воспалением легких. Поклонники следили за состоянием его здоровья и были рады каждой вести об улучшении здоровья режиссера.
28 сентября Марк Захаров скончался на 86-м году жизни. Причина смерти культового деятеля российской культуры — повторная пневмония, с которой ослабленный организм уже не справился. Коллеги Марка Анатольевича выразили соболезнования его семье.
После смерти режиссера руководство «Ленкомом» взял на себя Марк Варшавер. В театре на административной должности он работал с 1979 года. С его участием состоялись спектакли «Поминальная молитва», «Шут Балакирев» и другие. По его решению последний спектакль Захарова «Капкан» выпустила дочь маэстро Александра.
Фильмография
- 1972 — «Стоянка поезда — две минуты»
- 1976 — «12 стульев»
- 1978 — «Обыкновенное чудо»
- 1979 — «Тот самый Мюнхгаузен»
- 1982 — «Дом, который построил Свифт»
- 1984 — «Формула любви»
- 1988 — «Убить дракона»
Интересные факты
- Марк Захаров стал автором писем товарища Сухова к жене для кинофильма «Белое солнце пустыни».
- Настоящая фамилия режиссера — Ширинкин. Захаровым он стал, взяв фамилию деда по материнской линии.
- За требовательность в театре его порой называли Мрак Анатольевич. Перечить ему могли только Григорий Горин и супруга.
- По воспоминаниям Гладкова, постановщик просил сочинять музыку в его присутствии, а фильмы снимал под звучание фонограммы.
ЗАХАРОВ
Марк
Анатольевич
Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в городе Москва. Являясь подростком занимался в разных драматических кружках и театральных коллективах. В 1951 году после окончания школы поступил в Российский институт театрального искусства на актерский факультет.
Уже будучи студентом, Марк начал играть небольшие роли на сценах московских театров. Но по окончании ГИТИСа в 1955 году ему не удалось устроиться ни в один из столичных театров, и осенью он уехал в Пермь, где и началась его театральная карьера.
Параллельно с работой в Пермском театре Захаров писал детские сказки и стихи для местного издательства, рисовал карикатуры для газет, а в 1956 году в студенческом коллективе Пермского университета поставил спектакль «Аристократы», который стал его режиссерским дебютом.
Возвратившись в Москву в 1959 году, Захаров устроился работать в Драматический театр имени Гоголя, из которого вскоре перешел в Эстрадный театр миниатюр, где долгое время шла написанная им миниатюра «Кто виноват» и поставленный им спектакль «Неужели вы не замечали?». Затем была работа в Студенческом театре МГУ, который стал той стартовой площадкой, с которой Захаров вошел в профессиональную режиссуру.
Марк Анатольевич в 1965 году приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Именно на сцене этого театра с постановки спектакля «Доходное место» в 1967 году начался его звездный путь. В последующие годы в Театре сатиры Захаров поставил еще несколько успешных спектаклей - «Банкет», «Разгром», «Темп 1929», «Матушка Кураж и ее дети», «Чудак-человек».
Захаров стал главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола в 1973 году, позднее - театр «Ленком». Поставил спектакли, приобретшие впоследствии всемирную известность, - «Автоград-XXI», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Три девушки в голубом», «Чайка», «Ж2естокие игры», «Город миллионеров», «Ва-банк».
Значительное место в творческой деятельности Марка Анатольевича занимает работа в кино. Все созданные им фильмы широко известны и популярны - это «Двенадцать стульев», «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Дом, который построил Свифт», «Формула любви», «Убить дракона», «Узник Замка Иф».
Также Захаров выступал в качестве автора и соавтора сценариев не только своих фильмов, но и таких известных картин, как «Звезда пленительного счастья», «Земля Санникова», «Честь имею», «Белое солнце пустыни» и других.
Работу в театре Марк Захаров с 1983 года совмещал с преподавательской деятельностью - работал профессором кафедры режиссуры РАТИ. Также является секретарем Союза театральных деятелей России. Занимал пост заместителя председателя Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству, а также академика Академии российского телевидения, Международной академии творчества.
Марк Анатольевич является автором многих статей и публикаций по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвященных проблемам современной режиссуры.
Захаров являлся Народным артистом России и Заслуженным деятелем искусств. Становился лауреатом Государственной премии, премии имени Константина Станиславского, премий «Хрустальная Турандот» и «Триумф». Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Художественный руководитель московского театра Ленком, народный артист СССР Марк Захаров умер в Москве 28 сентября 2019 года после продолжительной болезни.
Церемония прощания с Марком Захаровым состоялась 1 октября 2019 года в здании театра «Ленком». Проводить режиссера в последний путь пришли близкие, деятели культуры, политики и поклонники. По завершении гражданской панихиды Захарова проводили аплодисментами. Похоронили Марка Анатольевича на Новодевичьем кладбище.
Власти Москвы 21 ноября 2019 года присвоили государственному театру «Ленком» имя Марка Захарова, которым народный артист СССР руководил более 40 лет.
Источники:
- https://www.culture.ru/persons/675/mark-zaharov
- https://24smi.org/celebrity/1148-mark-zaharov.html
- https://globalmsk.ru/person/id/5183