Пётр Николаевич Мамонов

Группа «Звуки Му»

Российскую рок-культуру сложно представить без коллектива «Звуки Му». Эта группа являлась главной звездой советского рок-андеграунда. Музыкантам удалось гармонично объединить бунтарские аккорды панк-рока с мелодичными мотивами фолка и лихими хулиганскими текстами, что сделало их творчество уникальным и незабываемым.

История создания и состав

Петр Мамонов, основатель «Звуков Му», с детства был неравнодушен к музыке. Он играл в школьной группе под названием «Экспресс», с увлечением осваивал игру на гитаре и мечтал о славе рок-музыканта. Однако мечта эта исполнилась далеко не сразу: Петр успел освоить не одну профессию, от лифтера до переводчика, до того как вновь вернулся к детскому увлечению.

История создания ансамбля началась в 1981 году – на тот момент Мамонову было уже 30 лет. Музыкант вместе со школьным другом Александром Липницким в шутку попробовал сочинить пару песен. После нескольких «кухонных» репетиций к приятелям присоединился перкуссионист Сергей Бугаев. Постепенно первые композиции еще безымянного коллектива оформились в законченные произведения, и новоявленная группа начала радовать гостей выступлениями.

«Звуки Му» — «Серый голубь»

Вскоре состав коллектива пополнился еще несколькими музыкантами, ансамбль получил название «Звуки Му». Уже через некоторое время группа могла похвастаться собственным клавишником (им стал Павел Хотин), виртуозным фаготистом Александром Александровым и перкуссионистом Михаилом Жуковым.

За время существования коллектива десятки музыкантов успели выйти на сцену с Петром Мамоновым в составе «Звуков Му». Кто-то задерживался в группе надолго, кто-то участвовал только в паре концертов. Бессменным оставался только сам основатель ансамбля, солист и автор большинства композиций.

Музыка

Постепенно коллектив, меняя музыкантов, стили игры и даже жанры, искал собственную индивидуальность. В 1988 году артисты записали первую пластинку, получившую название «Простые вещи». В этот альбом вошли композиции «Серый голубь», «Люляки баб», «Бутылка водки» и другие песни, которые любимы поклонниками «Звуков Му» до сих пор.

Немалую роль в создании сборника сыграл гитарист Алексей Бортничук – сводный брат Мамонова, а главным инициатором стал лидер группы «Центр» Василий Шумов, который выступил в качестве продюсера. Их второй студийный альбом «Крым» вышел в том же году. Сами музыканты считают его лучшей в своей дискографии.

Следующей серьезной вехой в биографии ансамбля принято считать вступление в Московскую рок-лабораторию. Эта общественная организация открылась по инициативе правительства. И хотя по большому счету главной целью лаборатории был все же контроль за текстами песен рок-музыкантов и своевременная цензура, членство в ней считалось почетным.

Кроме того, руководство лаборатории помогало молодым артистам организовывать концерты и гастроли, и участники «Звуков Му» начали постоянно выступать, параллельно «подчищая» материал для очередного альбома.

Заметным индикатором успешности группы стало приглашение на центральное телевидение. В 1989 году «Звуки «Му» приняли участие в программе «Музыкальный ринг». Правда, в состязании коллектив уступил ленинградскому коллективу «АВИА», а Мамонову посоветовали обратиться к психиатру.

Следующая пластинка группы порадовала поклонников жанра композициями «Гадопятикна», «Сумасшедшая королева», «Бумажные цветы», Forgotten Sex и другими песнями. В ее записи музыкантам помогал англичанин Брайан Ино, известный продюсер тех лет. С этим человеком Мамонов и другие музыканты «Звуков Му» познакомились также благодаря рок-лаборатории. Звукозаписывающие работы проходили в Британии, и альбом впервые был выпущен именно там. До ушей российского слушателя он дошел только в 1994 году.

Сразу после выпуска пластинки артисты отправились в гастрольный тур: по Великобритании, Советскому Союзу и США. Казалось, что впереди музыкантов ждет завидная карьера и всемирная слава. Однако в том же году Мамонов удивил поклонников заявлением о распаде коллектива.

После заключительного гастрольного тура «Звуков Му» Петр продолжил выступать с Алексеем Бортничуком, назвав новый проект «Мамонов и Алексей». В записи аранжировок братьям помогали небезызвестный бас-гитарист Евгений Казанцев и ударник Юрий Кистенев, позднее к музыкантам присоединился барабанщик Андрей Надольский.

Петр, по собственному признанию, возлагал большие надежды на этот проект, однако западные партнеры Мамонова оказались недовольны произошедшим – они вложили значительные средства в рекламу 2-го тура «Звуков Му» по США. Узнав о переименовании коллектива, Warner Brothers отказались от сотрудничества. Дальнейшей организацией поездки музыкантов в Америку занималась Линда Гринберг.

Под давлением представителей звукозаписывающей компании Opal Records, с которой Мамонов работал на тот момент, артисту пришлось вернуть предыдущий состав группы, и «Звуки Му» продолжили выступать и записывать песни в прежнем режиме. Композиции того периода были собраны в один альбом в 1993 году, пластинка получила название «Грубый закат». Самыми известными песнями с этого сборника стали «Консервный нож» и «Бронепоезд».

А на песню «Грубый закат» музыканты даже сняли клип. Процесс съемок занял минимум времени. Все происходило в студии, в съемках участвовал сын Мамонова. Нельзя сказать, что на тот момент это видео поразило публику, но в 2013 году о нем заговорили вновь. Американская группа The National опубликовала клип на песню Sea of Love, который полностью был скопирован с видеоролика «Звуков Му».

В последующие годы мировоззрение и приоритеты Мамонова серьезно изменились. Артист все больше и больше отходил от музыки, зато занялся новыми проектами: снялся в нескольких картинах, играл в театре и даже ставил собственные спектакли и костюмированные представления.

В 1995-м музыканта увлекли идеи христианства, артист оставил суетный город и перебрался в деревню. В интервью Петр признавался, что разочарован в рок-культуре, прежних идеях и даже поклонниках, которые периодически устраивали беспорядки и напивались во время концертов группы.

Все это в итоге склонило исполнителя к мысли об очередном роспуске коллектива. Последняя пластинка, записанная в прежнем составе команды, вышла в 1996 году. В этот альбом, получивший название «Жизнь амфибий, как она есть», вошли композиции «Черноморская чайка», «Хлестаков», «В деревне». По идее, с этого момента группа прекратила существование, не записывала песни и не снимала клипы. Но это только по идее. Теперь коллектив состоял из одного человека – Мамонова.

Сначала он выпустил несколько сборников, в которые вошли старые неизданные композиции, среди которых – «Все сволочи», «Электрические Мужички», «Бабик», «Люся» и другие.

А в 2000 году свет увидела полноценная пластинка «Шоколадный Пушкин». Правда, создавался диск Мамоновым практически в одиночестве. Он являлся автором и исполнителем всех композиций. Как и прежние работы, музыка и тексты звучат нагло, и в глаза бросается некая театральность исполнения. После выхода диска Петр решил воссоздать его в моноспектакле. Премьера состоялась в Московском драматическом театре им. Константина Станиславского 11 сентября 2001 года, как раз в тот день, когда на США обрушились террористические атаки. Спектакль получил противоречивые отзывы, тем не менее он шел на театральной сцене вплоть до октября 2005 года.

«Звуки Му» — «Люляки баб»

Восьмой студийный сборник «Звуков Му» вышел в 2002 году и получил название «Электро Т». Мамонов, как и над предыдущим диском, трудился сам. По версии сайта Evermusica.com, этот сборник был признан лучшей пластинкой коллектива и лучшим альбомом 2002-го.

Почти одновременно в 2003 году Петр выпустил сборники «Мыши 2002» и «Зелененький», которые позже перевел в формат очередного спектакля.

В следующем году Мамонов создал «Великое молчание вагона метро». В этот раз у него получился сборник белых стихов. Идея создания этой работы появилась у музыканта после курса реабилитации от алкогольной зависимости в психиатрической клинике.

В 2005 году вышел альбом «Сказки братьев Гримм» – последний в творчестве «Звуков Му». Концепция пластинки вращается вокруг одноименного сборника сказок, и каждая композиция является интерпретацией одной из них. Этот сборник, как и прошлые работы Мамонова, получился явно некоммерческим, но при этом в андеграундной среде был замечен.

Также в свет выходили концертные DVD, последние из которых – «Грубый закат в Киеве» и «Алексей in USA» – датированы 2008-м.

Триумфальное возвращение Петра произошло только в 2015 году, когда музыкант объявил о новом проекте. «Совершенно новые Звуки Му» – под таким названием артист возвратился на сцену.

В состав, кроме Мамонова, вошли Грант Минасян (ударник), басист Илья Урезченко, Слава Лосев, играющий на духовых и клавишных, а также Алекс Грицкевич (клавишник). Обновленный коллектив представил несколько концертных программ и порадовал соскучившихся поклонников гастрольным туром.

Уже через год коллектив «Совершенно новые Звуки Му» представил театрально-концертную программу «Приключения Незнайки». Мамонов выступал как на сольных концертах и в моноспектаклях, так и вместе с ансамблем – фото с мероприятий можно найти на странице исполнителя в «Инстаграме».

Липницкий, Александров, Хотин, Павлов, Бортничук и Троицкий создали свою группу «ОтЗвуки Му», которая также гастролировала по стране и выступала на фестивалях.

Группа «Звуки Му» сейчас

В марте 2021 года умер Александр Липницкий, один из основателей группы. Ему было 68 лет. Мужчина катался на лыжах недалеко от дома в Николиной Горе. Пытаясь спасти свою собаку, которая провалилась под лед в Москве-реке, он утонул. Музыканта похоронили в Подмосковье.

В апреле Мамонов отметил юбилей, в честь которого были проведены творческие вечера «Петр Мамонов. 70 лет» в клубе-фестивале «Морзе» и в Московском доме кино. А летом за жизнь музыканта переживали поклонники: солист попал в реанимацию с диагнозом «коронавирусная инфекция». Артиста подключили к аппарату ИВЛ и ввели в состояние искусственной комы. К сожалению, его организм не справился с болезнью — 15 июля несменяемый лидер группы «Звуки Му» скончался.

Клипы

  • «Грубый закат»
  • «Бутылка водки»
  • «Муха»
  • «Союзпечать»
  • «Шуба-дуба блюз»
  • «Метет»
  • «Досуги-буги»

Дискография

  • 1988 — «Простые вещи»
  • 1988 — «Крым»
  • 1989 — «ZvukiMu»
  • 1991 — «Транснадежность»
  • 1992 — «Мамонов и Алексей»
  • 1995 — «Грубый закат»
  • 1996 — «Жизнь амфибий, как она есть»
  • 2000 — «Шоколадный Пушкин»
  • 2002 — «Электро Т»
  • 2003 — «Мыши-2002»
  • 2003 — «Зелененький»
  • 2003 — «Великое молчание вагона метро»
  • 2005 — «Сказки братьев Гримм»

Интересные факты

  • С начала 1970-х Липницкий фарцевал пластинками и антиквариатом. Продав несколько старинных образов, он смог профинансировать запись первого сборника «Звуков Му». Музыканты неофициально закупили аппаратуру в США и создали студию на даче Александра.
  • Первый раз коллектив вышел на сцену в 1984 году – площадкой стал актовый зал в родной для Липницкого и Мамонова 30-й школе. Вместе с ними в концерте приняли участие «Браво», Виктор Цой и пр.
  • Осенью 1988 года состоялись первые заграничные гастроли «Звуков Му» – коллектив поехал в Венгрию на фестиваль альтернативной музыки Hungary Carrot. Участники группы выступали на сцене в сильном алкогольном опьянении, но, несмотря на это, дебют за рубежом прошел удачно.
  • Немалую роль в популярности ансамбля сыграл и фильм «Игла» режиссера Рашида Нугманова, вышедший в 1988-м. Здесь Мамонов предстал в образе хирурга-наркодилера. Партнерами артиста по съемочной площадке стали Виктор Цой, Александр Баширов, Марина Смирнова. Эта драма о том, насколько губительным может стать пристрастие к наркотикам, актуальна и до сих пор.

Пётр Николаевич Мамонов

Пётр Николаевич Мамонов — русский рок-музыкант, актёр, поэт, радиоведущий. Известен по музыкальной группе «Звуки Му» и исполнению главных ролей в фильмах «Такси блюз», «Остров» и других.

В его жизни было всё: эпатажные выступления с группой «Звуки Му», масштабные гастроли, миллионы поклонников, моноспектакли, изматывающие депрессии. Творческий запал талантливого автора не умещается в определенный вид искусства. Сегодня Пётр Мамонов – любящий отец и муж, следующий православным законам, счастливый, что, наконец, удалось обрести свой путь.

Детство и юность

Пётр Николаевич Мамонов родился 14 апреля 1951 года в Большом Каретном переулке города Москвы, в том самом, о котором пел Высоцкий. Отец был инженером, мать – переводчицей скандинавских языков. У Петра был сводный брат по матери Олег.

Бунтарская натура будущего музыканта проявлялась уже в детстве. Петра отчисляли из двух школ за клоунские выходки. Хотя учился он неплохо. Из 187 школы, например, он был отчислен за то, что устроил взрыв рядом с кабинетом химии. И артистизмом он, видимо, тоже выделялся в школьном возрасте. Не зря же в его дневнике красовалась запись: «Устроил цирк на уроке». По воспоминаниям приятелей, Пётр прекрасно двигался, нигде этому не учился, но мог станцевать и шейк, и твист, и рок-н-ролл.

Пётр Николаевич Мамонов

Интерес к музыке у Мамонова возник в старших классах. Созданный им дворовый ансамбль под названием «Экспресс» перепел большинство композиций «Битлз», «Роллинг Стоунз», Led Zeppelin и ещё десятка западных групп. Источником вдохновения были пластинки, привозимые из-за границы отчимом друга. Со временем Мамонову больше импонировали представители так называемой «чёрной» музыки, американцы: Рэй Чарльз, Майлс Дейвис и Айк Тернер. Это увлечение, по мнению одного из друзей музыканта Сергея Гурьева, послужило основой для той «животной, буреломной русской дикости», которой отличалось творчество исполнителя.

В юности Мамонов попадал в разные пацанские истории, учавствовал в драках «стенка на стенку». В одной из таких драк в саду «Эрмитаж» он получил удар напильником в область сердца. Еле выжил. На груди остался характерный шрам.

Одевался оригинал как стиляга. Ради эпатажа одно время носил в качестве серьги в ухе ручку от унитаза.

После школы Мамонов учился в полиграфическом техникуме, а потом поступил, в 1979 году, поступил в полиграфический институт. Овладел двумя языками: норвежским и английским. Сам зарабатывал себе на жизнь – мать приучила (закрыла на замок холодильник). Как многие молодые люди, был то грузчиком, то кочегаром, то банщиком, то корректором в журнале «Пионер» или по специальности работал наборщиком в типографии. Всё, что зарабатывал, тут же прогуливал с друзьями.

Пётр Николаевич Мамонов

Чтобы избежать армии будущий рокер прикинулся сумасшедшим и в связи с этим угодил в психиатрическую клинику на обследование. Там он познакомился с Артёмом Троицким, который потом очень сильно повлиял на карьеру музыканта.

Звуки Му

В 80-ые годы Мамонов жил в коммуналке в Чертаново и писал песни. Их у него набралось порядка семидесяти, когда он пригласил к себе Троицкого, который к тому времени уже успел стать известным музыкальным критиком. 1983 году была создана рок-группа «Звуки Му». В группу входили: гитарист Алексей Бортничук (младший брат Мамонова), клавишник Павел Хотин и бас-гитарист Липницкий. Сам лидер группы играл на гитаре и солировал криками, хрипами вперемежку с молчанием. Группа устраивала характерные для того времени квартирники, знакомилась с другими представителями андеграунда русского рока. Музыканты подружились с группами «Браво», «Аквариум», «Зоопарк», «Кино». Концерты стали приносить доход. Первый концерт на настоящей сцене состоялся зимой 1984 года в актовом зале спецшколы №30, где не так давно учились Липницкий и Мамонов. По описанию Троицкого музыкант тогда представлял из себя гипербализированную смесь «уличного шута, галантного подонка и беспамятно-горького пьяницы».

Пётр Николаевич Мамонов

В апреле 1985 года, чтобы получить право выступать легально, группа «Звуки Му» проходила прослушивание перед комиссией государственной вновь образовавшейся организации под названием Московская рок-лаборатория. Многие музыканты подпольного рока сочли такое поведение музыкантов предательским. Мамонов к тому времени уже был женат и имел троих детей. Нужно было кормить семью. Ради куска хлеба он тогда даже подписал коллективное письмо, осуждающее арьергард, о чём теперь сильно жалеет. Под опекой рок-лаборатории группа дала несколько концертов, в том числе ездила в Латвию по приглашению местного рок-клуба. В конце 1986 года на выставке молодых художников «Звуки Му» дали лучший в своей истории концерт, о чём написал в журнале «Юность» музыкальный критик Сергей Гурьев. Потом группа исколесила с гастролями всю страну от Владивостока до Харькова, вызывая смешанную реакцию зрителей.

Экзотическое поведение лидера группы привлекло внимание молодого кинорежиссёра Рашида Нугманова, он пригласил Мамонова на съёмки фильма «Игла».

Пётр Николаевич Мамонов

В 1988 году группа записала два студийных альбома «Простые вещи» и «Крым», а в Лондоне выпустила виниловый диск, который так и назывался «Zvuki Mu». Это Троицкий познакомил Мамонова с английским продюсером Брайном Ино, который ещё и предложил тур по западным странам. Музыканты побывали в Венгрии, Италии, во Франции, Германии и Великобритании. Перед этими гастролями группа впервые выступила на центральном телевидении в передаче «Музыкальный ринг», а затем отправилась на западное побережье Северной Америки.

Несмотря на растущую популярность, записав альбом «Транснадёжность», в 1989 году коллектив «Звуков Му» распался. После ухода Липницкого обязанности директора и оформителя сцены взяла на себя супруга Мамонова, Ольга.

В 1990 году Пётр Мамонов основал собственную звукозаписывающую студию «Отделение Мамонов». Вместе с администратором Олегом Ковригой рокер планировал заняться продвижением молодых музыкантов, даже объявил конкурс в «Московском комсомольце». Но он ни с кем не мог поладить. Запирался один в студии как в берлоге. Через два года она прекратила своё существование.

Дальше Пётр Мамонов взялся за восстановление «Звуков Му», пригласив опытных музыкантов: бас-гитариста Евгения Казанцева и барабанщика Андрея Надпольского. Группа зазвучала совершенно иначе, получилась плотная «стена звука». В 1993 году они выпустили альбом «Грубый закат», а в 1996 году – винильный диск «Жизнь амфибий, как она есть». Из-за сложного характера и частых отъездов лидера группа распалась.

В 2003 году в прямом эфире на канале ТВС состоялось знаменитое выступление Мамонова в передаче «Земля-Воздух», где под гитару он впервые за долгое время исполнял старые песни «Звуков Му», а в перерывах отвечал на вопросы музыкальных критиков ведущих радиостанций страны. Выступление получило такой резонанс, что телестудии пришлось выпустить DVD-запись этого эфира.

В 2011 году Мамонов неожиданно появился на фестивале «Рок над Волгой» в Самаре, исполнив главный хит «Звуков Му» «Досуги-буги» и новый сингл «Блюз тайно тоскующего по дому человека».

Кино

На счету Петра Мамонова около двух десятков киноролей. Зрители помнят его самобытную работу в фильме Павла Лунгина «Такси блюз» (1990 год), где он играл глубоко драматичную роль спивающегося саксофониста. Картина получила «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале. Последующие фильмы с участием музыканта («Аnna Karamazoff» (1991 год), «Нога» (1991 год), «Терра инкогнита» (1994 год), «Время печали не пришло» (1995 год), такого успеха не получили, но вероятно остались дороги поклонникам Петра Николаевича.

Пётр Николаевич Мамонов

В 2005 году зрители смогли увидеть уже другого Мамонова в проекте Сергея Лобана «Пыль». Музыкант к этому времени перебесился, принял православие и уехал жить в деревню Ефаново Московской области. Фильм получил разное количество наград в сфере независимого кино.

2006 год заставил всех снова заговорить о Мамонове – вышла пронзительная по своей искренности картина Павла Лунгина «Остров». В этом фильме актёр практически не играет отшельника, искупающего своё малодушие в прошлом, он живёт на экране.

Пётр Николаевич Мамонов

В 2009 году в прокат вышел исторический фильм Павла Лунгина «Царь». Пётр Мамонов играл Ивана Грозного, митрополита Филиппа – Олег Янковский. В фильм было вложено много усилий, но такого сильного впечатления на зрителей, как «Остров», он не произвёл.

Пётр Николаевич Мамонов

В 2010 году Мамонов участвовал в съёмках расширенной версии фильма «Игла» «Игла Remix», специально для картины записал свою лекцию о вреде алкоголизма.

Пётр Николаевич Мамонов

В 2011 году Мамонов работал в фильме художественной группы СВОИ2000 «Шапито-шоу», а потом по свежим следам вместе с Сергеем Лобаном снял видеофильм «Мамон + Лобан», где рассуждает о гордыне и тщеславии.

Пётр Николаевич Мамонов

В ноябре 2015 года в фильме Евгения Баранова «Иерей-сан» партнёрами Петра Мамонова были Иван Охлобыстин, Надежда Маркина, Игорь Жижикин, Пётр Фёдоров и Кэри-Хироюки Тагава.

Театральные подмостки

В театре Пётр Мамонов был, как правило, и автором, и постановщиком, и главным исполнителем.

Начиная с 1992 года, он стал сотрудничать с Московским драматическим театром им. К. С. Станиславского, где игрались его спектакли: удачный «Лысый брюнет» и менее удачный «Полковнику никто не пишет». Мамонов, наконец, понял, что не может работать в коллективе, и у него появилась идея делать моноспектакли, где он сможет проявить все свои таланты без лишней траты нервов.

В 1997 году на сцене всё того же театра Станиславского состоялась премьера спектакля «Есть ли жизнь на Марсе?» по мотивам одноактной пьесы Антона Чехова «Предложение». Это был полностью авторский проект Петра Мамонова. Речитатив исполнителя перемежался редкими гитарными аккордами звукозаписи, вместо актёров на сцену выносились куклы. Оригинальная постановка пользовалась успехом, шла в театре в течение четырёх лет и была записана на DVD в виде смонтированных фрагментов.

Пётр Николаевич Мамонов

Для нового проекта, музыкального спектакля «Шоколадный Пушкин», в 2001 году автор придумал новый жанр, назвав его лит-хопом. Текст читался в стилистике трип-хопа. И снова звучали случайные гитарные звуки и совершались не связанные между собой вымученные движения по сцене. Спектакль четыре года шёл на разных площадках Москвы.

После длительного перерыва в 2012 году Мамонов создал моноспектакль «Дед Пётр и зайцы».

Свой 65-летний юбилей на сцене Театра Эстрады музыкант отметил музыкальным спектаклем «Приключения Незнайки» (2016 год) в рамках нового проекта «Совершенно новые Звуки Му».

В 2019 году после операции на сердце Пётр Мамонов возобновил свою творческую жизнь.

Литературная деятельность

Первой попыткой изложить свои философские мысли было издание книжки «Птица Зу» (2005 год). Склонный к декламации, в тот же год, Мамонов выпустил аудиальбом «Сказки братьев Гримм», где своими словами пересказывает одну из сказок знаменитых братьев. Планировался моноспектакль на записанном материале, но по финансовым причинам проект не состоялся.

Пётр Николаевич Мамонов

С 2008 года на полках книжных магазинов стали появляться один за другим сборники афоризмов Петра Мамонова «Закорючки». Вышедшие пять томов отражают религиозные рассуждения автора.

Личная жизнь

Первый брак Петра Мамонова, в котором родился сын Илья, развалился из-за злоупотребления артистом алкоголем.

В середине 80-ых музыкант был увлечён известной художницей Ольгой Гороховой и посвятил ей песни: «Вчера ты дала мне», «Муха — источник заразы» и «Отдай мои вещи».

Пётр Николаевич Мамонов

Вот уже много лет Пётр Мамонов женат на бывшей артистке кордебалета Ольге. Она не только заботливая супруга и мать, но ещё и менеджер исполнителя. У супругов трое взрослых детей. Есть внуки.

На передаче Бориса Корчевникова «Наедине со всеми» музыкант рассказал историю своего укрепления в вере и переезда в деревню. Он убеждён, что семья – это малая церковь.

Журналисты любят навещать Петра Николаевича в его подмосковном «поместье». Он, традиционно перебивая корреспондентов, много и хорошо говорит таких вещей, которые понятны каждому русскому человеку.

Смерть

Пятнадцатого июля 2021 года, в возрасте 70 лет Пётр Николаевич Мамонов скончался в больнице в Коммунарке. Причиной смерти стала коронавируса инфекция COVID-19. Двумя неделями ранее, с 1 июля, Петр Мамонов был госпитализирован и находился в реанимации подключенный к аппарату искусственной вентиляции легких.

Избранная фильмография

  • 1986 Стоит лишь тетиву натянуть…
  • 1988 Игла
  • 1990 Такси-блюз
  • 1991 Нога
  • 1991 Анна Карамазофф
  • 1995 Время печали ещё не пришло
  • 2005 Пыль
  • 2006 Остров
  • 2009 Царь
  • 2010 Игла Remix
  • 2011 Шапито-шоу
  • 2013 Пепел
  • 2014 Иерей-Сан
  • 2017 Чай
Ссылки
  • Страница в Википедии
  • Инстаграм

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Источник заразы. О чем были песни группы «Звуки Му»

Вступить в клуб

На Каретном Ряду вечерело. В окрестностях сада «Эрмитаж» традиционно прогуливались компании скучающих подростков, влюбленные парочки, одинокие взрослые люди в длинных пальто. Вдруг откуда-то из подворотни за скользящим по улице троллейбусом с криком погнался худощавый молодой человек. Мокрый от пота костюм на нем был изорван в клочья, лицо бледное как снег, а из окровавленной груди торчал напильник. На ближайшей остановке троллейбус замедлился, мужчина влетел внутрь него и выволок, избивая, одного из пассажиров. Когда тот, под градом лихорадочных ударов, окончательно обмяк на асфальте, человек в костюме поднялся с колен, отряхнулся и тоже упал — казалось, замертво. Проснулся он уже месяц спустя в реанимации — и сразу пошел в пивную. Этого человека звали Петр Николаевич Мамонов.

С его собственных слов, тем роковым вечером он, как это часто бывало, выпил лишнего и повздорил со случайным гражданином, а тот, чтоб неповадно было, решил своего собеседника убить — ударом напильника в грудь. Петр Николаевич каким-то чудом не умер. В ту ночь, как считал сам музыкант, Бог ради более важной миссии «оставил его жить». Куда вероятнее, конечно, что «оставил жить» Мамонова выброс адреналина, который он тогда испытал, и врачи больницы, куда его быстро доставили очевидцы драки у «Эрмитажа», но именно в этот день будущий лидер «Звуков Му», возможно, понял, что в жизни есть какие-то другие цели помимо саморазрушения. 10 лет спустя музыкант стал известен во всем мире как главный панк советской неофициальной сцены. Он записывал альбом в Лондоне и даже ездил с туром по Соединенным Штатам, где журналисты и критики называли музыкантов группы «сумасшедшими русскими», интересными своей «бескомпромиссностью».

Михаил Мамонов во время выступления Фото: Сергей Кузнецов / РИА Новости

Звучание

Британский композитор Брайан Ино — продюсер альбома Zvuki Mu, работавший с Дэвидом Боуи и Talking Heads, познакомился с Мамоновым и группой в 1987 году во время своего визита в СССР. Уникальное звучание «Звуков» произвело на Ино огромное впечатление. Позднее он характеризовал стиль группы как «маниакальный минимализм» — инструментальные партии в каждой песне были нарочито примитивными, что оказывало на слушателя психоделический эффект. Сам Мамонов, по словам Ино, был носителем «удивительного и страшного архетипа» из «глубокого средневековья», в атмосферу которого он погружал слушателей благодаря перегруженным гитарным партиям в стиле постпанка и грязного lo-fi. Со временем стиль группы менялся, включая в себя элементы синтипопа и новой волны, звучание становилось более электронным, близким к трип-хопу. В своем позднем творчестве Мамонов заимствовал многие приемы из своих любимых зарубежных композиций: так, в треке «Уверенная» (2021) переливчатое электрическое пианино как будто сэмплировано с первого альбома The Doors, а песня «Зависть» «утопленным» вокалом и гитарным темпом напоминает поздних Portishead.

Петр Мамонов в собственной студии звукозаписи Фото: Михаил Воскресенский / РИА Новости

Техника письма

В текстах своих песен Мамонов всегда старался говорить предельно простым языком про такие же предельно «простые» вещи. Наглядный пример — трек «Волкмэн» (1986). По сюжету оставленный родителями ребенок сидит дома, жаждет внимания и «конфет», но взрослые «ушли на работу» и конфет ему не купили. Недовольный таким положением дел герой фантазирует о собственной взрослой жизни, когда он будет совсем «один» и даже не вспомнит, что раньше был «чьим-то сыном». Песня об одиночестве, взрослении и подростковой обидчивости заканчивается просьбой ребенка купить ему кассетный плеер Sony Walkman — чтобы модная музыка заменила близких и спасла от тоски. Через описание такого мелкого детского переживания Мамонов смеется над зарождающейся культурой потребления, которая любую эмоцию в конечном итоге сводит к покупке, к реакции на товар. Пока другие перестроечные коллективы писали «протестные» песни, «Звуки Му» исследовали новую реальность советских граждан.

Читайте также

Кроме прочего, Мамонов был одним из немногих, кто поднимал в песнях тему секса. Рассуждал «про это» поэт довольно необычно для своего времени — ничего вызывающего в текстах не было, даже напротив, описания интимной близости получались аскетичными, очень условными (хотя говорить откровенно музыкантам уже никто не запрещал). В песне «Забытый секс» фраза «300 минут секса с самим собой» — это максимум эротического, который предлагает артист. Куда больше в тексте сцен из обычной городской жизни: «девушки слушают радио на площадях», «юноша роет тоннель сильной и страстной рукой», «забытые наслаждения таит микрофон». Таким образом Мамонов пытался показать, что секс «каждый вечер» и «каждый день» окружает людей повсюду — он в каждом встречном человеке, в новых «кинопрограммах» и даже в движении «поездов». Энергия любви движет миром — ее нужно лишь научиться замечать вокруг себя. Вот, например, «чиновник несет портфель и нежно следит за мной» — в «нежном» взгляде герой Мамонова как бы читает подавленное сексуальное желание, нереализованный любовный порыв. Тревожная, предположительно интимная связь, которая могла бы возникнуть между героями, здесь в чем-то повторяет центральный мотив из текста Моррисси к песне This Charming Man, только у «обаятельного господина» из трека The Smiths атрибутом взрослой жизни выступал автомобиль, а у «Звуков Му» — «портфель» советского бюрократа.

Петр Мамонов в составе группы «Звуки му» Фото: Joanna Stingray / Getty Images

В 2015 году, спустя десять лет после распада группы, Мамонов, ставший за это время театральным актером, создал другой коллектив — «Совершенно Новые Звуки Му». В 2021 году у него вышел альбом «Незнайка», все тексты в котором были заимствованы из детских произведений Николая Носова. Безобидные истории о дружбе и поиске себя в исполнении Мамонова заиграли новыми красками. Например, в песне «Тюбик» герой комментирует портрет, нарисованный художником. «Как я похож!» — говорит он, посмотрев на картину. Потом начинает сомневаться — «Вроде похож! Только вот кончик носика чуточку не похож. И волосики тоже — чуточку не похожи». Мамоновский Незнайка в реальном времени становится все более «непохожим» на самого себя, теряет привычные черты. На фоне пронзительного речитатива все время слышится какое-то жуткое старческое бормотание, а инструменты как будто залипают, раз за разом играют один и тот же кривой мотив. Казалось бы, основа трека — детская сказка, но в каждый из отобранных текстов Мамонов вкладывает какое-то личное переживание, собственную историю, которую после прослушивания трудно выбросить из головы.

Искусство перформанса

Главное отличие «Звуков Му» от коллег по перестроечной сцене заключалось в неповторимой манере выступлений Мамонова. И без того жуткие композиции на концертах коллектива превращались в полноценные артхаусные постановки, которые Брайан Ино вполне справедливо сравнивал с древними языческими обрядами. Эталонный пример такого «обряда» — исполнение песни «Консервный нож» на «Программе А» (1998). На видео оцепеневший артист ковыляет по сцене, весь потный, с широко раскрытыми, неморгающими глазами, — как будто его только что хватил удар, — и просит «консервным ножом» по буквам вырезать на его спине имя «Коля». На пружинящем в припадке Мамонове криво сидит тяжелый белоснежный костюм, напоминающий одеяние покойника, а все выступление похоже на бюджетную версию концерта Talking Heads под названием Stop Making Sense: солист группы Дэвид Бирн в характерной «придурковатой» манере трясся и плясал там в почти таком же огромном пиджаке. Отчасти поведение Мамонова на сцене походило и на «припадочную» сценическую манеру солиста Joy Division Йена Кертиса — тот, правда, страдал эпилепсией и трясся у микрофонной стойки не по своей воле.

Ничуть не меньше впечатляет нашумевшее в свое время выступление «Звуков» на «Музыкальном ринге» в 1989 году. Все начинается очень сдержанно: ведущая спокойным голосом объявляет группу, называет песню — «Гадопятикна». Советский телезритель ожидает услышать очередную молодежную группу типа «Секрета», но на экране начинает происходить нечто совсем иное. Абсолютную тишину после анонса сперва прерывает выкрик из зала — «Танцуй, Петя!» — видимо, от уже знакомой с творчеством группы публики. Затем звучит тяжелый гитарный рифф. Сразу за ним вступает издевательски «волшебная» по настроению клавишная партия. В паузах между одиночными «залпами» из разных инструментов зал погружается в паническое молчание. И вот «Петя» начинает «танцевать». Гнущийся, как насекомое, которое медленно давят пальцем, Мамонов извивается перед микрофоном. Сначала он вкрадчивым басом шепчет: «От бизоньих глаз темнота зажглась». И вдруг резко, как сирена, начинает вопить, мол, у него дома поселилось «такое!» — и, улыбаясь, замолкает. Клавишник поет фальцетом. Мамонов продолжает двигаться на месте, как парализованный, складываясь пополам.

По проверенной временем формуле «куплет-припев» это представление повторяется трижды. Завершает его джазовая импровизация на саксофоне. Номер закончен, зрители хлопают — потому что так принято. Только что они прослушали стихотворение Марины Цветаевой из цикла «Бессонница» — точнее, вольную интерпретацию этого текста от Петра Мамонова: «бессонные» глаза в его исполнении стали «бизоньими», а акценты немного сместились с романтического на потустороннее, непознаваемое — так в сюжете появилось чудовище «Гадопятикна», которое музыкант, по-видимому, пытался изображать на сцене на протяжении шести минут.

В конце 1990-х Мамонов внезапно отрекся от всего, что делал, как от «бесовщины», стал актером и глубоко погрузился в веру. Юродивые в его исполнении мелькали на экране в фильмах Павла Лунгина, но истории там были слишком нравоучительными, а написанные герои серьезно уступали в харизме Мамонову-музыканту. Превращение артиста из главного панка своего времени в пожилого ревностного христианина выглядело довольно странно — но только на первый взгляд. На самом деле все эксперименты с наркотиками, безумные концерты, поздние театральные выступления и съемки в подчеркнуто православном кино были просто разными способами соприкоснуться с потусторонним, неважно, божественным или «бесовским». Артист много раз говорил о том, что все люди — «маленькие», они беспомощно барахтаются во тьме и рискуют утонуть, если им не протянуть спасительное весло, не подсветить дорогу. И на протяжении всего своего творческого пути Мамонов — или, как считал музыкант, святой дух, руководящий им, — делал ровно это — разгонял мрак.

Какие грехи отмаливает в свои 70 лет основатель группы «Звуки Му»: Пётр Мамонов

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Подписка Отписаться можно в любой момент.

14 апреля своё 70-летие отпраздновал один из самых неординарных артистов отечественной сцены Пётр Мамонов. Его группа «Звуки Му», появившаяся в 1980-е, стала настоящим взрывом, а композиция «Шуба-дуба-блюз» стала гимном андеграунда. Он пел, танцевал, играл на театральной сцене и снимался в кино. Пётр Мамонов жил на полную катушку, а в 45 лет решил всё изменить в своей жизни. Музыкант расставил по-новому приоритеты и многому научился. Но есть в его жизни грехи, которые он отмаливает вот уже четверть века.

Бунтарь и хулиган

Пётр Мамонов. / Фото: www.topic.lt

Пётр Мамонов. / Фото: www.topic.lt

Его жизнь могла бы не отличаться от тысяч жизней его ровесников. Он рос на Большом Каретном в интеллигентной семье. Отец был очень хорошим инженером, специалистом по доменным печам, мама работала переводчиком со скандинавских языков и учила сына не только общепринятым ценностям, но и самостоятельности. И Пётр Мамонов рос на самом деле самостоятельным и рано осознавшим свою уникальность. Он с детства проявлял актёрские способности, но больше всего на свете он любил выделяться из толпы, за что прослыл бунтарём и хулиганом.

«Мне было весело, а окружающим - страшно. » / Фото: www.kleinburd.ru

«Мне было весело, а окружающим - страшно. » / Фото: www.kleinburd.ru

Он мог устроить взрыв в школе рядом с кабинетом химии, а особое удовольствие доставляла ему прогулка в очках, в качестве украшения к которым использовалась цепочка с ручкой от сливного туалетного бачка. А ещё он писал стихи и в школьные годы вместе с друзьями организовал группу «Экспресс». Правда, в те далёкие школьные годы он ещё не знал, что музыка станет определяющим фактором в его жизни.

Любовь, слава и вседозволенность

Пётр Мамонов. / Фото: www.yandex.net

Пётр Мамонов. / Фото: www.yandex.net

В 21 год Пётр Мамонов впервые женился на девушке, которую любил. Брак этот просуществовал около восьми лет и распался по причине слишком сильного пристрастия Мамонова к спиртным напиткам. Даже рождение сына не заставило молодого отца отказаться от своих пагубных привычек. Позже музыкант встретил свою вторую жену Ольгу, которой пришлось пройти через множество испытаний до того момента, как она обрела, наконец, долгожданное семейное счастье. В период необыкновенной популярности «Звуков Му» Пётр Мамонов был очень далёк от идеала мужа и отца.

В 25 лет он пережил клиническую смерть после того, как в пьяной драке его ударили в грудь напильником. Острый инструмент прошёл прямо под сердцем и пробил лёгкое. Врачи боролись за его жизнь целых 40 дней, пока он лежал в коме, а он сразу после больницы отправился в пивной ларёк, да ещё и потребовал пропустить его без очереди, как инвалида.

Пётр Мамонов и Александр Липницкий. / Фото: www.yaplakal.com

Пётр Мамонов и Александр Липницкий. / Фото: www.yaplakal.com

Вся его жизнь была подчинена поиску удовольствий, а потому раз за разом он пробовал что-то новое для себя: алкоголь, наркотики, бесконечная смена девушек рядом. А Ольга ждала, уговаривала, увещевала. И трижды избавлялась от нежеланных беременностей.

Он был одним из самых известных музыкантов, после стал сниматься в кино и выходить на театральную сцену. В то время у него было всё: слава, деньги, признание, самые красивые девушки Москвы и ощущение невероятной свободы. Он был волен делать всё, что хотел, и никто бы не посмел ему ни в чём отказать. Его и сегодня по праву считают человеком-легендой. Он постоянно находился в поиске чего-то, пока не осознал, что его жизнь бессмысленна, и все доступные ему блага мира не делают его счастливее.

В 45 лет жизнь только начинается

Пётр Мамонов. / Фото: www.nashe.ru

Пётр Мамонов. / Фото: www.nashe.ru

Сегодня он, кажется, пытается исправить все ошибки, допущенные в молодости. В 45 лет он вдруг понял, что высшее блаженство – это не мирские удовольствия, а общение с Богом. И с тех пор жизнь Петра Мамонова полностью изменилась. Теперь на первом месте в его жизни всегда стоит Бог, на втором – его семья, а уже потом работа и творчество.

Сейчас он, не стесняясь, признаётся в том, что всю жизнь служил дьяволу и потому катился по наклонной. Если бы он мог просто вырвать те страницы из своей биографии, за которые ему сегодня стыдно, он бы сделал это без тени сомнения. Но, к сожалению, в его силах только замолить грехи, которые были в его жизни.

Пётр Мамонов. / Фото: www.kinorium.com

Пётр Мамонов. / Фото: www.kinorium.com

И Пётр Мамонов, в свое время эпатировавший публику своими выходками, покорявший сердца миллионов «Звуками Му», отдававший всего себя зрителю во время своих моноспектаклей, с присущей ему страстностью теперь говорит о том, что изменило его жизнь. Он за закрытой дверью просит Бога простить все его прегрешения и, как говорит сам Пётр Мамонов, «избавить от всех моих гадостей».

Наркотики и прелюбодеяния, алкоголь и гордыня, сребролюбие и чревоугодие, - это всё было в его жизни. И три ребёнка, которые так и не появились на свет – это и его грех тоже. Пётр Мамонов признаётся: вспоминать о прошлой жизни ему не хочется, но он снова и снова делает это. Рассказывает в своих интервью обо всём максимально подробно. Не потому, что сожалеет о прошлом. Он просто хочет предостеречь тех, кто сейчас стоит на таком же скользком пути, как и сам он когда-то. Как знать, если бы не изменилась четверть века назад его жизнь, Петра Мамонова и вовсе могло уже не быть.

Пётр Мамонов. / Фото: www.ruskino.ru

Пётр Мамонов. / Фото: www.ruskino.ru

В свои 70 лет Пётр Николаевич бодр душой и телом, он посвящает свою жизнь Богу и с удовольствием соглашается давать интервью. Лишь затем, чтобы рассказать людям, в чём же истинный смысл жизни. И теперь он приучает себя к тому, что каждый день он должен приносить пользу. Нет добрых дел, значит, день прошёл зря. А ещё он стремится быть предельно честным cо зрителями, с окружающими и с самим собой.

Остались в далеком прошлом и времена бурной молодости рок-музыканта Вячеслава Бутусова. Сегодня он ведет уединенный образ жизни, много времени проводит с семьей и главным для себя считает духовные поиски, в которых его направляет вера в Бога.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источники:

  • https://24smi.org/celebrity/51418-zvuki-mu.html
  • https://biographe.ru/znamenitosti/petr-mamonov/
  • https://snob.ru/culture/istochnik-zarazy-o-chem-byli-pesni-gruppy-zvuki-mu/
  • https://kulturologia.ru/blogs/170421/49606/
Марина Терехова
Марина Терехова
Я Марина Терехова, журналист с более чем 10-летним опытом работы в сфере шоу-бизнеса. С юных лет я обожала кино и музыку, что привело меня к карьере в этом увлекательном мире. На моем сайте вы найдете эксклюзивные интервью с актерами, музыкантами и другими знаменитостями, а также последние новости и слухи из мира шоу-бизнеса. Я стараюсь держать вас в курсе самых интересных событий и скандалов.